Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование положительного отношения к учению

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последние годы проведен ряд исследований, посвященных формированию у учащихся интереса к учению, потребности в знаниях. В этих исследованиях показано, что на формирование и развитие познавательных интересов и потребности в знаниях влияет содержательность и новизна знаний, ознакомление учащихся с достижениями современной научной и технической мысли, показ общественной и личной значимости знаний… Читать ещё >

Формирование положительного отношения к учению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Учебно-познавательная деятельность должна не только вооружать школьников системой знаний и навыков, но и развивать любознательность — эту важную черту всесторонне развитого человека. Без развития любознательности, интереса к знаниям, положительного отношения к учению учебный труд становится для школьника тягостной повинностью. А как известно, учение из-под палки малопродуктивно. Развитие любознательности необходимо также для того, чтобы и по окончании школы никогда не прекращался процесс интеллектуального роста человека, обогащения его новыми знаниями. В наше время, а также и в будущем, при бурном развитии науки, техники, культуры, постоянное самообразование становится необходимым каждому, кто не хочет отстать от жизни [28, с.41].

«Только там, где есть увлечение, вдохновение умственной работой, возможен интеллектуальный рост, как отдельной личности, так и коллектива. Без увлечения и вдохновения, без осмысления умственного труда как процесса поисков и находок обучение превращается в зубрежку; из него выпадает главная цель школы — общее умственное развитие, формирование пытливого ума, воспитание жажды знаний» [30, с.76].

Педагоги давно обнаружили такую закономерность: на развитие любознательности сильное влияние оказывает высокий общий уровень интеллектуальной жизни всего школьного коллектива. Поэтому постоянная забота об организации интересной, многогранной, содержательной духовной жизни всего школьного коллектива является важнейшей предпосылкой развития любознательности. Сказанное относится и к семье: чем более духовно богата жизнь семьи, тем сильнее ее влияние на развитие любознательности детей. Эту мысль надо настойчиво внедрять в сознание родителей и подсказывать им доступные формы ее осуществления. В частности, очень важно, чтобы в каждой семье была библиотека, в том числе и у школьников, выписывались и читались газеты и журналы, разумно использовались радио и телевидение, обсуждались прочитанные книги, прослушанные радиопередачи, просмотренные фильмы, спектакли.

На развитие любознательности школьников сильное влияние оказывает сам характер их умственной деятельности на уроках и при выполнении домашних заданий. Злейший враг любознательности — зубрежка: она убивает всякий интерес к знаниям, охоту к учению. Наоборот, учебный труд творческого характера пробуждает интерес к знаниям и процессу учения, способствует развитию любознательности.

«Мы должны воспитывать так, — писал В. А. Сухомлинский, — чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, напряженная, утомительная работа школьника окрашивается радостными чувствами и приносит маленьким людям переживания творца… Активная жизнь детской мысли — это самая главная предпосылка и сознательного отношения к обучению, и твердых, глубоких знаний, и тонких интеллектуальных взаимоотношений в коллективе» [30, с.75].

Организуя проблемное обучение, школа придает творческий характер мыслительной деятельности учеников и тем самым способствует развитию любознательности, повышает интерес к знаниям и процессу познания.

Надо чаще знакомить школьников с яркими эпизодами из истории великих открытий и изобретений, с жизнью и подвигами пламенных борцов за истину. Иначе говоря, наука на уроке должна быть очеловеченной, представать перед учащимися не как склад справочных сведений, которые надо только заучить, а как арена борьбы. На уроках должны чаще звучать яркие отрывки из популярных произведений крупных ученых, эмоционально рассказывающих о своих поисках и находках, о трудностях и их преодолении, о поразивших их явлениях неживой и живой природы. Такие уроки будут вызывать у учащихся желание подробнее ознакомиться с произведениями, отрывки из которых учитель включил в свой рассказ, стимулировать внеклассное чтение научно-популярной литературы [28, с.42].

В последние годы проведен ряд исследований, посвященных формированию у учащихся интереса к учению, потребности в знаниях. В этих исследованиях показано, что на формирование и развитие познавательных интересов и потребности в знаниях влияет содержательность и новизна знаний, ознакомление учащихся с достижениями современной научной и технической мысли, показ общественной и личной значимости знаний, многообразие методов обучения, самостоятельных работ, особенно работ творческого характера, эмоциональность изложения знаний учителем, использование произведений искусства, переживание радости успеха от самостоятельных маленьких открытий, бодрая, интеллектуальная атмосфера в классе при коллективном поиске решения проблемы и другое [31].

Огонек любознательности, интереса к знаниям, к учению, с которыми маленькие дети приходят в школу, легко погасить, если все их затруднения и неудачи в учении будут сопровождаться отрицательными эмоциональными переживаниями, если страх получить двойку станет постоянным спутником учения, кнутом в руках учителя [28, с.43].

Особенно большие возможности для развития любознательности и самовоспитания открывают факультативные курсы по выбору учащихся и внеклассные занятия. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявлять, ставить и разрешать интересующие проблемы, проводить наблюдения, опыты, находить ответы в различных литературных источниках, устанавливать связи с научно-исследовательскими учреждениями, учеными-специалистами [28, с.44].

В связи с введением факультативных занятий в школах ослабло внимание к внеклассной работе. Стали даже высказываться мнения о том, что факультативные занятия полностью удовлетворяют все запросы учащихся, поэтому в предметных кружках нечего делать. Однако это не так: факультативные занятия и внеклассная работа не заменяют, а взаимно дополняют друг друга. При всех особенностях факультативные занятия остаются учебными занятиями по государственной программе, определяющей основное содержание занятий и в значительной степени их форму [32].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой