Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия активизации профессионального самоопределения учащихся детской хореографической школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Профессиональное самоопределение личности, предполагающее осознанный выбор человеком своего места в системе социальных отношений и степень самооценки себя как специалиста определённой профессии, изучено в различных аспектах. Как основное условие профессионального становления личности и возможности его корректировки в процессе профессиональной ориентации профессиональное самоопределение… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМУ ИСКУССТВУ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Проблема профессионального самоопределения учащихся в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Особенности школьного образования в сфере хореографического искусства
    • 1. 3. Педагогические условия активизации профессионального самоопределения учащихся класса ранней профессиональной ориентации детской хореографической школы
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО АКТИВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КЛАССА РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДЕТСКОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
    • 2. 1. Организация ранней профессиональной ориентации учащихся в детской хореографической школе
    • 2. 2. Цель, задачи, содержание и методы опытно-поисковой работы
    • 2. 3. Ход и результаты опытно-поисковой работы

Педагогические условия активизации профессионального самоопределения учащихся детской хореографической школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существенные преобразования в научном, техническом, социальном и культурном развитии современного общества влекут за собой постоянные изменения во многих профессиональных отраслях. Это требует от личности умения ориентироваться в различных плоскостях профессиональной сферы и постоянного совершенствования арсенала профессиональных знаний, умений и навыков. Сегодня рынок труда, предоставляя каждому возможность выбора профессий в традиционных областях промышленности, экономики, науки, культуры и спорта, предъявляет жёсткие требования к профессиональным компетенциям выпускников средних и высших учебных заведений. В связи с этим требуют особого внимания вопросы, связанные с выбором сферы профессиональной деятельности и началом профессионального пути, стоящие перед каждым выпускником общеобразовательной школы.

Профессиональное самоопределение личности, предполагающее осознанный выбор человеком своего места в системе социальных отношений и степень самооценки себя как специалиста определённой профессии, изучено в различных аспектах. Как основное условие профессионального становления личности и возможности его корректировки в процессе профессиональной ориентации профессиональное самоопределение рассмотрено в работах Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, A.B. Прудило, Н. С. Пряжникова, П. А. Шавира. Вопросы подготовки школьников к осознанному выбору профессионального пути освещены А. Е. Афанасьевой, А. Г. Бассом, Э. В. Балакиревой, E.H. Вольским, Г. И. Галките, М. Р. Гинзбургом, М. И. Губановой, Н. Э. Касаткиной, Ю. Г. Молоковым, Е. А. Прохоровой, Е. В. Филатовой, С. Н. Чистяковой. Особенности формирования профессиональных представлений школьников выявлены В. Г. Асеевой, H.H. Гавриленко, Е. А. Климовым, В. Н. Обносовым. Методы стимулирования и методы диагностики профессионального самоопределения учащихся разработаны.

A.A. Бодалёвым, Э. Ф. Зеером, Н. С. Лейтесом, А. К. Осницким, К. К. Платоновым, Н. С. Пряжниковым, O.A. Рудей и др. Взаимозависимость эффективности процесса профессионального самоопределения и активности самого человека исследована в работах К.А. Абульхановой-Славской, А. Г. Асмолова, C.B. Иванушкиной, A.A. Ларионовой-Кречетовой, А. Н. Леонтьева, A.B. Петровского, C.B. Феоктистовой. Однако эти исследования большей частью посвящены вопросам самоопределения школьников в таких профессиональных отраслях, как промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, строительство, сфера обслуживания, здравоохранение, образование. В то же время многие школьники в качестве сферы будущей трудовой деятельности рассматривают профессии из области «Искусство», которые в силу своей специфики требуют раннего и непрерывного овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками.

В настоящее время научные работы, освещающие вопросы самоопределения учащихся в области профессиональной художественной деятельности (музыка и изобразительное искусство), немногочисленны и связаны с исследованиями в условиях специализированных и профильных классов общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений (О.И. Голованёва Л. Н. Земерова, H.A. Новикова, Н. Ю. Перевышина, Л. В. Резанов, Т.П. Фролова).

Проблема профессионального самоопределения обучающихся хореографическому искусству в системе дополнительного образования пока ещё не стала предметом специального научного исследования, хотя имеется ряд работ, рассматривающих различные аспекты обучения хореографии в условиях средней школы в русле общего эстетического образования (С.Г. Марченко, К. В. Нестерова, Е. И. Никитина, Т. Н. Пантелеева, E.H. Фокина, A.C. Яценко), а также влияние занятий хореографическим искусством на личностное развитие учащихся (Э.А. Широкая).

С появлением новых видов современного искусства, основанных на синтезе музыки, слова, танца, и проникновением хореографии в различные виды спорта на рынке труда появились новые профессии, связанные с хореографическим искусством непосредственно или опосредованно. Поэтому сегодня специалисты с хореографическим образованием востребованы не только в профессиональных и любительских хореографических коллективах как танцовщики, балетмейстеры, хореографы, репетиторы, педагоги, этнохореографы, но и в профессиональном и любительском спорте (хореограф, педагог-хореограф), центрах по реабилитации здоровья (танцевальный терапевт, кинезиолог), а также в спортивно-досуговых центрах (аниматоры, тренеры по аэробике, постановщики сценических танцевальных эпизодов и др.), танцевальных школах различного профиля. Это значительно расширяет сферу выбора профессиональной деятельности, связанной с хореографическим искусством, для выпускников детских хореографических школ. Однако практика свидетельствует, что выпускники таких школ фактически не знакомы с данным спектром профессий, поэтому при выборе будущего профессионального пути, анализируя собственные специальные способности и профессионально-значимые качества, они не избирают дальнейшее профессиональное образование в области хореографического искусства. Сдерживающими факторами продолжения обучения в вузах и колледжах культуры и искусства для выпускников детских хореографических школ являются несоответствие сроков окончания учреждения дополнительного образования и средней общеобразовательной школы, нацеленность учебных занятий преимущественно на формирование и развитие исключительно исполнительских профессиональных умений и навыков, а также сомнение родителей в актуальности профессии хореографа. Поэтому становится очевидной необходимость не только введения в учреждениях дополнительного образования предусмотренного примерными учебными планами нового поколения класса ранней профессиональной ориентации как образовательной среды, расширяющей и углубляющей знания, умения и навыки учащихся по выбранному виду искусства, но и разработки эффективных на данном уровне обучения способов содействия учащимся в профессиональном самоопределении.

Исходя из изложенного выше, можно обозначить следующие сложившиеся противоречия:

— между необходимостью увеличения кадрового обеспечения многочисленных профессиональных областей хореографического искусства и смежных профессиональных областей и фактическим отсутствием в детских хореографических школах целенаправленной работы по активизации профессионального самоопределения учащихся в различных сферах выбранной области искусства;

— между теоретической разработанностью проблемы профессионального самоопределения юношества в общей педагогике и психологии и малой изученностью данной проблемы в педагогике хореографического образования;

— между возросшими объективными требованиями к уровню информированности учащихся класса ранней профессиональной ориентации учреждений дополнительного художественного образования о спектре современных профессий в области хореографического искусства и смежных с ним профессиональных областях (отдельные виды спорта, здравоохранения и др.) и состоянием профориентационной работы в детских хореографических школах.

Обозначенные выше противоречия определяют актуальность исследования и позволяют сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске и научном обосновании способов организации образовательной среды детской хореографической школы, стимулирующей профессиональное самоопределение учащихся в сфере хореографического искусства.

Выявленные противоречия и сформулированная проблема обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Педагогические условия активизации профессионального самоопределения учащихся детской хореографической школы».

Цель исследования — выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, способствующих активизации профессионального самоопределения учащихся детской хореографической школы.

Объект исследования — процесс профессионального самоопределения обучающихся хореографии в условиях дополнительного образования.

Предмет исследования — педагогические условия активизации профессионального самоопределения школьников, обучающихся хореографии в учреждениях дополнительного образования.

Гипотеза исследования. Активизация профессионального самоопределения учащихся в детской хореографической школе будет проходить более эффективно, если:

— образовательная среда детской хореографической школы (обучающий, развивающий, воспитывающий и информативный компоненты) рассматривается в контексте профессиональных интересов учащихся, а ее содержание и структура соотносятся с целью и задачами ранней профессиональной ориентации;

— организация учебно-воспитательного процесса в классе ранней профессиональной ориентации обеспечивает включение учащихся в различные виды профессиональной деятельности в области хореографического искусства для самооценки потенциала их возможностей и выбора траектории дальнейшего профессионального образования;

— процесс организации профориентационной работы строится на взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся и родителей.

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ научной литературы по теме исследования с целью выявления сущности профессионального самоопределения учащихся в области хореографического искусства.

2. Охарактеризовать образовательную среду детской хореографической школы в контексте ее возможностей в активизации профессионального самоопределения учащихся класса ранней профессиональной ориентации.

3. Рассмотреть содержание и структуру организации образовательного процесса в классе ранней профессиональной ориентации детской хореографической школы.

4. Определить педагогические условия активизации процесса профессионального самоопределения учащихся класса ранней профессиональной ориентации детской хореографической школы.

5. Выявить критерии, показатели и уровни профессионального самоопределения обучающихся хореографии в учреждениях дополнительного образования.

6. Опытным путём проверить эффективность выделенных педагогических условий активизации профессионального самоопределения учащихся детской хореографической школы.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: основные положения психолого-педагогических концепций развития личности (К.А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев), психолого-педагогической теории деятельности (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н.Ф.Талызина), концепции личностно ориентированного подхода в образовании (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, И.С. Якиманская), теории профессиональной ориентации и профессионального самоопределения личности (Е.М. Борисова, H.H. Захаров, Э. Ф. Зеер, Л. А. Йовайша, Е. А. Климов, A.M. Кухарчук, Н. С. Пряжников, Э. Э. Сыманюк, С. Н. Чистякова, П.А. Шавир), положения об образовательной среде как комплексе условий организации жизнедеятельности и развития личности (А.Г. Асмолов, Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, Б. П. Есипов, JI.B. Занков), исследования закономерностей возрастного развития личности (Б.Г. Ананьев, И. А. Зимняя, B.C. Мухина, A.B. Петровский), теория и технология обучения и воспитания профессионального танцовщика (Н.П. Базарова, В. Д. Блок, А. Я. Ваганова, Р. В. Захаров, B.C. Костровицкая, В. Ю. Никитин, H.H. Тарасов, Т.А. Устинова).

Для решения поставленных задач и обеспечения достоверности полученных результатов был использован комплекс методов: теоретические — изучение и анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы в аспектах, близких к проблеме данного исследованияанализ и обобщение опыта формирования профессионального самоопределения старшеклассников, моделирование образовательного процесса в классе ранней профессиональной ориентации на содержательном, и технологическом уровняхобработка результатов экспериментального исследованияэмпирические — педагогическое наблюдение, опросные методы (беседа, анкетирование), тестирование, изучение учебно-творческих работ учащихся, опытно-поисковая работа.

Опытно-поисковая работа проводилась в течение 2005 — 2012 г. г. на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская хореографическая школа» г. Лесного Свердловской области. В качестве контрольной группы выступили учащиеся МБОУ ДОД «Детская школа искусств» г. Нижняя Тура Свердловской области, МБОУ ДОД «Детская школа искусств» г. Качканар Свердловской области. Всего в опытно-поисковой работе приняли участие 139 учащихся.

На первом этапе (2005;2006) — проводились изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулировались и обосновывались тема, объект, предмет, цель и задачи, определялись методы исследованияпроизводился первичный сбор и анализ эмпирического материала об эффективности введения класса ранней профессиональной ориентациивыявлялся исходный уровень профессионального самоопределения обучающихсяобосновывались критерии и показатели уровней профессионального самоопределения школьников.

На втором этапе (2006;2009) — выявлялись и апробировались педагогические условия, способствующие активизации профессионального самоопределения учащихся класса ранней профессиональной ориентации детской хореографической школывносились необходимые коррективы в ход опытно-поисковой работыанализировались результаты опытно-поисковой работы.

На третьем этапе (2009;2012) трижды проводился полный цикл опытно-поисковой работы с учетом внесенных на втором этапе корректировокосуществлялось теоретическое осмысление, систематизация и обработка количественных и качественных результатов проведённого исследованияформулировались общие теоретические и практические выводыоформлялись материалы диссертационного исследования.

Научная новизна исследования.

1. Установлено: образовательная среда детской хореографической школы как совокупность локальных сред (учебно-воспитательной — сфера образования, социо-культурной — сфера социализации в культурной среде общества, художественно-эстетической — сфера функционирования хореографического искусства) обладает потенциалом для обогащения содержания общекультурной и профессиональной подготовки учащихся класса ранней профессиональной ориентации, что способствует активизации их профессионального самоопределения.

2. Выявлены педагогические условия реализации потенциала образовательной среды детской хореографической школы в активизации профессионального самоопределения учащихся класса ранней профессиональной ориентации:

— введение в вариативную часть учебного плана специальных курсов, расширяющих знания учащихся о многообразии спектра профессий в области хореографии и представления о специфике видов профессиональной деятельности, связанной с хореографическим искусством (содержательный уровень);

— использование форм организации учебных занятий, позволяющих включить каждого учащегося в различные виды учебно-профессиональной деятельности для приобретения первоначального профессионального опыта (содержательный уровень);

— применение на учебных занятиях методов, способствующих введению учащихся в процесс целеполагания, планирования, рефлексии собственной учебно-творческой деятельности для формирования адекватной самооценки уровня личностных профессионально-значимых качеств и их соответствия требованиям хореографических профессий (технологический уровень);

— построение профориентационной работы на взаимодействии педагогов, учащихся и родителей.

3. Выявлены и обоснованы содержание и формы организации учебных занятий: творческая лаборатория, постановка спектакля и школьного праздника, форум, дискуссия, «круглый стол», «интеллектуальный аукцион», -позволяющие включить каждого учащегося в различные виды учебно-профессиональной деятельности, непосредственно и опосредованно связанной с хореографическим искусством: исполнительскую, балетмейстерскую, репетиторскую, педагогическую, культурно-просветительскую.

Теоретическая значимость исследования.

Уточнена сущность понятия «профессиональное самоопределение» применительно к обучающимся в системе дополнительного образования по направлению «Хореографическое искусство», которое понимается как осознание учащимися своих профессиональных интересов, самооценка уровня координационно-пластических, музыкально-ритмических и творческих способностей и социально-личностных качеств, необходимых для профессиональной деятельности в области хореографического искусства и смежных с ним профессиональных областях.

2. Определено, что профессиональное самоопределение обучающегося хореографии в системе дополнительного образования проявляется в свободной ориентации в спектре профессий, непосредственно и опосредованно связанных с хореографическим искусством, в умении учащегося правильно распорядиться собственным потенциалом координационно-пластических, музыкально-ритмических и творческих способностей и социально-личностных качеств, в осознанном подходе к проектированию будущей профессиональной деятельности и траектории профессионального образования.

3. Обоснованы содержание (базовые учебные дисциплины и специальные курсы, введенные в школьный компонент) и структура (совокупность различных видов и форм учебных занятий и работы с родителями, концертно-просветительской, концертно-исполнительской и конкурсной деятельности учащихся) образовательного процесса в классе ранней профессиональной ориентации детской хореографической школы, способствующие активизации процесса самоопределения учащихся в профессиональных областях, связанных с искусством хореографии.

Практическая значимость исследования.

1. Разработаны критерии и показатели для определения уровня профессионального самоопределения учащихся детской хореографической школы: степень ориентированности в спектре профессий, непосредственно и опосредованно связанных с хореографическим искусствомадекватность самооценки уровня собственных координационно-пластических, музыкально-ритмических и творческих способностей и социально-личностных качествосознанность выбора и проектирования будущей профессиональной деятельности и траектории профессионального образования.

2. Создана и апробирована авторская учебная программа «Хореография в системе искусств» для класса ранней профессиональной ориентации детской хореографической школы.

3. Разработаны и апробированы виды заданий, позволяющие учащимся моделировать на практике различные виды профессиональной деятельности, связанной с хореографическим искусством, и выявлять собственный уровень музыкально-ритмических и координационно-пластических способностей.

Достоверность результатов исследования и полученных выводов обеспечена комплексным и многоаспектным рассмотрением проблемы исследованиясоответствием логики исследования его целям, задачам и предметусовокупностью методов исследования, адекватных специфике исследуемого объектарезультатами опытно-поисковой работы.

Апробация результатов исследования и внедрение их в практику осуществлялись в процессе опытно-поисковой работы в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская хореографическая школа» г. Лесного Свердловской области, обсуждения материалов диссертации на кафедре музыкального образования и кафедре художественного образования Уральского государственного педагогического университета, выступлений на научно-практических конференциях (г.г. Екатеринбург, Нижняя Салда, Краснотурьинск), методических совещаниях директоров, преподавателей хореографических отделений ДШИ, детских хореографических школ Свердловской области (г. Лесной), опубликования научно-исследовательских материалов, внедрения авторской образовательной программы «Хореография в системе искусств» в учебно-воспитательный процесс учреждений дополнительного образования детей Свердловской области (МБОУ ДОД «ДШИ» г. Нижняя Тура, МБОУ ДОД «ДШИ» г. Качканар, МБОУ ДОД «ДХргШ» г. Краснотурьинск), участия в областных, межрегиональных, всероссийских и международных хореографических конкурсах и фестивалях: «Российский Олимп» (г. Нижний Новгород), «Весенние выкрутасы» (г. Казань), «Друзья Болгарии» (г. Албена, Республика Болгария), «Роза Ветров» (г. Москва), «Танцевальный калейдоскоп» (г. Санкт-Петербург) и др.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Под профессиональным самоопределением применительно к обучающимся в системе дополнительного образования по направлению «Хореографическое искусство» понимается осознание учащимися своих профессиональных интересов, самооценка уровня координационно-пластических, музыкально-ритмических и творческих способностей и социально-личностных качеств, необходимых для профессиональной деятельности в области хореографического искусства и смежных с ним профессиональных областях.

2. Профессиональное самоопределение обучающегося хореографии в системе дополнительного образования проявляется в свободной ориентации в спектре профессий, непосредственно и опосредованно связанных с хореографическим искусством, в умении учащегося правильно распорядиться собственным потенциалом координационно-пластических, музыкально-ритмических и творческих способностей и социально-личностных качеств, в осознанном подходе к проектированию будущей профессиональной деятельности и траектории профессионального образования.

3. Активизация профессионального самоопределения учащихся класса ранней профориентации в детской хореографической школе будет осуществляться более эффективно при реализации следующих педагогических условий:

— введение в вариативную часть учебного плана специальных курсов, расширяющих знания учащихся о многообразии спектра профессий в области хореографии и представления о специфике видов профессиональной деятельности, связанной с хореографическим искусством;

— использование форм организации учебных занятий, позволяющих включить каждого учащегося в различные виды учебно-профессиональной деятельности для приобретения первоначального профессионального опыта;

— применение на учебных занятиях методов, способствующих введению учащихся в процесс целеполагания, планирования, рефлексии собственной учебно-творческой деятельности для формирования адекватной самооценки уровня личностных профессионально-значимых качеств и их соответствия требованиям хореографических профессий;

— построение профориентационной работы на взаимодействии всех субъектов образовательного процесса — педагогов, учащихся и родителей.

4. Показателями уровня профессионального самоопределения обучающегося хореографическому искусству в условиях дополнительного образования являются степень ориентированности в спектре профессий, непосредственно и опосредованно связанных с хореографическим искусством, адекватность самооценки уровня координационно-пластических, музыкально-ритмических и творческих способностей и социально-личностных качеств, осознанность выбора и проектирования будущей профессиональной деятельности и траектории профессионального образования.

Выводы по первому этапу опытно-поисковой работы:

1. Анализ примерного учебного плана класса ранней профессиональной ориентации по направлению «Хореографическое искусство» показывает, что образовательный процесс на данном уровне обучения направлен на расширение у обучающихся знаний по основным учебным дисциплинам, ориентирован на дальнейшее развитие их исполнительских умений и навыков, и не ставит своей задачей активизацию профессионального самоопределения учащихся в области хореографического искусства и смежных с ним профессиональных областях.

2. Значительная часть старшеклассников как поисковой, так и контрольной групп обучение в классе ранней профессиональной ориентации считают подготовительным этапом к будущей художественно-творческой профессиональной деятельности, однако значительное большинство из них не связывают данную деятельность непосредственно с хореографическим искусством.

3. Сдерживающими факторами в выборе траектории дальнейшего профессионального хореографического образования для учащихся класса ранней профессиональной ориентации являются:

— слабая ориентированность обучающихся в профессиях, связанных с хореографическим искусством непосредственно и опосредованно,.

— поверхностные представления о специфике профессиональной деятельности хореографа в смежных с хореографическим искусством профессиональных областях,.

— отсутствие необходимых знаний о требованиях, предъявляемых профессиональными учебными заведениями к абитуриентам;

— несостоятельность учащихся в самооценке собственных способностей и социально-личностных качеств в контексте деятельности в области хореографического искусства или в профессиональных областях, связанных с хореографическим искусством опосредованно;

— незаинтересованность родителей в выборе своим ребенком профессии, связанной с хореографическим искусством непосредственно или опосредованно.

4. Более чем для половины учащихся, принявших участие в исследовании, дополнительное образование по направлению «Хореографическое искусство» не оказывает определяющего влияния на выбор будущей профессии, а рассматривается ими как полезное для творческого развития занятие, возможность интересного общения и средство совершенствования собственной внешней привлекательности.

5. На первом этапе исследования исходным уровнем профессионального самоопределения учащихся класса ранней профессиональной ориентации стал средний.

На втором этапе исследования в обстановке естественно протекающего учебного процесса в МБОУ ДОД «Детская хореографическая школа» города Лесного Свердловской области осуществлялась работа по выявлению эффективности выделенных педагогических условий.

Содержание и методика проведения опытно-поисковой работы были построены в соответствии с поставленными задачами, которые указаны во втором параграфе данной главы. Для измерения уровня профессионального самоопределения учащихся в октябре и апреле каждого учебного года использовался комплекс методов, апробированных в ходе первого этапа исследования.

В 2006/2007 учебном году в опытной работе было занято 14 человек, в 2007/2008 учебном году — 12 человек, в 2008/2009 учебном году — 12 человек. Таким образом, на втором этапе опытно-поисковой работы были заняты 38 учащихся поисковой группы.

На втором этапе опытно-поисковой работы в учебный план класса ранней профессиональной ориентации для поисковой группы помимо базовых учебных дисциплин («Классический танец», «Народно-сценический танец»,.

