Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование профессиональной направленности студентов педагогического колледжа в системе взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современный этап развития общества характеризуется процессом реформирования. Данный процесс затрагивает-все социальные стороны: политику, экономику, культуру. Процесс перестройки осуществляется и в области образования. Исходным документом, который определил перестройку образования, является Закон об образовании Российской Федерации. В нем определена стратегия и тактика совершенствования работы… Читать ещё >

Содержание

ГЛАВА I. Теоретические основы процесса формирования профессиональной направленности студентов педагогического колледжа в системе взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности. 1.1. Профессиональная направленность как интегральное качество личности учителя.

1.2. Формирование профессиональной направленности студентов в образовательном учреждении нового типа (педагогический колледж).

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональной направленности у студентов педагогического колледжа в системе взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности.

2.1. Особенности формирования профессиональной направленности у студентов педагогического колледжа.

2.2. Опыт экспериментального изучения формирования' профессиональной направленности студентов педагогического колледжа в системе взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности.

2.3. Педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов педагогического колледжа в системе взаимодействия учебной и внеучебной деятельности.

Формирование профессиональной направленности студентов педагогического колледжа в системе взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Современный этап развития общества характеризуется процессом реформирования. Данный процесс затрагивает-все социальные стороны: политику, экономику, культуру. Процесс перестройки осуществляется и в области образования. Исходным документом, который определил перестройку образования, является Закон об образовании Российской Федерации. В нем определена стратегия и тактика совершенствования работы всех типов учебных заведений. В соответствии с данным документом разработаны образовательные стандарты, новые учебные планы, изменилось содержание образования, появились новые технологии обучения и воспитания, созданы новые образовательные концепции для различных типов учебных заведений. Все это потребовало существенной перестройки в подготовке и переподготовке педагогических кадров. В настоящее время к учителю, воспитателю, работающему в современных учебно-воспитательных учреждениях, предъявляются высокие требования. Основной задачей высших и средних специальных учебных заведений является подготовка высококвалифицированных специалистов, умеющих реализовывать насущные, проблемы государства. Учеными исследуются различные проблемы профессиональной подготовки будущих учителей и воспитателей. Одной из них является формирование профессиональной педагогической направленности. Однако данная проблема до настоящего времени не являлась предметом специального исследования на материале педагогического колледжа как учебного заведения нового типа. Сказанное подтверждает актуальность темы диссертационной работы.

Ретроспективный анализ трудов Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского (115, 133, 32, 232, 135, 212) и других позволил изучить историю проблемы формирования педагогической направленности.

Общеметодологические подходы к изучению профессиональной подготовки педагогических кадров нашли свое отражение в работах Н. И. Болдырева, Н. Ф. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Левитова, И. Т. Огородникова, А. И. Пискунова, В. А. Сластенина (36, 62, 117, 123, 159, 167, 203) и других.

Большой вклад в теорию и практику подготовки педагогических кадров на современном этапе внесли О. А. Абдулина, С. П. Баранов, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Л. Ф. Спирин, Ю. П. Сокольников, В. А. Сластенин Г. Н. Волков, В. Г. Максимов (2, 23, 92, 148, 209, 206, 203, 54, 136). Анализ проведенных исследований показывает, ' что учеными рассматривались различные аспекты подготовки будущего педагога. Так, Н. И. Прокопенко (179) исследовала проблему подготовки будущих учителей к формированию у школьников интеллектуальных уменийА.А. Эмм (236) — формирование организаторских уменийЛ.И. Кочурова (114) — формирование интереса к профессии у учащихся в деятельности внешкольных учрежденийВ.А. Камелина (96) — подготовку будущих учителей к руководству производительным трудом школьниковН.М. Бружукова (47) — систему подготовки будущего учителя начальных классов к педагогическому творчествуМ.И. Волошкина (57) -подготовку студентов педагогичских институтов к внеклассной воспитательной работе с младшими школьниками. Дидактические основы методической подготовки учителя исследовала Г. Д. Урастаева (218) — формирование педагогического мастерства будущего учителя-воспитателя — В. Д. Бардинова (24). Проводились исследования профессиональной подготовки учителя в системе университетского образования С. Абдувахитовым (1), профессиональной подготовки к воспитанию — Д. И. Икматовой (90).

Был выполнен ряд диссертационных работ, связанных с изучением формирования профессиональной направленности у школьников в деятельности внешкольных учреждений — М. А. Углицкая (216), в процессе производственного труда — А. С. Караман (100) — формирование профессиональной направленности у студентов младших курсов изучали А. Б. Каланов (102), в процессе общественно-педагогической практикиЖ.А. Абишева (3).

В ряде исследований изучается формирование готовности у будущего учителя начальных классов к организации детского коллектива — Р. Ж. Божбанова (34), у учителей иностранного языка — О. И. Горбуненко (64), к выполнению воспитательных функций классного руководителяН.З. Еловая (81), к воспитанию будущего семьянина — В. И. Овчинникова (158), к музыкально-педагогической деятельности в школе — З. В. Румянцева (191).

Исследования Н. И. Пинчук (166), В. Н. Романюты (189) связаны с работой педагогических училищ и посвящены формированию профессионально-педагогических умений в процессе практики и проблеме самовоспитания.

Близки к теме нашего исследования диссертационные работы В. А. Апакаева, рассмотревшего проблему взаимосвязи урочной и внеурочной работы по родной литературе в марийской школе (15), Э. И. Игушиной: содержание и методика подготовки учащихся педагогических училищ к воспитательной работе с младшими школьниками (89), Е. В. Мещеряковой — внеаудиторная работа в педвузе как фактор подготовки будущих учителей к проведению внеклассной работы со школьниками (145), В. К. Фирстова — взаимосвязь учебной и внеклассной воспитательной работы как условие повышения эффективности обучения и воспитания (223).

