Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методические подходы к комплексному использованию электронных средств учебного назначения в средней общеобразовательной школе: на примере обучения математике в 5-6 классах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сформулированы принципы комплексного использования электронных средств учебного назначения в процессе обучения математике (визуализации, предполагающий наглядное представление на экране учебной информациисознательности и творческой активности учащихся при руководящей роли учителя, направленный на осуществление исследовательской и творческой деятельности с математическими моделями изучаемых… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОМУ КУРСУ МАТЕМАТИКИ
    • 1. Анализ научно-методических разработок в области использования средств информационных технологий в процессе обучения математике
    • 2. Анализ использования электронных средств учебного назначения по математике
    • 3. Педагогико-эргономические требования к электронным средствам учебного назначения по математике
    • 4. Принципы комплексного использования электронных средств учебного назначения в процессе обучения математике
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5−6 КЛАССАХ
    • 1. Организационные формы и методы обучения математике в условиях комплексного использования электронных средств учебного назначения
    • 2. Методические рекомендации к комплексному использованию электронных средств учебного назначения в процессе обучения математике (на примере 5−6 классов)
    • 3. Организация и проведение педагогического эксперимента по определению качества обучения и степени обученности учащихся в условиях комплексного использования электронных средств учебного назначения
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Методические подходы к комплексному использованию электронных средств учебного назначения в средней общеобразовательной школе: на примере обучения математике в 5-6 классах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Интенсивное развитие информационных технологий (ИТ) оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, и, прежде всего, на систему школьного образования.

В работах многих исследователей (Бешенков С.А., Дашниц H. JL, Ежова Г. Л., Зайнутдинова Л. Х., Кравцова А. Ю., Кузнецов А. А., Лавина Т. А., Лапчик М. П., Панюкова C.B., Софронова H.B., Роберт И. В. и др.) отмечено, что использование средств ИТ в процессе обучения позволяет придать учебному процессу целенаправленный личностно ориентированный характер за счет обеспечения интерактивного диалогасформировать индивидуальную траекторию обучения для каждого учащегося, используя возможность автоматизированного подбора различных вариантов учебных заданий и оказания оперативной помощи в условиях незамедлительной обратной связи, развивать у учащихся умения к самостоятельной работе за счет возможности осуществления поиска учебной информации в глобальной и локальных сетяхавтоматизировать контроль усвоенного материалаактивизировать учебную деятельность учащихся, повышая их мотивацию в условиях наглядного представления учебного материала на экране, использования аудиовизуальных возможностей, предоставления учащимся возможности управления различными объектами и т. д. Вышеперечисленные возможности частично реализуются в современных учебных средствах, так называемых электронных средствах учебного назначения (ЭСУН).

Под электронным средством учебного назначения будем понимать учебное средство, реализующее возможности средств ИТ и ориентированное на достижение следующих целей: предоставление учебной информации средствами технологий мультимедиа, гипермедиа, гипертекста и др.- осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействииавтоматизацию контроля результатов обучения и продвижения в ученииавтоматизацию процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением [147, с. 60−61].

В исследованиях Танеева С. М., Глейзера Г. Д., Ежовой Н. М., Иванова С. Г., Кравцова С. С., Майера В. Р., Макарова С. И., Мартиросян Л. П., Шульги Е. В., Якобсон J1. J1. и др. подчеркивается, что использование ЭСУН при изучении математики способствует совершенствованию мотивации обучения за счет наглядного представления динамических графиков, диаграмм, геометрических фигур на экране, вкрапления игровых ситуацийосуществлению различных форм самостоятельной работы учащихся за счет автоматизации поисковой деятельности, предоставления комментариев и подсказокавтоматизации вычислительной деятельностиосуществлению экспериментально-исследовательской деятельности за счет возможности моделирования различных математических объектов. В этих исследованиях также отмечается, что при выборе ЭСУН для использования в процессе обучения необходимо учитывать особенности учебного предмета математики, специфику науки математики, ее понятийного аппарата, особенностей методов исследования математики и ее закономерностей, а также возможность реализации современных методов обработки математической информации.

Вместе с тем, учителями математики на уроках эпизодически используются отдельные компоненты различных ЭСУН по некоторым темам для решения локальных педагогических задач, т.к. использование отдельно взятого ЭСУН по математике не обеспечивает всех возможностей ИТ.

Исходя из вышеизложенного, целесообразно взаимосвязанное сочетание различных ЭСУН по математике для использования в процессе поиска учащимися учебного материалаавтоматизации контроля результатов учебной деятельностикомпьютерной визуализации представления учебной информациивыполнения тренировочных упражнений при построении на экране графиков и диаграмм различных зависимостейосуществления вычислительных операцийформирования и развития пространственного воображения и т. д. Это определяет необходимость комплексною использования на уроках математики компонентов ЭСУН, отобранных для реализации определенных методических цепей.

При этом под комплексным использованием электронных средств учебного назначения будем понимать взаимосвязанное, совокупное использование компонентов различных электронных средств учебного назначения, направленное на организацию и осуществление учебной деятельности по сбору, накоплению, обработке, передаче учебной информации, представленной в аудиовизуальном, графическом, текстовом видеавтоматизацию контроля и самоконтроля результатов обучения для решения учебных задач, в том числе адаптированных к различным уровням подготовки учащихся (Дашниц H. JL, Роберт И. В., Тарабрин О. А. и др.).

