Психолого-педагогические условия развития познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста
![Диссертация: Психолого-педагогические условия развития познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста](https://westud.ru/work/2517501/cover.png)
Диссертация
Обучение математике в дошкольном возрасте способствует воспитанию у детей привычки полноценно, логично аргументировать происходящее в окружающем мире. Овладевая математическими знаниями, дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, познают математические связи и отношения. В процессе обучения детей математике происходит развитие операций мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ
- 1. 1. Познавательный интерес как психолого-педагогическая проблема
- 1. 2. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста
- 1. 3. Обучение математике — фактор развития познавательного интереса у дошкольников
- 1. 4. Взаимодействие детей в процессе обучения — условие формирования познавательного интереса
- ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
- 2. 1. Изучение особенностей познавательного интереса к математике у старших дошкольников
- 2. 2. Содержание и методы формирования познавательного интереса к математике у старших дошкольников
- 2. 3. Анализ результатов работы
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. -176с.
- Актуальные проблемы дифференцированного обучения /Под ред. Л. Н. Рожиной. Минск: «Народная асвета», 1992. — 191с.
- Альтхауз Д., Дум Э. Цвет форма — количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста/ Рус. пер. под ред. В. В. Юртайкина. — М.: Просвещение, 1984. — 64 с.
- Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. — М.: «Институт практической психологии», 1998. 544с.
- Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы //Ученые записки ЛГУ. Психология. 1959, № 265. С. 41−61.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд. Моск. У-та, 1980. -416с.
- Андросова В.Н. Развитие интереса к поэзии у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Алма-Ата, 1969. — 16с.
- Антонова Т.В. Актуальные проблемы социального развития в дошкольном возрасте // Как помочь ребенку войти в социальный мир? / Под ред. Т. В. Антоновой. М.: Центр «Дошкольное детство «им. А. В. Запорожца, 1995.-С. 10−26.
- Архипов А.П. Зависимость между знаниями учащихся и их учебными интересами: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1955. 16с.
- Бабаева Т.И. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Ленинград, 1973. — 23с.
- Бабич Н. Развитие вопросов у дошкольников //Дошкольное воспитание. -1984. -№ 2.-С. 67−74.
- Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. М.: Изд. «Институт практической психологии», 1998. — 64с.
- Баранова Э.А. Особенности формирования познавательных интересов в структуре общей способности к учению у детей 6−7 лет: Автореф. дисс. .канд. псих. наук. Н. Новгород, 1998. — 23с.
- Бардин К.В. Как научить детей учиться: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1987. -111с.
- Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе: Психологические аспекты. -М.: Знание, 1983.-96с.
- Белоус Н.Г. Особенности познавательного интереса детей шестого года жизни //Совершенствование процесса воспитания и обучения дошкольников в деятельности: Межвуз. Сб. н. тр. Свердловск: СПИ, 1990. — С. 19−23.
- Белоус Н.Г. Особенности формирования представлений о массе предметов (тяжести) у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук.-Л., 1976.-19с.
- Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание. 2000. — № 2. — С. 6979.
- Беляев М.Ф. Основные положения психологии интереса //Ученые записки. Иркутск, 1940. — Вып. 5. — С. 212−258.
- Беляев М.Ф. К вопросу о динамике интереса // Советская педагогика. — 1940.-№ 11−12.-С. 149−160.
- Беляева Н.А. Активизация интереса к учению, как одно из средств повышения успеваемости: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — М., 1955. — 18с.
- Березина P.JI. Формирование у детей среднего и старшего дошкольного возраста знаний о величине предметов и об элементарных способах измерения: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. JI., 1971. — 19с.
- Блащук JI.A. Формирование интереса к изодеятельности детей 5−7 лет на занятиях в детском саду: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1985. -23с.
- Блехер Ф.Н. Дидактические игры и дидактические материалы. М.: Учпедгиз, 1948.- 159с.
- Блехер Ф.Н. Математика в детском саду и нулевой группе. М.: Учпедгиз, 1934.-100с.
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. псих. тр. 2-е изд., перераб. -М.: Междунар. педаг. акад., 1995. — 324с.
- Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения //Известия АПН РСФСР. 1955. — № 73. — С. 3−15.
