Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия использования ЭВМ в подготовке будущих учителей технологии к конструированию и моделированию одежды

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внедрение ЭВТ в обучение позволить также автоматизировать рутинный, непроизводительный, утомительный труд преподавателя. Реализация программы информатизации образования предполагает качественное преобразование методов учебной работы, а также изменение содержания обучения в соответствии с новыми целями. В настоящее время, практически на всех занятиях, в процессе изучения того или иного учебного… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы применения ЭВМ в процессе подготовки будущего учителя технологии к конструированию и моделированию одежды
    • 1. Применение ЭВМ для конструирования и моделирования одежды как психолого-педагогическая проблема
    • 2. Требования к разработке компьютерных программно-педагогических средств
  • §-3.Содержание подготовки будущих учителей технологии проектированию одежды в педуниверситетах
  • Глава 2. Структура и содержание процесса подготовки будущих учителей технологии к конструированию и моделированию одежды с применением ЭВМ.,
    • 1. Методика подготовки будущих учителей технологии конструированию ъ, моделированию одежды с применением ЭВМ.
    • 2. Организация и проведение педагогического эксперимента по конструированию и моделированию одежды с использованием
  • ЭВМ
    • 3. Экспертная оценка эффективности применения ЭВМ в учебном процессе
  • Выводы

Педагогические условия использования ЭВМ в подготовке будущих учителей технологии к конструированию и моделированию одежды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В период социально-экономических преобразований в России задача совершенствования системы образования приобретает новую актуальность. Прогресс в науке и технике заставляет пересматривать преподавателей методику подготовки специалистов, способных к активной профессиональной деятельности в различных областях общественной и государственной жизни, в сфере науки и культуры.

Внедрение электронной вычислительной техники (ЭВТ) во все сферы деятельности человека позволило прийти к выводу о том, что дальнейшее развитие системы образования только традиционными путями невозможно, необходимы новые подходы использования электронной вычислительной техники, которая позволит развить и усилить потенциальные возможности личности.

Использование в учебном процессе электронной вычислительной машины (ЭВМ) вызвано «.внутренними потребностями самой системы образования, определяется логикой развития педагогической науки, необходимостью существенного повышения качества учебно-воспитательного процесса, оптимизацией управления в системе образования, совершенствованием научно-педагогических исследований, усилением их влияния на педагогическую практику» [43, стр. 5].

Изучение всех дисциплин в школах, СПТУ, техникумах и вузах с применением персональных компьютеров (ПК) в настоящее, время является острой проблемой, так как напрямую связано с уровнем подготовки учителя, умением его лично применять ЭВМ на занятиях.

Базовым политехническим основам подготовки учителя трудового и политехнического обучения, технологии посвящены работы П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, Н. И. Бабкина, Ю. К. Васильева, В. И. Гусева и др., вопросы подготовки учителя к профориентационной работе с учащимися раскрываются в работах В. Д. Симоненко, С. Н. Чистяковой, Н. Ш. Шадиева и др., графическая подготовка учителя с применением персональных компьютеров (ПК) рассматривается в работах Г. В. Рубиной.

Вопросы использования компьютерной техники в учебном процессе раскрываются в работах Б. С. Гершунского, А. П. Ершова, А. А. Кузнецова, В. М. Монахова, В .Г. Разумовского. Проблеме изучения электронной вычислительной техники в процессе трудового и профессионального обучения по профилям и профессиям, связанным с эксплуатацией и обслуживанием ЭВМ, посвящены работы В. Д. Горского, Г. Р. Громова, В. И. Дриги, А. Н. Жигарева, Г. М. Клеймана, М. Н. Панкова.

В последние годы проблемы и пути развития информатизации образования активно обсуждаются в печати на самых различных уровнях (А. К. Айло-мазян, Б. Е. Амилиген, Ю. Е. Голяс, А. Н. Гриценко, А. М. Довгялло, Ю. С. За-вальский, Б Г Киселев, И. М. Когдов, В. Е. Контелинян, С. С. Ландо, С. Л. Новоселова, И. С. Орликов, И. В. Роберт, В. В. Рубцов, И. М. Рыбаков, Б. Г. Сема-нинов, Б. Г. Трусов, А. Ю. Уваров, В. О. Хорошилов, Ю. Н. Цевенков, Д. С. Черешкин).

Практический опыт разработки педагогических программных средств различной ориентации, а также методики использования этих программных продуктов в учебном процессе рассмотрен в работах Н. В. Алипова, В, Г. Болтянского, Н. П. Бруснецова, В. В. Буркина, А, А. Зенкина, А. В. Зимарева, М. Д. Карпова, В. В. Кима, Е. А. Кубичева, С. В. Куприянова, А, К. Лапшина, Н. Л. Луниной, ВП. Недошивина, В. А. Новикова, Г. В. Рубиной, В. В. Рубцова, А. Я. Савелева, Е. С. Синицина, Г. В. Фроловой, К. М. ШоЛомий и других авторов.

Круг проблем, связанных с поиском путей и методов информатизации образования, в соответствии с вопросами эффективного использования компьютерной техники в сфере образования и педагогической науки рассмотрен в исследованиях, посвященных теоретико-методологическим положениям компьютеризации обучения (В. В. Агеев, Г. Вильяме, Б. С. Гершунский, В. Далингер, А. П. Ершов, Г, А. Звенигородский, В. М. Монахов, Л. Ю. Невуева, Ю. Л. Пер-вин, И. В. Роберт, В. В. Рубцов, С. С. Свириденко, Т. А. Сергеева, Н. Ф. Талызина).

Дидактическая и методическая подготовка студентов педвузов широко показываются в исследованиях С. И. Архангельского, И. Д. Зверя, Т. А. Ильиной, А. Ф. Кейрана, Ю. М. Колягина, Н. Н. Левиной, И. Р. Лобова, И.Т. Огород-никова, Л. М. Пангешниковой, В. Г. Разумовского, А. В. Усовой, О. Д. Щебалина и др. Их исследования были направлены на разрешение проблем параллельного анализа объекта, предмета, принципов, методов дидактики и методик по предмету учебных ВУЗовских дисциплин с целью установления их тесной взаимосвязи. Достижения русских и зарубежных психологов, отражающие возможность увеличения объема усваиваемой информации и длительность сохранения знаний в памяти за счет уплотнения учебного материала, придания ему определенной структуры, поэтапного формирования умственных действий представлены в работах В. В. Богуславского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. С. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной и др. Приемы и средства отбора учебного материала в дидактике, являющиеся основой для пополнения ее конкретным предметным содержанием изучены еще недостаточно. Не изучены также и возможности использования структурированного учебного материала, например, в учебных программах для компьютера, нацеленных на самостоятельность и индивидуализацию дидактическо-методической подготовки студентов. Под термином «дидактические условия» в педагогической науке многие дидакты понимают те факторы, которые обеспечивают успешное обучение [107]. Дидактические условия обучения — обстановка, при которой компоненты учебного процесса (учебный предмет, преподавание и учение) представлены в наилучшем взаимоотношении и которая дает возможность учителю плодотворно преподавать, руководить учебным процессом, а учащимся — успешно учиться.