Таким образом, проблема исследования определяется противоречием между необходимостью повышения мотивации обучения за счет наглядного представления динамических графиков и диаграмм, моделирования геометрических фигур и др.- активизации самостоятельной работы учащихся за счет предоставления возможности автоматизации поисковой деятельностиусиления индивидуализации обучения путем предоставления собственной траектории обучения и оказания оперативной помощи в условиях незамедлительной обратной связиобеспечения автоматизированного контроля и недостаточным уровнем методических разработок в области комплексного использования компонентов электронных средств учебного назначения на уроках математики.

Актуальность исследования определяется необходимостью разработки теоретических и методических подходов к комплексному использованию компонентов различных электронных средств учебного назначения в процессе обучения математике в 5−6 классах.

Объектом исследования является процесс обучения математике в 5.

6 классах средней общеобразовательной школы в условиях использования различных электронных средств учебного назначения.

Предмет исследования: методические подходы к взаимосвязанному и совокупному использованию различных компонентов электронных средств учебного назначения при обучении математике в 5−6 классах.

Цель исследования: теоретическое обоснование комплексного использования электронных средств учебного назначения в процессе обучения математике и разработка методических рекомендаций к их применению в 5−6 классах.

Гипотеза исследования. Реализация методических подходов к комплексному использованию электронных средств учебного назначения по математике, отобранных с учетом педагогико-эргономических требований и принципов их использования, обеспечит повышение качества обучения и степени обученности учащихся в области осуществления вычислительных операций над натуральными, дробными, положительными и отрицательными числамиустного счетапостроения геометрических объектов и их изменения- «чтения» на экране графиков и диаграммпредставления и использования учебной информации.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ научно-методических разработок в области использования средств информационных технологий (в частности электронных средств учебного назначения) в процессе обучения математике.

2. Определить педагогико-эргономические требования к электронным средствам учебного назначения по математике для отбора их компонентов.

3. Сформулировать принципы комплексного использования электронных средств учебного назначения в процессе обучения математике.

4. Разработать методические рекомендации к комплексному использованию электронных средств учебного назначения в процессе обучения математике учащихся 5−6 классов.

5. Провести педагогический эксперимент по проверке качества обучения и степени обученности учащихся, полученных в условиях комплексного использования электронных средств учебного назначения по математике.

Методологической основой исследования явились фундаментальные работы в области педагогики и психологии (Бабанский Ю.К., Давыдов В. В., Краевский В. В., Лернер И. Я. и др.), теории и методики информатизации образования (Ваграменко Я.А., Зайнутдинова Л. Х., Козлов О. А., Кузнецов А. А., Кузнецов Э. И., Майер В. Р., Мартиросян Л. П., Панюкова С. В., Роберт И. В. и др.) — теории и методики обучения математики (Глейзер Г. Д., Колягин Ю. М., Луканкин Г. Л., Оганесян В. А., Пышкало А. Н., Саннинский В. Я., Столяр А. А. и др.), создания педагогико-эргономических условий эффективного и безопасного использования электронных средств учебного назначения (Босова Л.Л., Вострокнутов И. Е., Мухаметзянов И. Ш., Роберт И. В. и др.), автоматизированных обучающих систем (Данилюк С.Г., Павлов А. А., Романенко Ю. А., Сердюков В. И. и др.).

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение результатов, изложенных в научно-методической, философской, психолого-педагогической литературе, диссертацияхизучение и обобщение передового отечественного и зарубежного опыта преподавания математики в школенаблюдения, беседы с учащимися и учителями, тестирование и анкетирование учащихся по проблеме исследованияанализ результатов педагогического эксперимента.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в выявлении методических целей использования электронных средств учебного назначения в обучении математикеопределении педагогико-эргономических требований к электронным средствам учебного назначения по математике для отбора их компонентовобосновании необходимости совокупного и взаимосвязанного использования электронных средств учебного назначения в обучении математикеформулировании принципов комплексного использования электронных средств учебного назначения в процессе обучения математике.

Практическая значимость исследования состоит в отборе компонентов электронных средств учебного назначения для их совокупного и взаимосвязанного использования на уроках математикивыявлении организационных форм и методов обучения математике в условиях комплексного использования различных компонентов электронных средств учебного назначенияразработке методических рекомендаций к комплексному использованию электронных средств учебного назначения на различных этапах урока математики в процессе формирования новых знаний, закрепления и повторения учебного материала, контроля и самоконтроля полученных знаний.

Разработанные материалы могут быть использованы в процессе подготовки будущих учителей математики, а также их переподготовки и повышения квалификации.

Этапы исследования:

На I этапе (2003;2004 гг.) проводилось изучение научной, психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблемам использования средств ИТ на уроках математики в школе. Рассматривались существующие электронные средства учебного назначения по математике и были выявлены методические цели их использования в процессе обучения. Были определены педагогико-эргономические требования к электронным средствам учебного назначения по математике для отбора их компонентов.

На II этапе (2004;2005 гг.) были сформулированы принципы комплексного использования электронных средств учебного назначения в процессе обучения математике. Также был проведен отбор компонентов ЭСУН для организации учебной деятельности на уроках математики в условиях их взаимосвязанного и совокупного использования. Были выявлены организационные формы и методы обучения математике учащихся 5−6 классов в условиях комплексного использования электронных средств учебного назначения. Также были разработаны методические рекомендации к комплексному использованию электронных средств учебного назначения в процессе обучения математике учащихся 5−6 классов.

На III этапе (2005;2007 гг.) проводился педагогический эксперимент по проверке качества обучения и степени обученности у учащихся, полученных в процессе обучения математике в условиях комплексного использования электронных средств учебного назначения. Осуществлялась доработка и оформление диссертации, формулировка выводов и обобщений.

Апробация результатов исследования проводилась на Всероссийских научно-методических конференциях, семинарах Института информатизации образования РАО (2005;2007 гг.), на Международной научно-практической конференции «Развитие рынка интеллектуальной собственности в РФ: формирование, проблемы, перспективы» в г. Тольятти (2006 г.), на всероссийской научно-практической конференции «Проблемы информатизации образования: региональный аспект» в г. Чебоксары (2006 г.), докладывались на заседании кафедры естественно-математического цикла в МОУ «Софринская средняя общеобразовательная школа № 2 Пушкинского муниципального района», проводились занятия с учителями математики МОУ СОШ № 8 г. Мытищи. Основная опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МОУ «Софринская средняя общеобразовательная школа № 2 Пушкинского муниципального района» и МОУ СОШ № 8 г. Мытищи.

Внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс МОУ «Софринская средняя общеобразовательная школа № 2 Пушкинского муниципального района», МОУ СОШ № 8 г. Мытищи.

Обоснованность и достоверность проведенного исследования, его результатов и выводов обусловлены методологической и теоретической обоснованностью исходных данныхопорой на теоретические разработки в области психологии, педагогики, теории и методики обучения математикеиспользованием средств ИТ в обучении математикесовокупностью разнообразных методов исследования, адекватных сути проблемысогласованностью полученных выводов с основными положениями современной концепции информатизации образования, а также результатами педагогического эксперимента.

Положения, выносимые на защиту:

1. Отбор компонентов электронных средств учебного назначения для взаимосвязанного и совокупного их использования на уроках математики основан на реализации педагогико-эргономических требований к ним и принципов их комплексного использования в процессе обучения.

2. Организационные формы и методы обучения математике в условиях комплексного использования электронных средств учебного назначения ориентированы на создание экранных изображений геометрических объектов, их динамического представленияпостроение и «чтение» на экране графиков и диаграммнаглядное представление на экране учебной информации и ее использованиеиспользование аудио и видеофрагментов для проведения зрительного восприятия учебного материала, представленного в виде текстов, графиков, диаграмм, анимацииавтоматизацию вычислительной, поисковой и исследовательской деятельности.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

1. Выявлены организационные формы и методы обучения учащихся в условиях комплексного использования ЭСУН на различных этапах обучения: при объяснении нового материала, при закреплении нового материала, при проверке и оценке знаний и умений.

2. Выявлены особенности изучения арифметического материала в 5−6 классах в условиях комплексного использования отдельных компонентов следующих ЭСУН: «Математика 5−11. Новые возможности для усвоения курса математики!!!», «Семейный наставник. Математика 5,6», «Математика 5−11 классы. Практикум».

3. Выявлены особенности изучения геометрического материала в 5−6 классах в условиях комплексного использования отдельных компонентов следующих ЭСУН: «Дракоша и занимательная геометрия» и «Интерактивная математика 5−9».

4. Определены особенности использования компонентов ЭСУН «Математика 5−11 классы. Практикум» и «Семейный наставник. Математика 5,6» при диагностировании и контроле знаний, умений, а также в процессе выполнения учащимися домашних заданий.

5. Разработаны методические рекомендации для учителей математики по комплексному использованию ЭСУН по следующим темам: «Натуральные числа», «Обыкновенные дроби», «Десятичные дроби», «Делимость чисел», «Положительные и отрицательные числа», «Координатная прямая и координатная плоскость», «Элементы геометрии», «Отношения и пропорции». Сформулированы основные цели использования ЭСУН по каждой теме изучения. Рассмотрены возможные варианты форм организации учебной деятельности учащихся.

6. Проведен педагогический эксперимент по определению качества обучения и степени обученности учащихся в условиях комплексного использования ЭСУН. Анализ полученных результатов позволил сделать вывод: до проведения экспериментального обучения выборки обеих групп принадлежали одной генеральной совокупности, т.к. полученные значения критерия х2 показывают, что не существует различий между контрольными и экспериментальными группамипосле проведения обучения учащихся математике в условиях комплексного использования ЭСУН коэффициент качества обучения в экспериментальной группе превышает этот показатель в контрольной группе (в 5 классе на 22%, в 6 классе на 24%) — коэффициент степени обученности в экспериментальной группе стал выше, чем в контрольной группе (в 5 классе на 10%, в 6 классе на 9%) — о завершенности процесса обучения учащихся математике, т.к. табличное значение х2 меньше полученного в ходе эксперимента.

Таким образом, в условиях комплексного использования электронного средства учебного назначения на уроках математики в экспериментальных классах наблюдается повышение качества обучения и степени обученности учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Анализ научно-методических разработок в области использования средств информационных технологий, в частности электронных средств учебного назначения, в процессе обучения математике в школе показал, что учитель не имеет возможности ограничиться использованием отдельно взятого электронного средства учебного назначения в процессе изучения всего курса математики в том или ином классе, т.к. ни в одном из них не реализованы все их возможности. Учитель может использовать на уроках математики лишь отдельные компоненты различных электронных средств учебного назначения. Также выявлено, что большинство электронных средств учебного назначения ориентированы на обучение математике абитуриентов высших учебных заведений или младших школьников. Нет достаточного количества научно-методических разработок в области совокупного и взаимосвязанного использования различных компонентов электронных средств учебного назначения на уроках математики, способствующих динамическому представлению математических объектов на базе компьютерной визуализацииавтоматизации вычислительной поисковой деятельностиосуществлению незамедлительной обратной связиавтоматизации процессов контроля и самоконтроля.

Выявлена целесообразность комплексного использования электронных средств учебного назначения в процессе обучения школьному курсу математики.

2. Определены педагогико-эргономические требования к электронным средствам учебного назначения по математике для отбора их компонентов. К педагогическим требованиям относятся следующие: соответствие содержания электронного средства учебного назначения целям и задачам, определяемым принятой в средней общеобразовательной школе программе обучения и уровню начальных знаний учащихся по математикесоответствие дидактическим принципам обученияобеспечение учителю возможности автоматизации процессов диагностирования знаний, умений учащихся с последующим исправлением недостатков и восполнением обнаруженных пробелов в знаниях, возможность многократного повторения учебных фрагментов, повторное возвращение к предыдущим заданиямиспользование инструментальных программных средств для создания учителем авторских уроков, включающие создание и тиражирование различных вариантов тестов для автоматизированного контроля и самоконтроля учащихся. К эргономическим требованиям относятся следующие: соответствие учебного содержания электронного средства учебного назначения возрастным и индивидуальным особенностям учащихсяобеспечение возможности регулировать индивидуальный темп работы учащихся, предоставляя различный режим работы и варианты заданийобеспечение средствами компьютерной визуализации эмоциональной привлекательности учебного материала, направленной на создание условий для дополнительной мотивации и стимулирования учащихся к самостоятельному приобретению знанийсоответствие установленным нормам изображения и качеству звука.

3. Сформулированы принципы комплексного использования электронных средств учебного назначения в процессе обучения математике (визуализации, предполагающий наглядное представление на экране учебной информациисознательности и творческой активности учащихся при руководящей роли учителя, направленный на осуществление исследовательской и творческой деятельности с математическими моделями изучаемых объектов и процессов, представленных на экранеактивизации самостоятельной учебной деятельности учащихсясистематичности, предполагающий необходимость использования различных компонентов электронного средства учебного назначения на всех этапах обучения математике по изучаемым темамвзаимосвязанности, предполагающий возможность сочетания различных компонентов электронного средства учебного назначения для реализации определенных методических целейвкрапления игровых ситуацийпсихологической комфортности, предполагающий наличие дружественного интерфейса).

4. Разработаны методические рекомендации к комплексному использованию электронных средств учебного назначения на уроках математики в процессе объяснения нового учебного материала, его закрепления и отработки, фронтального обсуждения, индивидуальной работы учащихся, осуществления контроля полученных знаний и умений учащихся.

5. Проведен педагогический эксперимент по проверке качества обучения и степени обученности учащихся 5−6 классов, полученных в условиях комплексного использования электронных средств учебного назначения в процессе обучения математике. Коэффициент качества обучения учащихся 5−6 классов экспериментальных групп повысился на 22% и на 24% соответственно по сравнению с контрольными группами. Коэффициент степени обученности в экспериментальных группах 5−6 классов повысился на 10% и на 9% соответственно по сравнению с контрольными группами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.А. Подготовка учителя сельской школы к применению информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе (на примере информатики): Автореф.. дисс. канд. пед. наук. -М. -2003. -21с.
  2. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1985.-208 с.
  3. М.И. Совершенствование методики подготовки учащихся к олимпиадам по математике: Автореф. диссканд. пед. наук. -М. -2004. 18 с.
  4. М.М. Психофизиологические основы организации эффективной работы учащихся при использовании новых технологий обучения // Здоровье детей, 2005, № 24.
  5. В.М. Идейно-воспитательное значение исторических элементов в процессе преподавания математики в средней школе: Дисс.. канд. пед. наук. Казань. — 1960. 327 с.
  6. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995
  7. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
  8. С.А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии. Екатеринбург, 1995. — 144 с.
  9. С.А., Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Информация и информационные процессы // ИНФО. 1998. — № 6, 7, 8.
  10. С.А., Кузнецов А. А. и др. Непрерывный курс информатики (концепция, система модулей, типовая программа) // Информатика и образование. 2005. — №№ 1, 2,3, 4.
  11. И.Болгарский Б. В. Элементы истории математики в советской средней школе: Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1944. — 123 с.
  12. Босова J1. J1. Учебно-методическое обеспечение курса «Информатика и ИКТ» в 5−6 классах // Ученые записки. Выпуск 19.-М.: ИИО РАО, 2004, 81−88 с.
  13. М.Б., Левитас Г. Г. Тенденции развития УМБ общеобразовательной школы по математике. Материалы для обсуждения. Научно-исследовательский институт школьного оборудования и технических средств обучения АПН СССР. М. — 1989. — с.10.
  14. И.Е. Теория и технология оценки качества программных средств образовательного назначения: Дисс.. д-ра. пед наук. М. — 2002. -387с.
  15. С.М. Формирование графической грамотности учащихся при обучении решению планиметрических задач в условиях компьютерной поддержки: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Омск. 2004. -23 с.
  16. Г. Д. Математическое образование гуманитариев: содержательно-методологический аспект // Ученые записки. Выпуск 5. -М.: ИИО РАО, 2001. 85−90 с.
  17. .В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике. М.: Просвещение. — 1982. — 144 с.
  18. А. В. Информатика в играх и задачах. 4-й класс. Учебник-тетрадь в 2-х частях. Изд. 2, испр. М.: Баласс, 2004. — 64 с.
  19. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. 136 с.
  20. Т.Ю. Современное состояние российских и международных научных исследований в области информатизации образования // Ученые записки. Выпуск 18. -М.: ИИО РАО, 2005. 312с.
  21. Е.И. Автоматизированный учебный курс как средство активизации обучения математике // Активные формы и методы обучения в вузе: Тез. докл. межвуз. конф./ Под ред. JI.K. Гребенкиной. Рязань: РГПУ, 1994, с. 186−188.
  22. В.В. Системные основания образовательной технологии. -М.: Знание. 1995. — 135 с.
  23. В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование. — 2001. — 127с.
  24. В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М.: НИИ шк. технологий. — 2004. -122 с.
  25. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Просвещение, 1986.
  26. Дашниц H. JL Методические подходы к подготовке педагогических кадров в области комплексного использования информационных и коммуникационных технологий в школе: Дисс. канд. пед. наук. М. 2003. — 278 с.
  27. Г. Л. Квалификационная характеристика геоинформатика в области использования методов информатики и средств ИКТ в сфере муниципального управления. // Ученые записки. Выпуск 18.-М.: ИИО РАО, 2005, 185−193 с.
  28. Н.М. Визуальная организация информации в компьютерных средствах обучения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.1. М.-2004.-19 с.
  29. И.А., Шамшурин В. А. Компьютерная графика в процессе преподавания математики // Применение информационных технологий в образовании: Материалы VIII Международной конференции. 30 июня -3 июля 1997 г. Троицк. 1997.
  30. С.Г. Компьютерная поддержка решения математических задач как средство организации продуктивной деятельности учащихся: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М. -2004. 18 с.
  31. Изучение многогранников в школьном курсе геометрии: Методические рекомендации. М.: НИИ ШОТСО АПН СССР, 1989.
  32. Информационные и коммуникационные технологии в школе. Семенов А., Книфзингер А, Резвик С, Шмидт Э. // Народное образование. -2000.-7.-35−45.
  33. Информационные технологии в образовании. XI конференция -выставка 7−12 ноября 2000 г. Сборник трудов. 4.II. МИФИ 2001, с. 218.
  34. Н.А. Развитие современной образовательной среды // Ученые записки. Выпуск 12.-М.: ИИО РАО, 2004, с. 260.
  35. Козлов О. А Принципы использования информационных технологий обучения в образовательном процессе технических вузов // Ученые записки. Выпуск 5.-М.: ИИО РАО, 2001, 168−182 с.
  36. Концепция информатизации // Информатика и образование. -1990.-№ 1, с. 3−9.
  37. Концепция использования НИТ в организационно-методическом обеспечении учебного заведения / РОСЦИО, (Науч. рук.: Ваграменко Я. А., отв. исп.: Роберт И.В.). М., 1992.
  38. Концепция математического образования (в 12-летней школе) // Математика в школе, 2000, № 2.
  39. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 годы // Сборник приказов и инструкций Министерства образования и науки. Вестник образования России. — 2005. — № 22. — Издательство «Про-Пресс». — 7−41 с.
  40. С.С. Методика проведения занятий с отстающими учащимися по математике с использованием технологии мультимедиа: Дис.. канд. пед. наук. М. — 1999. — 150 с.
  41. А.Ю. Об изменениях в системе школьного образования при переходе к информационному обществу. // Ученые записки. Выпуск 12. М.: ИИО РАО. — 2004. — 260 с.
  42. А.Ю. Основные направления использования зарубежного опыта для развития методической системы подготовки учителей в области информационных и коммуникационных технологий (теория и практика). М.: Образование и Информатика. — 2003. — 232 с.
  43. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. (Методологический анализ). М.: Педагогика. 1977.
  44. А.А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе. Дисс. д-ра пед. наук. -М. — 1988.
  45. А.А., Бешенков С. А., Ракитина Е. А. Современный курс информатики: от элементов к системе // Информатика и образование. -2004.-№ 1,2.
  46. К. А. Совершенствование подготовки студентов техникума при изучении дисциплин математического цикла с использованием информационных технологий: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М. — 2003. — 19 с.
  47. Т.А. Структура и содержание инвариантной подготовки студентов в области использования информационных технологий в профессиональной деятельности // Ученые записки ИИО РАО. Вып. 12.156.185 с.
  48. Т.А. Содержание подготовки студентов педвузов к применению современных информационных технологий в будущей профессиональной деятельности.: Дисс. канд. пед. наук. -М. -1996. -134 с.
  49. B.C., Мартиросян Б. П. Методологические основания структурирования знаний в области педагогической инноватики. // Ученые записки ИИО РАО. Вып. 12. 14−28 с.
  50. B.C. Системное развитие школы. М., 2002.
  51. М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования. Омск: Изд-во Омского гос. пед. университета. — 1999. — 321 с.
  52. М.П., Рагулина М. И., Исупова Н. И. Компьютерная графика как средство визуализации математических вычислений. -Информационные технологии в образовании: Сборник научных трудов / Под ред. М. П. Лапчика. Вып. 2. — Омск: Изд-во ОмГПУ. — 1999. — 52 с.
  53. Г. Г. Лекции по методике преподавания математики. Общая методика. М.: МГУ. — 1996. — 68 с.
  54. И.Я., Скаткин М. Н. О методах обучения // Сов. Педагогика. 1965. -№ 3.
  55. И.Я. Дидактическая система методов обучения // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология» № 3. М.: Знание. -1976.-46 с.
  56. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика. — 1981. — 185 с.
  57. В.Р. Компьютерная поддержка курса геометрии. В 2ч. 4.1. Геометрия на плоскости: Методическое пособие. Красноярск: КГПУ, 1995.
  58. В.Р. Компьютерная поддержка курса геометрии. В 2ч. 4.2. Геометрия в пространстве: Учебное пособие. Красноярск: КГПУ. — 1996.
  59. В.Р. Методическая система геометрической подготовки учителя математики на основе новых информационных технологий:
  60. Дисс. д-ра пед. наук. М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной библиотеки). -351 с.
  61. С.И. Методические основы создания и применения образовательных электронных изданий (на примере курса математики): Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. М. — 2003. — 39 с.
  62. В.В. Инновации в образовании: Сб. научных статей международной научно-практической конференции (26−27 апреля 2006 г.) / науч. ред. З. Ф. Мазур. Тольятти. -148 с.
  63. .П. Информационные и коммуникационные технологии в инновационной деятельности современной школы // Ученые записки. Выпуск 12. М.: ИИО РАО. — 2004. — 130−139 с.
  64. Л.П. Методические подходы к обучению учителей использованию ИТ на уроках математике в процессе развития познавательного интереса учащихся: Дисс. канд. пед. наук. М. — 2003. -175 с.
  65. Л.П. Методические рекомендации по использованию информационных технологий на уроках математики в 6 классе. М.: ИИО РАО.-2005.-43 с.
  66. Л.П. Области применения информационных технологий на уроках математики в средней школе // Образование в современном обществе: Сборник научных трудов. М.: МГЛУ -2001 — 59−62 с.
  67. Л.П. Информатизация учебной деятельности по математике в средних классах школы // Информатика и образование. -2002.-№ 9.- 127−128 с.
  68. Л.П. Реализация возможностей информационных технологий в процессе преподавания математики // Информатика и образование.-2002.-№ 12.-78−82 с.
  69. Л.П. Роль ИТ в развитии познавательного интереса в личностно ориентированном обучении математике // Ученые записки ИИО РАО. 2003. — Вып. 9. — 32−42 с.
  70. Л.П. Требования к структуре, содержанию учебногоматериала и организации учебной деятельности с использованием информационных технологий на уроках математики // Ученые записки ИИО РАО. 2003. — Вып. 12. — 107−115 с.
  71. Л.П. Развитие познавательного интереса в процессе использования информационного обеспечения математического образования. Мир психологии.-2005.-№ 1.- 123- 129с.
  72. М.Н. Научно-методические основы использования компьютерных технологий при изучении геометрии: Дисс.. д-ра пед. наук. Брянск. — 1998.
  73. Математика: Библиотека московских образовательных стандартов М.: Образование для всех. — 1997. — 124 с.
  74. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений // Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.- Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. М.: Просвещение, 1994 — 1997.
  75. Математика: Учебник для 6 класса средней школы // Н. Я. Виленкин, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд, В. И. Жохов. М.: Просвещение, 1991, 1993.
  76. Математика: Учебник-собеседник для 5 класса средней школы // Л. Н. Шеврин, А. Г. Гейн, И. О. Коряков, М. В. Волков. М.: Просвещение, 1992−1997.
  77. Математика: Учебник-собеседник для 6 класса средней школы // Л. Н. Шеврин, А. Г. Гейн, И. О. Коряков, М. В. Волков. М.: Просвещение, 1992−1997.
  78. Ю.М. Элементы координатного метода в курсе математики 4−5 классов средней школы: Диссканд. пед. наук. М. -1988.
  79. Методика преподавания математики в средней школе Ю. М. Колягин, В. А. Оганесян, В. Я. Саннинский, Г. Л. Луканкин М.: Просвещение, 1975 — 462 с.
  80. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика // Сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. М.: Просвещение. — 1985.
  81. Методические рекомендации по созданию и использованию педагогических электронных средств: (Сб. ст.) // НИИ средств обучения и учеб. кн. АПН СССР- Отв. ред.: И. В. Роберт. -М., 1991.
  82. М.Г. Методика обучения геометрии в 10−11 классах общеобразовательной школы с использованием компьютера: Диссс.. д-ра. пед. наук. Махачкала. — 2002.
  83. М.И. и Пышкало A.M. Методика обучения математике в I -III классах. Пособие для учителя. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: «Просвещение», 1978,336 с.
  84. В.Г. Развитие графической грамотности учащихся 6−8 классов при обучении математике: Дисс.. канд. пед. наук. Киев. — 1988.
  85. И.Ш. Информатизация образования и здоровье учащегося: сущность и пути решения. // Ученые записки. Выпуск 19.-М.: ИИО РАО, 2004, 168−171 с.
  86. А.З. Историко-методические основы математического образования учителей. Учебное пособие. Новосибирск: НПГУ, 1989. — 85с.
  87. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во КГУ. — 1975.
  88. Н.Д. Организационные формы и методы обучения ввысшей школе // Проблемы педагогики высшей школы. П., 1972.
  89. Н.В. Применение информационных технологий при изучении математики в 5−6 классах общеобразовательных школ.// Ученые записки. Выпуск 18. -М.: ИИО РАО, 2005, 68−77 с.
  90. Н.В., Шкабура Е. А. Автоматизированная тестовая система обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса. // Ученые записки. Выпуск 19. М.: ИИО РАО, 2006, 23−32 с.
  91. Н.В. Современное состояние использования ИТ в процессе математической подготовки учащихся 3, 5 и 6 классов общеобразовательных школ Московской области // Ученые записки ИИО РАО. 2005. — Выпуск 18. — 57−68 с.
  92. Н.В. Методические подходы в обучении математике учащихся с применением информационных технологий // Проблемы информатизации образования: региональный аспект: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2006. -78−82 с.
  93. Н.В. Организация уроков математики в 5−6 классах с применением средств информационных технологий // Проблемы информатизации образования: региональный аспект: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2006. -82−83 с.
  94. Н.В. Программные средства для обучения математике в V-VI классах // Информатика и образование. 2006. — № 5. -76−78 с.
  95. Н.В. Стимулирование познавательной деятельности учащихся 5−6 классов на уроках математики с применением информационных технологий // Ученые записки ИИО РАО. 2006. -Выпуск 19.-59−62 с.
  96. Н.В. Использование электронного учебного пособия «Математика 5−11» на уроках в V-VI классах // Информатика и образование. 2006. — № 7. — 96−99 с.
  97. Н.В. Обучение математике с использованием ЭСУН в условиях интеграции традиционных и инновационных подходов // Ученые записки ИИО РАО. 2006. — Выпуск 21. — 65−72 с.
  98. Н.В. Принципы формирования комплексного программного средства учебного назначения, основанные на интеграции традиционных и инновационных подходов // Информатика и образование -2007.-№ 1.-109−111 с.
  99. Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ Пресс, 2004. — 67с.
  100. Э.Р., Тельгмаа А. Э. Математика: Учебник для 5 класса средней школы. М.: Просвещение, 1988 — 1994.
  101. Э.Р., Тельгмаа А. Э. Математика: Учебник для 6 класса средней школы. М.: Просвещение, 1989 — 1993.
  102. С.И., Шведова Н. Ю. Словарь русского языка. М, 1978, с. 381.
  103. С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. М.: Про — пресс, 1998. — 273 с.
  104. С.В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. М.: Про-пресс, 1998.
  105. Педагогика школы // Под ред. И. Т. Огородникова. М.:1. Просвещение, 1978.
  106. Педагогика. Курс лекций // Под редакцией Г. И. Щукиной и др.-М.- 1966.
  107. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии // Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 1999. — 512 с.
  108. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов // Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.- Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. — М., Просвещение, 1988. — 479 с.
  109. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования // ИНФО. 2000. — № 4,5,7.
  110. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования // ИНФО. -2001. -№ 1.
  111. Педагогический энциклопедический словарь // Гл. ред. Б. М. Бим Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, J1.C. Глебова и др. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 324 с.
  112. Педагогическая энциклопедия, т.1. М., 1965, с. 266.
  113. Повышение эффективности обучения математике в школе: Книга для учителя: Из опыта работы // Сост. Г. Д. Глейзер. М.: Просвещение, 1989.
  114. С.Н. Моделирование информационной среды как технологическая основа обучения математике: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук.-М.-1998.-34 с.
  115. С.Н. Компьютерные инструменты в образовании. // Компьютерные инструменты в образовании. 1998. -№ 1.
  116. С.Н. Продуктивное обучение математике и компьютер. // ГЭТУ. Выпуск 472. СПб: СПбГЭТУ, 1994.
  117. Положение о порядке аттестации и сертификации педагогического программного продукта (ППП): Метод. Рекомендации //
  118. Рос. Центр информатизации образования. М. — 1992.
  119. Л.П. Методика применения технических средств обучения: Экранно-звуковые средства. М.: Просвещение, 1989.
  120. Программы для общеобразовательных учреждений «Математика». М. — «Просвещение», 1998.
  121. И.В. Влияние тенденций информатизации, массовой, глобальной коммуникации современного общества на профессиональное образование. // Ученые записки ИИО РАО. 2004. — Выпуск 12. — 3−14 с.
  122. И.В. Информационное взаимодействие в информационно-коммуникационной предметной среде. // Ученые записки ИИО РАО. 2001. — Выпуск 5. -3−31.
  123. ИВ. Концепция внедрения средств новых информационных технологий в учебный процесс общеобразовательной школы / НИИ шк. оборудования и техн. средств обучения АПН СССР. М., 1990.
  124. И.В. О понятийном аппарате информатизации образования //Информатика и образование.-2002.-№ 12−2003.-№№ 1,2,4.
  125. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М. -Школа-Пресс, 1994,205 с.
  126. И.В. Средства новых информационных технологий в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования // Информатика и образование. 1991. -№ 4.
  127. И.В. Средства новых информационных технологий -школе // Информатика и образование. 1989. — № 2.
  128. И.В. Экспертно-аналитическая оценка качества электронных средств учебного назначения // Пед. информатика. 1993. -№ 1.
  129. И.В., Якобсон Л. Л. Возможности использования обучающей программно-методической системы «Многогранники» при изучении стереометрии // Методические рекомендации по созданию и использованию педагогических программных средств: Сборник статей //
  130. Отв. ред. Роберт И. В. М.: Ротапринт НИИ СоиУК АПН СССР, 1991.
  131. Н.Ю. Мультимедиа в образовании. // Информатика и образование. 1994. — № 4. — 89−96 с.
  132. С.С. Современные информационные технологии. -М.: Радио и связь, 1989.
  133. В.В. Личностно ориентированное образование. // Педагогика. 1994. -№ 5. — 18−24 с.
  134. В.П. Диагностика степени обученности учащихся: Учебно-справочное пособие. М.: МПА, 1999. — 48 с.
  135. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965.
  136. Современный словарь иностранных слов. М, 1993, с. 238.
  137. Н.В. Методика использования инструментальных программных средств в курсе информатики (на примере темы «Организация данных в ЭВМ»): Автореф.. дисс. канд. пед. наук. М., 1994.-20 с.
  138. Н.В. Разработка обучающих программ на основе инструментальных средств. Чебоксары, 1995. — 141 с.
  139. Н.В. Теоретические и технологические основы обеспечения учебного процесса программно-методическими средствами: Дисс. д-ра пед. наук. Чебоксары, 1999. — 332 с.
  140. Н.В. Теория и методика обучения информатике: Учебное пособие // Н. В. Софронова. М.: Высш. шк., 2004. — 223с.
  141. А.А. Педагогика математики. М., 1974.
  142. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М., 1975.-64 с.
  143. О.А. Комплексное использование информационных и коммуникационных технологий в процессе непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров. М.: Институт информатизации образования РАО, 2005. — 289 с.
  144. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. М.: ИИО РАО, 2006 — 88 с.
  145. Управление развитием школы // Под ред. М. М. Поташника и В.С.Лазарева-М., 1995, с. 10.
  146. Учебные стандарты школ России. Книга 2. Математика. Естественно-научные дисциплины / Под ред. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. -М.: «ТЦ Сфера», «Прометей». 1998. 336 с.
  147. К.Д. Собрание сочинений, т. 5, 1949.
  148. Федеральная программа развития образования // Официальные документы в образовании. 2000. — № 8.
  149. Формирование интереса к учению у школьников // М.: Педагогика, 1986. 192 с.
  150. А.С., Нешков К. И. Дидактические материалы по математике для 5 класса. М.: Просвещение, 1990 — 1997.
  151. А.С., Нешков К. И. Дидактические материалы по математике для 6 класса. М.: Просвещение, 1991 — 1997.
  152. Н.Д. Логические задачи как средство развития рефлексивной деятельности учащихся 5−6 классов при обучении математике Диссер. канд. пед. наук
  153. Е.В. Задачи как средство оптимизации проблемного обучения математической деятельности в 5−6 классах: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Омск. -2003. 23 с.
  154. Е.В. Изучение дробей в 5−6 классах с использованием педагогического программного средства // Современные проблемы математики иестествознания: Материалы четвертой Всероссийской научно-технической конференции.-Н. Новгород: МВВОАШРФ, 2002.-45 с.
  155. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996.
  156. Collins J, Hammond М, Wellington J. Teaching and learning with multimedia London and New York, 1997. — 146 p.
  157. Beverly Hunter My students use computers. Learning activities for computer literacy. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах: Кн. для учителя: Пер. с англ. М.: Просвещение, 1989. — 224 е.
Заполнить форму текущей работой