Свободная пластика", «История хореографического искусства», «Сценическая практика») на содержательном уровне образования были введены специальные курсы, непосредственно направленные на активизацию профессионального самоопределения обучающихся — «Хореография в системе искусств» (введён в 2006/2007 учебном году), «Композиция и постановка танца» (введён в 2006/2007), «Профессиональное самоопределение» (введён в 2008/2009 учебном году).

По результатам выполнения учащимися специальных заданий, предусмотренных данными курсами, проводились промежуточные срезы уровня профессионального самоопределения учащихся поисковой группы и вносились корректировки в содержание и организацию учебных занятий, варьировались формы предъявления творческих заданий, определялись формы обсуждения с учащимися результатов выполнения данных заданий. Так, материалы мероприятий по информационной и ориентационной поддержке профессионального самоопределения старшеклассников, которые использовались в работе с учащимися в период до 2008 года во время внеклассных занятий, конкурсных поездок, концертных выступлений были систематизированы и стали основой для разработки содержания спецкурса «Профессиональное самоопределение».

В силу того, что деятельность детской хореографической школы в рамках создания единого культурно-образовательного пространства города способствовала установлению творческих связей с образовательными, спортивными, культурно-досуговыми учреждениями, значительно расширился спектр направлений профориентационной работы. Кроме школьных мероприятий старшеклассники могли применить свои знания, умения и навыки в области хореографического искусства в новых условиях: в процессе участия с докладами и сообщениями на городских школьных конференциях, в выступлениях на праздниках и торжествах, спортивных соревнованиях и др., получить первоначальный профессиональный опыт и опыт общения со специалистами профессиональных областей, опосредованно связанных с хореографическим искусством. Итоговые творческие проекты учащихся в рамках изучения спецкурса «Композиция и постановка танца» стали основой для создания традиционных школьных хореографических спектаклей с участием всех возрастных категорий учеников школы, поэтому освоение элементов репетиторской профессиональной хореографической деятельности проходило также в рамках предмета «Сценическая практика».

На данном этапе выявление уровня профессионального самоопределения учащихся класса ранней профессиональной ориентации осуществлялось с помощью методик, направленных на диагностику профессиональных интересов и ценностей, мотивов учебной деятельности: тест «Профессиональная готовность к выполнению трудовой деятельности» (Л.Н. Кабардова), методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич), «Диагностика профессиональных намерений» (Э.Ф. Зеер), методика «Круг» (С.А. Будасси). Достоверность полученных результатов проверялась в процессе бесед с педагогами и родителями учащихся. При проведении этих бесед и опросов также ставилась цель выявления влияния проводимой на содержательном и технологическом уровнях учебно-воспитательной работы на выбор учащимися траектории дальнейшего профессионального образования (Приложения 5, 6). Полученные данные также обсуждались с родителями учащихся для выявления степени их достоверности.

В связи с тем, что на втором этапе опытно-поисковой работы позитивная динамика изменений уровня профессионального самоопределения учащихся наблюдалась ежегодно, в диссертации приводятся результаты измерений на начальном, промежуточном и заключительном срезах полного цикла опытно-поисковой работы за 2008/2009 учебный год в таблицах 11, 12, 13.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изменения, которые происходят в жизни современного общества: стремительное расширение информационного поля, развитие новых форм коммуникации, оказывают существенное влияние и на развитии традиционных видов искусства. Сегодня хореография становится одной из составляющих театра, массовых зрелищ, телевизионных программ, спорта, медицины, что предполагает появление новых видов профессий, связанных с хореографическим искусством непосредственно и опосредованно.

Проведенная опытно-поисковая работа показала следующее:

1. Актуальность проблемы поиска и научного обоснования способов организации образовательной среды детской хореографической школы как совокупности локальных сред (учебно-воспитательной, социо-культурной, художественно-эстетической), стимулирующей профессиональное самоопределение учащихся в сфере хореографического искусства, определяется необходимостью увеличения кадрового обеспечения многочисленных профессиональных областей, непосредственно и опосредованно связанных с хореографическим искусством.

2. Профессиональное самоопределение как механизм становления личностной зрелости у обучающихся в системе дополнительного образования по направлению «Хореографическое искусство» выражается в осознании учащимся своих профессиональных интересов, самооценке уровня координационно-пластических, музыкально-ритмических и творческих способностей и социально-личностных качеств, необходимых для профессиональной деятельности в области хореографического искусства и смежных с ним профессиональных областях, и в умении правильно выстроить траекторию дальнейшего профессионального образования.

3. Профессиональное самоопределение учащихся детской хореографической школы проявляется в свободной ориентации в спектре профессий непосредственно и опосредованно связанных с хореографическим искусством, в умении правильно распорядиться собственным потенциалом координационно-пластических, музыкально-ритмических и творческих способностей и социально-личностных качеств, необходимых для профессиональной деятельности в области хореографического искусства и смежных с ним профессиональных областях, и в осознанном подходе к проектированию будущей профессиональной деятельности и траектории профессионального образования.

4. Содержание (базовые учебные дисциплины) и структура организации (виды и формы учебных занятий, концертно-просветительской, концертно-исполнительской и конкурсной деятельности учащихся) образовательного процесса в классе ранней профессиональной ориентации детской хореографической школы, предусмотренные в примерных учебных планах, направлены на расширение у обучающихся знаний по основным учебным дисциплинам, ориентированы на дальнейшее развитие их исполнительских умений и навыков и не ставят своей задачей активизацию профессионального самоопределения учащихся в области хореографического искусства и смежных с ним профессиональных областях.

5. Педагогическими условиями активизации профессионального самоопределения учащихся в детской хореографической школе являются: введение в вариативную часть учебного плана специальных курсов, обогащающих знания учащихся о многообразии спектра профессий в области хореографии и представления о специфике видов профессиональной деятельности, связанной с хореографическим искусствомиспользование форм организации учебных занятий, позволяющих включить каждого учащегося в различные виды учебно-профессиональной деятельности для приобретения первоначального профессионального опытаприменение на учебных занятиях методов, способствующих введению учащихся в процесс целеполагания, планирования, рефлексии собственной учебно-творческой деятельности для формирования адекватной самооценки уровня личностных профессионально-значимых качеств и их соответствия требованиям хореографических профессийпостроение профориентационной работы на взаимодействии всех субъектов образовательного процесса — педагогов, учащихся и родителей.

6. Критерием эффективности педагогических условий активизации профессионального самоопределения учащихся в условиях детской хореографической школы является уровень профессионального самоопределения, показателями которого выступают: степень ориентированности в спектре профессий, непосредственно и опосредованно связанных с хореографическим искусством, адекватность самооценки уровня личностных профессионально-значимых качеств, осознанность выбора профессии и проектирования траектории профессионального образования.