Мы будем понимать под дидактическими условиями эффективного формирования знаний и умений по конструированию и моделированию одежды совокупность содержания, форм, средств и методов обучения, обеспечивающих должное решение поставленной задачи.

Внедрение электронно-вычислительной техники в обучение позволит более успешно решить задачу развития личности, а также оценивать развивающий и воспитывающий эффект, соответствующий методике обучения. Компьютер отличается точностью, объективностью, беспристрастностью, терпением, готовностью к общению. Только используя ЭВТ в обучении, преподаватель может заняться своим прямым делом — принятием конкретных решений по интенсификации процесса обучения индивидуальных для каждого студента.

Внедрение ЭВТ в обучение позволить также автоматизировать рутинный, непроизводительный, утомительный труд преподавателя. Реализация программы информатизации образования предполагает качественное преобразование методов учебной работы, а также изменение содержания обучения в соответствии с новыми целями. В настоящее время, практически на всех занятиях, в процессе изучения того или иного учебного предмета применяются компьютерные программы. В то же время пока нет исследований по выявлению дидактических основ применения персональных компьютеров в процессе подготовки будущего учителя технологии основам конструирования и моделирования одежды. Отечественный и зарубежный опыт по внедрению ЭВМ в проектирование изделий сложных пространственных форм показывает возможность комплексной автоматизации этого процесса, причем как художественного моделирования, так и технического конструирования. Следовательно, остается нереализованным целый ряд потенциальных возможностей использования ЭВМ для повышения эффективности в подготовке будущих учителей технологии конструированию и моделированию одежды.

Реально возникшие противоречия между резко возросшим в последние годы уровнем развития аппаратных средств вычислительной техники нового поколения и настоятельной потребностью педагогической практики в соответствующих разработках программно-педагогических средств (ППС), которые позволили бы моделировать изделия, реализовать самостоятельное обучение, закреплять умения и навыки в моделировании и конструировании одежды и способствовали бы тем самым повышению эффективности подготовки будущих учителей технологиитребованиям общества к повышению качества подготовки будущих учителей технологии и сокращением времени на эту подготовкумежду преимущественным применением репродуктивных форм в обучении учителя и творческим характером его деятельности требуют дополнительных педагогических решений.

Кроме того, проблема компьютерного обучения студентов всегда находилась в центре внимания педагогов. Однако интерес к ней возрастает, поскольку изменение социальных условий жизни привело к пересмотру взглядов различных ученых на цели и содержание компьютера как средства развития личности. Для успешного внедрения компьютерного обучения в подготовку будущих учителей технологии важно не только (и не столько) обеспечение учебных заведений современной компьютерной техникой, но и решить ряд более важных проблем, таких как разработка новых учебных программ и планов, предполагающих использование новых информационных технологийсоздание высококачественных, отвечающих современным требованиям педагогических программных средстввыработка научно-обоснованного технологий, их использование в учебном процессесоздание обучающих и контролирующих программ. Это и побудило нас провести исследование по теме «Педагогические условия использования ЭВМ в подготовке будущих учителей технологии к конструированию и моделированию одежды.

Цель исследования: выявить условия и средства эффективного применения ЭВМ в обучении будущих учителей технологии конструированию и моделированию одежды.

Объект исследования: процесс подготовки будущих учителей технологии к конструированию и моделированию одежды.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия подготовки будущих учителей технологии к конструированию и моделированию одежды с применением ЭВМ.

Направление теоретической и экспериментальной работы по теме исследования определяет следующая гипотеза: осуществление обучения будущих учителей технологии конструированию и моделированию одежды по научно-обоснованной концепции, обеспечивающей соответствие профессиональной подготовки студентов потребностям информационного общества эффективно при условии:

— определения роли и места использования ЭВМ в подготовке будущих учителей технологии к конструированию и моделированию одежды;

— создания методики применения ЭВМ в подготовке будущих учителей технологии конструированию и моделированию одежды.

— разработки педагогических требований, условий и критериев отбора содержания программ для ЭВМ;

— разработки и внедрения компьютерных ППС по подготовке будущих учителей технологии к конструированию и моделированию одежды.

Исследование предполагало решение следующих задач:

1. Проанализировать состояние проблемы применения ЭВМ в процессе подготовки будущих учителей технологии к конструированию и моделированию одежды в теории и практике.

2. Определить педагогические требования к разработке обучающих программ для ЭВМ по конструированию и моделированию одежды.

3. Разработать и экспериментально проверить компьютерные обучающие программно-педагогические средства (ППС).

4. Выявить условия применения компьютерных программ в процессе кон струирования и моделирования одежды.

5. Выявить и экспериментально проверить эффективность применения ППС в подготовке будущих учителей технологии к конструированию и моделированию одежды.

Общую методологическую основу исследования составляют положения о всеобщей связи, взаимообусловленности, развитии и целостности реального мира, а также о социальной, деятельностной и творческой сущности личности как целостной системы и многофакторном характере ее развития. Теоретическим фундаментом исследования являются теории личности, деятельности и общения (личностно-деятельностный подход — К. Д. Дурай-Новакова А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, К. К. Платонов, В. А. Сластенин В. Д. Шадриков, Б. М. Теплов, и др.).

Существенное значение в концептуальном плане имеют положения о сущности педагогического процесса (В. И. Андреев, В. В. Краевский, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина), об активизации познавательной деятельности посредством реализации методов, форм обучения (С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, А. А. Вербицкий, Т. И. Ильина, И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, М. И. Махмутов, О. В. Попов и др.).

Принципы и критерии систематизации и отбора содержания обучения информационным технологиям в рамках образовательной области «Технология» рассматривались, опираясь на теоретические положения П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, Н. И, Бабкина, В. А. Полякова, Г. В. Рубиной, В. Д. Симонен-ко, Ю. Л. Хотунцева, и др.

Теоретической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных философов, социологов и педагогов, рассматривающих проблемы компьютерного обучения (Н. В. Апатова, Б. С. Гершунский, А. П. Ершов Е. И. Машбиц, В. М. Монахов, В. Г. Разумовский, И. В. Роберт, И. О. Тихомиров и др.).

Для решения поставленных задач исследования был использован комплекс соответствующих методов: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературыгруппа методов экспериментального исследования (прямое и косвенное наблюдение, беседы, анкетный опрос, анализ продуктов деятельности студентов, собеседование, интервьюирование, хронометраж и др.) — группа методов обработки информации (статистико-математический, графических построений).

Организация исследования.

Разработанные методические рекомендации по применению ЭВМ в подготовке будущих учителей технологии конструированию и моделированию одежды и пакет программных средств внедрены в учебный процесс Брянского педуниверситета, школы № 24 г. Брянска и школы № 50 г. Саратова, а также используется в работе студенческого ателье действующего на базе технолого-экономического факультета БГПУ. Обобщенные материалы опубликованы Брянским межотраслевым центром научно-технической информации и пропаганды.

Исследование осуществлялось в три этапа.

1-й этап — теоретический анализ проблемы — 1991;1993 г. г. На данном этапе проводилось изучение проблемы в философской, социологической, психолого-педагогической литературе и практике работы вузов, уточнялись исходная гипотеза, цели и задачи исследования,.

2-й этап — констатирующий эксперимент — 1993;1995г.г. На этом этапе осуществлен анализ процесса подготовки выпускников технолого-экономического факультета (ТЭФ) к конструированию и моделированию одеждыизучено и проанализировано влияние условий и средств обучения студентов на формирование знаний и умений по конструированию и моделирова нию одеждывыявлены специфические особенности применения компьютерной техники в системе обучения, ее ведущие функциисформулированы требования к программам для ЭВМ по технологииразработан комплекс программно-педагогических средств для ПК IBM, включающий обучающие программы: «Модельер», «Конструирование и моделирование фартука», «Конструирование и моделирование юбок», «Конструирование плечевого изделия с цельнокроенным рукавом», «Моделирование плечевого изделия с цельнокро-енным рукавом». К каждой конструирующей и моделирующей программам разработаны программы для контроля знаний.

5-й этап — формирующий эксперимент — 1995;1998г.г. — систематизировались и обобщались данные опытно-экспериментальной работы, корректировались и проверялись ППС, уточнялись выводы и рекомендации, оформлялись результаты исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается:

— в разработке теоретических основ применения ЭВМ в системе подготовки будущих учителей технологии к конструированию и моделированию одежды;

— в выявлении педагогических возможностей компьютерной техники в повышении эффективности обучения будущих учителей технологии конструированию и моделированию одежды;

— в разработке педагогических требований, условий и критериев отбора содержания программ для подготовки будущих учителей технологии к конструированию и моделированию одежды с применением ЭВМ.

— в определении рационального содержания обучающих компьютерных программ при подготовке будущих учителей технологии к конструированию и моделированию одежды;

Полученные результаты дополняют и расширяют теорию и методику подготовки будущих учителей технологии.

Практическая значимость работы:

— создан и экспериментально проверен комплект программ для ЭВМ, включающий обучающие программы «Модельер», «Конструирование и моделирование фартуков», «Конструирование и моделирование юбок», «Конструирование плечевого изделия с цельнокроенным рукавом», три программы для контроля знаний;

— разработаны и внедрены методические рекомендации по применению ЭВМ в процессе изучения курса «Конструирование и моделирование одежды» ;

— разработана новая педагогическая технология обучения.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается теоретико-методологическими основамииспользованием комплекса методов, адекватных целям и задачам исследованияуспешными результатами экспериментальной работы и методами математической статистики, подтвердившими выдвинутую гипотезу.

На защиту выносятся:

— педагогические условия применения ЭВМ в подготовке будущих учителей технологии к конструированию и моделированию одежды: содержание обучающих и контролирующих программ для ЭВМ, соответствующих учебной дисциплине и учитывающих перспективы ее развитияприменение ЭВМ в комплексе с другими методами обучения;

— критерии отбора содержания программ для подготовки студентов педвузов к конструированию и моделированию одежды на ЭВМ;

— комплект обучающих и контролирующих программ подготовки студентов педвузов конструированию и моделированию одежды на ЭВМ;

— методика и рекомендации применения ЭВМ в процессе подготовки будущих учителей технологии к конструированию и моделированию одежды.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и результаты исследования на различных этапах обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики трудовой подготовки Брянского педуниверситета (1994;1998), на 3-й международной научно-практической конференции «Роль и место образовательной области „Технология“ в содержании общего и среднего образования» 13−16 мая 1997 г. в г. Брянске, на ежегодно проводимых совещаниях учителей технологии школ г. Брянска.

Структура диссертации включает введение, две главы, выводы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Выводы.

По результатам исследования, представленным во второй главе можно выделить следующие положения.

1 .В результате проведенного эксперимента было доказано, что применение персональных компьютеров в обучении студентов, конструированию и моделированию одежды, способствует повышению уровня знаний. Успеваемость студентов в экспериментальной группе составила 4,16 балла, а в контрольной группе — 3,48 балла.

2.Экспериментально подтверждено, что при соблюдении санитарно-гигиенического режима ПК является эффективным средством в обучении студентов конструированию и моделированию одежды при условии их применения в сочетании с традиционными и новыми активными формами и методами обучения.

3.Использование ПК в процессе обучения студентов конструированию и моделированию одежды способствует развитию профессионально важных качеств личности.

4.Выяснено, что у студентов возрастает заинтересованность и познавательная активность при комплексном применении обучающих, контролирующих, моделирующих программ.

5.Установлено, что ПК открывает значительные, возможности в самостоятельном обучении конструированию и моделированию одежды.

6.Подтверждено, что основными критериями отбора содержания учебных программ курса «Конструирование и моделирование одежды» являются:

— учет перспектив развития науки;

— доступность и самостоятельность в обучении;

— учет возможностей ЭВМ (объем памяти, наличие графики);

— оптимальность сочетания текстовых, графических и иллюстративных кадров программы, их цветовое оформ *ние.

7. Применение ПК в обучении студентов существенно меняет преподавательскую деятельность. У преподавателя уменьшается репродуктивно-вербальная деятельность и увеличивается время для индивидуально-творческой работы со студентами.

