Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система управления инновационным учебным заведением как средство развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате реализации системы управления лицеем, ее эффективного функционирования и развития, внедрения комплекса педагогических условий, в ходе экспериментальной работы отмечается положительная динамика изменения профессионального мастерства, готовности преподавателей к инновационной деятельности, повышение показателей их участия в научно-исследовательской деятельности. Исключительно важным… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы управления 11 инновационным учебным заведением (в процессе развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников)
    • 1. 1. Сущность и структура инновационных процессов в 11 системе начального профессионального образования
    • 1. 2. Профессиональная компетентность ИПР в условиях 38 инновационного учебного заведения, ее критерии и ступени роста
    • 1. 3. Научные подходы к управлению инновационным 66 учебным заведением

    Глава 2. Проектирование, экспериментальная проверка и 93 оценка системы управления инновационным учебным заведением в процессе развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников

    2.1. Проектирование системы управления инновационным 93 учебным заведением

    2.2. Практическая реализация теоретической модели системы 115 управления учебным заведением, направленной на развитие профессиональной компетентности ИПР

    2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной 150 работы

Система управления инновационным учебным заведением как средство развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Стремительные социокультурные перемены в стране, смена образовательных парадигм, обновление содержания и технологий профессионального образования требуют от инженерно-педагогических работников концентрации интеллектуальных ресурсов для удовлетворения социальных запросов. Поэтому в учебных заведениях важно создать условия для становления педагога-профессионала, способного к исследованию и управлению педагогической деятельностью, владеющего инструментарием диагностики процесса и результатов собственного труда, способами обоснования путей и средств его коррекции и дальнейшего совершенствования.

Развитие профессиональной компетентности учителей, создание условий для становления творчески мыслящей личности учащегося — проблема, оказывающая непосредственное влияние на успешное функционирование учебного заведения. Это обуславливает необходимость использования идей психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта в работе образовательных систем, приводящих к прогрессивным качественным изменениям.

Проблема профессионализма вообще и профессиональной компетентности в частности рассматривается как одна из центральных в психолого-педагогических исследованиях. В настоящее время наука располагает определенным объемом знаний, использование которых в педагогической деятельности является важным условием становления профессионально компетентного педагога, педагога-исследователя, способного совершенствовать учебно-воспитательный процесс, направлять его на решение задач личностного становления и развития как учащихся, так и самого педагога.

Требования к организации деятельности по профессиональному совершенствованию педагогов рассматриваются И. Д. Багаевой, Л. И. Жуком, И. А. Зязюном, А. И. Канатовой, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткиным, В. А. Сластениным и др. Профессиональная компетентность учителя в зависимости от его творческих способностей раскрывается в трудах В. И. Андреева, Ф. Н. Гоноболина, А. Е. Кондратенкова, В. И. Коротаева, Т. В. Кудрявцева, Я. А. Пономарева, И. В. Страхова и др. Кроме того, сущность педагогического творчества характеризуется и обосновывается В.И. Загвя-зинским, В.А. Кан-Каликом, Н. Д. Никандровым, B.C. Ильиным, М. М. Поташником, B.C. Решетько и др. Пути формирования профессиональной компетентности педагога, система стимулирования его педагогического творчества обосновываются также Ю. П. Азаровым, Ш. А. Амонашвили, Ю. А. Бабанским, В. М. Блиновым, Дж. Брунером, К. В. Гавриловым, М. А. Даниловым, Л. И Жуком, И. И. Казимирской, Н. В. Кухаревым, Ю. Л. Львовой, Г. В. Серкутьевым, А. П. Сманцером, И. И. Цыркуном и др.

Вместе с тем анализ научно-педагогической литературы и практики позволил нам сделать вывод о том, что, несмотря на довольно обширный спектр исследований, посвященных рассматриваемой проблеме, остаются недостаточно разработанными различные аспекты управленческой деятельности с точки зрения их влияния на развитие профессиональной компетентности инженерно — педагогических работников учреждений начального профессионального образования.

Таким образом, существующее противоречие между быстрым ростом различных видов инновационных учебных заведений и недостаточной разработанностью проблемы создания эффективных управленческих систем, нацеленных на развитие профессиональной компетентности инженерно — педагогических работников, обусловили актуальность проблематики нашего исследования и определили выбор темы исследования: «Система управления инновационным учебным заведением как средство развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников».

Объект исследования — профессиональная компетентность инженерно-педагогических работников.

Предмет исследования — система управления инновационным учебным заведением, направленная на развитие профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников.

Цель исследования — разработка теоретической модели системы управления инновационным учебным заведением, обеспечивающей развитие профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников.

Гипотеза исследования: управление инновационным учебным заведением будет способствовать развитию профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников, если:

— оно представляет собой систему, компоненты которой диалектически взаимосвязаны и обусловлены, и приобретают содержательную и функциональную определенность лишь в структуре целостного процесса управления;

— механизм системы управления включает в себя: создание творческой атмосферы, мотивацию роста профессиональной компетентностикультивирование интереса к инновациям и новшестваминтеграцию перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системыинициирование новых образовательных технологий;

— педагоги включаются в инновационную деятельность с учетом специфики их субъектного опыта и индивидуальных возможностей;

— расширяются функции педагогов путем передачи им управленческих полномочий;

— обоснованы и выделены критерии и показатели эффективности развития профессиональной компетентности.

Для проверки положений выдвинутой гипотезы в соответствии с целью нашего исследования поставлены следующие задачи:

1. Провести междисциплинарное исследование понятий «инновационный образовательный процесс», «инновационное учебное заведение», «профессиональная компетентность», «управление учебным заведением» в контексте коррелирующих с ними понятий.

2. На основе изучения философской, психологической, педагогической литературы проанализировать научные подходы к управлению инновационным учебным заведением, определить стратегию и условия его совершенствования при решении рассматриваемой проблемы.

3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить модель системы управления инновационным учебным заведением, направленную на развитие профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников.

4. Разработать рекомендации по содержанию и организации системы управления инновационным учебным заведением, направленной на развитие профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников.

Теоретико-методологической основой исследования являются: личностно-ориентированный подход к построению образовательного процесса на различных его ступенях (Е.В. Бондаревская, Г. С. Су-хобская, А. П. Тряпицина, И. С. Якиманская и др.) — психолого-педагогические теории формирования и развития личности, связи деятельности личности и ее развития (П.Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.) — мотивации деятельности и формирования ценностных ориентаций (Ю.К. Бабанский, Г. И. Щукина, И. В. Дубровина, М. Г. Казакина и др.) — современные исследования в области компетентности педагогов (Т.Г. БражеЭ.Н. Гусинский, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, JI.M. Митина, В. А. Сластенин, Ю. И. Турчанинова и др.) — теория управления педагогическими системами (Ю.К. Бабанский, Ю. А. Конаржевский, B.C. Лазарев, М. М. Поташник, Т. И. Шамова и др.).

В исследовании используется комплекс методов, соответствующий природе изучаемого явления и адекватный поставленным задачам: теоретические методы (анализ состояния проблемы исследования в философской, социологической, психологической, педагогической литературе, сравнение, синтез, прогнозирование, моделирование) — эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, изучение документов, констатирующий и формирующий педагогический эксперимент).

База научного исследования — Государственное образовательное учреждение Профессиональный лицей № 1 г. Иркутска.

Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап (1997;1999гг.). Анализ научных и официальных источников: изучение состояния проблемы в философской, психолого-педагогической литературеразработка нормативно-правовой базы, лежащей в основе организации инновационных образовательных процессовизучение состояния массовой и инновационной практики по развитию профессиональной компетенции инженерно-педагогических работниковразработка критериев и методики выявления уровня развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников;

Второй этап (1999;2003 гг.). Организация и проведение экспериментальной работы: разработка содержания, структурных компонентов системы управления учебным заведением на диагностической основепроектирование системы управления инновационным учебным заведением, направленной на развитие профессиональной компетентности инженерно-педагогических работниковвнедрение разработанной модели в практику работы инновационного учебного заведения начального профессионального образования.

Третий этап (2003;2004 гг.). Оформление результатов: интерпретация результатов формирующего экспериментаосмысление, обобщение и описание опытно-экспериментальной работы, оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретически обоснованная и эмпирически проверенная модель системы управления инновационным учебным заведением, направленная на развитие профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников;

2. Обоснованная система критериев и показателей профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников;

3. Педагогические условия развития профессиональной компетентности в системе управления инновационным учебным заведением;

4. Сущностная характеристика профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников в условиях инновационного учебного заведения, ее критерии и ступени роста.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: нами определены сущность и структура инновационных процессов в системе начального профессионального образованиянаучные подходы к управлению инновационным учебным заведениемразработана и проверена на практике модель управления учебным заведением, направленная на развитие профессиональной компетентности инженерно-педагогических работниковобоснована система критериев и показателей профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

— содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы могут быть использованы инженерно-педагогическими и руководящими работниками образования для более глубокого осмысления процесса управления профессиональным учебным заведением, а также с целью пересмотра и доработки управленческой модели, направленной на развитие профессиональной компетентности преподавателя;

— обоснованы условия эффективного управления развитием профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников;

— разработаны научно-методические рекомендации по содержанию и организации системы управления инновационным учебным заведением, направленной на развитие профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась системным подходом к изучению предмета исследованиякомплексным использованием исследовательских методов адекватных предмету, целям и задачам исследованияапробация теоретических идей в процессе практической деятельности, аргументированностью выводовстатистической достоверностью результатов.

Апробация теоретических положений и результатов исследования осуществлялась в ходе многолетней экспериментальной работы автора в Профессиональном лицее № 1 г. Иркутска в качестве заместителя директора по учебно-воспитательной работе, а затем директора этого учебного заведения. Ход, основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях творческой лаборатории, педагогических советах, методических объединениях профессионального лицея № 1, на аспирантских чтениях кафедры педагогики Иркутского государственного педагогического университета, на научно-практических конференциях и семинарах разного уровня: на межрегионалыюй научно-практической конференции «Обеспечение процесса становления профессиональной компетентности учащихся с позиции лич-ностно-ориентированного подхода» (г. Иркутск, 2001 г.), Межвузовской научно-практической конференции (г. Иркутск, 2003 г.), Областной научно-практической конференции инженерно-педагогических и руководящих работников учебных заведений начального профессионального образования «Модернизация системы начального профессионального образования: предварительные итоги, возникающие проблемы и пути их решения» (г. Иркутск, 2003 г.) — диссеминационной конференции по международному Российско-Шотландскому проекту «Ключевые умения и навыки (компетенции) в начальном профессиональном образовании» (г. Иркутск, 2003 г.), итоговой научно-практической конференции по международному проекту «Ключевые компетенции в подготовке кадров 2000;2004гг.» (г. Иркутск, 2004 г.).

