Коммуникативные тренинги как средство профессиональной подготовки студентов туристского вуза: На примере изучения курса «Навыки работы с клиентами»
Диссертация
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были изложены в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях (Уральского государственного университета им. А. М. Горького — УрГУ, Гуманитарного Университета и УИТ), обсуждались в РМАТ, Екатеринбургском филиале Российской международной академии туризма, на международных, всероссийских… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Современные требования к профессиональной подготовке специалистов в сфере туризма
- 1. 1. Психолого-педагогический анализ требований к специалисту в области профессиональной туристской деятельности
- 1. 2. Понятие «коммуникативный тренинг» в структуре профессионального образования (синтез российского и зарубежного опыта)
- Глава 2. Содержание и методика коммуникативных тренингов в профессиональной подготовке студентов в туристском вузе
- 2. 1. Отбор содержания учебного материала для курса «Навыки работы с клиентами»
- 2. 2. Типология тренингов в курсе «Навыки работы с клиентами»
- 2. 3. Итоги опытно-экспериментальной работы
Список литературы
- Аванесов B.C., Рыбальский В. И. и др. Методические указания по классификации методов активного обучения. — Киев: Педагогика, 1989. -84 с.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М.:МГУ, 1990. — 240 с.
- Адаир Дж. Эффективная коммуникация. М.: Изд-во Эксмо, 2003. -240 с.
- Алиева М.А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Трошихина Е. Г. Тренинг развития жизненных целей: программа психологического содействия успешной адаптации. СПб.: Речь, 2003. 216 с.
- Альтман ГХ. Звездные часы лидерства. Лучшие стратегии управления в мировой истории. — М.: АО «Интерэксперт», 1999. С. 11.
- Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001.-688 е.: ил.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений.//Г.М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2002. — 378 с.
- Анискин Ю.П. Общий менеджмент: Учебник. М.: РМАТ, 1997. — 117 с.
- Атватер И.Я. Я Вас слушаю.(советы руководителю, как правильно слушать собеседника). М.: Экономика, 1984. — 112 с.
- Атутов П.Р. Технология и современное образование//Педагогика. 1996, № 2.- С.11−14
- И. Бакирова ГХ. Тренинг управления персоналом. СПб.: Речь, 2004. -400 с: ил.
- Бакли Р., КэйплДж. Теория и практика тренинга. СПб.: Питер, 2002. — 352 с.
- Баранова Г. В., Кобзева В. В. Посттренинговое сопровождение персонала. СПб.: Речь, 2003. — С.2514 .Батаршев А. В. Психология менеджмента: Психологический практикум. Таллинн: Социально-гуманитарный институт, 2002. — 88 с.
- Батышев С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. М., 1979. — 223 с. 1 в. Берч Я. Тренинг. СПб.: Издательский Дом «Нева», — М.: «OJIMA-ПРЕСС Инвест», 2003. — 160 с.
- Беспалъко В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. — 141 с.
- Биик Дж.У. Тренинг преодоления социофобии: Руководство по самопомощи. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 226 с.
- Биркенбилъ В.Ф. Коммуникационный тренинг: наука общения для всех. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 352 с.
- Бишоп С. Тренинг ассертивности. СПб.: Питер, 2001. — С. 181−194
- Бланчард К., Вэгхорн Т. Миссия возможного, или Как стать компанией мирового класса: Пер. с англ. Челябинск: Урал LTD, 1998. — 292 с.
- Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия//Советская педагогика, 1991,№ 9. С.123−128
- Бодалев А.А. Личность в общении. М., 1983, — С.55−74
- Бойко В.В. Энергия эмоций. СПб.: Питер, 2004. — 474 с.
- Болотова А.К., Макарова И. В. Прикладная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. — 383 с.
- Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. -СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 316 с.
- Большой психологический словарь//Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
- Бородина Н.В., Эрганова Н. Е. Основы разработки модульной технологии обучения: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. проф.-пед. ун-та, 1994. — 87 с.
