Система управления инновационным учебным заведением как средство развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников
![Диссертация: Система управления инновационным учебным заведением как средство развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников](https://westud.ru/work/2515328/cover.png)
В результате реализации системы управления лицеем, ее эффективного функционирования и развития, внедрения комплекса педагогических условий, в ходе экспериментальной работы отмечается положительная динамика изменения профессионального мастерства, готовности преподавателей к инновационной деятельности, повышение показателей их участия в научно-исследовательской деятельности. Исключительно важным… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы управления 11 инновационным учебным заведением (в процессе развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников)
- 1. 1. Сущность и структура инновационных процессов в 11 системе начального профессионального образования
- 1. 2. Профессиональная компетентность ИПР в условиях 38 инновационного учебного заведения, ее критерии и ступени роста
- 1. 3. Научные подходы к управлению инновационным 66 учебным заведением
Глава 2. Проектирование, экспериментальная проверка и 93 оценка системы управления инновационным учебным заведением в процессе развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников
2.1. Проектирование системы управления инновационным 93 учебным заведением
2.2. Практическая реализация теоретической модели системы 115 управления учебным заведением, направленной на развитие профессиональной компетентности ИПР
2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной 150 работы
Список литературы
- Абульханова-Славская К А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. — М., 1989. — С. 110−133
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. 299с.
- Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. — С. 137−144
- Адаптивное управление педагогическими системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П. И. Третьякова. М.: Академия, 2003.-368 с.
- Алексеев Н.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения: Материалы науч.-практ. конф., 25−27 мая 1994 г М., 1994. — С. 20−23.
- Аминов НА. Диагностика педагогических способностей. М.: Издательство: МОДЭК, 1997. — 80 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1996. — 496 с.
- Амонашвили Ш. А., Загвязинский В. И. Паритеты, приоритеты и акценты В теории И практике образования/ Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский // Педагогика. -2000.-№ 2.-С. 11−16
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 229 е.- Т. II. — 287 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания/ Б. Г. Ананьев -М.: Наука, 1977. 379 с.
- Ангеловски К. Учителя и инновации: Кн. для учителя / Пер. с маке д. В. П. Диденко. М.: Просвещение, 1991. — 156 с.
- Андрианова Н.Б. От педагогики сотрудничества к педагогике сотворчества // Среднее профессиональное образование. 1999. — № 8. — С. 29−30.
- Анисимов О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой ак-меологии: Учеб. пособие / О. С. Анисимов, А. А. Деркач М.: С. Е. Т., 1995. — 268
- Аржакаева Т.А. Креативность как важнейший компонент коммуникативной компетентности учителя И Творчество педагога в науке и практике. М., 1993.-С. 32−33.
- Артемьева Т.Н. Категория возможности и действительности в психологии личности // Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 198 8. -С. 117−125.
- Асеев В.Г. Пакет психодиагностических методик Иркутск, 1991. — 170с.
- Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-во МГУ, 1984. — 105 с.
- Бако Э.К. Структурная перестройка системы управления образованием: новые принципы и подходы // Школьные технологии. 1999. — № 3. — С. 56−65.
- Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб.: Рус. христиан, гуманитар, ин-т, 1997. — 464 с.
- Безденежных В.В. Психологическое обеспечение управленческой деятельности директора инновационной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Иркутск, 2001. 21 с.
- Бенедиктова ТА., Глазунов А. Т. Творческое развитие педагога профли-цея: Метод, пособие. М.: Изд. центр АПО, 1999. — 115 с.
- Бенин B.JI. Педагогическая культура: ее содержание и специфика. Уфа, 1994.-190 с.
- Бердяев Н.А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. — Т. 1. — С. 37−311.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. М.: Педагогика, 1993.-350 с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. — № 4. — С. 30−34.
- Большая советская энциклопедия: В 30 т. М.: Сов. энциклопедия, 1978.
- Большой энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1991. -862 с.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
- Браже Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя // Педагогика. -1993. -№ 2.-С. 70−73.
- Бургин М.С. Инновации и новизна в педагогике. М.: ВЛАДОС, 1996. -87 с.
- Вазина К.Я. Педагогический менеджмент (концепция, опыт работы) / К. Я. Вазина, Ю. Н. Петров, В. Д. Белиловский. М.: Педагогика, 1991. — 268 с.
- Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования //Педагогика. 1997. — № 3. — С. 15−19.
- Васильев Ю.В. Педагогическое управление. Теоретико-методологический аспект//Сов. Педагогика. 1982. — № 11. — Нет статьи
- Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. -М.: Педагогика, 1987. 184 с.
- Вершловский С.Г. Учитель: крупным планом: Социал.-пед. пробл. учит, деятельности / Под общ. ред. В. Г. Вершловского. 2-е изд., перераб. и доп. -СПб.: Санкт-Петербург, гос. ун-т пед. мастерства, 1994. — 132 с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
- Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования. М., 1995.1. С. 58−64.
- Галауз В.М. Влияние внутришкольного управления на личностное саморазвитие учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. Хабаровск, 2001. — 22 с.
- Галишников Ю.П. Основы инновационного проектирования: Учеб. пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. техн. ун-та, 1997. — 146 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования: научный статус и задачи // Сов. педагогика. 1991. — № 4. — С. 64−74.
- Гильманов С.А., Загвязинский В. И. Творчество в управлении школой. -М.: Знание, 1991. 61 с. (первый автор Загвязинский)
- Григорьева Н.Г. Педагогическое обеспечение саморазвития личности // Специалист. 2000. — № 3. — С. 15−21.
- Гусинский Э., Турчанинова Ю. Показать перспективу и дать надежду, или этапы роста компетентности учителя // Директор школы. 1998. — № 5. — С. 3−8.
- Демашева М.Е. Педагогические кризисы: причины и способы их преодоления // Профессиональное образование. 1999. — № 3. — С. 11.
- Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающая работа образовательных учреждений: Мониторинг и диагностика. Иркутск, 2003. — Ч. 1,2.
- Дзятковская Е.Н. Учитель ученик — родитель: как им понять друг друга? — Иркутск, 2003. — 76 с.
- Диагностика успешности учителя: Сб. методических материалов для директоров и заместителей директоров учеб. заведений. М.: Педагогический поиск, 2003. — 160 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. -368 с.
- Елимова М.Ю. К определению понятия «инновационный потенциал» // Социальные проблемы информативного общества.? 1998. — С. 64−87.
- Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука. Тюмень, 1990. — 181 с.
- Загвязинский В.И. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. -М., 1991. -209 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя // Сов. педагогика. 1988. -№ 1. — С.70−75.
- Загвязинский В.И. Разработка и реализация проектов развития образовательных учреждений. М., 1998.
- Закон «Об образовании» / Российская Федерация: Постановление Верховного Совета РФ от 10.07. 1992, № 3267−1. М., 1992. — 57 с.
- Захаренкова Р.И. Организационно-педагогические условия развития интеграционных процессов в системе постдипломного образования педагогов: Дис. канд. пед. наук. Новгород, 1998. — 237 с.
- Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. М.: Перспектива, 1998. — 112 с.
- Зверева В.И. Самоаттестация школы. М.: Педагогический поиск, 2000. -160 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 1999. — 384 с.
- Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В. Я. Ляудис. -М., 1994.-203 с.
- Кабардов М.К., Арцишевская Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенций // Вопр. психологии. 1996. — № 1. — С. 34−49.
- Кальней В.А. Основа методики трудового и профессионального обучения / В. А. Кальней, B.C. Капралов, В. А. Поляков. М.: Просвещение, 1987. -191 с.
- Кальней В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик»: Методическое пособие для учителя. М.: Пед. о-во России, 1999. — 86 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 141 с.
- Карнышев А.Д. Социально-психологические механизмы управления в школе. Красноярск: Изд-во КГПИ, 1990. — 107 с.
- Карташов П.И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: Организационно-управленческий аспект. -М.: Педагогика, 1984. 128 с.
- Кваша В.П. Только один способ управления эффективен // Нар. образование, 1991. -№ 1. С. 4.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. — 222 с.
- Колесникова Л.И. Совместное проектирование как фактор развития профессиональной компетентности преподавателей педагогического колледжа: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. Иркутск, 2002. — 21 с.
- Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М., 1986. — 144 с.
- Конаржевский Ю.А. Проблема внутришкольного управления. Челябинск, 1989.
- Коноплина Н.В. Управление инновационными процессами в условиях педагогического колледжа: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. — 24 с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.-164 с.
- Краснов С.И. Ценностное и организационное самоопределение педагогов в проектировании инновационных образовательных систем: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 22 с.
- Кричевский В. Ю. Уровень школьного поиска // Нар. образование. -1997.-№ 1.-С. 12−14.
- Кричевский В.Ю. Управление школьным коллективом. М., 1995. — 217с.
- Кричевский P.JI. Если Вы руководитель: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.: Дело, 1996. — 384 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JL: Изд-во ЛГУ, 1970. — 168 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.- 183 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. — 120 с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985. — 142 с.
- Лазарев B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи. — М.: Педагогика, 1999. 37 с.
- Левин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997. — 248 с.
- Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. — 272 с.
- Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии: Учеб. пособие для высш. школы. М.: Наука, 1994. — 192 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Мысль, 1975. -304с.
- Лернер И.Я. Дидактические системы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
- Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. 1981. — № 1. — С. 3−17.
- Любович Ю. Тейлор и Файоль // Педагогика. 1995. — № 5. — Нет статьи
- Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. М., 1992. — 52 с.
- Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе. М.: Педагогический поиск, 2002. — 160 с.
- Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя. // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 55 — 63.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. — 308с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Маслов С.Н. Рефлексивно-инновационный практикум как метод развития творческого потенциала руководителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1994.-24 с.
- Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. — 287 с.
- Матрос Д. Ш. Полев Д.М., Мельникова Н. Н. Психологический мониторинг // Школьные технологии. 1999. — № 5. — С. 3−21.
- Матрос Д.Ш. Управление качеством образования на основе информационных технологий и образовательного мониторинга / Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова // Школьные технологии, 1999. № 1−2. — С. 10−21- № 3. — С. 320.
- Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. — 429 с.
- Митина JI.M. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта- Московский психолого-социальный институт, 1998. — 200 с.
- Митина JI.M. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М.: Сентябрь, 1999. — 192 с.
- Митина JI.M. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. — 216 с.
- Михайлова Н.Н. От традиционной организации учебного процесса к новым педагогическим технологиям // Профессиональное образование. 1997. — № 9. — С 28 — 29.
- Михайлова Н.Н. От традиционной организации учебного процесса к новым педагогическим технологиям // Профессиональное образование. 1997. — № 11.-С. 18−19.
- Михайлова Н.Н. От традиционной организации учебного процесса к новым педагогическим технологиям // Профессиональное образование. 1997. — № 12.-С. 18 -20
- Михайлова Н.Н. Управление процессом внедрения эффективных педтех-нологий в системе профессионального образования. М.: ИРПО, 2002. — 242 с.
- Михайлова Н.Н. Целеполагание педагогической деятельности в условиях технологизации образования: Монография. -М.: Акад. проф. образования, 2002. -184 с.
- Моисеев A.M., Капто А. Е. и др. Нововведения во внутришкольном управлении. М.: Рос. пед. агенство, 1998. — 230 с.
- Моисеев A.M. Проектирование систем внутришкольного управления. М.: Пед. о-во России, 2001. — 381 с.
- Молчанов С.Г. Аттестация педагогических и руководящих работников: современный подход // Школьные технологии. 1998. — № 4. — С 129−143.
- Монахов В.М., Нижников А. И. Проектирование траектории становления будущего учителя // Школьные технологии. 2000. — № 6. — С. 66−83.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Академия, 2000. 200 с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. JL: Изд-во ЛГУ, 1960. — 426 с.
- Назарова Т.С., Полат Е. С. Средства обучения: технология создания и использования. И.: Изд-во УРАО, 1998. — 203 с.
- Новиков A.M. Профессиональное образование России: Перспективы развития. М.: ИЦП НПО РАО, 1997. — 254 с.
- Новиков A.M. Профтехшкола: стратегия развития. М.: Ровесник, 1991.-67 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. -М.: Рус. яз., 1986.-797 с.
- Орлов А.А. Управление учебно-воспитательной работой школы. -М.: Прометей, 1991.- 183 с.