- Бойко В.В. Общение и взаимовлияние в процессе воспитания //Советская педагогика. 1988. — № 2. — С. 65−69.
- Бойченко Н.А. Педагогические условия формирования игровых интересов у детей пятого года жизни: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — Л., 1974.-24с.
- Болбочану А.В. Влияние общения с взрослыми на развитие действий во внутреннем плане у детей раннего возраста // Вопросы психологии. -1983.-№ 2. -С. 68−73.
- Боякова Е.В. Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 2001. — 16с.
- Братусь Т.Н. К методике формирования начальных математических представлений у детей дошкольного возраста // Воспитание самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста. М.: ГОСИНТИ, 1973.-С. 10−16.
- Брушлинский А.В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности //Психологический журнал. 1994. — № 3. — С. 17−28.
- Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1971. — 58с.
- Бычкова С.С. Формирование гуманистической направленности общения у старших дошкольников: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Липецк, 1999.-22с.
- Вариативные программы дошкольных образовательных учреждений и технология их использования. М.: АРКТИ, 1999. — 31с.
- Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль: Академия развития, 1996. — 203с.
- Вахрушева JI.H. Условия формирования познавательного интереса к математике у старших дошкольников: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1996.-22 с.
- Венгер A. JL, Поливанова К. Н. Особенности принятия учебных заданий детьми шести лет //Вопросы психологии 1988. — № 4. — С. 56−63.
- Венгер A.JI. Чему учат дошкольные занятия? //Семья и школа. 1987. -№ 10.-С. 42−44.
- Венгер JI.A., Марцинковская Т. Д., Венгер АЛ. Готов ли ваш ребенок к школе. М.: Знание, 1994. — 192с.
- Вересов Н., Хаккарайнен П. Предпосылки возникновения коллективной деятельности у старших дошкольников //Вопросы психологии. 2000. -№ 1.-С. 37−46.
- Ветчинкина P.P. Взаимодействие воспитателя детского сада с дошкольниками как фактор развития предпосылок высокой обучаемости будущих школьников: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — Хабаровск, 1997. — 20с.
- Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания /Под ред. С. Г. Якобсон, Ф. Т. Михайловой. М.: НИИ ОП, 1976. -190с.
- Власова И.Д. Воспитание в игре интереса к труду взрослых у детей 6−7 лет: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1969. — 25с.
- Воробьева Д.И. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений коллективно планировать совместную деятельность: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. JL, 1975. — 16с.
- Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада и родителей /Под ред. Е. О. Смирновой, Н. Н. Авдеевой, Л. Н. Галигузовой и др. М.: Просвещение, 1996. — 158с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: Изд. АПН, 1960.-500с.
- Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения: Сб. статей. М.: Учпедгиз, 1935. — 135с.
- Гапигузова Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. -М.: ИНТОР, 1996. 160с.
- Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка //Вопросы психологии. 1969. — № 1. — С. 15−25.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд. МГУ, 1985.-45с.
- Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий: Сб. статей. М.: Изд. МГУ, 1968.-37с.
- Годовикова Д.Б. Влияние общения с взрослым на общение детей со сверстниками //Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. -М., 1980. С. 53−64.
- Горбачева В.А. О развитии педагогических требований к поведению детей, переходящих из детского сада в школу //Детский сад и школа. М.: Изд. АПН РСФСР, 1954. — С. 35−49.
- Гордон JI.A. Потребности и интересы //Советская педагогика. 1939. -№ 8−9. — С. 129−143.
- Гордон JI. A Психологические основы воспитания интереса у школьников. -Киев: Рад. Школа, 1941. 123с.
- Гримак Л.П. Общение с собой. Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991. — 320с.
- Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа: Пер. с англ. Л. Г. Волоховитинова. М.: Педагогика, 1982. — 192с.
- Гусарова С.В. Формирование представлений о технике как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 2000. -27с.
- Давайте поиграем /Под ред. А. А. Столяра. М.: Просвещение, 1991. -79с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-239с.
- Давыдов В.В. Психологические особенности «дочислового» периода обучения математике //Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы)/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966.-С. 105−190,
- Давыдов В.В. Требования к умственному развитию дошкольника //Дошкольное воспитание. 1970. — № 4. — С. 50−56.
- Дейкина А.Ю. Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе медиаобразования: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Барнаул, 2000. — 22с.
- Денисенкова Н.С. Формирование познавательного отношения к учебной задаче //Дошкольное воспитание. 1991. — № 3. — С. 48−50.
- Демина Е.С. Педагогические условия умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Барнаул, 1999. -20с.
- Деятельность и взаимоотношения дошкольников /Под ред. Т. А. Репиной. -М: Педагогика, 1987. 189с.
- Добрынин Н.Ф. Интерес и внимание // Ученые записки Ml НИ. М., 1941. — вып. 3.-С. 26−35.
- Донцов А.И., Саркисян Ш. В. Совместная деятельность как фактор межличностного восприятия в группе //Вопросы психологии. — 1980. № 4. -С. 38−49.
- Дубровина И.В., Зайцева А. А. Зависимость развития познавательных интересов детей от характера их подготовки к школе // Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения. М.: НИИ ОП, 1979. — С. 230−234.
- Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес. М.: Знание, 1984. — 80с.
- Дусавицкий А.К. Формула интереса. -М.: Педагогика, 1989. 172с.
- Дьяченко О. Сколько будет два плюс два //Дошкольное воспитание. -1994. № 8. — С. 76−77.
- Ермолаева Л.И. Умственное и математическое развитие детей шестого года жизни в процессе обучения операциям с множествами: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Л., 1982. -21с.
- Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1992. — 191с.
- Ерофеева Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1986. — 22с.
- Житомирский В.Г., Шеврин Л. И. Геометрия для малышей. М.: Педагогика, 1975.- 135с,
- Жуковская Р.И. Развитие интересов детей в творческих играх //Дошкольное воспитание. 1988. — № 10. — С. 54−62,
- Заботин В.В. О познавательной роли вопросов в обучении //Советская педагогика. 1967. — № 9. — С. 47−58.
- Зайцев В.В. Математика для детей дошкольного возраста. М.: Владос, 1999.-64с.
- Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6−7 лет: Учебно-методическое пособие для учителя. М.: Новая школа, 1996. — 288с.
- Запорожец А.В. К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста//Советская педагогика. 1973. — № 1. — С. 30−35.
- Захаревич Л.Ф. Особенности возникновения и развития познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни растений у детей среднего и старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1970.-21с.
- Землянухина Т.М. Особенности формирования любознательности //Дошкольное воспитание. 1986. — № 11. — С. 32−36.
- Игра дошкольника /Под ред. С. Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989. -286с.
- Изучение познавательной и учебной деятельности дошкольников: Сб. н. тр. М.: Изд. МГЗПИ, 1981.-131с.
- Исмаилова Д.А. Педагогические условия обогащения содержания общения между детьми старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1991. — 17с.
- Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии: Сб. н. тр. /Под ред. М. И. Лисиной. М.: НИИ Общей педагогики АПН СССР, 1980.- 168с.
- Каданцева Г. П. Методика организации познавательной деятельности дошкольников средствами физического воспитания: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1994. -27с.
- Казакова Т.Г., Блащук JI.JI. Изучение особенностей интереса к изобразительной деятельности у старших дошкольников //Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. тр. М.: АПН РСФСР, 1985.-С. 54−57.
- Капустина Р.И. Воспитание познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — М., 1987. 16с.
- Касаткина Е.И. Педагогические условия актуализации содержания познавательной сферы дошкольников в игре: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 2002. -24с.
- Кириченко Н.Т. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения коллективно выполнять задания (на материале сюжетного и декоративного рисования): Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Киев, 1987. -22с.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль: Академия развития, 1996. —237с.
- Клюева Н.В. Общение. Дети 5−7 лет. Ярославль: Академия развития, 2001.- 197с.
- Ковалев А.Г. Личность и пути ее формирования. М.: Знание, 1971. -31с.
- Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 6−7 лет. М.: Сфера, 2001.-88с.
- Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. Минск: Изд. МПУ, 1984. — 239с.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малой группе. -Минск: Изд. МПУ, 1976. 350с.