8. Выявлены условия эффективного применения ЭВМ в процессе подготовки студентов к конструированию и моделированию одежды;

— наличие на каждого студента ПК;

— разработанные и апробированные программные средства обучения, контроля и развития;

— подготовленность педагога к работе с ПК;

— обеспечение надежности контроля знаний — неотъемлемого звена процесса обучения — с применением компьютерных форм.

— разработанность методики.

Заключение

.

Использование средств компьютерной техники в учебно-воспитательном процессе помогает современному преподавателю технологии привить студентам как будущим учителям элементы творчества. «Компьютер-устройство, позволяющее превратить учение в весьма плодотворный процесс, -считает Сеймур Пейперт — специалист сегодняшнего дня должен обладать. активными методами использования электронно-вычислительной техники применительно к профилю своей деятельности» .

Приучая работать студентов на ПК, мы тем самым включаем их в самостоятельную творческую работу, в основе которой лежит понимание как результат столкновения и разрешения привычного и непривычного. Приведенный в работе анализ литературных источников, а также полученные исследователем экспериментальные данные, позволили утверждать, что используемые в настоящее время преподавателями, как вузов, так и других учебных заведений, педагогические программные средства, во-первых, в подавляющем большинстве представляют собой программы, предназначенные для обучения и контроляво-вторых, практически все они реализуют концепцию программированного обучения, которая ориентирована прежде всего на рецептурно-процедурную и, главным образом, репродуктивную активность обучаемого.

Студенту необходимо научиться правильно понимать и умело использовать огромные возможности ЭВМ, столь необходимые для применения в современных условиях. В качестве исходной нами принята позиция дидактики, что процесс обучения достаточно условно разделяется на собственно обучение и контроль. В данном случае мы имеем дело с компьютерными программами, содержащими как элементы обучения, так и элементы контроля.

Главное назначение учебных компьютерных средств мы видим в побуждении обучаемого к активному, осмысленному и самодеятельному применению компьютера в своей познавательной деятельности, к творчески продуктивным ее видам, которые бы способствовали развитию созидательного и критического мышления, стимулировали воображение и интуицию.

Работая с программами, разработанными с учетом психолого-педагогических требований мы выяснили дидактические требования к КОГ1. Ими являются те же требования, что и основные дидактические требования обучения. В нашем случае ЭВМ является средством осуществления деятельности обучения, логика функционирования которого определяется теми же дидактическими задачами, которые ставятся и при безмашинном обучении. Безусловно, речь идет не о замене традиционных форм обучения, а о конкретизации их указанием на возможность применения обучения с использованием компьютеров.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила вывод о том, что функциональные возможности обучающих и контролирующих программ должны обеспечивать:

— ввод информации (в частности, ответа на вопрос) с клавиатуры или (и) посредством мыши в форме, естественной для данной предметной области;

— корректную обработку и анализ ответов обучаемого;

— возможность работы с программой в стабильном режиме;

— сбор, накопление и обработку информации о результатах работы. Помимо этого в процессе работы были определены следующие требования к техническим характеристикам обучающих и контролирующих программ:

— надежность;

— легкость и простота в работе;

— эффективность;

— адаптируемость к различным классам машин и программного обеспечения;

— соответствие стандартам.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила правомерность следующих выводов:

1. Предложенная организация индивидуального обучения с использованием ЭВМ JBM поднимает методику обучения на качественно новый уровень. Разработанные программы развивают инициативу студентов, полученные знания более полные, системные, осмысленные, прочные и действенные.

2. В результате работы над программами у студентов возрастает активизация мыслительной деятельности.

3. В результате разработанной системы вопросов для контроля, построение которых охватывает все содержание обучающего материала, позволяет полностью вспомнить предложенный к обучению материал.

4. Установлено, что основными педагогическими требованиями в подготовке студентов к конструированию и моделированию одежды являются: а) овладение студентами знаниями, умениями и навыками, необходимыми им, как будущим преподавателям технологииб) качественное освоение содержания программно-педагогических средствв) квалифицированное овладение методикой построения конструкций с применением ЭВМ.

5. Выявлены условия применения компьютерных программ для ЭВМ по конструированию и моделированию одежды: — оснащенность учебного процесса достаточным количеством персональных ЭВМ;

— учет уровня подготовки студентов к работе на ЭВМ в процессе их обучения проектированию одежды;

— программное обеспечение ЭВМ;

— высококвалифицированная подготовка студентов к овладению методикой обучения, освоение основ информатики и вычислительной техники;

— комплексное применение ЭВМ в сочетании с другими методами.

6. Результаты эксперимента по подготовке студентов конструированию и моделированию одежды по обучающим, развивающим и контролирующим программам позволили установить:

— 90% студентов успешно осваивают обучающие программы за отведенное учебное время;

— 10% студентов осваивают программы с некоторым уточнением в процессе работы с программами.

Установлено влияние ПК в процессе обучения на развитие следующих профессионально важных качеств личностиразвитие пространственных представленийлогического мышлениявниманиякратковременной наглядно-образной памяти, способности принятия нестандартных решений.

7. Подг отовка студентов по конструированию и моделированию одежды с применением ПК оценивалась по следующим критериям: а) увеличение объема знанийб) повышение интереса к обучению, в) контроль качества знаний после изучения программг) снижение времени репродуктивно-вербальной деятельности преподавателя и увеличение времени для самостоятельной творческой работыд) возможность самостоятельного обучения в зависимости от успешности учения, е) повышение пространственного воображения;

8. Разработанные программы по конструированию и моделированию одежды позволили активизировать, работу по обучению данного предмета. Их апробация в Брянских и Саратовских школах подтвердила высокую эффективность применения ЭВМ в подготовке к конструированию и моделированию одежды.