На основе материалов исследования автором диссертационного исследования совместно с творческой группой разработана программа воспитательной системы учебного заведения.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии объемом 206 источников, 10 приложений. Общий объем работы 194 страницы.

Выводы.

В процессе экспериментальной работы нами решались задачи проектирования, экспериментальной проверки и оценки системы управления инновационным учебным заведением, направленной на развитие профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников. Разработанная модель системы управления включила в себя этапы экспериментальной работы, отражающие логику становления системы управления инновационным учебным заведением, цели управленческой деятельности, содержательные аспекты, нацеленные на создание условий для развития профессиональной компетентности НИР образовательного учреждения, методы управленческой деятельности, организационные направления этой деятельности, контрольные срезы, позволяющие судить об эффективности системы управления.

В рамках этой системы имеют место модели функционирования методической и психологической служб, макроструктуры лицея, которые конкретизируют работу подразделений, делают ее целенаправленной, более управляемой и действенной.

Следует отметить, что исследование проводилось при тесном взаимодействии преподавателей, учащихся, родителей на уроках и внеурочное время. У значительной части преподавателей определилось понимание того, что совместная деятельность и общение с учащимися, коллегами представляют собой ценность и играет существенную роль в личностно-профессиональном развитии человека. Анализ результатов, полученных на каждом этапе экспериментальной работы, показал тенденцию роста профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников благодаря четким управленческим действиям руководителя учебного заведения.

Таким образом, можно сделать вывод о возможности развития профессиональной компетентности посредством создания ориентированной на это системы управления инновационным учебным заведением. Данные экспериментальной работы и сравнительный анализ этих данных не оставляет сомнений в том, что при наличии обоснованной нами в п. 2.2. системы управления инженерно-педагогические работники успешно достигают более высокого уровня развития профессиональной компетентности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Актуальность настоящего исследования определяется современными тенденциями развития образованияне реализованными возможностями учебных заведений в повышении качества профессиональной подготовкинедостаточной разработанностью концептуальных основ управления педагогической деятельностью и другими факторами.

Вопросы развития начального профессионального образования занимают важное место в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, одной из основных задач которой является подготовка специалистов нового типа.

Современные социально-экономические условия в России выдвигают на первый план потребность в деловых, квалифицированных кадрах, творчески, ответственно, со знанием дела принимающих решения. Особенно высокие требования предъявляются к педагогам, так как именно от них зависит образовательный уровень общества в целом. Сегодня образовательному учреждению необходим педагог, который не только знает свой предмет в совершенстве, но и способный к исследованию, обновлению содержания образования, управлению педагогической деятельностью.

В связи с этим становится особенно актуальной проблема совершенствования профессионально-педагогической компетентности преподавателей.

Несмотря на разностороннее освещение в литературе вопросов подготовки специалистов и накопленный опыт их практического решения, развивающиеся инновационные тенденции в обществе, науке и образовании актуализируют данную проблему и требуют переосмысления ее с точки зрения личностного становления педагога. Для значительной части образовательных учреждений становится типичным проектирование и внедрение различных новшеств, которые не всегда дают положительные результаты и зачастую нарушают сложившуюся образовательную систему. Возникает потребность в упорядочении этого явления. Переход от стихийной, не всегда обоснованной деятельности к управляемой представляется одним из условий решения поставленных в работе задач.

Анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований позволил определить различные взгляды ученых на инновации, педагогические нововведения, новшества, инновационный процесс, инновационную деятельность, управление инновационным учебным заведением.

На наш взгляд, будет правомерным представлять управление развитием профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников «как планомерное, прогнозируемое и технологически обеспеченное управление инновационной деятельностью преподавателей, направленное на развитие творческого мышления, сотрудничества, культуры общения, умения самореализовываться и вызвать потребность в самореализации у воспитанника».

В соответствии с задачами исследования в работе был проведен поиск теоретических основ управления инновационным учебным заведением как средством развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников, раскрыта специфика инновационной деятельности начального профессионального образования.

Преподаватель выступает как субъект инноваций, раскрывается его роль, педагогическое мастерство, компетентность в инновационном учебном заведении. Инновационный потенциал преподавателя связывается с его компетентностью. С нашей точки зрения компетентность преподавателя определяется достигнутыми результатами в учебно-воспитательном процессе. Хорошие результаты, как правило, получают те педагоги, которые обладают соответствующими знаниями и умениями, ценностными ориентациями специалиста, способностью к развитию своего творческого потенциала, общей культурой.

В работе, на основе понятия профессиональная компетентность в условиях инновационного учебного заведения, выделены структурные компоненты профессиональной компетентности: аксиологический, проектировочный, технологический, коммуникативный и рефлексивный, качественные характеристики которых представлены в трех уровнях (высокий, средний, низкий).

В основе разработанной автором модели системы управления инновационным учебным заведением лежит, как одна из составляющих, цель создания условий для развития профессиональной компетентности педагогического коллектива. В этой системе дана характеристика средств и способов стимулирования процесса развития профессиональной компетентности преподавателей, выделены функции и методы управления.

В основу системы управления были положены принципы сотрудничества, гуманизации и демократизации. Реализация этих принципов определила выбор модели организационной структуры управляющей системы лицея: линейно-функциональная с элементами матричной структуры. В представленной модели системы управления инновационным учебным заведением нами было выделено пять уровней, основными из которых, как убеждает опыт работы являются: уровень директора лицея, как уровень стратегического управления и уровень шести заместителей, главного бухгалтера, руководителей психологической и информационной служб, как уровень тактического управления. На каждом уровне нами были четко определены цели, задачи, содержание деятельности по развитию профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников.

В процессе экспериментальной работы нам удалось проследить тесную взаимосвязь в решении поставленных задач с учащимися лицея, их родителями, преподавателями. Такое взаимодействие оказало существенное влияние на профессиональный рост не только педагогов, но и учащихся. Возросло количество выпускников, получающих при итоговой аттестации повышенные разряды (на 3%), дипломы с отличием (на 4%), поступающих в высшие учебные заведения (в 2003 г. — 24%).

Экспериментальная работа по проверке эффективности разработанной теоретически системы управления учебным заведением, направленной на развитие профессиональной компетентности ИПР включала четыре этапа. Первый этап — информационно-аналитический. Для него была характерна ориентация на вовлечение педагогического коллектива в самоэкспертизу состояния образовательной, методической, профессиональной деятельностисбор и обработку информации, анализ хода учебно-воспитательного процесса и его результатов, затруднений педагоговсаморефлексию. Второй этап — мотивационно-прогностический. На этом этапе происходила диагностика социально-педагогической деятельности коллектива, оценивался уровень развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников, разрабатывались стратегические и тактические шаги развития учебного заведения на основе выявленных приоритетных целей. Для третьего этапа (организационно-технологического) была характерна ориентация системы управления на оптимизацию проявлений инновационной деятельности педагогов через реализацию индивидуальных и коллективных исследовательских программ, корректировку авторского учебно-методического обеспечения образовательного процесса лицея. На четвертом этапе (оценочно-коррекционном) анализировалась работа творческих групп, кафедр, лабораторий, индивидуальной экспериментальной деятельности, обобщались полученные материалы, результаты соотносились с поставленными целями и задачами. Была осуществлена корректировка системы управления лицеем, направленная на развитие профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников.

Разработанная в диссертационном исследовании модель системы управления учебным заведением, направленной на развитие профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников может быть реализована на практике с учетом сопутствующих педагогических условий, которые были диссертантом теоретически обоснованны и экспериментально проверены.

Условиями эффективного управления развитием профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников являются:

— перевод управления на уровень большей автономизации, которая характеризуется ослаблением вертикальных функций и развитием горизонтальных структур с передачей им максимальных полномочий;

— опережающая подготовка инженерно-педагогических работников для работы в инновационном режиме;

— обеспечение управления психологической службой, нацеленной на отслеживание психологического состояния участников педагогического процесса;

— создание коллектива единомышленников из преподавателей данного учебного заведения, преподавателей ВУЗов, сотрудников ИПКРО;

— создание механизма стимулирования инновационной деятельности;

— реализация системного подхода к управлению учебным заведением.

В результате реализации системы управления лицеем, ее эффективного функционирования и развития, внедрения комплекса педагогических условий, в ходе экспериментальной работы отмечается положительная динамика изменения профессионального мастерства, готовности преподавателей к инновационной деятельности, повышение показателей их участия в научно-исследовательской деятельности. Исключительно важным для характеристики эффективности нашей работы стал тот факт, что ценностные ориентации учителей приобрели совершенно иную направленность, чем на начальном этапе эксперимента. Значимыми для педагогов стали собственная Профессионально-личностная самореализация, общение с учащимися и коллегами, возможность помочь другим людям в их развитии. По результатам аттестации педагогических кадров процент аттестованных по разным категориям возрос, так если в 1999/2000 гт. высшую категорию имели 6,5% преподавателей, то в 2002/2003 гг. — 36,9%.

Анализируя динамику развития компонентов профессиональной компетентности преподавателей, мы убеждены в эффективности функционирования разработанной нами системы управления. Если рассмотреть проектировочный компонент, то следует отметить, что высокий уровень развития возрос от 5% до 50%, преподавателей, имеющих низкий уровень, уменьшилось на 65%, положительные изменения произошли и по другим компонентам профессиональной компетентности.

В целом, можно констатировать, что разработанная система управления инновационным учебным заведением дает возможность успешно развивать компетентность педагогов, что в свою очередь, оказывает существенное влияние на повышение качества подготовки выпускников системы начального профессионального образования. Таким образом обеспечен новый качественный уровень управления развитием образовательного учреждения.

