Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие базовой исполнительской техники формирования звука в процессе обучения игре на гитаре

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация диссертации проводилась на заседании кафедры музыкального искусства эстрады Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусствна всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах «Жемчужина Кубани» (Краснодар, октябрь 2002 г.) — на международном фестивале-конкурсе «Классическая гитара на Урале» (г. Челябинск, ноябрь 2002 г.) — на международной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • Становление научно методического подхода к развитию исполнительской техники музыкантов-инструменталистов
    • 1. Формирование направлений научно-методического поиска в области инструментального исполнительства
    • 2. Художественно-эстетический и двигательный аспекты исполнительской техники гитариста
  • Глава II.
  • Средства формирования звука на гитаре
    • 1. Вопросы развития исполнительской техники гитариста в учебнометодических пособиях российской гитарной школы
    • 2. Основы звукообразования и классификация средств формирования звука
    • 3. Описание способов и приемов формирования звука
  • Глава III.
  • Теоретическое и методическое обоснование экспериментальной работы по развитию базовой исполнительской техники формирования звука на гитаре
    • 1. Концепция, обучающая программа и методика
    • 2. Подготовка, содержание и результаты педагогического эксперимента

Развитие базовой исполнительской техники формирования звука в процессе обучения игре на гитаре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Гитара относится к немногим, широко распространенным в настоящее время, старинным музыкальным инструментам. Несмотря на то, что ее популярность во всем мире необычайно высока, по сей день не создана эффективная методика развития исполнительской техники формирования звука, хотя именно она является одной из труднопреодолимых проблем в обучении игре на гитаре.

Отсутствие в системе профессионального обучения игре на гитаре такой методики обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, прерывистой линией исторического развития гитары, для которой характерно чередование как длительных периодов подъема интереса к инструменту, так и спада. Очередное возрождение популярности гитары началось в развитых странах Европы и Латинской Америки только в конце XIX — начале XX веков.

Во-вторых, поздним формированием конструкции классической гитары как профессионального концертного инструмента (конец XIX в.) и еще более поздним введением профессионального обучения игре на гитаре в России и за рубежом (середина XX в.).

В-третьих, техническими достижениями XX века в области физики, в частности радиоэлектроники, акустики, химии способствующими появлению электронной гитары и новых материально-технических средств формирования звука, требующих включение в исполнительскую практику соответствующих способов и приемов формирования звука.

Перечисленные причины обусловили отставание в создании научно-методической базы в области развития исполнительской техники гитариста, в том числе в аспекте развития исполнительской техники формирования звука.

Между тем систематизация накопленных знаний и разработка педагогической концепции, позволяющей интенсифицировать развитие исполнительской техники формирования звука на гитаре, являются профессионально необходимыми.

На сегодняшний день теоретически не обосновано понятие — базовые элементы исполнительской техники формирования звука1 (термин соискателяJI.K.), от которого во многом зависит дальнейшее совершенствование всей исполнительской техники гитариста.

Нельзя не отметить, что проблема интенсивного развития исполнительской техники формирования звука актуальна не только для гитаристов, но и для музыкантов-исполнителей других специальностей. Поэтому ее решение важно для педагогики музыкального образования и воспитания в целом как в общем, так и в профессиональном звеньях.

Все перечисленное свидетельствует об актуальности избранной темы.

Степень изученности темы. Отдельные вопросы, связанные с формированием звука, затрагивались в работах отечественных и зарубежных гитаристов. Из российских специалистов отметим труды П. С. Агафошина, В. Г. Борисевича, П. О. Вещицкого, Б. Л. Вольмана, В. Р. Танеева, А. Ф. Гитмана, H.H. Дмитриевой, A.M. Иванова-Крамского, К. В. Ильгина, И. С. Кузнецова, А. Д. Лазарева, Н. П. Макарова, Н. П. Михайленко, А. Г. Николаева, A.A. Петропавловского, М. А. Самохиной, A.A. Скрынникова и других. Из зарубежных — Д. Агуадо, Х. К Амата, X. Аспиазу, М. Гарсиа, Ч. Дункана, М. Каркасси, Ф. Карулли, В. Лендле, Э. Пухоля, П. Роча, Д. Сагрераса, Г. Санза, Ф. Сора, Ф. Моретти, Т. Эванса и других.

Несмотря на столь значительный корпус работ, полноценной комплексной теории и методики формирования звука на гитаре в мировой музыкально-педагогической науке пока не создано. Поэтому объектом исследования являются теория и практика исполнительской техники гитариста. Предметом исследования — базовая исполнительская техника формирования звука как основа игры на гитаре. Материал исследования базируется на результатах собственного исполнительского и педагогического опыта, на эксперименте по внедрению новой методики, а также на проработке и обобщении объемного теоретического материала по развитию исполнительской техники музыкантов.

1 Сокращенно — базовые элементы исполнительской техники или базовая исполнительская техника. инструменталистов, включающего достижения мировой музыкально-педагогической мысли.

Цель настоящего исследования заключается в разработке педагогической концепции, позволяющей интенсифицировать развитие базовой исполнительской техники формирования звука на гитаре.

Задачи исследования:

1. обобщить результаты наиболее значимых научно-методических трудов в области профессиональной подготовки музыкантов-инструменталистов;

2. суммировать итоги научно-методических разработок в сфере развития исполнительской техники формирования звука на гитаре;

3. рассмотреть соотношение интеллектуального {художественно-эстетического) и биомеханического (двигательного) аспектов, составляющих суть исполнительской техники гитариста;

4. классифицировать виды исполнительской техники игры на гитаре;

5. обосновать понятие и значение базовой техники формирования звука как основы исполнительской техники гитариста;

6. определить и систематизировать средства формирования звука на различных видах гитары;

7. разработать программу и методику, повышающую интенсивность развития базовой исполнительской техники формирования звука на гитаре;

8. апробировать разработанную учебную программу и методику в педагогическом эксперименте.

Теоретическая база исследования. Помимо уже обозначенных ранее изданий, диссертация базируется также на трудах, рассматривающих различные аспекты развития исполнительской техники музыкантов-инструменталистов других специальностей. Это труды и статьи JI. Ауэра, В. Бардаса, A.B. Бирмак, Р. Брейтгаупта, Ф. Бузони, В. Гизекинга, JI.C. Гинзбурга, И. Гофмана, М. И. Имханицкого, Г. К. Ковгана, Г. М. Когана, H.A. Любомудровой, В. Х. Мазеля, Г. Г. Нейгауза, Е. Тетцеля,.

В. Тренделенбурга, К. Флеша, Г. М. Цыпина, Ф. Штейнгаузена, О. Ф. Шульпякова и других.

Немаловажное значение в разработке темы имели издания по психолого-педагогическим проблемам музыкальной деятельности, особенно в сфере развития музыкального мышления: Э. Б. Абдуллина, К.А. Абульхановой-Славской, М. Г. Арановского, JI.A. Баренбойма, П. П. Блонского, JI.JT. Бочкарева,.

A.B. Брушлинского, J1.C. Выготского, П. Я. Гальперина, В. Ю. Григорьева, Дж. Дыои, Л. И. Дыс, Н. П. Корыхаловой, Б. Л. Кременштейн, А. Н. Леонтьева,.

B.В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Я. А. Пономарева, Е. Л. Рыбаковой, O.K. Тихомирова, Г. М. Цыпина и других.

Были задействованы работы, в которых рассматривались философские аспекты формирования музыканта, в том числе труды В. Л. Дранкова, М. С. Кагана, Ю. А. Кремлева, М. Н. Лобановой, С. Т. Махлиной, А. Н. Сохора и других.

Методология исследования базируется на понимании становления и развития базовой исполнительской техники как органичного элемента целостного процесса воспитания музыканта-исполнителя. Важнейшими методологическими принципами являются сочетание общепедагогических и музыкально-педагогических положений с многоаспектным анализом, включающим философско-эстетические, культурологические, психологические и музыкально-органологические составляющие.

Методы исследования. В диссертации использованы историко-аналитический, обобщающий и сравнительный методы. Важную роль сыграли также методы генерализации, эмпирический и интервьюирования.

Опытно-экспериментальной базой исследования явилась педагогическая деятельность соискателя в должности преподавателя по классу гитары Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (с 1994 г.), Санкт-Петербургской государственной консерватории им. H.A. Римского-Корсакова (с 2002 г.), мастер-классы, проводимые диссертантом на ежегодных международных фестивалях-конкурсах «Виртуозы гитары» (с 2004 г.), на сессиях Международной академии гитары — курсах повышения квалификации преподавателей-гитаристов (с 2002 г.).

Разработка концепции комплексного подхода к развитию базовой исполнительской техники гитариста потребовало существенного пересмотра теоретических основ обучения игре на гитаре, составления классификаций видов исполнительской техники и средств формирования звука с детальным описанием исполнительских приемов и характеристикой соотношения струны (вибратора), предмета звукоизвлечения (генератора звука) и элементов игрового аппарата гитариста.

В основу концепции положен принцип единства интеллектуального и физического, художественно-эстетического и двигательного, теоретического и практического аспектов.

Концепция комплексного подхода основана на:

• понимании способов и приемов базовой исполнительской техники, применяемых на различных видах гитары (пальцевое, ногтевое, медиаторное звукоизвлечение) как целостного феномена;

• знании теоретической основы и классификации элементов базовой исполнительской техники на различных видах гитары;

• программе интенсивного освоения элементов базовой исполнительской техники в индивидуальной и групповой формах обучения;

• методике по активизации направленной интеллектуальной деятельности с включением образно-звукового и образно-двигательного мышления;

Теоретическая основа данной педагогической концепции состоит из:

1. обоснования основных направлений и методов современной педагогики в области развития исполнительской техники музыкантов-инструменталистов;

2. определения соотношения интеллектуального и биомеханического аспектов исполнительской техники;

3. классификации видов исполнительской техники гитаристов;

4. систематизации средств формирования звуков на гитаре с детальным описанием исполнительских приемов;

5. характеристики гитарной методической литературы в контексте развития исполнительской техники формирования звука;

6. выявления принципов и описания процессов звукообразования на гитаре;

7. формулировки основных понятий, терминов и определений, предлагаемых для практического применения;

8. разработка программы и методики, позволяющих планировать и интенсифицировать учебный процесс.

Гипотеза исследования: уровень профессионального мастерства гитариста-исполнителя находится в прямой зависимости от базовой исполнительской техники формирования звука.

На защиту выносится следующие положения:

1) развитие базовой исполнительской техники по формированию звука на гитаре основывается на комплексном подходе,.

2) новая концепция является фундаментом для разработки программы и методики интенсивного технико-исполнительского развития в учебном процессе;

3) программа и методика активизации развития базовой исполнительской техники исходят из классификации средств формирования звука на гитаре.

Научная новизна диссертации:

1. обобщены и систематизированы методы развития исполнительской техники музыкантов-инструменталистов различных специальностей;

2. классифицированы виды исполнительской техники и средства формирования звука на различных видах гитары;

3. описаны процессы звукообразования и исполнения приемов формирования звука на различных видах гитары;

4. уточнен терминологический аппарат в области исполнительской техники формирования звука на гитаре, введен и обоснован термин базовые элементы исполнительской техники;

5. разработана программа и методика интенсивного развития базовой исполнительской техники в учебном процессе.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке педагогической концепции комплексного подхода к развитию исполнительской техники формирования звука. Создана теоретическая основа концепции, включающая основные аспекты развития исполнительской техники формирования звука на различных видах гитары. Материалы диссертации могут быть использованы для дальнейших научных изысканий в области изучения выразительных возможностей гитары.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты способствуют совершенствованию педагогического процесса в сфере обучения гитарному исполнительскому искусству в учебных заведениях разного уровня и на мастер-классах. Материалы исследования могут быть полезны для композиторов, исполнителей-профессионалов, а также включены в учебные вузовские курсы по инструментоведению, музыкальной органологии, методике обучения игре на музыкальных инструментах, истории и теории исполнительского искусства.

Апробация диссертации проводилась на заседании кафедры музыкального искусства эстрады Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусствна всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах «Жемчужина Кубани» (Краснодар, октябрь 2002 г.) — на международном фестивале-конкурсе «Классическая гитара на Урале» (г. Челябинск, ноябрь 2002 г.) — на международной научно-практической конференции «Музыкальные традиции современной России» (Челябинский институт музыки им. П. И. Чайковского, 28−30 ноября 2005 г.) — на V международной научно-практической конференции «Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание» (Тамбовский государственный музыкально-педагогическом институт им. C.B. Рахманинова, 10−11 апреля 2010 г., 6−7 апреля 2012 г.) — на сессиях Международной академии гитары (Санкт-Петербург, 2002;2010 гг.).

Концепция комплексного подхода к развитию исполнительской техники формирования звука была апробирована в работе классов гитары Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств и Санкт-Петербургской государственной консерватории им. H.A. Римского-Корсакова (1995;2010 гг.), в подготовке пятнадцати лауреатов всероссийских и международных конкурсов в номинациях классическая гитара, электрогитара, гитара фламенко.

Эффективность предлагаемой программы и методики проверена в ходе интенсивного обучающего курса.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, состоящего из 224 источников, в том числе 171 на русском, 53 на английском, немецком и испанском языках. Работа включает приложения с контрольными тестами участников констатирующего и контрольного этапов эксперимента, а также с названиями и электронными адресами сайтов журналов, посвященных гитарному искусству (43 источника). Основной текст диссертации изложен на 161 странице.

Результаты исследования позволяют сделать выводы о том, что освоение и развитие базовой исполнительской техники формирования звука в процессе обучения игре на гитаре является органичным элементом всего комплекса педагогической работы по воспитанию личности музыканта-исполнителя, в которой непременным условием является гармоничное развитие интеллектуальных и физических способностей обучающихся.

Основной вывод исследования состоит в том, что предложенная в диссертации педагогическая концепция развития базовой исполнительской техники формирования звука в процессе обучения игре на гитаре, перспективна в аспекте повышения эффективности гармоничного развития общих и профессиональных способностей гитаристов-исполнителей. Задачи гармоничного развития личности в области музыкального образования требуют дальнейшего изучения и поиска новых разнообразных путей повышения интенсивности и эффективности учебного процесса.

Заключение

.

Изучение проблемы интенсификации развития базовой техники формирования звука на гитаре и экспериментальная апробация инновационной программы и методики в учебном процессе позволили сделать следующие выводы.

Проблема развития базовой исполнительской техники формирования звука является актуальной не только для исполнительского искусства игры на гитаре, но и для музыкантов-инструменталистов, играющих на иных различных музыкальных инструментах, так как является определяющим для развития исполнительской техники. В связи с этим решение проблемы интенсификации развития в учебном процессе базовой исполнительской техники формирования звука, является актуальным для общей педагогики музыкального образования и воспитания.

Со стороны истории вопроса развития исполнительской техники музыкантов-инструменталистов выяснилось, что формирование методологии строилось на различных исторически сложившихся теориях, направлениях и методах, которые удалось обобщить и выстроить в один ряд в форме классификации методов, изложенных в главе I, § 1.

Исследуя различные аспекты исполнительской техники гитаристов, удалось составить классификацию видов исполнительской техники, а также выделить и охарактеризовать главные аспекты: худоэюествепио-эстетический и двигательный. Двигательный аспект исполнительской техники, был рассмотрен по отдельным составляющим, что легло в основу исследования базовой исполнительской техники формирования звука на гитаре.

С помощью создания педагогической концепции комплексного подхода, ее теоретической основы на основе классификации средств формирования звука, специальной программы и методики удалось значительно повысить интенсивность развития базовой исполнительской техники формирования звука на гитаре в учебном процессе.

В результате решения теоретико-исследовательских и опытно-экспериментальных задач достигнута главная цель диссертации — создана и экспериментально апробирована музыкально-педагогическая концепция, повышающая интенсивность развития базовой исполнительской техники формирования звука на гитаре в учебном процессе, что в конечном итоге определило научную новизну и научно-практическую значимость проделанной работы.

Предложенная педагогическая концепция позволяет не только повысить интенсивность развития базовой исполнительской техники формирования звука, выраженную в уменьшении педагогических, психологических, материальных и иных затрат, но и сократить время освоения и развития всей исполнительской техники игры на гитаре. Процесс интенсификации развития базовой исполнительской техники формирования звука позволяет также расширить творческое поле деятельности гитаристов-исполнителей, педагогов, обучающих игре на гитаре, а также композиторов, пишущих музыку для гитары.

Теоретический материал, классификация средств формирования звука, программа и методика, изложенные в диссертации, позволяют создать условия для педагогической преемственности в системе музыкального образования от начального к среднему и высшему уровням обучения, что в свою очередь дает возможность поднять эффективность всей системы обучения игре на гитаре.

Внедрение предложенной концепции в учебный процесс поможет уменьшить основное противоречие между возрастающей потребностью в обучении игре на гитаре, и недостаточной эффективностью системы профессионального обучения игре на этом инструменте.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре / П. С. Агафошин — под ред. Е. Ларичева. М.: Музыка, 1990. — 206 с.
  2. И.А. Музыкальная акустика : учебник / И. А. Алдошина, Рой Приттс СПб.: Композитор. Санкт-Петербург, 2006. — 720 с.: ил.
  3. М.Г. Синтаксическая структура мелодии : исследование / М. Г. Арановский — ВНИИ искусствознания. М.: Музыка, 1991.-317, 3. с.: нот. ил.
  4. Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики / Л. Ауэр — пер. с англ., общ. ред. вступ. ст. и коммент. И. Ямпольского. М.: Музыка, 1965. — 272 с.
  5. Т. Все о гитаре : подроб. самоучитель игры на гитаре в разных стилях музыки / Терри Барроуз — пер. с англ.: А. Иванова-Дятлова. М.: Астрель: ACT, 2004. — 251,1. с.: цв. ил., нот. — 29 с.
  6. Бас-гитара для начинающих: самоучитель / ред.-сост. Смолин К. О. — Хобби-Центр. М.: Изд. Смолин К. О., 2008. — 87 с.
  7. Биологическая кибернетика: учеб. пособие для ун-тов / А. Б. Коган, Н. П. Наумов, Б. Г. Режабек и др. — под ред. А. Б. Когана. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1977. — 408 с.
  8. Ю.Биология для поступающих в вузы / А. Г. Мустафин, Ф. К. Лакгуева, Н. Г. Быстренина и др. — под ред. В. Н. Ярыгина. М.: Высш. шк., 1995. — 478 с.: ил.
  9. П.Бирмак A.B. О художественной технике пианиста: опыт психофизиол. анализа и методы работы / A.B. Бирмак. М.: Музыка, 1973. — 141 с.
  10. П.П. Память и мышление / П. П. Блонский. Изд. 2-е. — M.: URSS: ЛКИ, 2007. — 204 с.
  11. Блюз на акустической гитаре: самоучитель / сост. Седых C.B., Смолин К. О — Хобби-Центр. М.: Изд. Смолин К. О., 2007. — 79 с.
  12. В.Г. Развитие исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования : дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Борисевич Владислав Гурьевич — Ин-т худож. образования Рос. акад. образования. М., 2008. — 165 с.: ил.
  13. Л.Л. Психологические механизмы музыкального переживания : автореф. дис.. д-ра психол. наук / Л. Л. Бочкарев — Киев. гос. ун-т им. Т. Г. Шевченко. Киев, 1989. — 44 с.
  14. P.M. Естественная фортепианная техника : пер. с нем. / P.M. Брейтгаупт. М.: Моно. Музторг, 1927. — 105 е., нот.
  15. А.Г. Определитель аппликатуры аккордов для шестиструнной гитары : пособие для гитаристов / А. Г. Буторин. Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1982.-43 с.
  16. М. Андрее Сеговия / М. Вайсборд. М.: Музыка, 1981. — 126 с.
  17. М. Андрее Сеговия в Москве / М. Вайсборд // Музыкальная жизнь. -1971.-№ 20.-С. 6−13.
  18. М. Андрее Сеговия и гитарное искусство XX века : очерк жизни и творчества / М. Вайсборд. -М.: Сов. композитор, 1989. -206 с.
  19. М. Исаак Альбенис / М. Вайсборд. М.: Сов. композитор, 1977. -152 с.
  20. И.А. Звук-слух-мозг / И. А. Вартанян. J1.: Наука, 1981. — 176 с.
  21. К.А. Русские народные музыкальные инструменты / К. А. Вертков. -Л.: Музыка, 1975. 280 с.
  22. П.О. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре / П. О. Вещицкий. М.: Сов. композитор, 1970. — 114 с.
  23. П.О. Классическая шестиструнная гитара : справочник /
  24. П. Вещицкий, Е. Ларичев, Г. Ларичева. М. ¡-Композитор, 2000. — 212,3..: ил.
  25. Р.Ж. Заметки о гитаре, предлагаемые Андресом Сеговией : пер. с фр./ Робер Ж. Видаль. М.: Музыка, 1990. — 32 с.
  26. С. Гитара для всех / С. Владимирский. М.: Пионерск. правда: Рось, 1994. — 74 с.: ил., нот.
  27. И. Построение естественной системы скрипичной игры. Техника левой руки / И. Войку. М.: Гос. муз. изд, 1932. — 95 с.
  28. Л. Твой друг гитара / Лев Войнов, Виталий Дерун. Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1970. — 56 с.
  29. . Гитара и гитаристы / Борис Вольман. Л.: Музыка, 1968. — 188 с.
  30. .Л. Гитара в России : очерк истории гитар, искусства/ Б. Л. Вольман.-Л.: Гос. муз. изд-во, 1961. 179 с.
  31. .Л. Гитара. 2-е изд. — М.: Музыка, 1980. — 59 е.: ил. -(Музыкальные инструменты).
  32. Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 3 / ред. А. А. Николаев. М.: Гос. муз. изд-во, 1962. — 347 с.
  33. Л.С. Мышление и речь — Психика, сознание, бессознательное / Л. С. Выготский. М.: Лабиринт, 2001. — 366 с.
  34. Л.С. Психология искусства / Л. С. Выготский — Соврем, гуманитар, ун-т. М.: Изд-во Соврем, гуманитар, ун-та, 2001. — 209,1. с. — (Антология гуманитарных наук. Психология)
  35. В.Р. Классическая гитара в России : к проблеме академического статуса: дис. канд. искусствоведения: 17.00.02 / В. В. Танеев. Саратов, 2006.- 185 с.
  36. В.Р. Классическая гитара в России : к проблеме академического статуса: монография / В. Р. Танеев. Тамбов: Изд-во Першина Р. В., 2009. -195 с.
  37. Гинзбург J1.C. О работе над музыкальным произведением / J1.C. Гинзбург. -4-е изд., доп. М.: Музыка, 1981. — 143 с.: нот., нот. ил.
  38. Гитара: музыкальный альманах. / сост. и ред.: Ларичев Е. Д., Назаров А.Ф.- 2-е изд., стереотипн. М.: Музыка, 1989. — Вып. 1. — 1989. — 52 с.- Вып. 2.- 1990.-64 с.
  39. Гитара и мастер: муз. журн. / ред. С. В. Яшкуль. М.: Торопов, 1999. — 56 с. :ил., нот.
  40. Гитара и мастер ¡-музыкальный журнал. Вып. 1. М.: Дека, 1997. — 40 с.: ил., нот.
  41. О. О классификации русских народных музыкальных инструментов / О. Гордиенко // Методы музыкально-фольклористического исследования: сб. науч. тр. / Моск. гос. консерватория им.
  42. П. И. Чайковского. М., 1989. — С. 75−98
  43. В.Ю. Методика обучения игре на скрипке / В. Ю. Григорьев. -Москва: Классика-ХХ1, 2007. 254, 1. с.
  44. В.Ю. Никколо Паганини. Жизнь и творчество / В. Ю. Григорьев. -М.: Музыка, 1987. 143 с.
  45. Григорьев Г. Tirando. Путь к гитаре: начальный курс: учебно-метод. пособие для начинающих / Г. Григорьев. М.: Собеседник, 1999. — 64 с.: ил., нот.
  46. H.H. Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары : дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / H.H. Дмитриева. М., 2004. — 232 с.
  47. Дранков B. JL Психология художественного творчества: учеб. пособие / B.JI. Дранков — Ленингр. гос. ин-т культуры им. Н. К. Крупской. JI.: ЛГИК, 1991.- 75, 2. с.: ил.
  48. Ч. Искусство игры на классической гитаре / Чарльз Дункан — пер. с англ. Ивачева П. Красноярск: Офсет плюс, 2004. — 72 с.
  49. П.Н. Анатомо-физиологическая школа: новое осмысление и оценка / П. Н. Евтихиев — М-во образования Рос. Федерации, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. М.: Изд-во МПГУ, 2002. — 237 с.: ил.
  50. М.В. Музыканты мира : биографический словарь / М. В. Есипова, О. В. Фраенова. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2001. — 527 с. 54.3арадин Д. Гитара в стиле джаз-латина Ноты.: [учеб. пособие] / Джон Зарадин. М.: Смолин К. О., 2007. — 95 с.
  51. М.И. Русская семиструнная гитара / М. И. Иванов. М.- Л., 1948. -152 с.: ил., нот.
  52. В. Я учусь играть на гитаре / В. Иванова. М.: Лабиринт Пресс, 2002. — 334 с.
  53. Иванова-Крамская H.A. Жизнь посвятил гитаре (воспоминания об отце) / H.A. Иванова-Крамская. М.: Тепломех, 1995. — 109 с.
  54. Иванов-Крамской A.M. Школа игры на шестиструнной гитаре / A.M. Иванов-Крамской. -М.: Музыка, 1989. 151 с.
  55. К.В. Гитара классическая и русская (семиструнная). Бытование и исполнительство: дис. канд. искусствоведения: 17.00.02 / К. В. Ильгин. -СПб., 2003.-150 с.
  56. М.И. История исполнительства на русских народных инструментах : учеб. пособие для муз. вузов и училищ / М. И. Имханицкий. -М.: Изд-во Рос. акад. музыки, 2002. 351 с.: ил., портр., нот.
  57. В.П. Юный гитарист/В.П. Калинин. М.: Музыка, 2001. — 127 с.
  58. С.П. Секреты гитары фламенко : / С. П. Каржавин. М.: Изд. С. П. Каржавин, 2002. — Тетр. 1. — 2002. — 196 с.: ил., нот. — Тетр. 2. — 2002. -128 с.: ил., нот. — Тетр. 3. — 2003. — 128 с.: нот.
  59. М. Школа игры на шестиструнной гитаре / М. Каркасси — пер. Н. Рождественской — под общ. ред. и с предисл. А. Иванова-Крамского — предисл. авт. М.: Сов. композитор, 1991. — 150 с.
  60. JI.B. Есть ли в России современная народная музыка? Размышления после конкурса им. В. В. Андреева / JI.B. Карпов // Народник: журнал. М., 2004. — Вып. 3. — С. 22−27.
  61. JI.B. Звукообразование на гитаре / JI.B. Карпов // Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А. И. Герцена. Научный журнал, аспирантские тетради. СПб., 2008. — Вып. 23(54). — С. 93−98.
  62. Л.В. Ногтевой способ звукоизвлечения на гитаре / Л. В. Карпов // Вопросы исполнительства на струнных народных инструментах: сб. науч. тр. / СПб. гос. консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова. СПб., 2006. -Вып. 2. — С. 23−36.
  63. Л.В. Техника игры на гитаре. Базовые средства формирования звука / Л. В. Карпов. СПб.: СПбГУКИ, 2008. — 100 с.
  64. Л.В. Характеристика способов извлечения звуков на современной классической гитаре / Л. В. Карпов // Российская культура глазами молодых ученых. СПб., 2004. — Вып. 15. — С. 103−109.
  65. A.B. Школа игры на шестиструнной гитаре / A.B. Катанский, В. М. Катанский. М.: Издат. дом В. Катанского, 2003. — 160 с.
  66. В.М. Гитара для всех / В. М. Катанский. М.: Издат. дом В. Катанского, 2000. — 112 с.: нот.
  67. Н.Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре / Н. Г. Кирьянов. -М.: Тоника, 1991. -Ч. 1. 136 с.- Ч. 2. Тетр. 1. — 128 с.- Ч. 2. Тетр. 2. — 239 с. -Ч. 3.-184 с.
  68. Н.Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре. Ч. 3 /
  69. Н.Г. Кирьянов // Краткие сведения о наиболее выдающихся гитаристах и композиторах. М.: Тоника, 1991. — С. 176−178.
  70. Н.Г. Основные приемы игры на шестиструнной гитаре : учеб. пособие / Н. Г. Кирьянов. М.: ЗНУИ, 1985. — 56 с.
  71. Классическая гитара в России и СССР: словарь-справочник рус-ских и советских деятелей гитары. / Яблоков М. С., Бардина A.B., Данилов В. А. и др. Тюмень — Екатеринбург: Русская энциклопедия, 1992. — 1300 с.
  72. В.В. Вопросы методики преподавания игры на классической гитаре : учеб. пособие по специальности 53 000 Народное художественное творчество / В. В. Ковба — Челябинская гос. академия культуры и искусств. -Челябинск, 2004. 47 с.
  73. Г. К. Проблема двигательной свободы музыканта-исполнителя / Г. К. Ковган // Школа-училище-вуз: проблемы и перспективы: межвуз. сб. Владивосток: Изд-во ДВГУ, — 1988. — С. 195−213.
  74. Г. М. У врат мастерства / Г. Коган. М. ¡-Классика XXI, 2004. — 135 с.
  75. Г. М. Работа пианиста / Г. Коган. М.: Классика — XXI, 2004. — 201, 2. с.: нот.
  76. Б. Л. Педагогика Г. Г. Нейгауза / Б. Кременштейн. М.: Музыка, 1984. — 89 с.: нот. — (Вопросы истории, теории, методики).
  77. Ю.А. Избранные статьи / Ю. А. Кремлев. Л.: Музыка, 1976. — 231 е., нот.
  78. Ю.А. Очерки по эстетике музыки / Ю. А. Кремлев. Изд. 2-е, доп. -М.: Сов. композитор, 1972. — 272 с.
  79. В.А. Как научиться играть на гитаре / И. С. Кузнецов. М.: Классика -XXI, 2006, — 200 с.
  80. И.С. Техника игры на шестиструнной гитаре / И. С. Кузнецов — под ред. В. Илляшевича. Киев: Музична Украина, 1972. — 145 с.
  81. А.Д. Учимся играя : пособие для преподавателей, детей и родителей / А. Д. Лазарева. Харьков: Крок, 1997. — 68 с.: нот.
  82. Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре / Е. Ларичев. М.: Музыка, 2007.- 110 с.
  83. А.Н. Лекции по общей психологии : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология» / А. Н. Леонтьев — подред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. М.: Смысл: Кн. дом Ун-т, 2005. -509, 2.с., 1. л. портр.
  84. H.A. Методика обучения игре на фортепиано : учеб. пособие / H.A. Любомудрова. М.: Музыка, 1982. — 143 с.: нот.
  85. В.Х. Музыкант и его руки : физиол. природа и формирование двигат. системы / Владимир Мазель. Тель-Авив: Pilies Studio, 2001. — 179 с.
  86. В. Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре / В. Манилов, В. Молотков. Киев: Музична Украша, 1988. — 120 с.
  87. В. Учись аккомпанировать на гитаре / В. Манилов. Киев: Музична Украша, 1990. — 208 с.
  88. К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано : пер. с нем. / К. Мартинсен — [предисл. и коммент. Л.И. Ройзман]. М.: Классика-ХХ1, 2002. — 115 с. — (Секреты фортепианного мастерства)
  89. И. Музыка Испании / И. Мартынов. М.: Сов. композитор, 1977. — 359 с.
  90. С.Т. Музыка в системе видов искусства / С. Т. Махлина // Методологические проблемы современного художественного образования. -СПб., 2007. Ч. 1: Проблемы теории и истории искусства. — С. 7−17.
  91. С.Т. Язык искусства в контексте культуры / С. Т. Махлина — СПбГАК. СПб.: СПбГАК, 1995. — 216 с.
  92. Мед Д. Мастер-класс игры на акустической гитаре / Дэйвид Мед — пер. с англ. Байбуртян И. В. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. — 85,[2] с.: ил.
  93. Л. Школа игры на семиструнной гитаре / Л. Менро, А. Ширялин. -М.: Музыка, 1991. 176 с.
  94. Н.П. Справочник гитариста / Н. П. Михайленко, Фан Динь Тан. Киев: FAN’S COMPANY, 1998. — 247 с.: ил.
  95. Н.П. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре / Н. П. Михайленко. Киев: Книга, 2003. — 248 с.: ил., нот.
  96. В.В. Вопросы профессионального образования музыкантов в культуре современной России: пособие для аспирантов поспец. 130 002 Методика обучения и воспитания (музыка) / В. В. Молзинский- СПбГУКИ. — СПб.: СПбГУКИ, 2003. — 35 с.
  97. В.В. Музыка в духовном развитии личности: к проблеме совершенствования художественного образования в вузах культуры / В. В. Молзинский // Художественное образование в вузе культуры. СПб.: СПбГУКИ, 2000. — Вып. 2. — С. 23−30.
  98. В. Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре / В. Молотков. Киев: Музична Украина, 1989. — 149 с.
  99. A.B. Гитара для всех : легкий самоучитель игры на шестиструн. гитаре / A.B. Москаев. Оренбург: Оренб. кн. изд-во, 2000. -31с.: нот.
  100. Музыкальная акустика / общ. ред. H.A. Гарбузов. М.: Музгиз, 1954.- 236 с.: ил., нот.
  101. Музыкальное исполнительство. Вып.11 / ред. В. Ю. Григорьев, В. А. Натансон. М.: Музыка, 1983 -303 с. :нот.
  102. Музыкальный альманах. Гитара. Вып. 1 / сост. и ред. Е. Ларичев,
  103. А. Назаров — вступ. ст. А. Назарова, Е. Ларичева, Л. Менро, А. Ширяхина, Ю. Римкявичуса, А. Кузнецова. М.: Музыка, 1989 — 50 с.
  104. Музыкальный словарь Гроува / пер. с англ., ред. и доп. Л. О. Акопяна.- М. ¡-Практика, 2001. 1095 с.
  105. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990.-671 с.: ил., нот.
  106. М.Д. Гитара фламенко. / М. Д. Мусалаев. М.: Интеллект-Центр, 1999. — Кн. 1. — 115 с.- Кн. 2. — 88 с.: ил., нот.
  107. В.М. Гитара : обзор и краткая аннотация русских печатных материалов / В. М. Мусатов, В. И. Попов. Свердловск: б. и., 1988. — 67 с.
  108. Е.В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1988.-254 с.
  109. P.C. Психология : пособие для учащихся 10−11 кл. / P.C. Немов. М.: Просвещение, 1995. — 238 с.
  110. А.Г. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре /
  111. А.Г. Николаев — под ред. А. К. Фраучи. 3-е изд. — М.: Музыка, 1986. — 80 с.
  112. Ф. Самоучитель игры на гитаре / Фредерик Ноуд — пер. с англ. К. А. Давыдовой. Москва: ACT: Астрель, 2007. — 269,1. с.: ил., нот.
  113. Д.Г. На гитаре по слуху : самоучитель / Д. Г. Парнес, С. Е. Оськина. — 9-е изд. — М.: ACT, 2002. — 231 с.
  114. A.A. Гитара в камерном ансамбле : дис. канд. искусствоведения: 17.00.02 / A.A. Петропавловский. Нижний Новгород, 2006.- 189 с.
  115. П.А. Эйтор Вилла Лобос и бразильская национальная музыкальная культура / П. А. Пичугина // Культура Бразилии. М.: Наука, 1981.-С. 101−122.
  116. Н.Э. Пухоль и его школа / Н. Э. Поликарпов // Школа игры на шестиструнной гитаре / Э. Пухоль. М.: Сов. композитор, 1977. — С. 3−4.
  117. В. Страницы истории гитарного исполнительства в СССР и России / В. Попов. Екатеринбург: Банк культур, информ, 1997. — 171 с.
  118. Э. Школа игры на шестиструнной гитаре : на принципах техники Ф. Таррега / Э. Пухоль — пер., ред. и предисл. И. Поликарпова .- М.: Сов. композитор, 1992 189 с.
  119. В.А. Учебник дворового гитариста : (+биографические рассказы о ведущих рок-группах и исполнителях) / Вячеслав Разумовский. -Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 249 с.: ил.
  120. И.В. Вариации на тему «Гитара в России». Субъективные заметки о путях развития гитары с точки зрения композитора / И. В. Рехин // Гитаристь. 2005. — № 2. — С. 24−29 — 2006. — № 2. — С. 51−52.
  121. Роч П. Новейшая школа игры на гитаре по методу Ф. Тарреги / Паскуаль Роч. Нью-Йорк. 1921. — 45 с.
  122. Роч П. Школа игры на шестиструнной гитаре / Паскуаль Роч — под редакцией Иванова-Крамского A.M. М.: Музгиз, 1962. — 103 с.
  123. СЛ. Основы общей психологии / СЛ. Рубинштейн. -СПб. и др.: Питер, 2003. 705,[7] с. — (Мастера психологии).
  124. С.И. Русский стиль игры на классической гитаре / С. И. Руднев.- Тула: Ясная поляна, 2002. 208 с.
  125. E.JI. Музицирование как форма досуга и эстетического развития детей : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.05 / ЕЛ. Рыбакова — Ленингр. гос. ин-т культуры им. Н. К. Крупской. Л., 1991. — 16 с.
  126. ЕЛ. Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России : дис. д-ра культурологии: 24.00.01 / Рыбакова Елеонора Львовна — С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. -СПб., 2007. 340 с.
  127. ЕЛ. Становление и развитие профессионального образования по специальности «Музыкальное искусство эстрады » /
  128. ЕЛ. Рыбакова-ред. С.Н. Иконникова- М-во культуры РФ, СПбГУКИ, Фак. эстрад, искусства и худож. ком-муникации -2 изд., доп.-СПб. :СП6ГУКИ, 2002 .^18 с.
  129. Д. Школа игры на гитаре : пер. с исп. / Джулио Сагрерас. -М.: Торопов А.: Дека, 1996. Ч. 1. — 1996. — 32 с.- Ч. 2. — 1996. — 32 с.- Ч. 3.- 1998.-32 с.
  130. B.C. Самоучитель игры на семиструнной гитаре / B.C. Сазонов. М.: Сов. композитор, 1974.-99 с.
  131. Самоучитель игры на шестиструнной акустической и электрогитаре / сост. Бахмин А., Мольнар А. М.: Современное слово: АСС-Центр, 2003. -80 с.
  132. М.А. Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары : дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / М. А. Самохина. М., 2005. — 165 с.
  133. Е. Новая школа игры на эстрадной гитаре / Е. Сенюрин. М.: Муравей, 1998. — 96 с.
  134. A.A. Ускоренное освоение двигательных навыков учащимися-гитаристами на начальном этапе обучения : дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / A.A. Скрынников. М., 1999. — 161 с.
  135. A.B. Теория музыкальной артикуляции / A.B. Сокол — Одесская гос. консерватория им. A.B. Неждановой. Одесса: ОКФА, 1995. — 208 с.
  136. А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки : сб. ст. / А. Н. Сохор.-Л.: Сов. композитор, 1980.-Кн. 1.- 1980.-295 с. — Кн. 2.-1981.-295 е.- Кн. 3.- 1983.-304 с.
  137. М.А. История семиструнной гитары : очерк / М. А. Стахович. Кривой Рог: Изд. дом, 2004. — 39 с.
  138. Ф.Т. Дзэн-Гитара / Филип Тосио Судо — пер. с англ.В. Трилис. -М.: София — Киев: София, 2001. 189, 1. с.: ил.
  139. В.Ф. Гитара для всех : самоучитель игры на шестиструнной гитаре / В. Ф. Суханов. Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 111 с.: нот.
  140. .М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов — Рос. акад. наук, Ин-т психологии. М.: Наука, 2003. — 377, 1. с.: портр., нот. — (Памятники психологической мысли)
  141. Г. И. В мире гитары / Г. И. Тушишвили. Тбилиси: Хеловнеба, 1989. — 135 с.
  142. Философский словарь / Абрамов А. И. и др.- под ред. И. Т. Фролова. -7-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2001. — 719 с.
  143. К. Искусство скрипичной игры / Карл Флеш. М.: Классика-XXI, 2004. — 302 с.
  144. Т.Г. Тайны старинных гитар / Т. Г. Хлоповская — предисл. Л. Влодова // Музыкальная жизнь. 2004. — № 2. — С. 38−39.
  145. Г. М. Исполнитель и техника : учеб. пособие длястудентов музык.-пед. фак. и отд-ний сред, и высш. пед. учеб. заведений / Г. М. Цыпин. М.: Academia, 1999. — 183, 2. с.
  146. В.Ф. Музыкально-педагогическое руководство хоровым любительством : учеб. пособие / В. Ф. Чабанный — М-во культуры Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. ун-т культуры. СПб.: СПбГУК, 1999. — 132 с.
  147. А.П. Музыкальное искусство и классическая шестиструнная гитара: истор. аспект, теория, методика и практика обучения игре и пению / Черватюк А.П.- Моск. гос. ун-т культуры и искусств. М.: МГУКИ, 2002. -159 с.: ил., нот.
  148. О. Как научиться играть на гитаре за месяц. Десять уроков аккомпанемента на гитаре / О. Шабатовский. Екатеринбург: СВ-96, 1999.-47 с.: нот.
  149. О. Как научиться играть на классической гитаре (легкий курс) / О. Шабатовский. Екатеринбург: СВ-96, 2000. — 47 с.: нот.
  150. О. Как научиться играть на соло-гитаре без нот / О. Шабатовский. Екатеринбург: СВ-96, 2000. -31 с.: нот.
  151. O.A. Музыкальный энциклопедический словарь / O.A. Шаповалова. М.: Рипол Классик, 2003. — 696 с. -(Энциклопедические словари).
  152. Э. Шестиструнная гитара: От истоков до наших дней: пер. с фр. / Э. Шарнассе. М.: Музыка, 1991. — 87 с.
  153. В.П. Только гитара и ты.: учебно-хрестоматийное пособие по игре на шестиструнной гитаре / В. П. Шеремет. Краматорск: Тритон -МФ, 2005. — 304 с.
  154. Школа игры на гитаре / пер. с англ.: К. Молькова. М.: ЭКСМО, 2004. — 256 с.: ил., цв. ил., нот.
  155. О.Ф. О психофизическом единстве исполнительского искусства / О. Ф. Шульпяков // Вопросы теории и эстетики музыки. Л., 1973.-Вып. 12.-С. 26−45
  156. О.Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя : проблемы методологии / О. Ф. Шульпяков. — Л.: Музыка, 1973. 104 с.
  157. О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ / О. Ф. Шульпяков — Ленингр. гос. консерватория им. H.A. Римского-Корсакова. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1986. — 124, 2. с.: нот. ил.
  158. Эй, друг, гитара!: Блиц-шк. аккомпанемента на гитаре / сост.
  159. М. Бугов, Л. Шумеев. М.: Б.и., 2002. — 127 с.: нот. — 23 см. — (Панорама «Молодежной эстрады»: Лит.-муз. альм. — N 3).
  160. В. Самоучитель игры на семиструнной гитаре / В. Юрьев. М.: Сов. композитор, 1992. — 112 с.
  161. И.М. Основы скрипичной апликатуры / И. М. Ямпольский. М.: Музгиз, 1933. — 127 с.
  162. В., Первые шаги гитариста : школа-самоучитель игры на шестиструн-ной гитаре / В. Яшнев, Б. Вольман. Изд. 8-е. — Л.: Музыка, 1984.-58 с.
  163. Albin M. Le Grand Livre de la Gutare / Michel Albin. Paris, 1979.
  164. Aplebi W.M. The evolution of the classic guitar / W.M. Aplebi. -Gloucester: Printers Ltd., 1969.
  165. Appleby D.P. The Music of Brazil / D.P. Appleby. Austin: University of Texas Press, 1983.
  166. Azpiazu J. de. La Guitare et les Guitaristes / Jose de Azpiazu. Basel: Sumphonia. Verlag, 1959.
  167. Azpiazu Jose de. The Guitar and Guitarists from Beginning to the Present Day / Jose de Azpiazu. London, 1960.
  168. Bakers. Biographical Dictionary of Musicians / Bakers. New York, 1958.
  169. Behague G. Music in Latin America: An Introduction / Gerard Behague. -New Jersey: Prentice-Hall Inc., 1979.
  170. Bellow A. The Illustrated History of the Guitar / Alexander Bellow. New York: Belwin/Mills Publishing Corp., 1976.
  171. Bobri V. The Segovia technique / V. Bobri. New York, 1972.
  172. Bone P. The Guitar and Mandolin. Biographies of Celebrated Players and Composers. Schott / Philip Bone. London, 1954.
  173. Broyer R. Der weg zur Citarre / R. Broyer. Wien: Cura Verlag, 1973.
  174. Buek F. Die Gitarre und ihre Meister. R. Lienau / Frits Buek. Berlin, 1926.
  175. Carfagana C. Gandi M. Ghitarristico Italiano / С. Carfagana, M. Gandi. -Ancona: Berben, 1968.
  176. Charnasse H. La Guitare / Helene Charnasse — Preface A. Frauchi. France: Presses Universitaires de France, 1985.
  177. Chase G. The Music of Spain / G. Chase. New York, 1941.
  178. Dexter H. Student’s Dictionary of Composers. Diccionario Enciclopedico Ilustrado del Flamenco by J. Blas Vega and M. Rios Ruiz / Harold Dexter. -Madrid: Editorial Cinterco, 1988.
  179. Evans T. Guitars. From the Renaissance to Rock. / Evans, Tom and Mary Anne. New York & London, 1979.
  180. Fernandez-Cid A. La musica espanola en el siglo XX / A. Fernandez-Cid. Madrid: Fundacion Juan March, 1973.
  181. Gavoti B. Hauert R. Andres Segovia / В. Gavoti, R. Hauert. Principato di Monaco, 1955.
  182. Gill С. Guitar legends: The definitive guide to the world’s greatest guitar players. / Chris Gill. London: Studio, 1995
  183. Grunfeld F. V. The Art and Times of the Guitar. An Illustrated History of Guitars and Guitarists / Fredric V. Grunfeld. London — New York: Macmillan LTD., 1969.
  184. Guitar Review. New York, 1976−1983.
  185. Harwood, I. A Brief History of the Lute /1. Harwood. New York, 1975.
  186. Kaiser R. Gitarrenlexikon / Rolf Kaiser. Hamburg: Reinbek bei Hamburg Rowohlt, 1987.
  187. Karulli F. Gitarreschule / Fernando Karulli. Leipzig: Edition Peters, 1979.-80S.
  188. Lendle W. Gittaren-Technik fur den Anfag. Schott, Mainz / Wolfgang Lendle. German, 1986.
  189. Livermore A. A Short History of Spanish Music. Duckworth / Ann Livermore. London, 1972.
  190. McGowan C. The Brazilian Sound / McGowan Chris & Pessanha Ricardo. New York: Billboard Books.
  191. Morrish J. The Classical Guitar, The Complete History. / John Morrish. -Balafon: Outline Press, 1997.
  192. Munoz R. Historia de la guitarra / R. Munoz. Buenos Aires, 1930.
  193. Muricy A. Villa-Lobos: urna interpretado / Andrade Muricy. Rio de Janeiro: Villa-Lobos Museum, 1960.
  194. Powrozniak J. Gitara od A do Z / Jozef Powrozniak. Krakow: Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1966.
  195. Powrozniak J. Gitarren-Lexikon / Jozef Powrozniak. Berlin: Verlag Neue Musik, 1988.-236 S.
  196. Prat D. Diccionario de Guitarristas (Diccionario biografico, bibliografico, historico, critico de guitarristas, guitarreros) / D. Prat. Buenos Aires: Casa Romero, 1934.
  197. Pujol E. La Guitare / Emilio Pujol. Paris, 1927.
  198. Randel D.M. The Harvard Concise Dictionary of Music / Don Michael Randel. Cambridge, MA: Harvard University Press.
  199. Riman. Musik Lexicon / Riman. Mainz, 1961.
  200. Seeger C. Music in Latin America: A Brief Survey / Charles Seeger. -Washington: Pan Americam Union, 1942.
  201. Segovia A. An autobiography / A. Segovia. New York, 1976.
  202. Sharpe A.P. The Story of the Spanish Guitar/ Albert Percy Sharpe. -London, 1963.
  203. Slonimsky N. Music of Latin America / Nicolas Slonimsky. New York: Da Capo Press, 1972.
  204. Stimpson M. The Guitar / Michael Stimpson. Oxford: Oxford University Press, 1988.
  205. Summerfield M.J. The Classical Guitar Its Evolution, Players and Personalities since 1800 / Maurice J. Summerfield. — 2nd Edition. — Newcastle-upon-Tyne: Ashley Mark Publishing, 1991.
  206. Tarasti E. Heitor Villa-Lobos The Life and Works / Eero Tarasti. — 18 871 959.
  207. The Classical Guitar: A Complete History. Tony Bacon, et al., 1997.
  208. The Complete Encyclopedia of the Guitar / ed. Terry Burrows. New York: Schirmer Books, 1998.
  209. The Harvard Concise Dictionary of Music by Don Michael Randel. -Cambridge, MA: Harvard University Press,
  210. The New Grove Dictionary of Music & Musicians. 29 vols. 2nd Edition. -Washington: Grove’s Dictionary of Music, 2001.
  211. Trendelenburg W. Die naturlichen Grudlagen der Kunst des Streichinstrumentspiels / W. Trendelenburg. Berlin: J. Springer, 1925. — 300 S.
  212. Turnbull H. The Guitar from the Renaissance to the Present Day / Harvey Turnbull. New York: Charles Scribner’s Sons, 1974.
  213. Wade G. A Concise History of The Classic Guitar / Graham Wade. Mel Bay Publications Inc, 2001.
  214. Wade G. Andres Segovia His Life His Music, (in 2 vols.) / Wade, Graham & Garno, Gerard.
  215. Wade G. Traditions of the Classical Guitar / Graham.Wade. London: John Calder Ltd., 1980.
Заполнить форму текущей работой