7. Опытная работа зафиксировала положительные тенденции в профессиональном самоопределении учащихся детской хореографической школы при реализации педагогических условий, способствующих активизации профессионального самоопределения, и показала необходимость дальнейшей разработки проблемы как на уровне теории, так и на уровне методики и технологий обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. /К. А. Альбуханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  2. , Н. И. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики Текст./ /Н. И. Алексеев. Тюмень: ТГУ, 1997. — 208 с.
  3. , Ю. Б. Проявление и развитие педагогических традиций в дидактике школьного художественного образования Текст. /Ю. Б. Алиев // Известия Академии педагогических и социальных наук. 2005. — № 9. — С. 73 — 78.
  4. , Ю. Б. Школьное художественное образование важнейший элемент единого образовательного пространства Текст. /Ю. Б. Алиев // Известия Академии педагогических и социальных наук. — 2001. — № 6. — С. 83/- 89.
  5. , В. М. Психология искусства Текст. / В. М. Аллахвердов- М.- СПб.: Изд-во ДНК, 2001.- 198 с.
  6. , А. А. Педагогические условия использования видеотехники в процессе обучения классическому танцу Текст.: дис.. канд. пед. наук /13.00.01 / Алферов Андрей Александрович М., 2008. — 244 с.
  7. , Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Текст./ Б. Г. Ананьев. М., 1980. — Т 1. — 232 с.
  8. , Б. Г. О проблемах современного человекознания Текст./ Б. Г. Ананьев. М., 1977. — 272 с.
  9. , В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития Текст./ В. И. Андреев. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 600 с.
  10. , М. А. Методика «погружения» в специальность Текст./ М. А. Ариарский. СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств, 2007. — 247 с.
  11. , А. Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России Текст./А. Г. Асмолов // Мир психологии. 1999. — № 1. -С. 198−208.
  12. , А. Г. Психология личности: Учебник Текст./А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1990.-367 с.
  13. , Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в школе Текст./Ю. К. Бабанский-М.: Просвещение, 1982. 126 с.
  14. , Н. П. Классический танец: учебник Текст. /Н. П.Базарова. -Л.: Искусство, 1984. 184 с.
  15. , Э. В. Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогический профиль: Учебно-методическое пособие для учителей Текст./ Э. В. Балакирева- под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2005. — 96 с.
  16. Балет: энциклопедия Текст. / Гл. ред. Ю. Н. Григорович. М.: Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
  17. , А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности Текст./ А. В. Барташев. М.: ВЛАДОС, 1999. — 176 с.
  18. , А. В. Учебно-профессиональная мотивация молодёжи: учеб. пособие Текст. /А. В. Барташев. М.: Изд. центр «Академия», 2009. -192 с.
  19. , М.В. Процесс профессионального самоопределения городской молодёжи: автореф.. канд.социол.наук / Батырева Мария Владимировна. -Тюмень, 2003. 25 с.
  20. , В. С. Педагогика. Проективная педагогика: учеб. пособие Текст./В. С. Безрукова. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344 с.
  21. , В. Карьера суперигра Текст./В. Берг. — М.: АО Интерэксперт, 1998. — 107 с.
  22. , Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы Текст./Э. Берн. М.: Прогресс, 1988. -576 с.
  23. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание Текст./Р. Берне. М.: Прогресс, 1986.-420 с.
  24. , П. П. Избранные педагогические произведения /Акад.пед.наук РСФСР, ин-т теории и истории педагогики. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1961.-695 с.
  25. , Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка Текст./Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович. М.: Педагогика, 1972. — С. 7 — 44.
  26. , Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст./ Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  27. . Л.И. Динамика развития личности в онтогенезе Текст. / Л. И. Божович. Хрестоматия по возр. Психологии. М.: Ин-т практ. психол., 1996. -213 с.
  28. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. /Гл. ред. A.M. Прохоров. Изд. 3-е. — М.: «Советская Энциклопедия», 1973- Т. 14. — 624 с. (Ленинградское хореографическое училище)
  29. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. / Гл. ред. A.M. Прохоров. Изд. 3-е. — М.: «Советская Энциклопедия», 1978. — Т. 28. — 616 с. (Хореография)
  30. , Е. М. Индивидуальность и профессия Текст. /Е. М. Борисова, Г. В. Логинова. М.: Знание, 1991. — 78 с.
  31. , Е. М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект Текст.: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра. псих, наук / Борисова Е. М. -М, 1995.- 43 с.
  32. , Н. В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: учеб. пособие Текст. /Н. В. Борисова. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 162 с.
  33. , Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: монография Текст./Н. М. Борытко / Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. -181 с.
  34. , Н. М. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / Н. М. Борытко- под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 288 с.
  35. , Е. В.Московское хореографическое училище Текст. / Е. В. Бочарникова, Е. В. Мартынова. М.: Искусство, 1954. — 148 с.
  36. , В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодёжи Текст.: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих, наук / Брагина В. Д. М., 1976. — 21 с.
  37. , А. Я. Основы классического танца Текст. 9-е изд. / А. Я. Ваганова. СПб., Лань, 2007. — 192 с.
  38. , Т. И. Тем, кто хочет учиться балету Текст. /Т. И. Васильева. М., ГИТИС, 1994.- 160 с.
  39. , С. И. Педагогические основы формирования у школьников готовности к принятию решения о профессиональном выборе Текст.: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра. пед. наук /Вершинин С. И. М., 1997. — 43 с.
  40. Взаимодействие и синтез искусств Текст. /Ред.: Д. Д. Благой, Б. Ф. Егоров и др. Л.: Наука, 1978. — 269 с.
  41. , Г. Психология артистической деятельности Текст. / Г. Вильсон. -М.: Когито-центр, 2001. 366 с.
  42. , Г. А. Элективные курсы: алгоритм создания, примеры программ: практическое руководство для учителя Текст. / Г. А. Воронина. 2-у изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 128 с.
  43. , Т. Е. Проблемы включения потенциала образовательных учреждений культуры в городскую социальную среду: монография Текст. / Т. Е. Воинкова, Н. Ю. Перевышина- под ред. Н. Ю. Перевышиной. -Екатеринбург: УрГПУ, 2010. 177 с.
  44. , Л. С. Воображение и творчество подростка Текст. / Л. С. Выготский //Собрание сочинений. Т. 4. — М.: Педагогика, 1984. — С. 416 -425.
  45. , Л. С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский- под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  46. , Л. С. Психология искусства Текст. / Л. С. Выготский. М.: Искусство, 1987.-341 с.
  47. , Н. Н. Развитие самопознания как фактор профессионального самоопределения старшеклассников Текст.: дис.. канд. психол. наук / Гавриленко Н. Н. Иркутск, 1993. — 160 с.
  48. , В. Г. Дивертисмент Текст. / В. Г. Гаевский. М.: Искусство, 1981. -383 с.
  49. , О. С. Самоопределение Текст. / О. С. Газман // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М.: Инноватор, 1995.-С. 65−66
  50. , Б. М. Содружество чувств и синтез искусств Текст. / Б. М. Галеев. -М.: Знание, 1982.-250 с.
  51. , Н. Ф. Теория и практика профессиональной консультации Текст. / Н. Ф. Гейжан. М.: Знание, 1991. — 248 с.
  52. Гельман, 3. Е. Профессиональное самоопределение молодежи Текст. / 3. Е. Гельман // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 33 — 37.
  53. , М. Р. Психологическое содержание жизненного поля старшего подростка Текст. / М. Р. Гинзбург // Мир психологии и психология в мире. -1995.-С. 21−28.
  54. , М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения Текст. /М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 43 — 53.
  55. , Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи Текст. /Е. И. Головаха. Киев: Наукова думка, 1988. — 144 с.
  56. , С. Н. Уроки классического танца в старших классах Текст. / С. Н. Головкина. М.: Искусство, 1989. — 160 с.
  57. , А. Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника: воспитательная концепция профессиональной ориентации Текст./ А. Е. Голомшток. М.: Педагогика, 1979. — 160 с.
  58. , М. Б. Духовно-нравственное развитие учащихся средствами художественного образования Текст. / М. Б. Горбунова // Искусство и образование. 2009. — № 1с. 92 — 99.
  59. , И. Ю. Вопросы личностно-профессионального саморазвития будущего учителя музыки Текст. / И. Ю. Горская, М. Ю. Самакаева
  60. Музыкальное образование в XXI веке: проблемы, поиски, перспективы: сб. науч. трудов /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. — С. 41 — 46.
  61. Ю.И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актёра Текст. / Ю. И. Громов. СПб.: Лань, 2010. — 256 с.
  62. , В. В. Лекции по общей психологии.Текст. / В. В. Давыдов. 2-е изд. -М.: Академия, 2008. — 176 с.
  63. , В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия Текст. / В. И. Даль. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 736 с.
  64. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности Текст. / под ред. В. Д. Шадрикова. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989.-220 с.
  65. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» Текст. / под ред. С. Н. Чистяковой. М.: Просвещение, 1998. — 112 с.
  66. , А. М. Выбери профессию Текст. / А. М. Донецкий, О. А. Колесникова, Т. И. Полосина. Жуковский: ПК «Сервис», 2002. — 287 с.
  67. , Т. М. Вербальный компонент в обучении студентов народно-сценическому танцу в вузах культуры и искусств Текст.: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.08 /Дубских Татьяна Максимовна. Екатеринбург, 2006.-22 с.
  68. , В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст.: учебное пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
  69. , В. И. Основные контуры стратегии развития российского образования в начале XXI века и региональные образовательные проекты Текст. / В. И. Загвязинский // Образование и наука. 2000. — № 2. — С. 8 — 15.
  70. , В. И. Теория обучения: Современная интерпретация Текст. /
  71. В. И. Загвязинский. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
  72. Закон РФ «Об образовании» Текст. // Российская газета. 1996, 23 января.
  73. , Н. Н. Профессиональная ориентация школьников Текст.: учеб. пособие /Н. Н. Захаров. М.: Просвещение, 1988. — 272 с.
  74. , Р. В. Вопросы воспитания балетмейстеров в театральном вузе Текст. / Р. В. Захаров. -М.: Искусство, 1989. 89 с.
  75. , Р. В. Записки балетмейстера Текст. / Р. В. Захаров. М.: Искусство, 1976. — 351 с.
  76. , Р. В. Искусство балетмейстера Текст. / Р. В. Захаров. М.: Искусство, 1954. — 428 с.
  77. , Р. В. Сочинение танца Текст. / Р. В. Захаров. М.: Искусство, 1989.-256 с.
  78. , Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование Текст. / Э. Ф. Зеер, Г. М. Романцев // Педагогика. 2002. — № 3. — С. 16 — 21.
  79. , Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности Текст.: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, О. А. Рудей. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. — 256 с.
  80. , В. И. Современные средства оценивания результатов обучения Текст.: учеб. пособие / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. 4-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 224 с.
  81. , И. А. Педагогическая психология Текст.: учеб. пособие И. А. Зимняя. Ростов-н/Д: Изд-во «Феникс», 1997. — 384 с.
  82. ИКТ в профессиональном самоопределении старшеклассников: проект «Азбука выбора», рекомендации, диагностический материал Текст. / авт.-сост. А. В. Кореко. Волгоград: Учитель, 2010. — 199 с.
  83. , Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников Текст. /Л. А. Йовайша. М.: Педагогика, 1983.- 129 с.
  84. , Е. А. Введение в психологию труда Текст. / Е. А. Климов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 350 с.
  85. , Е. А. Как выбирать профессию Текст. /Е. А. Климов. М.: Просвещение, 1990. — 158 с.
  86. , Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации Текст. /Е. А. Климов. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  87. , Е. А. Психология профессионального самоопределения Текст. / Е. А. Климов. Ростов-н/Д: Феникс, 1996.-512 с.
  88. , Е. А. Человек как субъект труда и проблемы психологии Текст. / Е. А. Климов // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 5 — 14.
  89. , Е. А. Развивающийся человек в мире профессий Текст./ Е. А. Климов. Обнинск: МГУ, Центр «Детство», 1993. — 57 с.
  90. , JT. А. Профессиональная ориентация школьников и трудовые семейные династии Текст. / Л. А. Колосова. Воронеж: Воронежский университет, 1992. — 136 с.
  91. Кон, И. С. Открытие «Я» Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1978. -367 с.
  92. Кон, И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя Текст. /И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  93. Концепция профильного российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ МО РФ от 18.07. № 2783
  94. , Е. В. Педагогическое взаимодействие и технологии Текст.: учебное пособие / Е. В. Коротаева. М.: Академия, 2007. — 256 с.
  95. , В. С. 100 уроков классического танца Текст. / В. С. Костровицкая. Л.: Искусство, 1981.-262 с.
  96. , В. С. Школа классического танца Текст. /В. С. Костровицкая, А. Писарев. Л.: Искусство, 1976. — 272 с.
  97. , Т. В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы Текст. / Т. В. Кудрявцев // Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С. 20 — 30.
  98. , Т. В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности Текст. /Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова //Вопросы психологии. 1983.-№ 2.-С. 51−59.
  99. , В. М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащегося Текст. /В. М. Кузнецов. М.: Народное образование, 1994. — 144 с.
  100. , В. С. Теория и методика обучения Текст. /В. С. Кукушин. -Ростов н/Д.: Феникс, 2005.474 с.
  101. , А. М. Профессиональное самоопределение учащихся Текст. / А. М. Кухарчук, А. Б. Ценципер. Минск: Народная асвета, 1976. — 128 с.
  102. , А. Н. Проблемы развития психики Текст. /А. Н. Леонтьев. -М.: Просвещение. 1981. 584 с.
  103. , Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего Текст. /Д. А. Леоньев, Е. В. Шелобанова //Вопросы психологии.-2001.- № 1 С. 57−65.
  104. , А. К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. -М.: Знание 1996.-308 с.
  105. , О. А. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников Текст. /О. А. Махаева, Е. Е. Григорьева. М.: УЦ «Перспектива», 2002.- 52 с.
  106. , А. В. Методики формирования у школьников навыков самоопределения Текст. /А. В. Меренков. Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2006. — 184 с.
  107. , А. Танец. Мысль. Время Текст. /А. Мессерер. М.: Искусство, 1990.-265 с.
  108. , А. Уроки классического танца Текст. /А. Мессерер. СПб.: Лань, 2004. — 400 с.
  109. , Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности Текст. /Л. М. Митина. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. — 400 с.
  110. , И. П. Стратегия жизни в современных условиях: (Образование, профессия, карьера). Учебное пособие для 10−11 классов средней школы Текст. /И. П. Михайлов. СПб.: Союз, 2004. — 525 с.
  111. Моделирование педагогических ситуаций Текст. / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. -М.: Педагогика, 1981. 136 с.
  112. , А. В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников Текст. /А. В. Мордовская. М.: Издательский цент «Академия», 2000. — 176 с.
  113. , А. В. О воспитании старшеклассников Текст. /А. В. Мудрик. -М.: Просвещение, 1977. 176 с.
  114. Непрерывное дополнительное художественное образование в области хореографии. Сборник примерных учебных программ Текст. Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2007. — 270 с.
  115. , К. В. Современный танец как средство развития творческой индивидуальности подростков Текст.: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук /Нестерова К. В. Екатеринбург, 2011. — 23 с.
  116. , Е. И. Сотворчество педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования Текст.: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук /Никитина Е. И. М., 2007. -24 с.
  117. , Е. В. Социально-культурные условия формирования эмоционально-волевой устойчивости подростков в коллективе спортивно-бальной хореографии Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.05 /Николаева Екатерина Владимировна-М., 2006.-226 с.
  118. , В. Н. Хореография в системе художественного воспитания младших школьников (Теория и практика) Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.05 /Нилов Вячеслав Николаевич М., 1998. — 214 с.
  119. , В. Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ Текст. /В. Н. Обносов // Новые исследования в психологии. 1987. -№ 2.-С. 25−28.
  120. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств: в 2 ч.: монография Текст.: сборник материалов для детских школ искусств /Авт-сост. А. О. Аракелова-Москва: Минкультуры России, 2012−41- 118с.
  121. , Ю. М. Самопознание и воспитание характера Текст. /Ю.М. Орлов. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  122. , А. К. Психология самостоятельности Текст. /А. К. Осницкий. -М.: Нальчик: Эльфа, 1996. 126 с.
  123. , Е. М. Управление профессиональной ориентацией в общеобразовательной школе Текст. /Е.М. Павлютенков. Владивосток: Дальневосточный ун-т, 1990. — 172 с.
  124. , В. И. Мастерство хореографа Текст.: учебное пособие /В. И. Панфёров- Челяб. гос. акад. культуры и искусств Челябинск, Издательство ООО «Полиграф-Мастер», 2009. — 368 с.
  125. , В. П. Профессиональная направленность личности и её формирование в школьные годы Текст. /В. П. Парамзин. Новосибирск: Новосиб. книж. из-во, 1987. — 156 с.
  126. , Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении Текст.: пособие для учителей и студентов педагогических вузов /Н. Ю. Пахомова. -М.: АРКТИ, 2003.-С. 112.
  127. Педагогика. Современная энциклопедия Текст. /сост. Е. С. Рапацевич — под общ. ред. А. П. Астахова. Минск: Современная школа, 2010 — 720 с.
  128. Педагогические технологии Текст.: учебное пособие /Авт.-сост. Т. П. Сальникова. М.: ТЦ Сфера, 2010.- 128 с.
  129. , С. Дж. Учебные портфолио новые формы контроля и оценки достижений учащихся Текст. /С. Дж. Пейп, М. Чошанов // Директор школы. -2000. -№ 1.-С. 65−67.
  130. , Н. Ю. Профессиональная ориентация как педагогическое средство самоопределения учащихся хорового лицея в музыкальном искусстве Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 /Перевышина Наталия Юрьевна. -Екатеринбург, 2002. 181 с.
  131. , П. И. Педагогика Текст.: учебное пособие /П. И. Пидкасистый- под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Юрайт: Высшее образование, 2009. — 430 с.
  132. , В. В. Вариативное обучение (изучаем вместе, но по-разному) Текст. /В. В. Пикан // Школьные технологии. 2008. — № 1. — С. 100 — 111.
  133. , С. А. Педагогические условия профессионального самоогпределения учащихся в студии изобразительного искусства Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 /Платонов Свергей Александрович. Москва, 2005. -190 с.
  134. , Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Текст.: учебное пособие /Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
  135. , В. Профессионал со школьной скамьи Текст. / В. Полищук // Народное образование. 1996. — № 9. — С. 100 — 104.
  136. Проектирование вариативной образовательной среды учебного занятия в условиях вариативного образовательного процесса: Методические рекомендации Текст. / Автор и науч. ред. М. А. Бодряшкина. М., 2010. 78 с.
  137. , Е. Н. Джон Голланд о выборе профессии Текст. / Е. Н. Прощицкая // Школа и производство. 1993. — № 4. — С. 20 — 22.
  138. , А. В. Психологическое консультирование в профессиональной ориентации Текст. /А. В. Прудило. Минск: Институ усовершенствования учителей, 1999. — 148 с.
  139. , Н. С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения Текст. /Н. С. Пряжников. М.: Издательство «Институт практической психологии» Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 80 с.
  140. , Н. С. Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении Текст. /Н. С. Пряжников // Вопросы психологии. 1987. — № 4. — С. 92 — 99.
  141. , Н. С. Активные методы профессионального самоопределения Текст. /Н. С. Пряжников. М.: МГППИ, 2001. — 88 с.
  142. , Н. С. Игровой метод в профориентации Текст.: методические рекомендации /Н. С. Пряжников- под ред. Е. А. Климова. Пермь: Пермский гос. пед. ун-т, 1989. — 70 с.
  143. , Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение Текст. / Н. С. Пряжников. Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. — 108 с.
  144. , Н. С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8−11 классы, ПТУ и колледж Текст. /Н. С. Пряжников. М.: ВАКО, 2008.-288 с.
  145. , Н. С. Психологический смысл труда Текст. /Н. С. Пряжников. М.: Институт практической психологии. — Воронеж: МО ДЕК, 1997. — 351 с.
  146. , Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения Текст. /Н. С. Пряжников. М.: МГППИ, 1999. — 108 с.
  147. Психологический словарь Текст. / под ред В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  148. Развитие теории и практики интеграции общего и дополнительного образования детей. Методическое пособие Текст. / под науч. ред. А. Б. Фоминой. -М.: УЦ «Перспектива», 2010. 120 с.
  149. , Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков Текст. /Г.В. Резапкина. М.: Генезис, 2000. -80 с.
  150. , О. А. Портфолио в современном образовательном поле Текст. /О. А. Римкявичене. Санкт-Петербург, 2005. — 39 с.
  151. , Р. М. Развитие представлений учащихся об обществе, о времени и о себе Текст. /Р. М. Рогова // Известия Академии педагогических и социальных наук. 2002. — № 6. — С. 195 — 207.
  152. В.М. Психология : наука и практика Текст.: учеб. пособие для вузов / В. М. Розин. М.: Омега — Л, 2005. — 544 с.
  153. , С. Л. Основы общей психологии Текст.: в 2-х т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1989. — 488 с.
  154. , С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии 1989 № 4 С. 89 95
  155. , А. Е. Развитие профессионального самоопределения учащихся при обучении программированию в системе дополнительного образования Текст.: дис.. канд. пед. наук /Руденко А. Е. Омск, 2010. — 174 с.
  156. , О. А. Занятия хореографией в системе дополнительного образования как средство эстетического воспитания детей 9−12 лет Текст.: дис.. канд. пед. наук/13.00.05/Рындина О. А.-М., 2004.- 139 с.
  157. , М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9−11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов Текст. / М. Ю. Савченко. М.: Вако, 2006. — 240 с.
  158. , А. И. Выбор профессии: путь к успеху Текст. / А. И. Самоукин, Н. В. Самоукина. Дубна: ООО «Феникс+», 2000. — 192 с.
  159. , Н. В. Игры в школе и дома Текст. / Н. В. Самоукина. М.: Новая школа, 1995. — 192 с.
  160. , В. Ф. Введение в психодиагностику личности школьника Текст. / В. Ф. Сафин. Уфа: Башкирский гос. пед. ун-т, 1990. — 94 с.
  161. В.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности / В. Ф. Сафин, Г. П. Ников // Психологический журнал. 1984. — Т.5. -№ 4.-С. 165−174
  162. Сборник инструктивных и методических материалов для образовательных учреждений искусств Текст. Екатеринбург [Б.и.], 2004. — Вып. 9.-61 с.
  163. Сборник нормативных документов Текст. /сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004. — 443 с.
  164. , Г. К. Воспитательные технологии Текст. /Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 320 с.
  165. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: учебное пособие /Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  166. , И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений Текст. /И. С. Сергеев. М, 2003. — 80 с.
  167. , П. А. Педагогическая диагностика детей для обучения искусству танца (на примере Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук /Силкин П. А. СПб, 2008. — 22 с.
  168. , Е. Я. Хореографическое искусство 20- х гг. Тенденции развития Текст. /Е. Я. Суриц. М.: Искусство, 1979. — 360 с.
  169. , В. О. Формирование ценностных ориентаций школьников старшего школьного возраста в процессе профессионального самоопределения Текст.: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 /Суворова Валерия Олеговна. Пенза, 2011.-188 с.
  170. , В. А. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности Текст. /В. А. Сластенин, H. Е. Мажар. М.: Прометей, 1991.- 103 с.
  171. , В. А. Педагогика Текст.: учебное пособие /В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов- под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд. — М.: Школа — Пресс, 2000. — 512 с.
  172. , В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры Текст. /В. И. Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школ. М., 1997. — Вып. 7. — С. 177 — 184.
  173. , В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности Текст.: учебное пособие / В. И. Слободчиков. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  174. Словарь-справочник по педагогике Текст. /Авт.-сост. В. А. Мижериков- под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 448 с.
  175. , Д. Практическая психология для подростков Текст. M.: АСТ-пресс, 1997.-288 с.
  176. Современный толковый словарь русского языка Текст. / Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 2002. — 1536 с.
  177. Стратегия жизни в современных условиях: (Образование, профессия, карьера) Текст.: учебное пособие для 10−11 классов средней школы / под ред. И. П. Михайлова. СПб: Издательство «СОЮЗ», 2004. — 528 с.
  178. , X. А. Оценка достижений учащихся через создание портфолио в современной школе Текст. / X. А. Султанова // Искусство и образование. -2010.-№ 7.-с. 75 -79.
  179. , Н. Ф. Педагогическая психология Текст. /Н. Ф. Талызина. М.: Академия, 1998.-С. 288.
  180. , Т. В. Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в профессиональной подготовке руководителей детских хореографических коллективов Текст.: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Тарасенко Т. В. М., 2006. — 26 с.
  181. Теория и практика педагогического эксперимента Текст. /под ред.
  182. A. И. Пискунова, Г. В, Воробьёва. М.: Педагогика, 1979. — 208 с.
  183. Тесты для выбирающих профессию Текст. / сост. А. М. Кухарчук,
  184. B. В. Лях, С. Г. Макарова. Минск: Современная школа, 2008. — 288 с.
  185. Твоя профессиональная карьера. 8 9 кл. Текст. / под ред. С. Н. Чистяковой. -М.: Просвещение, 2003. — 159 с.
  186. , Н. И. Активизация учебной деятельности школьников на основе метода портфолио Текст.: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Титова Н. И. Ижевск, 2010. — 25 с.
  187. , П. И. Адаптивное управление педагогическими системами Текст. /П. И. Третьяков, С. Н. Митин, H. Н. Бояринцев и др. М.: Академия, 2003.-368 с.
  188. , Е. И. Выбирая профессию, выбираем образ жизни Текст.: учебно-методическое пособие /Е. И. Фадеева, М. В. Ясюкевич. М.: ЦГЛ, 2004 -96 с.
  189. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Флинта, 1999. — 672 с.
  190. Философский энциклопедический словарь Текст. М.: ИНФРА — М, 1999.-569 с.
  191. Философский энциклопедический словарь Текст. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 836 с.
  192. , Е. Н. Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности Текст.: автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук / Фокина Е. Н. Тюмень, 2002. — 24 с.
  193. Формирование интереса к учению у школьников Текст. /под ред. А. К. Марковой. -М.: Педагогика, 1986. 192 с.
  194. , В. Человек в поисках смысла Текст. /В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.-266 с.
  195. И.Д. Образовательное пространство как пространство развития Текст. /И. Д. Фрумин, В. Д. Эльконин // Вопросы психологии. 1993. — № 1. -С. 25−32.
  196. , С.Н. Всеобщая история танца Текст. / С. Н. Худеков. М.: Эксмо, 2010.-608 с.
  197. , Т. В. Профоринтационная поддержка старшеклассников Текст.: учебно-методическое пособие [Текст] / Т. В. Черникова. М.: Глобус, 2006.-256 с.
  198. , А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации Текст. /А. П. Чернявская. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 96 с.
  199. , Ж. В. Развитие художественно-творческих способностей школьников на уроках хореографии в учреждениях дополнительного образования детей Текст.: дис.. канд. пед. наук /Чечина Ж. В. М., 2011. — 222 с.
  200. , С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников Текст.: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / С. Н. Чистякова. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 128 с.
  201. С.Н., Захаров H.H. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. М, 1987.
  202. , С. Н. Проблемы и риски самоопределения старшеклассников в выборе профиля обучения Текст. / С. Н. Чистякова // Профильная школа. -2004,-№ 5, — С. 5- 10.
  203. , С. Н. Проблема самоопределения старшеклассников и профиля обучения Текст. /С. Н. Чистякова // Педагогика. 2005. — № 1. — С. 19−26.
  204. , П. А. Психология профессионального определения в ранней юности Текст. /П. А. Шавир. М.: Педагогика, 1981. — 96 с.
  205. В.Д. Психология деятельности и способности человека Текст.: учебное пособие / В. Д. Шадриков. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996.-320 с.
  206. , Г. И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе Текст. / Г. И. Шамова, С. Н. Белова, И. В. Ильина, Г. Н. Подгалимова, А. Н. Худин. М.: Педагогическое общество России, 2007. — 192 с.
  207. , И. Г. Психологические особенности самоопределения на этапе перехода от детства к взрослости Текст.: дис. канд. психол. наук 19.00.07/ Шендрик Иван Григорьевич М., 1989. — 161 с.
  208. , Е. Н. Развитие личности в обучении Текст.: учебное пособие для студ. пед. вузов /Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 288 с.
  209. , И. Ю. Самоанализ и «Я» старшеклассника Текст. / И. Ю. Шустова // Новые ценности образования: Педагогика «Я». М.: Школа и демократия, 2005. — Вып. 2 (21). — С. 51.
  210. , П. Г. Очерки по философии образования (статьи и лекции) Текст. /П. Г. Щедровицкий. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1993. -156 с.
  211. Элективные курсы: алгоритм создания, примеры программ: практическое руководство для учителя Текст. / сост. Г. А. Воронина. 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008.- 128 с.
  212. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников Текст.: учеб-метод, пособие / науч. ред. С. Н. Чистякова- Министерство образования РФ- М.: АПК и ПРО, 2003.- 102 с.
  213. , Д. Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  214. , Д. Б. Психология развития Текст. /Д. Б. Эльконин. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 141 с.
  215. Энциклопедия для детей. Выбор профессии Текст. / гл. ред. Е. Ананьева- отв. ред. В. Белоусова. М.: Мир энциклопедий Аванта +: Астрель, 2009. -423 с.
  216. М. Н. Профессионально-творческое становление личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств Текст.: автореф. дис. на соиск. учен. ни. док. пед. наук: 13.00.08 /Юрьева Марина Николаевна — [МГАКИ]. — М., 2010.-46 с.
  217. , Б. П. Современная концепция образовательной области «Искусство» /Виды искусства и их взаимодействие Текст. /Б. П. Юсов. М.: ИХО РАО, 2001.-210 с.
  218. , И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе Текст. /И. С. Якиманская — под ред. Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской. -М.: Просвещение, 1986. 160 с.
  219. , В. А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию Текст. /В. А. Ясвин. М.: Моск. гор. психол.-пед. ин-т. — М.: Смысл, 2001. -365 с.
  220. Александрова Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.isiksp.ru/library/aleksandrovaea/aleks-4.html
  221. Азбука профессий и специальностей Электронный ресурс. Режим доступа: http://rodn-i-k.narod.ru/asbprof.htm
  222. Словарь профессий Электронный ресурс. Режим доступа: http://naviobraz.tsu.ru/slovprd.htm (раздел «Справочные материалы»).
  223. Словарь специальностей Электронный ресурс. Режим доступа: http://kirov.rostmd.rU/portal/r/training/dictionaryProf.aspx
Заполнить форму текущей работой