- Коломинский Я.Л., Жизневский Б. П. От игры к труду: общение дошкольников в ролевой игре и совместном труде. Минск: МПУ, 1993. -116с.
- Коммуникативно-ориентировочные образовательные среды. Психология проектирования /Под ред. В. В. Рубцова. М.: Изд. «Век-мер», 1996. -157с.
- Кондрух JI.A. Формирование у детей старшего дошкольного возраста коммуникативной готовности к обучению в школе: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Магнитогорск, 1999. — 24с.
- Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание. 1989. -№ 5.-С. 10−24.
- Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание. — 1989. -№ 9.- с. 48−70.
- Корнеева Г. А. К проблеме генезиса понятия числа у детей дошкольного возраста //Умственное воспитание дошкольника /Под ред. Н. Н. Поддьякова. М.: Педагогика, 1972. — С. 228−245.
- Корнеева Г. А. Роль предметных действий в формировании понятий у детей дошкольного возраста (на материале математических понятий): Автореф. дисс. .канд. псих. наук. -М., 1974. 16с.
- Корнеева Г. А. Формирование у детей дошкольного возраста понятия о величине предмета и способах ее измерения. — М.: Темплан, 1984. — 37с.
- Корнеева Г. А., Родина Е. В. Современные подходы к обучению дошкольников математике //Дошкольное воспитание. 2000. — № 3. — 46−49.
- Ш. Короткова Н. А., Михайленко Н. Я. Игры с правилами в дошкольном возрасте: Руководство практического психолога. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 175с.
- Котырло В.К., Дудкевич Т. В. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности дошкольников //Вопросы психологии. -1991.-№ 2.-С. 50−60.
- ПЗ.Кошелева А. Д. О контактах со сверстниками //Дошкольное воспитание. -1990.-№ 11.-С. 40−46.
- Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Барнаул, 2000. — 18с.
- Крулехт М.В. Взаимосвязь средств трудового воспитания как условие успешного формирования трудовой деятельности детей 4−5 лет: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Л., 1985. — 16с.
- Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. -М.: Знание, 1991.-79с.
- Кудрявцев Т.В. Развитое детство и развивающее образование: Культурно-исторических подход. Часть 1. Дубна: Управление дошкольного образования, 1997. — 174с.
- Кузовкова К.П. Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1971. — 18с.
- Куликова Т.А. Воспитание познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста (на материале экскурсий в природу): Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1978. -21с.
- Куликова Т.А. О воспитании у детей познавательных интересов //Дошкольное воспитание. 1976. — № 9. — С. 38−42.
- Лаврентьева Т. Развитие способности к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями //Дошкольное воспитание. 1983. — № 7. — С. 35−38.
- Леонтьев А.А. Деятельность и общение //Вопросы философии. —1979. -№ 1. С. 121−132.
- Леонтьев А.А. Психология общения: Пособие для дополнительного образования. М.: Смысл, 1997. — 364с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. М.: Изд. Моск. Ун-та, 1971. — 40с.
- Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948. — С. 415.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. МГУ, 1981. -584с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64с.
- Леушина А.М. Занятия по счету в детском саду. М.: Просвещение, 1965. — 192с.
- Леушина A.M. Подготовка детей к усвоению арифметического материала в школе: Автореф. дис. .доктора пед. наук. Л., 1956. — 150с.
- Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1974. — 368с.
- Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? М.: Знание, 1982. -96с.
- Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: Автореф. дисс. .доктора псих. наук. -М., 1974. 36с.
- Лисина М.И. Как и почему маленькие дети общаются со взрослыми //Дошкольное воспитание. 1977. — № 6. — С. 55−62.
- Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни //Вопросы психологии. 1978. — № 5. — С. 72−78.
- Лисина М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишинев: ПГГИИНЦА, 1987. — 135с.
- Литвинова С.Н. Формирование игрового взаимодействия детей пятого года жизни в сюжетно-ролевых играх: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1997.-16с.
- Личностно-ориентированное обучение и воспитание. Волгоград: Изд. «Перемена», 1994. — 171с.
- Личностно-развивающее взаимодействие /Под ред. В. А. Петровского. -Ростов н/Д: РИО АО, 1995. 85с.
