Формирование содержания курса «Информатика» для специальностей непрофильного обучения дисциплине в классическом университете
![Диссертация: Формирование содержания курса «Информатика» для специальностей непрофильного обучения дисциплине в классическом университете](https://westud.ru/work/3246656/cover.png)
Диссертация
Следует отметить, что значительная часть исследований посвящена вопросам обучения информатике на примере одной, конкретно выбранной специальности в профильном вузе (В.П. Шумилин, Е. Н. Канина, Д. В. Мартынов и др.) — подготовке учителей информатики и учителей предметников в высшей педагогической школе (В.В. Лаптев, М. В. Швецкий, Е. В. Баранова, Е. Н. Бобонова и др.). Особенности подготовки… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА» В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
- 1. 1. Информатика как учебная дисциплина. Цели и задачи обучения информатике
- 1. 2. Общие принципы и особенности построения курса информатики
- 1. 3. Структура предметной области «Информатика» и модели формирования содержания курса информатики
- 1. 4. Особенности подготовки по информатике студентов разных специальностей в классическом университете (обоснование и формулировка задачи исследования)
- Выводы по главе 1
- ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «ИНФОРМАТИКА» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НЕПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
- 2. 1. Состав и структура предметной области «Информатика»
- 2. 2. Процедура построения модели предметной области
- 2. 2. 1. Построение узлов-навигаторов обобщенного уровня
- 2. 2. 2. Детализация узлов-навигаторов
- 2. 2. 3. Определение характеристик узлов-модулей
- 2. 2. 4. Построение дуг логического типа (установление внутрипредметных связей)
- 2. 3. Структура и состав модели «ИТ-портрет специальности»
- 2. 4. Бимодельный метод формирования содержания дисциплины «Информатика»
- Выводы по главе 2
- ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ЭКСПЕРИМЕНТ: ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ
- 3. 1. Задачи и этапы проведения педагогического эксперимента
- 3. 2. Методика проведения педагогического эксперимента
- 3. 2. 1. Организация и проведение первого этапа эксперимента
- 3. 2. 2. Организация и проведение второго этапа эксперимента
- 3. 2. 3. Организация и проведение третьего этапа педагогического эксперимента
- 3. 3. Статистическая обработка и анализ результатов педагогического эксперимента
- 3. 4. Организация и проведение четвертого этапа педагогического эксперимента
- Выводы по главе 3
Список литературы
- Абдулгалимов P.M. Формирование готовности студентов медицинских вузов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности: Автореф.. канд. пед. наук. -Ставрополь, 2000. — 23 с.
- Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. М.: Центр тестирования, 2002. — 240с.
- Анищенко В.Г., Маслина Л. Я., Фокин Ю. Г. Опыт интенсификации обучения студентов при изучении технических учебных дисциплин- под ред. Ю. Г. Фокина. // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор. Информ. НИИВО. М., 1994. — вып. 4.
- Арзамасцев А.А., Китаевская Т. Ю. и др. Компьютерная технология оптимального проектирования учебного процесса // Информатика и образование. 2001. — № 4. — С.78−84.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его основные закономерности и методыв. М.: высшая школа, 1980. — 368с.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения М.: Педагогика, 1987.-372с.
- Баранова Е.В. Теория и практика объектно-ориентированного проектирования содержания обучения средствами информационных технологий: Дисс.. д-ра пед. наук. СПб., 2000. — 334 с.
- Берж К. Теория графов. М., Наука, 1969, -112с.
- Беспалько В.М. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ, 1977.-204 с.
- Ю.Беспалько В. П. Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение процесса подготовки специалистов: Уч.-метод. пособ. М.: Высшая школа, 1989.- 144с.
- Бешенков С.А. и др. Информатика и информационные технологии: Учебное пособие для гум. ф-тов пед. Вузов. -Екатеринбурнг: Изд-во УГЛУ, 1995 -143с.
- Бобонова Е.Н. Методические основы фундаментальной подготовки по информатике в педагогическом вузе: Автореф.. канд. пед. наук. — Ярославль, 2002. 25с.
