Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическое содействие становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обоснованность и достоверность выводов обеспечивается глубоким теоретическим анализом проблемы, широтой и разносторонностью методов исследования, их адекватностью целям и задачам исследованиясоблюдением требований к проведению констатирующего и формирующего экспериментовдостаточной длительностью и возможностью повторения педагогического эксперимента, позволивших провести количественный… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое обоснование педагогического содействия становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению
    • 1. 1. Готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению как научное понятие
    • 1. 2. Научные предпосылки педагогического содействия становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению
    • 1. 3. Модель педагогического содействия становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Экспериментальная проверка модели педагогического содействия становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению
    • 2. 1. Общая характеристика экспериментальной работы
    • 2. 2. Реализация модели педагогического содействия становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению
    • 2. 3. Оценка, анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Педагогическое содействие становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время в России наблюдается рост темпов производства, что сопровождается появлением новых предприятий с высокотехнологичным производством. Эти позитивные изменения в экономике страны ощутимо повысили спрос на высококвалифицированные кадры.

Однако по обнародованным данным десятилетнего (1993;2004) исследования федерального министерства социального развития и здравоохранения, доля занятых среди молодых специалистов в России постоянно сокращается: в 1993 году — 85,7%, в 2004 — 78%. Отмечается, что молодёжь на работу не спешит. Со ссылкой на данные Росстата сообщается, что 15% респондентов через полгода после получения диплома о высшем образовании ещё не работают, предпочитая «осмотреться» [96, С. 10−14]. Согласно данным института социального анализа проблем мегаполисов, только 47% выпускников через год после окончания вуза работают по специальности, 25% трудятся в совершенно другой области. По результатам исследования, проведённого в 2005 году независимым агентством «РейтОР», только 40% выпускников работают по специальности, 17% трудятся в близкой области, а 32% получили работу по совершенно другой специальности [24, С. 156−157]. А это означает, что средства, затраченные государством на подготовку этих специалистов, не нашли должного оправдания (по данным на 2006 год, расходы на одного студента составляют почти 42 тысячи рублей [2, С. 14]). Более того, на переподготовку специалистов ежегодно тратится до 250 миллиардов рублей.

Отметим, что по данным социологического исследования, проведенного на базе ТулГУ в 2008 году среди студентов-пятикурсников, соответствие между будущей работой и получаемой специальностью важно только для 11,2% опрошенных [221, С. 23]. Опрос студентов пятого курса НГПУ в 2007 году показал, что только 49% опрошенным получаемая профессия интересна (нравится), остальные (51% опрошенных) говорят о том, что случайно выбрали профессию, неправильно выбрали вуз или неправильно выбрали профессию [177, С. 29].

Это приводит и к более негативному варианту: молодой человек, потерявшись в мире профессий, остаётся не у дел, становится безработным. По данным Федеральной службы государственной статистики на 2005 год, больше всего безработных — 17,9% - именно среди 20−24-летних, то есть тех, кто только что закончил вуз [160, С. 144].

Таким образом, очевидно, что одной1 из главных проблем высшего профессионального образования является его недостаточная адекватность потребностям современного рынка труда.

Серьёзность этой проблемы неоднократно подчеркивалась и на президентском уровне. В послании к Федеральному собранию 2004 года Президент заявил: «Сегодня профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком труда.. Следует стремиться к тому, чтобы большинство выпускников учебных заведений работало по специальности» [136, С. 3−4]. В 2008 году в послании Президента к Федеральному собранию прозвучало: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» [137, С. 6].

Наличие обсуждаемой проблемы во многом определяется тем, что выбор будущей профессии выпускниками средних школ часто мотивируется сиюминутной конъюнктурой и не ориентирован на перспективы развития рынка труда. Кроме того, у большинства старшеклассников нет трудового опыта, низка или отсутствует профессиональная квалификация, не сформирована готовность к труду и к самостоятельной оценке обстановки на рынке труда. Таким образом, выпускники школ становятся категорией повышенного риска.

Осуществляя свой профессиональный выбор, старшеклассникам приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт — сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из средств массовой информации и т. д. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит ими. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможностиуровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

Педагогическая практика показывает, что выпускники средних школ часто перекладывают на родителей ответственность за свой жизненный выбор, не проявляют готовности и желания определить собственную судьбу. В результате меняют профессию ещё на стадии обучения либо после получения диплома устраиваются работать в совершенно другую отрасль.

На все эти как негативные, так и позитивные явления в обществе должна реагировать и общеобразовательная школа. Выпускники школы должны быть информированы о спросе на профессии, о возможностях, которые даёт то или иное учебное заведение, о перспективах трудоустройства и вознаграждения за труд. Школа должна стать для своих учащихся неким навигатором в мире профессионального образования и работы, чтобы в одиннадцатом классе выпускник школы смог более внятно для себя сформулировать выбор профессии и соответствующего вуза для её получения.

Степень научной разработанности проблемы исследования. В литературе раскрыты научные предпосылки педагогического содействия становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

Рассмотрим исследования, которые составили основу для выявления содержания и уточнения понятия «готовность старшеклассника к профессиональному самоопределению».

Вопросы самоопределения и профессионального самоопределения личности затрагиваются в работах Б. С. Гершунского, H.H. Захарова, Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, Е. Ю. Пряжниковой, Н. С. Пряжникова, Г. Н. Серикова, Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко, С. Н. Чистяковой, П.Г. Щедровицко-го и др. Тема профессионального самоопределения старшеклассников получила развитие в работах М. И. Губановой, А. Я. Журкиной, И.&euro-. Кона,.

E.H. Кондрат, Ю. В. Минова, Н. С. Пряжникова, П. А. Сергоманова, Н.П. Бру-дановой, С. Н. Чистяковой, П. А. Шавира, И. Ю. Шустовой и др.

Понятие готовности вообще и готовности к деятельности рассмотрено в работах JI.H. Баренбаум, А. К. Громцевой, В. И. Демидова, М. И. Дьяченко, JI.A. Денисовой, Д. Ф. Ильясова, JI.A. Кандыбовича, А. Г. Ковалева, Н.Д. Ле-витова, В. Н. Мясищева, С. П. Онуприенко, A.A. Радугина, Г. Н: Серикова, С. Г. Серикова, М. Н. Скаткина, Е. Г. Скворцовой, H.A. Плотниковой, A.C. Прангишвилли, А. Ц. Пуни, Ю. В. Подповетной, Д. Н. Узнадзе, Е. Ф. Федоровой, A.A. Черкасовым, Л. Ю. Ювенской и др.

Особое внимание было уделено вопросам педагогического содействия (Н.П. Бурнатова, В. М. Лукьянов, Т. А. Мельникова, Г. Н. Сериков и др.) и учебно-педагогического взаимодействия педагогических работников и учащихся (В.К. Крючков, Е. И. Панов, Л. Н. Рыбакова, Г. Н. Сериков и др.).

Важное значение для проводимого исследования имеют работы, посвященные профилизации образования на старшей ступени средней школы (Л.К. Артемова, В. Гузеев, Д. С. Ермаков, Г. Д. ПетроваС.Н. Чистякова и др.) и профессиональной ориентации старших школьников (C.B. Дармодехин, H.H. Захаров, Н. С. Пряжников, В. Л. Савиных, А. Д. Сазонов, Е. Е. Смирнова, И. Соломин, Н. В. Тутубалина, С. Н. Чистякова и др.).

Исследования, проведенные, А .Я. Журкиной, Ю. В. Миновым, Н. С. Пряжниковым, С. Н. Чистяковой, И. Ю. Шустовой и др., выявили отсутствие у старшеклассников знаний, связанных с научными основами профессионального самоопределенияотсутствие опыта профессионального самоопределениянизкую информированность о типах профессий, которые сообразны выбранному профилю обучения на старшей ступени средней школы, и об образовательных учреждениях, где эти профессии можно получитьнизкую информированность о современном рынке труда. Исследование нормативных документов, методической и учебной литературы позволило выявить, что в содержании образования не отражен аспект профессионального самоопределенияформы и методы образования, в том числе контроль, самоконтроль, стимулирование учащихся не направлены на успешное профессиональное самоопределениев старшем звене средней общеобразовательной школы отсутствует скоординированная деятельность педагогов, направленная на становление готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

Опрос педагогических работников старшего звена средней школы показал, что педагоги неоднозначно определяют содержание понятия «готовность старшеклассника к профессиональному самоопределению». Их попытки содействовать учащимся в становлении готовности к профессиональному самоопределению не имеют четкого обоснования, разобщены, бессистемны, интуитивныочень часто эти попытки не учитывают индивидуальных образовательных запросов учащихся, что приводит к изменению характера учебно-педагогического взаимодействия и, как следствие, к разрыву взаимодействия в аспекте становления готовности к профессиональному самоопределению.

Проведенный анализ литературныхисточников свидетельствует о том, что проблеме становления готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению посвящено достаточное количество исследований. Тем не менее данная проблема изучена недостаточно. На сегодняшний день не освещены в полной мере условия, позволяющие целенаправленно осуществлять становление готовности старшеклассников к профессиональному самоопределениюнедостаточно разработаны формы, средства и методы ее становления в учебно-педагогическом взаимодействии, теоретические и практические рекомендации по организации самого учебно-педагогического взаимодействия. Существующая организация учебно-педагогического взаимодействия в условиях профессиональной ориентации не всегда опирается на положения теории гуманно ориентированного образования.

На основании вышеизложенного нами сформулированы следующие противоречия:

— на социально-педагогическом уровне: между потребностью общества в том, чтобы выпускники средней школы на момент ее окончания самоопределились с выбором профессии, путями ее получения и низким уровнем готовности выпускников средних школ к профессиональному самоопределению;

— на научно-педагогическом уровне: между социально обусловленной необходимостью становления готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению и недостаточным обоснованием этой проблемы в педагогике;

— на методическом уровне: между целесообразностью использования потенциалов педагогического содействия становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению и недостаточной разработанностью методического обеспечения этого процесса.

Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему поиска содержания, форм и методов педагогического содействия старшеклассникам в развитии их готовности к профессиональному самоопределению.

Актуальность проблемы, её практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность определили выбор темы диссертационного исследования: «Педагогическое содействие становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению».

Диссертация выполнена по специальности 13.00.01 — «Общая педагогика, история педагогики и образования».

Цель исследования — спроектировать, обосновать и экспериментально проверить модель педагогического содействия становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

Объект исследования — процесс профессиональной ориентации старшеклассников.

Предмет исследования — становление готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

Гипотеза исследования — профессиональное самоопределение старшеклассников будет осуществляться успешно, если педагогическое содействие сориентировано на модель, удовлетворяющую следующим признакам:

— в основу положена теория гуманно ориентированного образования, базирующаяся на субъект-субъектности учебно-педагогического взаимодействия педагогов, учащихся и их родителей;

— в содержании образования, направленного на становление готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, будут отражены когнитивная и созидательная составляющиекогнитивная составляющая направлена на усвоение основ знаний о профессиях, созидательная составляющая базируется на привлечении учащихся к элементам профессиональной деятельности и ее имитации-в образовательном процессе;

— построение и реализация индивидуальных образовательных траекторий учащихся, направленных на становление их готовности к профессиональному самоопределению, осуществляется через взаимодействие педагогов, учащихся и их родителей.

Задачи исследования.

1. Уточнить понятие «готовность старшеклассника к профессиональному самоопределению».

2. Обосновать целесообразность гуманно ориентированного педагогического содействия становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

3. Разработать и теоретически обосновать модель педагогического содействия становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

4. Экспериментально апробировать разработанную модель педагогического содействия становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, подготовить методические рекомендации для осуществления педагогического содействия становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

Методологической основой исследования являются:

— на общенаучном уровне — системный подход (А.НАверьянов, В. А. Беликов, И. В. Блауберг, C.B. Ильин, Ю. А. Конаржевский, С. А. Репин, В. Н. Садовский, Г. Н. Сериков, Э. Г. Юдин и др.);

— на конкретно-научном и практико-ориентированном уровне — теория гуманно ориентированного образования (Ш.А. Амонашвили, В. А. Беликов, О. С. Газман, И. А. Зимняя, Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков и др.) — теория профессиональной ориентации (A.M. Баскаков, А. Я. Журкина, H.H. Захаров, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, И. С. Кон, Е.Ю.' Пряжникова, Н. С. Пряжников, B.JI. Савиных, С. Н. Чистякова, П. А. Шавир и др.).

Методику организации диссертационного исследования позволили осмыслить работы В. И. Загвязинского, A.A. Захарова, И. О. Котляровой, Ф. А. Кузина, Ю. А. Петрова, A.B. Усовой и др.

Избранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи^ определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в три этапа в период с 2003 по 2009 годы. На каждом этапе в. зависимости от задач применялись различные методы исследования.

На первом этапе (с 2003 по 2005 годы) — поисково-диагностическом — была изучена проблема педагогического содействия становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в теории и практике образования. Анализировалась философская, психолого-педагогическая, социологическая, научно-методическая литература, диссертационные исследования, законодательно-нормативная база среднего образования, государственные стандарты, образовательные программы среднего образования. На этом основании было уточнено понятие «готовность старшеклассника к профессиональному самоопределению». Осуществлялось создание и обоснование модели педагогического содействия становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению. Был проведен констатирующий эксперимент, определены критерии оценки уровня готовности старшеклассников к. профессиональному самоопределению, и описаны уровни названной готовности, составлен план организационных мероприятий, осуществлены сбор, обработка и анализ предварительного материала. На данном этапе применялись методы: анализ литературы и документов, анкетирование, наблюдение, беседа, эксперимент, сравнение, обобщение, обработка исследовательских материалов.

На втором этапе (с 2005 по 2007 годы) — экспериментально-аналитическом — был подготовлен и проведен формирующий эксперимент с целью проверки и корректировки рабочей гипотезы и апробации практических вариантов реализации модели педагогического содействия становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению. На этом этапе исследования применялись методы', педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение, сравнение и анализ результатов деятельности учащихся, и педагогов, статистический анализ и интерпретация результатов эксперимента.

На третьем этапе (с 2007 по 2009 годы) — контрольно-обобщающем — был проведен повторный формирующий эксперимент с целью экспериментальной проверки модели педагогического содействия становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению. Проводились анализ и теоретическое обобщение данных экспериментальной работы, формулировались общие выводы, оформлялась рукопись диссертации, разрабатывались методические рекомендации организации профориентационного курса, направленного на становление готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению. На третьем этапе исследования применялись методы: педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение, сравнение и анализ результатов деятельности учащихся и педагогов, метод математической статистики, обобщение.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись муниципальные образовательные учреждения Озёрского городского округа № 24, № 27, № 39. Всего в исследовании на различных этапах приняло участие 372 учащихся и 20 преподавателей.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. в логике проведенного исследования понятие «готовность старшеклассника к профессиональному самоопределению», в соответствии с моделью образованности человека, рассмотрена как аспект образованности;

2. обоснована целесообразность опоры педагогического содействия на гуманно ориентированное образование, что способствует раскрытию внутренних потенциалов учащихся, направленных на профессиональное самоопределение;

3. разработана и обоснована модель педагогического содействия становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, предполагающая: осуществление педагогического содействия становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в профильном образовательном процессе через взаимодействие педагогов, учащихся и их родителейсовместное (педагоги, учащиеся и их родители) проектирование индивидуальных образовательных траекторий с учетом интересов, склонностей, способностей и здоровья учащихсянаправленность учебно-педагогического взаимодействия на совместное проектирование и реализацию педагогами общего методического замысла, способствующего активизации профессионального самоопределения учащихся.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что.

1. интерпретация готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению как аспекта образованности вносит терминологическую определенность при разработке и описании теоретических оснований организации образовательного процесса в старшей школе;

2. разработанная модель педагогического содействия становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению может служить основанием для объяснения методов реализации учебно-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса в старшей школе;

3. обоснована возможность и разработаны пути реализации учебно-педагогического взаимодействия педагогов, учащихся и их родителей, которое направлено на становление готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению с учётом интересов, склонностей, способностей и здоровья учащихся.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная в исследовании модель педагогического содействия становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению может применяться в практике работы педагогов образовательных учрежденийспособствует определению индивидуальной образовательной траектории становления готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению и активизации деятельности учащихся, направленной на профессиональное самоопределение, в учебно-педагогическом взаимодействии. Этому способствуют следующие практико-ориентированные результаты:

1) разработаны методические рекомендации по организации педагогического содействия становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, которые могут быть использованы в практике работы старшей школы («Методическое обеспечение педагогического содействия становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению»);

2) разработана программа профориентационного курса «Выбор профессии и пути её получения», а также соответствующее методическое пособие для учителей, которое может быть использовано при оказании педагогического содействия становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в соответствии с их интересами, склонностями, способностями и возможностями в здоровье;

3) разработаны критерии, уровни, уровневые показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, которые можно применять в практике работы старшей школы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В процессе учебно-педагогического взаимодействия педагогов, учащихся и их родителей, направленного на становление готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению следует руководствоваться гуманно ориентированной системной методологией.

2. Позитивному становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению способствует ориентация педагогов на соответствующую модель педагогического содействия, предполагающую:

— осуществление педагогического содействия становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в профильном образовательном процессе через учебно-педагогическое взаимодействие;

— совместное проектирование и реализация педагогами, учащимися и их родителями индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов, склонностей, способностей и здоровья учащихся;

— направленность учебно-педагогического взаимодействия на интеграцию деятельности педагогов, направленной на активизацию деятельности учащихся, способствующей их профессиональному самоопределению.

3. Взаимодействие педагогов, учащихся и их родителей приводит к более продуктивному результату при выборе профессии и пути ее получения.

Обоснованность и достоверность выводов обеспечивается глубоким теоретическим анализом проблемы, широтой и разносторонностью методов исследования, их адекватностью целям и задачам исследованиясоблюдением требований к проведению констатирующего и формирующего экспериментовдостаточной длительностью и возможностью повторения педагогического эксперимента, позволивших провести количественный и качественный анализ его результатоврепрезентативностью объема выборки и статистической значимостью полученных данныхдлительным и разносторонним опытом педагогической деятельности автора’диссертационного исследования в качестве учителя математики высшей квалификационной категории в МОУ «Лицей № 39» Озёрского городского округа и в качестве старшего преподавателя кафедры высшей математики Озёрского технологического института МИФИ (ГУ).

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись:

1) в ходе экспериментальной работы в образовательном процессе муниципальных образовательных учреждений Озёрского городского округа № 24, № 27, № 39;

2) в ходе выступлений на научных семинарах лаборатории «Теории и методики профессионального образования» Южно-Уральского государственного университета (Челябинск, 2003;2009 гг.).

3) в ходе выступлений на научно-практических конференциях международного уровня: «Математика. Экономика. Образование» (Ростов-на-Дону, 2006 г.) — «Актуальные проблемы современной науки» (Самара, 2003;, 2004, 2005, 2006 гг.) — «Преподаватель высшей школы в 2веке» (Ростовгна-Дону, 2007, 2008 гг.) — всероссийского уровня: «Научная сессия МИФИ-2004» (Москва, 2004 г.) — «Психолого-педагогические исследования в системе образования» (Москва-Челябинск, 2004 г.) — «Модернизация системы профессионального образования, на основе регулируемого эволюционирования» (Челябинск, 2004 г.) — «Одарённые дети — надёжное будущее России» (Озёрск, 2008 г.) — регионального уровня: «Профессионально-педагогическое образование: проблемы и перспективы» (Челябинск, 2005 г.) — местного уровня: «Дни науки» (Озёрск, 2004; 2009 гг.).

В. ходе работы над исследованием в 2005, 2006, 2007 и 2008 гг. автор становился победителем Всероссийского конкурса учителей математики и физики, организованного фондом Дмитрия Зимина «Династия» в номинации «Наставник будущих учёных» как учитель, наиболее эффективно готовящий школьников для работы в науке.

По проблеме исследования автором опубликована 31 работа.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, спискалитературы, заключения и приложений. Основная часть исследования изложена на 183 страницах текста, список литературы включает 230 источников,^ работе содержатся 2 Г таблица, 13 рисунков.

Выводы по второй главе.

1. В результате проведения констатирующего эксперимента была доказана актуальность проблемы готовности к профессиональному самоопределению как для старшеклассников, так и для педагогов. Также констатирующий эксперимент позволил выявить начальное состояние готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению. Учащиеся показали довольно высокое осознание необходимости профессионального самоопределения и достаточно низкий уровень готовности к нему. Это обусловило необходимость оказания педагогического содействия становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

2. В силу замысла экспериментального исследования, разработанная модель педагогического содействия становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, реализовывалась в трёх экспериментальных группах и одной контрольной.

В первой экспериментальной группе частично соблюдалось лишь первое положение, выдвинутое в гипотезе, то есть в качестве теоретического основания для организации процесса становления готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению выбрана теория гуманно ориентированного профильного образованияотсутствовало взаимодействие педагогов, учащихся и их родителей при построении и реализации индивидуальных образовательных траекторийв содержании образовательного процесса отражена когнитивная составляющая, а созидательная составляющая не отражена.

Во второй экспериментальной группе проверялась эффективность становления готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению при соблюдении двух положений, выдвинутых в гипотезе: в качестве теоретического основания для организации процесса становления готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению выбрана теория гуманно ориентированного профильного образованияосуществлялось взаимодействие педагогов, учащихся и их родителей при построении и реализации индивидуальных образовательных траекторийв содержании образовательного процесса отражена когнитивная составляющая, а созидательная составляющая не отражена.

Третья экспериментальная группа выявляла эффективность влияния на становление готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению всех трёх положений, выдвинутых в гипотезе: в качестве теоретического основания для организации процесса становления готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению выбрана теория гуманно ориентированного профильного образованияосуществлялось взаимодействие педагогов, учащихся и их родителей при построении и реализации индивидуальных образовательных траекторийв содержании образовательного процесса отражены когнитивная и созидательная составляющие.

3. В ходе экспериментальной работы были выявлены существенные различия в состояниях готовности и её компонентов в экспериментальных и контрольной группах.

Самые значительные различия, по сравнению с контрольной группой, наблюдались в третьей экспериментальной группе, это позволило нам утверждать, что разработанная модель педагогического содействия становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, представленная в диссертационном исследовании, способствует успешному становлению названной готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

Достоверность получаемых эмпирических данных в проводимой опытно-экспериментальной работе обеспечивалась статистической обработкой с помощью критерия Пирсона «хи-квадрат».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой