Философско-педагогические идеи святителя Тихона Задонского в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания
Диссертация
Проблемы духовно-нравственного воспитания определяются еще и тем, что многие аксиологические понятия, необходимые для правильного восприятия цели воспитания, надолго были изъяты из области педагогических знаний. Традиционные идеалы, входящие в состав духовных ценностей личности, утратили в этих условиях свое исконное значение, непосредственно связанное с верой и религией, и потому не являются… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы духовно-нравственного воспитания в философско-педагогическом наследии святителя Тихона Задонского
- 1. 1. Проблема духовно-нравственного воспитания на современном этапе развития отечественной философско-педагогической мысли
- 1. 2. Теоретико-методологические основы педагогической антропологии в философско-педагогических воззрениях святителя Тихона Задонского
- 1. 3. Православная аксиология как фактор духовно-нравственного воспитания в учении святителя Тихона Задонского
- Глава 2. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности в контексте философско-педагогических идей святителя Тихона Задонского и современных проблем воспитания
- 2. 1. Система концептуальных идей о духовно-нравственном воспитании и развитии личности в педагогике святителя Тихона Задонского
- 2. 2. Проблема духовно-нравственного воспитания в теории и практике современных образовательных программ
- 2. 3. Предпосылки и педагогические ориентиры развития концептуальных философско-педагогических идей святителя Тихона Задонского в решении современных задач духовно-нравственного воспитания
Список литературы
- Августин Аврелий. Исповедь. М.: Правило веры, 2000. — 487 с.
- Азаров Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития. -М.: Политиздат, 1989. 335 с.
- Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / Под ред. И. А. Каирова. М.: Просвещение, 1979. — 318 с.
- Азбука православного воспитания. -М.: Правило веры, 1997. -167 с.
- Алексий П. Основы Православного образования в России: Докл., прочит, на встрече в Свято-Даниловом монастыре с чл. Рос. акад. образования, Москва, 29 дек. 1994 г. // Педагогика. -1995. -№ 3. С. 74−81.
- Алексина Т.А. Прикладная этика: Учеб. пособие. М.: Изд-во РУДН, 2004.-210 с.
- Альбуханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-336 с.
- Альбуханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 286 с.
- Альманах к 10-летию Рязанской православной гимназии во имя святителя Василия Рязанского. Рязань, 2005.
- Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Изд-во Института практической психологии- Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 1998.-554 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1995. — 496 с.
- Антология педагогической мысли христианского Средневековья / Сост. В. Г. Безрогов, О. И. Варьяш. М.: Аспект Пресс, 1994. — 400 с.
- Артамонова Е.И. Развитие духовной культуры учителя: Теория и методика. М.: Прометей, 2000. — 128 с.
- Архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий В.Ф.). Дух, душа, тело. М.: Изд-во
- Свято-Тихон. Богосл. ин-та, 1997. 136 с.
- Асмолов А.Г. Непройденный путь: От культуры полезности к культуре достоинства // Практическая психология основы индивидуализации и дифференциации образования. — М., 1991. — 89 с.
- Безносов В.Г. Смогу ли я уверовать? СПб.: Электростандарт, 1993. -199 с.
- Безюлева Г. В., Бондырева С. К., Шеламова Г. М. Толерантность в пространстве образования: Учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. — 152 с.
- Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы. М.: МШУ, 1999. — 309 с.
- Беляева В.А. Концептуальные основы духовно-нравственного становления и развития личности учителя в контексте светской и православной педагогической культуры // Научные труды МПГУ. М.: Прометей, 1998. — С.103−109.
- Беляева В.А. Самовоспитание социально значимых качеств личности будущего учителя // Воспитание социально активной личности: история, теория, практика. Рязань: Изд-во РГПИ, 1990. — С.116−119.
- Беляева В.А. Самовоспитание студентов в целостном процессе формирования социально активной личности учителя // Формирование социально активной личности учителя / Под. ред. В. А. Сластенина. М.: Изд-во МПГИ, 1989. — С.36−38.
- Беляева В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления иразвития личности учителя в контексте светской и православной педагогической культуры: Дисс. докт. пед. наук., Москва, 1999. — 339 с.
- Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: Междунар. отношения, 1990. — 336 с.
- Бердяев H. JL О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды / Ред.-сост. Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. — 312 с.
- Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г. А. Социальное прогнозирование: Курс лекций. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 218 с.
- Библер B.C. Культура: диалог культур // Вопросы философии. 1989. -№ 6.
- Библия. М.: Российское библейское общество, 1999. — 1376 с.
- Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: Учеб. пособие. М.: Изд-во УРАО, 1998.-576 с.
- Богоявленский Владимир, священномученик. Беседы о православном воспитании детей. Мн.: Свято-Елисаветинский монастырь, 2004. — 80 с.
- Бондаревская Е.В. Развитие гуманистической теории воспитания в современной России // Славянский педагогический Собор: Тезисы докладов I Международного конгресса 26−29 июня 2002 г. Тирасполь: Полиграфист, 2002- - С. 85−87.
- Бордовская Н.В., Реан А. А. Педагогика: учебное пособие. СПб.: Питер, 2006. — 304 с.
- Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учеб. пособие. М.: Изд. дом «Покров», 2002. — 256 с.
- Борытко Н.М. Онтологический подход в воспитании // Актуальные проблемы современного воспитания. № 6. — Волгоград, 2005. — С. 4−11.
- Братусь Б.С. Начала христианской психологии. М., 1995. — 236 с.
- Булгаков С.Н. Свет невечерний. М.: Изд-во Республика, 1994. — 357 с.
- Валеология: мировоззренческий, научный и религиозный аспекты / Под. ред. игумена Иоанна (Экономцева) М.: Русская Православная Церковь, Отдел религиозного образования и катехизации, 2000. — 34 с.
- Велик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Изд-во Рос. гос. гуманит. ун-та, 1998. — 241 с.
- Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М.: Отчий дом, 1994.-236 с.
- Вершинин В. Семья, в которой мы живем // Домашнее воспитание. -2001.-№ 5−6.-С. 24−27.
- Веселова Е.К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность личности. СПб.: Изд-во СПГУ, 2002. — 316 с.
- Владимиров Артемий., свящ. Учебник жизни. М.: Изд. Православного Братства Св. Филарета Митрополита Московского, 1998. — 190 с.
- Возрождая русскую народную педагогику. Воронеж: ВОИПКРО, ИПЦ «Черноземье», 1997, — 144 с.
- Володин Э.Ф. О духовности и не только о ней // Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. М., 1996. — 218 с.
- Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М.: Педагогическое общество России, 1999. -263 с.
- Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994. -68 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа-Пресс, 1995.-448 с.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Высшая школа, 1993.- 103 с.
- Горячев B.C. Слово о Русской школе // Русский дом. 1998. — № 9. -С.14−18
- Грех и средства духовной борьбы с ним. СПб.: Сатисъ, 1995. — 30 с.
- Григорий Богослов. О соблюдении доброго порядка в собеседовании о Боге. -М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1993. 192 с.
- Григорий Палама. Беседы. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1993. -392 с.
- Григорьев Д. Нигилистическое воспитание // Народное образование. -2006,-№ 2.-С. 189−192.
- Гуманизация образования в школе и в вузе / Сост. Е. А. Сергина. -Петрозаводск: КГПУ, 2000. 116 с.
- Гусейнов А.А., Апресян Р. Т. Этика. М.: Гардарика, 1998. — 172 с.
- Дворецкая М.Я. Интегративная антропология: Учеб. пособие. СПб.: Институт Практической психологии, 2003. — 611 с.
- Дворецкая М.Я. Концепция человека в религиозно-философском учении Восточно-христианской Церкви эпохи Средневековья: Психологический аспект. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена- 2004. — 250 с.
- Дементьева И.О. Российская семья: проблемы воспитания: Руководство для педагогов. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000. — 39 с.
- Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. М.: Изд. Группа «ФОРУМ"-"ИНФРА-М», 1998.-272 с.
- Джуринский А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира. -М.: Совершенство, .1999. 224 с.
- Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 1999.-413 с.
- Диалектика процесса познания / Под ред. М. Н. Алексеева,
- A.M. Коршунова. M.: Изд-во МГУ, 1985. — 367 с.
- Добротолюбие. Избранное для мирян. М.: Издание Сретенского монастыря, 1998. — 448 с.
- Долженко О.В. Очерки по философии образования. М.: Промо-Медиа, 1995.-240 с.
- Екименкова В.М. Вера исцеляет сердца. М.: «Ковчег», 2001. — 159 с.
- Ельчанинов А.В., свящ. Записи. М.: Лепта, 2002. — 336 с.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990.- 164 с.
- Завет Божий / Сост. В. Сорокин. Л.: Издание Ленинградской Духовной Академии, 1991.- 128 с.
- Замостьянов А. Непримиримость и милосердие // Народное образование. -2006.-№ 2.-С. 232−240.
- Зверева О.Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие. -М.: Academia, 1999. 158 с.
- Зенько Ю.М. Психология и религия. СПб.: Алетейя, 2002. — 384с.
- Зеньковский В.В. Социальное воспитание, его задачи и пути. М.: Моск. просвет, комиссия, 1918. — 95 с.
- Зеньковский В.В. Психология детства. М.: «Академия», 1996. — 346 с.
- Зеньковский В.В. Педагогика. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1996. — 114 с.
- Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. -М.: Изд-во Свято-Владим. Братства, 1993. 222 с.
- Зеньковский В.В., прот. Апологетика. Рига: Мирта, 1992. — 262 с .
- Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С.52−59.
- Зинченко В.П. Образование и духовность: сознание как объект междисциплинарного исследования И Современная высшая школа.1990.-№ 1. С.85−92.
- Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура // Повое педагогическое мышление. М.: Просвещение, 1989. С.90−102.
- Иванов А.В. Педагогическая система святителя Тихона Задонского: Автореф. .дисс. канд. пед. наук. Елец., 2000. — 18 с.
- Игумнов Платон, архимандрит. Ответственность как принцип отношения к жизни. // Образование. 1997. — № 1. — С.23−34.
- Игумнов Платон, архимандрит. Православное нравственное богословие.- М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. 240 с.
- Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Издательство ACT, 2004.- 586 с.
- Ильин И.А. О • грядущей России: Избр. статьи / Под ред. Н. П. Полторацкого. М.: Воениздат, 1993. — 366 с.
- Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. — М.: Русская книга, 1993.-496 с.
- Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 3. — М.: Русская книга, 1994.-620 с.
- Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. М.: Просвещение, 1984. — 495с.
- Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии. М.: Издательство им. св. Игнатия Ставропольского, 1999. — 127 с.
- Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. М.: Православная книга, 1991.-398 с.
- Иоанн Кронштадтский. Христианское воспитание детей // Школа духовности. 1999. -№ 5. — С.8−12.
- История педагогики: Учеб. пособие / Под ред. М. Ф. Шабаевой. М.: Просвещение, 1981. — 367 с.
- Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма. М.: Знание. — 1990. — 182 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред.
- A.M. Арсеньева. M.: Педагогика, 1982. — 704 с.
- Каптерев П.Ф. Педагогическая психология. СПб., 1914. — 489 с.
- Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М, 1992. — 124 с.
- Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. М.: Ренессанс, 1992.-323 с.
- Карунин Е.А. Педагогическое наследие Сергия Радонежского: Дисс. канд. пед. наук. -М., 2000. 116 с.
- Кларин В.М., Петров В. М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных воспитателей IX XX вв. — М.: Правило веры, 1996. — 191 с.
- Климент митрополит Калужский и Боровский. Школа должна научить делать добро: Доклад на XIV Рождественских чтениях. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/60 130 185 010
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа. 2002. — № 4. — С. 4−19.
- Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 годы // Народное образование. 2006. — № 1. — С. 243−259.
- Корзинкин А.А. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование: Дисс.. канд. пед. наук. Курск, 1999. -190 с.
- Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Минск: Высшая школа, 1992. — 312 с.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: (Методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
- Крестьянкин Иоанн, архимандрит. Слово о малом доброделании // Воспитание школьников. 2000. — № 9. — С.41−44.
- Крикунов А.Е. Образовательная концепция В.В. Розанова (историкопедагогический анализ): Дисс.. канд. пед. наук. Елец, 1999. — 142 с.
- Кудрявцев Л.Д. Современное общество и нравственность. М.: Наука, 2000. — 64 с.
- Кукушин B.C. Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие. М: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр „МарТ“, 2004. — 352 с.
- Культурологический подход в теории и практике педагогического образования. Монография // Под ред. проф. И. Ф. Исаева. Белгород: Изд-во БГУ, 1999.- 151 с.
- Кураев А., диакон. Школьное богословие. М.: Фонд „Благовест“, 1997. -310с.
- Кураев А., диакон. Если Бог есть Любовь. М.: Фонд „Благовест“, 1998. -158 с.
- Кураев А.В. Философско-антропологическое истолкование православной концепции грехопадения: Дисс.. канд. философ, наук. -М., 1994.- 162 с.
- Ларченкова З.А. Целевые воспитательные программы // Классный руководитель. 2003. — № 5. — С.33−43.
- Лебедева Н.М., Хотинец В. Ю., Выскочил А. А., Гаюрова Ю. А. Психологические исследования этнической толерантности. -Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2003. 240 с.
- Левитис Л.Г. Российская школа: цели и ценности // Педагогика. 2004. -№ 7. — С. 12−17.
- Рождественских образовательных чтений): Сборник статей / Сост. и науч. ред. Д. Г. Левчук, О. М. Потаповская. М.: Планета 2000, 2005. — (Серия „Духовно-нравственное воспитание: системный подход“). — С. 7−17.
- Лествичник / Сост. И. А. Бирич. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. — 224 с.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
- Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии.- 1990,-№ 4.-С. 17−19.
- Лосский В.Н. Догматическое богословие // Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. -288 с.
- Лыкова Н.Г. Возможности православного воспитания в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся: Дисс.. канд. пед. наук. -Тюмень, 2003.- 146 с.
- Максакова В.И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высших пед. учебных заведений. М.: „Академия“, 2001. — 208 с.
- Максаковский В.П. Что мешает развитию нашего образования? // Педагогика. 2005. — № 4. — С.3−9.
- Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: Книга для учителя-воспитателя. М.: Педагогическое общество России- Ноосфера, 1999. -209 с.
- Маленкова Л.И. Человековедение: Программа и метод, материалы для школьного педагога. М.: Пед. общество России, 2000. — 229 с.
- Махортова М.В. Духовно- нравственное воспитание личности на основе православной этики: Дисс.. канд. философ, наук. Ставрополь, 2000. -183 с.
- Медведева И. Шишова Т. Безобразия в образовании. Саратов: Изд-во
- Саратовской Епархии, 2005. 303 с.
- Медведева И., Шишова Т. Наше новое все // Народное образование. -2006,-№ 2.-С. 223−231.
- Мень М.А. Ценностные ориентации личности в контексте взаимовлияния религии и других феноменов духовной культуры: Дисс.. канд. философ, наук. -М.: 2001.
- Меньшиков В.М. Исходные категории педагогики и понятие всестороннего развития личности. Курск: КПТИ, 1992. — 269 с.
- Меньшиков В.М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства. М.: Народное образование, 1995. — 136 с.
- Меньшиков В.М. Проблема гуманизма в западноевропейской педагогике Возрождения и Просвещения и русской педагогике середины XIX в. М.-Курск: Прометей — КГПУ, -1996. — 178 с.
- Меньшиков В.М. Российская школа в контексте европейского образования: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. -М., 1996. 32 с.
- Меньшиков В.М., Радионова В. В. Проблема соотношения технологической и культурологической подготовки будущего учителя // Психолого-педагогическая культура: Материалы Всеросс. науч. конф. 1315 сент. 1995. -М.: МОСУ, 1996. С. 40−42.
- Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. М.: Планета-2000, ППЦ „Пересвет“, 2004. — 384 с.
- Митр. Амфилохий (Радович). Основы православного воспитания. -Пермь: ПО Панагия, 2000. 208 с.
- Митр. Антонии Сурожский. О встрече. СПб.: Сатисъ, 1994. — 263 с.
- Митр. Антоний Сурожский. Таинство любви. СПб: Сатисъ, 1999. -56 с.
- Митр. Антоний Сурожский. Беседы о вере и церкви. М.: Интербук, 1991.-319с.
- Митрополит Кирилл. Вызовы современной цивилизации. Как отвечает на них православная Церковь? М.: Даниловский благовестник, 2002. -144 с.
- Митрополит Кирилл. Норма Веры как норма жизни // Alma mater. № 8. -2000.-С. 11−17.
- Митрополит Питирим. Тело, душа, совесть. (Учение о человеке в христианской традиции и современное общество) // Малая Церковь. М., 1992.-208 с.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии, 1997. — 365 с.
- Мудрик А.В. Психология и воспитание. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. — 472 с.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. 2000. — № 2. — С. 14−18.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Директор школы. -» 2001. № 1. — С. 97−107.
- Несмелов В.И. О цели просвещения // Православный собеседник. -1898.-№ 12.-С. 594.
- Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. -№ 4. 1998. — С. 3−8.
- Никандров Н.Д. Нравственные уроки православия // Педагогика. 1997. -№ 3. — С.3−9.
- Никандров Н.Д. Православные традиции, семья и школа в современной России // Педагогика. 2005. — № 1. — С.5−12.
- Никандров Н. Д, Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. -М.: Пед. общество России, 2000. 304 с.
- Никандров Н.Д. Ценности как основа социализации и воспитания // Мир образования образование в мире. — 2003. — № 3. — С.3−19.
- Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М.: Школа-Пресс, 1994.- 192 с.
- Новоселов О.Н. Русская православная судьба. Религиозно-философское исследование. Киров: б.и., 1997. — 560 с.
- О религиозном воспитании детей: Беседы святого Иоанна Златоуста и священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого. -М.: Экостром, 1993.-80 с.
- Об итогах реализации Программы развития воспитания в системе образования России на 1999−2001 годы и об основных направлениях развития воспитания в системе образования на 2002−2004 гг. // Профессионал. 2002. — № 2. — С.2−4.
- Образовательная политика: гражданская позиция // Педагогика. 2005. -№ 4. — С.45−52.
- Опыты православной педагогики / Сост. А. Стрижев, С. Фомин. М.: Лит. учеба, 1993.-238 с.
- Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002−2004 годы // Воспитание школьников. 2002. — № 3. — С. 2−11.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М. Пед. общество России, 2000. — 640 с.
- Педагогика: Учебник / Под ред. Л. П. Крившенко. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 432 с.
- Педагогические теории, системы, технологии: Справочные материалы / Авт.-сост. В. А. Фадеев, В. П. Свиридова, О.В. Наумов- под общ. ред. проф. В .А. Фадеева. Рязань: Изд-во РГПУ, 1999. — 100 с.
- Педагогический энциклопедический словарь. М.: Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2003. — 524 с.
- Первый Всемирный Русский Собор. Первый этап: Российская Соборная Мысль (26−28 мая 1993). -М.: Роман-газета, 1993. 160 с.
- Перевезенцев С.В. Будущее русской школы. Доклад на XIV Рождественских чтениях. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/60 201 153 459
- Петракова Т.П. Духовные основы нравственного воспитания. М.: Изд-во ИМПЭТО, 1997.-83 с.
- Питерский Димитрий., свящ. «Образование от слова образ» // Альманах к 10-летию Рязанской православной гимназии во имя святителя Василия Рязанского. Рязань, 2005. — С. 16−20.
- Победоносцев К.П. Ученые и учитель. Педагогические заметки. М.: Победоносцев, 1901. — 61 с.
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. — Кн. 1: Общие основы. Основы обучения. — 574 с.
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 2: Процесс воспитания. — 256 с.
- Попов Л.А. Грани духовности //Педагогика. 1996. -№ 1. — С.40−43.
- Православие: pro et contra / Сост. В. Ф. Федоров. СПб.: РХГИ, 2001. -792 с.
- Православная семья в современном мире. М.: «Центр Благо», 2001. -192 с.
- Прокофьев А.В. Парадоксальный гуманизм и критика морали // Вопросы философии. 2001. — № 1. — С 56.
- Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Сост. А.А. Радугин- науч. ред. Е. А. Кротков. -М.: Центр, 2003. 256 с.
- Психология: Учебник / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова и др.- отв.ред. А. А. Крылов. М.:'ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 752 с.
- Радугин А.А. Философия: курс лекций. Воронеж: Воронеж, гос. арх.-строит. акад., 1995.-218 с.
- Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М.: Центр, 1999. — 272 с.
- Рожков М.И., Байбородова JI.B., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников: учебно-методическое пособие. Ярославль: Академия развития- Академия холдинг, 2003. — 192 с.
- Розанов В.В. Сумерки просвещения / Сост. В. Н. Щербаков. М.: Педагогика, 1990. — 624 с.
- Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. М.: Мысль, 1994.- 119 с.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006. -713 с.
- Руководство к домашнему религиозно-нравственному христианскому воспитанию детей. jVL: Отчий Дом, 2001. 159 с.
- Русская Православно-ориентированная школа / Под ред. к.п.н. С. Ф. Ивановой. М.: Паломник, 1999. — 256 с.
- Сагатовский В.Н. Так что же такое духовность? // Школа духовности. -1998. № 2. — С.45−49.
- Свешников В., прот. Очерки христианской этики: Учеб. пособие. М.: Паломник, 2001. — 625 с.
- Святитель Григорий Нисский. Человек есть образ Божий. М.: Изд-во храма Космы и Дамиана, 1995. — 31 с.
- О.М. Потаповская. М.: Планета 2000, 2005. (Серия «Духовно-нравственное воспитание: системный подход»). — С. 64−70.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 98 с.
- Склярова Т.В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. — 17 с.
- Сластенин В.А. Основные тенденции развития современной образовательной политики в Российской Федерации // Педагогическое образование и наука. 2005. — № 3. — С.20−28.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с.
- Слободский Серафим, протоиерей. Закон Божий для семьи и школы. -Мн.: «Православная инициатива», 2005. 732 с.
- Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 1994. — 78 с.
- Слободчиков В.И. Психология. М.: ВЛАДОС, 1998. — 400 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
- Словарь русского языка. С. И. Ожегов.//под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: «Русский язык», 1987. — 750 с.
- Слово Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II при открытии XIII международных Рождественских Образовательных чтений 23 января 2005 года // Педагогика. 2005. -№ 1. — С.3−5.
- Собкин B.C., Кузнецова Н. И. Российский подросток 90-х годов: Движение в сторону риска: Аналитический доклад. М.: ЮНЕСКО, 1998.- 120 с.
- Собкин B.C., Марич Е. М. Жизненные ориентации родителей детей-дошкольников // Вопросы психологии. 2002. — № 6. — С. 3−15.
- Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии: Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов / Под. Ред. Н. М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. — 160 с.
- Соловьев B.C. Оправдание добра: нравственная философия // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. 2-е изд. — Т. 1. — М., 1990. — С. 47−548.
- Соловьев B.C. Философские начала цельного знания // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. 2-е изд. — Т. 2. — М., 1990. — С. 139−288.
- Соловьев А.Ю. Религия в обучении и воспитании школьников // Духовные истоки воспитания. Вып. 1. — М., 2001. — 120 с.
- Сочивко Д.В. Расколотый мир. Опыт анализа психодинамики человека в экстремальных условиях жизнедеятельности. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 304 с.
- Степашко Л.А. Философия и история образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с.
- Столяров И.Н. Место и роль христианской этики в формированиидуховных ценностных ориентации молодежи: Дис.канд. филос. наук. 1. М., 1996.- 162 с.
- Сурова Л.В. Методика православной педагогики. Ч. 1: Педагогика. Школа. Человек. — Клин: Фонд «Христианская жизнь». — 2000. — 64 с.
- Сурова Л.В. Мироведение. Комплекс методических разработок. -Издательство «Христианская жизнь». Клин, 2004. — 384 с.
- Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. М.: Изд-во Владимирской епархии, 1996. — 496 с.
- Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. М.-1. Просвещение, 1981. 192 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. -М.: Политиздат, 1975. 272 с.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Избр. произв-я. в 5 т. Т. 3. -Киев, 1980.-243с:
- Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М.: «Самшит», 1995. — 600 с.
- Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. -М.: «Самшит», 1996. 1200 с.
- Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. В 2-х кн. — Т. I. — Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.
- Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. В 2-х кн. — Т. И. — Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.
- Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. В 2-х кн. — Т.
- I. Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.
- Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. В 2-х кн. — Т.1. Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.
- Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. В 2-х кн. -T.V. — Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.
- Теория и практика воспитания: Учеб. пособие / Под ред. JI.A. Байковой, J1.K. Гребенкиной, О. В. Еремкиной. Рязань: Изд-во РГПУ, 1997. — 196 с.
- Третий Всемирный Русский Народный Собор. Третий этап: Россия и русские на пороге XXI века (4−6 декабря 1995). М.: Клуб «Реалисты», Роман-газета, 1996. — 256 с.
- Троицкий В.Ю. Пути русской школы. М.: Свет Отечества, 1994. — 96 с.
- Троицкий Н.И. Триединство Божества. М.: Московская правда, 1997. -96 с.
- Тростников В.Н. Воспитание безнравственности // Русский дом. 1998. — № 3. — С.27−29
- Тростников В.Н. Православная цивилизация. Исторические корни и отличительные черты. Издательский дом Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник», 2004. — 271 с.
- Устинов. В.В. Доклад Генерального Прокурора РФ на XIV Рождественских чтениях. / http://www.pravoslavie.ru/jurnal/60 202 110 415
- Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге / Под общей ред. Е. Белозерцева'. М., 1994. — 189с.
- Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении: В 6 т. Т 2. М.: Педагогика, 1988.344с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. М.: Учпедизд. — 1953. — Т. 1. — 638 с.
- Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003−2006 годы // Народное образование. 2002. — № 9. — С. 270−279.
- Федеральные целевые программы в сфере образования // Экономика образования. 2005. — № 6. — С. 131−132.
- Феофан Затворник, свт. Наставления в духовной жизни. М.: Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. — 189 с.
- Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?-М.: Правило веры, 1997.- 135 с.
- Философия: Учеб. пособие / Под ред. В. Д. Губина и др. М.: TOH/TON, 1998.-431 с.
- Философская антропология и гуманизм: Коллективная монография. -Владимир: ВГПУ, 2004. 312 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: «Советская Энциклопедия», 1983.
- Флоренская Т.А. Этика и психология семейной жизни. Духовные истоки воспитания. М: НБФ «Славянский дом у истоков трек великих рек Волга-Днепр-Западная Двина», 2001.
- Флоренский Павел., свящ. Столп и утверждение истины.: в 2-ух томах/ ред. совет: В. В. Степин и др. М. изд-во «Правда». — 1990. Т. 1−491 с.
- Формирование ценностных ориентации школьников. СПб.: Госуниверситет педагогического мастерства, 1998. — 104 с.
- Франк C. J1. Духовные основы общества. М.: Мысль, 1992. — 166 с.
- Фурсенко А.А. Государство ищет и поддерживает лидеров // Российское образование. 2005. — № 6. — С. 3−7.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 1999. -519 с.
- Холмогоров B.C. Церковь как школа российской государственности. Доклад на XIV Рождественских чтениях. / http://www. pravoslavie.ru/jurnal/60 208 165 811
- Хомяков А. С. Сочинения: В 2 т. М.: Правда, 1990. Т. 1. — 590 с.
- Хотинец В.Ю. Этическое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000. — 235 с.
- Центр православной педагогической культуры: Учебно-методические материалы / Авт.-сост. В. А. Беляева, И. М. Коняева, Ю. В. Орлова, Т. В. Певчева, Ю. В. Федина, Н.П.Щетинина- РГПУ им. С. А. Есенина. -Рязань, 2005.-52 с.
- Человек и культурно-образовательная среда: сборник научных работ // Серия «Concordia discors». Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2005. — 402 с.
- Челпанов Г. И. Мозг и душа. М.: Изд-во Круг, 1989. — 348 с.
- Чепурных Е. От культуры полезности к культуре достоинства // Воспитание школьников. 1999. — № 5. — С. 2−8.
- Четвериков Сергий, протоиерей. Как воспитать и сохранить веру в Бога у детей. М.: «Новая книга», «Ковчег», 2005. — 32 с.
- Шадриков В.Д. Нравственно-духовные качества русского народа. М., 1997.-350 с.
- Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М.: Логос, 1999.200 с.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика. -М.: ИЦПКПС, 1993. 181 с.
- Шакарян С.М. Русская народная педагогика о нравственном воспитании. Пятигорск: Изд-во Пятигорского гос. лингвистического унта, 1999.- 152 с.
- Шестун Е., свящ. Православная педагогика. М.: Православная педагогика, 2001. — 560 с.
- Шипов Ярослав, свящ. Православие: словарь школьника. М.: «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004. — 320 с.
- Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы / Под общ. ред. B.C. Библера. Кемерово: Алеф. Гуманитарный центр, 1993. — 445 с.
- Школа как воспитательная система: Научно-методические материалы в помощь руководителям школ / Под ред. А. В. Гаврилина. М., 1992. -62 с.
- Школа православного воспитания / Под ред. Стрижева А. Н. М.: Паломник, 1999.-573 с.
- Шкуринов П.С. Философия России XVIII в. М.: Высшая школа, 1992.- 179 с.
- Шполянский Михаил, свящ. С. С. Куломзина Христианское воспитание детей в современном мире. М.: Изд-во «Отчий дом», 2004. — 207 с.
- Щуркова Н. Ценностные отношения // Воспитание школьников. 1999.3. — С. 17−22.
- Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учеб. пособие. -СПб.: Питер, 2005.-366 с.
- Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене O.JI. Основы нравственности. М.: ПРО-ПРЕСС, 2000. — 456 с.