Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психолого-педагогические условия развития познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обучение математике в дошкольном возрасте способствует воспитанию у детей привычки полноценно, логично аргументировать происходящее в окружающем мире. Овладевая математическими знаниями, дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, познают математические связи и отношения. В процессе обучения детей математике происходит развитие операций мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ
    • 1. 1. Познавательный интерес как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 2. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста
    • 1. 3. Обучение математике — фактор развития познавательного интереса у дошкольников
    • 1. 4. Взаимодействие детей в процессе обучения — условие формирования познавательного интереса
  • ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
    • 2. 1. Изучение особенностей познавательного интереса к математике у старших дошкольников
    • 2. 2. Содержание и методы формирования познавательного интереса к математике у старших дошкольников
    • 2. 3. Анализ результатов работы
  • ВЫВОДЫ

Психолого-педагогические условия развития познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменение приоритетов в системе образования, ориентация на формирование творческой личности выдвигают в число важных и существенных задачи развития интересов и способностей каждого ребенка. Так, на смену учебно-дисциплинарной модели образования приходит личностно-ориентированная система образования, предполагающая обеспечение детям равных возможностей для получения знаний и умений, достижения каждым из них более высоких результатов, учет их индивидуальных особенностей. Личностно-ориентированное обучение признает уникальность субъектного опыта самого ребенка как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании окружающего мира. Субъектный опыт ребенка во многом зависит от уровня развития познавательного интереса. Стремление к познанию заложено у ребенка самой природой. Развить это стремление, закрепить его, дать возможность перерасти в стойкий познавательный интерес — вот цель педагогической работы с дошкольниками.

В отечественном учении о познавательном интересе центральное место отводится обучению, благодаря которому возможна целенаправленная, систематическая работа по формированию у детей интереса к познанию. В свою очередь, для успешного обучения необходимо наличие познавательного интереса, который обеспечивает самостоятельность детей в учебной деятельности и практическом применении имеющихся знаний. Если не сформировать у детей в дошкольном возрасте положительное отношение к знаниям и учебной деятельности, то сделать это в школе, как свидетельствуют исследования В. В. Давыдова, Л. С. Славиной и др., намного труднее. Поэтому задача формирования познавательного интереса у дошкольников — правомерна и актуальна.

Познавательный интерес является сильным побудителем ознакомления, осмысления и преобразования окружающей действительности. Под влиянием интереса ребенок не только стремится познать новое, пополнить и углубить свои знания об интересующем предмете, явлении, но и активно применять эти знания в различных видах деятельности. При наличии познавательного интереса все психические процессы, участвующие в познании, активизируются, протекают более интенсивно и осознанно, усвоенные в результате знания оказываются прочными, глубокими и системными.

В трудах отечественных ученых (Б.Г.Ананьев, М. Ф. Беляев, Л. И. Божович, Л. А. Гордон, А. Н. Леонтьев, Н. Г. Морозова, В. Н. Мясищев, СЛ. Рубинштейн, Г. И. Щукина и др.) раскрыты сущность понятия «познавательный интерес», выявлены его структурные компоненты, обозначены качественные характеристики и показатели его развития, определены условия и этапы возникновения и формирования познавательного интереса у детей школьного возраста.

Экспериментальные исследования в области дошкольной педагогики, проводимые Н. Г. Белоус, Л. Н. Вахрушевой, Н. С. Денисенковой, Л. Ф. Захаревич, Т. А. Куликовой, Л. М. Маневцовой, Н. К. Постниковой, П. Г. Сирбиладзе и др., показали, что уже на ступени старшего дошкольного возраста, у детей возможно сформировать достаточно устойчивый познавательный интерес. Особенности развития познавательного интереса у дошкольников изучались на разном содержании: интерес к природе (Л.Ф.Захаревич, Т. А. Куликова, Л. М. Маневцова, Н.К.Постникова), к технике (С.В.Гусарова, С.В.Кожокарь), к поэзии (В.Н.Андросова) — в разнообразной деятельности: игровой (Н.А.Бойченко), изобразительной (Л.А.Блащук) и др. В русле нашего исследования особую ценность приобретают исследования, посвященные развитию у дошкольников познавательного интереса на математическом содержании. Это, прежде всего диссертационное исследование Л. Н. Вахрушевой, в котором изучена роль компьютерных игр в развитии у дошкольников интереса к математическим знаниям.

В работах Н. Г. Белоус, Р .Л.Березиной, Н. С. Денисенковой, З. А. Михайловой и др. развитие у детей интереса к математике изучалось через конструирование содержания и использование адекватных методов обучения. Авторы ставят в прямую зависимость наличие у детей интереса к математике и успешность их обучения. Доказано, что под влиянием познавательного интереса дети более активно усваивают математические знания, овладевают обобщенными способами решения задач, у них развивается способность точнее и полнее воспринимать окружающий мир, выделять признаки предметов и явлений, раскрывать их связи и отношения, замечать свойства предмета. Усвоение детьми математического содержания обучения связано с познавательной деятельностью, в процессе которой формируются мыслительные действия и создаются внутренние условия для перехода к новым формам мышления, памяти, воображения.

Обучение математике в дошкольном возрасте способствует воспитанию у детей привычки полноценно, логично аргументировать происходящее в окружающем мире. Овладевая математическими знаниями, дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, познают математические связи и отношения. В процессе обучения детей математике происходит развитие операций мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация, сериация), усвоение общих способов познания (сравнение, моделирование, экспериментирование). Усвоение математического содержания способствует развитию четкости, точности и логичности мысли, умения пользоваться символикой, раскрывать связи и отношения, обобщать и интерпретировать наблюдаемое. Данные характеристики отражают стиль мышления человека в современном обществе. Таким образом, математика обладает большими возможностями в развитии мыслительных процессов, которые являются ядром познавательного интереса (Г.И.Щукина).

Между тем, в настоящее время недостаточно изучен потенциал математического содержания в развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Задача формирования познавательного интереса к математике в большей степени может быть реализована при личностно-ориентированном подходе к обучению, который опирается на имеющиеся знания, опыт, интересы детей. Одним из механизмов осуществления личностно-ориентированного обучения современные ученые (Р.Р.Ветчинкина, Т. А. Куликова, И. В. Маврина и др.) определяют диалог не только в системе «педагог — дети», но и «ребенок — дети», «ребенок — ребенок». На занятиях по математике такой диалог естественно возникает, когда педагог строит обучение проблемно, вовлекает детей в экспериментирование, моделирование, ставит детей в условия совместного решения «нестандартных» задач, поиска вариативных способов действий, нахождения правильного ответа и др.

Сформированные в детские годы умения взаимодействовать в процессе обучения, несомненно, способствуют развитию у ребенка устойчивого познавательного интереса к учебной деятельности, а приобретенные в детстве навыки совместной деятельности влияют на успешность протекания будущей профессиональной деятельности человека и на становление гуманных человеческих отношений в разнообразных группах и обществе в целом.

В исследованиях ряда авторов (А.А.Бодалев, Л. С. Выготский, Д. Б. Годовикова, А. И. Донцов, ЯЛ. Коломинский, М. И. Лисина, И. В. Маврина, А.Н.Перре-Клермон, Т. А. Репина, В. В. Рубцов, Е. О. Смирнова, Е. В. Субботский, Г. А. Цукерман и др.) определены особенности совместной деятельности детей с педагогом и друг другом, влияние этой деятельности на развитие личности ребенка, изучены закономерности общения и взаимодействия детей в педагогическом процессе. Выявлено, что наиболее оптимальным для формирования у детей умений и навыков совместной деятельности является возраста 5−6 лет и старше (исследования Т. И. Бабаевой, Р. С. Буре, Р. Р. Ветчинкиной, Д. И. Воробьевой, К. П. Кузовковой, Т. А. Репиной, З. С. Целенко, О. АЛцикявичене и др.).

Однако взаимодействие детей в процессе обучения, в частности, математике, и его роль в развитии познавательного интереса изучены недостаточно. Поэтому в своем исследовании мы экспериментально пытались доказать влияние социального фактора (общение и взаимодействие детей) в усвоении дошкольниками математического содержания, которое является главной предпосылкой формирования познавательного интереса у детей к математике. В этом мы видим актуальность нашего исследования.

Анализ практики дошкольного воспитания показывает, что в современных детских садах значительное внимание уделяется математическому развитию дошкольников. При этом большинство педагогов прибегает к пассивнорепродуктивному обучению, не придавая должного значения задаче формирования познавательной активности у детей на математических занятиях. Об этом свидетельствуют наши данные констатирующего эксперимента. В результате складывается противоречие между современной образовательной парадигмой, ориентирующейся на личностное развитие детей, в структуре которого значительное место занимает познавательный интерес, и традиционным подходом к обучению (в частности, математике), главной целью которого является усвоение дошкольниками определенной информации. В связи с этим возникает проблема разработки такой системы обучения математике, которая бы основывалась на закономерностях развития познавательного интереса детей.

Необходимость решение данной проблемы определило выбор темы нашего исследования «Психолого-педагогические условия развития познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста» .

Цель исследования заключается в определении психолого-педагогических условий развития познавательного интереса к математике у старших дошкольников.

Объект исследования: познавательный интерес у старших дошкольников.

Предмет исследования: процесс развития познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста в условиях специально организованного обучения.

Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно при условии специально разработанной системы обучения и соответствующей работы с педагогами, а именно:

1. Содержание обучения включает освоение математических представлений и понятий, которые формируют характерные для познавательного интереса операции мышления (сравнение, анализ, обобщение, классификация, сериация) и мыслительные процессы (рассуждение, умозаключение, суждение) — отличается постепенным усложнением, возможной проблематизацией, новизной, занимательностьюопирается на субъектный опыт ребенка.

2. Методы и средства обучения направлены на создание положительного эмоционального фонаобеспечивают разнообразную практическую деятельность детей (с включением вариативных, проблемных, творческих заданий) и освоение общих способов действийстимулируют активность и самостоятельность детей при решении учебных задач и использовании дидактического наглядного материала.

3. Сочетание различных форм организации детей на занятиях (фронтальной, групповой) с учетом дифференцированного обучения (подбор разноуровневых по сложности заданий) — актуализации знаний, умений и способностей каждого ребенка и личностных качеств детей при организации совместной работысоздания условий для взаимодействия детей в процессе обучения (формирование интереса друг к другу, обогащение коммуникативных умений и навыков, освоение разнообразных способов сотрудничества).

4. Обеспечение психолого-педагогического просвещения педагогических кадров с целью привлечения их к работе по воспитанию познавательного интереса у детей: повышение теоретического и практического уровня педагогов (семинары, групповые и индивидуальные консультации, просмотры открытых мероприятий, дискуссии) — создание мотивации перехода на личностно-ориентированную модель обучения (опора на имеющийся опыт ребенка, организация диалога между участниками образовательного процесса, создание условий для активного учения дошкольника, для его самостоятельного познания).

Задачи исследования:

1. Изучить состояние данной проблемы в психолого-педагогической теории и практике дошкольного воспитания.

2. Выявить наличие и особенности познавательного интереса к математике у старших дошкольников, определить уровни его развития.

3. Разработать и экспериментально проверить систему обучения математике старших дошкольников, обеспечивающую развитие познавательного интереса, с опорой на взаимодействие детей.

4. Определить содержание и формы методической работы с педагогами с целью повышения их теоретической и профессиональной подготовки по проблеме развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Методологической основой исследования являются: психологическая теория о ведущей роли деятельности в развитии психики человека (С. JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев) — учение о роли обучения в развитии личности (JI. С. Выготский, А. Н. Леонтьев) — теория познавательного интереса (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Г. И. Щукина) — теория развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин) — концепция интеллектуального развития дошкольников в процессе обучения математике (Г.А.Корнеева) — теоретические положения об общении и взаимодействии детей в совместной деятельности (Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Ж. Пиаже, Е. В. Субботский, Г. А. Цукерман и др.).

Методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы, изучение и анализ педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), наблюдение, индивидуальные беседы, тестирование, анкетирование педагогов дошкольных учреждений, анализ и обобщение опытных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

1. Дана характеристика познавательного интереса к математике и выявлены уровни его развития у старших дошкольников.

2. Впервые в дошкольной педагогике разработана система обучения математике, направленная на развитие у детей познавательного интереса, которая включает: содержание обучения, обеспечивающее формирование математических представлений и понятий и способствующее интеллектуальному развитию детей, с включением элементов проблематизации, занимательности и новизны — методы обучения, стимулирующие познавательную деятельность детей посредством выполнения вариативных, проблемных, творческих заданийсочетание разнообразных форм организации детей в процессе обучения (фронтальная, групповая).

3. Изучена роль социального фактора (общение и взаимодействие) в системах «ребенок — дети», «ребенок — ребенок», как стимула развития познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста в процессе обученияобоснованы формы организации взаимодействия детей (диадная, групповая, командная).