Полученные результаты подтверждают основные положения гипотезы исследования, т. е. адекватны его целям и задачам. В процессе решения данной научной проблемы выявлены перспективы ее дальнейшего развития. Исследование может быть продолжено по следующим направлениям: разработка различных технологий развития профессиональной компетентности преподавателей системы среднего профессионального образования, высшей школыпроектирование систем управления учебным заведением, направленных на совершенствование профессиональной подготовки специалиста и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. — М., 1989. — С. 110−133
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. 299с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. — С. 137−144
  4. Адаптивное управление педагогическими системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П. И. Третьякова. М.: Академия, 2003.-368 с.
  5. Н.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения: Материалы науч.-практ. конф., 25−27 мая 1994 г М., 1994. — С. 20−23.
  6. НА. Диагностика педагогических способностей. М.: Издательство: МОДЭК, 1997. — 80 с.
  7. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1996. — 496 с.
  8. Ш. А., Загвязинский В. И. Паритеты, приоритеты и акценты В теории И практике образования/ Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский // Педагогика. -2000.-№ 2.-С. 11−16
  9. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 229 е.- Т. II. — 287 с.
  10. .Г. О проблемах современного человекознания/ Б. Г. Ананьев -М.: Наука, 1977. 379 с.
  11. К. Учителя и инновации: Кн. для учителя / Пер. с маке д. В. П. Диденко. М.: Просвещение, 1991. — 156 с.
  12. Н.Б. От педагогики сотрудничества к педагогике сотворчества // Среднее профессиональное образование. 1999. — № 8. — С. 29−30.
  13. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой ак-меологии: Учеб. пособие / О. С. Анисимов, А. А. Деркач М.: С. Е. Т., 1995. — 268
  14. Т.А. Креативность как важнейший компонент коммуникативной компетентности учителя И Творчество педагога в науке и практике. М., 1993.-С. 32−33.
  15. Т.Н. Категория возможности и действительности в психологии личности // Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 198 8. -С. 117−125.
  16. В.Г. Пакет психодиагностических методик Иркутск, 1991. — 170с.
  17. А. Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-во МГУ, 1984. — 105 с.
  18. Э.К. Структурная перестройка системы управления образованием: новые принципы и подходы // Школьные технологии. 1999. — № 3. — С. 56−65.
  19. Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб.: Рус. христиан, гуманитар, ин-т, 1997. — 464 с.
  20. В.В. Психологическое обеспечение управленческой деятельности директора инновационной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Иркутск, 2001. 21 с.
  21. ТА., Глазунов А. Т. Творческое развитие педагога профли-цея: Метод, пособие. М.: Изд. центр АПО, 1999. — 115 с.
  22. B.JI. Педагогическая культура: ее содержание и специфика. Уфа, 1994.-190 с.
  23. Н.А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. — Т. 1. — С. 37−311.
  24. В.П. Основы теории педагогических систем. М.: Педагогика, 1993.-350 с.
  25. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. — № 4. — С. 30−34.
  26. Большая советская энциклопедия: В 30 т. М.: Сов. энциклопедия, 1978.
  27. Большой энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1991. -862 с.
  28. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  29. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
  30. Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя // Педагогика. -1993. -№ 2.-С. 70−73.
  31. М.С. Инновации и новизна в педагогике. М.: ВЛАДОС, 1996. -87 с.
  32. К.Я. Педагогический менеджмент (концепция, опыт работы) / К. Я. Вазина, Ю. Н. Петров, В. Д. Белиловский. М.: Педагогика, 1991. — 268 с.
  33. А.П. Философские основания современной парадигмы образования //Педагогика. 1997. — № 3. — С. 15−19.
  34. Ю.В. Педагогическое управление. Теоретико-методологический аспект//Сов. Педагогика. 1982. — № 11. — Нет статьи
  35. С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. -М.: Педагогика, 1987. 184 с.
  36. С.Г. Учитель: крупным планом: Социал.-пед. пробл. учит, деятельности / Под общ. ред. В. Г. Вершловского. 2-е изд., перераб. и доп. -СПб.: Санкт-Петербург, гос. ун-т пед. мастерства, 1994. — 132 с.
  37. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
  38. О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования. М., 1995.1. С. 58−64.
  39. В.М. Влияние внутришкольного управления на личностное саморазвитие учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. Хабаровск, 2001. — 22 с.
  40. Ю.П. Основы инновационного проектирования: Учеб. пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. техн. ун-та, 1997. — 146 с.
  41. .С. Философия образования: научный статус и задачи // Сов. педагогика. 1991. — № 4. — С. 64−74.
  42. С.А., Загвязинский В. И. Творчество в управлении школой. -М.: Знание, 1991. 61 с. (первый автор Загвязинский)
  43. Н.Г. Педагогическое обеспечение саморазвития личности // Специалист. 2000. — № 3. — С. 15−21.
  44. Э., Турчанинова Ю. Показать перспективу и дать надежду, или этапы роста компетентности учителя // Директор школы. 1998. — № 5. — С. 3−8.
  45. М.Е. Педагогические кризисы: причины и способы их преодоления // Профессиональное образование. 1999. — № 3. — С. 11.
  46. Е.Н. Здоровьесберегающая работа образовательных учреждений: Мониторинг и диагностика. Иркутск, 2003. — Ч. 1,2.
  47. Е.Н. Учитель ученик — родитель: как им понять друг друга? — Иркутск, 2003. — 76 с.
  48. Диагностика успешности учителя: Сб. методических материалов для директоров и заместителей директоров учеб. заведений. М.: Педагогический поиск, 2003. — 160 с.
  49. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. -368 с.
  50. М.Ю. К определению понятия «инновационный потенциал» // Социальные проблемы информативного общества.? 1998. — С. 64−87.
  51. В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука. Тюмень, 1990. — 181 с.
  52. В.И. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. -М., 1991. -209 с.
  53. В.И. Педагогическое творчество учителя // Сов. педагогика. 1988. -№ 1. — С.70−75.
  54. В.И. Разработка и реализация проектов развития образовательных учреждений. М., 1998.
  55. Закон «Об образовании» / Российская Федерация: Постановление Верховного Совета РФ от 10.07. 1992, № 3267−1. М., 1992. — 57 с.
  56. Р.И. Организационно-педагогические условия развития интеграционных процессов в системе постдипломного образования педагогов: Дис. канд. пед. наук. Новгород, 1998. — 237 с.
  57. В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. М.: Перспектива, 1998. — 112 с.
  58. В.И. Самоаттестация школы. М.: Педагогический поиск, 2000. -160 с.
  59. И.А. Педагогическая психология: Учеб. для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 1999. — 384 с.
  60. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В. Я. Ляудис. -М., 1994.-203 с.
  61. М.К., Арцишевская Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенций // Вопр. психологии. 1996. — № 1. — С. 34−49.
  62. В.А. Основа методики трудового и профессионального обучения / В. А. Кальней, B.C. Капралов, В. А. Поляков. М.: Просвещение, 1987. -191 с.
  63. В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик»: Методическое пособие для учителя. М.: Пед. о-во России, 1999. — 86 с.
  64. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 141 с.
  65. А.Д. Социально-психологические механизмы управления в школе. Красноярск: Изд-во КГПИ, 1990. — 107 с.
  66. П.И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: Организационно-управленческий аспект. -М.: Педагогика, 1984. 128 с.
  67. В.П. Только один способ управления эффективен // Нар. образование, 1991. -№ 1. С. 4.
  68. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. — 222 с.
  69. Л.И. Совместное проектирование как фактор развития профессиональной компетентности преподавателей педагогического колледжа: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. Иркутск, 2002. — 21 с.
  70. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М., 1986. — 144 с.
  71. Ю.А. Проблема внутришкольного управления. Челябинск, 1989.
  72. Н.В. Управление инновационными процессами в условиях педагогического колледжа: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. — 24 с.
  73. В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.-164 с.
  74. С.И. Ценностное и организационное самоопределение педагогов в проектировании инновационных образовательных систем: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 22 с.
  75. В. Ю. Уровень школьного поиска // Нар. образование. -1997.-№ 1.-С. 12−14.
  76. В.Ю. Управление школьным коллективом. М., 1995. — 217с.
  77. P.JI. Если Вы руководитель: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.: Дело, 1996. — 384 с.
  78. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JL: Изд-во ЛГУ, 1970. — 168 с.
  79. Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.- 183 с.
  80. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. — 120 с.
  81. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985. — 142 с.
  82. B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи. — М.: Педагогика, 1999. 37 с.
  83. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997. — 248 с.
  84. М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. — 272 с.
  85. К.М. Основы педагогической деонтологии: Учеб. пособие для высш. школы. М.: Наука, 1994. — 192 с.
  86. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Мысль, 1975. -304с.
  87. И.Я. Дидактические системы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
  88. .Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. 1981. — № 1. — С. 3−17.
  89. Ю. Тейлор и Файоль // Педагогика. 1995. — № 5. — Нет статьи
  90. В.Я. Инновационное обучение и наука. М., 1992. — 52 с.
  91. Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе. М.: Педагогический поиск, 2002. — 160 с.
  92. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя. // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 55 — 63.
  93. А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. — 308с.
  94. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  95. С.Н. Рефлексивно-инновационный практикум как метод развития творческого потенциала руководителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1994.-24 с.
  96. А. Самоактуализация. Психология личности / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. — 287 с.
  97. Д. Ш. Полев Д.М., Мельникова Н. Н. Психологический мониторинг // Школьные технологии. 1999. — № 5. — С. 3−21.
  98. Д.Ш. Управление качеством образования на основе информационных технологий и образовательного мониторинга / Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова // Школьные технологии, 1999. № 1−2. — С. 10−21- № 3. — С. 320.
  99. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. — 429 с.
  100. JI.M. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта- Московский психолого-социальный институт, 1998. — 200 с.
