Формирование предметной информационной грамотности и компетентности учащихся при обучении физике
2005), в Москве («Информационные технологии в образовании», ИТО-2003, ИТО-2004; «Современный физический практикум», 2004), в Ор-ске («Педагогические технологии управления процессом адаптации студентов к профессиональной деятельности», 2004), в Перми («Моделирование социально-педагогических систем», 2004), в С.-Петербурге («Физика в системе современного образования», 2005), в Тамбове («Проблемы… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ
- 1. 1. Содержание понятия «информационная культура личности» в педагогической науке
- 1. 2. Предметная информационная грамотность и компетентность как составляющие информационной культуры личности учащегося, направления и уровни ее развития
- 1. 3. Формирование предметной информационной грамотности и компетентности учащихся при обучении физике
1.4. Содержание и методика формирования предметной информационной грамотности и компетентности учащихся в процессе работы с учебной книгой и виртуальной средой как средствами представления «готового» знания.
Выводы по главе 1.
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО РАБОТАТЬ С УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ПО ФИЗИКЕ.
2.1. Структура и содержание технологии обучения школьников умению самостоятельно работать с различными источниками учебной информации.
2.2. Матричный подход к разработке системы заданий для самостоятельной работы учащихся с учебной информацией по физике.
2.3. Организация самостоятельной работы школьников с учебной информацией на основе использования специализированного учебно-методического пособия.
Выводы по главе 2.
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА.
3.1. Анализ опыта организации самостоятельной работы учащихся по физике в условиях информатизации процесса
Ф обучения.
3.2. Оценка уровня сформированности у учащихся предметной информационной грамотности по физике.
3.3. Содержание и анализ результатов формирующего этапа педагогического эксперимента.
Выводы по главе 3.
Список литературы
- Агеев, Н.В. Электронные издания : концепции, создание, использование: учеб. пособие в помощь авт. и ред. / Н. В. Агеев, Ю. Г. Древе — под ред. Ю. Г. Древса. М.: МГУП, 2003. — 236 с.
- Адольф, В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / В. А. Адольф. М., 1998. — 357 с.
- Андреев, O.A. Учитесь быстро читать : кн. для учащихся ст. кл. / O.A. Андреев, JI.H. Хромов. -М.: Просвещение, 1991. 160 с.
- Атаян, A.M. Дидактические основы формирования информационной культуры личности в условиях информатизации общества: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / A.M. Атаян. Владикавказ, 2001. -23 с.
- Атаян, A.M. Информационная культура личности в условиях информатизации общества / A.M. Атаян — Владикавказский институт управления // http://www.viu.online.ru/
- Баяндин, Д.В. Адаптивность компьютерной обучающей среды к уровню пользователя / Д. В. Баяндин // http://ito.edu.ru/2003/II/l
- Баяндин, Д.В. Система активных обучающих сред «Виртуальная школа»: метод, пособие для учителя и рук. по использованию программного продукта / Д. В. Баяндин, О. И. Мухин. Пермь: ПГТУ, 2002. — 72 с.
- Белкин, П.Ю. Обучение поиску информации в Интернете / П. Ю. Белкин // Информатика и образование. 2002. № 5. — С. 55−61.
- Беляева, Н.В. Мультимедийные информационные ресурсы по физике для средней общеобразовательной школы: учеб.-метод, пособие / Н. В. Беляева, Е. В. Оспенникова, A.B. Худякова — под общ. ред. Е. В. Оспенниковой — Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2004. — 137 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспаль-ко. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Беспалько, В.П. Теория учебника / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1988.-160 с.
- Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 270 с.
- Большая советская энциклопедия. (3 CD-ROM). — M.: Большая советская энциклопедия, Новый диск, 2002.
- Браун, Ю.С. Содержание подготовки учащихся старших классов к применению технологии мультимедиа в учебной деятельности: авто-реф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Ю. С. Браун. М.: ИИО РАО, 2002.-22 с.
- Бубликов, C.B. Методологические основы вариативного построения содержания обучения физике в средней школе: автореф. дис. .д-ра пед. наук: 13.00.02 / C.B. Бубликов. СПб., 2000. — 38 с.
- Бугаев, A.M. Методика преподавания физики в средней школе / А. И. Бугаев. М.: Просвещение, 1981. — 288 с.
- Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся / В. К. Буряк. М.: Просвещение, 1984. — 64 с.
- Виноградов, В.А. Культура и информация / В. А. Виноградов, JI.B. Скворцов // Теория и практика общественно-научной информации. -М., 1992.-№ 2.-С. 10.
- Вишнякова, A.B. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / A.B. Вишнякова. Оренбург, 2002.-23 с.
- Вологодская, З.А. Дидактический материал по физике: 8 кл.: пособие для учителя / З. А. Вологодская, A.B. Усова. М.: Просвещение, 1988.-80 с.
- Воробьев, Г. Г. Твоя информационная культура / Г. Г. Воробьев. М.: Молодая гвардия, 1988. -303 с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая технология: сб. науч. трудов / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1991. — 346 с.
- Гендина, Н.И. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учеб.-метод. пособие / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор. 4.1. Кемерово: КемГАКИ, 1999. — 146 с.
- Гендина, Н.И. Лингвистическое обеспечение библиотечной технологии : дис.. д-ра пед. наук: 05.25.03 / Н. И. Гендина. СПб., 1994. -430 с.
- Геркушенко, Г. Г. Модель автоматизированного синтеза учебных объектов с использованием метода и-или деревьев / Г. Г. Геркушенко,
- A.M. Дворянкин // http://ict.edu.ru/vconf/
- Гершунский, Б.С. Философия образования XXI века / Б. С. Гершунский. М.: Интер-Диалект+, 1997. — 697 с.
- Гиляревский, P.C. Основы информатики : курс лекций / P.C. Гилярев-ский. М.: Экзамен, 2004. — 320 с.
- Глушков, В.М. Мышление и кибернетика / В. М. Глушков // Вопросы философии. 1963. -№ 31. -С.36−48.
- Голант, Е.Я. Основы дидактики / Е. Я. Голант, Б. Н. Есипов. М.: Просвещение, 1967. — 389 с.
- Горбунова, И.Б. Повышение операционности знаний по физике с использованием новых компьютерных технологий: дис.. д-ра пед. наук / И. Б. Горбунова. СПб., 1999. — 379 с.
- Горбушин, Д.Ш. Виртуальные лабораторные стенды по физике / Д. Ш. Горбушин, В. А. Саранин // Информатика и образование. 2003. -№ 10.-С. 68.
- Грабарь, М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
- Граник, ГГ. Как учить школьников работать с учебником / Г. Г. Гра-ник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. М.: Знание, 1987. — (Серия «Психология и педагогика» — № 3). — 80 с.
- Громцева, А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию : учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов / А. К. Громцева. -М.: Просвещение, 1983. 144 с.
- Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приема до философии /
- B.В. Гузеев. М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.
- Данильчук, Е.В. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие / Е. В. Данильчук. Волгоград: Перемена, 2002. — 184 с.
- Данильчук, Е.В. Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога / Е. В. Данильчук // Педагогика. 2003. — № 1. — С.65−74.
- Дергачева, А.Ф. Вариативность домашних заданий как средство индивидуализации обучения школьников физике : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / А. Ф. Дергачева. СПб., 2002. — 14 с.
- Дидактический материал по физике и астрономии. 7−9 кл.: кн. для учителя / под ред. И. Г. Кирилловой. -М.: Просвещение, 1999. 141 с.
- Егорова, Ю.Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю. Н. Егорова. Чебоксары, 2000. — 18 с.
- Ерофеева, Г. В. Обучение физике в техническом университете на основе применения информационных технологий : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02/ Г. В. Ерофеева. -Томск, 2004. -319с.
- Ерунова, Л.И. Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения / Л. И. Ерунова. М.: Просвещение, 1988. — 158 с.
- Жаркова, Г. А. Формирование основ информационной культуры у учащихся 10−11-х профильных классов : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. А. Жаркова. Ульяновск, 2001. — 177 с.
- Загвязинский, В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. -М.: Академия, 2001.-192 с.
- Зазнобина, Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального общего и среднего общего образования / JI.C. Зазнобина // http://www.mediaeducation.ru/publ/standart.shtml
- Зайцева, О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. Б. Зайцева. Армавир, 2002. — 150 с.
- Звягин, А.Н. Развитие дидактической категории «форма организации учебных занятий» / А. Н. Звягин // Совершенствование форм учебных занятий в средней школе. Челябинск: ЧГПИ, 1986. — С. 10−18.
- ЪЪ.Земцова, В. И. Теоретические основы методической подготовки учителя физики: дис.. д-ра пед. наук / В. И. Земцова. СПб., 1995. — 310 с.
- Зимина, O.B. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика / О. В. Зимина. М.: МЭИ, 2003. — 336 с.
- Информатика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / A.B. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер — под ред. Е. К. Хеннера. М., 1999. — 816 с.
- Кавтрев, А.Ф. Виды заданий к компьютерным моделям /А.Ф.Кавтрев// http://demo.competentum.ru:8082/contentm/chapterl/section/paragraph9/the orv. html
- Кальней, В.А. Технология мониторинга качества образования в системе «учитель ученик» / В. А. Кальней, С. Е. Шишов. — М.: ПОРФ, 1999. -86 с.
- Каракозов, С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности / С. Д. Каракозов // Педагогическая информатика. -2000.-№ 2.-С. 41−55.
- Карандамев, Г. А. Виртуальная электроника / Г. А. Карандашев. М.: Горячая линия — Телеком, 2002. — 260 с.
- Карасова, И.С. Фундаментальные физические теории в средней школе (содержательная и процессуальная стороны обучения) / И. С. Карасова — ЧГПУ. Челябинск: Факел, 1996. — 244 с.
- Качинский, A.M. Самостоятельная работа на уроках физики / A.M. Ка-чинский, Н. С. Заякина. М.: Просвещение, 1965. — 110 с.
- Кириллова, ИГ. Книга для чтения как средство повышения эффективности самостоятельной работы учащихся на I ступени обучения физике : автореф. дис.. канд. пед. наук / И. Г. Кириллова. М., 1985. -17 с.
- Кисель, Н.В. Информационная компетентность учителя как условие эффективного управления процессом образования : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. В. Кисель. Калуга, 2002. — 21с.
- Коган, JI.H. Цель и смысл жизни человека / JI.H. Коган. М.: Просвещение, 1984. — 177 с.
- Кон, И.С. ИТР и проблемы молодежи / И. С. Кон. М.: Знание, 1988. -63 с.
- Кощеева, Е.С. Развитие исследовательских умений учащихся на основе использования схемотехнического моделирования в процессе обучения физике : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. С. Кощеева. Екатеринбург, 2003. — 219 с.
- Кузьмин, A.C. Система заданий по физике как средство управления познавательной деятельностью учащихся основной школы : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / A.C. Кузьмин. М., 2004. — 21 с.
- Лаптев, В.В. Теоретические основы методики использования современной электронной техники в обучении физике в школе : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 /В.В. Лаптев. Л.: ЛГПИ, 1989. — 35 с.
- Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики : учеб. пособие для студентов пед. вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер — под общ. ред. М. П. Лапчика. М.: Академия, 2001. — 624 с.
- Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М. М. Левина. М.: Академия, 2001. — 272 с.
- Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. / А. Н. Леонтьев — под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, A.A. Леонтьева и др. М.: Педагогика, 1983. — 1 т. — 392 с.
- Лосев, А.Ф. Хаос и структура / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1997. — 813 с.
- Лось, М.В. Школьный учебник и новые информационные технологии обучения (на примере учебников математики): дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. Ф. Лось. Владикавказ, 1999. — 141 с.
- Лошкарева, H.A. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса : дис.. д-ра пед. наук / H.A. Лошкарева. М., 1990. — 378 с.
- Майер, В.В. Элементы учебной физики как основа организации процесса научного познания в современной системе физического образования : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / В. В. Майер. М., 2000.-44 с.
- Маланюк, П.М. Повышение эффективности самостоятельной работы учащихся при изучении физики на основании использования компьютерной техники : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / П.М. Ма-ланюк. Киев, 1991. — 24 с.
- Манторова, И.В. Представление учебной информации мультимедийными средствами как фактор повышения качества усвоения знаний : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. В. Манторова. Карачаевск, 2002.-172 с.
- Манцивода, A.B. Учебные объекты, образовательные порталы и современные информационные технологии / A.B. Манцивода // http ://rvu.rb .ru/Universitv. nsfflndex .htm ! Open&Menu=VUMain-InfAnalitMaterials-2
- Мартиросян, JI.П. Реализация возможностей информационных технологий в процессе преподавания математики / Л. П. Мартиросян // Информатика и образование. 2002. — № 12. — С. 78 — 82.
- Мартынова, Н.К. Физика. 7 кл.: рабочая тетр. к учеб. C.B. Громова, H.A. Родиной / Н. К. Мартынова, И. Т. Бовин, Е. А. Коротаев. М.: Просвещение, 2002. — 96 с.
- Мастер-класс учителя физики / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2003. -электрон, опт. диск (CD-ROM).
- Матрос, Д.Ш. Электронная модель школьного учебника / Д. Ш. Матрос // Информатика и образование. 2000. — № 8. — С. 40−43.
- Махнина, Ф.М. Информатизация в контексте модернизации российского общества : дис.. канд. соц. наук / Ф. М. Махнина. Казань, 1999. -170 с.
- Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
- Машинъян, A.A. Теоретико-методические основы формирования у будущего учителя физики умения проектировать персональные технологии обучения : автореф. дис.. д-ра пед. наук / A.A. Машиньян. М., 2001.-37 с.
- Минина, Е.Е. Дидактические условия использования компьютерных технологий преподавания физики в средней школе : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. Е. Минина. ~ Екатеринбург, 1994. 20 с.
- Минъкова, Р.Д. Рабочая тетрадь «Физика». 7 кл. М.: Экзамен, 2005. -112 с.9А.Мозолин, В. П. Теоретические основы создания информационной среды телекоммуникационного обучения: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / В. П. Мозолин. М., 2000. — 282 с.
- Некрасова, Г. Н. Профессионально-ориентированная подготовка учителя технологии в области методики использования средств информаци
- Ф онных технологий: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Г. Н. Некрасова. М., 2005. — 38 с.
- Немцев, A.A. Компьютерные модели и вычислительный эксперимент в школьном курсе физики : дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / A.A. Немцев.-СПб., 1992.- 188 с.
- Несмелова, И.А. Использование компьютерных моделей в процессе формирования естественно-математических понятий : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. А. Несмелова. М., 1999. — 21 с.
- Нуркаева, И.М. Методика организации самостоятельной работы учащихся с компьютерными моделирующими программами на занятиях по физике : дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / И. М. Нуркаева. М., 1999.-231 с.
- Овчинникова, И.Г. Дидактические условия формирования информационной культуры школьников : дис.. канд. пед. наук / И. Г. Овчинникова. Магнитогорск, 1996. — 177 с.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Азъ, 1995. — 907 с.
- Основы методики преподавания физики в средней школе / В. Г. Разумовский, А. Г. Бугаев, Ю. И. Дик и др.- под ред. A.B. Перышкина. М.: Просвещение, 1984. -398 с.
- Оспенникова, Е.В. Новые подходы к моделированию учебной деятельности школьников при выполнении виртуального лабораторногоэксперимента / E.B. Оспенникова // http://ito.edu.ru/2004/Moscow/II/l/II-l-3725.html
- Оспенникова, Е.В. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества. В 2 ч.
- Моделирование информационно-образовательной среды учения: монография / Е. В. Оспенникова — Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2003. -294 с.
- Оспенникова, Е.В. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества. В 2 ч.
- Основы технологии развития самостоятельности школьников в изучении физики: монография / Е. В. Оспенникова — Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2003. — 329 с.
- Оспенникова, Е.В. Электронный учебник. Каким ему быть? / Е. В. Оспенникова // Наука и школа. 2003. — № 5. — С. 18 — 26.
- Открытая физика. В 2 ч. / под ред. С. М. Козела. (CD-ROM) — М.: ООО «Физикон», 2002 (http://www.phvsicon.ru/).
- Пайкес, В.Г. Дидактические материалы по физике. 9 класс / В.Г. Пай-кес, Е. С. Ерюткин, С. Г. Ерюткина. М.: АРК-ТИ, 2000. — 232 с.
- Парфентъева, H.A. Механическая работа и энергия / H.A. Парфенть-ева. М.: Классике Стиль, 2003. — 96 с.
- Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 640 с.
- Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с.
- Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
- Подольский, А.И. Функциональное развитие познавательной деятельности в условиях ее планомерного формирования : дис.. д-ра пед. наук / А. И. Подольский. Магнитогорск, 1997. — 355 с.
- Приказ Минобразования РФ № 393 от 11.02.2002. «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» // http://www.ed.gov.ru/min/pravo/276/, http://www.alledu.ru/files0/filesl/files45/docs/modern-3-orenburg.rtf
- Проблема школьного учебника: сб. статей. Вып. 7. М.: Просвещение, 1979. -126 с.
- Программно-методические материалы. Физика. 7−11 кл. / сост. В. А. Коровин. М.: Дрофа, 2001.-160 с.
- Прудской, В.И. Средства телевидения и ВТ в системе демонстрационного эксперимента по физике в средней школе : дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / В. И. Прудской. Киев, 1992. — 233 с.
- Пурышева, Н.С. Физика. 7 класс: рабочая тетр. / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. -М.: Дрофа, 2002. 160 с.
- Пустшьник, И.Г. Теоретические основы формирования научных понятий у учащихся : монография / И. Г. Пустильник — Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997. — 103 с.
- Равен, Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы: пер. с англ. / Дж. Равен. М.: Когнито-Центр, 1999. -144 с.
- Разработка учебников и обучающих систем. М.: Филин, 2003. -616 с.
- Разумный, Д.В. Школьный физический эксперимент на видеокассетах новая составная часть средств наглядности / Д. В. Разумный, C.B. Степанов // http://www.sgutv.ru/experiment/msupport.asp
- Разумовский, В.Г. Физика в школе: Научный метод познания и обучение / В. Г. Разумовский, В. В. Майер. М.: Владос, 2004. — 463 с.
- Ракитина, Е.А. Обучение программированию: моделирование и формализация / Е. А. Ракитина // Информатика и образование. 2001. -№ 1. — С.49−55.
- Роберт, И.В. Информатика, информационные и коммуникационные технологии : учеб.-метод. пособие / И. В. Роберт. М.: УРАО, 2001. -205 с.
- Рягин, С.Н. Формирование процесса обучения старшеклассников на основе профильной компетентности : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. Н. Рягин.-Омск, 2001.- 185 с.
- Савин, Е.Ю. Понятийный и метагокогнитивный опыт как основа интеллектуальной компетентности : дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Е. Ю. Савин. М., 2002. — 162 с.
- Сайт Комитета стандартов обучающих технологий IEEE (Learning Technology Standars Commettee, Institute of Electrical and Electronics Engineers) // http://ltsc.ieee.org/
- Сайт Федерального экспертного совета Министерства образования Российской Федерации // http://fes.mto.ru/docs/kriterii.doc
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 255 с.
- Селъдяев, В.И. Развитие исследовательских умений учащихся при использовании компьютеров в процессе выполнения лабораторных работ на уроках физики : автореф. дис.. канд. пед. наук / В. И. Сельдяев. -СПб., 1999.-21с.
- Семенюк, Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики / Э. Л. Семенюк // НТИ. 1994. — № 7. — Сер. 1. — С.З.
- Серветник, Т.А. Работа с информацией : метод, пособие / Т.А. Сер-ветник. Магнитогорск: МаГУ, 2003. — 96 с.
- Слабунова, Э.Э. Информационная культура в концепции лицейского образования / Э. Э. Слабунова // http://www.viu online.ru/
- Сластенин, В.А. Формирование профессиональной культуры учителя : учеб. пособие / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1993. — 260 с.
- Соколова, Н.Ю. Использование компонентов медиаобразования при изучении квантовой физики : автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Ю. Соколова. М., 2004. — 21 с.
- Соснина, Т.Н. Словарь трактовок понятия «Информация» (обучающего типа): учебное пособие / Т. Н. Соснина, П. Н. Гончуков. Самара: ИПО СГАУ, 1997. — 212 с.
- Спирин, В. А. Управление познавательной деятельностью учащихся в процессе работы с компьютерными моделями : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. А. Спирин. -М., 2002. 18 с.
- Старовиков, М.И. Исследовательский учебный эксперимент по физике с компьютерной поддержкой : кн. для учителя / М. И. Старовиков. Бийск: НИЦ БПГУ, 2002. — 128 с.
- Стародубцев, В.А. Компьютерные и мультимедийные технологии в естественнонаучном образовании / В. А. Стародубцев. Томск: Дельтаплан, 2002. — 224 с.
- Степанова, Г. Н. Обновление содержания физического образования в основной школе на основе информационного подхода : дис. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Г. Н. Степанова. М., 2002. — 483 с.
- Степанова, Г. Н. Рабочая тетрадь по физике. 7 класс / Г. Н. Степанова. М., 2002. — 96 с.
- Стефанова, Г. П. Подготовка учащихся к практической деятельности при обучении физике : пособие для учителя / Г. П. Стефанова. Астрахань — Астрах, гос. пед. ун-т. — Астрахань, 2001. — 184 с.
- СулеТшанов, P.P. Вычислительная техника в учебном процессе как одно из средств практической направленности обучения физике в средней школе: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / P.P. Сулейманов. -Челябинск, 1992. 145 с.
- Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология : учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. 3-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2001. — 288 с.
- Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Н. Е. Важевская и др. — под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. М.: Академия, 2000. — 368 с.
- Тихомирова, С.А. Физика: Рабочая тетр. 10 кл.: для учащихся гуманит. кл. / С. А. Тихомирова. -М.: Школа-Пресс, 1998. 160 с.
- Трофимова, Г. С. Дидактические основы формирования коммуникативной компетентности обучаемых : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Г. С. Трофимова. СПб., 2000. — 362 с.
- Тряпицына, А.П. Образовательный стандарт как нормативная основа определения критериев результативности образовательного процесса / А. П. Тряпицына // Проблемы результативности образовательной деятельности. СПб., 1997. — С. 13.
- Угринович, Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс: учеб. пособие / Н. Д. Угринович. М.: БИНОМ — Лаборатория знаний, 2004. — 183 с.
- Уман, А.И. Теоретические основы технологического подхода к дидактической подготовке учителя : дис.. д-ра пед. наук / А. И. Уман. -Орел, 1996.-487 с.
- Урок физики в современной школе: Творческий поиск учителей: кн. для учителя / сост. Э. М. Браверманн — под ред. В. Г. Разумовского. М.: Просвещение, 1993. — 288 с.
- Уроки физики Кирилла и Мефодия. 9 класс. (CD-ROM) — Кирилл и Мефодий // http://www.km.ru/
- Усова, A.B. Самостоятельная работа по физике в средней школе / A.B. Усова, З. А. Вологодская. -М.: Просвещение, 1981. 158 с.
- Усова, A.B. Учебные конференции и семинары по физике в средней школе: Пособие для учителей / A.B. Усова, В. В. Завьялов М.: Просвещение, 1975. — 97 с.
- Усова, A.B. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики / A.B. Усова, A.A. Бобров. М.: Просвещение, 1984. -112 с.
- Учись самостоятельно! Физика 10 кл.: самостоят, работа с учеб. кн. и электрон, учеб. изд. по физике / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2005. -электрон, опт. диск (CD-ROM).
- Фадеева, A.A. Обучение учащихся старших классов самостоятельной работе с учебником физики : автореф. дис.. канд. пед. наук / A.A. Фадеева. -М., 1987. 13 с.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть И. Среднее (полное) общее образование./ Министерство образования Российской Федерации. М. 2004. — 266 с.
- Феофанов, С.А. Натурный и вычислительный эксперимент в курсе физики средней школы : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / С. А. Феофанов. СПб., 1996. — 18 с.
- Физика: рабочая тетр. для 9 кл. / сост. A.A. Фадеева. М.: ГЕНЖЕР, 1998.-96 с.
- Физика: 7−9 классы: мультимедийное учебное пособие нового образца. М.: Просвещение — МЕДИА, 2003 (http://www.pmedia.ru/).
- Фокин, M.JI. Построение и использование компьютерных моделей физических явлений в учебно-воспитательном процессе : дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / М. Л. Фокин. М., 1989. — 233 с.
- Халапова, Г. М. Рабочая тетрадь по физике. 9 класс: учеб. пособие / Г. М. Халапова, C.B. Юлку. СПб.: МиМ, 1997. — 128 с. ф 173. Хангельдиева, И.Г. О понятии «информационная культура» /
- И.Г. Хангельдиева // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: материалы междунар. науч. конф.- Краснодар, 1993. -С.2.
- Харитонов, А.Ю. Формирование информационной культуры учащихся основной школы в процессе обучения физике : дис.. канд. пед. наук / А. Ю. Харитонов. Самара, 2000. — 216 с.
- Харунжева, Е.В. Формирование информационной культуры старшеклассников на основе интегративного подхода : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Харунжева. Киров, 2003. — 195 с.
- Харчевникова, E.JI. Педагогические условия использования книги как средства формирования информационной культуры ребенка, (дошкольный и младший школьный возраст): дис.. канд. пед. наук /
- Е.Л. Харчевникова. Владимир, 1999. — 172 с.
- Хижнякова, U.C. Самостоятельная работа учащихся по физике в 9 классе средней школы : дидакт. материал / Л. С. Хижнякова, Ю.А. Ко-варский, Г. Г. Никифоров. М.: Просвещение, 1993. — 176 с.
- Холодная, М.А. КИТСУ критерии интеллектуальности / М. А. Холодная // Директор школы. — 1999. — № 7. — С. 61−65.
- Холодная, М.А. Структурная организация индивидуального интеллекта : дис. д-ра психол. наук / М. А. Холодная. М., 1990. — 433 с.
- Христочевский, С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии / С. А. Христочевский // Информатика и образование. -2000.-№ 2.-С. 70−78.
- Худякова, A.B. Виды компьютерных моделей в электронных учебных изданиях по физике / A.B. Худякова // Моделирование социально-педагогических систем: материалы региональной науч.-практ. конф. (16−17 сентября 2004 г.). Пермь: ПГПУ, 2004. — С. 166−170.
- Худякова, A.B. Возможности электронного учебника в формировании у учащихся умений и навыков самостоятельной работы с учебной информацией / A.B. Худякова // Вестник Пермского государственного педагогического университета. 2004. — Вып. 2. — С. 49−69.
- Худякова, A.B. Использование компьютера в организации самостоятельной работы учащихся по физике / A.B. Худякова // Информатизациясельской школы (Инфосельмаш-2004): труды II Всерос. науч.-метод. симп. Анапа — М.: Книголюб, 2004. — С. 437−442.
- Худякова, A.B. Компьютерные модели как средство формирования познавательных умений учащихся / A.B. Худякова // Проблемы учебного физического эксперимента: сб. науч. трудов. Вып. 19. М.: ИСМО РАО, 2004. — С.89−92.
- Худякова, A.B. Локальные и сетевые информационные ресурсы по истории физики / A.B. Худякова // Сборник тезисов IV Международной конференции «Проблемы истории физико-математических наук». -Тамбов: Изд-во ТГУ, 2004. С. 70−72.
- Худякова, A.B. Локальные и сетевые информационные ресурсы по истории физики : метод, пособие / A.B. Худякова — Перм. гос. пед. ун-т. -Пермь, 2005. 52 с.
- Худякова, A.B. Самостоятельная работа с учебной книгой и электронными учебными изданиями по физике: Механика. Основы кинематики: дидакт. материал. 10 класс / A.B. Худякова — Перм. гос. пед. ун-т. -Пермь, 2004. 54 с.
- Худякова, A.B. Самостоятельная работа с учебной книгой и электронными учебными изданиями по физике: Механика. Основы динамики: дидакт. материал. 10 класс / A.B. Худякова — Перм. гос. пед. ун-т. -Пермь, 2004. 64 с.
- Чеботарева, A.B. Самостоятельные работы учащихся по физике в 67 классах : дидакт. материал: пособие для учителей / A.B. Чеботарева. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1977. — 255 с.
- Чеботарева, А.В. Самостоятельные работы учащихся по физике в 67 классах : дидакт. материал / А. В. Чеботарева. М.: Просвещение, 1985.- 158 с.
- Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения : метод, пособие / М. А. Чошанов. М.: Народное образование, 1996. -160 с.
- Чудинова, В.П. Чтение в контексте развития информационного общества / В. П. Чудинова //http://new.teacher.fio.ru/news.php?n=29 324&c=1811# ednreflO
- Шамало, Т.Н. Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении : дис.. д-ра пед. наук / Т. Н. Шамало. Екатеринбург, 1992. -385 с.
- Шаповалов, А.А. Конструктивно-проектировочная деятельность в структуре профессиональной подготовки учителя физики / А. А. Шаповалов. Барнаул: БГПУ, 1999. — 359 с.
- Ширшов, И.Е. Динамика культуры / И. Е. Ширшов. Минск, 1980. -76 с.
- Шукюров, Р.Ю. Применение вычислительной техники как средства активизации познавательной деятельности школьников на уроках физики : дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Р. Ю. Шукюров. Баку, 1989. -153 с.
- Blank, W.E. Handbook for developing Competency: Based Training Programs / W.E. Blank. New-Jersey: Prentice Hall, 1982. — 112 p.
- Britell, Т.К. Competency and Excellence // Minimum Competency Achievement Testing / T.K.Britell — Traeger R.M.& Title С/К/ (eds/). -Berkeley, 1980. P. 23−29.
- Downes, S. Learning Objects: Resources For Distance Education Worldwide / S. Downes // http://www.irr0dl.0rg/c0ntent/v2.l/d0wnes.html
- Howkins, D.T. The commodity nature of information / D.T. Howkins // On line. 1987. — Vol. II. — № 1. — P. 67−70.- http://school.edu.ni/attach/8/323.doc
- Learning Objects and Instruction Components // http://ifets.ieee.org/periodical/vol 2 2000/discuss summary 0200. html
- Quinn, C. Learning Objects and Instruction Components / C. Quinn, S. Hobbs // http://ifets.ieee.org/periodical/vol 2 2000/
- Tyner, K. Literacy in a Digital World: Teaching and Learning in the Age of Information / K. Tyner — Lawrence Erlbaum Associates Publishers, Mah-wah. New Jersey — London, 1998. — 291 p.
- ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет"1. На правах рукописи