Применение метода моделирования в экологическом воспитании детей с нарушениями зрения
Данная деятельность очень важна и для детей с нарушениями зрения, так как у них очень беден практический опыт. У таких детей зрение все равно остается ведущим анализатором, но их зрительное восприятие сохранно лишь частично, поэтому отличается большой замедленностью, узостью обзора, снижением точности. Однако в условиях специального коррекционного обучения возможно и необходимо формировать приемы… Читать ещё >
Применение метода моделирования в экологическом воспитании детей с нарушениями зрения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие способностей ребенка с нарушениями зрения имеет большое значение в школьном обучении, определяет собой успех деятельности. Процесс обучения должен обеспечить не только усвоение основ современных знаний, но и формирование у учащихся эффективных способов самостоятельного изучения. Но основа хорошей учебы должна закладываться у ребенка еще в процессе дошкольного обучения.
Знания об окружающем мире должны быть заложены в процессе дошкольного воспитания. Наиболее яркими и интересными проявлениями окружающего мира ребенка является природа. Поэтому формирование у дошкольника с нарушениями зрения знаний о природе служит понятным для него инструментом развития способностей и осознания окружающей его реальности. Дети растут и развиваются не только в мире реальных вещей, но и в мире условностей, знаков, символов, обозначений, и поэтому они поставлены перед необходимостью овладевать ими и использовать их. Уровень развития знаковой функции определяет успешность обучения ребенка в школе 23.
Моделирование является одним из видов знаково-символической деятельности.
Использование наглядного моделирования в экологическом воспитание актуально, так как в настоящее время одна из важнейших задач в воспитании и обучении детей состоит в поиске путей эффективного обучения на занятиях, поиске возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, повышения самостоятельность. Поэтому в дальнейшем при поступлении в школу, очень важно, готов ли ребенок к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, делать самостоятельные выводы, фантазировать. А развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения применяются.
Многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Успешно решать эти задачи помогает моделирование как метод ознакомления детей с природой 23.
Данная деятельность очень важна и для детей с нарушениями зрения, так как у них очень беден практический опыт. У таких детей зрение все равно остается ведущим анализатором, но их зрительное восприятие сохранно лишь частично, поэтому отличается большой замедленностью, узостью обзора, снижением точности. Однако в условиях специального коррекционного обучения возможно и необходимо формировать приемы и способы использования других анализаторов, представляющих полисенсорную основу для компенсации нарушений зрения.
Таким образом, моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей с нарушениями зрения формируются обобщенные представления понятия о природе.
Основными принципами обучения являются:
- — Наглядность;
- — Самостоятельность и активность;
- — Доступность;
- — Учет индивидуальных и возрастных особенностей 9.
Именно в старшем возрасте дети достигают уровня умственного развития, достаточного для того, чтобы успешно применять метод моделирования для систематизации знаний дошкольников об окружающем мире. Данная работа позволит значительно развить у детей разные формы речи: диалог, описание, объяснение, рассказ, также расширить кругозор детей, развивать сенсорику и наблюдательность, они учатся устанавливать связи зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать модели, схемы в разных видах деятельности. Главное, данная деятельность создает у детей стремления к познанию нового, что является для нас, педагогов, очень важным и ценным.
Выводы по первой главе:
В имеющейся психолого-педагогической литературе существует достаточно много трактовок понятия «экологическое воспитание». В нашей работе мы придерживаемся следующего определения: экологическое воспитание дошкольников — это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Поворот к экологическому воспитанию детей в дошкольный период следует обсуждать в двух взаимосвязанных направлениях: как проблему воспитания детей и как проблему развития экологического сознания у взрослых, воспитывающих дошкольников или решающих различные вопросы дошкольного воспитания, что повысит экологическую воспитанность дошкольников.
Экологическая воспитанность включает в себя сформированность экологических представлений, характер отношений дошкольников к природе и умения осуществлять деятельность с природными объектами. Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения детей к природе. Содержание включает в себя два аспекта: передачу экологических знаний и трансформацию в отношение. Опыт работы с дошкольниками показывает, что легче сформировать экологические знания, но значительно труднее воспитывать отношение. Следовательно, нужны такие методы обучения и воспитания, которые бы в единстве решали познавательные, нравственные и эстетические задачи. Одним из таких методов и является метод моделирования.
Анализ психолого-педагогической литературы, программ и инструктивно-методических материалов по данной проблеме свидетельствует о многообразии подходов к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. При этом проблема использования метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников не нашла еще должного теоретического и практического обоснования.
Представленная в специальной литературе практика экологического воспитания дошкольников с нарушениями зрения не учитывает в полной мере особенностей становления экологической воспитанности в условиях зрительной депривации. На наш взгляд, решить данную проблему возможно в результате внедрения метода моделирования в процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
В основе метода моделирования лежит принцип замещения реального предмета, явления другим предметом, изображением, знаком. Моделирующая деятельность может оказать большую роль в процессе познания дошкольниками окружающего мира и явлений природы. Модели и моделирование позволяют демонстрировать существенные экологические связи в природе, поэтому процесс моделирования и использование готовых моделей является методом экологического воспитания.
Метод моделирования используется тогда, когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и отношение объектов в реальном мире.
моделирование экологический дошкольный зрение.