  101. JI.M. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М.: Сентябрь, 1999. — 192 с.
  102. JI.M. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. — 216 с.
  103. Н.Н. От традиционной организации учебного процесса к новым педагогическим технологиям // Профессиональное образование. 1997. — № 9. — С 28 — 29.
  104. Н.Н. От традиционной организации учебного процесса к новым педагогическим технологиям // Профессиональное образование. 1997. — № 11.-С. 18−19.
  105. Н.Н. От традиционной организации учебного процесса к новым педагогическим технологиям // Профессиональное образование. 1997. — № 12.-С. 18 -20
  106. Н.Н. Управление процессом внедрения эффективных педтех-нологий в системе профессионального образования. М.: ИРПО, 2002. — 242 с.
  107. Н.Н. Целеполагание педагогической деятельности в условиях технологизации образования: Монография. -М.: Акад. проф. образования, 2002. -184 с.
  108. A.M., Капто А. Е. и др. Нововведения во внутришкольном управлении. М.: Рос. пед. агенство, 1998. — 230 с.
  109. A.M. Проектирование систем внутришкольного управления. М.: Пед. о-во России, 2001. — 381 с.
  110. С.Г. Аттестация педагогических и руководящих работников: современный подход // Школьные технологии. 1998. — № 4. — С 129−143.
  111. В.М., Нижников А. И. Проектирование траектории становления будущего учителя // Школьные технологии. 2000. — № 6. — С. 66−83.
  112. А.В. Социальная педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Академия, 2000. 200 с.
  113. В.Н. Личность и неврозы. JL: Изд-во ЛГУ, 1960. — 426 с.
  114. Т.С., Полат Е. С. Средства обучения: технология создания и использования. И.: Изд-во УРАО, 1998. — 203 с.
  115. A.M. Профессиональное образование России: Перспективы развития. М.: ИЦП НПО РАО, 1997. — 254 с.
  116. A.M. Профтехшкола: стратегия развития. М.: Ровесник, 1991.-67 с.
  117. С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. -М.: Рус. яз., 1986.-797 с.
  118. А.А. Управление учебно-воспитательной работой школы. -М.: Прометей, 1991.- 183 с.
  119. Е.М. Профессиональное становление будущего учителя // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 19−21.
  120. А.И. Политология на рубеже культур // Вопр. философии. 1993.-№ 8.-С. 15−32.
  121. Е.И. Основы коммуникативной методики. М.: Рус. яз., 1989.-276 с.
  122. Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Философия образования для XXI века. М., 1992. — С. 19.
  123. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида /Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб., 1995. — 171 с.
  124. НА. Актуализация личностно-профессионального роста учителя в поствузовском образовании при ИПКРО: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Хабаровск, 1999. — 36 с.
  125. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. -255 с.
  126. А.А. Инновационное движение в российском образовании / РАПО: Ассоциация инновационных школ и центров. М.: Парсифаль, 1997. -413 с.
  127. А.А. О культурно образовательных инициативах // Мир образования. -1997. № 3. — С. 20−22.
  128. Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985. -460 с.
  129. Н.П. Образование и управление. М.: Жизнь и мысль, 1999.-296 с.
  130. O.JI. Становление личности. Актуальные концепции. -Иркутск: ИГПУ, 2000. 128 с.
  131. С.Д. В поисках педагогической инноватики. -М., 1993. 63 с.
  132. O.JI. Некоторые подходы к проблеме становления личности в педагогике: Учеб. пособие / O.JI. Подлиняев, E.JI. Федотова, А. С. Косогова. -Иркутск: ИГПУ, 1997. 72 с.
  133. С.А. Управление инновационной деятельностью в средних профессиональных учебных заведениях: Дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 2002.-199 с.
  134. М.М. Демократизация управления школой. М.: Знание, 1990.—76 с.
  135. М.М. Инновационные школы России: Становление и развитие.-М., 1996.-320 с.
  136. Е. В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ростов н/Д., 1996. 17 с.
  137. М.М. Как развивать педагогическое творчество. М., 1987. -80 с.
  138. М.М. Качество образования. Проблемы и технология управления (в вопросах и ответах). М.: Педагогическое общество России, 2002. — 352 с.
  139. А.И. Избранные педагогические сочинения. — М., 1976.
  140. А.И. Нововведения: Стимулы и препятствия: Социальные проблемы инноватики. М.: Политиздат, 1989. — 270 с.
  141. Проектирование в образовании: Проблемы, поиски, решения // Под ред. В. И. Слободчикова, М. А. Ушаковой. М., 1994. — 103 с.
  142. Проектирование систем внутришкольного управления: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. A.M. Моисеева. — М.: Пед. о-во России, 2001. 384 с.
  143. Психология: Словарь / Под общ. ред А. В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  144. М.П. Педагогические основы развития социокультурной компетенции будущего учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Иркутск, 2001. -20 с.
  145. З.И. Развитие образования в России: Новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. 1995. — № 5.1. С. 43−47.
  146. А.Г. Границы проектирования // Вопросы методологии. -1991. № 1. — С.19−37.
  147. З.А. Психологические основы профессионального обучения. -М.: Изд-во МГУ, 1985. 207с.
  148. Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов н/Д, 1994. -240 с.
  149. Е.И. Личность учителя: Теория и практика. Ростов н/Д, 1996. -512 с.
  150. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс: Универс, 1994. — 480 с.
  151. К. Творчество как усиление себя // Вопр. психологии. — 1990. -№ 1.-С. 164−168.
  152. Н.С. Философия гуманитарного образования. М.: Исследовательский центр проблем подготовки специалистов, 1993. —194 с.
