Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философско-педагогические идеи святителя Тихона Задонского в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблемы духовно-нравственного воспитания определяются еще и тем, что многие аксиологические понятия, необходимые для правильного восприятия цели воспитания, надолго были изъяты из области педагогических знаний. Традиционные идеалы, входящие в состав духовных ценностей личности, утратили в этих условиях свое исконное значение, непосредственно связанное с верой и религией, и потому не являются… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы духовно-нравственного воспитания в философско-педагогическом наследии святителя Тихона Задонского
    • 1. 1. Проблема духовно-нравственного воспитания на современном этапе развития отечественной философско-педагогической мысли
    • 1. 2. Теоретико-методологические основы педагогической антропологии в философско-педагогических воззрениях святителя Тихона Задонского
    • 1. 3. Православная аксиология как фактор духовно-нравственного воспитания в учении святителя Тихона Задонского
  • Глава 2. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности в контексте философско-педагогических идей святителя Тихона Задонского и современных проблем воспитания
    • 2. 1. Система концептуальных идей о духовно-нравственном воспитании и развитии личности в педагогике святителя Тихона Задонского
    • 2. 2. Проблема духовно-нравственного воспитания в теории и практике современных образовательных программ
    • 2. 3. Предпосылки и педагогические ориентиры развития концептуальных философско-педагогических идей святителя Тихона Задонского в решении современных задач духовно-нравственного воспитания

Философско-педагогические идеи святителя Тихона Задонского в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях постоянных социальных изменений становится очевидным, что одной из ключевых проблем российского общества является его духовно-нравственное обновление. Преобразование всех сторон жизни молодого поколения оказывает определяющее воздействие на формирование его идеалов и ценностных ориентации. В общественном сознании общечеловеческие ценности, в условиях «духовного вакуума», постепенно заменяются псевдоценностями прагматического и меркантильного характера. На это указывает президент РАО Н. Д. Никандров, который видит подлинный кризис современного общества в угасании нравственности и подмене духовных ценностей [149, с. 3]. С ним согласен и Прокурор Российской Федерации В. В. Устинов: «. .большинство наших проблем, какую бы сферу жизни не взяли, связаны с нравственностью. А точнее, — с её отсутствием» [228]. Однако нравственность в большей мере воспринимается как гражданская ответственность, законопослушность, социальная активность, направленная на улучшение собственного благосостояния. Такая позиция отражена в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: «Важнейшие задачи воспитания — формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда» [101, с. 5]. Одновременно с этим традиционные национальные идеалы Добра, Справедливости, Любви, Истины, Красоты нивелируются и искажаются, принципы, определяющие человеческое бытие, формируются стихийно, процесс воспитания перестает быть целенаправленным и зачастую не соответствует декларированной цели. В большинстве случаев умаляется значение вопроса разработки и внедрения в образовательный процесс духовно-нравственного воспитания.

Проблемы духовно-нравственного воспитания определяются еще и тем, что многие аксиологические понятия, необходимые для правильного восприятия цели воспитания, надолго были изъяты из области педагогических знаний. Традиционные идеалы, входящие в состав духовных ценностей личности, утратили в этих условиях свое исконное значение, непосредственно связанное с верой и религией, и потому не являются практически значимыми категориями в современном образовании и воспитании. Противоречие между социальной потребностью в нравственных людях, способных на позитивные преобразования в обществе, и пробелами в современной педагогической науке, связанными с теорией и практикой воспитания таких людей, определяет необходимость изучения отечественного философско-педагогического наследия, освещающего вопросы духовно-нравственного становления и развития личности. Вместе с тем, проблемы духовной сущности человека, процесса его становления как полезного и полноценного члена общества являлись объектами пристального внимания ученых в различные исторические периоды развития философско-педагогической мысли.

В последнее время в отечественной педагогике наметилось существенное повышение интереса к наследию русских православных философов, антропологов, педагогов. Это обусловлено необходимостью научного поиска тех духовных идеалов, которые позволят ослабить социальную напряженность, положительно повлияют на систему современного отечественного воспитания. Учеными активно изучаются работы святителя Феофана Вышенского, святого праведного Иоанна Кронштадского, В. В. Зеньковского, И. А. Ильина, И. О. Лосского, К. Д. Ушинского, П. А. Флоренского, C.JI. Франка и других. Так, в 2000 г. была защищена диссертация Е. А. Карунина «Педагогическое наследие Сергия Радонежского (духовно-нравственный аспект)" — в 2003 г. — диссертация В. А. Калачевой «Гуманистическая направленность педагогических воззрений святителя Иоанна Златоуста в православной педагогике" — в 2004 г. диссертация А. В. Зайцевой «Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия Херсонского». Одновременно с историософским анализом персоналий Русской Православной Церкви, современные исследователи изучают вопросы общей христианской антропологии, аксиологии, психологии, культурологи, социологии. В 2000 году были защищены диссертация Ю. Б. Козловой «Проблемы влияния православия на духовно-нравственные процессы в российском обществе» и диссертация М. В. Махортовой «Духовно-нравственное воспитание личности на основе православной этики», в 2001 г. — диссертация В. А. Алексеевой «Русское православное мироотношение как феномен культуры» и диссертация Э. А. Чурсиной «Православное воспитание как духовная традиция отечественной педагогики», в 2002 г. — диссертация Н. А. Пархоменко. «Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры», в 2003 г. — диссертация Н. Г. Лыковой «Возможности православного воспитания в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся», в 2004 г. — диссертация В. Е. Трухова «Педагогический аспект православно-ориентированной среды в отечественном образовании» и диссертация О. Б. Шелыгиной «Нравственное становление детей в православном семейном воспитании».

Эти работы являются результатом научных исследований многих педагогических школ. Елецкие ученые Е. П. Белозерцев, А. Е. Крикунов, И. Б. Стояновская, О. И. Тарасова, Э. А. Чурсина изучают влияние культурно-образовательной среды на формирование внутреннего мира человека [18- 107- 229- 249]. В состав этой среды входят образовательные учреждения, общественные и религиозные организации. Процесс становления мировоззрения человека рассматривается ими как включение его в культуру народа, цивилизации, неотъемлемой частью которой в России является православная вера. Проблемам духовной психологии посвящены также работы.

Б.С. Братуся, Ф. Е. Василкжа, В. П. Зинченко, И. А. Ильина, Е. И. Исаева, Б. В. Ничипорова, В. И. Слободчикова, В. Д. Шадрикова и других [35- 78- 79- 80- 84- 85- 86- 87- 88- 110- 154- 193- 195- 196- 197- 211- 254- 255]. Духовный опыт рассматривается в них как особая форма рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни.

A.В. Кураев, А. И. Осипов, JI.В.Сурова, В. Ю. Троицкий и другие изучают проблемы православной антропологии и возможности современной школы в их решении [111- 112- 113- 209- 210- 211- 224- 225]. В. М. Меньшиков, Т. И. Петракова, В. А. Сластенин, В. А. Беляева рассматривают инновационные педагогические системы в контексте развития высшей школы как основу духовно-нравственного воспитания нового поколения, преемственности моральных ценностей общества, культурной идентификации современного человека [19- 20- 21- 22- 23- 131- 132- 133- 134- 135- 167- 193- 192- 248]. Изучению возможной реализации православной модели воспитания в современных условиях посвящают свои работы JI.H. Голубева, А. И. Еремкин,.

B.И. Косик, С. С. Куломзина, С. И. Маслов, В. М. Меньшиков, Н. Д. Никандров [49- 131- 132- 133- 134- 135- 149- 150- 151- 152- 153- 263].

Анализ направленности диссертационных исследований определяет задачу расширения философско-педагогических знаний о духовно-нравственном воспитании личности как одну из основополагающих задач. Обращение к культурным и духовным истокам русской философско-педагогической мысли побуждает ученых к пересмотру педагогических стереотипов, поиску новых подходов к решению теоретических и практических проблем, осмыслению и анализу святоотеческого литературного наследия. В этом отношении труды святителя Тихона Задонского, представляют особый интерес. Уникальный человек, замечательный проповедник, видный мыслитель своего века, которого еще при жизни называли «русским Златоустом», оставил богатое философско-педагогическое наследие. Ученый-богослов анализировал проблемы состояния и воспитания духовного мира человека, разрабатывал подходы к их решению. .Святителя волновало бытие человека, соотношение в нем духового и телесного, способы педагогического воздействия на процесс воспитания, посредством обращения к православной аксиологии. Все это определяет актуальность исследования философско-педагогического наследия православного ученого в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания личности.

По творениям святителя Тихона Задонского в 2000 году была защищена кандидатская диссертация диакона А. В. Иванова «Педагогическая система святителя Тихона Задонского», а также в разное время были написаны и защищены богословские магистерские и кандидатские диссертации «Раскрытие учения о христианской нравственности в произведениях святителя Тихона Задонского» В. Панкова, «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» схиархимандрита Иоанна (Маслова), «Христианская нравственность в раскрытии святителя Тихона Задонского» иеромонаха Николая (Павлыка). Однако следует заметить, что в данных работах рассматривался преимущественно богословский аспект литературного наследия Задонского Архипастыря. В них не исследовалось соотношение религиозной и секуляризованной традиций образования, не систематизировались педагогическая антропология и православная аксиология, описанные в работах святителя, а значит, и его воспитательная система не воспринимались как комплексное философско-педагогическое исследование, а освещалась фрагментарно. Существующее противоречие между потребностью в изучении и обогащении научно-теоретических знаний о духовно-нравственном воспитании личности и отсутствие полного и развернутого исследования философско-педагогического наследия святителя Тихона Задонского определяет проблему исследования: каковы концептуальные идеи духовно-нравственного воспитания в филососфско-педагогическом наследии Тихона Задонского и предпосылки их развития в контексте современных проблем воспитания.

Объект исследования: философско-педагогическое наследие святителя Тихона Задонского.

Предмет исследования: концептуальные философско-педагогические идеи святителя Тихона Задонского о воспитании личности в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания.

Цель исследования: выявить концептуальные идеи духовно-нравственного воспитания в творчестве святителя Тихона Задонского и определить предпосылки их развития в контексте современных проблем воспитания.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать проблему духовно-нравственного воспитания на современном этапе развития отечественной философско-педагогической мысли.

2. Раскрыть теоретико-методологические основы педагогической антропологии в воззрениях св. Тихона Задонского.

3. Выделить и охарактеризовать категориальный инструментарий, рассмотрения проблемы духовно-нравственного воспитания посредством православной аксиологии в философско-педагогических воззрениях святителя Тихона Задонского.

4. Систематизировать основные концептуальные положения духовно-нравственного воспитания в системе философско-педагогических идей святителя Тихона Задонского.

5. Выявить предпосылки и педагогические ориентиры развития концептуальных идей святителя Тихона Задонского в условиях современных проблем духовно-нравственного воспитания.

В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что использование метода сравнительно-исторического анализа философско-педагогических идей святителя Тихона Задонского в контексте истории и современности отечественной педагогической науки позволит существенно расширить представления о духовной сущности личности, ее духовно-нравственном воспитании и выявить предпосылки развития педагогических идей ученого в теории и практике современного воспитания. Источники исследования:

1. Опубликованные в открытой печати труды святителя Тихона Задонского.

2. Первоисточники и архивные материалы святителя Тихона Задонского.

3. Философская, историческая, историко-педагогическая и мемуарная литература по проблеме исследования.

4. Труды отечественных педагогов, ученых, философов, антропологов, богословов.

5. Публикации периодической печати, мемуарные материалы, дневники, энциклопедические словари.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

• методологические принципы педагогического исследования (А.И. Кочетов, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин) [104- 105- 190- 193];

• философские концепции личности (H.J1. Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин, о. П. Флоренский, С. Л. Франк и др.) [25- 24- 36- 84- 85- 86- 87- 88- 240- 242];

• антропологическая теория христианства (Б.П. Вышеславцев,.

A.В. Кураев, JI. B: Сурова, В. Ю. Троицкий, свт. Григорий Нисский и др.) [47- 111- 112- 113- 118- 188- 209- 210- 211- 224- 225];

• философия и психология образования (Ш.А. Амонашвили,.

B.В. Зеньковский, Н. Б. Крылова, JI.M. Лузина, В. А. Разумный, Л. К. Рахлевская, В. И. Слободчиков, Г. И. Челпанов и др.) [10- 11- 73- 74- 75- 76- 77- 195- 196- 197;

• культурологические подходы к образованию (B.C. Библер, Е. В. Бондаревская, В. А. Конев, Н. Б. Крылова, В. М. Розин и др.) [27- 31- 182- 259];

• тенденции развития образовательных систем в условиях гуманизации (И.В. Бестужев-Лада, З. И. Васильева, В. А. Караковский, Л. И. Новикова, А. Н. Тубельский, Т. И. Шамова, Е. Я. Ямбург и др.) [25- 26- 96];

• теории православной нравственности и изучение творений святых отцов по проблеме нравственного воспитания (архимандрит Платон Игумнов, Е. А. Карунин, архимандрит Иоанн Крестьянкин, Н. О. Лосский, В. М. Мальцева, М. В. Махортова, О. Н. Новоселов, митрополит Антоний Сурожский и др.) [82- 83- 98- 106- 121- 127- 138- 139- 140- 155- 187];

• философские и богословские подходы к решению проблемы выбора методов, организации условий для духовно-нравственного воспитания в семье (о. Александр Ельчанинов, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, С. С. Куломзина, митрополит Амфилохий Радович, о. Сергей Четвериков, свт. Иоанн Златоуст, свт. Тихон Задонский, свт. Феофан Затворник, св. Иоанн Кронштадтский, и др.) [67- 73- 74−75- 76- 77- 84- 85- 86- 87- 88- 89- 90- 91- 137- 234- 235- 252- 263];

Ведущими методологическими ориентирами избраны: аксиологический подход, раскрывающий духовный мир человека посредством выявления и описания высших ценностей его бытия в миреантропологический подходединство системного и целостного подходов в изучении философско-педагогических идей о духовно-нравственном воспитании.

Основными методами исследования являлись: сравнительно-исторический и ретроспективный анализ философских, психологических и педагогических источников, характеризующих развитие мировоззренческих взглядов святителя Тихона Задонского, систематизация и классификация названных источниковтеоретическое моделирование основных положений изучаемой проблемы- .анализ предпосылок и тенденций использования педагогических идей святителя в условиях современного образования.

Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2003;2004 гг.) — изучение и осмысление творческого наследия святителя Тихона Задонского и оценка степени изученности темы исследования.

Второй этап (2004;2005 г. г.) — определение теоретико-методологических оснований исследования, выявление, анализ и систематизация концептуальных философско-педагогических идей ученого, рассмотрение их в контексте современных проблем воспитания.

Третий этап (2005;2006 г. г.) — систематизация итогов исследования, оформление текста диссертации.

Положения выносимые на защиту:

1. Теоретико-методологические основы педагогической антропологии в философско-педагогических воззрениях святителя Тихона Задонского представлены положениями о «естественных, от Бога данных» качествах человека — совести, разуме, воле, потребности в вере, склонности ко злу, а также естественных его качествах, которые приобретаются. Развитие разума, воли и чувств согласно внутреннему закону — совести — определяет становление нравственности и духовности человека. Опыт развития негативных, низменных побуждений человека, приводит к тому что утрачивается взаимодействие разума, чувств и воли с совестью и как следствие — способность полного восприятия и постижения окружающего мира, в результате чего развитие его мироотношения происходит с позиций прагматически-потребительских и утилитарных интенций (намерений).

2. Основными концептуальными положениями духовно-нравственного воспитания в системе философско-педагогических идей святителя Тихона.

Задонского выступают: рассмотрение категориальных ценностей как инструментария духовно-нравственного воспитания обеспечивающего процесс интериоризации позитивных этических категорий в структуру личности и перевода их в область системных ценностных ориентаций человека, сопровождающихся накоплением духовного опыта в практике их деятельностного освоенияразработка системы педагогических методов, средств и форм духовно-нравственного воспитания, среди которых изучение Библии есть особо значимый путь приобретения человеком духовного опыта посредством сравнения собственного поведения с должнымрассмотрение самоанализа и самооценки, самоконтроля и самокоррекции в качестве необходимых процессов, предваряющих процесс самосовершенствования и становления духовности человекапонимание единства разума, воли во взаимодействии с чувственным восприятием нравственного идеала как процесса духовно-нравственного становления и развития личности человека.

3. Концептуальные идеи духовно-нравственного воспитания в философско-педагогическом наследии ученого систематизируются относительно главных педагогических ориентиров развития этого процесса: создание условий для определения и осознания воспитуемыми своего духовного идеала на основе ценностных ориентиров отечественной духовной культурыобеспечение получения воспитуемыми практического субъектного опыта необходимого для духовного роста, нравственного поведения в личной и социальной жизни. Таким образом, предпосылками развития философско-педагогических идей святителя Тихона Задонского в решении современных проблем духовно-нравственного воспитания являются: изучение основ отечественной духовной и православной культуры в образовательных учрежденияхопределение в целостном педагогическом процессе задачи воспитания как опыта развития взаимодействия разума, чувств, воли с совестью посредством накопления личностью духовного опыта в различных видах и формах субъективной практической деятельности.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем.

• раскрыты теоретико-методологические основы педагогической антропологии святителя Тихона Задонского;

• представлен анализ и характеристика системообразующих концептуальных педагогических идей ученого-богослова о духовно-нравственном воспитании личности;

• определены предпосылки и педагогические ориентиры развития концептуальных идей святителя Тихона Задонского в решении современных проблем воспитания.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

• охарактеризована проблема духовно-нравственного воспитания в истории отечественной философско-педагогической мысли;

• рассмотрены существующие тенденции использования опыта духовно-нравственного воспитания с точки зрения современной педагогической теории в контексте светского и религиозного воззрений.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы могут быть использованы для дальнейшей разработки проблемы духовно-нравственного воспитания личности в современных условиях. Материалы исследования могут быть использованы высшими учебными заведениями при преподавании истории образования и педагогической мысли, в авторских курсах по философии и истории образования, истории педагогики, истории религии, а также в спецкурсах, для повышения квалификации педагогов в вопросах православной аксиологии, этики и педагогики.

Структура диссертации. Работа объемом 180 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 266 наименований, 4 приложений. Содержит 3 рисунка.

Заключение

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Социальные и политические изменения, коснувшиеся практически всех аспектов жизни российского общества, оказали разрушительное воздействие на традиционные национальные духовно-нравственные ценности и идеалы. Они породили проблемы, связанные с воспитанием в семье, гражданско-патриотическим воспитанием, духовно-нравственным воспитанием. Эти проблемы имеют в своей основе новое понимание основ бытия современного человека. В общественное сознание внедряется мысль о профессионализме, компетентности, законопослушности, предпринимательской активности и получении материального благосостояния как единственных ценностях в жизни и деятельности человека. Увеличивается разрыв между интеллектуальной подготовленностью и нравственной воспитанностью выпускников общеобразовательных школ, между профессионально-технической подготовкой специалистов и их духовной и нравственной культурой.

В современном образовании акцент смещается в сторону обучения — за счет воспитания. Часто учителя, родители и ученики становятся жертвами заблуждения о том, что знание того или иного учебного предмета предполагает выработку определенного отношения. Анализ современной ситуации в педагогике привел многих ученых к осознанию актуальных проблем упадка нравственной культуры подрастающего поколения, роста утилитаризма и прагматизма в их отношении к жизни. Эта проблема требует скорейшего разрешения, что представляется возможным лишь при условии целенаправленной организации системы духовно-нравственного воспитания и образования в школах и вузах.

Сегодня сама идея православного воспитания как одухотворения человека приобрела новый смысл и ценность, и не случайно в поисках путей духовнонравственного воспитания современная педагогика все чаще обращается к опыту прошлого. Востребовать этот опыт помогает то, что воспитание человека в духе православия опиралось на принципы, которые носят вневременной характер, не зависят от социально-политических перемен или идеологической моды, а значит, могут послужить надежными ориентирами при построении новых образовательных систем.

По этой причине в современной социальной среде возникла ситуация, когда насущно необходим диалог между светскими и православными педагогами и обращение светских педагогов к сокровищнице православной педагогической мысли. Этот диалог возможен в том случае, когда обе стороны имеют четкое представление о взглядах друг друга, относятся с уважением к занимаемой позиции противоположной стороны. В наши дни стало совершенно очевидно, что без обращения к философско-педагогическому наследию отечественных учёных, изучению и осмыслению его духовно-нравственного потенциала в контексте современных проблем воспитания невозможно их правильное целостное осмысление и решение. В этом отношении особый интерес представляет наследие святителя Тихона Задонского, выдающегося ученого-богослова XVIII века.

Для более полного раскрытия педагогической ценности трудов святителя Тихона Задонского были рассмотрены идеи о воспитании и его главных видах в светской и православной педагогике. Гуманистическая направленность светского и православного воспитания имеют сходные и различные черты. В рамках философского воззрения гуманизма светское воспитание провозгласило человека высшей ценностью. Христианское воспитание, отрицая человекобожие, выдвигает иной идеал — Богочеловека Иисуса Христа — и сосредоточивает все педагогические усилия на исцелении греховной человеческой природы, на уподоблении человека Богу, Который есть Истина, Добро и Красота. Светское воспитание также использует эти идеалы, трактуя их в духе современного плюралистического мировоззрения.

Нравственное становление личности в православной педагогике Тихона Задонского представляет собой сознательное, свободное обретение устойчивых духовных индивидуальных качеств человека: эмоциональных переживаний, гуманистических знаний и убеждений, потребностей и мотивов нравственного поведения, ценностных ориентиров, направленных на практическую социально-полезную деятельность. Истинная нравственность, как качество личности, проявляется при выборе и осуществлении социально значимой деятельности, имеет основанием ответственное следование духовной цели жизни на пути осуществления призвания и самообразования. Духовная цель восхождения к Другому (Богу, Творцу, Абсолюту) конкретизируется следующими задачами: осознание своих внутренних сущностных сил — свободы воли, разумности, духовности, ответственности (долга), правильное их использование в соответствии с нормами христианской этики и аксиологии. Как следствиеприобретение духовного опыта, и затем совершенствование в деле благочестия.

К задачам воспитания святитель относит покаяние, добродетельную жизнь, любовь к Богу и ближнему. Процесс воспитания должен быть целенаправленным, непрерывным, последовательным, преемственным. Этот процесс подкрепляется активной церковной жизнью и приоритетом духовного над материальным в нравственном воспитании человека. Духовно-нравственное воспитание имеет внешнюю и внутреннюю стороны, соответственно, касающиеся поведения, облика человека и умения хранить ум и сердце от греховных помыслов.

Педагогическая антропология Тихона Задонского заключается в понимании того, что для эффективного духовно-нравственного воспитания человека необходимо знать его исходные качества, чтобы, опираясь на них, было возможно верно направлять развитие воспитуемого. Человеческие совесть, греховность, разум, воля при надлежащем воспитательном воздействии реализуют потребность в вере, которая определяет последующее формирование его внутреннего мира и развитие духовных и душевных сил. Опора на совесть и угнетение греховной склонности человека, развитие разума и воли, направленное на формирование потребности в свершении «добрых дел, согласующихся с совестью», объяснение непреложенных истин о смысле человеческого бытия, вечности, бесконечности, смерти, привитие чувства богообщения и пробуждение потребности в получении духовного опытаявляются первейшими задачами воспитателя.

Таким образом, основой педагогической антропологии святителя Тихона Задонского явилось положение о «естественных качествах» человека, которым необходимо придать нравственную направленность для дальнейшего духовного развития. В православной традиции в основу нравственности, всех этических и моральных норм положено учение о «естественном нравственном законе». В Евангелии показана новая система ценностей, находящая свое воплощение в деятельном милосердии при условии отношения субъекта к другому человеку как высшей ценности. Православные ценности духовного мира определяют смысл бытия человека, его мироотношение, жизненные принципы. Жизнь по заповедям — это результат интериоризации нравственных ценностей Любви, Веры, Надежды в структуру личности. Нравственность, таким образом, можно воспринимать как текущий уровень развития духовных сил, как действенные принципы бытия. В этом случае духовность воспринимается как направление всех нравственных сил на их собственное совершенствование, как потенциальная возможность открытия новых горизонтов духовного роста человека.

Таким образом, анализируя и систематизируя понятия, составляющие представления о духовной и нравственной сущности человека, ученый выводит концептуальные идеи о воспитании таких качеств человека, как вера, надежда, любовь, смирение, терпение. Эти качества являются основой для развития творческих и позитивных сил человека, они являются предпосылкой для духовно-нравственного становления и развития личности человека.

Основываясь на философско-антропологических воззрениях о структуре личности человека, святитель призывает воспитателей развивать духовные качества воспитуемых при помощи комплекса методов, средств и форм. Специфику этих методов, средств и форм и их отличие от светских аналогов определяет особое понимание процесса духовного роста человека. Основное внимание должно уделяться совестливому восприятию окружающего мира, которое формируется при помощи методов примера, объяснения, проповеди, внушения. Развитие совести, воли, разума, чувств человека должны приводить его к осознанию своего предназначения, чувственного восприятия Добра и отрицания Зла, ответственной нравственной позиции, жажде духовного совершенствования в контексте решения сотереологических проблем.

Нравственность проявляется в поведении и деятельности человека в обществе. Мотивы истинной нравственности обладают только положительными духовными качествами, в основе которых — желание бескорыстного блага другому человеку и добролюбие. Нравственность зависима от качества духовных побуждений человека. Качественное проявление духовной составляющей человека в реальной жизни по отношению к людям и есть нравственность. Таким образом, нравственное становление личности представляет собой сознательное свободное обретение устойчивых духовных индивидуальных качеств. По природе люди одинаковыесли нравственный уровень дан человеку как входящий в его сущность пласт бытия, то нравственность — это высшее развитие потенциальных нравственных качеств, приобретаемое благодаря свободе и усилиям человека. Назначение человека состоит в том, чтобы реализовать данные возможности, через деятельность достигнуть наибольшей степени нравственности.

Цели, принципы и содержание православного духовно-нравственного воспитания зависят от1 религиозного определения сущности, назначения человека, от понимания особенностей нравственного сознания и деятельности.

В православной педагогике большинство мыслителей отстаивают точку зрения об абсолютной цели воспитания, которая основывается на представлении о совершенном человеке, воплощающем общечеловеческие духовно-нравственные ценности на пути к богоподобию. Воспитание только помогает ребенку, создавая условия для его совершенствования. Особое значение приобретает семейное воспитание и изучение Священного Писания и Священного Преданиячтение Библии и святоотеческой литературы было необходимым требованием для умственного воспитания и понимания основ веры. Поучения являются для ребенка руководством к действию, а Нагорная проповедь дает понятие об идеальных качествах человека.

Идеал нравственного служения основывается на принципах христианской этики, воспитание человека — субъекта, идущего к людям, имеющего и отстаивающего ценности. В современных условиях основу человеческой личности должна составлять «духовная нравственность», основанная на активной субъектной позиции духовной личности.

Таким образом, научное исследование философско-педагогического наследия ученого-богослова святителя Тихона Задонского позволяет систематизировать его идеи духовно-нравственного воспитания в контексте современных педагогических проблем и определить педагогические ориентиры их развития в условиях современной образовательной системы.

Предпосылками развития концептуальных идей святителя Тихона Задонского выступают: возрождение в отечественной педагогике традиционных аксиологичеких и этических категорий для корректного восприятия основ духовно-нравственного воспитаниявозможность внедрения философско-педагогических идей православных ученых-богословов в современный процесс духовно-нравственного воспитанияосмысление современными учеными процесса перехода этических категорий в ценностные отношенияинтериоризации, попытки построения воспитательных систем на основе православного восприятия человека и процесса духовно-нравственного ростаопределение в целостном педагогическом процессе задачи воспитания как опыта развития взаимодействия разума, чувств, воли с совестью посредством накопления личностью духовного опыта в различных видах и формах субъективной практической деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин Аврелий. Исповедь. М.: Правило веры, 2000. — 487 с.
  2. Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития. -М.: Политиздат, 1989. 335 с.
  3. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / Под ред. И. А. Каирова. М.: Просвещение, 1979. — 318 с.
  4. Азбука православного воспитания. -М.: Правило веры, 1997. -167 с.
  5. П. Основы Православного образования в России: Докл., прочит, на встрече в Свято-Даниловом монастыре с чл. Рос. акад. образования, Москва, 29 дек. 1994 г. // Педагогика. -1995. -№ 3. С. 74−81.
  6. Т.А. Прикладная этика: Учеб. пособие. М.: Изд-во РУДН, 2004.-210 с.
  7. Альбуханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-336 с.
  8. Альбуханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 286 с.
  9. Альманах к 10-летию Рязанской православной гимназии во имя святителя Василия Рязанского. Рязань, 2005.
  10. Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Изд-во Института практической психологии- Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 1998.-554 с.
  11. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1995. — 496 с.
  12. Антология педагогической мысли христианского Средневековья / Сост. В. Г. Безрогов, О. И. Варьяш. М.: Аспект Пресс, 1994. — 400 с.
  13. Е.И. Развитие духовной культуры учителя: Теория и методика. М.: Прометей, 2000. — 128 с.
  14. Архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий В.Ф.). Дух, душа, тело. М.: Изд-во
  15. Свято-Тихон. Богосл. ин-та, 1997. 136 с.
  16. А.Г. Непройденный путь: От культуры полезности к культуре достоинства // Практическая психология основы индивидуализации и дифференциации образования. — М., 1991. — 89 с.
  17. В.Г. Смогу ли я уверовать? СПб.: Электростандарт, 1993. -199 с.
  18. Г. В., Бондырева С. К., Шеламова Г. М. Толерантность в пространстве образования: Учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. — 152 с.
  19. Е.П. Образ и смысл русской школы. М.: МШУ, 1999. — 309 с.
  20. В.А. Концептуальные основы духовно-нравственного становления и развития личности учителя в контексте светской и православной педагогической культуры // Научные труды МПГУ. М.: Прометей, 1998. — С.103−109.
  21. В.А. Самовоспитание социально значимых качеств личности будущего учителя // Воспитание социально активной личности: история, теория, практика. Рязань: Изд-во РГПИ, 1990. — С.116−119.
  22. В.А. Самовоспитание студентов в целостном процессе формирования социально активной личности учителя // Формирование социально активной личности учителя / Под. ред. В. А. Сластенина. М.: Изд-во МПГИ, 1989. — С.36−38.
  23. В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления иразвития личности учителя в контексте светской и православной педагогической культуры: Дисс. докт. пед. наук., Москва, 1999. — 339 с.
  24. Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: Междунар. отношения, 1990. — 336 с.
  25. Бердяев H. JL О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды / Ред.-сост. Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. — 312 с.
  26. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г. А. Социальное прогнозирование: Курс лекций. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 218 с.
  27. B.C. Культура: диалог культур // Вопросы философии. 1989. -№ 6.
  28. Библия. М.: Российское библейское общество, 1999. — 1376 с.
  29. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: Учеб. пособие. М.: Изд-во УРАО, 1998.-576 с.
  30. Богоявленский Владимир, священномученик. Беседы о православном воспитании детей. Мн.: Свято-Елисаветинский монастырь, 2004. — 80 с.
  31. Е.В. Развитие гуманистической теории воспитания в современной России // Славянский педагогический Собор: Тезисы докладов I Международного конгресса 26−29 июня 2002 г. Тирасполь: Полиграфист, 2002- - С. 85−87.
  32. Н.В., Реан А. А. Педагогика: учебное пособие. СПб.: Питер, 2006. — 304 с.
  33. А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учеб. пособие. М.: Изд. дом «Покров», 2002. — 256 с.
  34. Н.М. Онтологический подход в воспитании // Актуальные проблемы современного воспитания. № 6. — Волгоград, 2005. — С. 4−11.
  35. .С. Начала христианской психологии. М., 1995. — 236 с.
  36. С.Н. Свет невечерний. М.: Изд-во Республика, 1994. — 357 с.
  37. Валеология: мировоззренческий, научный и религиозный аспекты / Под. ред. игумена Иоанна (Экономцева) М.: Русская Православная Церковь, Отдел религиозного образования и катехизации, 2000. — 34 с.
  38. А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Изд-во Рос. гос. гуманит. ун-та, 1998. — 241 с.
  39. Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М.: Отчий дом, 1994.-236 с.
  40. В. Семья, в которой мы живем // Домашнее воспитание. -2001.-№ 5−6.-С. 24−27.
  41. Е.К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность личности. СПб.: Изд-во СПГУ, 2002. — 316 с.
  42. Владимиров Артемий., свящ. Учебник жизни. М.: Изд. Православного Братства Св. Филарета Митрополита Московского, 1998. — 190 с.
  43. Возрождая русскую народную педагогику. Воронеж: ВОИПКРО, ИПЦ «Черноземье», 1997, — 144 с.
  44. Э.Ф. О духовности и не только о ней // Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. М., 1996. — 218 с.
  45. В.В. Педагогика школы в двух словах. М.: Педагогическое общество России, 1999. -263 с.
  46. .П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994. -68 с.
  47. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа-Пресс, 1995.-448 с.
  48. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Высшая школа, 1993.- 103 с.
  49. B.C. Слово о Русской школе // Русский дом. 1998. — № 9. -С.14−18
  50. Грех и средства духовной борьбы с ним. СПб.: Сатисъ, 1995. — 30 с.
  51. Григорий Богослов. О соблюдении доброго порядка в собеседовании о Боге. -М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1993. 192 с.
  52. Григорий Палама. Беседы. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1993. -392 с.
  53. Д. Нигилистическое воспитание // Народное образование. -2006,-№ 2.-С. 189−192.
  54. Гуманизация образования в школе и в вузе / Сост. Е. А. Сергина. -Петрозаводск: КГПУ, 2000. 116 с.
  55. А.А., Апресян Р. Т. Этика. М.: Гардарика, 1998. — 172 с.
  56. М.Я. Интегративная антропология: Учеб. пособие. СПб.: Институт Практической психологии, 2003. — 611 с.
  57. М.Я. Концепция человека в религиозно-философском учении Восточно-христианской Церкви эпохи Средневековья: Психологический аспект. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена- 2004. — 250 с.
  58. И.О. Российская семья: проблемы воспитания: Руководство для педагогов. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000. — 39 с.
  59. А.Н. История зарубежной педагогики. М.: Изд. Группа «ФОРУМ"-"ИНФРА-М», 1998.-272 с.
  60. А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира. -М.: Совершенство, .1999. 224 с.
  61. А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 1999.-413 с.
  62. Диалектика процесса познания / Под ред. М. Н. Алексеева,
  63. A.M. Коршунова. M.: Изд-во МГУ, 1985. — 367 с.
  64. Добротолюбие. Избранное для мирян. М.: Издание Сретенского монастыря, 1998. — 448 с.
  65. О.В. Очерки по философии образования. М.: Промо-Медиа, 1995.-240 с.
  66. В.М. Вера исцеляет сердца. М.: «Ковчег», 2001. — 159 с.
  67. А.В., свящ. Записи. М.: Лепта, 2002. — 336 с.
  68. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990.- 164 с.
  69. Завет Божий / Сост. В. Сорокин. Л.: Издание Ленинградской Духовной Академии, 1991.- 128 с.
  70. А. Непримиримость и милосердие // Народное образование. -2006.-№ 2.-С. 232−240.
  71. О.Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие. -М.: Academia, 1999. 158 с.
  72. Ю.М. Психология и религия. СПб.: Алетейя, 2002. — 384с.
  73. В.В. Социальное воспитание, его задачи и пути. М.: Моск. просвет, комиссия, 1918. — 95 с.
  74. В.В. Психология детства. М.: «Академия», 1996. — 346 с.
  75. В.В. Педагогика. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1996. — 114 с.
  76. В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. -М.: Изд-во Свято-Владим. Братства, 1993. 222 с.
  77. В.В., прот. Апологетика. Рига: Мирта, 1992. — 262 с .
  78. В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С.52−59.
  79. В.П. Образование и духовность: сознание как объект междисциплинарного исследования И Современная высшая школа.1990.-№ 1. С.85−92.
  80. В.П. Образование. Мышление. Культура // Повое педагогическое мышление. М.: Просвещение, 1989. С.90−102.
  81. А.В. Педагогическая система святителя Тихона Задонского: Автореф. .дисс. канд. пед. наук. Елец., 2000. — 18 с.
  82. Игумнов Платон, архимандрит. Ответственность как принцип отношения к жизни. // Образование. 1997. — № 1. — С.23−34.
  83. Игумнов Платон, архимандрит. Православное нравственное богословие.- М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. 240 с.
  84. И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Издательство ACT, 2004.- 586 с.
  85. И.А. О • грядущей России: Избр. статьи / Под ред. Н. П. Полторацкого. М.: Воениздат, 1993. — 366 с.
  86. И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. — М.: Русская книга, 1993.-496 с.
  87. И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 3. — М.: Русская книга, 1994.-620 с.
  88. Т.А. Педагогика: Курс лекций. М.: Просвещение, 1984. — 495с.
  89. Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии. М.: Издательство им. св. Игнатия Ставропольского, 1999. — 127 с.
  90. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. М.: Православная книга, 1991.-398 с.
  91. Иоанн Кронштадтский. Христианское воспитание детей // Школа духовности. 1999. -№ 5. — С.8−12.
  92. История педагогики: Учеб. пособие / Под ред. М. Ф. Шабаевой. М.: Просвещение, 1981. — 367 с.
  93. З.И. Педагогика гуманизма. М.: Знание. — 1990. — 182 с.
  94. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред.
  95. A.M. Арсеньева. M.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  96. П.Ф. Педагогическая психология. СПб., 1914. — 489 с.
  97. В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М, 1992. — 124 с.
  98. Л.П. Религиозно-философские сочинения. М.: Ренессанс, 1992.-323 с.
  99. Е.А. Педагогическое наследие Сергия Радонежского: Дисс. канд. пед. наук. -М., 2000. 116 с.
  100. В.М., Петров В. М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных воспитателей IX XX вв. — М.: Правило веры, 1996. — 191 с.
  101. Климент митрополит Калужский и Боровский. Школа должна научить делать добро: Доклад на XIV Рождественских чтениях. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/60 130 185 010
  102. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа. 2002. — № 4. — С. 4−19.
  103. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 годы // Народное образование. 2006. — № 1. — С. 243−259.
  104. А.А. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование: Дисс.. канд. пед. наук. Курск, 1999. -190 с.
  105. А.И. Культура педагогического исследования. Минск: Высшая школа, 1992. — 312 с.
  106. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: (Методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  107. Крестьянкин Иоанн, архимандрит. Слово о малом доброделании // Воспитание школьников. 2000. — № 9. — С.41−44.
  108. А.Е. Образовательная концепция В.В. Розанова (историкопедагогический анализ): Дисс.. канд. пед. наук. Елец, 1999. — 142 с.
  109. Л.Д. Современное общество и нравственность. М.: Наука, 2000. — 64 с.
  110. B.C. Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие. М: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр „МарТ“, 2004. — 352 с.
  111. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования. Монография // Под ред. проф. И. Ф. Исаева. Белгород: Изд-во БГУ, 1999.- 151 с.
  112. А., диакон. Школьное богословие. М.: Фонд „Благовест“, 1997. -310с.
  113. А., диакон. Если Бог есть Любовь. М.: Фонд „Благовест“, 1998. -158 с.
  114. А.В. Философско-антропологическое истолкование православной концепции грехопадения: Дисс.. канд. философ, наук. -М., 1994.- 162 с.
  115. З.А. Целевые воспитательные программы // Классный руководитель. 2003. — № 5. — С.33−43.
  116. Н.М., Хотинец В. Ю., Выскочил А. А., Гаюрова Ю. А. Психологические исследования этнической толерантности. -Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2003. 240 с.
  117. Л.Г. Российская школа: цели и ценности // Педагогика. 2004. -№ 7. — С. 12−17.
  118. Рождественских образовательных чтений): Сборник статей / Сост. и науч. ред. Д. Г. Левчук, О. М. Потаповская. М.: Планета 2000, 2005. — (Серия „Духовно-нравственное воспитание: системный подход“). — С. 7−17.
  119. Лествичник / Сост. И. А. Бирич. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. — 224 с.
  120. .Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
  121. Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии.- 1990,-№ 4.-С. 17−19.
  122. В.Н. Догматическое богословие // Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. -288 с.
  123. Н.Г. Возможности православного воспитания в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся: Дисс.. канд. пед. наук. -Тюмень, 2003.- 146 с.
  124. В.И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высших пед. учебных заведений. М.: „Академия“, 2001. — 208 с.
  125. В.П. Что мешает развитию нашего образования? // Педагогика. 2005. — № 4. — С.3−9.
  126. Л.И. Воспитание в современной школе: Книга для учителя-воспитателя. М.: Педагогическое общество России- Ноосфера, 1999. -209 с.
  127. Л.И. Человековедение: Программа и метод, материалы для школьного педагога. М.: Пед. общество России, 2000. — 229 с.
  128. М.В. Духовно- нравственное воспитание личности на основе православной этики: Дисс.. канд. философ, наук. Ставрополь, 2000. -183 с.
  129. И. Шишова Т. Безобразия в образовании. Саратов: Изд-во
  130. Саратовской Епархии, 2005. 303 с.
  131. И., Шишова Т. Наше новое все // Народное образование. -2006,-№ 2.-С. 223−231.
  132. М.А. Ценностные ориентации личности в контексте взаимовлияния религии и других феноменов духовной культуры: Дисс.. канд. философ, наук. -М.: 2001.
  133. В.М. Исходные категории педагогики и понятие всестороннего развития личности. Курск: КПТИ, 1992. — 269 с.
  134. В.М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства. М.: Народное образование, 1995. — 136 с.
  135. В.М. Проблема гуманизма в западноевропейской педагогике Возрождения и Просвещения и русской педагогике середины XIX в. М.-Курск: Прометей — КГПУ, -1996. — 178 с.
  136. В.М. Российская школа в контексте европейского образования: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. -М., 1996. 32 с.
  137. В.М., Радионова В. В. Проблема соотношения технологической и культурологической подготовки будущего учителя // Психолого-педагогическая культура: Материалы Всеросс. науч. конф. 1315 сент. 1995. -М.: МОСУ, 1996. С. 40−42.
  138. И.В. Религия и образование в светской школе. М.: Планета-2000, ППЦ „Пересвет“, 2004. — 384 с.
  139. Митр. Амфилохий (Радович). Основы православного воспитания. -Пермь: ПО Панагия, 2000. 208 с.
  140. Митр. Антонии Сурожский. О встрече. СПб.: Сатисъ, 1994. — 263 с.
  141. Митр. Антоний Сурожский. Таинство любви. СПб: Сатисъ, 1999. -56 с.
  142. Митр. Антоний Сурожский. Беседы о вере и церкви. М.: Интербук, 1991.-319с.
  143. Митрополит Кирилл. Вызовы современной цивилизации. Как отвечает на них православная Церковь? М.: Даниловский благовестник, 2002. -144 с.
  144. Митрополит Кирилл. Норма Веры как норма жизни // Alma mater. № 8. -2000.-С. 11−17.
  145. Митрополит Питирим. Тело, душа, совесть. (Учение о человеке в христианской традиции и современное общество) // Малая Церковь. М., 1992.-208 с.
  146. А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии, 1997. — 365 с.
  147. А.В. Психология и воспитание. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. — 472 с.
  148. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. 2000. — № 2. — С. 14−18.
  149. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Директор школы. -» 2001. № 1. — С. 97−107.
  150. В.И. О цели просвещения // Православный собеседник. -1898.-№ 12.-С. 594.
  151. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. -№ 4. 1998. — С. 3−8.
  152. Н.Д. Нравственные уроки православия // Педагогика. 1997. -№ 3. — С.3−9.
  153. Н.Д. Православные традиции, семья и школа в современной России // Педагогика. 2005. — № 1. — С.5−12.
  154. Никандров Н. Д, Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. -М.: Пед. общество России, 2000. 304 с.
  155. Н.Д. Ценности как основа социализации и воспитания // Мир образования образование в мире. — 2003. — № 3. — С.3−19.
  156. .В. Введение в христианскую психологию. М.: Школа-Пресс, 1994.- 192 с.
  157. О.Н. Русская православная судьба. Религиозно-философское исследование. Киров: б.и., 1997. — 560 с.
  158. О религиозном воспитании детей: Беседы святого Иоанна Златоуста и священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого. -М.: Экостром, 1993.-80 с.
  159. Об итогах реализации Программы развития воспитания в системе образования России на 1999−2001 годы и об основных направлениях развития воспитания в системе образования на 2002−2004 гг. // Профессионал. 2002. — № 2. — С.2−4.
  160. Образовательная политика: гражданская позиция // Педагогика. 2005. -№ 4. — С.45−52.
  161. Опыты православной педагогики / Сост. А. Стрижев, С. Фомин. М.: Лит. учеба, 1993.-238 с.
  162. Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002−2004 годы // Воспитание школьников. 2002. — № 3. — С. 2−11.
  163. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М. Пед. общество России, 2000. — 640 с.
  164. Педагогика: Учебник / Под ред. Л. П. Крившенко. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 432 с.
  165. Педагогические теории, системы, технологии: Справочные материалы / Авт.-сост. В. А. Фадеев, В. П. Свиридова, О.В. Наумов- под общ. ред. проф. В .А. Фадеева. Рязань: Изд-во РГПУ, 1999. — 100 с.
  166. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2003. — 524 с.
  167. Первый Всемирный Русский Собор. Первый этап: Российская Соборная Мысль (26−28 мая 1993). -М.: Роман-газета, 1993. 160 с.
  168. С.В. Будущее русской школы. Доклад на XIV Рождественских чтениях. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/60 201 153 459
  169. Т.П. Духовные основы нравственного воспитания. М.: Изд-во ИМПЭТО, 1997.-83 с.
  170. Питерский Димитрий., свящ. «Образование от слова образ» // Альманах к 10-летию Рязанской православной гимназии во имя святителя Василия Рязанского. Рязань, 2005. — С. 16−20.
  171. К.П. Ученые и учитель. Педагогические заметки. М.: Победоносцев, 1901. — 61 с.
  172. И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. — Кн. 1: Общие основы. Основы обучения. — 574 с.
  173. И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 2: Процесс воспитания. — 256 с.
  174. Л.А. Грани духовности //Педагогика. 1996. -№ 1. — С.40−43.
  175. Православие: pro et contra / Сост. В. Ф. Федоров. СПб.: РХГИ, 2001. -792 с.
  176. Православная семья в современном мире. М.: «Центр Благо», 2001. -192 с.
  177. А.В. Парадоксальный гуманизм и критика морали // Вопросы философии. 2001. — № 1. — С 56.
  178. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Сост. А.А. Радугин- науч. ред. Е. А. Кротков. -М.: Центр, 2003. 256 с.
  179. Психология: Учебник / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова и др.- отв.ред. А. А. Крылов. М.:'ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 752 с.
  180. А.А. Философия: курс лекций. Воронеж: Воронеж, гос. арх.-строит. акад., 1995.-218 с.
  181. А.А. Философия: Курс лекций. М.: Центр, 1999. — 272 с.
  182. М.И., Байбородова JI.B., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников: учебно-методическое пособие. Ярославль: Академия развития- Академия холдинг, 2003. — 192 с.
  183. В.В. Сумерки просвещения / Сост. В. Н. Щербаков. М.: Педагогика, 1990. — 624 с.
  184. В.М. Психология и культурное развитие человека. М.: Мысль, 1994.- 119 с.
  185. СЛ. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006. -713 с.
  186. Руководство к домашнему религиозно-нравственному христианскому воспитанию детей. jVL: Отчий Дом, 2001. 159 с.
  187. Русская Православно-ориентированная школа / Под ред. к.п.н. С. Ф. Ивановой. М.: Паломник, 1999. — 256 с.
  188. В.Н. Так что же такое духовность? // Школа духовности. -1998. № 2. — С.45−49.
  189. В., прот. Очерки христианской этики: Учеб. пособие. М.: Паломник, 2001. — 625 с.
  190. Святитель Григорий Нисский. Человек есть образ Божий. М.: Изд-во храма Космы и Дамиана, 1995. — 31 с.
  191. О.М. Потаповская. М.: Планета 2000, 2005. (Серия «Духовно-нравственное воспитание: системный подход»). — С. 64−70.
  192. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 98 с.
  193. Т.В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. — 17 с.
  194. В.А. Основные тенденции развития современной образовательной политики в Российской Федерации // Педагогическое образование и наука. 2005. — № 3. — С.20−28.
  195. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с.
  196. Слободский Серафим, протоиерей. Закон Божий для семьи и школы. -Мн.: «Православная инициатива», 2005. 732 с.
  197. В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 1994. — 78 с.
  198. В.И. Психология. М.: ВЛАДОС, 1998. — 400 с.
  199. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  200. Словарь русского языка. С. И. Ожегов.//под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: «Русский язык», 1987. — 750 с.
  201. Слово Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II при открытии XIII международных Рождественских Образовательных чтений 23 января 2005 года // Педагогика. 2005. -№ 1. — С.3−5.
  202. B.C., Кузнецова Н. И. Российский подросток 90-х годов: Движение в сторону риска: Аналитический доклад. М.: ЮНЕСКО, 1998.- 120 с.
  203. B.C., Марич Е. М. Жизненные ориентации родителей детей-дошкольников // Вопросы психологии. 2002. — № 6. — С. 3−15.
  204. И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии: Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов / Под. Ред. Н. М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. — 160 с.
  205. B.C. Оправдание добра: нравственная философия // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. 2-е изд. — Т. 1. — М., 1990. — С. 47−548.
  206. B.C. Философские начала цельного знания // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. 2-е изд. — Т. 2. — М., 1990. — С. 139−288.
  207. А.Ю. Религия в обучении и воспитании школьников // Духовные истоки воспитания. Вып. 1. — М., 2001. — 120 с.
  208. Д.В. Расколотый мир. Опыт анализа психодинамики человека в экстремальных условиях жизнедеятельности. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 304 с.
  209. Л.А. Философия и история образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с.
  210. И.Н. Место и роль христианской этики в формированиидуховных ценностных ориентации молодежи: Дис.канд. филос. наук. 1. М., 1996.- 162 с.
  211. Л.В. Методика православной педагогики. Ч. 1: Педагогика. Школа. Человек. — Клин: Фонд «Христианская жизнь». — 2000. — 64 с.
  212. Л.В. Мироведение. Комплекс методических разработок. -Издательство «Христианская жизнь». Клин, 2004. — 384 с.
  213. Л.В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. М.: Изд-во Владимирской епархии, 1996. — 496 с.
  214. В. А. Методика воспитания коллектива. М.-1. Просвещение, 1981. 192 с.
  215. В.А. О воспитании. -М.: Политиздат, 1975. 272 с.
  216. В.А. Рождение гражданина. Избр. произв-я. в 5 т. Т. 3. -Киев, 1980.-243с:
  217. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М.: «Самшит», 1995. — 600 с.
  218. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. -М.: «Самшит», 1996. 1200 с.
  219. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. В 2-х кн. — Т. I. — Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.
  220. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. В 2-х кн. — Т. И. — Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.
  221. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. В 2-х кн. — Т.
  222. I. Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.
  223. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. В 2-х кн. — Т.1. Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.
  224. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. В 2-х кн. -T.V. — Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.
  225. Теория и практика воспитания: Учеб. пособие / Под ред. JI.A. Байковой, J1.K. Гребенкиной, О. В. Еремкиной. Рязань: Изд-во РГПУ, 1997. — 196 с.
  226. Третий Всемирный Русский Народный Собор. Третий этап: Россия и русские на пороге XXI века (4−6 декабря 1995). М.: Клуб «Реалисты», Роман-газета, 1996. — 256 с.
  227. В.Ю. Пути русской школы. М.: Свет Отечества, 1994. — 96 с.
  228. Н.И. Триединство Божества. М.: Московская правда, 1997. -96 с.
  229. В.Н. Воспитание безнравственности // Русский дом. 1998. — № 3. — С.27−29
  230. В.Н. Православная цивилизация. Исторические корни и отличительные черты. Издательский дом Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник», 2004. — 271 с.
  231. . В.В. Доклад Генерального Прокурора РФ на XIV Рождественских чтениях. / http://www.pravoslavie.ru/jurnal/60 202 110 415
  232. Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге / Под общей ред. Е. Белозерцева'. М., 1994. — 189с.
  233. К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении: В 6 т. Т 2. М.: Педагогика, 1988.344с.
  234. К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. М.: Учпедизд. — 1953. — Т. 1. — 638 с.
  235. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003−2006 годы // Народное образование. 2002. — № 9. — С. 270−279.
  236. Федеральные целевые программы в сфере образования // Экономика образования. 2005. — № 6. — С. 131−132.
  237. Феофан Затворник, свт. Наставления в духовной жизни. М.: Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. — 189 с.
  238. Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?-М.: Правило веры, 1997.- 135 с.
  239. Философия: Учеб. пособие / Под ред. В. Д. Губина и др. М.: TOH/TON, 1998.-431 с.
  240. Философская антропология и гуманизм: Коллективная монография. -Владимир: ВГПУ, 2004. 312 с.
  241. Философский энциклопедический словарь. М.: «Советская Энциклопедия», 1983.
  242. Т.А. Этика и психология семейной жизни. Духовные истоки воспитания. М: НБФ «Славянский дом у истоков трек великих рек Волга-Днепр-Западная Двина», 2001.
  243. Флоренский Павел., свящ. Столп и утверждение истины.: в 2-ух томах/ ред. совет: В. В. Степин и др. М. изд-во «Правда». — 1990. Т. 1−491 с.
  244. Формирование ценностных ориентации школьников. СПб.: Госуниверситет педагогического мастерства, 1998. — 104 с.
  245. Франк C. J1. Духовные основы общества. М.: Мысль, 1992. — 166 с.
  246. А.А. Государство ищет и поддерживает лидеров // Российское образование. 2005. — № 6. — С. 3−7.
  247. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 1999. -519 с.
  248. B.C. Церковь как школа российской государственности. Доклад на XIV Рождественских чтениях. / http://www. pravoslavie.ru/jurnal/60 208 165 811
  249. А. С. Сочинения: В 2 т. М.: Правда, 1990. Т. 1. — 590 с.
  250. В.Ю. Этическое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000. — 235 с.
  251. Центр православной педагогической культуры: Учебно-методические материалы / Авт.-сост. В. А. Беляева, И. М. Коняева, Ю. В. Орлова, Т. В. Певчева, Ю. В. Федина, Н.П.Щетинина- РГПУ им. С. А. Есенина. -Рязань, 2005.-52 с.
  252. Человек и культурно-образовательная среда: сборник научных работ // Серия «Concordia discors». Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2005. — 402 с.
  253. Г. И. Мозг и душа. М.: Изд-во Круг, 1989. — 348 с.
  254. Е. От культуры полезности к культуре достоинства // Воспитание школьников. 1999. — № 5. — С. 2−8.
  255. Четвериков Сергий, протоиерей. Как воспитать и сохранить веру в Бога у детей. М.: «Новая книга», «Ковчег», 2005. — 32 с.
  256. В.Д. Нравственно-духовные качества русского народа. М., 1997.-350 с.
  257. В.Д. Происхождение человечности. М.: Логос, 1999.200 с.
  258. В.Д. Философия образования и образовательная политика. -М.: ИЦПКПС, 1993. 181 с.
  259. С.М. Русская народная педагогика о нравственном воспитании. Пятигорск: Изд-во Пятигорского гос. лингвистического унта, 1999.- 152 с.
  260. Е., свящ. Православная педагогика. М.: Православная педагогика, 2001. — 560 с.
  261. Шипов Ярослав, свящ. Православие: словарь школьника. М.: «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004. — 320 с.
  262. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы / Под общ. ред. B.C. Библера. Кемерово: Алеф. Гуманитарный центр, 1993. — 445 с.
  263. Школа как воспитательная система: Научно-методические материалы в помощь руководителям школ / Под ред. А. В. Гаврилина. М., 1992. -62 с.
  264. Школа православного воспитания / Под ред. Стрижева А. Н. М.: Паломник, 1999.-573 с.
  265. П.С. Философия России XVIII в. М.: Высшая школа, 1992.- 179 с.
  266. Шполянский Михаил, свящ. С. С. Куломзина Христианское воспитание детей в современном мире. М.: Изд-во «Отчий дом», 2004. — 207 с.
  267. Н. Ценностные отношения // Воспитание школьников. 1999.3. — С. 17−22.
  268. Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учеб. пособие. -СПб.: Питер, 2005.-366 с.
  269. Р.В., Янушкявичене O.JI. Основы нравственности. М.: ПРО-ПРЕСС, 2000. — 456 с.
Заполнить форму текущей работой