Анализ практики показывает, что в подготовке будущих педагогов имеется ряд проблем и недостатков. Они сводятся к следующему:

— отсутствие банка данных о потребностях в педагогических кадрах;

— недостаточная изученность проблем новых видов учебных заведенийпедагогических колледжей;

— отсутствие координации в подготовке специалистов для работы в педагогических колледжах;

— недостаточное методическое и материально-техническое обеспечение педагогического колледжа.

Исходя из анализа литературы, практики, мы сформулировали проблему исследования: каковы педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов педагогического колледжа во взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности и повышения эффективности этого процесса?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является процесс формирования профессиональной направленности студентов педагогического колледжа.

Предметом исследования — педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов педагогического колледжа в системе взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности. Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия профессиональной направленности как интегрального качества личности учителя, его структуру и типичные проявления.

2. Исследовать процесс развития профессиональной направленности студентов педагогического колледжа, общие тенденции и особенности этого процесса, его этапы и типичные уровни.

3. Проанализировать роль различных видов деятельности преподавателей в формировании профессиональной направленности студентов педколледжа как образовательного учреждения нового типа.

4. Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия эффективного формирования профессиональной направленности студентов педагогического колледжа.

Методологической основой исследования являются современные научные теории деятельности, познания, принцип единства теории и практики, система взаимосвязи педагогической науки и практики, системный подход в развитии и формировании личности. В процессе работы над темой были использованы следующие методы исследования:

— изучение психолого-педагогической литературы- ,

— анализ передового педагогического опыта;

— ретроспективный анализ своего опыта работы;

— педагогический эксперимент;

— наблюдение;

— анкетирование;

— тестирование;

— изучение и анализ продуктов деятельности студентов и документации. Опытно-экспериментальной базой исследования является педагогический колледж № 4 г. Ульяновска.

Этапы исследования:

На первом этапе (1993;1994г.г.) нами изучалась психолого-педагогическая, философская литература по теме исследования. Анализировались нормативные и программные документы федерального и местного значения, изучался и анализировался опыт работы других средних специальных учебных заведений (колледжей). В результате констатирующего эксперимента сделано предположение, что создание педагогических условий взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности будет способствовать повышению уровня сформированное&tradeпрофессиональной направленности студентов педагогического колледжа. Это предположение и стало гипотезой данного диссертационного исследования. Согласно системному подходу процессформирования будущего педагога мы рассматриваем как определенную систему, которая состоит из ряда подсистем. Чтобы данная система эффективно функционировала, необходимо создать соответствующие условия для каждой из ее составляющих. Сказанное позволило сформулировать три взаимодополняющих группы условий.

К I группе относятся общие условия, которые можно использовать в б ."а о с любой другой системе деятельности, процессе. К ним относятся: а) методическое обеспечение, заключающееся в выборе теоретических основ для организации учебно-воспитательного процесса педагогического колледжав использовании научных методов исследования, которые бы позволяли давать объективную информацию о состоянии, функционировании и результатах формирования профессиональной направленности студентов посредством взаимосвязи учебной и внеучебной деятельностиб) материальное обеспечение процесса формирования профессиональной направленности, технические средства обученияв) система методических рекомендаций, пособий для обеспечения процесса формирования профессиональной направленности студентовг) организационно-управленческое обеспечение педагогического колледжа (педагогический совет, совещание при директоре, методические цикловые комиссии, собрания педагогического коллектива) — д) кадровое обеспечение — это постоянная систематическая работа администрации колледжа, стимулирующая профессиональное самосовершенствование, самообразование преподавателей педагогического колледжа.

На базе этой группы условий должна учитываться 1] группа частных условий:

— создание особых режимных моментов в деятельности педагогического колледжа как образовательного учреждения нового типа;

— составление учебных планов и программ, которые направлены на взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности- •

— использование разнообразных путей, форм, методов, приемов взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности;

— организация досуга преподавателей и студентов;

— использование региональных возможностей в формировании профессиональной направленности студентов педколледжа.

На базе общих и частных условий была создана III группа специфических условий. К ней относятся:

— планомерная, систематическая диагностика уровня профессионального совершенствования студентов педагогического колледжа;

— учет возрастных особенностей, индивидуальных способностей, склонностей, интересов, потребностей, личностно значимых ценностей, жизненных планов;

— организация разнообразных педагогических практик;

— самовоспитание, самосовершенствование личности будущего учителя путем составления личных планов, программ, ведения дневников;

— создание системы профессиональной ориентации будущих студентов колледжа;

— организация дифференцированного подхода к обучению студентов специализации в педагогическом колледже.

По нашему предположению, именно данная система общих, частных и специфических условий даст возможность эффективно формировать профессиональную направленность студентов педагогического колледжа во взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности .

Второй этап (1994;1996 г. г.). На данном этапе проводилась опытно-экспериментальная работа, направленная на реализацию поставленных задач и проверку гипотезы. С помощью системы методов исследования и выработанных нами критериев проводились ежегодные срезы уровня развития профессиональной ориентации студентов, позволяющие нам корректировать программы, составлять методические рекомендации по искомой проблеме.

Третий этап (1997г.). На этом этапе, проводилась апробация и внедрение экспериментально разработанной системы формирования профессиональной направленности студентов педагогического колледжа, систематизация и обобщение материалов исследования, оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем раскрыты теоретические основы формирования профессиональной направленности студентов педагогического колледжа в системе взаимосвязи учебной и внеучебной деятельностиисследованы возможности педагогического колледжа как образовательного учреждения нового типа в формировании профессиональной направленности студентовизучен и проанализирован опыт организации взаимосвязи учебной и внеучебной деятельностиопределены и теоретически обоснованы педагогические условия организации взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности в профессиональном становлении будущих учителей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения, выводы и научно-практические рекомендации позволили повысить уровень сформированности профессиональной направленности, что положительно отразилось на ¦ результатах, подготовки студентов педагогического колледжа.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается использованием методик, адекватных предмету и задачам исследования, включением в эксперимент студентов всех курсов, реализацией комплексной методики исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования были обсуждены и одобрены на Всероссийских научно-практических конференциях в г. Ульяновске (1994, 1995, 199бг.г.), на совещаниях в Министерстве образования (1994г.), на ежегодных научно-практических конференциях, совещаниях в педагогическом колледже, в педагогическом университете.

На защиту выносятся следующие положения: .

1) Сущностная характеристика профессиональной направленности как-интегральное качество студентов педагогического колледжа, имеющая свои компоненты в структуре личности

2) Особенности педколледжа как образовательного учреждения нового типа, позволяющего формировать профессиональную направленность студентов в системе взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности.

3) Общие, частные и специфические условия формирования профессиональной направленности студентов педагогического колледжа в системе взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности.

Результаты работы обобщены как кандидатская диссертация, состоящая из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.

Во введении раскрывается актуальность темы, проблема, объект, предмет, цель и задачи исследования, излагается его методика.

В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования профессиональной направленности студентов педагогического колледжа в системе взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности. Профессиональная направленность рассматривается как интегральное качество личности учителя, имеющее свою структуру и особенности. Педагогический колледжновый вид учебного учреждения-рассматривается как профессионально-образовательная система и фактор формирования профессиональной направленности будущего учителя, а взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности являются компонентами этой системы. В первой главе проанализированы возможности использования основных учебных дисциплин в формировании профессиональной направленности студентов через установление взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности в педагогическом колледже.

Во второй главе показан опыт экспериментального изучения формирования профессиональной направленности студентов педколледжа в процессе установления взаимосвязи учебной pi внеучебной деятельности, теоретически и экспериментально обосновываются и доказываются необходимые условия для эффективного решения региональной проблемы.

В заключении формулируются общие выводы исследования и намечаются перспективы дальнейшей работы в данной области.

В приложении приводятся материалы опытно-экспериментальной работы, характеризующие методику и результаты исследуемой проблемы.

Современный этап развития образования в Российской Федерации характеризуется значительными изменениями в различных областях. Наметились тенденции обновления содержания образования, появились новые технологии обучения, воспитания учащихся. Школы. приобрели самостоятельность по введению новых курсов, практикумов в вариативной части. Появились новые типы и виды учебных учреждений, классы с различной направленностью, новые учебные планы, программы, направленные на углубление и обновление содержания образования. Повсеместно разрабатывается региональный обязательный компонент, используются новые методологические основы, изменились условия (экономические, политические, материальные) — все это требует перестройки подготовки и переподготовки педагогических кадров. В области среднего и высшего образования также проведена перестройка в W учебных планах, программах, нормативных документах. В своем диссертационном исследовании мы предпринялр! попытку теоретически обосновать и экспериментально доказать условия эффективной взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности в формировании профессиональной направленности студентов педагогического колледжа. В теоретической главе мы показали, что профессиональная направленность является интегральным качеством личности учителя, выделили виды направленности, ее важнейшие • компоненты: мотрш, потребность, цель, интерес, условия. Все эти компоненты оказывают влияние на развитие ЛИЧНОСТР! будущего преподавателя, которая рассматривается нами как сложный системный объект и предмет. В диссертации показано, что колледж, с одной стороны, является новым типом учебного образовательного учреждения, который характеризуется многофункциональностью, гибкостью и разнообразием # форм подготовки педагогических кадров, с другой стороны, он позволяет реализовать потребности личности в профессиональном образовании. В работе мы смоделировали структуру нового типа учебного заведения как профессиональной образовательной системы и показали, что педагогический колледж является важным фактором формирования профессиональной направленности будущего учителя. Педагогический колледж через содержание, цели, задачи, потребности, мотивы, интересы.• через деятельность воспитателей и воспитанников, которые в свою очередь мы рассматриваем как важнейшие факторы, движущие силы образовательно-воспитательного процесса, оказывает активное влияние на профессиональное становление будущего учителя. Учебная и внеучебная деятельность являются важнейшими органическими компонентами функционирования педагогического колледжа и в процессе своего взаимодействия, при определенных W условиях, воздействуют активно на формирование профессиональной направленности студентов. Диссертационное исследование потребовало глубокого анализа возможностей отдельных видов деятельности преподавателей педагогического колледжа в формировании их профессиональной направленности. Нами были научно обоснованы критерии, с помощью которых выявлены тршичные уровни профессиональной направленности и намечены наиболее общие тенденции развития данного процесса: а) высокая научная, методическая подготовка студентов педагогического колледжа;

б) понимание студентами значения педагогической профессии;

в) педагогически целесообразное и целенаправленное привлечение всевозможных форм, методов, средств педагогического воздействия;

г) формирование интереса к профессиональной деятельности человека через творческое изучение выдающихся педагогов-новаторов- ^ д) развитие склонности заниматься педагогической деятельностью;

е) развитие любви к педагогической литературе;

ж) анализ литературных источников;

з) воспитание любви к детям;

и) формирование стремления к самообразованию, самовоспитанию, самосовершенствованию;

к) развитие положительных мотивов профессионального становления. В опытно-экспериментальной работе мы подвергли исследованию наши гипотетические предположения. Используя научные методы исследования, изучили состояние учебно-воспитательного процесса, наметили тенденции его совершенствования, обобщ, енно показали результаты развития формирования профессиональной направленности у студентов педагогического колледжа в начале и в конце эксперимента. Проведя анализ опытно-экспериментальных данных, мы включили в эксперимент каждую группу, каждого преподавателя, которые старались помочь в реализации методических рекомендаций, направленных на эффективность взаимодействия учебной и внеучебной деятельности в формировании профессиональной направленности будущих учителей и воспитателей. Глубокое изучение экспериментальной работы каждого педагога позволило нам выделить одну из таких групп-, где гипотетические предположения и методические рекомендации реализовывались полностью _ и дали наибольший эффект в формировании профессиональной направленности студентов. Лонгитюдный метод позволил научно обосновать рациональные этапы становления будущих учителей, целенаправленность использования определенных технологий, форм, методов, средств педагогического воздействия на профессиональное становление учителей. На основе анализа результатов исследования нами были разработаны научно обоснованные рекомендации, направленные на совершенствование профессиональной направленности будущих учителей путем органического взаимодействия учебной и внеучебной деятельности. В диссертационном исследовании мы теоретически обосновали каждое условие и каждую группу условий взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности в формировании профессиональной направленности студентов. Выделенные нами общие, частные и специфические условия свидельствуют о том, что в самом начале исследования на основе изучения теоретических основ и анализа практики исследуемой проблемы мы правильно подошли к формированию основных компонентов исследования, в том числе проблемы, объекта, предмета, цели, задачи, гипотезы. Исследование не позволило нам полностью рассмотреть искомую проблему. Проведенный анализ показал, что назрела, необходимость исследовать, как вьшускники педагогического колледжа в практической деятельности осуществляют взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности, как это отражается на развитии школьников, как помогает искомая проблема их дальнейшему профессиональному становлению через различные формы подготовки и переподготовки педагогических кадров. Таким_ образом, проведенное нами исследование разрешило поставленные задачи. Мы доказали гипотезу, апробировали, внедрили в практику работы колледжа наши научно обоснованные рекомендации, направленные на эффективность и совершенствование взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности в профессиональной направленности будущих педагогов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдувахидов Профессиональная подготовка учителя в системе • университетского образования: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. — М., 1982. -16 с.
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования — М.: Просвещение, 1984. — 207 с.
  3. .А. Профессиональная направленность общественно- педагогической практики студентов факультетов дошкольного воспитания: Автореф. дисс. …канд. пед. наук. — М., 1987. — 16 с.
  4. А.Н. Системное познание.мира.- М.: Политиздат, 1985. -263 с.
  5. Т.В. О психологическом тестировании // Спещ^алист. — 1994. -Ко 2. — 22−23.
  6. Г. З. и др. Учебно-педагогические комплексы в системе непрерывного образования // Педагогика. — 1992. № 9−10. — 54−60.
  7. Ш. А. Единство цели. — М.: Просвещение, 1987. — - 208 с.
  8. Ш. А. Здравствуйте, дети!- М. :Просвещение, 1983, — 208 с.
  9. Ш. А. Как живете, дети? — М.: Просвещение, 1991.- 175с.
  10. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1996. — 496 с.
  11. .Г. Человек как предмет познания. — Избр. психологич. труды. — М.: 1980. — T.I. — 166.
  12. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. -М.: Наука, 1978. -400 с.
  13. А. Дифференциация и интеграция содержания образования. Эстетическое воспитание // Дошкольное воспитание. -1996.- № 7. — 101−102.
  14. А. Подготовка учащихся к эстетическому воспитанию допшольника // Дошкольное воспитание. — 1994. — № 1 — 54−55.
  15. В. Учебно-научно-педагогический комплекс в Михайловке //Педагогика — 1996.-№ 6. — 110−111.
  16. И.Г. и др. Педагогический класс: поиски, проблемы, перспективы. — Педагогика, — 1994. — № 6. — 55−58.
  17. П.Р. Технология и современное образование // Педагогика, 1996.-№ 2.-С. 11−14.
  18. В.Г. Обш-ество: системность, познание и управление. — М.: Политиздат, 1981. 432 с.
  19. .А. Теория и методика физического воспитания. — М.: Просвещение, 1990. — 284 с.
  20. Ю.К. Педагогика. — М.: Просвещение, 1988, — 368 с.
  21. Л.К. Воспитание школьников во внеучебное время. — М.: Просвещение, 1971. — 206 с.
  22. СП. и др.Педагогика. — М.: Просвещение, 1987. — 368 с.
  23. В.Д. Формирование педагогического мастерства будущего учителя-воспитателя: Автореф. дисс- …канд. пед. наук. — М., 1987. — 17с.
  24. Н.В. Развитие педагогических способностей учащихся в целостном учебно-воспитательном процессе системы педколледж — ВУЗ // Начальная школа. — 1994. — № 11. — 81 -84.
  25. Л., Демидюк Н. Интеграция в обучении // Дошкольное воспитанрте. — 1994. — № 6. — 71−75.
  26. А.П. Перспективы развития профессиональной школы // Педагогика, 1994. — № 4. — 26−29.
  27. М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика, 1994. — № 5. — 21−25.
  28. В.П. Основы теории педагогических систем. — Воронеж: ВГУ, 1977.-304С.
  29. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высшая школа, 1989. — 141 с.
  30. Бим Бад Б. Д. Воспитание человека обществом и общества человеком // Педагогика, — 1996. — № 5. — 3−9.
  31. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х т. — Т. 7. — М.: Педагогика, 1979. — 287 с.
  32. А.А. и др. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях. //Сов. педагогика. — 1991. — № 5. — 11−19,
  33. Р.Ж. Формирование готовности будущего учителя начальных классов к организации детского коллектива: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. — М.: 1992. — 16 с.
  34. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968.. Болдырев И. И. Методика воспитательной работы в школе. -М.: Просвещение, 1981. -223 с.
  35. В.М. Профориентационная работа в условиях педагогического колледжа // Проблемы профессиональной ориентации учащейся молодежи в современных условиях: Сборник материалов Российской научно-практической конференции. — Чебоксары, 1994.-201с.
  36. БОЛЬШОЕ В. М. Развитие профессиональной направленности студентов педагогического колледжа // И. Н. Ульянов и проблемы современной школы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -УЛЬЯНОВСК, 1997.- 180 с. • -
  37. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания// Педагогика, — 1995. — № 4. — 29−36.
  38. В.П. Что мы понимаем под понятием повышенный уровень образования личности?// Специалист. — 1994. — № 4. — С, 4−5.
  39. Н.М. Система подготовки будущего учителя начальных классов к педагогическому творчеству: Автореф. дисс. … канд. пед. ^ наук.-М.-1993.-16 с.
  40. Л.П. Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль. — 1978. — 216 с.
  41. Е.Я. Развитие творческого подхода у будущих учителей// Специалист. — 1995. — № 5−6. — 22.
  42. В.П., Мурзикова Л. Факультет в педагогическом колледже// Начальная школа. — 1995. № 3. — 86.
  43. Г. И. Система воспитательной работы или воспитательная система?// Педагогика. — 1995. — № 5. — 117−118.
  44. Е.Б. К вопросу об организации учебно-воспитательного процесса.// Специалист. — 1993. — № 9. — 14−15.
  45. Л.А. Поиски новых путей подготовки учителей начальных классов// Начальная школа. — 1994. — № 11. — 79−81.
  46. М.И. Подготовка студентов педагогических институтов к внеклассной воспитательной работе с младшими школьниками: Автореф. дисс… канд. пед. наук. — М., — 1977. — 16 с.
  47. Н. Растим личность педагога// Начальная школа. — 1997. № 2.-С. 77Л8.
  48. З.Ф. Уроки размышления// Специалист. — 1996. — № 4. — 8- 9.
  49. Л.Н. Учим учиться// Специалист. — 1996. — № 9. — 14−15.
  50. А.Г., Баулин В. Г., Политов. Россошанскому педагогическому колледжу 70 лет//Специалист. -1996. -№ 11−12. -С. 2−4.
  51. Ф.Н. Психология. — М.: Просвещение, — 1973. — 240 с.
  52. В.Н. и др. Многоуровневая подготовка в педагогическом университете// Педагогика. — 1994. — № 1. — 47−50.
  53. О.И. Формирование профессиональной готовности студентов в процессе обучения иностранным языкам: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. — М., — 1986. — 14 с.
  54. Н.Д. Роль факультативного курса в повышении качества профессиональной подготовки учителя начальных классов// Начальная школа, г 1994. -№ 11. — 83−85.
  55. Григорьев СИ.' Программа развития. региональной системы образования//Педагогика. — 1996. — № 3. — 122−123.
  56. СМ., Миронов В. Л. Проблемы университетского педагогического образования// Педагогика. — 1994. — № 6. — 31−37.
  57. В.Н. Внеурочные мероприятия// Специалист. — 1996. — № 3. — 20−21.
  58. Ю.В., Давыдов В. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования// Педагогика. — 1994. — № 6.'- 31−37.
  59. В.А., Данилов Ю. М. Совершенствуем подготовку специалистов// Специалист. — 1995. -№ 5−6. -С. 19−20.
  60. Л.И. Российский колледж. Каким ему быть// Специалист. — 1994. -№ 9. -С. 32.
  61. В.А., Эльконин Д. Б., Маркова А. К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста. / Проблема общей, возрастной и педагогической психологии. — М. -1978.-С. 183.
  62. В. Толковый словарь живого великого русского языка. — Т. 1−4. — М.: Русск. яз., 1889−1991. — т. 1. — 701с.- т.2. — 780с.- т. 3. — 558с. — т. 4. -702с.
  63. О.В., Славгородская Е. Л. Общественно-организационная деятельность подростков// Педагогика. — 1994. № 5. — 25−29.
  64. М.Я., Дворецкий В. А. Преподаватель колледжа глазами студента// Специалист. — 1996. — № 9. — 11−12.
  65. Е.Г. и др. Колледжи: первые шаги и перспективы// Педагогика. — 1992. — № 3−4. — 27−31.
  66. В. О новых подходах в органроации и методике проведения экзаменов// Дошкольное воспитание. — 1995. — № 11. — 83−85.
  67. К. Демократизация и гуманизация обучения// Специалист. — 1994. — № 11−12. — 23−24,
  68. Г. Ф. • Возрождение духовности молодежи — задача государственная// Специалист. — 1995. — № 3. — 36−38. •
  69. Г. Ф. Управление — наука искусства// Специалист. — 1996.- - № 1. -С. 14−15.
  70. Н.З. Формирование профессионально-педагогической готовности студентов к вьшолнению воспитательных функций классного руководителя: Автореф. дисс… канд. пед. наук. — М. — 1981. — 16с.
  71. М.И. Русский музей в педагогическом колледже// Специалист. — 1994. -№ 8. -С. 17−18.
  72. Л.П. Ведем педагогический поиск// Специалист. -1994. -№ 2. -С. 10−12.
  73. .Д. Сохраним патриотическое воспитание молодежи// Специаист. — 1995. — № 4. — 21−22.
  74. М.И. Как оценить студента?// Специалист. — 1995. — № 10.- - 26−27.
  75. И.П. Воспитывать коллективистов. — М.: Педагогика. — 1982. -80с.
  76. И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М. : — Педагогика. — 1989. -206с.
  77. З.И., Шишкина Е. С. Инновационные формы воспитательной работы// Специалист. — 1996. — № 11−12. — 32−33.
  78. З.И. Содержание и методика подготовки учащихся педагогических училищ к воспитательной работе с младшими школьниками: Автореф. дисс. …канд. пед. наук. — М. — 1993. — 17с.
  79. Д.И. Профессиональная подготовка учителя к воспитанию в процессе обучения: Автореф. дисс… канд. пед. наук.- М. — 1993. — 1бс.
  80. B.C. Формирование личности школьника. — М.: Педагогика. — 1984.-С. 144.
  81. И.Ф. Мастерство преподавателя: конференция в Белгороде// Советская педагогика. — 1991. — № 7. — 154−155.
  82. А.Б. Формирование профессиональной направленности студентов на младших курсах вуза: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. -М.,-1981.-16с.
  83. В.И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников//Педагогика. -1993. — № 3. — 25−29.
  84. Л.С. и др. Развитие многоуровневой системы подготовки учителя//Педагогика. -1993. — № 5. — 53−57. ' #
  85. В.А. Подготовка будущих учителей к руководству производительным трудом школьников: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. -М. — 1986. — 16с.
  86. Н.И. Близнецы. — М. -Л.: АН СССР, — 1959.-128с.
  87. Г. Организация работы педагогического комплекса// Дошкольное воспитание. -1995. — № 3. — 82−84.
  88. В.А. Воспитай гражданина. — М.: Московский рабочий. — 1987, — 142с.
  89. А.С. Формирование профессиональной направленности старшеклассников в процессе производительного труда: Автореф. дисс… канд. пед. наук. — М. — 1981. — 16с.
  90. Г. М., Карелин Н. С. Патриотическое воспитание на уроках • истории’и во внеклассной работе//Специалист. — 1996. — № 1. — 22.
  91. А.Б. Формирование профессиональной направленности студентов на младших курсах вуза: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. -М. — 1981. — 16с.
  92. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании// Педагогика. -1996. -№ 2. -С. 14−21.
  93. М.В. Педагогика между традициями и изменениями в периоды общественных переломов// Педагогика. — 1995. — № 4.- 123−125.
  94. А.Н. Об отборе учащихся на первую ступень// Специалист. — 1994. -№ 11−12. -С. 19−20. Г06. Клюева О. П. Комплексная учебная программа// Специалист. -1994. -№ 11−12. 17−18.
  95. А.Г. Психология личности. — М.: Просвещение, 1970. — 391с. •
  96. А.Г. Самовоспитание школьников. — М.: Мысль, 1986. — 284с.
  97. СМ. Воспитание и самовоспитание. — М.: Мысль, 1986. — 284с. ПО. Козлов И. Ф. Единство воспитания и жизни детей. — М.: Просвещение, 1964. — 140с.
  98. ЯЛ. Избр. пед. соч. в 2-х т., — М.: 1982. -Т.1. — 354.
  99. Л. Совместная деятельность педколледжа и ф педуниверситета в условиях многоуровневого образования// Дошкольное воспитание. -1996. -№ 12. — 85−87.
  100. .Д. Совместная работа педучилища и педвуза по подготовке учителей начальных классов как альтернатива многоуровневой системе//Начальная школа. — 1996. — № 7. -С. 2−3.
  101. Л.И. Формирование интереса к профессии у учащихся в деятельности внешкольных учреждений: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. -М., 1982. — 1бс.
  102. Н.К. Педагогические сочинения. В 6-ти т. М., Педагогика, 1979.-479с.
  103. А.А., Кузьмин Е. С. и др. Психология производству и воспитанию. -Л.: Ленинградский университет,-1977. -287с.
  104. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Автореф. дисс. … докт. пед. наук. — Л. .-1964. -37с. ф 118. Кузина В. М. Ждать или действовать?//Специалист. — 1996. — № 9. 27−28.
  105. Кузина В. М, Чернова Н. А. Рождение новой специализации// Специалист. — 1996. — № б. — 4−5.
  106. Л.С. Активизация учения: сущность и содержание// Педагогика. — 1994. -№ I. 7-II.
  107. В.В. Коллектив — среда обитания школьников// Педагогика. — 1994. — № 4. — 55−60.
  108. Л.М. Педагогический колледж в структуре педуниверситета//Начальная школа. — 1996. -№ 11. — 15−11.
  109. Н.Д. Психология характера. 3 изд. — М.-: Просвещение, 1968. -374с.
  110. А.Н. Деятельность, сознание, — личность. — М.: Политиздат, 1975. — 185с.
  111. А.Н. Проблемы развития психики. — М.: АПН рефер., 1965. Потребности, мотивы и сознание. — М.: 1976.
  112. Г. И. Педагогический процесс как целостная динамическая система. — Харьков: Высшая школа. -1979. -144с.
  113. .Т. Воспитание: необходимость и свобода// Педагогика. — 1994. -№ 2. — 35−40.
  114. .Т. Воспитательные аспекты обучения. — М.: Просвещение, 1982. — 191с.
  115. .Т. Коллективизм и индивидуализм// Педагогика. — 1992. — № 9−10. -С. 13−19.
  116. .Т. Общие проблемы воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1979. — 168с.
  117. .Т. Педагогика. — М.: Прометей, 1993. — 526с.
  118. В.Н., Беседина В. Н. Формирование первичной информации .о процессе обучения//Специалист. — 1995. — № 2. -С. 14-J5.
  119. А.В. О воспитании и образовании. — М.: Педагогика, 1976. -636с.
  120. Г. Здесь рождаются педагоги// Специалист. — 1994. — № 10. — 5−6.
  121. А.С. Цель воспитания// Педагогические сочинения в 8 томах, — Т.4. -С. 41−49.
  122. В.Г. О формировании профессионально-педагогического интереса//Советская педагогика. — 1975. -№ 12. -С. 75−81.
  123. Е. Формирование духовной культуры студентов// Дошкольное воспитание. 1995. -JNfell. -С. 81−83.
  124. А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя// Педагогика. — 1995. — № 6. — 55−63.