- БрунерДж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. — С. 13−130
- Бурлачук Л. Ф. Психодиагностические методы исследования личности. Киев, 1982. 17 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2001. — 528 е.: ил.
- Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. СПб.: Питер, 2002. С. 77−88. — 304 с.
- Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. СПб.: Питер, 2002. -256 с.
- Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. СПб.: Речь, 2002. -174 с.
- Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. — 320 с.
- Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов. СПб.: Питер, 2001. — 224 е.: ил.
- Виханский О.С., Наумов А. И. Практикум по курсу «Менеджмент»//Под ред. А. И. Наумова. М.: Гардарика, 1999. — С.23
- Власова Т.Н. Состояние и проблемы повышения качества профессионального образования специалистов для туристской индустрии. М.: Советский спорт, 2001. — 148 с.
- Власова Т.Н., Богданов Ю. В. Проблемы повышения профессионального уровня туристских кадров//Развитие туризма в условиях современных интеграционных процессов. Материалы науч.-прак. Конференции. Минск, 1997. -С.40−42.
- Волков Б.С., Волкова Н. В. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2003.-208 с.
- Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т.6. М., 1982−1984. — С.56
- Габай Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. — 240 с.
- Гайда В.К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. JL: Изд-во Ленингр. ин-та, 1982. — 101с.
- Аб.Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий//Психологическая наука в СССР: В 2 т. Т 1,2. М., 1959.
- Ги Лефрансуа. Прикладная педагогическая психология. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. — 416 с.
- Грачева Л.В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. СПб.: Речь, 2003. — 60 с.49Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.:ИНТОР, 1996. -С.115−117.
- Джуринский А.Н. Экспериментальные школы Западной Европы и США//Советская педагогика. 1990. № 4. С.139−144.
- Дрогов И.А. Обеспеченность туристской отрасли кадрами и прогноз их потребности в системе непрерывного образования//Сб. Профессионально-квалификационная структура и образовательные стандарты в сфере рекреации и туризма. М.: РМАТ, 1997. — 894 с.
- Дружинин А.В., Пирогова О. В., Скоробогатова Л. Г. Методическое обеспечение учебно-производственной практики студентов//Сб. Вестник Уральского института туризма. Вып. 1.//Под ред. Пироговой О. В. Екатеринбург: РМАТ-УАТ, 2002. — С. 17−18
- Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. — СПб.: Издательство «Речь», 2004. 256 с.
- Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2003. -400 е.: ил.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. JI.: ЛГУ, 1985.-C.il
- Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. М.: Гардарики, 2003. — 223 с
- Жуков Ю.М. Система внутрифирменного обучения как результат и инструмент организационного развития//Журнал практического психолога. 2000. № 5−6.
- Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988. -64 с.
- Завьялова Ж.В. Путь тренера. Автобиографические очерки с методическими материалами для практикующего бизнес-тренера. -СПб.: Речь, 2002. 248 с.
- Занюк С. Психология мотивации. К.: Эльга-Н- Ника-Центр, 2002. -352 с.
- Захаров В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга: методические указания. Л.: ЛГТУ, 1990. С.87−88
- Захаров В.П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. Ленинград. Изд-во ЛГУ, 1989. — С.119−125
- Зигерт В., ЛангЛ. Руководить без конфликтов. М.: Экономика, 1990. — 335 с.
- Зорин И.В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 1997.240 с.
- Зорин И.В. Образование и карьера в туризме: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2000.224 с.
- Зорин И.В., Квартальное В. А. Толковый словарь туристских терминов. Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес. М.: Афины: Infogroup, 1994. С. 67, 157−161,186−188,245−247.
- Ильина Е.Н. Туризм — путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес: Учеб. М.: РМАТ, 1998. С.45−111,134−149.
- Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. 256 е.: ил.
- Каменюкин А.Г., Ковпак Д. В. Антистресс-тренинг. СПб.: Питер, 2004. -192 е.: ил.
- Ю.Касаткин С. Ф. Мастер общения. Советы практикующего психолога. -СПб.: Питер, 2002. 128 с.
- У.Касаткин С. Ф. Техника обратной связи. Мастер общения. СПб.:1. Питер, 2002. 192 с.
- Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии//Приложения к постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 17 мая 1999 г. № 8. — 8с
- Квартальное В.А. Туризм: теория и практика: Избранные труды: В 5 т. Т.5. М.: Финансы и статистика, 1998. — 248 с.
- Келли Г., Армстронг Р. Тренинг принятия решений. СПб.: Питер, 2001.-224 е.: ил.
- Кипнис М. Тренинг коммуникации. М., 2004. — 128 с.
- SO.Кларин M.B. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М., 1989. С.47−58
- Козлов В.В., Козлова А. А. Управление конфликтом. М.: Издательство «Эксмо», 2004. — 224 с.
- Кори Дж., Кори М., Колланэн П., Рассел Дж.М. Техники групповой психотерапии. СПб.: Питер, 2001. — 320 с.
- S3.Королева М. Мастер общения: Как разговаривать, чтобы договориться. СПб.: ИК «Невский проспект», 2001.- 160 с.
- Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимствою Туризм: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — С.3185 .Коул Дж. Управление персоналом в современных организациях. М.: ООО «Вершина», 2004. — 352 с.
- Коучинг: истоки, подходы, перспективы//Сост. М. А. Данилова, Е. В. Фролова. СПб.: Издательство «Речь», 2003. — 110 с.
- Краткий психологический словарь//Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 432 с.
- Крижанская Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. Ленинград: ЛГУ, 1990. — 204 с.
- Кристофер Э., Смит Л. Тренинг в рекруитменте. СПб.: Питер, 2002. -С. 174−177
- Кроль Л.М., Михайлова Е. Л. Тренинг тренеров: как закалялась сталь. -М.: Независимая фирма «Класс», 2002. 192 с. 91 .Куницына В. Н. Потребности и мотивы личности//Психология. Учебник. М.: Проспект, 1998. С. 188−195.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.-С.150−161
- ЛиД. Практика группового тренинга. СПб.: Питер, 2002. — С. 192−204 91. Лойшен Ш. Психологический тренинг умений. Школа Вирджинии
- Сатир. СПб.: Питер, 2001.- 160 е.: ил. 98Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.: Наука, 1984. С.81−92 99Льюис Д. Тренинг эффективного общения. — М.: Изд-во Эксмо, 2002. -224 с.
- Любимов А.Ю. Мастерство коммуникации. М.: Издательство «КСП+», 2002. — 336 с.
- Максимов В.Е. Коучинг от, А до Я. Возможно все. СПб.: Издательство «Речь», 2004. — 272 с.
- Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. СПб.: Образование, 1997. — С.11−16
- Малашонок Д. Тренинги эффективных продаж. СПб.: Питер, 2004. — 192 е.: ил.
- Малъханова И.А. Деловое общение: Учебное пособие. М.: Академический Проект, 2002. — 224 с.
- Мамонтов С.Ю. Тактика ведения переговоров. СПб.: 2002. — 160 с.
- Марджерисон Ч. Обучение действием в Австралии //Практика обучения действием. М.: Гардарики, 2000. — С. 192−198.
- Маркова О.Ю. Методика использования аутентичных материалов в формировании коммуникативной культуры менеджеров туризма.// Актуальные проблемы туризма-99//Сб. науч. трудов. Вып. 3. — М.: Советский спорт, 2000. — 232 с.
- Мацумото Д. Психология и культура.- СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. 416 с.
- Менте М. Ван. Эффективное использование ролевых игр в тренинге. СПб.: Питер, 2002. — 208 е.: ил.
- Мироненко И. А. Социально-психологический тренинг в зарубежных странах//Практикум по социально-психологическому тренингу/Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2000. — С.48−59
- Муладжанова Т. Тренинг в турифирме: процесс непрерывного образования/АГуристический бизнес, 1999. № 6. — С.- 42−44
- Мучински П. Психология, профессия, карьера. 7-е изд. СПб.: Питер, 2004. — С.90−91
- Немое Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984. — 285 с.
- Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 113 с.
- Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. МГУ, факультет повышения квалификации. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 166 с.
- Никандров В.В. Антитренинг, или Контуры нравственных и теоретических основ психологического тренинга: Учеб. пособие. -СПб.: Речь, 2003. С. 160−163
- Нордстрем К., Риддерстроле Й. Бизнес в стиле Фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2000. — С.25,100
- Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. М.: Издательство «Ось-89», 2002. — С.20−36
- Огнев А.С. Организационное консультирование в стиле коучинг. -СПб.: Речь, 2003. 192 с.
- Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. СПб.: Питер, 2003. — 204 е.: ил.
- Перспективы развития системы непрерывного образования//Под ред. Гершунского Б. С. М.: Педагогика, 1990. 224 с.
- Петрова Е.А. Знаки общения. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. 256 с.
- Петровская JI.A. Компетентность в общении. М.: Изд-во МГУ, 1989.-С.9, 87,118−128
- Петровская Л.А. Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга. М.: МГУ, 1982. — С.9, 208
- Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе (методика развития компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек). М.: Академический Проект, 2002. — 256 с.
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии//В.Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др. Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2003. — 560 е.: ил.
- Психогимнастика в тренинге//Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2002. — 256 с.
- Психологические портреты персонала: типология и диагностика//Под ред. Ю. П. Платонова. Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2003.-416 с.
- Психологический словарь//Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
- Психологический словарь//Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 е.: ил.
- Психология профессиональной деятельности//Под редакцией Н. Самоукина. СПб.: Питер, 2003. 2- 24 е.: ил.
- Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса//Томский государственный университет. Под ред. Л. В. Комаровской. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1985. -156 с.
- Психотерапия//Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2000. -544 с.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002. — С.52
- Рай Л. Упражнения: схемы и стратегии. СПб.: Питер, 2003. — 256 е.: ил.
- Рамендик Д.М., Солонкина О. В., Слаква С. П. Психологический практикум: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. М.: Мастерство, 2002. — 160 с.
- Роберт КВ. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. -М.: Школа-пресс, 1994. 205 с.
- Рогачев С.А. Коучинг: возможности применение в бизнесе. -Ростов — на Дону: «Феникс», 2003. — 160 с.
- Рогов Е.И. Психология общения. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — 336 е.: ил.
- Розанов В.А. Психология управления. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.
- Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. СПб.: Питер, 2003. — С.7,199−218.
- Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. -СПб.: Речь, 2003.-С.164
- Рубинштейн С.Л. Направленность личности//Хрестоматия по психологии//Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. — С. 152−154
- Рысев Н.Ю. Активные продажи. Как найти подход к клиенту. -СПб.: Питер, 2002. 192 с.
- Рэйс Ф., Смит Б. 500 лучших советов тренеру. СПб.: Питер, 2001.- 128 с.
- Савкин А.Д., Данилова М. А. Коучинг по-русски: смелость желать.- СПб.: Издательство «Речь», 2003. 112 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 225 с.
- Сенин B.C. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 1998. — С. 196
- Сергеечева В. Азы общения. СПб.: Питер, 2002. — 224 с.
- Сергеечева В. Приемы убеждения. Стратегия и тактика общения.- СПб.: Питер, 2002. 192 с.
- Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2001. -234 с.
- Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе. СПб.: Речь, 2001. — 72 с.
- Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2003. — 208 е., ил.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980. — С.130−131
- Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании/Под ред. В. М. Полонского. М., 1995. -С.20
- Смит Г. Тренинг прогнозирования поведения. СПб.: Речь, 2003.- 224 с.
- Смит М. Тренинг уверенности в себе. СПб.: Речь, 2002. — 244 с.
- Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002. — 192 с.
- Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992. — С.5
- Солодухин И.Д., Загузое Н. И. О подготовке научно-педагогических кадров для туристской отрасли//Дополнительное образование. 2000. № 3. — С.41- 42
- Солтицкая Т.А. Тренинг продаж: Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001. — 212 с.
- Социальные и психологические проблемы целевой интенсивной подготовки специалистов//Под ред. В. Н. Трусова. Ленинград.: Изд-во Лен. Ун-та, 1989. — 160 с.
- Стаут С. Управленческий тренинг. СПб.: Питер, 2002. — 256 е.: ил.
- Стюарт Дж. Оперативный тренинг. СПб.: Питер, 2001. — 128 е.: ил.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. — С.85−88
- Тимченко Н.М. искусство делового общения. В 2 Ч. 4.1. — Харьков: РИП «Оригинал», 1992. 180 с.
- Тичи Н., Девана М. А. Лидеры реорганизации: Из опыта американских корпораций: Сокр. Пер. с англ. М.: Экономика, 1990. — С. 159−170
- Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера. СПб.: Питер, 2001.-208 е.: ил.
- Трейси Б., Шелен Ф. М. Полное руководство для менеджера по продажам //Пер. с нем. Минск: ООО «Попурри», 2002. 224 с.
- Уитмор Дж. Coaching — новый стиль менеджмента и управления персоналом: Практическое пособие: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 2001. — 160 е.: ил.
- Фомин Ю.А. Психология делового общения. Минск: Амалфея, 2003.-448 с.
- Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально-психологического тренинга поведения/ТПсихологический журнал. -1984.-Т. 5. -№ 4. С.57−64
- Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2001. — 864 с.
- Харрингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях. М.: Экономика, 1990. — С. 125.
- Харрис Дж. Коучинг: личностный рост и успех. СПб.: Речь, 2003.- 112 с.
- Хоган К. Эффективная коммуникация: 10 золотых правил делового и личного успеха. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. — 20 с.
- Хон Р. Л. Педагогическая психология. Принципы обучения. М.: Деловая книга, 2002. — с. 18
- Цзен Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. -М.: Независимая фирма «Класс», 2001. 272 с.
- Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2001. — 288 е.: ил.
- Черных Н.Б. Технология путешествий и организация обслуживания клиентов: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2002.-320 с.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995. Шевцова И. В. Тренинг личностного роста. СПб.: Речь, 2003. — 144 с.
- Элъконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 33−38
- Ядов В. А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. М.: Наука, 1987. — 237 с.
- Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М.: Высшая школа, 1986. — 133 с.
- Antony, R. & Kushner, М. High Octane Selling: Boost Your Creative Power to Close More Sales. New York, NY: AMACOM, 1995. 165 p.
- Argyle, M. The Social Psychology of Work. Harmondsworth: Penguin Books, 1989. P.73−74
- Bandura, A. Social Learning Theory (2nd ed.). Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1977. P.122−147
- Barsky, A.E. Conflict Resolution for the Helping Professions. Belmont, CA: Brooks//Cole, 2000. P. 15−28
- Baum, T. Managing Human Resources in the European Tourism and Hospitality Industry. A Strategic Approach. UK: International Thomson Business Press, 1996. 281 p.
- Bennet, M.J. A Developmental Approach to Training for Intercultural Sensitivity//International Journal of Intercultural Relations. Vol.10, 1986. P. 179−196
- Bishop, S. The Complete Feedback Skills Training Book. Hampshire, UK: APD Association, 2000. P.201−212
- Brigham, J.S. Ethnic Stereotypes/ZPsychological Bulletin. Vol. 76, 1971. P. 15−38
- Brislin, R., Cushner, K., Cherrie, C. & Yong, M. Intercultural Interactions: A Practical Guide. Newbury Park, CA: Sage, 1996. P.63−66
- Brokaw, L 301 Great Management Ideas from America’s Most Innovative Small Companies. Boston, MA: Inc. Publishing, 1995. P. 7478,102,115, 270−273
- Clark, N. Team Building: A Practical Guide for Trainers. New York, NY: McGraw-Hill, 1994. P.146
- Contact: USA. 2000−2001 ed. Vol. 15. Washington, DC: Travel Industry Association of America, 2000. 495 p.
- Deep, S., Sussmart, L. Smart Moves for People in Charge. Reading, MA: Addison-Wesley Publishing Company, 1995. 296 p.
- Downey, M. Effective Coaching. London, UK: Orion Business Books, 1999. — 244 p.
- Fisher, F. Success Secret: A High Emotional IQ//Fortune, October 26, 1998. P.293−298
- Fleming, I. and Taylor, A.J.D. The Coaching Pocketbook. London,
- Friday, R.A. Contrasts in Discussion Behaviors of German and American Managers//In L.A. Samovar & R.E. Porter (Eds.) Intercultural Communication: A Reader. Belmont, CA: Wadsworth, 2000. P. 224−235
- Furnham, A. The Adjustment of Sojourners//Readings on Communicating with Strangers. William B. Gudykunst, Yong Yun Kim (eds.) New York, NY: McGraw-Hill, Inc., 1992. P.336 — 344
- Galloway, C.M. Non-Verbal Behavior in Teacher-Student Relationships: An Intercultural Perspective//Non-Verbal Behavior: Perspective, Applications, Intercultural Insights. Lewiston, NY: Hogrefe & Huber Publishers, 1984. P.411−430.
- Gamble, Т.К., Gamble, M. Communication Works. 3rd ed. New York, NY: McGraw-Hill, Inc, 1990. 320 p.
- Gibson, L.W., Hanna, M.S. Introduction to Human Communication. Dubuque, IA: Wm. C. Brown Publishers, 1992. 506 p.
- Godin, S. Wisdom, Inc. New York, NY: Harper Collins Publishers, 1995. -149 p.
- Goldstein, L. Whatever Space Works for You//Fortune, New Yoek, 2000. Jul.10. P.269−270
- Goleman, D. Emotional Intelligence. London, UK: Bloomsbury Publishing, 1996. 256 p.
- Gouran, D.S., & Hirokawa, R.Y. Functional Theory and Communication in Decision-Making Groups: An Expanded View//Communication and Group Decision Making. Thousand Oaks, CA: Sage, 1996. P.55−80
- Gudykunst, W.B. Cultural Variability in CommunicationZ/Communication Research, 24(4), Newbury Park, CA: Sage, 1997. P.327−348
- Gudykunst, W.B., Matsumoto, Y. Cross-Cultural Variability of Communication in Personal Relationships. Thousand Oaks, CA: Sage, 1996. -P. 16−56
- Hall, E.T. How Cultures Collide//Psychology Today 10, 2, 1976. -P.66−74, 97
- Hecht, M. L & Ribeau, S. Ethnic Communication: A Comparative Analysis of Satisfying Communication/ZInternational Journal of Intercultural Communications, 8, 1984. P. 135−151
- Hellriegel, L., Slocurn, J., Woodman, R. Organizational Behavior. South-Western College Publishing, 2001. P. 385
- Ну land, N. Meta-Competence, Metaphysics and Vocational Expertise//Competence and Assessment, No.20. Sheffield, UK: Employment Department, 1992. P.22−24
- Hymes, D. On Communicative Competence/Яш J.B. Pride and J. Holmes (eds.), Sociolinguistics. Harmondsworth, UK: Penguin, 1972. -P.269−293
- Kalinauskas, P. and King, H. Coaching — Realising the Potential. London, UK: IPD, 1994. -198 p.
- Kirkpatrick, D.L. Evaluation of Training/An Craig, R.L. and Bittel, L.R. (eds.), Training and development Handbook. New York, NY: McGraw-Hill, 1967.-260 p.
- Kirkpatrick, S.A. and Locke, E.A. Leadership: Do Trainers Matter? Academy of Management Executive, 5(2), 1991. P.48−60
- Lasonen, J. and Finch, C.R. Evaluating an International Vocational Education Research Linkages: A Case Study of Culture, Communication and Collaboration/ZInternational Journal of Vocational Education and Training 3, no.2,1995. P.51−71
- Lewis D. The Secret of Language of Success: How to Read and Use Body-Talk. London, UK: Kogan Page, 1990. P. 15−19
- Lowe, P. Coaching and Counselling Skills. London, UK: Kogan Page, 1994.-244 p.
- Matsumoto, D. Sport Science Approaches to Training in U.S. Judo. Paper presented at the 4th Annual National Judo Coachers Conference, United States Olympic Training Center, Colorado Springs, CO, 1987. -P.30−42
- Maxwell, John C. The Winning Attitude. San Bernardino, CA: Here’s Life, 1984. P.97
- McLaughlin, C.H. Implications of Global Change: Technology Education’s Role//Technology Teacher 55, No.5, 1996. P. 14−18
- Mead, R. International Management. London, UK: Kogan Page, 1998. -380 p.
- Oxford Advanced Learner’s Dictionary of Current English. Oxford, UK: Oxford University Press, 1982.
- Parsloe, E. Coaching, Mentoring and Assessing. London, UK: Kogan Page, 1992.-P.117
- Parsloe, E. The Manager as Coach and Mentor. 2nd edn, London, UK: IPD, 1999.-P.87
- Peoples, DA. Presentations Plus. 2nd ed. New York, NY: John Wiley & Sons, Inc., 1992. 288 p.
- Philpott, M. Business Beyond Our Borders: An Integrated Approach//Business Education Forum 49, No.4,1995. P.25−28
- Reed, Julie. Report Urges Training in Tourism//Times Educational Supplement, Issue 4279,1998. P.33
- Reid, M. and Barrington, H. Training Interventions: Managing Employee Development. London, UK: Institute of Personnel and Development, 1997. P.7
- Russel, T. Effective Feedback Skills. London, UK: The Falmer Press, 1998. P. 16−18
- Sabath, A.M. Business Etiquette in Brief. The Competitive Edge for Today’s Professional. Holbrook, MA: Bob Adams, 1993. 144 p.
- Samovar, L.A., Porter, R.E. Understanding Intercultural Communication: An Introduction and О vervie w//Intercultural Communication: A Reader (9th ed.). Belmont, CA: Wadsworth Publishing Company, 2000. P.5−16
- Spence, S., Shepherd, G. Developments in Social Skills Training. London, UK: Academic Press, 1983. P.87−90
- Spinks, N., and Wells, B. Intercultural Communication: A Key Element in Global Strategies//Career Development International 2, No.6, 1997. P.287−282
- Statt, D. Concise Dictionary of Business Management London, UK: Routledge, 1999.
- Statt, D. Understanding the Customer: A Psychological Approach. New York, NY, 1997. P.30−46
- Syratt, G. Manual of Travel Agency Practice. Butterworth: Heinemann, 1992. 260 p.
- Taylor, E.W. Intercultural Competency: A Transformative Learning Process//Adult Education Quarterly 44, No. 3, 1994. P. 154−174
- Triandis, H.C. Brislin, R.W., & Hui, C.-C.H. Cross-Cultural Training Across the Individualism Collectivism Divide/ZInternational Journal of Intercultural Relations, 12 (3), 1988. — P. 269−289
- Tucker, M.F., Baier, V.E., & Rhinesmith, S.H. Before Takeoff: What Your Overseas People Need to Know//Personnel, 62 (12), 1985. P.60−65
- Tucker, J.S., Riggio, RE. The Role of Social Skills in Encoding Posed and Spontaneous Facial Expressions//!. Non-Verbal Behavior, 1988. Vol. 12(2), Summer 1988. P.81−97
- Vielba, СЛ. and Edelshain, D.J. Are Business Schools Meeting the Challenge of International Communication?//Journal of Management
- Wills, M. Managing the Training Process: Putting the Principles into Practice. Hampshire, UK: Gover, 1998. P.277
- Zhao, J.J., & Parks, C. Self-Assessment of Communication Behavior: An Experiential Learning Exercise for Intercultural Business Success//Business Communication Quarterly, 58(1), 1995. P.20−26