- Лиштованная З.М. Некоторые особенности формирования положительного отношения к учению у детей седьмого года жизни // Познание учащегося и формирование его личности. Вильнюс: Изд. ВПИ, 1975, — С. 89−94.
- Лиштованная Э.А. Некоторые вопросы изучения организованности у старших дошкольников //Воспитание самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста. -М.: ГОСИНТИ, 1973. С. 143−148.
- Логика: Для обучения детей в семье, детском саду и далее. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 116с.
- Логинова В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Л., 1984. — 39с.
- Ломов Б.Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения //Психологический журнал. 1980. — № 5. — С. 26−42.
- Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. М.: Просвещение, 1965. — 364с.
- Маврина И.В. Организация взаимодействия детей 3−5 лет на развивающих занятиях: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 2000. — 23с.
- Маврина И.В. Развивающие занятия: сотрудничество дошкольников //Дошкольное воспитание. 1995. — № 11. — С. 12−14.
- Маневцова Л.М. Формирование познавательных интересов у старших дошкольников в процессе организации элементарной поисковой деятельности (на материале природоведения): Автореф. дисс. .канд. пед. наук, Л., 1975.- 17с.
- Маневцова Л.М. О развитии познавательных интересов детей //Дошкольное воспитание. 1973. — № 11. — С. 26−29.
- Маркова А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. — 64с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 96с.
- Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. -Ч. 1. СПб.: Акцидент, 1998. — 191с.
- Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-пресс, 2000. — 92с.
- Матис Т.А. Психологические условия формирования совместной учебной деятельности школьников: Автореф. дисс. .канд. псих. наук. — М., 1977.-21с.
- Матюхина М.В. О динамике мотивации учения первоклассников // Учение и развитие школьников. — Волгоград: Изд. ВПИ, 1980. С. 8−14.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. -367с.
- Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно -ориентированное обучение: Учебное пособие. М.: Педагогика-пресс, 1999.-144с.
- Менчинская Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. М.: Знание, 1970.-32с.
- Менчинская Н.А. Психологические проблемы активности личности в обучении. М.: Изд. АПН СССР, 1971. — 11с.
- Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека: Учебное пособие для спецкурса. Пермь: Изд. ПГПИ, 1971. — 120с.
- Миленький А .Я. Воспитание у детей интереса к учению. Минск: Народная асвета, 1965. — 44с.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослого с детьми в игре //Дошкольное воспитание. 1993. — № 3. — С. 6−15.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н. А. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания //Дошкольное воспитание. -1992.-№ 5−6.-С. 17=27.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н. А. Модели организации образовательного процесса в старшей группе детского сада //Дошкольное воспитание. -1995. -№ 9. -С. 59−65.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1990. — 94с.
- Монтессори М. Арифметика в детском саду. Петроград, 1922. — 48с.
- Морозов М.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста //Известия АПН РСФСР. вып. 73. — 1955. -С. 15−54.
- Морозова М.Я., Тихеева Е. И. Счет в жизни маленьких детей. Петроград, 1920.-53с.
- Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. 224с.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979. -47с.
- Мусейибова Т.А. Генезис отражения пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. 1970. — № 3. -С. 36−40.
- Мустафина B.C. Значение ориентации на сверстника в усвоении нравственных норм детьми дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. псих, наук, М., 1999.-23с.
- Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М.: Просвещение, 1986. -144с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Изд. ИПП, 1995. — 356с.
- Непомнящая Н.И. Психологический анализ обучения детей 3−7 лет (на материале математики). М.: Просвещение, 1983. — 46с.
- Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. М.: Оникс, 1994. — 176с.
- Николаева Э.Ф. О роли предметных действий ребенка в синтезе его логических операций //Вопросы психологии. 1979. — № 5. — С. 113−117.
- Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд. Моск. Ун-та, 1987. — 302с,
- Отношения между сверстниками в группе детского сада /Под ред. Т. А. Репиной, Т. В. Антоновой, А. А. Рояк и др. М.: Педагогика, 1978. -200с.
- Панько Е.А. Развитие познавательных процессов дошкольников: Учебное пособие. Минск: Высшая школа, 1984. — 101с.
- Папи Ж., Папи Ф. Дети и графы. Обучение детей шестилетнего возраста математическим понятиям. Пер. с франц. -М.: Педагогика, 1974. 192с.
- Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей: Пер. с фр. -М.: Педагогика, 1991. 248с.
- Петерсон Л.Г., Холина Н. П. Раз ступенька, два — ступенька . Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баланс, 2001. — 256с,
- Петровский В.А., Калиненко В. К., Котова В. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д: РИО АО «Цветная печать», 1995. — 88с.
- Петровский В.А. К пониманию личности в психологии //Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С. 40−57.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. — 659с.
- Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия //Вопросы психологии. 1966. — № 4. — С. 121−127.
- Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления //Вопросы психологии. 1965. -№ 6. — С. 38−52.
- Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Изд. МГУ, 2000. — 266с.
- Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М.: «Профессиональное образование», 1996. — 32с.
- Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте. М.: Изд. АПН РСФСР, 1955. — 260с.
- Познание и общение: Сб. статей. М.: Наука, 1988. — 208с,
- Постникова Н.К. Развитие познавательных интересов у старших дошкольников (в процессе труда по выращиванию растений): Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Л., 1968. — 23с.
- Проняева С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.-22с.
- Психологический словарь /Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца и др. -М.: Педагогика, 1983. -448с.
- Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. — 295с.
- Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет /Под ред. Н. М. Щелованова. -М.: Просвещение, 1969.- 181с.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А. Г. Рузской. -М.: Педагогика, 1989. -215с.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. — 172с.
- Римбург P.M. Игра как форма активной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1953.-23с.
- Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1991. -47с.
- Романеева М.П., Цукерман Г. А., Фокина Н. Э. Роль кооперации со сверстниками в психологическом развитии младших школьников //Вопросы психологии. 1980. — № 6. — С. 109−114.
- Рамонова К.М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1970. -18с.
- Рослякова Н.И. Педагогические условия развития рефлексии у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — Краснодар, 1999. 17с.
- Рояк А.А. Об одном из подходов к изучению проблемы взаимоотношений ребенка и коллектива // Воспитание самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста. М.: ГОСИНТИ, 1973. — С. 148−154.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд. Акад. Наук СССР, 1958. — 146с.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. — 160с.
- Рубцов В.В. Роль кооперации в развитии интеллекта детей //Вопросы психологии. 1980. — № 4. — С. 79−89.
- Рудовская И. А. Развитие сотрудничества в совместной деятельности (у детей среднего дошкольного возраста) //Дошкольное воспитание. 1978. -№ 11.-С. 42−50.
- Рыбалко Е.Ф. К вопросу об особенностях интересов и потребностей у детей дошкольного возраста //Ученые записки ЛГУ. вып. 16. — 1959. -С. 61−70.
- Сапогова Е.Е. Моделирование как этап развития знаково-символической деятельности дошкольника //Вопросы психологии. -1992.-№ 5−6.-С. 26−30.
- Сапогова Е.Е. Шестилетний ребенок: Вопросы и ответы. Тула: Изд. ПКИ, 1992.-206с.
- Сенько Т.В. Базисная структура межличностного взаимодействия в старшем дошкольном возрасте: Автореф. дисс. .докт. псих. наук. -СПб., 1992.-39с.
- Серебрякова Т.А. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми: Автореф. дисс, .канд. псих. наук. Н. Новгород, 1999. — 20с.
- Силаева М.Н. Использование проблемного обучения для развития самостоятельности мышления старших дошкольников // Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. СПб.: Акцидент, 1996. -С. 25−36.
- Сирбиладзе П.Г. Познавательные интересы у дошкольников: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Тбилиси, 1966. — 22с.
- Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М.: Изд. АПН РСФСР, 1958. — 214с.
- Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М.: Академия, 2000. — 160с.
- Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М. И. Лисиной //Вопросы психологии. — 1996. № 6. -С. 76−87.
- Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе //Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С. 5−16.
- Смоленцева А.А. Овладение элементарными математическими знаниями и умениями детьми старшего дошкольного возраста в процессе игры: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1981. — 20с.
- Солнцева О.В. Эмпатия как основа самостоятельности поведения дошкольников //Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте, СПб.: Акцидент, 1996. — С, 85−93.
