Обучение нормам русского литературного произношения на уроках русского языка в IV-VIII классах средней школы
Апробация проводилась на заседаниях лаборатории обучения русскому языку НИИ содержания и методов обучения АПН СССР (1979;1984 гг.), на научно-практических конференциях молодых ученых НИИ содержания и методов обучения АПН СССР (1982 и 1983 гг.), на Всесоюзном заседании-семинаре по проблеме «Перспективы развития школьного курса русского языка в 1У-УШ классах (Совершенствование программ и учебников… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ОРФОЭПИЯ В СРВДЕЙ ШКОЛЕ
§ I. Современное состояние орфоэпической работы в средней школе а) Программы по русскому языку и вопросы орфоэпии. б) Современные учебники русского языка и вопросы орфоэпии. в) Опыт обучения орфоэпии в школе и его отражение в методической литературе.
§ 2. Анкетирование учителей. Уровень произносительной культуры школьников.
Выводы.-.
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ОРФОЭПИИ В
СРВДНЕЙ ШКОЛЕ
§ I. Орфоэпия как компонент курса русского языка, ее значение для подготовки учащихся по русскому языку.
§ 2. Лингвистическая база формирования орфоэпических умений и навыков.
§ 3. Психологические основы формирования орфоэпических умений и навыков.
Выводы.
ГЛАВА III. МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ОРФОЭПИИ В 1У-УШ КЛАССАХ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ.
§ I. Содержание орфоэпической работы
§ 2. Использование дикторских информационных передач телевидения и радио как важнейшего средства обучения орфоэпии, особого дидактического материала.
§ 3. Система упражнений и методика работы на уроке.. 97 Орфоэпия на уроках литературы. ИЗ
§ 4. Организация обучающего эксперимента и его результаты
Выводы.
Список литературы
- Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. — Соч. 2-е изд., т.З. — 630 с.
- Ленин В.И. Конспект книги Гегеля «Наука логики» Полн.собр. соч., т.29, с.77−218.
- Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. Полн.собр.соч., т.25, с.255−320.
- Материалы июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
- Материалы апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС. М.: Политиздат, 1984. — 31 с.
- О дополнительных мерах по улучшению изучения русского языка в союзных республиках: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26 мая 1983 г. Правда, 1983, 27 мая.
- О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. — 112 с. П
- Аванесов Р.И. Беседы о русском произношении. Русская речь, 1974, № 4, с.71−76.
- Аванесов Р.И. О русском сценическом произношении.сская речь, 1981, № 5, с.61−66.
- Агеенко Ф.Л., Зарва М. В. Словарь ударений для работников радио и телевидения: Около 63 000 слов./Сост.Ф. Л. Агеенко и М.В.Зарва/Под ред.Д. Э. Розенталя. 4-ое изд. — М.: Советская энциклопедия, 1971. — 688 с.
- Актуальные проблемы культуры речи/Под ред.В. Г. Костомарова, Л. И. Скворцова. М.: Наука, 1970. — 407 с. — В надзаг.: Академия наук СССР. Ин-т русского языка.
- Асеев Н.Н. Жизнь слова. М.: Советская Россия, 1967. -101 с.
- Байкин B.C. О работе над ударением в школе. русский язык в школе, 1953, № 4, с.61−64.
- Беляева Н.П. Проблемы совершенствования произносительной культуры речи учащихся 4−8 классов: Автореф.дис.канд.пед. наук. М., 1974. — 18 с. — В надзаг.: Московский областной пед. ин-т, имени Н. К. Крупской.
- Бернштейн С.И. Назревший вопрос. русский язык в школе, 1936, № 5, с.108−119.
- Богачева Р.Ф. О некоторых путях преодоления яканья в речи учащихся. Русский язык в школе, 1967, № 3, с.61−66.
- Богачева Р.Ф. Совершенствование произносительной культуры учащихся-северян. Русский язык в школе, 1981, № 3,с.41−45.
- Боццаренко А. А. Работа по орфоэпии в начальных классах: Ав-тореф.дис.кавд.пед.наук. М., 1983. — 16 с. — В надзаг.: Московский государственный педагогический ин-т имени В. И. Ленина.
- Бовдарко Л.В., Вербицкая Л. А., Гордина М. В. и др. Стили произношения и типы произнесения. Вопросы языкознания, 1974,2, с.64−70.
- Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М.: Высшая школа, 1970. — 206 с.
- Вербицкая Л.А. Некоторые вопросы русской орфоэпии. Русский язык за рубежом, 1970, № 2, с.65−72.
- Вербицкая Л.А. русская орфоэпия: К проблеме эксперим.-фонет. исследования особенностей совр.произносит.нормы. Л.: Из-во ЛГУ, 1976. — 124 с.
- Ейноградов В.В. 0 культуре русской речи. Русский язык в школе, 1961, № 3, с.3−9.
- Винокур Г. 0. Из бесед о культуре речи. Русская речь, 1967, № 3, с.10−14.
- Винокур Г. О. русское сценическое произношение. М.: ВТО, 1948. — 84 с.
- Вдасенков А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1973. -384 с. — В надзаг.: Методическая библиотека школы.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. -М.: Из-во АПН РСФСР, 1956. 519 с.
- Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии. 3-е изд., доп. и яепр. — М.: Учпедгиз, 1951. — 119 с.
- Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М.- Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — 60 с.
- Гетманский М.И. Упражнения по орфоэпии и интонации при изучении синтаксиса. русский язык в школе, 1970, № 4, с.56−57.
- Гловинская М.Я. О некоторых особенностях произношения заимствованных слов. русский язык в школе, 1968, № I, с.81−84.
- Головин Б.Н. Основы культуры речи. М.: Высшая школа, 1980. — 335 с.
- Горбачевич К.С. Вариантность ударения в формах инфинитива.-Ясский язык в школе, 1974, № 5, с.9−13.
- Гребенкина Р.Т. Изучение в школе фонетики и графики русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984. -III с.
- Дейкина А.Д. Обучение и воспитание в сельской школе. русский язык в школе, 1984, № 4, с.13−20.
- Денисевич Г. В. Местные говоры, их влияние на речь учащихся: Методическое пособие для учителей русского языка. Курск-б/и, 1959. — 52 с.
- Жедек П. С. Специфика фонетических знаний и умений и методы обучения фонетике. !усский язык в школе, 1982,№ 5, е.16−23.
- Живоглядова Р.П. Работа по орфоэпии в системе развития речи учащихся 1У-У классов: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1975. 23 с. — В надзаг.: Московский государственный педагогический ин-т имени В. И. Ленина.
- Живоглядова Р. П. Работа по орфоэпии с учащимися У класса в школах Камчатки. русский язык в школе, 1971, № 3,с.24−27.
- Жинкин Н.И. Восприятие ударения в словах русского языка. -Известия АПН РСФСР, 1954, вып.54, с.7−82.
- Жинкин Н.И. К вопросу о развитии речи детей. Советская педагогика, 1954, № б, с.79−94.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: АПН РСФСР, 1958. — 370 с.
- Жинкин Н.И. Новые данные о работе двигательного анализатора в его взаимодействии со слуховым. Известия АПН РСФСР, 1956, вып.81, с.169−270.
- Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. В сб.: В защиту живого слова, М., 1966, с.5−25.
- Зельманова Л.М., Ивченков П. Ф. Использование звукозаписи на уроках русского языка и развития речи в У1 классе. ffyc-ский язык в школе, 1980, № 5, с.17−23.
- Зельманова Л.М. Кабинет русского языка в средней школе: Пособие для учителей. 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1981. — 143 с. — В надзаг.: Библиотека учителя русского языка.
- Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 159 с.
- Земская Е.А. 1^сская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М.: русский язык, 1979. — 239 с.
- Зимняя И.А. Речь как интермодальный процесс. В кн.: Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку/Под ред.А. А. Леонтьева, М., 1970, с.54−58.
- Иванов П.П. Методика изучения фонетики в У классе. М.: Учпедгиз, 1959. — 96 с.
- Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «рус.яз. и лит-ра». 2-е изд., перераб. и доп. ~ М.: Просвещение, 1976. — 288 с.
- Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи. М.: Просвещение, 1970. — 96 с.
- Иванова Т.А. Звучащее слово в художественном произведении.-Русский язык в школе, 1985, № I, с.61−64.
- Ивченков П.Ф. Словарно-орфоэпические упражнения на уроках русского языка в 1У-УШ классах. русский язык в школе, 1983, № 4, с.25−30.
- Италинский А.Д. Происхождение, свойства и особенности правильной русской речи. М.: б/и, 1913. — 56 с.
- Ицкович В.А. Норма и ее кодификация. В сб.: Актуальные проблемы культуры речи, М., 1970, с.9−40.
- РСалинос В. И. Работа по развитию речи учащихся в свете теории речевой деятельности. русский язык в школе, 1978,4, с.58−66.
- Карпов Н.П. Шепелявость серьезный дефект произношения. -русский язык в школе, 1981, № 3, с.45−47.
- Киселева Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. — 160 с.
- Коновалова Г. Ф. Трудные случаи произношения иноязычныхслов (практические упражнения). Русский язык в школе, 1974, № 2, с.58−61.
- Коновалова Г. Ф. Ударение в словах и формах (практические упражнения). ГУсский язык в школе, 1980, № 5, с.36−37.
- Коровяков Д.Д. Искусство выразительного чтения: Опыт системного изложения теоретических основ и приемов преподавания. 4-е изд. — Спб.: б/и, 1904. — 156 с.
- Костомаров В.Г., Леонтьев А. А. Некоторые теоретические вопросы культуры речи. Вопросы языкознания, 1966,№ 5, с.3−15.
- Костомаров В.Г. Насущные задачи учения о культуре речи. -русский язык в школе, 1965, № 4, с.3−16.
- Краткая объяснительная записка к примерно^ плану занятий по родному языку в единой трудовой школе-коммуне. Родной язык в школе, 1919, кн.1, с.53−56.
- Крупская Н.К. Педагогические сочинения в 10-ти т. М., 1963, т.2, с.243−247.
- Кузнецов П.С. К вопросу о фонематической системе современного французского языка. В кн.: Реформатский А. А. Из истории отечественной фонологии. Очерк. Хрестоматия. М., 1970, с.163−203.
- Ладыженская Т.А. Обучение связной речи в школе. В кн.: Методы обучения в современной школе: Сб. статей/Душина И.В., Иванова Р. Г., Капинос В. И. и др./Под ред.Н. И. Кудряшёва. М., 1983, с.8−25.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1974. — 256 с.
- Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русскогоязыка: Пособие для учащихся/М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлупов-ская, Г. П. Снетова/Под ред.Ф. П. Филина. М.: Цросвещение, 1981. — 463 с.
- Леденев Ю.И. Применение магнитофона на уроках и внеклассных занятиях по русскому языку. В кн.: Развитие культуры устной и письменной речи учащихся. Сборник статей. Краснодар, 1965, с.4−15.
- Леонова Н.А. Использование радио и телевидения при обучении орфоэпии в школе. Русский язык в школе, 1969, № 4,с.26−28.
- Леонова Н.А. Орфоэпия в учебнике русского языка для 1У класса. Русский язык в школе, 1972, № 5, с.33−35.
- Леонова Н.А. Формирование орфоэпических навыков учащихся У и У1 классов общеобразовательной школы: Автореф.дис.канд. пед.наук. М., 1964. — 21 с. — В надзаг.: АПН РСФСР НИИ общего и политехнического образования.
- Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: Наука, 1965.248 с.
- Леонтьев А.А. Социальное и естественное в семиотике. В кн.: Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку. — М., 1970, с.73−82. — В надзаг.: МГУ им. М. В. Ломоносова, Научно-метод.центр рус. языка, Сектор психологиииметодики обучения.
- Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности: Сборник статей.-М.: Наука, 1968. 271 с. — В надзаг.: АН СССР Ин-т языкознания.
- Липелис Е.В. Формирование орфоэпических навыков на уроках фонетики в связи с развитием речи учащихся: Автореф.дис.канд.пед.наук. Л., 1967. — 20 с. — В надзаг.: Ленинградский государственный педагогический ин-т имени А. И. Герцена.
- Лихушина М.А. Привитие орфоэпических навыков на уроках выразительного чтения. fty-сский язык в школе, 1947, № 3, с.30−31.
- Львов М.Р. 0 речевом развитии учащихся средней школы. Советская педагогика, 1973, № 9, с.27−36.
- Львов М.Р. Проблемы преемственности и перспективности в обучении русскому языку. В сб.: Преемственность и перспективность в обучении русскому языку. Пособие для учите-лей/Сост.А. Н. Матвеева. — М., 1982, с.4−15.
- Маковский М.М. Соотношение индивидуальных и социальных факторов в языке. Вопросы языкознания, 1976, № I, с.40−55.
- Малаховский В.А. Орфоэпия в сельской средней школе: Сб. статей по теории и методике русского языка. Ученые записки Куйбышевского педагогического института. Куйбышев, I960, вып.32, с.93−105.
- Малаховский В.А. Фонетический анализ стиха как средство развития орфоэпических навыков. Г^сский язык в школе, 1947,3, с.23−26.
- Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей/Н.Е.Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др./Под ред.Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1980. — 240 с.
- Миртов А.В. Исправление речи учащихся: Пособие для преподавателя. Научно-педагогической секцией ГУСа допущ. для преподавателя. 2-е изд., испр. и дополн. — М.- Л.: Госиздат, 1929. — 80 с.
- Мищенко Л.Л. Родная речь. Техника речи, недостатки произношения и средства к их исправлению: Практическое руководство для учителей. Петроград: б/и, 1915. — 32 с.
- Моисеев А.И. ^сский язык: Фонетика. Морфология. Орфография: Пособие для учителей. 2-е изд., перераб. — М.: Цро-свещение, 1980. — 255 с. — В надзаг.: Б-ка учителя рус.яз.
- Моисеев Б.А. Ошибки, вызванные твердым произношением /ш'/.-^усский язык в школе, 1978, № 3, с.53−55.
- Музыченко А.С. Перенос ударения с существительных на предлоги в русском языке. Нисский язык в школе, 1971, № 5, с.66−68.
- Обучение русскому языку в 4 классе: Метод. указания к учебнику. Пособие для учителей/Сост.Т. А. Ладыженская. М.: Просвещение, 1981. — 223 с.
- Обучение русскому языку в 5−6 классах: Метод. указания к учебнику. Пособие для учителей/М.Т.Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова/Ред.-сост.М. Т. Баранов. -М.: Просвещение, 1982. 288 с.
- Оганесян С.С. Аудиовизуальные средства и лингвистическая подготовка учителя-русиста. Бусский язык в школе, 1984, Ш I, с.78−81.
- НО. Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. К|ультура речи:
- Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1974.-352 с.
- I. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред.Р. И. Аванесова. М.: русский язык, 1983. — 704 с. — В надзаг.: Академия наук СССР Институт русского языка.
- Основы методики русского языка в 1У-УШ классах: Пособие для учителя/Под ред.А. В. Текучёва и др. 2-е изд., пере-раб. — М.: Просвещение, 1983. — 287 с. — (Б-ка учителя рус.яз.). — В надзаг.: НИИ содержания и методов обучения АПН СССР.
- ИЗ. Острогорский В. П. Выразительное чтение: Пособие для учащих и учаиряхся. 7-е изд. — М.: б/и, I9II. — 187 с.
- Палей И.Р. Орфоэпия в средней школе. Русский язык в школе, 1958, № 4, с.37−42.
- Панов М.В. 0 русской орфоэпии. Русский язык в национальной школе, 1971, № 3, с.8−16.
- Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика: Учебник для ун-тов. М.: Высш. школа, 1979. — 256 с.
- Педагогический словарь. В 2-х т./Главная редакция И.А.Каи-ров (глав.ред.) и др. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960, т.2.-766 с.
- Пеньковский А.Б. Лингвистическое обоснование приемов работы по устранению диалектного фрикативного /X! из речи учащихся. Русский язык в школе, 1967, № 3, с.58−61.
- Пешковский A.M. Наш язык. Учебная книга по грамматике для школ I ступени. Сборник для наблюдений над языком в связи с занятиями правописанием и развитием речи, вып.2. М.: — 143 -Госиздат, 1923. 181 с.
- Пешковский A.M. Объективная и нормативная точка зрения на язык. В кн.: Избранные труды, М., 1959, с.50−62.
- Правдин В. О преподавании основ орфоэпии в школе. Русский язык в школе, 1937, № 6, с.42−55.
- Примерная программа и объяснительные записки, изданные по распоряжению министра народного просвещения. Журнал Министерства народного просвещения, 1915, № I, с.3−5.
- Примерная программа по русскому языку. Программа русского языка на I ступени. Пг, 1919. — 36 с. — В надзаг.: Материалы по реформе школы.
- Программы восьмилетней и средней школы на 1983/84 учебный год: 1усский язык. М.: Просвещение, 1983. — 48 с.
- Программы средней школы (городской и сельской). 5−8 года обучения: iy-сский язык.-М.: Учпедгиз, 1933, с.27−47. -В надзаг.: Наркомпрос РСФСР.
- Проект программы по русскому языку для средней школы./Под ред.М. В. Панова. М., 1972. 172 с. — В надзаг.: Институт русского языка АН СССР.
- Пияже Ж. Речь и мышление ребенка. М- Л.: ОГИЗ — Гос.учеб. ред.изд. 1932. — 412 с.
- Разумовская М.М. Воспитательный аспект преподавания русского языка в условиях реформы школы. Русский язык в школе, 1984, № 5, с.19−24.
- Разумовская М.М. Организация обучения русскому языку в свете современных требований. Русский язык в школе, 1982, № 4, с.13−18.
- Разумовская М.М. Преподавание русского языка в современной школе. русский язык в школе, 1982, № 6, с.26−32.
- Реформартский А.А. Введение в языкознание. Изд. 4-ое. -М.: Просвещение, 1967. — 544 с.
- Реформатский А.А. Фонетический минимум при овладении русским произношением нерусскими. Русский язык в национальной школе, 1961, № 4, с.7−10.
- Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания.- М.: АПН РСФСР, I960.- 304 с.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Об ударениях в кратких формах прилагательных и причастий. Русский язык в школе, 1971, № 3, с.90−96.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. О произношении слов иноязычного происхождения. Русский язык в школе, 1972, № 4,с.20−25.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка: около 30 000 слов/Д.Э.Розенталь, М. А. Теленкова. -М.: русский язык, 1976. 680 с.
- Русский язык: Учебник для УП-УШ классов/С.Г.Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. 9-ое изд., перераб.-М.: Просвещение, 1981. — 271 с.
- Русина С.С. О некоторых особенностях словарной работы на уроках русского языка вусловиях диалектного окружения. -В кн.: Лексика и фразеология севернорусских говоров, Вологда, 1980, с.171−174.
- Рыбникова М.А. Выразительное чтение. В кн.: М. А. Рыбникова. Избранные труды. М., 1958, с.365−388. — В надзаг.: Академия педагогических наук РСФСР.
- Садовников В.И. Орфоэпия в пении. М.: Музгиз, 1958.- 80 с.
- Светана С.В. Телевизионная речь, Функции и структура/Под ред.Я. Н. Засурского. М.: Изд-во Московского университета, 1976. — 152 с.
- Сергеев Ф.П. Работа над ударением в школе: Пособие для учителя. М.: Учпедгиз, 1961. — 128 с.
- Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. В кн.: Избранные философские и психологические произведения/Под ред.В.М.Ка-ганова, М., 1947, с.69−178.
- В сб.: Актуальные проблемы культуры речи. М., 1970, с.40−104.
- Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски?: Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению.-М.: Знание, 1980. 223 с. — В надзаг.: Нар. ун-т Фак.лит. и искусства.
- Скворцова А.В. Зависимость смыслового восприятия радиопередачи от уровня внимания. В кн.: Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976, с.198−200.
- Современный русский язык. В 3-х ч. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «рус.яз. и лит.». 4.1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография/Н.М.Шанский, В. В. Иванов. М.: Просвещение, 1981.191 с.
- Соколов А.Н. 0 речевых механизмах умственной деятельности. Известия АПН РСФСР, вып.81, М., 1956, с.65−98.
- Станиславлев Н.В. Преподавание грамматики: Орфоэпия и элементы выразительного чтения. Рабочая книга для учащихся педтехникумов и учителей. Изд.2-е. — М.: Работник просвещения, 1929. — 96 с.
- Стельмахович М.И. Развитие устной речи учащихся при изучении фонетики и морфологии в средней школе: Автореф.дис. канд.пед.наук. Киев, 1970. — 24 с. — В надзаг.: Киевский гос.пед.ин-т им. А. М. Горького.
- Танская Е.П., Вайтусина Н. И. Об орфоэпической культуре учителя. Начальная школа, 1969, № 3, с.31−32.
- Текучёв А.В. Знаменательные вехи в истории методики преподавания русского языка в средней школе. русский язык в школе, 1967, № 5, с.43−60.
- Текучёв А.В. Методика русского языка в средней школе. -2-е изд., переработ, и доп. М.: Просвещение, 1970.- 606 с.
- Текучёв А.В. Об орфографическом и пунктуационном минимуме. Для средней школы: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976. — 80 с.
- Текучёв А.В., Панов Б. Т. Грамматико-орфографический словарь русского языка: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1976. — 247 с.
- Текучёв А.В. Преподавание русского языка в диалектных условиях. М.: Педагогика, 1974. — 176 с.
- Ушаков Д.Н. Истолкование новой программы грамматики на 1-й ступени. В кн.: Родной язык в школе. Пед. сборник. I9I9-I922. Кн.1(2). М.- Пг., 1922, с.94−95.
- Ушаков Д.Н. К вопросу о правильном произношении. В сб.: Вопросы культуры речи. Сб. статей/Под ред.С. И. Ожегова. Вып.5. — М., 1964, с. 8−16.
- Ушаков Д.Н. Маленькая заметка о большом вопросе. Родной язык в школе, 1925, № 8, с.106−108.
- Ушаков Д.Н. Русская орфоэпия и ее задачи. В сб.: Русская речь./Под ред.Л. В. Щербы. Новая серия, Ш. Л., 1928, с.5−27.
- Ушаков Д.Н. Ясский язык. Краткое систематическое школьное руководство по грамматике, правописанию и произношению. Изд.6-е.-М.- Л.: Госиздат, 1929. 138 с.
- Ушаков М.В. Методика правописания. Пособие для учителей ср.школы. Изд.4-е, переработ, и доп. — М.: Учпедгиз, 1959. — 256 с.
- Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец.2101 «Гус.яз. и лит.». М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
- Федянина Н.А. Ударение в современном русском языке. М.: Русский язык, 1982. — 304 с.
- Фейзер В.Э. Методика устранения диалектных ошибок в устной речи учащихся: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1980.16 с. — В надзаг.: Моск.госуд.пед.ин-т имени В. И. Ленина.
- Фирсов Г. П. Наблюдения над звуковой и интонационной стороной речи на уроках русского языка.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 303 с.
- Фирсов Г. П. Постановка выразительного чтения. Русский язык в школе, 1936, № 4, с.80−82.
- Фирсов Г. П. Работа над правильным произношением и выразительным чтением на уроках грамматики. В сб. статей по методике русского языка. М., 1949, с.148−243.
- Херольянц Р.В. Диссимилятивное аканье в речи учащихся и пути его преодоления. ~ русский язык в школе, 1973, № 3, с.56−58.
- Цейтлин С.Н. Типы детских речевых ошибок. русский язык в школе, 1979, № 4, с.62−63.
- Частотный словарь русского языка: около 40 000 слов/Под ред.Л. Н. Засориной. М.: русский язык, 1977. — 935 с.
- Чернышёв В.И. В защиту живого слова: Статьи о значении и преподавании живого языка. СПб.: б/и, 1912. — 83 с.
- Чернышёв В.И. Законы и правила русского произношения. Звуки, формы, ударение. Опыт руководства для учителей, чтецов, артистов. СПб.: б/и 1908. — 64 с.
- Чернышёв В.И. fy-сское ударение. Пособие к его изучению и употреблению. СПб.: б/и, 1912. — 74 с.
- Щерба Л.В. Восточнолужицкое наречие. Пг.: б/и, 19X5, т.1. — 128 с.
- Щерба Л.В. 0 нормах образцового русского произношения. -русский язык в школе, 1936, № 5, с.105−107.
- Щерба Л.В. Транскрипция иностранных слов и собственных имен и фамилий. В кн.: Труды комиссии по русскому языку АН СССР. Л., Изд-во АН СССР, 1931, т.1, с.187−196.
- Язовицкий Е.В. Говорите правильно. Эстетика речи. Книга для учащихся. Изд.2-е, дополн. Л.: Просвещение, 1969. -302 с.
- Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. Печать, радио, телевидение, документальное кино/Под ред.Д. Э. Розенталя. М.: Изд-во Московского университета, 1980. -256 с. Ш
- Т.С.Зепалова. 11-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1980. — 384 с.