Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование содержания курса «Информатика» для специальностей непрофильного обучения дисциплине в классическом университете

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить, что значительная часть исследований посвящена вопросам обучения информатике на примере одной, конкретно выбранной специальности в профильном вузе (В.П. Шумилин, Е. Н. Канина, Д. В. Мартынов и др.) — подготовке учителей информатики и учителей предметников в высшей педагогической школе (В.В. Лаптев, М. В. Швецкий, Е. В. Баранова, Е. Н. Бобонова и др.). Особенности подготовки… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА» В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
    • 1. 1. Информатика как учебная дисциплина. Цели и задачи обучения информатике
    • 1. 2. Общие принципы и особенности построения курса информатики
    • 1. 3. Структура предметной области «Информатика» и модели формирования содержания курса информатики
    • 1. 4. Особенности подготовки по информатике студентов разных специальностей в классическом университете (обоснование и формулировка задачи исследования)
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «ИНФОРМАТИКА» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НЕПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
    • 2. 1. Состав и структура предметной области «Информатика»
    • 2. 2. Процедура построения модели предметной области
      • 2. 2. 1. Построение узлов-навигаторов обобщенного уровня
      • 2. 2. 2. Детализация узлов-навигаторов
      • 2. 2. 3. Определение характеристик узлов-модулей
      • 2. 2. 4. Построение дуг логического типа (установление внутрипредметных связей)
    • 2. 3. Структура и состав модели «ИТ-портрет специальности»
    • 2. 4. Бимодельный метод формирования содержания дисциплины «Информатика»
  • Выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ЭКСПЕРИМЕНТ: ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ
    • 3. 1. Задачи и этапы проведения педагогического эксперимента
    • 3. 2. Методика проведения педагогического эксперимента
      • 3. 2. 1. Организация и проведение первого этапа эксперимента
      • 3. 2. 2. Организация и проведение второго этапа эксперимента
      • 3. 2. 3. Организация и проведение третьего этапа педагогического эксперимента
    • 3. 3. Статистическая обработка и анализ результатов педагогического эксперимента
    • 3. 4. Организация и проведение четвертого этапа педагогического эксперимента
  • Выводы по главе 3

Формирование содержания курса «Информатика» для специальностей непрофильного обучения дисциплине в классическом университете (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В современном обществе сложилась уникальная ситуация, в которой информатизационные процессы пронизывают разнообразные уровни деятельности человека. Особенности развития этой ситуации диктуют необходимость подготовки квалифицированных специалистов, адекватно ориентирующихся в мире постоянно меняющихся информационных технологий. От выпускников вуза в информационном обществе требуются свободное владение основными имеющимися и вновь создаваемыми программными продуктами, стремление к дальнейшему углублению знаний, понимание влияния процесса информатизации на различные аспекты развития личности.

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ГОС) для большинства специальностей такая подготовка обеспечивается изучением базовой дисциплины федерального компонента «Информатика» или дисциплины «Математика и информатика».

Период существования информатики, как самостоятельной учебной дисциплины, позволил выявить характерные трудности в ее преподавании и изучении:

— стремительное развитие методологии современной информатики, программных и технических средств не находит своевременного отражения в содержании дисциплины, учебный материал быстро теряет актуальность, в результате чего создание дидактических материалов отстает от динамически развивающейся предметной области;

— значительное количество разнопрофильных специальностей, с их характерными особенностями, предъявляет различные профессиональные требования к содержанию курса «Информатика» и традиционный, унифицированный поход к преподаванию дисциплины слабо отвечает интересам конкретной специальности.