  153. . Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990.-295 с.
  154. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Нар. образование, 1998. -255 с.
  155. В.А. Доминанта деятельности // Нар. образование. 1998. — № 9.-С. 41−42.
  156. В.А. Профессиональная культура в структуре личности учителя: Учеб. пособие. М.: Прометей, 1993. — С. 5−17.
  157. Сластенин В А., Исаев И. Ф. Инновационные процессы в образовании. Повышение квалификации учителей. // Педагогика: Учеб. пособие. М., 1997. -С. 492 -509.
  158. В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Педагогика. 1991. — № 1. — С. 79−84.
  159. В.А., Подымалова JI.C. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 320 с.
  160. В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: Культурные модели школы. М., 1997. — Вып. 7. — С. 177- 184.
  161. В.И., Исаев. Е. И. Психология развития человека: Развитие субъект, реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. М.: Шк. пресса, 2000.-416 с. (Основы психол. антропологии).
  162. В.Н. Система управления многопрофильным инновационным образовательным учреждением: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Казань, 2001. -32 с.
  163. И.П., Хварцкая JI.X. Технология педагогического общения в профессиональной школе. М., 2000. — 70 с.
  164. Е.А. Я учитель. Опыт профессиональной рефлексии. -СПб.: ИОВ РАО, 1999. 86 с.
  165. Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. -М.: Педагогический поиск, 2002. 160 с.
  166. В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1973. — 347 с.
  167. Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогическом процессе // Современная высшая школа. 1997. — Т. 1. — 206 с.
  168. Н.В. Подготовка студентов педвузов к познавательной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. М., 1986. — 227 с.
  169. А.А. Управление развитием инновационного потенциала педагогических кадров в школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Вологда, 2001. -19 с.
  170. П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе. М.: Педагогика, 1991. — 180 с.
  171. Х.Г. О новой парадигме образования // Педагогика. 1999. -№ 1.-С. 103−110.
  172. А.Н. Формирование опыта демократического поведения у школьников и учителей: Метод, пособие. М.: Пед. о-во России, 2001. — 154 с.
  173. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. — М.: Академия, 2002. 384 с.
  174. Управление развитием школы / Под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева. М.: Новая шк., 1995. — 464 с.
  175. Управление школой: Теоретические основы и методы: Учеб. пособие / Под. ред. В. С. Лазарева. М.: ЦСиЭИ, 1997. — 336 с.
  176. К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч: В 8 т. М., 1948- 1950.-Т.8.-775 с.
  177. Е.Л. Теоретико-методологические основы педагогического взаимодействия. — Иркутск, 1997.
  178. Е.Л. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителя: Дис.. д-ра пед. наук. Хабаровск, 1998. -387 с.
  179. Философия и методология науки: В 2ч. М., 1994.
  180. Л.И. Как не надо управлять школой. М.: Сентябрь, 2000. — 160 с.
  181. И.Д. Феномен инновационной школы // Нар. образование, 1995. -№ 7.-С. 11 -17.
  182. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
  183. О.Г. Развитие школы как инновационный процесс: Метод, пособие для руководителей образоват. учреждений / О. Г. Хомерики, М. М. Поташник, А. В. Лоренсов. -М.: Новая школа, 1994. 61 с.
  184. ОТ. Инновации в практике обучения // Педагогика. 1993. -№ 2. — С. 41−44.
  185. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерфакс, 1995.-288 с.
  186. В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. — 320 с. 189.1Пакирова Н. М. Формирование готовности будущего учителя к организации творческой деятельности учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1993.-22 с.
  187. Р.Х. Социально-психологические основы управления, руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. -206 с.
  188. Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / Пер. с англ. А. Малышевой. Минск: Полифакт, 1992. — 128 с.
  189. Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. -М.: Педагогический поиск, 2001. 384 с.
  190. Т.И., Ахлестин К. Н. Профессиограмма директора общеобразовательной школы. М.: МГПИ, 1988. — 66 с.
  191. Т.И. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития / Т. И. Шамова,
  192. А.Ю. Малинник, Т. М. Тюлю. М., 1993.
  193. Т.И., Нефедова К. А. Совершенствование методов и форм внут-ришкольного управления // Сов. педагогика. 1988. — № 2. — С. 41−44.
  194. Т.К. Исследовательский подход в управлении школой. М.: АПП ЦИТП, 1992. — 207 с.
  195. О.Н. Система управления инновационным учебным заведением как средство развития творческих способностей педагогов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саратов, 2001. — 21 с.
  196. О.М. Продуктивное развитие аутопедагогической компетентности учителя: Дис. д-ра пед. наук. Орел, 1996. — 306 с.
  197. Г. П. Система педагогических исследований: Методологический анализ // Педагогика и логика. М., 1993. — С. 16 -200.
  198. П.Г. Пространство свободы // Нар. образование. 1997. -№ 1.-С. 46−51.
  199. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего образования. Л.: Просвещение, 1967. — 266 с.
  200. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки инновационных процессов в образовании. М., 1991. — 92 с.
  201. И.С. Личностно-ориентированное развивающее обучение в современной школе. М., 1996. -96 с.
Заполнить форму текущей работой