4. Определены содержание и формы методической работы с педагогами в целях переориентации их на личностноОориентированный подход к обучению детей математике как условия развития у них познавательного интереса.

Практическая значимость исследования заключается в том, что даются научные рекомендации к организации обучения математике детей старшего дошкольного возраста с учетом современных требований (развивающий характер содержания обучениявнедрение методов обучения, обеспечивающих активную познавательную деятельность детейсоздание методических пособий для педагогов дошкольных учреждений). Разработана система занятий по математике, методика их организации и проведения с опорой на взаимодействие детей в процессе обучения, обеспечивающая развитие познавательного интереса у дошкольников, на основе которой возможно создание методических пособий для дошкольных учреждений. Экспериментально проверенная система повышения квалификации педагогов в рамках методической работы может быть использована в профессиональном педагогическом образовании.

Апробация и внедрение исследования. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии дошкольного воспитания Московского городского педагогического университета, докладывались на городской конференции «Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников» (Москва, 2001) — межвузовских конференциях «Нравственное воспитание на современном этапе» (Москва, 2001), «Молодые ученые образования» (Москва, 2002, 2003) — изложены в 5 статьях автора. Материалы диссертации положены в основу разработки спецкурса «Развитие познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста» и психолого-педагогического практикума «Использование игровых занимательных упражнений в математическом развитии детей» для студентов факультета дошкольной педагогики и психологии Московского городского педагогического университета. Проведены консультации для специалистов дошкольных учреждений города Москвы.

База исследования. Исследование проходило на базе Московского городского педагогического университета, дошкольных учреждений №№ 276, 679, 837, 1457, частной школы при детско-подростковом клубе «Орленок» города Москвы. Исследованием было охвачено: 114 детей старшего дошкольного возраста, 52 воспитателя дошкольных учреждений, 24 студента очно-заочного отделения МГПУ.

Основные этапы исследования. Исследование проходило с 1998 по 2003 гг. в три этапа:

— на первом этапе (1998;2000) изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследованияопределялись цель, гипотеза и задачи исследования, методика опытно-экспериментальной работы;

— на втором этапе (2000;2002) оформлялась теоретическая глава диссертациипроводилась опытно-экспериментальная работа (констатирующий и формирующий этапы), осуществлялся анализ экспериментальных данных;

— на третьем этапе (2002;2003) завершена экспериментальная работа (контрольный этап), обработаны и систематизированы материалы исследования, осуществлено литературное оформление исследования.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Познавательный интерес старших дошкольников к математике — это сложное личностное образование, состоящее из совокупности взаимосвязанных компонентов (интеллектуальный, эмоциональный, волевой), и характеризующееся стремлением к активному и самостоятельному освоению нового материала и выяснению непонятного в математических связях, отношениях, закономерностях.

2. Без специального обучения познавательный интерес к математике у старших дошкольников характеризуется неустойчивостью, ситуативностью, эмоциональной насыщенностью, поверхностным, неглубоким восприятием и познанием математических понятий и закономерностей. Логика развития устойчивого познавательного интереса у дошкольников: от кратковременных и эпизодических проявлений к постепенному углублению, повышению устойчивого положительного отношения к познанию математики.

3. Специально организованное обучение, стимулирующее развитие познавательного интереса, включает:

— Систему знаний по математике, направленную на формирование исходных математических понятий (число, счет, величина и др.), развитие операций мышления (анализ, классификация, сериация, обобщение) и мыслительных процессов (рассуждение, умозаключение, суждение), составляющих ядро познавательного интереса. Содержание математических знаний характеризуется проблемностью, новизной и занимательностью.

— Комплекс методов и средств обучения, способствующих активной познавательной деятельности детей, создающих положительное отношение к предмету изучения, направляющих практическую деятельность детей на освоение общих способов действия, выполнение вариативных, проблемных, творческих заданий.

— Использование разных форм организации детей на занятиях, реализующих принцип дифференцированного обучения, актуализации субъектного опыта, способностей каждого ребенка, создание условий для взаимодействия детей в процессе решения учебных задач.

4. Теоретическая, профессиональная подготовка педагогов, их компетентность, деловые качества, направленность на личностно-ориентированное обучение влияют на успешное развитие познавательного интереса у детей в процессе обучения математике. В рамках методической работы дошкольного учреждения (семинар-практикум, консультации, просмотр и анализ открытых мероприятий, круглые столы), направленной на повышение квалификации педагогов, целесообразно воздействовать на их мотивационно-ценностные ориентации, побуждать к самоанализу и рефлексии, раскрывать закономерности развития познавательного интереса у детей.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов исследования обеспечена опорой на исходные методологические позицииприменением взаимодополняющих методов, соответствующих задачам исследованиясочетанием количественного и качественного анализа, обоснованной экспериментальной работой и ее результатовпроверкой гипотезы и теоретических предпосылок.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 2-х глав, выводов, списка литературы и приложения.

148 Выводы.

Общий анализ теоретических положений и результатов опытно-экспериментальной работы подтвердил правомерность исходной гипотезы и позволил сделать следующие выводы:

1. Познавательный интерес старших дошкольников к математикеэто сложное личностное образование, состоящее из совокупности взаимосвязанных компонентов (интеллектуальный, эмоциональный, волевой), и характеризующееся стремлением к активному и самостоятельному освоению нового материала и выяснению непонятного в математических связях, отношениях, закономерностях.

2. У детей старшего дошкольного возраста формируется познавательный интерес к математике даже при отсутствии специально организованной воспитательно-образовательной работы. Интерес детей отличается эпизодичностью и неустойчивостью (нссосредоточенность на новом математическом содержании, положительное отношение к материалу занимательного характера и к математической деятельности с предметами, эпизодическое использование математических знаний в новых ситуациях). Развитие познавательного интереса у дошкольников осуществляется постепенно: от интереса к внешним, ярким качествам и свойствам предмета, наиболее занимательным действиям — к познанию связей, отношений и закономерностей, существующих между ними.

3. В исследовании определены показатели проявления познавательного интереса к математике у старших дошкольников: ярко выраженный интерес к математической деятельности, активность и самостоятельность при выполнении заданий, поиск вариативности способов действий, стремление до конца решать поставленную задачу и др.

4. Обоснован и экспериментальным путем доказан потенциал математики в воспитании познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста: развивается способность к полноценному восприятию окружающего мира, пониманию, осмыслению связей, отношений, закономерностей, к быстрому и широкому анализу, обобщению разнообразных объектов и действий с ними, к логическим рассуждениям и умозаключениям, к экономичности и рациональности решенийформируется гибкость мыслительных процессов (свободное переключение мыслей, быстрое реагирование на происходящее и т. д.). Совершенствование операций мышления и мыслительных процессов способствует развитию познавательного интереса у детей.

5. В результате проведенного исследования определены психолого-педагогические условия реализации специально разработанной системы обучения, стимулирующего развитие познавательного интереса:

• Определение содержания с учетом постепенного усложнения, возможной проблематизации, новизны и занимательностиосвоения математических представлений и понятий, способствующих развитию операций мышления (сравнение, анализ, обобщение, классификация, сериация) и мыслительных процессов (рассуждение, умозаключение, суждение), лежащих в основе познавательных интересовсубъектного опыта ребенка.

• Отбор методов обучения, способствующих созданию эмоционального фона, организации практической деятельности детей с выполнением вариативных, проблемных и творческих заданийосвоению общих способов действийактивности и самостоятельности дошкольников при решении учебных задач и использовании дидактического наглядного материала.

• Сочетание различных форм организации детей на занятиях (фронтальной, групповой) с учетом дифференцированного обучения (подбор разноуровневых по сложности заданий) — актуализации знаний, умений и способностей каждого ребенка и личностных качеств детей при организации совместной работысоздания условий для взаимодействия детей в процессе обучения (формирование интереса друг к другу, обогащение коммуникативных умений и навыков, освоение разнообразных способов сотрудничества).

• Обеспечение психолого-педагогического просвещения педагогических кадров с целью привлечения их к работе по воспитанию познавательного интереса у детей: повышение теоретического и практического уровня педагогов семинары, групповые и индивидуальные консультации, просмотры открытых мероприятий, дискуссии), создание мотивации перехода на личностно-ориентированную модель обучения (опора на имеющийся опыт ребенка, организация диалога между участниками образовательного процесса, создание условий для активного учения дошкольника, для его самостоятельного познания).

6. В исследовании определено влияние социального фактора (общение и взаимодействие детей в процессе обучения) на развитие у дошкольников познавательного интереса к математике: активное общение и взаимодействие детей на занятиях влияет на качество усвоения математических знаний и умственную активность детей (обмен знаниями, споры, рассуждения, проявление инициативы и т. д.). В экспериментальной работе было выявлено стремление детей к общению и взаимодействию со сверстниками в процессе обучения математике, но отсутствие умения самостоятельно организовать совместную учебную работу не способствовало использованию данного фактора как стимула развития познавательного интереса. В настоящей работе разработана и экспериментально проверена методика обучения детей старшего дошкольного возраста взаимодействию друг с другом в процессе обучения.

Одним из условий успешного обучения детей взаимодействию друг с другом по поводу решения учебной задачи является поэтапное формирование у дошкольников умений и навыков совместной работы:

• Взаимодействие в паре с педагогом;

• Самостоятельное диадное взаимодействие дошкольников;

• Взаимодействие детей в группе из 3−4 человек;

• Совместная работа детей в команде, состоящей из 8−10 человек.

7. В развитии познавательного интереса у старших дошкольников имеют место индивидуальные различия детей: активность личности, устойчивость внимания, глубина знаний и т. д. Если у детей сформирован устойчивый познавательный интерес к одной области деятельности, то возможен его перенос на новое содержание. В исследовании это было показано на примере переноса интереса с математического содержания на изобразительную деятельность. В совместной изобразительной деятельности (рисование на тему «Праздник в городе») у детей отмечались яркие эмоциональные проявления по поводу совместной работы, активность в достижении общей цели, применение имеющихся знаний техники рисования, увлеченность в творческой деятельности.

Проведенное нами исследование не исчерпывает всех вопросов данной проблемы и позволяет выдвинуть новые направления работы, как-то: использование разных форм организации работы по математике в развитии познавательного интереса у дошкольниковособенности развития познавательного интереса в зависимости от математических способностей ребенка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. -176с.
  2. Актуальные проблемы дифференцированного обучения /Под ред. Л. Н. Рожиной. Минск: «Народная асвета», 1992. — 191с.
  3. Д., Дум Э. Цвет форма — количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста/ Рус. пер. под ред. В. В. Юртайкина. — М.: Просвещение, 1984. — 64 с.
  4. Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. — М.: «Институт практической психологии», 1998. 544с.
  5. .Г. Познавательные потребности и интересы //Ученые записки ЛГУ. Психология. 1959, № 265. С. 41−61.
  6. Г. М. Социальная психология. М.: Изд. Моск. У-та, 1980. -416с.
  7. В.Н. Развитие интереса к поэзии у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Алма-Ата, 1969. — 16с.
  8. Т.В. Актуальные проблемы социального развития в дошкольном возрасте // Как помочь ребенку войти в социальный мир? / Под ред. Т. В. Антоновой. М.: Центр «Дошкольное детство «им. А. В. Запорожца, 1995.-С. 10−26.
  9. А.П. Зависимость между знаниями учащихся и их учебными интересами: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1955. 16с.
  10. Т.И. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Ленинград, 1973. — 23с.
  11. Н. Развитие вопросов у дошкольников //Дошкольное воспитание. -1984. -№ 2.-С. 67−74.
  12. Н.В. Развивающие игры с элементами логики. М.: Изд. «Институт практической психологии», 1998. — 64с.
  13. Э.А. Особенности формирования познавательных интересов в структуре общей способности к учению у детей 6−7 лет: Автореф. дисс. .канд. псих. наук. Н. Новгород, 1998. — 23с.
  14. К.В. Как научить детей учиться: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1987. -111с.
  15. К.В. Подготовка ребенка к школе: Психологические аспекты. -М.: Знание, 1983.-96с.
  16. Н.Г. Особенности познавательного интереса детей шестого года жизни //Совершенствование процесса воспитания и обучения дошкольников в деятельности: Межвуз. Сб. н. тр. Свердловск: СПИ, 1990. — С. 19−23.
  17. Н.Г. Особенности формирования представлений о массе предметов (тяжести) у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук.-Л., 1976.-19с.
  18. А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание. 2000. — № 2. — С. 6979.
  19. М.Ф. Основные положения психологии интереса //Ученые записки. Иркутск, 1940. — Вып. 5. — С. 212−258.
  20. М.Ф. К вопросу о динамике интереса // Советская педагогика. — 1940.-№ 11−12.-С. 149−160.
  21. Н.А. Активизация интереса к учению, как одно из средств повышения успеваемости: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — М., 1955. — 18с.
  22. P.JI. Формирование у детей среднего и старшего дошкольного возраста знаний о величине предметов и об элементарных способах измерения: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. JI., 1971. — 19с.
  23. JI.A. Формирование интереса к изодеятельности детей 5−7 лет на занятиях в детском саду: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1985. -23с.
  24. Ф.Н. Дидактические игры и дидактические материалы. М.: Учпедгиз, 1948.- 159с.
  25. Ф.Н. Математика в детском саду и нулевой группе. М.: Учпедгиз, 1934.-100с.
  26. А.А. Личность и общение: Избр. псих. тр. 2-е изд., перераб. -М.: Междунар. педаг. акад., 1995. — 324с.
  27. Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения //Известия АПН РСФСР. 1955. — № 73. — С. 3−15.
  28. В.В. Общение и взаимовлияние в процессе воспитания //Советская педагогика. 1988. — № 2. — С. 65−69.
  29. Н.А. Педагогические условия формирования игровых интересов у детей пятого года жизни: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — Л., 1974.-24с.
  30. А.В. Влияние общения с взрослыми на развитие действий во внутреннем плане у детей раннего возраста // Вопросы психологии. -1983.-№ 2. -С. 68−73.
  31. Е.В. Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 2001. — 16с.
  32. Т.Н. К методике формирования начальных математических представлений у детей дошкольного возраста // Воспитание самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста. М.: ГОСИНТИ, 1973.-С. 10−16.
  33. А.В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности //Психологический журнал. 1994. — № 3. — С. 17−28.
  34. Р.С. Воспитание дошкольника в труде: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1971. — 58с.
  35. С.С. Формирование гуманистической направленности общения у старших дошкольников: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Липецк, 1999.-22с.
  36. Вариативные программы дошкольных образовательных учреждений и технология их использования. М.: АРКТИ, 1999. — 31с.
  37. Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль: Академия развития, 1996. — 203с.
  38. JI.H. Условия формирования познавательного интереса к математике у старших дошкольников: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1996.-22 с.
  39. Венгер A. JL, Поливанова К. Н. Особенности принятия учебных заданий детьми шести лет //Вопросы психологии 1988. — № 4. — С. 56−63.
  40. A.JI. Чему учат дошкольные занятия? //Семья и школа. 1987. -№ 10.-С. 42−44.
  41. JI.A., Марцинковская Т. Д., Венгер АЛ. Готов ли ваш ребенок к школе. М.: Знание, 1994. — 192с.
  42. Н., Хаккарайнен П. Предпосылки возникновения коллективной деятельности у старших дошкольников //Вопросы психологии. 2000. -№ 1.-С. 37−46.
  43. P.P. Взаимодействие воспитателя детского сада с дошкольниками как фактор развития предпосылок высокой обучаемости будущих школьников: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — Хабаровск, 1997. — 20с.
  44. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания /Под ред. С. Г. Якобсон, Ф. Т. Михайловой. М.: НИИ ОП, 1976. -190с.
  45. И.Д. Воспитание в игре интереса к труду взрослых у детей 6−7 лет: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1969. — 25с.
  46. Д.И. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений коллективно планировать совместную деятельность: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. JL, 1975. — 16с.
  47. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада и родителей /Под ред. Е. О. Смирновой, Н. Н. Авдеевой, Л. Н. Галигузовой и др. М.: Просвещение, 1996. — 158с.
  48. Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: Изд. АПН, 1960.-500с.
  49. Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения: Сб. статей. М.: Учпедгиз, 1935. — 135с.
  50. Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. -М.: ИНТОР, 1996. 160с.
  51. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка //Вопросы психологии. 1969. — № 1. — С. 15−25.
  52. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд. МГУ, 1985.-45с.
  53. П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий: Сб. статей. М.: Изд. МГУ, 1968.-37с.
  54. Д.Б. Влияние общения с взрослым на общение детей со сверстниками //Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. -М., 1980. С. 53−64.
  55. В.А. О развитии педагогических требований к поведению детей, переходящих из детского сада в школу //Детский сад и школа. М.: Изд. АПН РСФСР, 1954. — С. 35−49.
  56. JI.A. Потребности и интересы //Советская педагогика. 1939. -№ 8−9. — С. 129−143.
  57. Гордон JI. A Психологические основы воспитания интереса у школьников. -Киев: Рад. Школа, 1941. 123с.
  58. Л.П. Общение с собой. Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991. — 320с.
  59. Р., Лаксон В. Введение в мир числа: Пер. с англ. Л. Г. Волоховитинова. М.: Педагогика, 1982. — 192с.
  60. С.В. Формирование представлений о технике как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 2000. -27с.
  61. Давайте поиграем /Под ред. А. А. Столяра. М.: Просвещение, 1991. -79с.
  62. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-239с.
  63. В.В. Психологические особенности «дочислового» периода обучения математике //Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы)/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966.-С. 105−190,
  64. В.В. Требования к умственному развитию дошкольника //Дошкольное воспитание. 1970. — № 4. — С. 50−56.
  65. А.Ю. Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе медиаобразования: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Барнаул, 2000. — 22с.
  66. Н.С. Формирование познавательного отношения к учебной задаче //Дошкольное воспитание. 1991. — № 3. — С. 48−50.
  67. Е.С. Педагогические условия умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Барнаул, 1999. -20с.
  68. Деятельность и взаимоотношения дошкольников /Под ред. Т. А. Репиной. -М: Педагогика, 1987. 189с.
  69. Н.Ф. Интерес и внимание // Ученые записки Ml НИ. М., 1941. — вып. 3.-С. 26−35.
  70. А.И., Саркисян Ш. В. Совместная деятельность как фактор межличностного восприятия в группе //Вопросы психологии. — 1980. № 4. -С. 38−49.
  71. И.В., Зайцева А. А. Зависимость развития познавательных интересов детей от характера их подготовки к школе // Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения. М.: НИИ ОП, 1979. — С. 230−234.
  72. А.К. Воспитывая интерес. М.: Знание, 1984. — 80с.
  73. А.К. Формула интереса. -М.: Педагогика, 1989. 172с.
  74. О. Сколько будет два плюс два //Дошкольное воспитание. -1994. № 8. — С. 76−77.
  75. Л.И. Умственное и математическое развитие детей шестого года жизни в процессе обучения операциям с множествами: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Л., 1982. -21с.
  76. Т.И. и др. Математика для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1992. — 191с.
  77. Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1986. — 22с.
  78. В.Г., Шеврин Л. И. Геометрия для малышей. М.: Педагогика, 1975.- 135с,
  79. Р.И. Развитие интересов детей в творческих играх //Дошкольное воспитание. 1988. — № 10. — С. 54−62,
  80. В.В. О познавательной роли вопросов в обучении //Советская педагогика. 1967. — № 9. — С. 47−58.
  81. В.В. Математика для детей дошкольного возраста. М.: Владос, 1999.-64с.
  82. Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6−7 лет: Учебно-методическое пособие для учителя. М.: Новая школа, 1996. — 288с.
  83. А.В. К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста//Советская педагогика. 1973. — № 1. — С. 30−35.
  84. Л.Ф. Особенности возникновения и развития познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни растений у детей среднего и старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1970.-21с.
  85. Т.М. Особенности формирования любознательности //Дошкольное воспитание. 1986. — № 11. — С. 32−36.
  86. Игра дошкольника /Под ред. С. Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989. -286с.
  87. Изучение познавательной и учебной деятельности дошкольников: Сб. н. тр. М.: Изд. МГЗПИ, 1981.-131с.
  88. Д.А. Педагогические условия обогащения содержания общения между детьми старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1991. — 17с.
  89. Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии: Сб. н. тр. /Под ред. М. И. Лисиной. М.: НИИ Общей педагогики АПН СССР, 1980.- 168с.
  90. Г. П. Методика организации познавательной деятельности дошкольников средствами физического воспитания: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1994. -27с.
  91. Т.Г., Блащук JI.JI. Изучение особенностей интереса к изобразительной деятельности у старших дошкольников //Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. тр. М.: АПН РСФСР, 1985.-С. 54−57.
  92. Р.И. Воспитание познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — М., 1987. 16с.
  93. Е.И. Педагогические условия актуализации содержания познавательной сферы дошкольников в игре: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 2002. -24с.
  94. Н.Т. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения коллективно выполнять задания (на материале сюжетного и декоративного рисования): Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Киев, 1987. -22с.
  95. Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль: Академия развития, 1996. —237с.
  96. Н.В. Общение. Дети 5−7 лет. Ярославль: Академия развития, 2001.- 197с.
  97. А.Г. Личность и пути ее формирования. М.: Знание, 1971. -31с.
  98. Е.В. Математика для дошкольников 6−7 лет. М.: Сфера, 2001.-88с.
  99. Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. Минск: Изд. МПУ, 1984. — 239с.
  100. Я.Л. Психология взаимоотношений в малой группе. -Минск: Изд. МПУ, 1976. 350с.
  101. Я.Л., Жизневский Б. П. От игры к труду: общение дошкольников в ролевой игре и совместном труде. Минск: МПУ, 1993. -116с.
  102. Коммуникативно-ориентировочные образовательные среды. Психология проектирования /Под ред. В. В. Рубцова. М.: Изд. «Век-мер», 1996. -157с.
  103. JI.A. Формирование у детей старшего дошкольного возраста коммуникативной готовности к обучению в школе: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Магнитогорск, 1999. — 24с.
  104. Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание. 1989. -№ 5.-С. 10−24.
  105. Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание. — 1989. -№ 9.- с. 48−70.
  106. Г. А. К проблеме генезиса понятия числа у детей дошкольного возраста //Умственное воспитание дошкольника /Под ред. Н. Н. Поддьякова. М.: Педагогика, 1972. — С. 228−245.
  107. Г. А. Роль предметных действий в формировании понятий у детей дошкольного возраста (на материале математических понятий): Автореф. дисс. .канд. псих. наук. -М., 1974. 16с.
  108. Г. А. Формирование у детей дошкольного возраста понятия о величине предмета и способах ее измерения. — М.: Темплан, 1984. — 37с.
  109. Г. А., Родина Е. В. Современные подходы к обучению дошкольников математике //Дошкольное воспитание. 2000. — № 3. — 46−49.
  110. Ш. Короткова Н. А., Михайленко Н. Я. Игры с правилами в дошкольном возрасте: Руководство практического психолога. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 175с.
  111. В.К., Дудкевич Т. В. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности дошкольников //Вопросы психологии. -1991.-№ 2.-С. 50−60.
  112. ПЗ.Кошелева А. Д. О контактах со сверстниками //Дошкольное воспитание. -1990.-№ 11.-С. 40−46.
  113. Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Барнаул, 2000. — 18с.
  114. М.В. Взаимосвязь средств трудового воспитания как условие успешного формирования трудовой деятельности детей 4−5 лет: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Л., 1985. — 16с.
  115. Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. -М.: Знание, 1991.-79с.
  116. Т.В. Развитое детство и развивающее образование: Культурно-исторических подход. Часть 1. Дубна: Управление дошкольного образования, 1997. — 174с.
  117. К.П. Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1971. — 18с.
  118. Т.А. Воспитание познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста (на материале экскурсий в природу): Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1978. -21с.
  119. Т.А. О воспитании у детей познавательных интересов //Дошкольное воспитание. 1976. — № 9. — С. 38−42.
  120. Т. Развитие способности к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями //Дошкольное воспитание. 1983. — № 7. — С. 35−38.
  121. А.А. Деятельность и общение //Вопросы философии. —1979. -№ 1. С. 121−132.
  122. А.А. Психология общения: Пособие для дополнительного образования. М.: Смысл, 1997. — 364с.
  123. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. М.: Изд. Моск. Ун-та, 1971. — 40с.
  124. А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948. — С. 415.