Проблемы, связанные с преподаванием информатики и современных информационных технологий в вузе являются предметом изучения отечественных и зарубежных авторов. Назовем некоторые аспекты исследований:

— концепция информатизации науки, техники, общества, образования (Б.С. Гершунский, А. П. Ершов, B.C. Леднев, В. А. Извозчиков, В. М. Монахов, А. Н. Тихонов и др.);

— информационные теории обучения (А.Я. Лернер, Е. И. Машбиц и др.);

— становление образовательной области «Информатика» (С.А. Бешенков, К. К. Колин, Ю. А. Первин, М. П. Лапчик, А. В. Могилев, И. В. Роберт, И. А. Смольникова, Е. К. Хеннер и др.);

— принципы и методы системного подхода (М. Месарович, В. Г. Афанасьев и др.);

— инновационные педагогические технологии (А.П. Беляева, Г. Н. Селевко, А. П. Тряпицина и др.);

— модели педагогических и методических систем обучения (А.А. АбдулкаДыров, С. А. Бешенков, М. И. Жалдак, Э. И. Кузнецов и др.);

— методика обучения информатике (Е.В. Баранова, Э. И. Кузнецов, И. А. Румянцев, И. В. Макарова, P.P. Фокин и др.).

— технология обучения (В.П. Беспалько, Н. Ф. Талызина, Ю. Г. Татур и др.);

— профессиональные интересы и личностные особенности обучающихся (А.П. Беляева, В. А. Извозчиков, Н. Ф. Радионова, В. А. Сластенин, Н. Л. Стефанова и др.).

Следует отметить, что значительная часть исследований посвящена вопросам обучения информатике на примере одной, конкретно выбранной специальности в профильном вузе (В.П. Шумилин, Е. Н. Канина, Д. В. Мартынов и др.) — подготовке учителей информатики и учителей предметников в высшей педагогической школе (В.В. Лаптев, М. В. Швецкий, Е. В. Баранова, Е. Н. Бобонова и др.). Особенности подготовки по информатике в классическом университете, для которого характерно значительное число специальностей разнородных направлений, остались вне поля зрения исследователей.

Цель исследования: Разработка общих принципов формирования содержания курса «Информатика» для специальностей непрофильного обучения дисциплине в классическом университете и их практическая реализация.

Объектом исследования выбран процесс обучения информатике студентов названных выше специальностей классического университета и связанная с ним система формирования знаний и умений по использованию современных информационных технологий (ИТ) в будущей профессиональной деятельности, названная в исследовании ИТ-подготовка.

Предмет исследования: методическая база профессиональной направленности курса «Информатика» для специальностей непрофильного обучения дисциплине в классическом университете.

Гипотеза исследования: эффективность обучения информатике на специальностях непрофильного обучения дисциплине в классическом университете повысится, если: сформировать содержание курса бимодельным методом, основанным на взаимодействии модели предметной области «Информатика» и модели, названной в исследовании моделью «ИТ-портрет специальности», задающей уровень информационной подготовки в рамках специальностипостроить адекватное этому содержанию дидактическое обеспечение дисциплины.

Цель и предмет исследования определили его задачи: анализ преподавания информатики в классическом университетеисследование предметной области «Информатика» и конструирование ее моделиопределение структуры и состава требований к ИТ-подготовке студентов в соответствии с профилем специальностиобоснование метода формирования содержания дисциплины «Информатика" — создание методической базы подготовки студентов к активному использованию ИТ в профессиональной деятельностипроверка эффективности разработанных дидактических средств обучения информатике.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

— анализ философской, методологической, психолого-педагогической и методической литературы по теме, с целью определения методологических основ исследования и обоснования теоретической концепции;

— научно-методический анализ содержания Государственных стандартов высшего профессионального образования, учебных планов, нормативных документов Министерства образования Российской Федерации, программ, учебников, пособий, специальной и научно-популярной литературы, периодики;

— методы системно-структурного анализа построения содержания учебного предмета в вузе;

— педагогический эксперимент в различных его видах;

— методы прикладной социологии для проведения опроса, анкетирования, интервьюирования экспертов и студентов;

— методы математической статистики и методы компьютерной обработки данных для подтверждения достоверности результатов, обоснованности выводов.

Обоснованность и достоверность научных результатов и выводов опирается на современные педагогические исследования, системный подход к описанию и изучению объекта исследования, использование разнообразных методов исследования, адекватных поставленным задачам, сочетание качественного и количественного анализа результатов экспериментальной части работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Содержание дисциплины «Информатика» может быть сформировано методом, названным в исследовании бимодельным и основанным на взаимодействии построенных модели предметной области «Информатика» и модели «ИТ-портрет специальности».

2. Методическая база обучения информатике, построенная на принципе «погружения» студентов в профессиональную тематику, повышает мотивацию изучения дисциплины.

3. Предлагаемая организация учебного процесса способствует повышению мировоззренческого уровня студентов, их готовности и умению использовать в учебной и будущей профессиональной деятельности современные информационные технологии.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что:

1. Определены особенности преподавания информатики для непрофильных, по отношению к дисциплине, специальностей в классическом университете.

2. Разработаны принципы структуризации и взаимосвязи фрагментов модели современного состояния предметной области «Информатика» и выполнено ее построение.

3. Разработана структура и предложен способ построения модели «ИТ-портрет специальности», которая обеспечивает требуемый уровень компетентности специалиста в области современных информационных технологий, выполнено построение модели.

4. Предложен бимодельный метод целенаправленного формирования содержания курса информатики, универсальный для специальностей непрофильного обучения дисциплине в классическом университете.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в результате выполненной работы предложены:

1. Процедура формирования содержания дисциплины «Информатика» с усилением профессиональной направленности подготовки будущих специалистов в области использования современных информационных технологий.

2. Методика создания каталога профессиональных задач как новой формы дидактических материалов по информатике.

3. Методика проведения теоретических занятий по дисциплине и использования лабораторного компьютерного практикума как основного средства целенаправленного вовлечения студентов в профессиональную тематику.

4. Структура и содержание педагогических измерительных материалов по информатике для проведения различных видов контроля знаний студентов.

Апробация результатов исследования осуществлялась в Дальневосточном государственном университете. Основные теоретические положения и конкретные результаты диссертационной работы были представлены и докладывались на:

— 3-й международной научно-практической конференции «Перспективы высшего образования в малых городах» (г. Находка, октябрь, 2001 г.);

— международной конференции «Информационные технологии в образовании, ИТО 2001» (г. Москва, ноябрь 2001 г.);

— III Всероссийской научно-методической конференции «Развитие системы тестирования в России (г. Москва, ноябрь 2001 г.);

— 3-й Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы современного образования» (г. Владивосток, ноябрь 2001 г.);

— 4-й международной научно-практической конференции «Перспективы высшего образования в малых городах» (г. Находка, ноябрь 2002 г.);

— V межрегиональной научно-методической конференции «Мастерство педагогического труда в высшей школе» (г. Хабаровск, март 2003 г.);

— межрегиональном научно-практическом семинаре «Перспективные технологии оценки и мониторинга качества в образовании» (г. Владивосток, сентябрь 2003 г.);

— XIII Международной конференции «Информационные технологии в образовании» (г. Москва, 2003 г.);

— Всероссийской межвузовской научно-технической конференции «Фундаментальные и прикладные вопросы естествознания» (г. Владивосток, декабрь 2003 г.);

— совместных научных семинарах отдела экспертных систем ИАПУ ДВО РАН и факультета компьютерных наук Института математики и компьютерных наук ДВГУ.

Личный вклад автора заключается в постановке задач, в разработке структуры и построении модели предметной области «Информатика» и модели «ИТ-портрет специальности», создании бимодельного метода формирования содержания дисциплины. Проведена информационно-аналитическая обработка результатов исследования.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 32 работы. Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 112 наименований, 13 приложений. Работа содержит 145 страниц текста, 23 рисунка, 10 таблиц.

вывод:

Построение содержания курса «Информатика» с учетом многообразия квалификационных требований и необходимых навыков использования информационных технологий в приложении к будущей профессиональной деятельности, создает положительную мотивационную направленность обучения дисциплине и, тем самым, акцентирует ее значимость в системе фундаментальной подготовки специалиста.

Общие принципы, положенные в основу бимодельного метода, указывают на возможность его распространения не только в классическом университете, но и в других вузах, имеющих специальности непрофильного обучения информатике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационное исследование посвящено вопросам совершенствования процесса обучения информатике студентов непрофильных, по отношению к информатике, специальностей в классическом университете.

В работе рассматриваются вопросы формирования содержания дисциплины «Информатика» для указанных специальностей. Основой исследования является анализ предметной области «Информатика» и требований, которые предъявляют к выпускникам классического университета профессиональная среда и современное общество. В диссертационном исследовании предложен способ повышения эффективности предметной подготовки по информатике (ИТ-подготовки) студентов специальностей непрофильного обучения дисциплине за счет формирования содержания учебного курса «Информатика», разработанного бимодельным методом.

В ходе проведенного исследования получены следующие основные результаты:

1. Разработаны принципы структурирования, выполнено построение модели современного состояния предметной области «Информатика», допускающее ее содержательную модификацию.

2. Разработаны принципы структурирования, предложен метод построения модели произвольной специальности «ИТ-портрет специальности» с учетом требований к ИТ-подготовке и экспертного опроса специалистов.

3. Предложен алгоритм взаимодействия построенных моделей, на основании которого разработан метод формирования содержания дисциплины «Информатика» для специальностей непрофильного обучения дисциплине в классическом университете.

4. Построено содержание курса «Информатика» на примере двух специальностей классического университета: «21 100 — Юриспруденция» и «350 200 — Международные отношения».

5. Сформирован каталог профессиональных задач (30 задач фасетного типа) и банк тестовых заданий (120 заданий) для контроля знаний по дисциплине.

6. Исследованы особенности лабораторного практикума (содержание заданий, форма контроля знаний, анализ ошибок), как средства реализации ИТ-подготовки студента к будущей профессиональной деятельности.

В ходе педагогического эксперимента, проведенного для двух специальностей классического университета «Международные отношения» и «Юриспруденция», проверена эффективность предложенной в работе методики формирования содержания курса «Информатика». Установлено, что обучение, проводимое в экспериментальных группах, дает преимущества перед традиционным по основным учебным показателям. Этот факт подтверждается положительной динамикой в изменении показателя успеваемости, значительному увеличению числа студентов с лучшими оценками контрольных проверочных мероприятий, что говорит об изменении качества обученности.

Педагогический эксперимент был завершен проверкой «остаточных знаний» у студентов выпускного курса, обучающихся информатике по предложенному способу формирования содержания. Показатель успеваемости у студентов экспериментальных групп оказался значительно выше, чем у студентов контрольных групп. На специальности «Международные отношения» — 51,5 против 44,9, на специальности «Юриспруденция» — 46,8 против 35.

Кроме проверки показателя успеваемости у студентов выпускного курса было проведено анкетирование. Разработанная в исследовании анкета содержала вопросы, связанные с использованием студентами современных информационных технологий в учебе и повседневной жизни, после изучения курса «Информатика», с готовностью подтвердить собственную ИТ-подготовку в будущей профессиональной деятельности. Примечательно, что 87% от числа опрошенных студентов, высказали стремление к дальнейшему освоению новых информационных продуктов, 76% определяют ИТ-компетентность как важнейший фактор выбора удачного места работы, 82% - повышения профессиональной значимости, разностороннего развития личности.

Полученные в работе результаты позволили сформулировать общий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. P.M. Формирование готовности студентов медицинских вузов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности: Автореф.. канд. пед. наук. -Ставрополь, 2000. — 23 с.
  2. B.C. Композиция тестовых заданий. М.: Центр тестирования, 2002. — 240с.
  3. В.Г., Маслина Л. Я., Фокин Ю. Г. Опыт интенсификации обучения студентов при изучении технических учебных дисциплин- под ред. Ю. Г. Фокина. // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор. Информ. НИИВО. М., 1994. — вып. 4.
  4. А.А., Китаевская Т. Ю. и др. Компьютерная технология оптимального проектирования учебного процесса // Информатика и образование. 2001. — № 4. — С.78−84.
  5. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его основные закономерности и методыв. М.: высшая школа, 1980. — 368с.
  6. Ю.К. Интенсификация процесса обучения М.: Педагогика, 1987.-372с.
  7. Е.В. Теория и практика объектно-ориентированного проектирования содержания обучения средствами информационных технологий: Дисс.. д-ра пед. наук. СПб., 2000. — 334 с.
  8. К. Теория графов. М., Наука, 1969, -112с.
  9. В.М. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ, 1977.-204 с.
  10. Ю.Беспалько В. П. Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение процесса подготовки специалистов: Уч.-метод. пособ. М.: Высшая школа, 1989.- 144с.
  11. С.А. и др. Информатика и информационные технологии: Учебное пособие для гум. ф-тов пед. Вузов. -Екатеринбурнг: Изд-во УГЛУ, 1995 -143с.
  12. Е.Н. Методические основы фундаментальной подготовки по информатике в педагогическом вузе: Автореф.. канд. пед. наук. — Ярославль, 2002. 25с.
  13. З.Боровиков В. П., Боровиков И. П. Statistika. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. М.: Инф.-изд. дом «Филинъ», 1998. -608с.
  14. Н.Бутко М. Е. Методы современного содержания учебных предметов и общеобразовательных программ: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1998. -120 с.
  15. О.Н., Малыкина И. А., Никитина Е. Ю., Панина И. К., Тарасова И. М. Лабораторные работы по Microsoft Office: Метод, пособие. -Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1998. 28с.
  16. М.В., Куприна Е. В., Слетнев И. А. Методическая модель подготовки специалистов к профессиональной деятельности в условиях информатизации социума // Международная конференциия «ИТО-2000»: Материалы. М., 2000.
  17. Л.В. Изучение информационных и коммуникационных технологий в профильных курсах информатики: Автореф.. канд. пед. наук. М., 2001.-23 с.
  18. П.Я. Методы обучения и умственное развитие. -М.: Ихд=вл МГУ, 1985.-45с.
  19. В.П., Столярова И. Е. Динамика учебно-познавательной деятельности // Социс, № 3, -2000.
  20. В.И. Проблема структурирования образовательного пространства // Педагогика, 1997. № 3 С10−15.
  21. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976.
  22. С.К. Содержательные и организационные аспекты информационной подготовки гуманитарного направления педвузов. Автореф. канд. пед. наук 1999, -16с.
  23. А.В. Мы формируем информационно грамотную личность // Информатика и образование. 2002. — № 6.
  24. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Минобразование России, 2000. — Режим доступа: http ://www. informika.ru
  25. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. -М.: Педагогика, 1977. 136с.
  26. С.В., Сидоров В. В. Система подготовки по информационным технологиям от студента до магистра // Международная конференция «ИТО-2000»: Материалы. М., 2000.27.3агвязинский В.И. и др. Основы дидактики высшей школы. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1987. — 91с.
  27. Ивинская H. J1. Решение прикладных задач в EXCEL // Информатика и образование. № 6, 2003. -С.62−65.
  28. И.И., Галатенко Н. А. Проектирование курса обучения по дисциплине. -М.: Издательская корпорация «Логос», 1994. 126с.
  29. В.М. Некоторые системные и методологические аспекты информатики и информатизации. Режим доступа: http://www.auditorium.ru
  30. Т.Г. Применение аналогий для оценки системы знаний // «Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы». Таганрог: ТРТУ. — 2001. — № 5. — С. 220 — 232.
  31. P.P. Автоматизированная экспертная система общеобразовательного курса «Информатика» // Тез. докл. Всерос. Науч-практ конф. «Регинформ-99», С. 44.
  32. P.P. Логико-структурная модель как средство адаптации учебных программ пропедевтического и базового курса информатики к инварианту образовательной области: Дисс.. канд. пед. наук. -Пермь, 1999.-170 с.
  33. Е.Н. Формирование профессионально значимых качеств у студентов туристского вуза в процессе изучения информатики: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 2000. 145 с.
  34. М.А. Мир психологии // Академия педагогических и социальных наук. 1999. — № 1.
  35. Д.С. Педагогические условия формирования интереса к овладению информационными технологиями у студентов гуманитарных специальностей педвузов: Автореф.. канд. пед. наук. -Ярославль, 2000. 23с.
  36. Н.А. Содержание интегративного курса «Основы информатики и программирование» в ССУЗ (на примере специальности «Автоматизация технологических процессов и производств»): Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1997. — 234 с.
  37. М.В. Технологии обучения: идеал и реальность. Рига: Эксперимент, 1999. — 180с.
  38. А.С., Максимов А. В., Васик О. Н., Поддубный А. В., Панина И. К. // Свидетельство РОСПАТЕНТА об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2 001 611 271 WEBTEST ДВГУ (Тестирующая система WEBTEST ДВГУ), 24 сентября 2001 г.
  39. Н.А. Методологические и организационно-методические аспекты проблемы обеспечения целостности обучения в техническом вузе. Владивосток: ИАПУ ДВО РАН, 2000. — 177 с.
  40. Н.А., Панина И. К. Применение каталога профессиональных задач при формировании содержания дисциплины «Информатика» // Современные технологии обучения, СТО-2004. Мат-лы X Междун. конф. СПб, 2004.
  41. О.А. Дисциплинарно-модульный подход к формированию стандарта базовой информационной подготовки в системем высшего профессионального образования // Международная конференция «ИТО-2000″: Материалы. М., 2000.
  42. С.Ж. Эффективность информационных технологий в профессиональной подготовке студентов вузов физической культуры: Дисс. канд-та пед. наук. Челябинск, 1999. — 175 с.
  43. К.К. Наука и образование на пороге XXI века: проблема интеграции // Alma mater 1998.
  44. К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: Учебное пособие для вузов.- М.:Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга. 2000. -350с.
  45. П.Ф. Методические аспекты, содержание и организационные формы преподавания курса информатики на гуманитарном факультете педвуза: Дисс. канд. пед. наук. М., 2000. -133 с.
  46. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации // „Проблемы информатизации высшей школы“. 1998. -№ 3−4 (13−14).
  47. И.Н. Курс лекций по правовой статистике. Изд-во Дальневост. ун-та. В-к, 1997., 202с.
  48. К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. Моногр. М. Изд-во Госкоорцентр, 2002. -296с.
  49. Т.А. Формирование системы знаний по информатике студентов педагогического вуза на основе учебного тезауруса // Информационные технологии в образовании. Тез. докл. Международ Конг.Конф., ноябрь, 2002 г. С.87−89.
  50. А.А., Семенов A.JL, Уваров А. Ю. Проект Концепции содержания обучения информатике в 12-летней школе. М.: 2000.
  51. Курс лекций по педагогике в МЭСИ. Режим доступа: http://www.mesi.ru/pedagogika/pvsah/33.htm
  52. В.В., Швецкий М. В. Методическая система фундаментальной подготовки в области информатики: теория и практика многоуровневого педагогического университетского образования. — СПб.: Изд. С-Пб. университета, 2000. 508с.
  53. М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования. = Омск: ГПУ, 1998. 259с.
  54. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., Высшая школа, 1991.
  55. В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003. -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. 957с.
  56. В.В. Социальный заказ на подготовку специалиста на основе информатизации методической системы обучения // Информатика и образование. 2002. — № 10. — С.7 -13.
  57. Д.В. Совершенствование в области информатики студентов факультетов социальной работы: Дисс.. канд. пед. наук. М., 2000. -212с.
  58. Д.Ш. Информационная модель школы. Информатика и образование № 3,1996.61 .Могилев А. Г. и др. Информатика. М.: Академия, 1999. — 810 с.
  59. А.К. Дидактические основы информационных технологий обучения студентов: Автореф.. канд. пед. наук. — Алматы, 2000. — 27с.
  60. Национальный доклад Российской федерации. II Международный конгресс Юнеско, 1−5 июля, 1996 г. Информатика и образование, № 5, 1996.
  61. Ф.А. Дискретная математика для программистов: Учебник. СПб.: Питер, 2001. -127с.
  62. И.И., Гладышева Н. К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. М.: Педагогика, 1991. -224с.
  63. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Доступно по адресу: http://www.ed.gov.ru/min/pravo/276,print/
  64. П.Н. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. Орел: Орловский государственный технический университет, 2000. — 145 с.
  65. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / под ред. Ф. Э. Шереги, М. К. Горшкова. М.: Интерпракс, 1996. — 184с.