  125. А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/ А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. — М.: •ф Просвещение, 1990. — 15.
  126. К. Тезисы о Фейербахе// Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. — Т. 3 — 1−4. •
  127. Е.Г. Экологическое образование и воспитание// Специалист. — 1995. — № 2. — 21−23.
  128. Н.П. Метод концентрированного обучения: за и против// Специалист. -1996. — № 1. -С. 17−18.
  129. И.А. Воспитывающие отношения в микросоциуме// Педагогика. — 1994. — № 1. — 32−35.
  130. Методы системного педагогического исследования. — Л.: ЛГУ, 1980. — 172с.
  131. Е.В. Внеаудиторная работа в педвузе как фактор подготовки будущих учителей к проведению внеклассной работы со школьниками: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. — М., 1994. — 20с. •
  132. Г. А., Бодрова Р. С. Методический центр колледжа// g^ Специалист. — 1995. — № 10. — 7.
  133. Л.А., Церенова А. Б. Элистинскому педколледжу 75 лет// Специалист. — 1995. — № 11−12. -С. 9−10.
  134. А.И. О расширении понятия «содержание педагогического образования»// Советская педагогика. — 1989. -№ 10. — 84−88.
  135. Н. Дидактические тесты на зачете по педагогике и частным методикам// Дошкольное воспитание. — 1994. — № 1. -С. 71−74.
  136. Н.В., Егорова Т. П., Курушина Г. А., Сафонова Л. П. Система нравственного воспитания школьников 1-Х классов. Учебное пособие. — Ульяновск, 1994. — б7с.
  137. Н.В. Система учебно-воспитательной работы начальной школы./ Педагогическая наука — реформе школы/. Монография. -Ульяновск, 1993. — 144с.
  138. А.Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования// Педагогика. — 1994. — № 3. — 25−28.
  139. А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент// Педагогика. — 1996. — № 5. -С. 10−15.
  140. В.М. Системообразующая связь как фактор целостности педагогического процесса. Теоретический аспект: Автореф. дисс. доктор, пед. наук. -Казань, 1996. — 18с.
  141. В.В. О переходе средних специальных учебных заведений на местное подчинение// Специалист. -1995. — № 2. — 25.
  142. Л.И. Педагогика детского коллектива. — М.: Педагогика, 1978. — 144с.
  143. В.И. Формирование профессиональной готовности студентов педвузов к воспитанию будущего семьянина: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. — М.: Просвещение, 1968. — 374с.
  144. И.Т. Педагогика. — М.: Просвещение, 1968. — 374с.
  145. СИ. Словарь русского языка. Около 75 000/ Под ред. чл. корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. — 20-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., — 586.
  146. Основы вузовской педагогики/ Под ред. Н. В. Кузьминой. — Л.: ЛГУ, 1972. — 311с.
  147. A.M. Многоуровневое педагогическое образование// Педагогика. — 1993. — № 1. — С 53−57.
  148. Педагогическая энциклопедия. Гл. ред.: Н. А. Капров (глав, ред.) и др. -Т. 1−4. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — т, 1.-832с. — т.2. -911 с — т.З.-8б8с.- т.4.-912с.
  149. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982. — 255с.
  150. А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. — М.: Просвещение, 1978. — 176с.
  151. Н.И. Формирование профессионально-педагогических мнений учащихся дошкольных педучилищ в процессе педагогической практики: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. — М., 1992. — 16с.
  152. А.И. Хрестоматр1я по истории зарубежной педагогики. — М.: Просвещение, 1981. -528с.
  153. Платонов К.К.-, Голубев Г. Г. Психология- Учебник для индустриальных пед. техникумов. — М.: Высшая школа, 1973. — 286.
  154. Г. В. Избр. философское произведение. — Т.1. — М.: Политиздат, 1956. — 665.
  155. И.И. Педагогика. — М.: Просвещение — Владос. 1996. — 1бОс.
  156. Т.В. Среднее профессиональное образование// Специалист. -1995. — № 2. — 9−11.
  157. Т.В. Среднее профессиональное образование// Специалист. — 1995. -№ 4. — 4−5.
  158. А. Самостоятельная работа — условие стимулирования активной учебно-познавательной деятельности студентов// Дошкольное воспитание. -1995. — № 4. — 64−67.
  159. Т. Научно-исследовательская работа в педколледже//
  160. Педагогика. — 1995. -№ 5. -С. 125−126.
  161. В.П. Духовность — основа воспитания специалиста// Специалист. — 1995. — № 2. -С. 13−14.
  162. В.П. Студенческое самоуправление//" Специалист. — 1994. — № 5−6. -С. 15.
  163. Проблемы совершенствования процесса обучения в высшей школе. — Вып. 2. — Чебоксары, Чув. университет. — 284с.
  164. Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя. -Л.: ЛГПИ, 1980. 166с.
  165. Н.И. Подготовка будущ, их учителей к формированию у школьников интеллектуальных умений: автореф. дисс. … канд. пед. наук. — м., 1986. — 16с.
  166. Профессиональная ориентация молодежи, -, М., Просвещение, — 1982. — М2с.
  167. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. ф Ярошевского — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. -219с.
  168. З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры// Педагогика. -1995. — 87−90.
  169. П.Е. Личностно ориентированный образовательный процесс// Специалист. — 1995. — № 10. — 32−34.
  170. П.Е. Педагогическая практика в комплексе: педколледж — пединститут// Педагогика. — 1994. — № 4. — 76−78.
  171. П.Е. Подготовка учителей в комплексе: педучилище — пединтститут// Советская педагогика. -1991. — № 5. — 93−96.
  172. П.Е. Профессиональные задачи в подготовке учителя начальных классов// Педагогика. — 1996. — № 3. — С. 120−122.
  173. П.Е. Работа инновационного- центра (Белгородский педколледж)// Специалист. — 1995.-№ 4. -С. 14.
  174. П.Е. Успех в учебной деятельности// Специалист. — 1996. -№ 10. -С. 30−31.
  175. В.Н. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся педагогических училищ: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. -М., 1986. — 16с.
  176. Л. Общие основы психологии.- - М.: 1956. — 599.
  177. З.В. Формирование профессиональной готовности учителей к музыкально-педагогической деятельности в школе: Автореф. дисс… канд. пед. наук. — М., 1987. — 15с.
  178. А.Д., Калугин Н. И. и др. Профессиональная ориентация молодежи. — М.: Высшая школа, 1989. — 270с.
  179. П.М. Колледж — ступень в развитии// Специалист. — 1995. -№ 5−6. -С. 20.
  180. Г. И. . Познавательная самостоятельность будущего учителя// Педагогика, 1995. -№ 4. — 63−66.
  181. Сергеев Н'.К. Учебно-научно-педагогический комплекс: проблемы и перспективы// Педагогика. — 1996. -№ 2. -С. 31−36.
  182. А.В. Эксперимент должен быть продолжен// Специалист. — 1993. -№ 3. -С. 15.
  183. В.П. Системный подход — основа педагогического менеджмента// Педагогика. — 1994. — № 1. -С. 14−19.
  184. Л.Ю. Формирование личности. -.Казань: Издательство Казанского университета, 1992. — 175с.
  185. Система воспитательной работы в пионерском лагере «Тимуровец». — Ульяновск, УГПИ, 1992. -31с.
  186. Системные исследования: Ежегодник. — М.: Наука. — 1980. -424с.
  187. А. Теория и практика воспитательных систем: состояние, проблемы и перспективы// Педагогика. -1995. -№ 1.-С. 123−125.
  188. М.А. Статус колледжа — толчок к перемене// Специалист. — 1995. -№ 10. -С. 4−5.
  189. .А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просвещение, 1976.-238с.
  190. Совершенствование учебно-воспитательной работы в начальной школе/ Составитель Н. Б. Нагорнов. — Ульяновск, 1991.-101с.
  191. СМ. Формирование профессиональной готовности будущего олегофренопедагога в процессе педагогической практики: Автореф. дисс… канд. пед. наук. — М., 1988. — 16с.
  192. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. — М.: Педагогика. — 1986. — 136с.
  193. Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников. Учебно-методическое пособие. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1990.
  194. Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М.: Прометей, 1993. — 200с.
  195. Л.Ф. и др. Основы педагогического анализа. — Ярославль — Кострома, Костромской педуниверситет, 1985. — 85с.
  196. Ю.Б. Боспитываем вместе// Специалист. — 1996. — № 9. — 23−24.
  197. Л. Формирование психолого-педагогических умений учащихся// Дошкольное воспитание. -1995. -№ 5. — 77−79.
  198. .А. Методика воспитания коллектива. — М.: Просвещение, -1981. — 192с.
  199. .М. Проблемы индивидуальных различий. — М.: АПН рефер., 1961.-19с.
  200. Т.А. Воспитать любовь к малой Родине// Специалист. — 1996. -№ 7. -С. 27.
  201. Ю.А. ЭВМ — в организацию учебного процесса// Специалист. -1995. — № 4. -С. 12−14.
  202. Углиц:кая М. А. Формирование профессиональной направленности учащихся в деятельности внешкольных учреждений: М., 1989. — 17с.
  203. Д.Н. Психологические исследования. — М.": Наука, 1966-- 134с.
  204. Г. Д. Дидактические основы методической подготовки учителя: Автореф. дисс… канд. пед. наук. — М.', 1988. — 16с.
  205. А.В. Подготовка студентов педвузов к эстетическому воспитанию учащейся молодежи// Специалист. — 1994. — № 1, — 15.
  206. Г. Н. Состояние социума и воспитание// Педагогика. — 1995. -№ 6. -С. 26−31.
  207. Философский словарь. / Под ред. М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина. — М.: Политиздат, 1963.- 587с.
  208. Философский энциклопедический словарь". Редкол.: С. Аверенцев, Э.А. Араб- Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. — 2-е изд. — М.-: Советская энциклопедия, 1989. — 584.
  209. В.Х. Взаимосвязь учебной и внеклассной воспитательной работы как условие эффективности обучения и воспитания: Автореф. дисс… канд. пед. наук. — М., 1971. — 21с.
  210. Формирование активной жизненной позиции школьников в процессе обучения и воспитания. — М.: МГПИ, 1981. -138с.
  211. И.Ф. Как активизировать учение школьников. — Минск: Нар. асвета, 1975. — 205с.
  212. И.Ф. Нравственное воспитание школьников. — М.: Просвещение, 1983. — 1бОс.
  213. И.Ф. Педагогика. — М.: Высшая школа. — 1990. — 575с.
  214. Е.А. Доверие и взаимопомощь// Специалист. — 1994. — № 1. — 7−8.
  215. Е.А. Имею честь быть классной дамой// Специалист. — 1995. — № 4. — 22−2з!
  216. М.Г. Интеграция науки/ Философский очерк. — М., 1975. — 24с.
  217. Т.Е. Учет индивидуальных особенностей учащихся// Специалист. — 1995. — № 4. — 15−16.
  218. СТ. Избранные педагогические со’чинения в 2-х томах. — Т.1. -М.: Педагогика, 1980. — 168с.
  219. О.Б. О подготовке учителя начальных классов в современных условиях// Начальная школа. -1996. -№ 7. — 3−5.
  220. М.М. Учим исследовательской работе//' Специалист. — 1996. -№ 3. —. -С. 9−10.
  221. Ш^ербаков А. И. Психологические основы формирования личности советского учителя. -Л.: Просвещение, 1967.-289с.
  222. Эм А. А. Формирование организаторских умений у будущего учителя начальных классов в педагогическом институте: Автореф. дисс… канд. пед. наук. — М., 1978. — 16с.
  223. Эрнандес Эрнандес Хуан Рейнальдо. Особенности формирования профессиональных интересов у студентов в условиях педагогических институтов Кубы: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. -М., 1985. -15с.
  224. Т.В. Негосударственный колледж: стратегия и маркетинг// Специалист. — 1994. -№ 11−12. -С. 20−21
Заполнить форму текущей работой