- З.Боровиков В. П., Боровиков И. П. Statistika. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. М.: Инф.-изд. дом «Филинъ», 1998. -608с.
- Н.Бутко М. Е. Методы современного содержания учебных предметов и общеобразовательных программ: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1998. -120 с.
- Васик О.Н., Малыкина И. А., Никитина Е. Ю., Панина И. К., Тарасова И. М. Лабораторные работы по Microsoft Office: Метод, пособие. -Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1998. 28с.
- Вислобокова М.В., Куприна Е. В., Слетнев И. А. Методическая модель подготовки специалистов к профессиональной деятельности в условиях информатизации социума // Международная конференциия «ИТО-2000»: Материалы. М., 2000.
- Галыгина Л.В. Изучение информационных и коммуникационных технологий в профильных курсах информатики: Автореф.. канд. пед. наук. М., 2001.-23 с.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. -М.: Ихд=вл МГУ, 1985.-45с.
- Гарькин В.П., Столярова И. Е. Динамика учебно-познавательной деятельности // Социс, № 3, -2000.
- Гинецинский В.И. Проблема структурирования образовательного пространства // Педагогика, 1997. № 3 С10−15.
- Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976.
- Голубева С.К. Содержательные и организационные аспекты информационной подготовки гуманитарного направления педвузов. Автореф. канд. пед. наук 1999, -16с.
- Горячев А.В. Мы формируем информационно грамотную личность // Информатика и образование. 2002. — № 6.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Минобразование России, 2000. — Режим доступа: http ://www. informika.ru
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. -М.: Педагогика, 1977. 136с.
- Дейнеко С.В., Сидоров В. В. Система подготовки по информационным технологиям от студента до магистра // Международная конференция «ИТО-2000»: Материалы. М., 2000.27.3агвязинский В.И. и др. Основы дидактики высшей школы. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1987. — 91с.
- Ивинская H. J1. Решение прикладных задач в EXCEL // Информатика и образование. № 6, 2003. -С.62−65.
- Ильясов И.И., Галатенко Н. А. Проектирование курса обучения по дисциплине. -М.: Издательская корпорация «Логос», 1994. 126с.
- Казиев В.М. Некоторые системные и методологические аспекты информатики и информатизации. Режим доступа: http://www.auditorium.ru
- Калашникова Т.Г. Применение аналогий для оценки системы знаний // «Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы». Таганрог: ТРТУ. — 2001. — № 5. — С. 220 — 232.
- Камалов P.P. Автоматизированная экспертная система общеобразовательного курса «Информатика» // Тез. докл. Всерос. Науч-практ конф. «Регинформ-99», С. 44.
- Камалов P.P. Логико-структурная модель как средство адаптации учебных программ пропедевтического и базового курса информатики к инварианту образовательной области: Дисс.. канд. пед. наук. -Пермь, 1999.-170 с.
- Канина Е.Н. Формирование профессионально значимых качеств у студентов туристского вуза в процессе изучения информатики: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 2000. 145 с.
- Карпенко М.А. Мир психологии // Академия педагогических и социальных наук. 1999. — № 1.
- Карпов Д.С. Педагогические условия формирования интереса к овладению информационными технологиями у студентов гуманитарных специальностей педвузов: Автореф.. канд. пед. наук. -Ярославль, 2000. 23с.
- Киселева Н.А. Содержание интегративного курса «Основы информатики и программирование» в ССУЗ (на примере специальности «Автоматизация технологических процессов и производств»): Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1997. — 234 с.
- Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность. Рига: Эксперимент, 1999. — 180с.
- Кленин А.С., Максимов А. В., Васик О. Н., Поддубный А. В., Панина И. К. // Свидетельство РОСПАТЕНТА об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2 001 611 271 WEBTEST ДВГУ (Тестирующая система WEBTEST ДВГУ), 24 сентября 2001 г.
- Клещева Н.А. Методологические и организационно-методические аспекты проблемы обеспечения целостности обучения в техническом вузе. Владивосток: ИАПУ ДВО РАН, 2000. — 177 с.
- Клещева Н.А., Панина И. К. Применение каталога профессиональных задач при формировании содержания дисциплины «Информатика» // Современные технологии обучения, СТО-2004. Мат-лы X Междун. конф. СПб, 2004.
- Козлов О.А. Дисциплинарно-модульный подход к формированию стандарта базовой информационной подготовки в системем высшего профессионального образования // Международная конференция «ИТО-2000″: Материалы. М., 2000.
- Козлова С.Ж. Эффективность информационных технологий в профессиональной подготовке студентов вузов физической культуры: Дисс. канд-та пед. наук. Челябинск, 1999. — 175 с.
- Колин К.К. Наука и образование на пороге XXI века: проблема интеграции // Alma mater 1998.
- Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: Учебное пособие для вузов.- М.:Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга. 2000. -350с.
- Кондратова П.Ф. Методические аспекты, содержание и организационные формы преподавания курса информатики на гуманитарном факультете педвуза: Дисс. канд. пед. наук. М., 2000. -133 с.
- Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации // „Проблемы информатизации высшей школы“. 1998. -№ 3−4 (13−14).
- Твердая И.Н. Курс лекций по правовой статистике. Изд-во Дальневост. ун-та. В-к, 1997., 202с.
- Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. Моногр. М. Изд-во Госкоорцентр, 2002. -296с.
- Кувалдина Т.А. Формирование системы знаний по информатике студентов педагогического вуза на основе учебного тезауруса // Информационные технологии в образовании. Тез. докл. Международ Конг.Конф., ноябрь, 2002 г. С.87−89.
- Кузнецов А.А., Семенов A.JL, Уваров А. Ю. Проект Концепции содержания обучения информатике в 12-летней школе. М.: 2000.
- Курс лекций по педагогике в МЭСИ. Режим доступа: http://www.mesi.ru/pedagogika/pvsah/33.htm
- Лаптев В.В., Швецкий М. В. Методическая система фундаментальной подготовки в области информатики: теория и практика многоуровневого педагогического университетского образования. — СПб.: Изд. С-Пб. университета, 2000. 508с.
- Лапчик М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования. = Омск: ГПУ, 1998. 259с.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., Высшая школа, 1991.
- Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003. -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. 957с.
- Лукин В.В. Социальный заказ на подготовку специалиста на основе информатизации методической системы обучения // Информатика и образование. 2002. — № 10. — С.7 -13.
- Мартынов Д.В. Совершенствование в области информатики студентов факультетов социальной работы: Дисс.. канд. пед. наук. М., 2000. -212с.
- Матрос Д.Ш. Информационная модель школы. Информатика и образование № 3,1996.61 .Могилев А. Г. и др. Информатика. М.: Академия, 1999. — 810 с.
- Мынбаева А.К. Дидактические основы информационных технологий обучения студентов: Автореф.. канд. пед. наук. — Алматы, 2000. — 27с.
- Национальный доклад Российской федерации. II Международный конгресс Юнеско, 1−5 июля, 1996 г. Информатика и образование, № 5, 1996.
- Новиков Ф.А. Дискретная математика для программистов: Учебник. СПб.: Питер, 2001. -127с.
- Нурминский И.И., Гладышева Н. К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. М.: Педагогика, 1991. -224с.
- Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Доступно по адресу: http://www.ed.gov.ru/min/pravo/276,print/
- Образцов П.Н. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. Орел: Орловский государственный технический университет, 2000. — 145 с.
- Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / под ред. Ф. Э. Шереги, М. К. Горшкова. М.: Интерпракс, 1996. — 184с.
- Панина И.К. О содержании дисциплины „Информатика“ для специальностей в классическом университете // Мастерство педагогического труда в высшей школе. Мат-лы V межрегион, науч.-метод. конф. 27 марта, Хабаровск: ДВАГС, 2003. С.174−178.
- Панина И.К. Преподавание информатики и профессиональная подготовка для специальностей классического университета // Проблемы высшего образования. Мат-лы межрегион, научн.-метод. конф. 21 апреля, Хабаровск, 2003. С. 111−117.
- Панина И.К. Тестирование как составная часть системы оценки качества образования в ДВГУ // Перспективы высшего образования вмалых городах. Мат-лы второй регион, научно-практ. конф. Находка, 2000. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2000.- С.38−41.
- Панина И.К. Формирование содержания курса „Информатика“ для специальностей классического университета» // Материалы Международной конференции «Информационные технологии в образовании, ИТО 2001», ноябрь 2001, http://www.BITpro.ru/ITO/200 l/ito/I/2/
- Першиков В.И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике. -М.: Финансы и статистика, 1991. 536с.
- Поддубный А.В., Панина И. К. Инструментальная среда WEBTEST ДВГУ как составной элемент общеуниверситетской системы управления качеством образовательного процесса // Качество. Мат-лы научн.-техн. конф. декабрь 2001 г. Москва, 2001. -С. 127−129.
- Поддубный А.В., Панина И. К., Ащепкова Л. Я. Методические основы педагогического тестирования: Учеб. пособие. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2003. — 127с.
- Полат Е.С. Дистанционное обучение // Стандарты и мониторинг. -2000.-№ 1.-С. 28−33.
- Постановление правительства РФ о федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды (20 012 005 годы)», август 2001, -http://www.edu.ru/index.php?pageid=139
- Примерная программа дисциплины «Информатика». Госкомитет РФ по высшему образованию, М., 1996. — 20с.
- Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982.
- Проект Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «Информатика» /Авторский коллектив: А. А. Кузнецов и др./ М.: 1996.
- Протопопов А.С. и др. История международных отношений и внешней политики России. Учебник для вузов/Под ред. А. С. Протопопова — М.: Аспект Пресс, 2001. -344с.
- Ревенко А.Н. Формирование информационной культуры у студентов факультета романо-германских языков при изучении английского языка на основе использования новых информационных технологий: Автореф. канд.пед. наук. Ставрополь, 2000. — 17 с.
- Редькина Е.Б. Курс: Поэтапное формирование умственных действий. -Современный гуманитарный университет, 2000. 147с.
- Роберт И.В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование. 2003. — № 1. — С. 2 -10.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М., Школа-Пресс, 1994.
- Рудик B.JI. Построение модульной системы обучения компьютерным технологиям: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1997. 185 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2002. -350с.
- Скубаев В.В. Методика совершенствования содержания обучения информатике курсантов высших военно-учебных заведений на основе использования телекоммуникационных технологий: Автореф.. канд. пед. наук. М., 2000. — 15 с.
- Скубаев В.В. Отбор содержания обучения информатике курсантов военно-учебных заведений РВСН // VI Всероссийская конференция «Информатизация образования — 98»: Тез. докл. Курск: КГПУ, 1998.
- Смольникова И.А. Информационные технологии в образовании. Публикации, www.informika.ru/IT/
- Талызина Н.Ф., Печенюк Н. Г., Хихловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987. -176с.
- Федорова О.В. Система творческих заданий как средство формирования компьютерной грамотности учащихся: Автореф.. канд. пед. наук. Казань, 2001. — 19 с.
- Фокин P.P. Метамодель обучения информатике в высшей школе: Дисс. .д-ра пед. наук. СПб., 2000. -408 с.
- Харченко Р.А. Непрерывная информационная подготовка в среднем профессиональном образовании // Информатика и образование. 2002. — № 6.
- Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. -М.: ЮНИТИ, 2002. 437 с.
- Швецкий М.В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях двухступенчатого образования: Автореф.. д-ра пед наук. -СПб,-1994.-36с.
- Шумилин В.П. Содержание и методика преподавания курса новых информационных технологий при подготовке специалистов в области правоведения: Дисс. канд. пед. наук. Орел, 1998. — 191 с.
- Юркин А.Г. Задачник по программированию. СПб.: Питер, 2002.- 192с.
- Яшкина Е.Н. Содержание предмета «Информатика» в институтах физической культуры и спорта и способ его освоения: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. — 153 с.