  125. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. МГУ, 1981. -584с.
  126. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64с.
  127. А.М. Занятия по счету в детском саду. М.: Просвещение, 1965. — 192с.
  128. A.M. Подготовка детей к усвоению арифметического материала в школе: Автореф. дис. .доктора пед. наук. Л., 1956. — 150с.
  129. А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1974. — 368с.
  130. Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? М.: Знание, 1982. -96с.
  131. М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: Автореф. дисс. .доктора псих. наук. -М., 1974. 36с.
  132. М.И. Как и почему маленькие дети общаются со взрослыми //Дошкольное воспитание. 1977. — № 6. — С. 55−62.
  133. М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни //Вопросы психологии. 1978. — № 5. — С. 72−78.
  134. М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишинев: ПГГИИНЦА, 1987. — 135с.
  135. С.Н. Формирование игрового взаимодействия детей пятого года жизни в сюжетно-ролевых играх: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1997.-16с.
  136. Личностно-ориентированное обучение и воспитание. Волгоград: Изд. «Перемена», 1994. — 171с.
  137. Личностно-развивающее взаимодействие /Под ред. В. А. Петровского. -Ростов н/Д: РИО АО, 1995. 85с.
  138. З.М. Некоторые особенности формирования положительного отношения к учению у детей седьмого года жизни // Познание учащегося и формирование его личности. Вильнюс: Изд. ВПИ, 1975, — С. 89−94.
  139. Э.А. Некоторые вопросы изучения организованности у старших дошкольников //Воспитание самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста. -М.: ГОСИНТИ, 1973. С. 143−148.
  140. Логика: Для обучения детей в семье, детском саду и далее. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 116с.
  141. В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Л., 1984. — 39с.
  142. .Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения //Психологический журнал. 1980. — № 5. — С. 26−42.
  143. А.А. Очерки психического развития ребенка. М.: Просвещение, 1965. — 364с.
  144. И.В. Организация взаимодействия детей 3−5 лет на развивающих занятиях: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 2000. — 23с.
  145. И.В. Развивающие занятия: сотрудничество дошкольников //Дошкольное воспитание. 1995. — № 11. — С. 12−14.
  146. Л.М. Формирование познавательных интересов у старших дошкольников в процессе организации элементарной поисковой деятельности (на материале природоведения): Автореф. дисс. .канд. пед. наук, Л., 1975.- 17с.
  147. Л.М. О развитии познавательных интересов детей //Дошкольное воспитание. 1973. — № 11. — С. 26−29.
  148. А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. — 64с.
  149. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 96с.
  150. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. -Ч. 1. СПб.: Акцидент, 1998. — 191с.
  151. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-пресс, 2000. — 92с.
  152. Т.А. Психологические условия формирования совместной учебной деятельности школьников: Автореф. дисс. .канд. псих. наук. — М., 1977.-21с.
  153. М.В. О динамике мотивации учения первоклассников // Учение и развитие школьников. — Волгоград: Изд. ВПИ, 1980. С. 8−14.
  154. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208с.
  155. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. -367с.
  156. Т.В. Педагогическая технология: личностно -ориентированное обучение: Учебное пособие. М.: Педагогика-пресс, 1999.-144с.
  157. Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. М.: Знание, 1970.-32с.
  158. Н.А. Психологические проблемы активности личности в обучении. М.: Изд. АПН СССР, 1971. — 11с.
  159. B.C. Лекции по психологии мотивов человека: Учебное пособие для спецкурса. Пермь: Изд. ПГПИ, 1971. — 120с.
  160. А .Я. Воспитание у детей интереса к учению. Минск: Народная асвета, 1965. — 44с.
  161. Н.Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослого с детьми в игре //Дошкольное воспитание. 1993. — № 3. — С. 6−15.
  162. Н.Я., Короткова Н. А. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания //Дошкольное воспитание. -1992.-№ 5−6.-С. 17=27.
  163. Н.Я., Короткова Н. А. Модели организации образовательного процесса в старшей группе детского сада //Дошкольное воспитание. -1995. -№ 9. -С. 59−65.
  164. З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1990. — 94с.
  165. М. Арифметика в детском саду. Петроград, 1922. — 48с.
  166. М.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста //Известия АПН РСФСР. вып. 73. — 1955. -С. 15−54.
  167. М.Я., Тихеева Е. И. Счет в жизни маленьких детей. Петроград, 1920.-53с.
  168. Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. 224с.
  169. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979. -47с.
  170. Т.А. Генезис отражения пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. 1970. — № 3. -С. 36−40.
  171. B.C. Значение ориентации на сверстника в усвоении нравственных норм детьми дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. псих, наук, М., 1999.-23с.
  172. B.C. Шестилетний ребенок в школе. М.: Просвещение, 1986. -144с.
  173. В.Н. Психология отношений. М.: Изд. ИПП, 1995. — 356с.
  174. Н.И. Психологический анализ обучения детей 3−7 лет (на материале математики). М.: Просвещение, 1983. — 46с.
  175. .П. Интеллектуальные игры. М.: Оникс, 1994. — 176с.
  176. Э.Ф. О роли предметных действий ребенка в синтезе его логических операций //Вопросы психологии. 1979. — № 5. — С. 113−117.
  177. Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд. Моск. Ун-та, 1987. — 302с,
  178. Отношения между сверстниками в группе детского сада /Под ред. Т. А. Репиной, Т. В. Антоновой, А. А. Рояк и др. М.: Педагогика, 1978. -200с.
  179. Е.А. Развитие познавательных процессов дошкольников: Учебное пособие. Минск: Высшая школа, 1984. — 101с.
  180. ., Папи Ф. Дети и графы. Обучение детей шестилетнего возраста математическим понятиям. Пер. с франц. -М.: Педагогика, 1974. 192с.
  181. Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей: Пер. с фр. -М.: Педагогика, 1991. 248с.
  182. Л.Г., Холина Н. П. Раз ступенька, два — ступенька . Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баланс, 2001. — 256с,
  183. В.А., Калиненко В. К., Котова В. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д: РИО АО «Цветная печать», 1995. — 88с.
  184. В.А. К пониманию личности в психологии //Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С. 40−57.
  185. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. — 659с.
  186. . Как дети образуют математические понятия //Вопросы психологии. 1966. — № 4. — С. 121−127.
  187. . Роль действия в формировании мышления //Вопросы психологии. 1965. -№ 6. — С. 38−52.
  188. А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Изд. МГУ, 2000. — 266с.
  189. Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М.: «Профессиональное образование», 1996. — 32с.
  190. Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте. М.: Изд. АПН РСФСР, 1955. — 260с.
  191. Познание и общение: Сб. статей. М.: Наука, 1988. — 208с,
  192. Н.К. Развитие познавательных интересов у старших дошкольников (в процессе труда по выращиванию растений): Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Л., 1968. — 23с.
  193. С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.-22с.
  194. Психологический словарь /Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца и др. -М.: Педагогика, 1983. -448с.
  195. Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. — 295с.
  196. Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет /Под ред. Н. М. Щелованова. -М.: Просвещение, 1969.- 181с.
  197. Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А. Г. Рузской. -М.: Педагогика, 1989. -215с.
  198. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. — 172с.
  199. P.M. Игра как форма активной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1953.-23с.
  200. Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1991. -47с.
  201. М.П., Цукерман Г. А., Фокина Н. Э. Роль кооперации со сверстниками в психологическом развитии младших школьников //Вопросы психологии. 1980. — № 6. — С. 109−114.
  202. К.М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1970. -18с.
  203. Н.И. Педагогические условия развития рефлексии у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — Краснодар, 1999. 17с.
  204. А.А. Об одном из подходов к изучению проблемы взаимоотношений ребенка и коллектива // Воспитание самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста. М.: ГОСИНТИ, 1973. — С. 148−154.
  205. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд. Акад. Наук СССР, 1958. — 146с.
  206. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. — 160с.
  207. В.В. Роль кооперации в развитии интеллекта детей //Вопросы психологии. 1980. — № 4. — С. 79−89.
  208. И. А. Развитие сотрудничества в совместной деятельности (у детей среднего дошкольного возраста) //Дошкольное воспитание. 1978. -№ 11.-С. 42−50.
  209. Е.Ф. К вопросу об особенностях интересов и потребностей у детей дошкольного возраста //Ученые записки ЛГУ. вып. 16. — 1959. -С. 61−70.
  210. Е.Е. Моделирование как этап развития знаково-символической деятельности дошкольника //Вопросы психологии. -1992.-№ 5−6.-С. 26−30.
  211. Е.Е. Шестилетний ребенок: Вопросы и ответы. Тула: Изд. ПКИ, 1992.-206с.
  212. Т.В. Базисная структура межличностного взаимодействия в старшем дошкольном возрасте: Автореф. дисс. .докт. псих. наук. -СПб., 1992.-39с.
  213. Т.А. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми: Автореф. дисс, .канд. псих. наук. Н. Новгород, 1999. — 20с.
  214. М.Н. Использование проблемного обучения для развития самостоятельности мышления старших дошкольников // Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. СПб.: Акцидент, 1996. -С. 25−36.
  215. П.Г. Познавательные интересы у дошкольников: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Тбилиси, 1966. — 22с.
  216. Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М.: Изд. АПН РСФСР, 1958. — 214с.
  217. Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М.: Академия, 2000. — 160с.
  218. Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М. И. Лисиной //Вопросы психологии. — 1996. № 6. -С. 76−87.
  219. Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе //Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С. 5−16.
  220. А.А. Овладение элементарными математическими знаниями и умениями детьми старшего дошкольного возраста в процессе игры: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1981. — 20с.
  221. О.В. Эмпатия как основа самостоятельности поведения дошкольников //Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте, СПб.: Акцидент, 1996. — С, 85−93.
  222. Е.В. Педагогические условия и пути гуманизации дошкольного математического образования: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1996.-35с.
  223. Е.В. Коммуникативная готовность дошкольника к учебной деятельности: Автореф. дисс. .канд. псих, наук. М., 1999. — 22с.
  224. Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения //Вопросы психологии. -1981. № 2. — С 68−79.
  225. Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников, М.: Изд. Моск. Ун-та, 1976. — 144с.
  226. Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М: Просвещение, 1980. — 64с.
  227. .Н. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Омск, 1997. -16с.
  228. Л.Ф. Логика для дошкольников. Ярославль: Академия развития, 1999. — 256с.
  229. Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5−7 лет. Ярославль: Академия развития, 2000. — 144с.
  230. Узнадзе Д. Н, Психологические исследования. М: Наука, 1966, — 451с.
  231. У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе //Вопросы психологии. 1983. — № 4. — С. 62−69.
  232. Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977. — С. 57−58.
  233. Умственное воспитание дошкольника /Под ред. Н. Н. Поддьякова. М.: Педагогика, 1972. -288с.
  234. А.П. Обучение в детском саду /Под ред. А. В. Запорожца. М.: Просвещение, 1981. — 176с.
  235. Учимся общаться с ребенком /Под ред. В. А. Петровского. М.: Просвещение, 1993.-191с.
  236. М. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада /Пер. с польск. О. А. Павлович. М.: Просвещение, 1981. -159с.
  237. Н.Э., Цукерман Г. А. Поведение младших школьников в коллективной учебной работе //Вопросы психологии. 1983. — № 4. — С. 46−53.
  238. С.В. Развитие предметных действий ребенка. М.: Просвещение, 1968.-24с.
  239. С.В. Воспитание детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1970.-39с.
  240. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье /Под ред. В. К. Котырло. М.: Педагогика, 1987. — 141с.
  241. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий /Под ред. П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. М.: Изд. Моск. Ун-та, 1968. — 135с.
  242. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста /Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой, Р. И. Жуковской, Л. А. Пеньевской. М.: Просвещение, 1968. — 384с.
  243. Формирование учебной деятельности школьников /Под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1982. -216с.
  244. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /Под ред. А. А. Столяра. М.: Просвещение, 1988. — 159с.
  245. З.С. Общение старших дошкольников в условиях совместной деятельности: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Л., 1986. — 18с.
  246. Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. -268с.
  247. Г. А., Еремина Е. М. Эффективность коллективно-распределенных форм обучения // Новые исследования в психологии. — 1979.-№ 2.-С. 42−47.
  248. Г. А. Зачем детям учиться вместе? М.: Знание, 1985. — 79с.
  249. Г. А. Условия развития рефлексии у шестилеток //Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С. 39−47.
  250. М.И. Воспитание интереса и развитие способностей при обучении математике. Волгоград: Изд. ВПИ, 1967. — 23с.
  251. Т.И. Воспитатель и дети: анализ взаимодействия на занятиях //Дошкольное воспитание. 1991. — № 9. — С. 58−60.
  252. Е.И. Методика обучения математике в детском саду. М.: Педагогика, 1998. -271с.
  253. Е.И. О некоторых особенностях познавательной активности в процессе обучения математике //Дошкольное воспитание. 1983. — № 9. -С. 42−45.
  254. И.И. Формирование целенаправленности и настойчивости у детей 5−6 лет в процесс решения умственных задач: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. JI., 1976. — 23с.
  255. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 203с.
  256. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 352с.
  257. Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет. -М.: Учпедгиз, 1960. -328с.
  258. Д.Б. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1989.-560с.
  259. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателя детского сада/Под ред. А. Д. Кошелевой. -М.: Просвещение, 1985. 176с.
  260. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения //Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 31−42.
  261. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 317с.
  262. С.Г. Взаимоотношения детей в совместной деятельности // Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания /Под ред. С. Г. Якобсон, Ф. Т. Михайлова. М.: НИИ ОП, 1976. -190с.
  263. С.Г., Нежнова П. Г. Исследование руководства детьми их совместной деятельностью //Вопросы психологии. 1972. — № 1. — С. 66−76.
  264. О.А. Формирование умений и навыков кооперации детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -Вильнюс, 1990.-24с.
Заполнить форму текущей работой