Усвоение объективизированного опыта и образование
![Реферат: Усвоение объективизированного опыта и образование](https://westud.ru/work/6463859/cover.png)
Говоря о проблемах образования, мы неминуемо должны помнить о триединстве его целей и функций: усвоении (накоплении знаний, освоении определенных действий, становлении навыков и умений), развитии, воспитании. Обойти это триединство нельзя, поскольку, выбросив из него что-то одно, мы выбросим и сущность того, что составляет образование. Наконец, дидактическая обработка научной информации должна… Читать ещё >
Усвоение объективизированного опыта и образование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введя или уточнив определения рассмотренных видов усвоения, можно строго определить и объединяющий их важнейший для практики преподавателей результат усвоения объективизированного опыта человечества.
Образование — результат усвоения субъектом специально отобранной системы элементов объективизированного опыта человечества, необходимый для успешного осуществления деятельности в избранной сфере общественной практики и признаваемый обществом в качестве определенных уровней умственного, нравственного и физического развития индивида и его подготовленности для успешной деятельности в этой сфере[1].
Ключевыми словами этого определения являются слова «результат» и «признаваемый обществом». Образование предполагает усвоение не простого набора элементов объективизированного опыта человечества, а системы этих элементов, которые в своей совокупности придают субъекту новое качество, признаваемое обществом и не возникающее при усвоении каждого элемента в отдельности. На рис. 9 показаны существенные признаки любого образования.
Обратим внимание на то, что установившаяся языковая конструкция «получаю или получил образование», хотя и указывает на результативность, неадекватна той активности и целеустремленности, которую должен проявить индивид для достижения признания обществом наличия у него соответствующего образования. Действительно, образование не даруют, его достигают своими усилиями. Этот глагол более адекватно отражает необходимость собственной активности для получения образования. Именно его мы и будем далее применять в этом учебном пособии.
Таким образом, образование — результат целенаправленно организованного и системно спланированного (а значит, управляемого) усвоения субъектом множества элементов объективизированного опыта человечества, обладающий системностью (эмерджентностью) и признаваемый обществом (государством) в качестве определенного уровня академической или профессиональной подготовки индивида.
Обратим внимание на то, что эмерджентность образования, возникновение у индивида, получившего образование, системы новых качеств, отсутствующих в отдельности у каждого из составляющих систему элементов (например, у результатов обучения на отдельном занятии), обеспечивается целенаправленным отбором элементов объективизированного опыта человечества. Отобранные элементы и определенные способы усвоения этих элементов обеспечивают возникновение у субъекта образования нового качества, признаваемого обществом как образование определенного уровня. Необходимо также учитывать, что любое образование предполагает соответствующее ему приращение нравственности личности.
![Существенные признаки образования.](/img/s/8/08/1358308_1.png)
Рис. 9. Существенные признаки образования
Говоря о проблемах образования, мы неминуемо должны помнить о триединстве его целей и функций: усвоении (накоплении знаний, освоении определенных действий, становлении навыков и умений), развитии, воспитании. Обойти это триединство нельзя, поскольку, выбросив из него что-то одно, мы выбросим и сущность того, что составляет образование.
Напомним слова Н. Г. Чернышевского, что образованным человеком можно назвать того, кто накопил много знаний, научился быстро и точно соображать и у кого мысли и чувства приобрели благородное, возвышенное направление.
Сформулируем эти три составляющие неразрывного единства любого образования в терминах нашей книги:
- — усвоение отобранных для данного образования элементов накопленного человечеством объективизированного опыта;
- — развитие как условие и системный результат усвоения этих элементов;
- — становление системы нравственных ценностей, одобряемых обществом (государством).
Образовательные процессы — любые целенаправленные учебно-воспитательные воздействия на студентов, обеспечивающие достижение ими целей избранного образования.
Базируясь на уже рассмотренном определении образования, приведем здесь определение высшего образования.
Высшее образование — образование, ориентированное на освоение интеллектуальной деятельности, не имеющей полного предписания, осуществляемой на научной основе в избранной сфере общественной жизни, и обеспечивающее потенциалы социальной активности выпускника, творческого развития избранной сферы деятельности и самостоятельного усвоения новых объектов этой сферы.
Содержание образования — специально отобранная и признаваемая обществом (государством) система элементов объективизированного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности индивида в избранной им сфере общественно полезной практики.
В наше время, отмечая экспоненциальное увеличение появляющихся в науке новых сведений, часто говорят о необходимости усваивать в образовательных процессах все больше и больше информации. Такое утверждение нельзя признать обоснованным по трем причинам:
- — новые научные сведения часто не просто уточняют старые, а излагают их на новом, более общем уровне, избавляя от необходимости рассмотрения большого числа частностей;
- — не все новое, появившееся в науке, необходимо автоматически переносить в содержание образования; отбор при преобразовании научной информации в учебную — одна из функций преподавания;
- — наконец, дидактическая обработка научной информации должна состоять прежде всего в систематизации и генерализации, т. е. превращении разрозненных данных в систематизированные и свернутые, содержащие общие признаки, детализируемые лишь при необходимости, что приводит к уменьшению объемов учебной информации по сравнению с научной.
Тем не менее возрастание объемов информации заставляет внимательнее обращаться с учетом информации и оперированием информационными понятиями в сфере образования.
Вопросы и задание
- 1. Какие педагогические теории удовлетворяют определению теории из работ по логике науки?
- 2. В чем состоят существенные отличия познания от усвоения?
- 3. Докажите существенность либо несущественность признаков образования, показанных на рис. 9.
Рекомендуемая литература
- 1. Логика научного познания: Актуальные проблемы. — М., 1987.
- 2. Вернадский В. И. Труды по всеобщей истории науки. — М., 1988.
- 3. Ильин Г. Л. Философия образования (Идея непрерывности). — М., 2002.
- [1] Сочетание слов «обществом или государством» применяется здесь потому, чтов некоторых странах (в том числе в России) выдаются документы государственногообразца, выражающие признание образования государством, в других — лицензиина профессиональную деятельность выдаются профессиональными обществами, чтовыражает признание качеств выпускника обществом.