- Павлютенков Е.М. Профессиональное становление будущего учителя // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 19−21.
- Панарин А.И. Политология на рубеже культур // Вопр. философии. 1993.-№ 8.-С. 15−32.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики. М.: Рус. яз., 1989.-276 с.
- Пахомов Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Философия образования для XXI века. М., 1992. — С. 19.
- Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида /Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб., 1995. — 171 с.
- Переломова НА. Актуализация личностно-профессионального роста учителя в поствузовском образовании при ИПКРО: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Хабаровск, 1999. — 36 с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. -255 с.
- Пинский А.А. Инновационное движение в российском образовании / РАПО: Ассоциация инновационных школ и центров. М.: Парсифаль, 1997. -413 с.
- Пинский А.А. О культурно образовательных инициативах // Мир образования. -1997. № 3. — С. 20−22.
- Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985. -460 с.
- Пищулин Н.П. Образование и управление. М.: Жизнь и мысль, 1999.-296 с.
- Подлиняев O.JI. Становление личности. Актуальные концепции. -Иркутск: ИГПУ, 2000. 128 с.
- Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. -М., 1993. 63 с.
- Подлиняев O.JI. Некоторые подходы к проблеме становления личности в педагогике: Учеб. пособие / O.JI. Подлиняев, E.JI. Федотова, А. С. Косогова. -Иркутск: ИГПУ, 1997. 72 с.
- Попенко С.А. Управление инновационной деятельностью в средних профессиональных учебных заведениях: Дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 2002.-199 с.
- Поташник М.М. Демократизация управления школой. М.: Знание, 1990.—76 с.
- Поташник М.М. Инновационные школы России: Становление и развитие.-М., 1996.-320 с.
- Попова Е. В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ростов н/Д., 1996. 17 с.
- Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М., 1987. -80 с.
- Поташник М.М. Качество образования. Проблемы и технология управления (в вопросах и ответах). М.: Педагогическое общество России, 2002. — 352 с.
- Пригожин А.И. Избранные педагогические сочинения. — М., 1976.
- Пригожин А.И. Нововведения: Стимулы и препятствия: Социальные проблемы инноватики. М.: Политиздат, 1989. — 270 с.
- Проектирование в образовании: Проблемы, поиски, решения // Под ред. В. И. Слободчикова, М. А. Ушаковой. М., 1994. — 103 с.
- Проектирование систем внутришкольного управления: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. A.M. Моисеева. — М.: Пед. о-во России, 2001. 384 с.
- Психология: Словарь / Под общ. ред А. В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Пушкова М.П. Педагогические основы развития социокультурной компетенции будущего учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Иркутск, 2001. -20 с.
- Равкин З.И. Развитие образования в России: Новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. 1995. — № 5.1. С. 43−47.
- Раппапорт А.Г. Границы проектирования // Вопросы методологии. -1991. № 1. — С.19−37.
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. -М.: Изд-во МГУ, 1985. 207с.
- Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов н/Д, 1994. -240 с.
- Рогов Е.И. Личность учителя: Теория и практика. Ростов н/Д, 1996. -512 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс: Универс, 1994. — 480 с.
- Роджерс К. Творчество как усиление себя // Вопр. психологии. — 1990. -№ 1.-С. 164−168.
- Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. М.: Исследовательский центр проблем подготовки специалистов, 1993. —194 с.
- Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990.-295 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Нар. образование, 1998. -255 с.
- Сластенин В.А. Доминанта деятельности // Нар. образование. 1998. — № 9.-С. 41−42.
- Сластенин В.А. Профессиональная культура в структуре личности учителя: Учеб. пособие. М.: Прометей, 1993. — С. 5−17.
- Сластенин В А., Исаев И. Ф. Инновационные процессы в образовании. Повышение квалификации учителей. // Педагогика: Учеб. пособие. М., 1997. -С. 492 -509.
- Сластенин В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Педагогика. 1991. — № 1. — С. 79−84.
- Сластенин В.А., Подымалова JI.C. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 320 с.
- Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: Культурные модели школы. М., 1997. — Вып. 7. — С. 177- 184.
- Слободчиков В.И., Исаев. Е. И. Психология развития человека: Развитие субъект, реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. М.: Шк. пресса, 2000.-416 с. (Основы психол. антропологии).
- Смирнов В.Н. Система управления многопрофильным инновационным образовательным учреждением: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Казань, 2001. -32 с.
- Смирнов И.П., Хварцкая JI.X. Технология педагогического общения в профессиональной школе. М., 2000. — 70 с.
- Соколовская Е.А. Я учитель. Опыт профессиональной рефлексии. -СПб.: ИОВ РАО, 1999. 86 с.
- Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. -М.: Педагогический поиск, 2002. 160 с.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1973. — 347 с.
- Талызина Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогическом процессе // Современная высшая школа. 1997. — Т. 1. — 206 с.
- Тамарина Н.В. Подготовка студентов педвузов к познавательной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. М., 1986. — 227 с.
- Тихомиров А.А. Управление развитием инновационного потенциала педагогических кадров в школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Вологда, 2001. -19 с.
- Третьяков П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе. М.: Педагогика, 1991. — 180 с.
- Тхагапсоев Х.Г. О новой парадигме образования // Педагогика. 1999. -№ 1.-С. 103−110.
- Тубельский А.Н. Формирование опыта демократического поведения у школьников и учителей: Метод, пособие. М.: Пед. о-во России, 2001. — 154 с.
- Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. — М.: Академия, 2002. 384 с.
- Управление развитием школы / Под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева. М.: Новая шк., 1995. — 464 с.
- Управление школой: Теоретические основы и методы: Учеб. пособие / Под. ред. В. С. Лазарева. М.: ЦСиЭИ, 1997. — 336 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч: В 8 т. М., 1948- 1950.-Т.8.-775 с.
- Федотова Е.Л. Теоретико-методологические основы педагогического взаимодействия. — Иркутск, 1997.
- Федотова Е.Л. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителя: Дис.. д-ра пед. наук. Хабаровск, 1998. -387 с.
- Философия и методология науки: В 2ч. М., 1994.
- Фишман Л.И. Как не надо управлять школой. М.: Сентябрь, 2000. — 160 с.
- Фрумин И.Д. Феномен инновационной школы // Нар. образование, 1995. -№ 7.-С. 11 -17.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
- Хомерики О.Г. Развитие школы как инновационный процесс: Метод, пособие для руководителей образоват. учреждений / О. Г. Хомерики, М. М. Поташник, А. В. Лоренсов. -М.: Новая школа, 1994. 61 с.
- Хомерики ОТ. Инновации в практике обучения // Педагогика. 1993. -№ 2. — С. 41−44.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерфакс, 1995.-288 с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. — 320 с. 189.1Пакирова Н. М. Формирование готовности будущего учителя к организации творческой деятельности учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1993.-22 с.
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления, руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. -206 с.
- Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / Пер. с англ. А. Малышевой. Минск: Полифакт, 1992. — 128 с.
- Шамова Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. -М.: Педагогический поиск, 2001. 384 с.
- Шамова Т.И., Ахлестин К. Н. Профессиограмма директора общеобразовательной школы. М.: МГПИ, 1988. — 66 с.
- Шамова Т.И. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития / Т. И. Шамова,
- А.Ю. Малинник, Т. М. Тюлю. М., 1993.
- Шамова Т.И., Нефедова К. А. Совершенствование методов и форм внут-ришкольного управления // Сов. педагогика. 1988. — № 2. — С. 41−44.
- Шамова Т.К. Исследовательский подход в управлении школой. М.: АПП ЦИТП, 1992. — 207 с.
- Шатух О.Н. Система управления инновационным учебным заведением как средство развития творческих способностей педагогов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саратов, 2001. — 21 с.
- Шиян О.М. Продуктивное развитие аутопедагогической компетентности учителя: Дис. д-ра пед. наук. Орел, 1996. — 306 с.
- Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований: Методологический анализ // Педагогика и логика. М., 1993. — С. 16 -200.
- Щедровицкий П.Г. Пространство свободы // Нар. образование. 1997. -№ 1.-С. 46−51.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего образования. Л.: Просвещение, 1967. — 266 с.
- Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки инновационных процессов в образовании. М., 1991. — 92 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное развивающее обучение в современной школе. М., 1996. -96 с.