Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Структура министерства образования и науки РФ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Федеральное агентство по образованию (ФА) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов. В ведении Федерального агентства по образованию находятся организации, ранее находившиеся в ведении… Читать ещё >

Структура министерства образования и науки РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Реформирование структуры управления образованием РФ в 2004 году.

В соответствии с указом Президента РФ В. В. Путина от 9.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» бывшее Минобразования РФ было упразднено, а его модифицированные функции передались вновь образуемому Министерству образования и науки.

Через три месяца Правительство РФ издало три постановления, касающихся структуры федеральных органов управления образованием их функций, полномочий и организации деятельности:

  • — от 15.06.2004 № 280 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки РФ»;
  • — от 17.06.2004 № 300 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки»;
  • — от 17.06.2004 № 288 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по образованию».

Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении:

  • 1) Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;
  • 2) Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;
  • 3) Федерального агентства по науке и инновациям;
  • 4) Федерального агентства по образованию.

Структурными подразделениями Министерства образования и науки Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы.

Федеральная служба (ФС) по надзору в сфере образования и науки является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.

ФС осуществляет следующие основные полномочия:

  • 1) осуществляет контроль и надзор:
    • — за исполнением законодательства РФ в сфере образования, науки, научно-технической деятельности, молодежной политики, аттестации научных и научно-педагогических кадров;
    • — за качеством образования;
    • — за деятельностью диссертационных советов, осуществляет организацию и техническое обеспечение работы ВАК, выдает разрешение на создание советов;
  • 2) осуществляет лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений, а также научных организаций в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования;
  • 3) осуществляет проверку деятельности образовательных учреждений;
  • 4) рассматривает вопросы присвоения ученых званий и т. п.

Федеральное агентство по образованию (ФА) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов. В ведении Федерального агентства по образованию находятся организации, ранее находившиеся в ведении Министерства образования Российской Федерации. ФА по образованию состоит из ряда управлений:

  • — Управление экономики;
  • — Управление бухгалтерского учета и финансового контроля;
  • — Управление учреждений образования;
  • — Управление международного образования и сотрудничества;
  • — Управление по делам молодежи;
  • — Управление программ развития в сфере образования;
  • — Управление федерального имущества и развития материально-технической базы;
  • — Административно-правовое управление.

В состав управлений включаются отделы.

В старом Положении о Минобразования ставились задачи и функции, в новом — функции и полномочия. Сравнение этих документов представляет определенный интерес.

В частности, одной из функций прежнего Министерства образования было участие в изыскании рынка труда, разработка прогнозов подготовки специалистов, а также координация деятельности образовательных учреждений по вопросам определения объемов и структуры подготовки специалистов (через контрольные цифры приема). В новом Положении о ФА по образованию также говорится о контрольных цифрах приема, но выше указанная функция претерпела серьезное изменение и превратилась в полномочие на осуществление размещения «на конкурсной основе среди высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, государственного задания по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием, в том числе инженерных и научных кадров для оборонных отраслей промышленности», а из этого следует значительное изменение государственной политики в области образования.

Отмечу, для сравнения, что в состав прежнего Минобразования РФ входило:

  • — 2 департамента;
  • — 23 управления;
  • — несколько отделов на правах управлений;
  • — ВАК;
  • — государственная инспекция по аттестации;
  • — аттестационная коллегия;
  • — аккредитационная коллегия;
  • — коллегия.

Коллегия существовала в составе: министра (председателя коллегии), его заместителей по должности, руководителей ведущих подразделений центрального аппарата МО, ученых, специалистов и общественных деятелей. Члены коллегии, за исключением лиц, входящих в ее состав по должности, утверждались правительством РФ.

Коллегия являлась совещательным органом и рассматривала на своих заседаниях основные вопросы, отнесенные к компетенции Минобразования России. Решение коллегии оформлялись протоколами коллегии и проводились в жизнь приказами Министерства.

В новом Министерстве такая структура отсутствует, судя по положению.

В настоящее время в силу вступили новые законные акты, регулирующие образовательные процессы на территории Российской Федерации:

  • — № 11 ФЗ «Об образовании» от 1 марта 2012;
  • — № 125 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 1 марта 2012;
  • — № 22 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 1 марта 2012;
  • — № 131 ФЗ «О передаче прав на единые технологии» от 1 марта 2012;
  • — № 223 ФЗ «Семейный кодекс Российской Федерации» от 1 марта 2012;
  • — № 48 ФЗ «Об опеке и попечительстве» от 1 марта 2012;
  • — № 124 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 1 марта 2012.

Минобрнауки России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Цели деятельности министерства:

  • 1) обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе;
  • 2) обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного образования;
  • 3) создание условий для активного включения детей, обучающихся образовательных учреждений в экономическую, социально-политическую и культурную жизнь общества;
  • 4) создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала;
  • 5) создание условий для активизации инновационной деятельности:

Деятельность: государственные услуги, образование, наука и инновации, полномочия, воспитание и социализация детей, международное сотрудничество, наука и инновации, государственный учёт РНТД.

Руководство: Фурсенко Андрей Александрович (министр образования и науки Российской Федерации. Назначен на должность 9 марта 2004 года указом Президента России), Биленкина Инна Петровна (заместитель Министра образования и науки Российской Федерации), Дулинов Максим Викторович (заместитель Министра образования и науки Российской Федерации), Иванец Сергей Владимирович (заместитель Министра образования и науки Российской Федерации) Камболов Марат Аркадьевич (заместитель Министра образования и науки Российской Федерации), Мазуренко Сергей Николаевич (заместитель Министра образования и науки Российской Федерации), Реморенко Игорь Михайлович (статс-секретарь — Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации) Структура министерства:

  • -Департамент организации бюджетного процесса, учёта и отчётности;
  • -Департамент стратегического развития;
  • -Департамент развития системы физкультурно-спортивного воспитания;
  • -Департамент регионального развития;
  • -Департамент инвестиционного развития и федерального имущества;
  • -Департамент приоритетных направлений науки и технологий;
  • -Департамент государственной службы, мобилизационной подготовки и специальных программ;
  • -Административно-хозяйственный департамент;
  • -Департамент научных и научно-педагогических кадров;
  • -Департамент федеральных целевых программ и проектов;
  • -Департамент воспитания и социализации детей;
  • -Департамент развития профессионального образования;
  • -Департамент развития информационно-коммуникационных технологий;
  • -Департамент международной интеграции;
  • -Департамент государственной научно-технической политики и инноваций;
  • -Департамент международного сотрудничества;
  • -Департамент правового обеспечения деятельности Министерства;
  • -Департамент общего образования.

Руководители департаментов:

  • — Володин Александр Иванович — Директор Департамента организации бюджетного процесса, учёта и отчётности;
  • — Кабанов Александр Георгиевич — Директор Департамента государственной службы, мобилизационной подготовки и специальных программ;
  • — Качак Валерий Владимирович — Директор Департамента приоритетных направлений науки и технологий;
  • — Кравцов Сергей Сергеевич — Директор Департамента регионального развития;
  • — Левитская Алина Афакоевна — Директор Департамента воспитания и социализации детей;
  • — Лукашевич Марина Борисовна — Директор Департамента правового обеспечения деятельности Министерства;
  • — Наумов Александр Викторович — Директор Департамента государственной научно-технической политики и инноваций;
  • — Низиенко Елена Леонидовна — Директор Департамента общего образования;
  • — Ничков Владислав Власович — Директор Департамента международного сотрудничества;
  • — Паршиков Александр Тихонович — Директор Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания;
  • — Пронин Александр Викторович — Директор Департамента развития информационно-коммуникационных технологий;
  • — Проценко Игорь Геннадьевич — Директор Департамента международной интеграции;
  • — Шепелев Геннадий ВасильевичДиректор Департамента развития профессионального образования.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой