Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Усвоение объективизированного опыта и образование

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Говоря о проблемах образования, мы неминуемо должны помнить о триединстве его целей и функций: усвоении (накоплении знаний, освоении определенных действий, становлении навыков и умений), развитии, воспитании. Обойти это триединство нельзя, поскольку, выбросив из него что-то одно, мы выбросим и сущность того, что составляет образование. Наконец, дидактическая обработка научной информации должна… Читать ещё >

Усвоение объективизированного опыта и образование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введя или уточнив определения рассмотренных видов усвоения, можно строго определить и объединяющий их важнейший для практики преподавателей результат усвоения объективизированного опыта человечества.

Образование — результат усвоения субъектом специально отобранной системы элементов объективизированного опыта человечества, необходимый для успешного осуществления деятельности в избранной сфере общественной практики и признаваемый обществом в качестве определенных уровней умственного, нравственного и физического развития индивида и его подготовленности для успешной деятельности в этой сфере[1].

Ключевыми словами этого определения являются слова «результат» и «признаваемый обществом». Образование предполагает усвоение не простого набора элементов объективизированного опыта человечества, а системы этих элементов, которые в своей совокупности придают субъекту новое качество, признаваемое обществом и не возникающее при усвоении каждого элемента в отдельности. На рис. 9 показаны существенные признаки любого образования.

Обратим внимание на то, что установившаяся языковая конструкция «получаю или получил образование», хотя и указывает на результативность, неадекватна той активности и целеустремленности, которую должен проявить индивид для достижения признания обществом наличия у него соответствующего образования. Действительно, образование не даруют, его достигают своими усилиями. Этот глагол более адекватно отражает необходимость собственной активности для получения образования. Именно его мы и будем далее применять в этом учебном пособии.

Таким образом, образование — результат целенаправленно организованного и системно спланированного (а значит, управляемого) усвоения субъектом множества элементов объективизированного опыта человечества, обладающий системностью (эмерджентностью) и признаваемый обществом (государством) в качестве определенного уровня академической или профессиональной подготовки индивида.

Обратим внимание на то, что эмерджентность образования, возникновение у индивида, получившего образование, системы новых качеств, отсутствующих в отдельности у каждого из составляющих систему элементов (например, у результатов обучения на отдельном занятии), обеспечивается целенаправленным отбором элементов объективизированного опыта человечества. Отобранные элементы и определенные способы усвоения этих элементов обеспечивают возникновение у субъекта образования нового качества, признаваемого обществом как образование определенного уровня. Необходимо также учитывать, что любое образование предполагает соответствующее ему приращение нравственности личности.

Существенные признаки образования.

Рис. 9. Существенные признаки образования

Говоря о проблемах образования, мы неминуемо должны помнить о триединстве его целей и функций: усвоении (накоплении знаний, освоении определенных действий, становлении навыков и умений), развитии, воспитании. Обойти это триединство нельзя, поскольку, выбросив из него что-то одно, мы выбросим и сущность того, что составляет образование.

Напомним слова Н. Г. Чернышевского, что образованным человеком можно назвать того, кто накопил много знаний, научился быстро и точно соображать и у кого мысли и чувства приобрели благородное, возвышенное направление.

Сформулируем эти три составляющие неразрывного единства любого образования в терминах нашей книги:

  • — усвоение отобранных для данного образования элементов накопленного человечеством объективизированного опыта;
  • — развитие как условие и системный результат усвоения этих элементов;
  • — становление системы нравственных ценностей, одобряемых обществом (государством).

Образовательные процессы — любые целенаправленные учебно-воспитательные воздействия на студентов, обеспечивающие достижение ими целей избранного образования.

Базируясь на уже рассмотренном определении образования, приведем здесь определение высшего образования.

Высшее образование — образование, ориентированное на освоение интеллектуальной деятельности, не имеющей полного предписания, осуществляемой на научной основе в избранной сфере общественной жизни, и обеспечивающее потенциалы социальной активности выпускника, творческого развития избранной сферы деятельности и самостоятельного усвоения новых объектов этой сферы.

Содержание образования — специально отобранная и признаваемая обществом (государством) система элементов объективизированного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности индивида в избранной им сфере общественно полезной практики.

В наше время, отмечая экспоненциальное увеличение появляющихся в науке новых сведений, часто говорят о необходимости усваивать в образовательных процессах все больше и больше информации. Такое утверждение нельзя признать обоснованным по трем причинам:

  • — новые научные сведения часто не просто уточняют старые, а излагают их на новом, более общем уровне, избавляя от необходимости рассмотрения большого числа частностей;
  • — не все новое, появившееся в науке, необходимо автоматически переносить в содержание образования; отбор при преобразовании научной информации в учебную — одна из функций преподавания;
  • — наконец, дидактическая обработка научной информации должна состоять прежде всего в систематизации и генерализации, т. е. превращении разрозненных данных в систематизированные и свернутые, содержащие общие признаки, детализируемые лишь при необходимости, что приводит к уменьшению объемов учебной информации по сравнению с научной.

Тем не менее возрастание объемов информации заставляет внимательнее обращаться с учетом информации и оперированием информационными понятиями в сфере образования.

Вопросы и задание

  • 1. Какие педагогические теории удовлетворяют определению теории из работ по логике науки?
  • 2. В чем состоят существенные отличия познания от усвоения?
  • 3. Докажите существенность либо несущественность признаков образования, показанных на рис. 9.

Рекомендуемая литература

  • 1. Логика научного познания: Актуальные проблемы. — М., 1987.
  • 2. Вернадский В. И. Труды по всеобщей истории науки. — М., 1988.
  • 3. Ильин Г. Л. Философия образования (Идея непрерывности). — М., 2002.
  • [1] Сочетание слов «обществом или государством» применяется здесь потому, чтов некоторых странах (в том числе в России) выдаются документы государственногообразца, выражающие признание образования государством, в других — лицензиина профессиональную деятельность выдаются профессиональными обществами, чтовыражает признание качеств выпускника обществом.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой