Жанр сочинения на уроках развития речи в 5 классе
![Дипломная: Жанр сочинения на уроках развития речи в 5 классе](https://westud.ru/work/337395/cover.png)
Проблема создания на уроке речевой ситуации, побуждающей ученика к коммуникации, остается весьма актуальной и во многом определяет пути методического поиска. Вопросы развития связной речи находили всестороннее освещение в трудах выдающихся лингвистов и методистов прошлого (Ф.И. Буслаев,. Проблема развития речи традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТ
- 1. 1. Проблемы развития речи
- 1. 2. Проблемы речевого развития
- 1. 3. Про жанры
- ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТ
- 2. 1. Возрастные и психологические особенности 5-ти классников
- 2. 2. Обзор учебников 5 класса
- 2. 3. Конспект уроков по развитию речи
- Заключение
- Список используемой литературы
Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи. Работа над правильностью речи является одним из основных направлений учебно-методической деятельности учителя по совершенствованию речевой культуры младших школьников. Это практическое обучение русскому языку, обучение регулярное и систематическое, обучение на образцах и посредством специальных упражнений, путём предупреждения и исправления ошибок, обучение литературным формам речи. Одной из главных задач современной школы является подготовка выпускника школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать чужую, и конечно свою речь.
Проблема развития речи имеет давнюю методическую традицию. Она относится к ключевым для преподавания русского языка вопросам. Владение речью, безусловно, не только педагогическая задача. Сегодня это проблема и социальная, и шире -проблема диалога культур. Тема стоит на границе областей методики преподавания русского языка и методики преподавания литературы. Методика обладает широким арсеналом средств для работы над речью учащихся. В большей степени разработана система обучения письменной и устной речи. Между тем, в последнее десятилетие 20 века, появилось много новых программ, систем и научных работ, переосмысляющих известные позиции и предлагающих новые идеи и новые учебные курсы.
Чем ызваны столь активные методические поиски? Как нам представляется, этот интерес определен переоценкой роли ученика в процессе обучения. Сама семантика слова «преподавание» предполагает некое внешнее отношение к учащемуся, как к объекту воздействия. Современная же методическая позиция основывается на иной модели отношений между учеником и учителем — диалогической. С другой стороны, существующие приемы работы, очевидно, во многом не удовлетворяют современную школу, поскольку, завершая среднее образование, ученик, тем не менее, оказывается неспособным свободно изложить свою мысль. К сожалению, примеры тому бесчисленны, и богата ими не только ученическая речь. Слово становится для современного человека единицей информации, речь как творческое самовыражение личности теряет ценность.
Разные методические системы предлагают несходные пути развития речи учащихся и отводят, в зависимости от своей методологической позиции, разное место детскому словесному творчеству.
Итак, актуальность исследования обусловлена, во-первых, активными поисками методической мысли в области принципиальных основ развития речи и формирования индивидуального стиля речи учащихся.
Во-вторых, необходимостью определить место и роль творческих работ в процессе речевого развития школьников.
В-третьих, поисками современной методической наукой путей преодоления разрыва между уровнем развития устной и письменной речи учащихся.
Все эти вопросы встают особенно остро, когда речь идет об учащихся 5 класса. В ранний подростковый период способность планирования речи, осознания собственных мыслей и эмоций еще слабо развита.
Объект и предмет исследования. Объектом нашего исследования стало словесное творчество учащихся на уроках 5 класса. Предмет исследования — последовательность освоения учащимися 5 классов тех или иных жанров сочинений.
Цель исследования — теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка системы жанров устной и письменной речи учащихся 5 классов. Жанр рассуждение является сложным для пятиклассников, так как в данный период способность планирования речи, осознания собственных мыслей и эмоций еще слабо развита.
Гипотеза исследования состоит в следующем. Развитие речи учащихся 5 класса в процессе изучения русского языка может быть успешным и органичным при соблюдении следующих условий.
— преобладание творческих форм сочинений над репродуктивными в общем количестве работ по развитию речи.
— преобладание в курсе 5 класса устных заданий над письменными и выравнивание этого соотношения к концу 6 класса.
— направление жанровой последовательности определяется тем, что изначально ученик принимает жанр в свою речь как данность, формулу, а взрослея, стремится к свободному проявлению в высказывании своего видения мира.
— характер работы в устном и письменном высказывании зависит от последовательности предъявляемых ученику задач и введения тех или иных жанров сочинений.
— выявить какой жанр сочинения самый сложный для 5 классника.
Положения гипотезы определили следующие задачи нашего исследования:
1. Изучить понимание проблемы речевых жанров;
2. В ходе исследования выстроить последовательность овладения учащимися 5 класса разными жанрами сочинений.
Поставленные задачи решались с помощью следующих методов: теоретический анализ, наблюдение, проектирование.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и обосновании последовательности освоения учащимися 5 класса разных жанров сочинений в процессе изучения русского языка.
Структура, объем и содержание работы определены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка используемой литературы.
Список литературы
- Бабайцева В.В. Русский язык. Теория 5−9 класс.-М.: Дрофа, 2007.
- Барышева Т.А. Диагности эстетического развития личности.-СПб, 1999.
- Вырыпаева, Л.С. Сочинение сказки один из приемов развития речи // Сибирский педагогический журнал. 2007. — № 11.
- Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1999.
- Иванова С.Ф. Межпредметные связи в методики преподавания русского языка.
- Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. — М., 1997.
- Капинос В.И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5−7 кл.: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1994.
- Кохтеев Н.Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. — М., Школа Пресс, 1994.
- Крундышев А.А. Сочинение как вид самостоятельной работы. — М., 1987.
- Лисенкер О.А. Сочинения на языковые темы. // Русский язык в школе, 1994.- № 3.
- Ломанова Н.Г. Пятиклассники пишут сочинения на различные темы. // Русский язык в школе, 1992.-№ 2 .
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения.-М., 1974.
- Мещерякова М.Н. Сочинение: секреты успеха.- М.; Мегатрон, 1998.
- Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. -М., 1987.
- Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся V-X классов по русскому языку//Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.-М.: Просвещение, 1986.
- Обернихиной Т.Н. Обучение написанию сочинений разных жанров. — М., 2000.
- Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся: 4−5 кл. М., 1985.
- Разумовская М.М. Уроки русского языка в 5−9 классе.-М.: Просвещение, 2000.
- Русова Н.Ю. Как писать сочинения, изложения, диктант. — Н. Новгород, «Деком», 1996.
- Система обучения сочинениям в 4−8 кл./Под ред. Ладыженской Т. А. 2-е изд.-М., 1973.
- Суворова Е.П. Периоды речевого развития школьников.-СПб., 2000.
- Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи.-М., 1984.
- Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся — Москва, «Интор» 1998.