9. Разработанные программы можно успешно применять как в школах, так и в вузах. Только необходимо уточнить, экспериментально оптимальное время изучения программ, с учетом контингента обучаемых.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизация производства на основе электронной вычислительной техничи. М.: Высшая школа, — 1987. — 80 с .
  2. В. В. и др. К вопросу об использовании компьютера в учебном процессе: психологический аспект. // Психологические проблемы создания и исследования ЭВМ. М., 1985.
  3. П. В., Соколов А. Организация контроля знаний. // Информатика и образование. 1989. — № 5. — С. 49 — 51.
  4. . Г. Теория ощущений. Л.: ЛГУ, — 1961. — 456 с.
  5. . Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 338 с.
  6. П. И. Дидактические основы нормирования труда восьмилетней школы в учебной мастерской: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Киев, 1975. 25 с.
  7. Антонов А, Ф. Нормирование труда учащихся в школьных учебных мастерских как средство повышения эффективности обучения (обработка металла 4−6 кл): Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1979. 22 с.
  8. М. Ж., Гарунов М. Г., Хайзаров Ж. С. Проблемное обучение в учебном процессе вуза. Деловые игры. (Под общ. ред. проф. П.И. Пидкасистого). Алма-Ата, Мектен, 1979. — 80 с.
  9. С. И. Лекции по научной ориентации учебного процесса в высшей школе. -М., 1976. -С. 164 165.
  10. П. Р., Поляков В. А. Исследование современных проблем трудовой подготовки подросткового поколения. // Современная педагогика. -1983. -№ 6 -С. 64−71.
  11. Ю. Д. и др. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты. // Вопросы психологии. -1983. № 2. — С. 25 — 34.
  12. Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе"-М.: Просвещение. 1985.
  13. IO. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса М.: Просвещение. 1982.
  14. Ю. К. Применение ЭВМ в учебном процессе. // Педагогика. -М.: Просвещение. 1988. С. 414 — 418.
  15. Ю. К. Причины обучения в общеобразовательной школе. //Народное образование. -1979. № 2. С. 105.
  16. Н. И. Реализация задач полит, образования. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1985. — 21 с. (метод, рек.).
  17. С. Я. Реформа профессиональной школы (опыт, поиск, задачи, пути реализации). М: Высшая школа, — 1987. — 343 с.
  18. С. Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. М.: Педагогика, — 1979. — 224 с.
  19. С. Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, — 1981. — 192 с.
  20. В. П. Опыт разработки использования критериев качества усвоения знаний. // Сов. пед. — 1968. — № 4 — С. 52 — 69.
  21. В. П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977. -304 с.
  22. . В., Геллер Е. С. Кибернетика в гуманитарных науках. М., 1973.-382 с.
  23. . В., Гутчин И. Б. Машина и творчество. Результаты, проблемыIи перспективы. М., 1982. 152 с.
  24. П. П. Память и мышление. -В кн.: Избранные психологические произведения. М.: Педагогика. — 1979. Т. 2 — С. 118 — 340.
  25. П. П. " Избранные педагогические сочинения" М.: издательство АПН РСФСР, 1961 г.
  26. И. М. и др. Система программного обеспечения школы в связи с внедрением ЭВМ. Проект концепции для обсуждения на заседании президиума АПН СССР. М., 1987. — 26 с.
  27. Л. В., Соколова М А. Тематическая модель структуры учебного материала. // Проблемы педагогических измерений: Сборник научных трудов. -М: МГПИ им. Ленина, 1984, -С 12 19.
  28. В. Г., Рубцов В. В. Игровые компьютерные среды учебного назначения. // Информатика и образование. 1990. — № 5, — С. 10 — 15.
  29. В. Г., Рубцов В. В. Вопросы компьютеризации школьного обучечия. // Вопросы психологии. 1985. — № 6. — С. 177 — 178.
  30. В. Г., Рубцов В. В. Современные проблемы компьютеризации обучения. // Проблемы компьютеризации и статистической обработки данных. Сборник трудов. М.: ВНИИ СИ, 1989. — С. 30 — 40.
  31. А. История новых технологий в образовании. Пер. с англ. / РОСТ, М., 1990, — 21 с.
  32. А. Д. Некоторые вопросы методологии, методики и организации дидактических исследований- Материалы для обсуждения на учен. Совете НИК содерж. и методов обучения. М.: 1976. — 17 с.
  33. Н. П. и др. Микрокомпьютерная система обучения «Наставник». -М.: Наука, 1990.-224 с.
  34. В. В., Алиев М. М. Программирование автоматизированных обучающих систем по микро-ЭВМ. Новые методы и средства обучения. -1988. № 1. — С. 67 — 94.
  35. В. Е. и др. Автоматизация управления в системе просвещения. -Томск, 1984.-263 с.
  36. И. О содержании учебных компьютерных программ. // Информатика и образование. 1988. — № 4. — С. 25 — 26.,
  37. Ю. К. Перспективы компьютерной подготовки учителя в педвузах. // Прогнозирование развития школы и педагогической науки. -М., 1974. С. 265 — 269. АПН СССР НИИ общей педагогики.
  38. Ю. К. Политехническое содержание подготовки учителя. // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика. — 1988. -№ 2(10).-С. 61 — 64.
  39. IO. К. Политехническая подготовка учителя средней школы. -М.: Педагогика, 1978, — 175 с. t
  40. Ю. К. Теория и практика подготовки будущих учителей к осуществлению политехнического образования. Дис. докт. пед. наук. М., 1980. — 467 с.
  41. Е. П, Компьютеры и будущее. // Проблемы теории и практики управления. 1985. — № 2. — С. 32 — 39.
  42. А., Патая Я. Советы по созданию дружеского программного обеспечения. // Информатика и обеспечение. // Информатика и образование. 1986. — № 1. — С. 76 — 77.
  43. Р., Маклин К. Компьютеры в школе. / Перевод с английского, -М.: Прогресс, 1988.-336 с.
  44. А. Е. Психолингвинистические аспекты общения человека с ЭВМ. -М., 1973.-С. 131−174.
  45. Вопросы компьютеризации учебного процесса. / Под ред. Шило Д. П. М.: Просвещение. 1987. — 121 с.
  46. Вопросы совершенствования методов организации самостоятельной работы студентов. / Отв. ред. Г. В. Горелова, Таганрог, 1985. — 441 с.
  47. А. М., Симоненко В. Д. Педагогические теории, системы, технологии. Брянск, 1997. — 131 с.
  48. П. Я. Формирование умственных действий. // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. / Под ред. Ю. П. Петухова. -М&bdquo- 1982. С. 78 — 86.
  49. Н. Г. Проблемное обучение и возможности его применения в вузе: обзор инф. сер. «Обучение и коммунистическое воспитание в высших и средних специальных учебных заведениях. М.: НИИВШ, 1977. — 56 с.
  50. . С. „Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы“ М.: Педагогика, 1987.
  51. . С. Прогностический подход к компьютеризации. Советская педагогика. 1986. — № 7. — С. 43 — 48,
  52. В. Г, Дидактические основы использования проблемности на уроках трудового обучения. Канд. дис. К.: 1980. — 202 с.
  53. Гильбух Ю, 3. Формирование у подростков умения планировать свой труд в учебном масштабе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1964. — 24 с.
  54. К. К. Совершенствование преподавания технических дисциплин. -Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989, 205 с.
  55. Ф. Н. О некоторых психических качествах личности учителя. / Вопросы психологии. 1975. № 1.
  56. Горский В Д. Профессиональная подготовка школьников к работе на ЭВМ. //Сов. педагогика, 1985. № 9. — С. 28 — 31.
  57. М. А. Обучающие и контролирующие функции программированных заданий по физике. // Преподавание физики и математики. 1986. — № 3. — С. 15 — 17,
  58. М.А. Структура АОС. // Информатика и образование. 1987. — № 3. -С. И — 19.
  59. А. Н. Информационно-поисковая система для КУВТ-86. П Информатика и образование. 1989, — № 6. — С. 45 — 50.
  60. А. П. Система подготовки тестов для КУВТ-86. // Информатика и образование. -1989. № 3. — С. 55 — 59.
  61. Г. Р. Игровая компонента персональной ЭВМ: стимулятортворчества, педагогический прием, жанр киноискусства. //
  62. Микропроцессорные средства и системы. 1987. — № 3. — С. 7 — 10.
  63. В. И. Подготовка студентов к педагогическому самообразованию в процессе их самостоятельной работы по педагогике: Автореф. дис. канд. пед. наук М.: 1974. — 23 с.
  64. М. Л. и др. Программное обеспечение средств учебной информатики. Информатика и компьютерная грамотность. Под редакцией Б. П. Наумова. п.: Наука, 1988. — С. 42 — 48.
  65. В .В. Виды общения в обучении. и.: Педагогика, 1972.
  66. В. А. Диалоговые обучающие программы и требования к ним . Информатика и образование. 1988. № 6. — с.35 — 40.
  67. И. А. О применении метода выборочных объектов для обучения и контроля. М.: Знание, 1968.
  68. И. А. Принципы построения комбинированной обучающей программы. М.: Знание, 1972.
  69. А. С и др. Компьютерные обучающие программы. Информатика и образование. 1985. № 3. — с. 15−22.
  70. Дисо Нассен Д. X. Компьютер как инструмент назначения. // Информатика и образование, № 4, 1996, С. 116 131.
  71. A.M. и др. Учебная информатика и компьютерная технология обучения. // Теоретические и учебные аспекты информатики. Киев: ИК АН УССР, 1987.
  72. . А. Индустриально-педагогическая психология: труд, организация, управление: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности 2120 Общетехнические дисциплины и труд. М.: Просвещение, 1981, — 208 с.
  73. В. И. Применение компьютерной технологии, как средстваактивизации познавательной деятельности учащихся в процессе трудового обучения, Дис. Канд. пед. наук. Брянск 1994.
  74. А. П., Монахов В. М. Основы информатики и вычислительной техники. В двух книгах, М.: Просвещение, 1985 г.
  75. А., Сенин Ю. Универсальная программа для обучения и контроля знаний по физике.// Информация и образование. 1991. — № 2. — С. 43 — 45.
  76. М. Использование ЕС ЭВМ в обучении. Информатика и образование. 1988. — № 1. — С. 77 — 78.
  77. Г. А. Вычислительная техника и ее применение. Пособие для учителя М.: Просвещение, 1987. — 48 с.
  78. А., А. Зенкин Г. Обучающая система тренажер.// Информатика и образование. — 1988 — № 5. — С. 43 — 51.
  79. А. В., Данилин, А А. Система подготовки контролирующих программ AUTO CONTROL. \ Информатика и образование. 1993. — № 4. -С. 77 — 78. .
  80. В. И. Формирование эл. Консер. -технол. Знаний и умений у учащихся на занятиях в школьном масштабе.: Автореф, Дис.канд. пед. наук. -М., 1963. -21с.
  81. В. А. и др. Основы методики трудового и профессионального обучения // В. А. Кальней, В. С. Канролова, В. А. Поляков- под ред. В, А. Полякова// М.: Просвещений, 1987 г.
  82. В. А. Комп. техн. в труд, обучении ис-л „Сов. Педагогика.“ 1987 г. № 11.
  83. С. У. Изучение основ тех. В процессе труд, обучения как средство полит, подг. школьников. Автореф. Дис. канд. пед, наук, — М., 1984. 18 с.
  84. М. Д. Универсальная тест-программа для проверки знаний в школе. // Информатика и образование. 1993. — № 4, — С. 43 — 47.
  85. Kendall M.G. Correlation Methods, New York, 1955.
  86. Ким В. В и др. Барьер эффективное средство обучения. // Информатика и образование. — 1987. — № 3. — С,-45 — 47.
  87. Е. Б., Савостицкий А. В., Ивлева Г. С., и др. Основы конструирования одежды. Под общ. Ред. Е. Б. Кобляковой. М., Легкая индустрия, 1980. -448с.
  88. Ю. Психологическая теория решения. М., 1979.
  89. М. А. Программированное обучение с разных сторон. -М&bdquo- 1974,-64 с.
  90. А. М. Отражение, познание, творчество. В кн.: Творчество и социальное познание — М. 1982.
  91. С. М, и др. Бытовая персональная микро-ЭВМ „Электроника БК-0010“. // Микропроцессорные средства и системы. 1985. — № 1. — С. 75 -79.
  92. В.Ф. и др. Основы информатики школьникам. // Сов. Педагогика. — 1985. — № 3 — С. 12 — 16.
  93. Н.К. Педагогические сочинения. М.: Издательство АПН РСФСР, 1959, Т. 3 -798 с.
  94. Е.А. ЭВМ в школе, М.: Педагогика, 1986. — 94 с.
  95. Кудрявцев Т В. Внедрение принципа проблемности в обучении. М., !968. -23 с.