- Соловьева Е.В. Педагогические условия и пути гуманизации дошкольного математического образования: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1996.-35с.
- Степанова Е.В. Коммуникативная готовность дошкольника к учебной деятельности: Автореф. дисс. .канд. псих, наук. М., 1999. — 22с.
- Субботский Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения //Вопросы психологии. -1981. № 2. — С 68−79.
- Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников, М.: Изд. Моск. Ун-та, 1976. — 144с.
- Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М: Просвещение, 1980. — 64с.
- Тельнова Ж.Н. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Омск, 1997. -16с.
- Тихомирова Л.Ф. Логика для дошкольников. Ярославль: Академия развития, 1999. — 256с.
- Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5−7 лет. Ярославль: Академия развития, 2000. — 144с.
- Узнадзе Д. Н, Психологические исследования. М: Наука, 1966, — 451с.
- Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе //Вопросы психологии. 1983. — № 4. — С. 62−69.
- Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977. — С. 57−58.
- Умственное воспитание дошкольника /Под ред. Н. Н. Поддьякова. М.: Педагогика, 1972. -288с.
- Усова А.П. Обучение в детском саду /Под ред. А. В. Запорожца. М.: Просвещение, 1981. — 176с.
- Учимся общаться с ребенком /Под ред. В. А. Петровского. М.: Просвещение, 1993.-191с.
- Фидлер М. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада /Пер. с польск. О. А. Павлович. М.: Просвещение, 1981. -159с.
- Фокина Н.Э., Цукерман Г. А. Поведение младших школьников в коллективной учебной работе //Вопросы психологии. 1983. — № 4. — С. 46−53.
- Фонарева С.В. Развитие предметных действий ребенка. М.: Просвещение, 1968.-24с.
- Фонарева С.В. Воспитание детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1970.-39с.
- Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье /Под ред. В. К. Котырло. М.: Педагогика, 1987. — 141с.
- Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий /Под ред. П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. М.: Изд. Моск. Ун-та, 1968. — 135с.
- Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста /Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой, Р. И. Жуковской, Л. А. Пеньевской. М.: Просвещение, 1968. — 384с.
- Формирование учебной деятельности школьников /Под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1982. -216с.
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /Под ред. А. А. Столяра. М.: Просвещение, 1988. — 159с.
- Целенко З.С. Общение старших дошкольников в условиях совместной деятельности: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Л., 1986. — 18с.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. -268с.
- Цукерман Г. А., Еремина Е. М. Эффективность коллективно-распределенных форм обучения // Новые исследования в психологии. — 1979.-№ 2.-С. 42−47.
- Цукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе? М.: Знание, 1985. — 79с.
- Цукерман Г. А. Условия развития рефлексии у шестилеток //Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С. 39−47.
- Червова М.И. Воспитание интереса и развитие способностей при обучении математике. Волгоград: Изд. ВПИ, 1967. — 23с.
- Чиркова Т.И. Воспитатель и дети: анализ взаимодействия на занятиях //Дошкольное воспитание. 1991. — № 9. — С. 58−60.
- Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. М.: Педагогика, 1998. -271с.
- Щербакова Е.И. О некоторых особенностях познавательной активности в процессе обучения математике //Дошкольное воспитание. 1983. — № 9. -С. 42−45.
- Щербинина И.И. Формирование целенаправленности и настойчивости у детей 5−6 лет в процесс решения умственных задач: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. JI., 1976. — 23с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 203с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 352с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет. -М.: Учпедгиз, 1960. -328с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1989.-560с.
- Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателя детского сада/Под ред. А. Д. Кошелевой. -М.: Просвещение, 1985. 176с.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения //Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 31−42.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 317с.
- Якобсон С.Г. Взаимоотношения детей в совместной деятельности // Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания /Под ред. С. Г. Якобсон, Ф. Т. Михайлова. М.: НИИ ОП, 1976. -190с.
- Якобсон С.Г., Нежнова П. Г. Исследование руководства детьми их совместной деятельностью //Вопросы психологии. 1972. — № 1. — С. 66−76.
- Яцикявичене О.А. Формирование умений и навыков кооперации детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -Вильнюс, 1990.-24с.