Структура министерства образования и науки РФ
![Реферат: Структура министерства образования и науки РФ](https://westud.ru/work/6919801/cover.png)
Федеральное агентство по образованию (ФА) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов. В ведении Федерального агентства по образованию находятся организации, ранее находившиеся в ведении… Читать ещё >
Структура министерства образования и науки РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Реформирование структуры управления образованием РФ в 2004 году.
В соответствии с указом Президента РФ В. В. Путина от 9.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» бывшее Минобразования РФ было упразднено, а его модифицированные функции передались вновь образуемому Министерству образования и науки.
Через три месяца Правительство РФ издало три постановления, касающихся структуры федеральных органов управления образованием их функций, полномочий и организации деятельности:
- — от 15.06.2004 № 280 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки РФ»;
- — от 17.06.2004 № 300 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки»;
- — от 17.06.2004 № 288 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по образованию».
Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении:
- 1) Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;
- 2) Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;
- 3) Федерального агентства по науке и инновациям;
- 4) Федерального агентства по образованию.
Структурными подразделениями Министерства образования и науки Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы.
Федеральная служба (ФС) по надзору в сфере образования и науки является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.
ФС осуществляет следующие основные полномочия:
- 1) осуществляет контроль и надзор:
- — за исполнением законодательства РФ в сфере образования, науки, научно-технической деятельности, молодежной политики, аттестации научных и научно-педагогических кадров;
- — за качеством образования;
- — за деятельностью диссертационных советов, осуществляет организацию и техническое обеспечение работы ВАК, выдает разрешение на создание советов;
- 2) осуществляет лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений, а также научных организаций в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования;
- 3) осуществляет проверку деятельности образовательных учреждений;
- 4) рассматривает вопросы присвоения ученых званий и т. п.
Федеральное агентство по образованию (ФА) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов. В ведении Федерального агентства по образованию находятся организации, ранее находившиеся в ведении Министерства образования Российской Федерации. ФА по образованию состоит из ряда управлений:
- — Управление экономики;
- — Управление бухгалтерского учета и финансового контроля;
- — Управление учреждений образования;
- — Управление международного образования и сотрудничества;
- — Управление по делам молодежи;
- — Управление программ развития в сфере образования;
- — Управление федерального имущества и развития материально-технической базы;
- — Административно-правовое управление.
В состав управлений включаются отделы.
В старом Положении о Минобразования ставились задачи и функции, в новом — функции и полномочия. Сравнение этих документов представляет определенный интерес.
В частности, одной из функций прежнего Министерства образования было участие в изыскании рынка труда, разработка прогнозов подготовки специалистов, а также координация деятельности образовательных учреждений по вопросам определения объемов и структуры подготовки специалистов (через контрольные цифры приема). В новом Положении о ФА по образованию также говорится о контрольных цифрах приема, но выше указанная функция претерпела серьезное изменение и превратилась в полномочие на осуществление размещения «на конкурсной основе среди высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, государственного задания по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием, в том числе инженерных и научных кадров для оборонных отраслей промышленности», а из этого следует значительное изменение государственной политики в области образования.
Отмечу, для сравнения, что в состав прежнего Минобразования РФ входило:
- — 2 департамента;
- — 23 управления;
- — несколько отделов на правах управлений;
- — ВАК;
- — государственная инспекция по аттестации;
- — аттестационная коллегия;
- — аккредитационная коллегия;
- — коллегия.
Коллегия существовала в составе: министра (председателя коллегии), его заместителей по должности, руководителей ведущих подразделений центрального аппарата МО, ученых, специалистов и общественных деятелей. Члены коллегии, за исключением лиц, входящих в ее состав по должности, утверждались правительством РФ.
Коллегия являлась совещательным органом и рассматривала на своих заседаниях основные вопросы, отнесенные к компетенции Минобразования России. Решение коллегии оформлялись протоколами коллегии и проводились в жизнь приказами Министерства.
В новом Министерстве такая структура отсутствует, судя по положению.
В настоящее время в силу вступили новые законные акты, регулирующие образовательные процессы на территории Российской Федерации:
- — № 11 ФЗ «Об образовании» от 1 марта 2012;
- — № 125 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 1 марта 2012;
- — № 22 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 1 марта 2012;
- — № 131 ФЗ «О передаче прав на единые технологии» от 1 марта 2012;
- — № 223 ФЗ «Семейный кодекс Российской Федерации» от 1 марта 2012;
- — № 48 ФЗ «Об опеке и попечительстве» от 1 марта 2012;
- — № 124 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 1 марта 2012.
Минобрнауки России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
Цели деятельности министерства:
- 1) обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе;
- 2) обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного образования;
- 3) создание условий для активного включения детей, обучающихся образовательных учреждений в экономическую, социально-политическую и культурную жизнь общества;
- 4) создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала;
- 5) создание условий для активизации инновационной деятельности:
Деятельность: государственные услуги, образование, наука и инновации, полномочия, воспитание и социализация детей, международное сотрудничество, наука и инновации, государственный учёт РНТД.
Руководство: Фурсенко Андрей Александрович (министр образования и науки Российской Федерации. Назначен на должность 9 марта 2004 года указом Президента России), Биленкина Инна Петровна (заместитель Министра образования и науки Российской Федерации), Дулинов Максим Викторович (заместитель Министра образования и науки Российской Федерации), Иванец Сергей Владимирович (заместитель Министра образования и науки Российской Федерации) Камболов Марат Аркадьевич (заместитель Министра образования и науки Российской Федерации), Мазуренко Сергей Николаевич (заместитель Министра образования и науки Российской Федерации), Реморенко Игорь Михайлович (статс-секретарь — Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации) Структура министерства:
- -Департамент организации бюджетного процесса, учёта и отчётности;
- -Департамент стратегического развития;
- -Департамент развития системы физкультурно-спортивного воспитания;
- -Департамент регионального развития;
- -Департамент инвестиционного развития и федерального имущества;
- -Департамент приоритетных направлений науки и технологий;
- -Департамент государственной службы, мобилизационной подготовки и специальных программ;
- -Административно-хозяйственный департамент;
- -Департамент научных и научно-педагогических кадров;
- -Департамент федеральных целевых программ и проектов;
- -Департамент воспитания и социализации детей;
- -Департамент развития профессионального образования;
- -Департамент развития информационно-коммуникационных технологий;
- -Департамент международной интеграции;
- -Департамент государственной научно-технической политики и инноваций;
- -Департамент международного сотрудничества;
- -Департамент правового обеспечения деятельности Министерства;
- -Департамент общего образования.
Руководители департаментов:
- — Володин Александр Иванович — Директор Департамента организации бюджетного процесса, учёта и отчётности;
- — Кабанов Александр Георгиевич — Директор Департамента государственной службы, мобилизационной подготовки и специальных программ;
- — Качак Валерий Владимирович — Директор Департамента приоритетных направлений науки и технологий;
- — Кравцов Сергей Сергеевич — Директор Департамента регионального развития;
- — Левитская Алина Афакоевна — Директор Департамента воспитания и социализации детей;
- — Лукашевич Марина Борисовна — Директор Департамента правового обеспечения деятельности Министерства;
- — Наумов Александр Викторович — Директор Департамента государственной научно-технической политики и инноваций;
- — Низиенко Елена Леонидовна — Директор Департамента общего образования;
- — Ничков Владислав Власович — Директор Департамента международного сотрудничества;
- — Паршиков Александр Тихонович — Директор Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания;
- — Пронин Александр Викторович — Директор Департамента развития информационно-коммуникационных технологий;
- — Проценко Игорь Геннадьевич — Директор Департамента международной интеграции;
- — Шепелев Геннадий ВасильевичДиректор Департамента развития профессионального образования.