  96. Т.В. О проблемном обучении: Сб. статей. М: Высшая школа. 1974, вып. 3.-150 с.
  97. Кудрявцев Т В. Психология технического мышления: Процесс и способы решения технических задач. М.: Педагогика, 1975. — 303 с.
  98. А.А., Монахов В. М. Вычислительная техника и перспективы развития советской средней школы. // Применение ЭВМ для обеспечения учебного процесса и управления образованием. Свердловск, Свердловский ГПИ. 1985. — С. 3 — 5.
  99. А. А., Сергеева Т. А. Обучающие программы и дидактика.
  100. Информатика. 1986. — № 2. — с. 87 — 89.
  101. Ю. и др. Система „Рига“. // Информатика и образование. 1988. -№ 2. — С. 42 — 48.
  102. Ю. Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций.
  103. С. В. Опыт разработки и внедрения в учебный процесс автоматизирования обучающих систем. // Применение ЭВМ в учебном процессе. Махачкала, 1989.
  104. А. Н. Алгоритм в обучении. / Под общей ред. Б. В. Тищенко Б. В. Бирюкова. М. Прсвещение 1996. 523 с.
  105. А. К., Матвеенко Е. JI., Оболочка TEACHER в учебном процессе. // Информатика и образование. 1994. — № 4. — С. 61 — 63.
  106. И. Я. Поиск доказательств и познавательная самостоятельность учащихся. / Советская педагогика, 1974. № 7. С. 14 — 18.
  107. И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории, М., 1982.-С. 8.
  108. И. Я. Главная функция проблемного обучения./ Вестник высшей школы, 1976. -№ 7, С. 16−21.
  109. В. П., Болотский А. В. Методика преподавания информатики, -Пенза, 1994, 76 с.
  110. В. С. Изучение кибернетики и автоматики в средней школе.- Автореф. Дис. канд. пед. наук. М., 1964 .- 16 с.
  111. И. И. Чему учить и как учить пользоваться ЭВМ? // Сов. Пед. -1987 -№ 2-С. 45 -49.
  112. И. И., Логвинова Т. Л. Компьютерная грамотность в процессе общего образования учащихся. // Новые исследования в педагогических науках.- 1985.-№ 2.-С. 30 -3 3.
  113. Н. Л. Компьютерная поддержка курса биологии. // Биология в школе. 1988. -№ 5 — С. 34.
  114. А. С. Трудовое воспитание. Составитель Л. Ю. Гордин, -Минск, 1977 г.
  115. М. И. Проблемное обучение, М.: Педагогика, 1975. 240 с.
  116. М. И., Матюшкин А. Н. Психолого-педагогические основы и пути развития. / Вестник высшей школы. 1977. № 2. — С. 17 — 24.
  117. Е. И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М: 1988.
  118. Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: 1988.
  119. Е. И. Психолого-педагогические аспекты компьютеризации. II Вестник высшей школы. 1986. — № 4. — С. 11.
  120. Н. Г. Содержание и функции наглядности при разных типах учения: Автореф. Дис. На соискание ученой степени канд. психолог. Наук. -М., 1980 г.
  121. А., Сергеева Т. Обучающие программы оценивает практика. // Информатика и образование. 1987. — № 6. — С. 49 — 53.
  122. В. М. и др. Микропроцессорная техника в зарубежной школе. // Сов. Педагогика. 1984. — № 3. — С. 117 — 121.
  123. В. М. и др. Информационная технология обучения с точки зрения методических задач реформы школы. // Вопросы психологии 1988. — № 2 -С. 2» -36.
  124. В. М. Психолого-педагогические проблемы обеспечения компьютерной грамотности учащихся. // Вопросы психологии. 1985. — № 3-С. 14−22.
  125. Е. И. Исследование методики обучения школьников планирования своего труда (на занятиях в учебных мастерских): Автореф., дис.. канд. пед. наук. М., 1970. — 20 с.
  126. JI. Ю., Сергеева Т. А. О перспективных тенденциях развития педагогических программных средств. // Информатика и образование. -1990. № 5. — С. 5 — 10.
  127. В. П. Программа для обработки и моделирования результатов лабораторных работ. // Информатика и образование. 1994. — № 5. — С. 31 -37.
  128. Н. Д. Программированное обучение и идеи кибернетики: анализ зарубежного опыта. М., 1970. — 206 с.
  129. В. А. Типовые пакеты прикладных программ и автоматизированных обучающих систем. М.: НИИ Bill, 1985 г.
  130. В., С. Орехов М. АОС в вузе. // Информатика и образование. -1987. № 2. — С. 74.
  131. В., С. Пылькии А. Рекомендации по оценке качества прикладных программ. // Информатика и образование. 1987. — № 6. — С. 45 — 49.
  132. Э. Д. Формирование и развитие технических знаний и умений учащихся 5−8 классов на уроках труда: Автореф.дис.. канд. пед. наук. -М., 1967.-22 с.
  133. Основы вузовской педагогики. Л., 1972. — 159 с.
  134. Основы компьютерной грамотности / под ред. А. А. Стогния и др. Киев: Высшая школа, 1988. — 215 с.
  135. С. И., Цилевич Б. Л. ППС на основе математического моделирования. // Информатика и образование. 1989. — № 6. — С. 64 — 69
  136. С. И, Цилевич Б. Л. Возможности применения метода математического моделирования для разработки педагогических программных средств. // ЭВМ в образовании: Программное обеспечение, -Рига: Латв. ГУ им. Стучки. 1988.
  137. А., Павлович О. Применение ЭВМ при контроле усвоения знаний. // Информатика и образование. 1987. — № 5. — С. 13−16.
  138. Ф. И. и др. Основные принципы создания компьютерной технологии обучения. // Применение ЭВМ в учебном процессе: методика обучения, инструментальные средства. М.: Высшая школа. 1986. — С. 5 -Ю
  139. Л. Ф., Петрова С. В. Технология швейного производства. / М. -С. 400. 1991.
  140. О.М. и др. Некоторые актуальные проблемы и перспективы внедрения ЭВМ в обучении. // Применение ЭВМ в учебном процессе: методика и инструментальные средства, -М.: Высшая школа, 1987. С. И -27.
  141. П. Актуальные проблемы теории университетского учебника. -Совр. высшая школа. 1977. -№ 3. С, 89 — 100.
  142. Подготовка информации для автоматизированных обучающих систем / Под ред. Савельева А.Я. М. Высшая школа. 1986. 175 с.
  143. Профконсультационная работа со старшеклассниками. Под ред. Б. А. Федоришина Киев: Рад. Школа, 1980. — С. 44 — 106.
  144. В. Г. ЭВМ и школа: Научн. пед. обеспечение. // Сов, Педагогика. — 1985. — № 9. — С. 12 -17.
  145. И. В. Какой должна быть обучающая программа? // Информатика и образование, 1986. — № 1. — С. 90 — 95.
  146. И. В. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования. // Информатика и образование, 1991. — № 4. — С. 18 — 25.
  147. И. В. Теоретические основы создания и использования программных средств в учебном назначении. Методические рекомендации по созданию и использованию педагогических программных средств. М.: АПН СССР НИИ средства обучения книги. 1991.
  148. Г. В., Сорока В. Ф. Информационные технологии в графической подготовке студентов вузов. Брянск, 1996. — 100 с.
  149. С. Л. Основы общей психологии. Учебное пособие длявысших учебных заведений и университетов, в 2-х т. М.:Педагогика.1989:-Изд. 2-е. 485 с ил.
  150. В. В. и др. Организация процесса обучения в учебных кабинетах с использованием микро-ЭВМ. // Вопр. псих. 1988. — № 3. — С. 79 — 86.
  151. В. В. и др. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения. // Информатика и образование, 1989. — № 3. С. 3 — 16.
  152. В. В. и др. Компьютер, как средство учебного моделирования. // Информатика и образование, 1987. — № 5. — С. 8 — 13.
  153. А. Я., Лобанов Ю. И., Новиков В. А., Подготовка информации для автоматизированных обучающих систем. М: Высшая школа, 1986 г.
  154. А. и др. Разработка обучающих систем. // Информатика и образование. 1988. — № 3. — С. 74 — 78.
  155. Н. Г. Виды и функции материатизации в обучении. М., 1981.
  156. С. С. Современные информационные технологии. М.: Радио и связь, 1989.
  157. Т., А., Чернявская А. Г. Дидактические требования к компьютерным обучающим программам. // Информатика и образование. -1988.-№ 1.-С. 48−51.
  158. И. А. Влияние методов обучения на формирование позн. инт. учащихся. Дисс.. канд. пед. наук. JI., 1983. -201 с.
  159. Т., Чернявская А. Дидактические требования к компьютерным обучающим программам. // Информатика и образование. 1988. — № 1. — С. 48−51.
  160. Н. В. Методика поэтапного формирования знаний и умений по технологии обработка ткани у учащихся 5−7 классов на уроках труда. Дисс. .канд. пед. наук. Брянск, 1994.
  161. Е. С. и др. Обучающая система для лабораторного практикума по физике. // Информатика и образование. 1988. — № 6. — С. 64 — 66.
  162. М. Н. Совершенствование процесса обучения в школе. М.:1. Педагогика. 1971. 206 с.
  163. М. Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика. 1984. -96 с.
  164. Словарь иностранных слов. М.: Советская энциклопедия, 1982. — 1999 с.
  165. С. М. Воспитывающий характер обучения школьников план, своего труда (на м-лах труд, обучения 4 8 кл.): Автореф. дис. .канд. пед. наук, М., 1973.-24 с.
  166. С. М. Роль технол. карт при обучении школьн. план, своего труда. // Вопросы техники и технологии. Иваново: 1973. — С. 62 — 64. (Учен. зан. Иван. пед. ин-та, т. 103. вып. 4).
  167. В. С. Оперирование пространственными образами при решении задач. // Новые исследования в психологии. 1979. № 1 С. 20.
  168. А. М., Лоринс М. Обучение с помощью машин. М.: Мир, 1965. -С. 373.
  169. Н. Ф., Педагогика и психология: Круглый стол. // Вопросы психологии. 1981.
  170. Н. Ф. Методика составления обучающих программ. М., 1980. -46 с.
  171. Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. -М., 1969, — 133 с.
  172. Теоретические основы процесса обучения в советской школе. / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М: Педагогика. 1989, — 320с.
  173. Терегулов Ф. III. Принцип наглядности и материализации деятельности в процессе обучения: Автореф.. дисс. канд. пед. наук. М., 1979.
  174. Л. Я. и др. Управление обучением с помощью ЭВМ. Л.: ЛГУ, 1981.- 168 с.
  175. О. К. Информатика и новые проблемы псих, науки ж-л «Вопросы философии», 1986г. № 7.
  176. В. Ю. Перспективы использования ЭВМ в учебном процессе. -М.: Знания, 1978.
  177. К., Дэвис. Дис. и др. перспективы программного обучения. М., 1980.-46 с.
  178. Р. Персональный компьютер Фирмы ИБМ. (пер. с англ.) М., 1986.-208 с.
  179. Д .А. Изучение машин на примере токарного станка как один из важнейших эл. политех, обучения в 8-летней школе: Автореф. дисс.. канд.пед.наук. М.- 1977. — 22 с.
  180. В. И. Учебные программы в стихии рынка. // Информатика и образование.-1991,-№ 3 -С. 105 107.
  181. В. Э. IBM для пользователя. М. 1995. Инфра. М. 432 с.
  182. Е. Н., Христочевский С. А. Использование средств вычислительной техники в образовании. // Информатика и компьютерная грамотность. / Под ред. Б. Н. Наумова. М.: Наука, 1988. — С. 23 — 29.
  183. А. и др. Обучающая система «Страус». // Информатика и образование. 1989. — № 2. — С. 68 — 69.
  184. Г. В. Педагогические возможности ЭВМ. Новосибирск, 1988 -176 с.
  185. Н. А. Социально-эконом. знач. реформы общеобраз. и проф. шк. М.: Педагогика, 1986 г. — 176 с.
  186. А. А. Использование сетевых графиков при планировании учебной деятельности. // Сов. педагогика. 1971. — № 4. — С. 76- 84.
  187. П. И. Активизация учения школьников. М.: 1976 г.
  188. С. Т. Избранные пед. соч. в 2-х томах том 1.
  189. С. Т. Пед. соч. в 4-х томах, М.: Просвещение. 1962 65 г. г.
  190. Г. А., Рубина Г. В. Конструирование и моделирование одежды. Пособие. Брянск, 1997 — 87 с.
  191. К. М. О дефиците программных средств для компьютерного обучения школьным предметам. // Информатика и образование. 1989. -№ I. — С. 105 — 109.
  192. К. М. Об одном подходе к использованию компьютера для обучения школьным предметам. // Вопр. психологии. 1987. — С. 125 — 130.
  193. К. М. Построение обучающей программы. // Информатика и образование. 1987. — № 3. — С. 58 — 62.
  194. Экспериментальная программа образовательной области «Технология». / Под ред. XoTj/нцева, В. Д. Симоненко, Брянск, 1986. — 120 с.
  195. И. С. О разработке метода диагностики умственного развития пространственного мышления. В сб. Проблемы значимости умственного развития учащихся М. 1975.
Заполнить форму текущей работой