  66. И.К. О содержании дисциплины „Информатика“ для специальностей в классическом университете // Мастерство педагогического труда в высшей школе. Мат-лы V межрегион, науч.-метод. конф. 27 марта, Хабаровск: ДВАГС, 2003. С.174−178.
  67. И.К. Преподавание информатики и профессиональная подготовка для специальностей классического университета // Проблемы высшего образования. Мат-лы межрегион, научн.-метод. конф. 21 апреля, Хабаровск, 2003. С. 111−117.
  68. И.К. Тестирование как составная часть системы оценки качества образования в ДВГУ // Перспективы высшего образования вмалых городах. Мат-лы второй регион, научно-практ. конф. Находка, 2000. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2000.- С.38−41.
  69. И.К. Формирование содержания курса „Информатика“ для специальностей классического университета» // Материалы Международной конференции «Информационные технологии в образовании, ИТО 2001», ноябрь 2001, http://www.BITpro.ru/ITO/200 l/ito/I/2/
  70. В.И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике. -М.: Финансы и статистика, 1991. 536с.
  71. А.В., Панина И. К. Инструментальная среда WEBTEST ДВГУ как составной элемент общеуниверситетской системы управления качеством образовательного процесса // Качество. Мат-лы научн.-техн. конф. декабрь 2001 г. Москва, 2001. -С. 127−129.
  72. А.В., Панина И. К., Ащепкова Л. Я. Методические основы педагогического тестирования: Учеб. пособие. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2003. — 127с.
  73. Е.С. Дистанционное обучение // Стандарты и мониторинг. -2000.-№ 1.-С. 28−33.
  74. Постановление правительства РФ о федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды (20 012 005 годы)», август 2001, -http://www.edu.ru/index.php?pageid=139
  75. Примерная программа дисциплины «Информатика». Госкомитет РФ по высшему образованию, М., 1996. — 20с.
  76. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982.
  77. Проект Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «Информатика» /Авторский коллектив: А. А. Кузнецов и др./ М.: 1996.
  78. А.С. и др. История международных отношений и внешней политики России. Учебник для вузов/Под ред. А. С. Протопопова — М.: Аспект Пресс, 2001. -344с.
  79. А.Н. Формирование информационной культуры у студентов факультета романо-германских языков при изучении английского языка на основе использования новых информационных технологий: Автореф. канд.пед. наук. Ставрополь, 2000. — 17 с.
  80. Е.Б. Курс: Поэтапное формирование умственных действий. -Современный гуманитарный университет, 2000. 147с.
  81. И.В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование. 2003. — № 1. — С. 2 -10.
  82. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М., Школа-Пресс, 1994.
  83. B.JI. Построение модульной системы обучения компьютерным технологиям: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1997. 185 с.
  84. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2002. -350с.
  85. В.В. Методика совершенствования содержания обучения информатике курсантов высших военно-учебных заведений на основе использования телекоммуникационных технологий: Автореф.. канд. пед. наук. М., 2000. — 15 с.
  86. В.В. Отбор содержания обучения информатике курсантов военно-учебных заведений РВСН // VI Всероссийская конференция «Информатизация образования — 98»: Тез. докл. Курск: КГПУ, 1998.
  87. И.А. Информационные технологии в образовании. Публикации, www.informika.ru/IT/
  88. Н.Ф., Печенюк Н. Г., Хихловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987. -176с.
  89. О.В. Система творческих заданий как средство формирования компьютерной грамотности учащихся: Автореф.. канд. пед. наук. Казань, 2001. — 19 с.
  90. P.P. Метамодель обучения информатике в высшей школе: Дисс. .д-ра пед. наук. СПб., 2000. -408 с.
  91. Р.А. Непрерывная информационная подготовка в среднем профессиональном образовании // Информатика и образование. 2002. — № 6.
  92. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. -М.: ЮНИТИ, 2002. 437 с.
  93. М.В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях двухступенчатого образования: Автореф.. д-ра пед наук. -СПб,-1994.-36с.
  94. В.П. Содержание и методика преподавания курса новых информационных технологий при подготовке специалистов в области правоведения: Дисс. канд. пед. наук. Орел, 1998. — 191 с.
  95. А.Г. Задачник по программированию. СПб.: Питер, 2002.- 192с.
  96. Е.Н. Содержание предмета «Информатика» в институтах физической культуры и спорта и способ его освоения: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. — 153 с.
Заполнить форму текущей работой