Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сверхчувствительность к проблемам

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большой специалист по эмоциональным высказываниям в отношении психологии творчества, Томас Эдисон утверждал, что мозг среднего человека не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз. Этот вывод он сделал после одного собственного психологического опыта. Двадцать семь его лаборантов ежедневно, в течение шести месяцев, проходили по одной дороге, которая вела от лампового цеха к главному… Читать ещё >

Сверхчувствительность к проблемам (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одно из важнейших качеств истинного творца — способность видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным. Среди качеств, отличающих творца-исследователя от других людей, сверхчувствительности к проблемам принадлежит особое место. Еще Платон отмечал, что познание начинается с удивления тому, что обыденно; «…только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем; все представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует», — писал С. Л. Рубинштейн. Подобная «слепота», выраженная в неспособности воспринимать новое, обычно свойственна ограниченным людям, независимо от степени их образованности или общественного статуса.

Большой специалист по эмоциональным высказываниям в отношении психологии творчества, Томас Эдисон утверждал, что мозг среднего человека не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз. Этот вывод он сделал после одного собственного психологического опыта. Двадцать семь его лаборантов ежедневно, в течение шести месяцев, проходили по одной дороге, которая вела от лампового цеха к главному зданию завода. Рядом с этой дорогой росло вишневое дерево. Но когда Т. Эдисон стал спрашивать лаборантов о том, что за дерево растет возле дороги, ни один из них не только не охарактеризовал это дерево, но даже, как выяснилось, не знал о его существовании.

Сверхчувствительность к проблемам необходима в любой творческой деятельности и является качеством самостоятельно мыслящего человека. Это качество отличает того, кто не может удовлетвориться чужим поверхностным решением проблемы, того, кто способен преодолеть господствующее мнение, какие бы авторитеты за ним ни стояли.

Развитие сверхчувствительности к проблемам либо подавление ее многие специалисты в области психологии творчества связывают, в первую очередь, с характером школьного обучения. Догматичное содержание, сочетающееся с доминированием репродуктивных методов обучения, являются основными факторами, подавляющими детскую сверхчувствительность к проблемам. И напротив — проблемное, ориентированное на самостоятельную, исследовательскую практику ребенка обучение развивает как эту способность, так и другие необходимые для творчества качества. Эта мысль, многократно обоснованная теоретически и доказанная экспериментально, относится к числу общеизвестных, но, к сожалению, отнюдь не к числу общепринятых в массовой педагогической практике.

Развитие этой способности тесно связано с умением менять точку зрения на проблему. Именно это свойство часто и обеспечивает прорыв к ранее неизвестному.

Люди часто относятся к новым открытиям с большим недоверием, особенно к тем, которые существенно меняют привычные взгляды. Многие, к сожалению, не только не обладают способностью тонко чувствовать, видеть проблемы, но даже часто отказываются замечать то, на что им прямо указывают.

Причем нередко дело доходит до курьезов. Так, например, в «Илиаде» Гомера было довольно подробно описано местонахождение легендарного города Трои. Но все считали это художественным вымыслом, и для археологов и историков XIX века Троя была недосягаема. Никому, кроме немецкого археолога Генриха Шлимана, в голову не пришло искать Трою, опираясь на описания Гомера. Г. Шлиман стал рассматривать «Илиаду» не просто как литературное произведение, а как серьезный исторический источник. Итогом стали известные всему миру сенсационные археологические находки.

«Нет пророков в своем отечестве», — справедливо утверждает древняя пословица. Не был таковым для своих современников и Галилео Галилей — итальянский физик, механик и астроном (кроме того, он был еще музыкантом, поэтом, филологом и литературным критиком).

Ученые — современники Галилея, которых он с усмешкой называл «синьоры философы», были искренне уверены в том, что «истинное знание» можно получить, лишь читая Библию и книги Аристотеля. А такими примитивными способами, которые пропагандировал Галилей, как наблюдение и эксперимент, новых знаний не получишь.

Однако Галилей сам сделал первый 32-кратный телескоп. С его помощью он впервые наблюдал на поверхности Луны горы и кратеры вулканов. Он увидел, что ее поверхность вовсе не гладкая и отполированная, как считали «синьоры философы». На Луне, так же, как и на Земле, существуют громадные возвышения, глубокие впадины и пропасти.

Но ему отказывались верить, а те же, кто соизволил лично заглянуть в галилеевский телескоп, стали придумывать гипотезы «по спасению красоты». Стремились доказать, что это либо оптический обман, либо Луна покрыта каким-то особым прозрачным веществом, в итоге сглаживающим все неровности. Разве могла бы Луна светиться так ярко, говорили «синьоры философы», если бы она не была отшлифована и отполирована, как зеркало.

В ответ на это Галилей предложил провести простой опыт: прислонить зеркало к освещенной солнцем белой стене и, отойдя на некоторое расстояние, оценить, что будет более светлым — шероховатая стена или гладкое зеркало. Зеркало будет светлым лишь в одном положении, когда на него падают прямые луни, напротив, на шероховатой поверхности стены всегда найдутся участки, освещенные прямыми лучами. Благодаря им вся поверхность стены издали кажется яркой.

Способность видеть проблемы там, где другие не видят никаких сложностей, привела к тому, что Галилей открыл четыре спутника Юпитера, увидел, что Млечный путь состоит из отдельных звезд, определил, что звезды находятся на огромном расстоянии от Земли. Затем Галилей открыл пятна, и не где-нибудь, а на самом Солнце. И снова «синьоры философы» мобилизовали всю свою фантазию, изобретая новые гипотезы, чтобы «очистить лик светила» от обнаруженных Галилеем позорных знаков несовершенства. Стоит ли удивляться, что ему периодически угрожали костром «святой» инквизиции.

Галилей по праву считается одним из основоположников современного экспериментально-теоретического естествознания, основателем классической механики.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой