Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов ВУЗов войск связи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Модель процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов ВУЗа связи, обеспечивающая систематизированное изучение, целенаправленное управление и анализ деятельности командиров подразделений, преподавателей и курсантов в ходе формирования профессиональных качеств. Она включает следующие компоненты: объект и субъектцели и задачи формирования профессиональных качеств у курсантов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ
    • 1. Историко-педагогический анализ опыта формирования профессиональных качеств у военных кадров
    • 2. Сущность и содержание процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у будущих офицеров-связистов
    • 3. Исследование современного состояния процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов ВУЗов войск связи
  • ГЛАВА. Н. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВОЙСК СВЯЗИ
    • I. Организация и методика опытно-экспериментального исследования процесса поэтапного формирования профессиональных качеств
    • 2. Разработка критериев и показателей оценки эффективности процесса поэтапного формирования профессиональных качеств
    • 3. Анализ динамики и результатов опытно-экспериментальной работы процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у будущих офицеров-связистов
  • ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВОЙСК СВЯЗИ
    • 1. Повышение уровня психолого-педагогической подготовки постоянного состава училищ к осуществлению процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у будущих офицеров-связистов
    • 2. Оптимизация структуры образовательного процесса в интересах поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов ВУЗов войск связи
    • 3. Формирование целенаправленности педагогической диагностики кандидатов для поступления в ВУЗ и курсантов на всех этапах процесса поэтапного формирования профессиональных качеств

Совершенствование процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов ВУЗов войск связи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях противоречивого реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) задача формирования профессиональных качеств (ПК) у офицерских кадров приобретает особую значимость. Качественно меняется характер требований к уровню подготовленности и профессиональной деятельности офицера-связиста. Постоянная боевая готовность ^ и круглосуточное несение боевого дежурства в условиях недопоставок техники связиусложнившийся характер обучения и воспитания военнослужащих в обстановке резкого снижения качества призывного контингентаповышение ответственности принятия решений и характера руководства личным составом в сложных, противоречивых социально-экономических условиях в страневозрастание морально-психологических нагрузок на молодых офицеров, обусловленных недостаточной материальной обеспеченностью и социальной защищенностьюнеобходимость овладения новыми методами работы по руководству подчинёнными в ус-• ловиях изменившихся ценностных ориентаций воинской службы — все это требует целенаправленного, систематичного, поэтапного формирования у курсантов ВУЗов войск связи профессиональных качеств. Поэтому в современной высшей военной школе проблема совершенствования процесса формирования профессиональных качеств у курсантов занимает особое место.

Анализ службы выпускников ВУЗов войск связи, беседы с командирами воинских частей показывает, что молодые офицеры в целом успешно решают стоя-Ф щие перед ними задачи по обучению личного состава, обеспечению связи командирам и штабам различных звеньев управления, поддержанию высокой воинской дисциплины в подразделениях.

В го же время, как свидетельствуют многолетние наблюдения, результаты проверок, акты государственных аттестационных комиссий и отзывы из 47 воинских частей связи существующий процесс подготовки офицеров-связистов недостаточно ориентирован на формирование у курсантов военно-профессиональной направленности, волевых качеств, дисциплинированности, качеств организатора, воспитателя, физических качеств и др. Наряду с объективными трудностями, а также из-за отсутствия целеустремленности, чётко определённой этапности формирования и развития профессиональных качеств у курсантов, действенного контроля над эффективностью процесса формирования профессиональных качеств выпускники ВУЗов связи не достаточно подготовлены не только исполнять функциональные обязанности командира взвода, но и управлять деятельностью младших командиров и специалистов.

Анализ отзывов на выпускников ВУЗов войск связи свидетельствует, что многим молодым офицерам в условиях профессиональной деятельности в войсках не достает самостоятельности, инициативности и творчества в работе, психолого-педагогических знаний, умения обучать и воспитывать подчинённых, организовывать и вести войсковое хозяйство в условиях рыночной экономики, что негативно влияет на результаты деятельности офицера. Изучение результатов подготовленности выпускников ВУЗов связи к видам профессиональной деятельности показывает. что в среднем 28% мо лодых офицеров имеют недостатки в подготовке к командно-штабной деятельности, 32% - к инженерно-эксплуатационной и 37% - к воспитательной работе. Должностные обязанности выполняют успешно в среднем 50% выпускников ВУЗов связи, удовлетворительно — 26%, слабо — 24%. Поэтому, формирование профессиональных качеств у курсантов ВУЗов войск связи является важной практической задачей, которая требует научного решения.

Различные проблемы процесса формирования профессиональных качеств и его совершенствования нашли отражение в диссертационных исследованиях военных учёных1. Однако, анализ данных и других исследований показал, что до на' См.: lyriwt И. Л. Формирование командирских качеств у курсантов военных училищ. Дис. .канд. пед. наук. — М. 1966; Вдовюк В. И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. — М. 1971; Он же. Педагогическое мастерство советского офицера. Метод, пособие. -М., 1976. С.3−19- Городов П. И. Педагогические основы оценки, учёта результатов воспитания курсантов. Дис. .канд. пед. наук, — М., 1972; Он же. Оптимизация процесса воспитания в высшей военной школе. -М, 1983; Дивыдов В. П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов ввузов в процессе обучения. Дис .д-ра пед. наук — М., 1977; Железняк .1.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера, ее стоящего времени среди военных учёных нет единого подхода к пониманию сущности поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов, не разработана его модель, отсутствуют критерии и показатели оценки эффективности процесса, не достаточно исследованы пути и условия его совершенствования. При рассмотрении механизма формирования профессиональных качеств у курсантов недостаточное внимание уделяется необходимости его осуществления поэтапно, Поэтому научной задачей данного исследования стало педагогическое обоснование процесса формирования профессиональных качеств у курсантов ВУЗов войск связи и необходимости его совершенствования на основе технологии поэтапного подхода.

Актуальность, практическая и теоретическая значимость проблемы, а также недостаточная её разработанность применительно к современным условиям, обусловили выбор темы кандидатской диссертации.

Объектом исследования является образовательный процесс в ВУЗах войск связи Министерства Обороны Российской Федерации, а её предметом — сущность и педагогические пути совершенствования процесса поэтапного формирования профессиональных качеств (ПФ ПК) у курсантов военных училищ связи.

Цель исследования — обосновать сущность процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у будущих офицеров-связистов, выявить основные пути его совершенствования.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решались следующие.

• формирование и развитие. Дис. д-ра психол. наук. -М., 1982; Воробьев A.M. Развитие интеллектуальных качеств у слушателей в процессе обучения. Дис.. канд. пед. наук. -М., 1978; Натирав В. П. Развитие у курсантов командных училищ качеств руководителя воинского коллектива. Дис.. канд. пед. наук. -М. 1988; Колесников В. З. Повышение эффективности воспитания военно-профессиональных качеств у слушателей академии (на основе профессиографи-ческого анализа). Дис.. канд. пед. наук. -М. 1989; Гапокчук ГЛ. Формирование военно-педагогической направленности у курсантов высших военно-политических училищ. Дис.. канд. пед. наук. — М., 1990. Лукьянец А. А. Педагогические основы подготовки курсантов военных училищ к работе по укреплению воинской дисциплины в подразделении. Дис .канд. пед. наук. -М, 1990; Ленёв Ю. А. Формирование профессиональных качеств у курсантов (исследование на материалах ввузов связи). Дис. .канд. пед. наук. — М., 1993; Клеацеаич В. П. Оптимизация воспитания курсантов ВВУЗов на основе комплексного подхода (на материалах командно-инженерных училищ РВ). Дис. .канд. пед. наук. М.- 1994 и др. задачи:

I Выявить научные основы процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов военных училищ связи.

2. Разработать и экспериментально проверить модель процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов ВУЗов войск связи, критерии и показатели оценки его эффективности.

3. Определить основные пути совершенствования процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов военных училищ связи, выработать практические рекомендации по их реализации.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто положение о том, что основным противоречием процесса ПФ ПК является несоответствие между постоянно возрастающими требованиями войсковой практики к сформированное&tradeпрофессиональных качеств у выпускников и состоянием педагогической деятельности постоянного и переменного состава ВУЗов в пой области Данное противоречие можно разрешить, если формирование профессиональных качеств у будущих офицеров осуществлять по этапам, результатом которых является сформированность профессиональных качеств определенного должностного лица (командира отделения, заместителя командира взвода, командира взвода). При этом совместные усилия воспитателей и курсантов по совершенствованию процесса поэтапного формирования профессиональных качеств необходимо сосредоточить на следующих педагогических путях, повышении уровня психолого-педагогической подготовки постоянного и переменного состава ВУЗов: оптимизации структуры образовательною процесса в интересах поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов: формировании целенаправленности педагогической диагностики кандидатов и курсантов на всех этапах процесса поэтапного формирования профессиональных качеств.

Методологическими основами исследования явились: требования системного подхода к познанию и осуществлению процесса поэтапного формирования профессиональных качеств (представление явлений как системы: устойчивой взаимосвязи элементов системы и т. д.) — положения психолого-педагогической концепции проблемно-деятельностного подхода к становлению личности офицера (обоснование определяющей роли деятельности при формировании профессиональных качеств) — требования концепции поэтапного формирования умственных действий как основы поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантовтеория оптимизации образовательного процессаположения концепции единства обучения и воспитания.

Теоретическую базу исследования составили следующие взгляды известных представителей педагогики: необходимость последовательного, систематичного обучения, этапности усвоения и формирования знаний, навыков, привычек (Я, А Коменский): определяющее значение сформированности характера, воли, дисциплинированности для оценки личности (Дж. Локк) — тесная связь обучения и воспитания как основа выработки привычек и качеств человека (К.Д. Ушинский) — ведущая роль коллективной трудовой деятельности в формировании личности (А С. Макаренко) — взаимообусловленность успешности процесса воспитания и творческого отношения педагога к своей профессиональной деятельности (В.А. Сухомлинский). В исследовании использовались идеи деятелей военной школы. I lerpa (необходимости офицеру обладать теми качествами, которые нужно вырабатывать у подчиненных) — А. В. Суворова (возможности формирования требуемых для боя качеств при условии их систематичного и целенаправленного развития) — М. И. Драгомирова (высшей меры воспитания офицера как способность на сознательное самопожертвование ради высшей цели и блага Отечества), а также современных педагогов высшей военной школы. Давыдова В. П. (обусловленность повышения эффективности воспитания курсантов реализацией резервов процессе обучения) — Губина В. А. (рассмотрение процесса формирования качеств как сложной, развивающейся системы) — Ленева Ю. А. (формирование профессиональных качеств у курсантов как совершенствование процесса подготовки офицера к командной, инженерной и воспитательной деятельности) и др

Угапы и методы исследования. Исследование проводилось в гри взаимосвязанных этапа, на каждом из которых в зависимости от решаемых задач использовались различные методы. Комплексная методика исследования включала: педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседы, изучение и обобщение опыта, результатов деятельности различных категорий офицеров в войсках и ВУЗах, обобщение независимых характеристик, эксперимент, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, обобщение, моделирование, статистическую обработку данных и др.

На первом этапе (1990;1993 гг.) были осуществлены выбор и теоретическое осмысление темы, проведён анализ состояния проблемы исследования, объекта и предмета, сформулированы цели и задачи, выдвинута рабочая гипотеза, определены основные понятия исследования. Разработаны программа эксперимента, обоснованы критерии и показатели оценки эффективности процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов, модель процесса, проанализировано современное состояние проблемы исследования 1 (роводилась содержательная и организационная работа по подбору состава контрольных и экспериментальных групп, подготовке непосредственных исполнителей и лиц. привлекаемых к исследованию.

На втором этапе (1993;1997 гг.) была уточнена программа и проводилась опытно-экспериментальная работа в ЯУЗях войск связи с целью проверки эффективности процесса поэтапного формирования профессиональных качеств. Внедрялась модель процесса поэтапного формирования профессиональных качеств, проверялись критерии и показатели оценки её эффективности, а также основные пути и условия совершенствования процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов. Изучалась динамика результатов в контрольных и экспериментальных группах, вносились коррективы в систему мер поэтапного формирования профессиональных качеств для достижения поставленных целей и задач педагогического эксперимента, формулировались и апробировались предварительные теоретические выводы и практические рекомендации. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в Рязанском, сведения и данные получались также из Томского, Кемеровского Новочеркасского, Санкт-Петербургского и Ульяновского училищ связи.

На третьем этапе (1997;1998 гг.) был проведен анализ, обобщение и оформление результатов исследования, обосновывались теоретические выводы и практические рекомендации, происходило их внедрение в образовательный процесс ВУЗов войск связи. Опробовались полученные данные в учебных пособиях, в докладах на научных конференциях, на учебных лекциях, групповых занятиях, семинарах. Осуществлялось также оформление текста диссертации и подготовка автореферата.

Общий объем исследовательской работы характеризуется тем, что: за 8 лет опытно-экспериментальной работы различными методами исследования была изучена деятельность 53 командиров воинских частей, свыше 1600 выпускников и около 2000 курсантов шести училищ связи. 187 офицеров ВУЗов и воинских час-гей Проанализировано окопо 300 литературных источников и документов, в том числе 35 диссертаций по проблемам воспитания, формирования профессионапь-ных качеств у курсантов и слушателей, совершенствования процесса формирования качеств личности офицера. Проведено 30 групповых и более 600 индивидуальных бесед с различными категориями офицеров и курсантов ВУЗов связи, распространено среди них, изучено и обработано свыше 1300 анкет четырех типов. Проанализировано 32 отчёта Государственных аттестационных комиссий, около 2000 отзывов на выпускников шести училищ связи. 16 планов командирской подготовки офицеров ВУЗов и воинских частей. Осуществлено целенаправленное наблюдение за педагогической деятельностью 12 преподавателей и 28 командиров подразделений ВУЗов.

Научная новизна исследования состоит в следующем: 1. Обоснована сущность поэтапного формирования профессионатьных качеств у курсантов как целенаправленный, организованный, постоянно развивающийся педагогический процесс, включающий в себя взаимосвязанную деятельность командования, преподавательского состава и курсантов по последовательному, систематичному, поэтапному переносу в сознание курсантов необходимых специалисту качеств должностных лиц от командира отделения до командира взвода, максимально соответствующих требованиям общества и Вооруженных Сил. Сформированноегь профессиональных качеств командира отделения, заместителя командира взвода, командира взвода есть результат каждого этапа процесса.

2. Разработана модель процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов ВУЗа связи, дана ее психолого-педагогическая характеристика.

3. Определена методика оценки уровня сформированности профессиональных качеств у курсантов и эффективности процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у будущих офицеров. Средством реализации методики является рейтинговая система, базирующаяся на основе критериев, показателей и признаков оценки эффективности процесса.

4. Выявлены и экспериментально проверены педагогические пути совершенствования процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов ВУЗов связи, выработаны практические рекомендации по их реализации.

На защиту выносятся:

1. Содержание процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов военных училищ связи, его психолого педагогическая структура.

2. Модель процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов ВУЗа связи, обеспечивающая систематизированное изучение, целенаправленное управление и анализ деятельности командиров подразделений, преподавателей и курсантов в ходе формирования профессиональных качеств. Она включает следующие компоненты: объект и субъектцели и задачи формирования профессиональных качеств у курсантов на каждом из этаповосновные виды деятельности воспитателей и курсантовсодержаниеформы, методы и средства ПФ ПКоценочно-корректировочную часть процесса поэтапного формирования проповышают готовность выпускников к исполнению задач по должностному предназначению. что ro многом определяет боевую готовность подразделений и частей связи Апробированная методика выявления уровней сформированное&tradeпрофессиональных качеств у курсантов ВУЗов связи позволяет на практике осуществлять контроль и анализ результатов на всех этапах данного процесса, а также корректировать деятельность командиров подразделений и преподавателей с целью достижения оптимальных показателей.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается опорой на фундаментапьные теоретические положения в области отечественной психологии и педагогики, адекватностью методов исследования поставленным задачам, репрезентативностью экспериментальных данных, позитивными результатами при воспроизведении научно обоснованных рекомендаций в лпугих училищах войск связи.

Апробация теоретических положений и практических рекомендаций осуществлялась на протяжении всего периода исследования в ВУЗах связи. Его результаты докладывались на межвузовских научных конференциях, заседаниях кафедры педагогики Военного университета, на сборах постоянного состава военных училищ связи. Они были использованы при проведении занятий в системе командирской и общественно-государственной подготовки офицеров ВУЗов связи. Результаты исследования реализованы в образовательном процессе Рязанского, частично внедрены в Новочеркасском. Кемеровском. Санкт-Петербургском, Ульяновском училищах связи и заслужили положительной оценки, о чём свидетельствуют соответствующие акты реализации. 11роверка эффективности процесса поэтапною формирования профессиональных качеств осуществлялась у выпускников в войсковых частях Московского, Ленинградского, Приволжского ВО.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения. списка литературы и приложений.

2. Результаты исследования подтвердили правильность выдвинутой гипотезы в том. что разделив процесс формирования профессиональных качеств на этапы, и. организовав по определенный системе целенаправленное развитие профессиональных качеств на каждом из этапов для категории должностных лиц, предшествующих первичной офицерской должности (командир отделения, заместитель командира взвода, командир взвода), можно существенно повысить эффективность процесса формирования ПК у будущих офицеров, подготовив выпускника к уверенному исполнению своих должностных обязанностей в войсках.

При выборе конкретных средств комплексной оценки эффективности процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов необходимо в первую очередь исходить из целей и содержания оценки. Объективную и.

• достоверную оценку процесса поэтапного формирования профессиональных качеств даёт только такой измерительный подход, который располагает объективными показателями количественных и качественных оценок, взятых в единстве.

Целенаправленное внедрение в процесс подготовки будущих офицеров поэтапного формирования профессиональных качеств, включающего ряд педагогических мер, приводит к более интенсивному росту эффективности процесса. Выявлена зависимость между эффективностью процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов и временем освоения выпускниками ВУ.

• Зов связи своих должностных обязанностей в войсках Чем выше уровень сформированности профессиональных качеств у курсанта, тем благоприятнее складывается служба у молодого офицера. Основным критерием сформированности профессиональных качеств у курсантов является готовность выпускников ВУЗа исполнять свои должностные обязанности.

3. Одним из основных путей совершенствования процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов является повышение уровня.

• психолого-педагогической подготовки постоянного состава ВУЗов к внедрению процесса поэтапного формирования профессиональных качеств. Основными педагогическими условиями реализации данного пути являются: повышение мотивации к совершенствованию своей психолого-педагогической подготовкиоптимизация содержания и методики пси. холого-педагогической подготовки офицеровстимулирование психолого-педагогической подготовки офицеров ВУЗа: обобщение передового опыта повышения уровня психолого-педагогической подготовкисамостоятельная работа над повышением своего уровня психолого-педагогической подготовкиучёт и объективность в оценке достигнутых результатов в самосовершенствовании военно-педагогической деятельности и др.

Вторым путем совершенствования процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов является оптимизация структуры образовательного процесса на всех этапах формирования у курсантов ВУЗа профессиональных качеств. Основными педагогическими условиями реализации данного пу.

• ти являются: поэтапно-фронтальная подготовка командира отделения, заместителя командира взвода, командира взвода: войсковые стажировки после каждого этапа процесса поэтапного формирования профессиональных качествизменение структуры учебного процесса в интересах поддержания стабильного интереса к учебно-профессиональной деятельностидоподготовка по должностному предназначению на заключительном этапе обучения и др.

Формирование целенаправленности педагогической диагностики кандидатов в интересах поэтапного формирования профессиональных качеств офицера-связиста является следующим путем совершенствования процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов. Основными педагогическими условиями повышения эффективности педагогической диагностики кандидатов являются: повышение уровня педагогической подготовки офицеров ВУЗов к реализации резервов педагогической диагностики кандидатовсовершенствование системы довузовской подготовки с задачей ранней диагностики школьниковрасширение временных рамок изучения кандидатов для поступления в ВУЗ-до 2-х.

• летобъединение усилий подкомиссией по проверке морально-деловых качеств и группы профессионально-психологического отборасовершенствование методов педагогической диагностикисовершенствование системы управления педагогической диагностикой и др.

Совершенствование процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов невозможно без научного подхода к планированию и управлению развитием личности будущих офицеров. Совершенствование системы управления процессом поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов позволяет сохранять определенную структуру процесса, поддерживать установленный режим деятельности участвующих в процессе, реализовать достижение поставленной цели воспитания.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Проведенное диссертационное исследование и апробация его результатов в ВУЗах войск связи предоставляет возможность определить следующие практические рекомендации в целях совершенствования процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов. I. В области организационных мероприятий целесообразно: 1. Руководящему составу ВУЗов: а) рекомендовать внедрение в образовательный процесс разработанную в диссер-в тации модель процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов (См. Приложение 3 .2.4): б) использовать в своей работе методику оценки деятельности преподавателей, командиров подразделений по формированию профессиональных качеств у курсантов (См.: Приложение 3.1.7. 3.1.8) — в) внедрять в диагностику кандидатов в ВУЗы изучение учащейся молодежи из числа местных школьников за два года до поступления в ВУЗ (См.: § 1 гл. 11. § 3 гл.111): г) продолжить работу по внедрению поэтапной подготовки специалистов, фиксируя каждый этап войсковой стажировкой (См.: § 2 гл. 111): д) в кадровой политике комплектования ВУЗов главным принципом считать последовательное прохождение службы: сначала на педагогической работе и только после приобретения определенного научно-педагогического опыта — на должностях руководящего состава (См.: § 1 гл.111): е) стимулировать постоянный состав к повышению своего уровня психолого-педагогической подготовки (См.: § 1 гл. Ш). 2. Постоянному составу ВУЗов рекомендуется: а) использовать для поэтапного формирования профессиональных качеств у будущих офицеров комплексную методику (См.: Приложение 2.1.15), а для поэтапного формирования педагогических и организаторских качеств — частные методики (См.: Приложение 2.1.13, 2.1.14).

• б) использовать методику оценки эффективности процесса поэтапного формирования профессиональных, качеству курсантов (См.: Приложение 2.2.2) при подведении итогов образовательного процесса за этап обучения, написании переводных характеристик, написании аттестаций и распределении по местам службы.

П. В области содержания мероприятий представляется целесообразным: а) с целью расширения возможностей по изучению основ педагогики и психологии. изучения опыта передовых воспитателей внести изменения в систему ко* мандирской подготовки офицеров ВУЗов (См.: §-1.гл 111): б) ввести в ВУЗах связи для преподавателей и командиров подразделений факультативный специализированный курс «Психолого-педагогические основы поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов ВУЗов связи» (См. Приложение 3.1.5): в) оперативно вносить изменения в содержание этапов процесса поэтапного формирования профессиональных качеству курсантов и методов формирования.

• профессиональных качеств (См.: § 2. гл. I): г) продолжать работу по совершенствование методики оценки эффективности процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов (См.: § 2. гл. 11).

III. В целях совершенствования научного и методического обеспечения процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов целесообразно: 1. Отделу воспитательной работы управления начальника связи ВС РФ: а) провести в 1999;2000 гг. серию научно-практических конференций, семинаров, дискуссий в ВУЗах связи, воинских частях по проблемам поэтапного формирования профессиональных качеств у будущих офицеровб) совместно с кафедрами гуманитарных и социально-экономических дисциплин ВУЗов связи обобщить опыт лучших воспитателей по осуществлению процесса поэтапного формирования профессиональных качеств и издать учебно-методические пособия по данному вопросу;

Ф в) на страницах военных журналов опубликовать серию статей, раскрывающих передовой опыт офицеров, добивающихся высоких результатов в процессе поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов. 2. Руководству ВУЗов, начальникам НИО, кафедр при планировании научной работы на 1999;2000 гг. предусмотреть выполнение НИР на тему: «Пути совершенствования процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов». По результатам НИР издать практические рекомендации для воспитателей ВУЗов.

Дальнейшее исследование проблемы поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов целесообразно проводить по следующим направлениям: совершенствование системы управления процессом поэтапного формирования профессиональных качествоптимизация модели процесса поэтапного формирования профессиональных качеств: педагогическая диагностика и подготовка офицерского состава для службы в ВУЗемоделирование в УВП профессиональной деятельности офицера-связиста: совершенствование системы отбора кандида.

• тов в курсантыпоиск и развитие новых методов поэтапного формирования профессиональных качеств у будущих офицеровсовершенствование системы анализа деятельности выпускников ВУЗов в войскахсоздание системы непрерывного анализа деятельности выпускников училищ в процессе всей офицерской службы и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы нравственного воспитания. -Новосибирск.: Наука, 1987, -240 с.
  2. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы //Под ред. А. В. Барабанщикова. -М.: ВПА, 1980, -280 с.
  3. А.И. Психологический анализ формирования профессиональной направленности у курсантов ВВПУ: Автореферат дис. .канд. психол. наук. -М.: ВПА. 1977, -20 с.
  4. .Г. О проблемах современного человекознания. -М.: Наука, 1977, -380с.
  5. Армия в современном обществе: Материалы Всесоюзной научной конференции //Под общ. ред. Г. В. Средина. -М.: Воениздат, 1985, -460 с.
  6. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. -М. 1980. 273 с.
  7. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Мысль, 1976, -158 с.
  8. Ф.Ф. Методы подбора и подготовки руководителей производства. -М.: Экономика, 1971, -102 с.
  9. В.Г. Научное управление обществом: опыт системного исследования. -М.: Политиздат, 1973, -365 с.
  10. Г. А. Культура воинской деятельности. М.: ВПА, 1984, -42 с.
  11. Г. А. Нравственная культура личности. Основы советского воинского этикета, -М.: ВПА. 1981, -40 с.
  12. Ю.К. Педагогика, -М.: Просвещение, 1988, -478 с.
  13. Бабанский Ю. К, Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса (В вопросах и ответах). -К.: Рад. школа, 1982,-198 с.
  14. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. -М.: Знание, 1987, -78 с.
  15. Ю. К. Сластенин В.А. Сорокин Н. А. Педагогика. -М.: 1988, -480 с.
  16. Н.П. О становлении и развитии системы и содержания профессиональной подготовки военных политработников. -М.: ВПА, 1973, -74 с.
  17. А.В. Педагогические основы обучения советских воинов. М.: Воениздат, 1962, -152с.
  18. А.В. Советский Офицер — руководитель обучения и воспитания //Военная педагогика. М.: Воениздат. 1966, -С. 122—348.
  19. А. В. Демин В.Г. О закономерностях военно-педагогического процесса //Лекция /ВПА, 1967, -67с.
  20. А.В. Единство обучения и воспитания как важное условие повышения качества подготовки слушателей //Пути повышения единства учебного и воспитательного процессов. -М.: ВПА, 1981, -126 с.
  21. А.В. Конюхов Н И. Теоретические и методологическиевопросы разработки профессиограмм выпускников академии. М.: ВПА, 1982, -42с.
  22. А.В., Муцынов С. С. Педагогическая культура. Проблемы и поиски. Опыт вузов. Суждения и советы. Изд-во Рижского ВВПУ им. Бирюзова С. С., 1982,-232с.
  23. А. В. Короткое Э.Н. Энгельс Ф. об интеллектуальной подготовленности офицерского состава. М.: ВПА, 1984, -59с.
  24. А.В. Самовоспитание и самообразование офицеров //Вопросы воинского воспитания. М.: ВПА. 1985, -С.212—223.
  25. А.В., Муцынов С. С. Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы. М.: ВПА, 1985, — 173с.• 26. Барабанщиков А. В., Давыдов В. П., Утлик Э. П. Феденко Н.Ф. Военнаяпедагогика и психология. М.: Воениздат, 1986, -239с.
  26. А.В., Варваров В. П., Вдовюк В. И., «Психолог ия и педагогика высшей военной школы». -М.: Воениздат, 1989, -366 с.
  27. А.В., Дерюгин П. П. Военно-педагогическая диагностика (Теория, опыт, проблемы) // М.: Воен. ун-т, 1995, -107с.
  28. П.И., Житницкий М. И., Захаров A.M. Интенсификация учебно-воспитательного процесса в ввузе. Л.: ВАС, 1990. -212с.
  29. Г. И. К вопросу о сущности критериев эффективности обучения. М: Педагогика, 1973.
  30. .А. Вопросы формирования профессиональных способностей у студентов педагогических вузов. Минск. 1982. Вып.2.
  31. В.А. Человек. Пути формирования новой личности. -М.: Мысль, 1988, -301 с.
  32. Бизюков И В. Кадры: подбор и оценка. -М.: Московский рабочий. 1984, -240 с.
  33. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М&bdquo- Наука. 1973. -270 с.• 37. Блонский П. П. Избранные психологические произведения. -М.:
  34. Просвещение, 1964, -547 с.
  35. В.А. Моральные качества личности: (их сущность, структура, типология и особенности формирования в социалистическом обществе) — Воронеж: Изд-во ун-та, 1974. -185 с.
  36. Е.Д. Научные основы и принципы управления процессом формирования личности в социалистическом воинском коллективе: Автореф. дис. .канд. филос. наук. -М.: ВПА, 1980. -19 с.
  37. В.А. Систематическое моделирование личности в социальной психологии. -Ленинград: Изд-во ЛГУ. 1987. -142 с.
  38. А.А. Личность и общение. Психолого-педагогические проблемы.
  39. Формирование личности. -М.: 1983. -272 с.
  40. В.А. Оценка, ее роль в деятельности офицера-политработника. -М.: ВПА, 1987, -37 с.
  41. А.С. Совершенствование процесса воспитания в роте на основе комплексного подхода. Дис. .канд. пед. наук. -М.: ВПА, 1983- 276 с.
  42. Бородин Н И., Муцынов С. С. Формирование личной примерности курсантов в воинской дисциплине. -М.: Институт военной истории МО РФ., 1988, -70 с.
  43. В.В. Место и роль физического воспитания в формировании личности воина социалистической армии. Дис. .канд. фил. наук. -М.: ВПА, 19 974, -214 с.
  44. А. Лубчиков Ю., Якубовский А. Время и судьбы, военно-мемуарный сборник. -М.: Воениздат, 1991, -384 с.
  45. В. И. Мерзляк Л.Е. Командир и подчиненные.-М.: Воениздат, 1986, -166 с.
  46. В.И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. -М.: ВПА, 1971. -44с.
  47. В.И. Педагогически такт офицера-политработника. -М. ВПА, 1972, -45с.
  48. В.И., Давыдов П. П. Педагогические основы правового воспитания курсантов высших военных учебных заведений, -М.: ВПА, 1980, -44с.
  49. В.И. Военно-педагогическая этика советского офицера. -М.: ВПА, 1981. -168с.
  50. Вестник высшей школы—1990−1998 гг. (Ежемесячный журнал Министерства высшего и среднего специального образования).
  51. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие, — Высш. 111к. 1991, — 207с.
  52. Военная мысль —1990−1998 гг. (Орган Министерства обороны).
  53. Военная педагогика. -М.: Воениздат, 1967, -267 с.
  54. Военная педагогика. -М.: Воениздат, 1977, -289 с.
  55. Военная педагогика. -М.: ВПА, 1980, -375 с.
  56. Военный вестник—1985−1998 гг. (Орган Министерства обороны Союза ССР).
  57. Воин социалистической армии: проблемы формирования личности//Под ред. Г. В. Средина. -М.: Воениздат, 1986. -240 с.
  58. Война и армия. -М.: Воениздат. 1977, -414 с.
  59. Волков С В. Русский офицерский корпус. М. Воениздат. 1993. -368 с.
  60. Ю.Г. Социальный механизм формирования всесторонне и гармонически развитой личности. -М.: Молодая гвардия. 1984. -277 с.
  61. Ю.Е. К вопросу о критериях эффективности идейно-воспитательной работы с молодежью. М.: Педагогика, 1974, -94 с.
  62. Волкогонов Д А. Этика военного руководителя //Военная мысль. -1987. -№ 6. -С.3−14.
  63. Д.А. Этика советского офицера. -М.: Воениздат, 1973, -231 с.
  64. Д.А. Военная этика. -М.: Воениздат, 1976. -320 с.
  65. Вопросы научного руководства в Советских Вооруженных Силах. -М.:1. Воениздат, 1973, -266 с.
  66. A.M. Интеллектуальные качества и их развитие. М.: ВПА, 1976, -40 с.
  67. Воронцов В В. Симфония разума. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов. М., «Молодая гвардия», 1977, -624 с.
  68. В.Е., Гвоздецкая Г. Т. и др. Вопросы профессиоведения. М.: Высшая школа, 1982.
  69. Гак К. М. Формирование нового человека. -М.. Изд-во ВПШ и АОН, 1962, -64 с.
  70. Ю.А., Колесников А. А., Школа российского офицерства (исторический справочник). -М.: информационно-издательское агенство «Русский мир». 1993, -223 с.
  71. Н.П. Педагогические основы совершенствования подготовки сержантов к воспитательной работе в частях Военно-воздушных Сил. Дис. .канд. пед. наук, -М.: ВПА, 1986, -269 с.
  72. Г. И. Военно-педагогическая направленность офицера-политработника и ее формирование у курсантов училища: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -Новосибирск, ВВПОУ, 1985. -23с.
  73. Е.П. Воспитание чести советского офицера у курсантов военных училищ: Дис. .канд. пед. наук. -М. ВПА. 1998. -193 с.
  74. Ф. Формирование командирских качеств у молодых офицеров Чехословацкой народной Армии: Авгореф. дис. .канд. пед. наук. М.: 1965. -20с.
  75. В.И. Личность воина социалистической армии (философско-типологический анализ). -М.: ВПА. 1977, -166 с.
  76. А.П. эффективность процесса формирования военно-политического мышления у курсантов. Дис. .канд. филос. наук. 1993, -188 с.
  77. ГлушкоА.Н. Основные этапы подбора и адаптации психодиагностических методик в целях профессионального психологического отбора. Методическое пособие. Центр ВМУ МО СССР, -М., 1991, -72 с.
  78. А.А. Емелин П С. Методика оценки деловых и морально-политических качеств специалистов социашстического производства. -Л.: ЛГУ. 1971. -83 с.
  79. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. -М., Педагогика 1989.-160 с.
  80. П.П. Педагогические основы оценки и учета результатов воспитания курсантов военных училищ: Дне. .канд. пед. наук. М.: ВПА, 1973, -216с.
  81. П.Н. Оптимизация процесса воспитания в высшей военной школе. -М.: ВПА. 1983. -136с.
  82. П.Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей воинской школе. М.: ВПА, 1990, -128с.
  83. А.Н. Совершенствование военно-педагогической подготовки командиров подразделений. Дис. .канд. пед. наук. М. ВПА. 1994. -240с.
  84. А.Н. Воспитание ответственности за выполнение воинского долга у курсантов военных училищ: Дис. .канд. пед. наук. М.: ВПА, 1990, -263с.
  85. В.А. Основы формирования командирских качеств у курсантов военных училищ. Дис. .канд. пед. наук. -М: ВПА, 1966, -197 с.
  86. В.А. Основы формирования командирских качеств у курсантов военных училищ. -М., Воениздат. 1967, -123 с.
  87. Григорьев, А Н. Воспитание ответственности за выполнение воинского долга у курсантов военных училищ: Дис. .канд. пед. наук. М.: ВГ1А, 1990, -263с.
  88. В.П., Луценко В. П. Педагогические основы воспитания высоких морально-боевых качеств у личного состава подразделения и частей. М.: ВПА, 1971, -136с
  89. В.П. Воспитание курсантов (слушателей) высших военных учебных заведений в процессе обучения. -М: ВПА, 1975, -191 с.
  90. В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов ввузов в процессе обучения: Дис.. д-ра пед. наук. -М.: ВПА, 1977, -420 с.
  91. В.П., Мороз И. И. Особенности воспитания курсантов различных курсов обучения. Учебное пособие /Отв. ред. И. Д. Сапрыкин. -М.: ВПА, 1983, -72 с.
  92. Г. А. Профессиональная предрасположенность и ее формирование у курсантов военных училищ. М.: ВПА. 1976.
  93. Давыдов Г А. Психологические основы повышения эффективности обучения курсантов военных училищ. М., ВПА, 1994.
  94. Давыдов Н А. Дидактические основы интенсификации межпредметных связей в процессе преподавания общественных наук с применением ЭВМ в ввузе. Дис. .канд. пед. наук, М.: ВПА, 1989, -205с.
  95. Давыдов Н А. Угольников В. И. Методика интенсификации межпредметных связей в преподавании общественных наук в академии. М.: ВПА, 1991,-С.29−31.
  96. A.M. Военно-педагогические способности и их формирование у курсантов военных училищ: Дис. .канд. пед. наук. М.: ВПА, 1967, -206с.
  97. A.M. Военно-педагогические способности Советского офицера. -Симферополь. 1969, -56 с.
  98. О. А. Современный организатор производства.-М.: Экономика, 1984. -208 с.
  99. А.И. Путь русского офицера. Париж. 1954. -126 с.
  100. С.И. Педагогические основы повышения эффективности деятельности старшин и сержантов ВМФ по укреплению воинской дисциплины подразделений. Дне. .канд. пед. наук. М: ВПА, 1991. -198с.
  101. Ю. И. Ефимов Н.Н. Об эффективности военно-патриотического воспитания молодежи //Социологические исследования. -1983. -N3. —121с.
  102. А.П. Методология и методы военного исследования. -М.: ВПА, 1973. -176 с.
  103. И.М. Формирование профессиональных качеств у слушателей ВВУЗов. Автореф. дис. .канд. пед. наук. -23С.
  104. В.М. Педагогические проблемы совершенствования системы воспитания курсантов учебных подразделений. Дис. канд. пед. наук, -М.1. ВПА, 1975,228 с.
  105. М.И. Психология высшей военной школы. -М: ВПА, 1983, -171 с.
  106. Егоров J1.Г. Становление личности воина социалистического типа как социальный процесс. -М.: ВПА. 1982, -40 с.
  107. А.Д. Информационные предпосылки развития личного образования. —Куйбышев, 1982, -С.60−62.
  108. A.M. Обеспечение высокой эффективности военно-специальной подготовки курсантов профиля связи и радиотехнического обеспечения на основе совершенствования учебно-воспитательного процесса. Дис. .канд. воен. наук, -М.: ВВА, 1993, -195 с.
  109. Н.И. К вопросу об учёте результатов воспитания. Сов. Педагогика. 1970, N6.
  110. Л.Ф. Формирование военно-профессиональной направленности у курсантов военных училищ. Дис. .канд пед. наук. -М.: ВПА, 1968, -260с
  111. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера. -М.: 1979.
  112. Л.Ф., Кандыбович Л. А., РостуновЛ.Т. Проблемы формирования военно-профессиональной направленности и пригодности личности будущих офицеров. Минск: Изд-во МВИЗРУ ПВО. 1982. -170с.
  113. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера, её формирование и развитие: Дис.. д-ра психол. наук. -М.: 1982. 458с.
  114. П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX-XX столетий. М., 1973, -245с.1 17. Записки Б. М. Шапошникова. Военно-исторический журнал. -М., 1966, № 6, -87 с.
  115. A.M. Психолого-педагогические основы деятельности командира подразделения. Л.: ВАС, 1982.
  116. В.Г. Исследование путей повышения воспитательных возможностей коллектива слушателей ВВУЗ. Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М. 1979,-22 с.
  117. В.Г. Коллектив слушателей высшего военно-учебного заведения как воспитатель. Учеб. пособие. -М.: ВПА, 1982. -123 с.
  118. В. Г. Педагогическое руководство коллективом слушателей ВВУЗа: Теория и практика. -М.: ВПА, 1987, -195 с.
  119. О.В. Армия и культура. М. 1992, -55 с.
  120. А.В. Об авторитете командира-единоначальника и путях его укрепления //Военная мысль. -1987. -N3, С. 34.
  121. Зюскевич А. Е, Формирование и развитие духовных потребностей личности в условиях воинской службы. Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1979,-21с.
  122. В.П. Формирование личности офицера. -М., Воениздат. 1986. -160 с.
  123. Иванов И В. Ответственность офицера. -М: Воениздат, 1983, -118 с.
  124. Иванова Е М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. -М.: Изд-во МГУ, 1987. -207 с.
  125. И.Н. Моральный облик будущего офицера. Войсковая стажировка курсантов: (Опыт, наблюдения, проблемы) -М.: Воениздат, 1978, -50 с.
  126. К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. -М.- Педагогика, 1991. -240 с.
  127. Интенсификация учебно-воспитательного процесса и развитие творческих способностей слушателей. -М.: ВПА, 1987, -88 с.
  128. А.Б. Рождение специалиста (профессиональное становление студента) Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1983. -146 с.
  129. М.И. О коммунистическом воспитании и воинском долге. -М.: Воениздат, 1967. -726 с.
  130. А.И. История подготовки офицерских кадров в России. -М., Воениздат, 1990 г., -188 с.
  131. Г. В. Нравственные потребности советского офицера как объект фолософско-социологического анализа. Автореф. дис. .канд. филос. наук. -М. 1985, -19 с.
  132. Г. Г. Диалектика развития личности в социалистическом обществе. -М: Высшая школа, 1985 -231 С.
  133. Ю.Н. Философские проблемы организаторской деятельности офицерских кадров: Автореф. дис. .Доктора фил. наук. -М. 1974. -741 с.
  134. Киряшов Н И. Единство слова и дела в воспитании советских воинов. -М.: ВПА, 1988, -34с.
  135. В.П. Оптимизация воспитания курсантов ВВУЗов на основе комплексного подхода (на материалах командно инженерных училищ РВ). Дис. .канд. пед. наук. -М.- 1994.-209 с.
  136. А. А. Педагогическое руководство самовоспитанием офицеров. -М.: Изд-во МО СССР. 1970, -75 с.
  137. А.Г. Личность воспитывает себя. -М.: МПЛ, 1983. -136 с.
  138. В.И. Мотивы поведения и деятельности. -М.: Наука, 1988. -191 с.
  139. Ковалев С М. Воспитание и самовоспитание, -М.: Мысль, 1986. -287 с.
  140. Коватев С М. Формирование социалистической личности. -М.: Мысль, 1980, -228 с.
  141. В.Ф. Военная профессиология: проблемы теории и практики. -М.: Изд-во МО СССР, 1983, -214 с.
  142. В.Ф. Профессионализация—закономерность развития воинской деятельности // военная мысль. -1988, -№ 4. -С.55−63.
  143. И.М. Морально-боевые качества советского офицера: Основные требования, сущность и содержание. Тбилиси: Грузинский политехнич. ин-т. 1984,-43 с.
  144. В.З. Повышение эффективности воспитания военно-профессиональных качеств у слушателей академии. -М.: ВПА. Дис. .канд. пед наук. 1989,-230 с.
  145. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогике. // Проблемы теории воспитания: Сб. статей. М., 1974.-4.1. -209 с.
  146. Э.Н. Педагогические основы развития интеллектуальных качествофицера: Автореф. дис. .канд.пед.наук. -М., 1973. -28 с.
  147. Н.С. О самовоспитании советских воинов. -М.: ВПА, 1964, -62 с.
  148. Красная звезда —1990−1998 гг. (Центральный орган МО СССР).
  149. Ф.Ф. Командирами не рождаются. -М., Воениздат, 1987, -203 с.
  150. Ф.Ф. Будни командира. -М.: ВПА, 1990, 168 с.
  151. Кудин J1.B. и др. Методика оценки деятельности преподавания кафедры высшего военно-морского училища. Д.: ВВМУ им. В. М. Фрунзе, 1978.
  152. П.В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах. //Проблемы отбора и профессиональной подготовки в вузах. -Л.: ЛГУ, 1970, -49 с.
  153. A.M. Влияние профессиональной направленности на адаптацию % студентов к условиям вуза //В сб.: Психология профессиональной подготовкив вузе. Минск. 1982. Вып. 2.
  154. П.Н. Стиль работы командира. М., Воениздат, 1969.
  155. Ю.А. Формирование профессиональных качеств у курсантов, (исследование на материалах ввузов войск связи). Дис.. канд. пед. наук. -М&bdquo- 1993.-277 с.
  156. В.И. Набросок правил об управлении советскими учреждениями //Поли. собр. соч. Т.37. -С.368−169. «
  157. В.И. Падение Порт-артура //Полн. собр. соч. Т.9. -С. 151−159.
  158. В.И. Речь в День красного офицера. 24 ноября 1918 г. //Полн. собр. соч. Т.37, — С. 200.
  159. В.И. Речь на (Всероссийском съезде по просвещению 28 августа • 1918 г.//Полн. собр. соч.-Т.37,-С.74−78.
  160. В.М. Речь при открытии мемориальной доски бойцам Октябрьской революции 7 ноября 1918 г. //Полн. собр. соч. Т.37, -С. 171.
  161. И.А. Формирование творческого стиля деятельности у политработников подразделений (Педагогическое исследование на материалах войск ПВО). Дис. .канд. пед. наук. -М.- 1983, -189 с.
  162. .Т. Воспитательные аспекты обучения.-М.: Просвещение, 1982, -191 с.
  163. Лихачев Б. Т Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие. -М., 1993, -528 с.
  164. Личность в социалистическом обществе. -М.: Мысль, 1988. -349 с.
  165. В.Н. О долге и чести воинской в Российской армии, собрание «материалов, документов и статей. -М. Воениздат. 1990. -368 с.
  166. Лукьянец А. А Педагогические основы подготовки курсантов военных училищ к работе по укреплению воинской дисциплины в подразделении: Дис. .канд. пед. наук. -М. ВПА. 1990, -143 с.
  167. В.К. Психолого-педагогические основы формирования авторитета советского офицера: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1970, -20 с.
  168. А.Г. К вопросу о формировании личности воина социалистической армии//Армия в современном обществе. -М.: ВПА. 1985. -С.298−300.
  169. М.А. Педагогические основы совершенствования психолого-педагогической подготовки слушателей военных академий. Дис.. канд. пед. наук, М&bdquo- ВПА, 1991,-227 с.
  170. М.А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) ВУЗов. Дис.. д-ра пед. наук. М: ВУ, 1997, -452с.
  171. П.П. Формирование человека как личности, социально-философский аспект. Ленинград: Изд-во ун-та, 1984. -119с.
  172. А.С. Сочинения, в 7 т. М.: Изд-во АПН, 1957.
  173. А. А. Основные профессиональные качества заместителя командира роты по политической части. Донецк: ДВВПУ, 1972, -54 с.
  174. В.Г. Стиль социально-управленческой деятельности командира и основные идеи его совершенствования. М.- ВУ. 1991.
  175. А.К. Психологические критерии эффективности учебного процесса. // Вопросы психологии. 1982. № 4.
  176. Д.Б. О соотношении качества подготовки курсантов ввузов и успешности службы молодого офицера в войсках //Армия в современном обществе. -М.: ВПА, 1985. -С.322−325.
  177. К. Размышление юноши при выборе профессии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -2-е изд. Т.1. -С.219−386.
  178. К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., -2-е изд. Т. З, -С. 1−4.
  179. К. Энгельс Ф. О воспитании и образовании. -М.: АПН, 1957, -137 с.
  180. B.C. Стимулирование военно-педагогической деятельности офицеров полка. Дис. .канд. пед. наук, -М, ВПА, 1985, -217 с.
  181. Ю.В. Мотивация воинской службы: сущность противоречия и тенденции.
  182. Материальные, духовные и организационные факторы формирования нового человека /7 Под ред. С. И. Никишова. -М.: Изд-во ИГУ. 1986, -245 с.
  183. . Личность или индивидуальность. Педагогика № 3. 1993. -С. 12.
  184. И.С., Уманский Л. И. Организатор и организаторская деятельность. -Л., 1975. -312 с.
  185. Методика преподавания военной педагогики и военной психологии. -М.: ВПА, 1971,-132 с.
  186. Е.А. Развитие психологической диагностики профессиональной пригодности в СССР // Психологический журнал. 1983. Т.4, № 3.
  187. Ф.И. Закономерности и социальные механизмы становления и развития нового человека: Автореф. дис. .д-ра филос. наук. М., 1984. -51с.
  188. В. А. Формирование творческого отношения к военно-педагогической деятельности у курсантов военных училищ: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1972, -31 с.
  189. Модель выпускника 2000 года. Пути повышения уровня профессиональной подготовки офицера-политработника. -М.: ВПА. 1989. -48 с.
  190. Монахов Н И. Проблема критериев эффективности воспитания школьников, ж. Советская педагогика, 1977, № 2.
  191. Монахов Н И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика: (опыт экспериментального исследования). М.: Педагогика, 1981, -144с.
  192. Монев Петко Жеков. Формирование творческого отношения к военно-педагогической деятельности у курсантов военных училищ: Автореф.дис. .канд. пед. наук. -М, 1973. -28 с.
  193. И.И. Педагогические проблемы дифференцированного подхода к воспитанию курсантов высших военных училищ различных курсов обучения: Дис. .канд. пед. наук. -М., ВПА, 1981, -227 с.
  194. В.П. Развитие у курсантов командных училищ качеств руководителя воинского коллектива. Дис. .канд. пед. наук. М., ВПА, 1988,-198 с.
  195. Научно-методический сборник—1990г. (Орган Главного управления военно-учебных заведений Министерства обороны СССР).
  196. Л. структура человеческой деятельности.-М.: Прогресс, 1984, -176 с.
  197. Новый человек: факторы становления //Под ред. И. П. Стогния. Киев. Вища школа, 1981, -263 с.
  198. Нравственная культура личности. -Киев, школа, 1986, -192 с.
  199. В.И. Человеческий фактов в защите Социалистического отечества и некоторые вопросы перестройки деятельности офицерских кадров, (учебное пособие в помощь командирам подразделений). -М., 1987, -249 с.
  200. Общевоинские Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. М. Воениздат, 1994.• 206. Омаров A.M. Руководитель, Размышления о стиле управления. -М.:1. Политиздат, 1987. -366 с.
  201. Опыт учебно-воспитательной работы по привитию слушателям практических навыков и умений. (Материалы научно-методической конференции). -М.: ВПА, 1971. -103 с.
  202. Организация и методика экспертного педагогического исследования // Сборник научных трудов / Составитель И. А. Канарская. М.: НИИШ, 1983.
  203. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране. Известия, 1987, 21 марта.
  204. Основы воспитательной работы в Вооруженных Силах СССР. -М. Воениздат, 1983, -207 с. ф 211. Основы самостоятельной работы курсанта в образовательном процессе. -М., 1. В Ун-т., 1996.-38 с.
  205. Основы управления / Под ред. РадукинаВ.П. -М: Высшая школа, 1986. -270 с.
  206. Остриков И М. К вопросу подготовленности выпускников вузов для работы с людьми в войсках. //Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. -Л.: ЛГУ, 1973, -198 с.
  207. П. А. Кадровое управление производством: деятельность, формирование. -М.: Экономика, 1985, -175 с
  208. И.М., Дьяченко М. И. Советский офицер как военный педагог //Военная педагогика и психология. -М.: МО СССР, 1972. -240 с.
  209. Педагогика—1992−1998 г. (Российская академия образования).
  210. Педагогические проблемы воспитания советских воинов//Под ред. Барабанщикова А. В. -М.: ВПА, 1974, -121с.
  211. Пидкасистый П И. Педагогика. -М.: 1996 г., -602 с.
  212. И.П. Педагогика, -М: 1996 г. -630 с.
  213. Педагогическое мастерство советского офицера /Под ред. А. В. Барабанщикова. -М.: ВПА, 1976. -273 с.
  214. Перестройка мышления, психологии и стиля работы военного педагога, (материалы творческой дискуссии). -М. 1988, -38 с.
  215. Пересько П И. Педагогические проблемы сплачивания коллективов кафедр общественных наук военных училищ: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М.:• ВПА, 1977,-22 с.
  216. Перспективы развития системы непрерывного образования /Под ред. Гершунского Б. С. — М.: Педагогика, 1992, -222 С.
  217. В.П. К вопросу о неравномерности профессионально-личностного становления курсантов в условиях военного вуза // В кн.: Проблемы оптимизации подготовки и деятельности военных специалистов. Минск, 1984. Ч. VII.
  218. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М.: Политиздат, 1982, -255 с.
  219. К.К. Система психологии и теории отражения. М.: Наука, 1982, -213с.
  220. К.К. Структура и развитие личности. -М.: Наука. 1986. -256 с.• 228. Психология развивающейся личности /Под ред. А. В. Петровского. -М.:1. Педагогика, 1987. -240 с.
  221. В.К., Сиземская Ч. М. О профессиональной структуре советского общества-М.: Знание, 1989. -68 с.
  222. Д. П. Характеристика качеств офицера-политработника как руководителя воспитания воинов. -М.: ВПА, 1972. -34 с.
  223. Положение с высших военно-учебных заведениях Министерства обороны СССР. -М&bdquo- 1989, -68 с.
  224. М.М. Как оптимизировать процесс воспитания -М • Знание(Сер «Педагогика и психология» — № 2), 1984, 80 с.
  225. Проблемность в преподавании общественных наук в академии. /Под• ред. И. С. Мареева. -М.: ВПА. 1987, -139 с.
  226. Проблемы управления процессом воспитания /Под ред Н Ф. Талызиной и Л И. Рувинского. -М.: Изд-во МГУ, 1971. -132 с.
  227. И.И. Руководящие кадры: Подбор, расстановка и воспитание. -М.: Мысль, 1981. -224 с.
  228. Профессиональная подготовка политработника, опьи и проблемы. -М. ВПА, 1984,-173 с
  229. Психология и педагогика высшей военной школы / Под ред. А. В. Барабанщикова. -М.: Воениздат, 1989.
  230. В.Н. Совершенствование военно-педагогической подготовки молодых офицеров в части. Дис. .канд. пед. наук, -М., ВПА, 1988, -216 с.
  231. Пути совершенствования профессионального мастерства преподавателя. -М.: ВПА, 1975, -100 с.
  232. Рабочая книга по прогнозированию /Редкол.: Бестужев-Лада И В. (отв. ред.). -М.: Мысль, 1982,-430 с.
  233. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах/'/ Сост.: В. Н. Назаров, Г. П. Сидоров. М. Политиздат, 1989. -605 с.
  234. Ф.Д. Педагогические основы военно-профессионального воспитания курсантов высших военно-политических училищ: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М.: ВПА, 1991, -23с.
  235. З.А. Психологические основы профессионального обучения. -М.: Изд-во МГУ, 1985, -207 с.
  236. Л.М., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. -М.: Просвещение, 1982, -143 с.
  237. .В., Дорогова Л. И. Мир человека: Методологические вопросы формирования духовного мира личности. -М.: Мысль. 1975. -206 с.
  238. Сборник категорий, понятий и терминов по военной педагогике и педагогике высшей военной школы. Учебно-методическое пособие (A.M.Седов, В. Н. Герасимов. М.: ВПА, 1990, -62с.)
  239. Сборник научных статей адъюнктов № 1(ч.2) / отв. ред. Е.Скорик. -М.: ВУ. 1997,-160 с.»
  240. Сборник научных статей слушателей членов ВНО академии ВПА, -М., 1991. -187 с.
  241. Серебрянников В В. Ясюков М. И. Инициатива и творчество в военном деле. -М.: Воениздат, 1976. -296 с.
  242. С.В. Дис.. канд. пед. наук. Формирование готовности к военно-профессиональной деятельности выпускников высшего военного учебного заведения связи. — М.: МГУ, 1997, -143с.
  243. В.А. Образование и подготовка кадров в условиях новой технической реконструкции. -М.: Высшая школа. 1990. -270 с.
  244. Ю.М. Роль человеческого фактора в функционировании и развитии боевого потенциала ВС СССР. -М., 1990, -202 с.
  245. И.А. Становление командира. -М.: Воениздат. 1982. -207 с.
  246. В.Я. Учет психологии личности советского воина в процессе воспитания. -М.: ВПА. 1970. -75 с.
  247. Г. Л. Советский человек: формирование социалистического типа личности. -М.: Политиздат, 1980, -463 с.
  248. Советская военная энциклопедия. -М.: 1976, -Т.8, -824 с.
  249. Советская педагогика—1985−1991 гг. (Академия педагогических наук СССР).
  250. Советские Вооруженные Силы. -М.: Воениздат. 1987. -175 с.
  251. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
  252. Содержание деятельности и личностные качества Офицера политработника (К разработке профессиограммы заместителя командира полка по политической части.). -М.: ВПА, 1976. -164 с.
  253. В. М. Социология нравственного развития личности. -М.: Политиздат, 1986. -240 с.
  254. Социальная структура социалистического общества и всестороннее развитие личности/Отв. ред. Буева Л. П. -М.: Наука, 1983. -231 с.
  255. Социально-педагогические проблемы формирования гражданина. Свердловск: Изд-во УоГУ. 1980 -196 с.
  256. Социально-экономические основы формирования нового человека. /Под ред. Ф. М. Волкова -М.: Изд-во МГУ, 1985. -216 с.
  257. Социальные процессы и управление ими в социалистической армии. -М.: ВПА, 1978,-69 с.
  258. С.Г. Формирование личности в условиях социализма: Учебное пособие для вузов. -М.: Высшая школа, 1986. -160 с.
  259. Л.П. Проблемы целостной личности (Гносеологический аспект). -щ М.: Высшая школа. 1987. -134 с.
  260. A.M. Психологические особенности формирования мастерства оператора радиолокационной станции: Дис. .Канд. психол. наук. -М., 1965, -275 с.
  261. В. А. Как воспитать настоящего человека (Советы воспитателям). -Минск.: Народная газета 1978, -288 с.
  262. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973.
  263. Ю.В. Что определяет развитие личности: (Философский анализ). -М.: Знание. 1983.-64 с.
  264. С чего начинается личность /Под общ. ред. Р. И. Косолапова, -М.: Политиздат. 1984. -360 с.
  265. НД. Личность и воинский коллектив: Автореф. дис. .доктора• филос. наук. -М. 1969. -46 с.
  266. А.А. Формирование военно-профессиональных качеств у студентов гражданских вузов: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М.: 1979. -23 с.
  267. Н.А. Прицельный поиск талантов. «Неделя». 1966. № 49.
  268. Уралов У. Ш. Педагогические основы подготовки курсантов высших военно-политических училищ к воспитательной работе в войсках: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М.: 1985, -20с.
  269. М.Д. К проблеме качественной и количественной оценки личных и деловых качеств руководителей производства. ЦНИИТЭП, 1970.
  270. К.Д. Собр. соч. Т.8. -М. — Л.: АПН РСФСР, 1950.
  271. Н.Ф. Психолого-педагогические основы формирования услушателей профессиональных качеств военного политработника. //Формирование профессиональных качеств у слушателей академии. -М.:ВПА, 1976, -32с.
  272. Н.Ф. Учет закономерностей психических познавательных процессов в обучении и воспитании // В кн.: Психология и педагогика высшей военной школы. М.: Воениздат, 1989.
  273. Н.Ф. военно-психологические взгляды русских военных деятелей XVII1-XX веков. М. воениздат 1992 г. -255с.
  274. Д.И. «Психология становления личности». -М., Межд. пед. академия. 1994. -192 с.
  275. Формирование профессиональных качеств у слушателей академии: Учебнометодическое пособие, -М.: ВПА, 1976, -91 с.
  276. И.А. и др. Организаторские способности и их развитие. Курск, 1967, -191 с.
  277. JI.M. Основы оценки воспитанности учащихся. Журнал «Педагогика» № 4, 1997, С. 63−65.
  278. И.Т. О человеке и гуманизме, -М. Политиздат, 1989, -96 с.
  279. И.Ф. Педагогика. -М. «Высшая школа», 1990 г. -575 с.
  280. Ю.Ф. Повышение эффективности познавательной деятельности слушателей академии. -М: ВПА, 1988, -108 с.
  281. А.К. Личность командира и ее формирование в военном училище: Дис. .канд. филос. Наук. -М., 1973, -246 с.
  282. Ю.П. Основные педагогические концепции обучения и возможности их применения в боевой и политической подготовке личного состава подразделений. РВВПУ. Рига, 1990. -48 с,
  283. М.В. Стиль профессиональной деятельности политработника и проблемы его формирования в учебном процессе. М.: ВПА, 1988, -44 с,
  284. СТ. Педагогические сочинения. В 4 т. М: АПН РСФСР, 1962, -1965, -Т.1,2.
  285. Ю.В. Развитие мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов ВВУЗов: Дне. .канд психол. наук. -М. ВПА. 1990. -249 с.
  286. П.Н. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях. -М: Воениздат. 1976. -523 с.
  287. Ф. Избранные военные произведения. М.: Воениздат. 1956. -С.63.
  288. Ф. Маршал Бюжо о моральном факторе в бою. Соч. Т. 15, — С. 110.
  289. Ф. Об авторитете //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -2-е изд. Т. 15, -С.201, 302.
  290. Ф. Ротное строевое учение //Маркс К. Энгельс Ф. Соч. -2-е изд. -Т. 15.-С.278.
Заполнить форму текущей работой