Формирование профессионального самоопределения старших школьников в условиях личностно-ориентированного образования
Диссертация
Выше отмеченные объективные факты и противоречия, обусловливают необходимость поиска наиболее эффективных условий, путей, форм и методов формирования профессионального самоопределения старших школьников, как в области теоретического обоснования и методического обеспечения, так и в отношении их практической реализации. Анализ научной литературы позволяет заключить, что в настоящее время… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Формирование профессионального самоопределения старших школьников как психолого-педагогическая проблема
- 1. 1. Теоретические основы формирования профессионального самоопределения старших школьников
- 1. 2. Личностно-ориентированный подход к профессиональному самоопределению старших школьников
- 1. 3. Особенности формирования профессионального самоопределения старших школьников в процессе личностно — ориентированного образования
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Педагогические пути формирования профессионального самоопределения старших школьников в условиях личностно — ориентированного образования
- 2. 1. Совместная деятельность субъектов образовательного процесса по формированию профессионального самоопределения старших школьников
- 2. 2. Использование методов интерактивного обучения и воспитания в формировании профессионального самоопределения старших школьников
- 2. 3. Создание системы воспитания и самовоспитания старших школьников для формирования профессионального самоопределения
- 2. 4. Оценка эффективности формирования профессионального самоопределения старших школьников.18Q
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абрамова С. и др. На гуманистических и гуманитарных традициях: Из опыта проектирования системы личностно — ориентированного образова-ния//Директор школы. — 1996. — № 2. — С.67 — 72
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335 с.
- Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятель-ности//Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981. — 287 с.
- Акимова М.К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. — М.: Знание, 1992. — 80 с.
- Алексеев Н.А. Понятие личностно ориентированного обучения//Завуч. — 1999. — № 3. — С.113 — 126
- Антология педагогической мысли: В 3-х т.: Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образова-нии/Сост. Н. Н. Кузьмин. М.: Педагогика, 1989. — Т. 2. — 467 с.
- Атутов П.Р. Профессиональная ориентация как педагогическая пробле-ма//Педагогические основы профессиональной ориентации учащейся молодежи. 1982. — С.10 — 11
- Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990 -367с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М.: Изд-во МГУ, 1984. 324 с.
- Афанасьева Н. Личностный подход в обучении//Наука и школа. 2001. -№ 32. — С.7 — 18
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1985. — 231 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 192 с.
- Балл Г. А. Теория учебных задач. М.: Просвещение, 1990. — 187 с.
- Баянкина З.В. Познавательные игры в коллективе как средство развития творческой активности подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1989.-16 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. — М.: прогресс, 1986. 400 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. Б. Я. Пименовского. М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии. — М.: Педагогика, 1995.-314 с.
- Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Часть 1. -М.: Изд-во «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-317 с.
- Блинов В.М. Эффективность обучения. — М.: Просвещение, 1976. — 164 с.
- Блонский П.П. Выбор профессии. Избранные пед. произв. — М.: АПН РСФСР, 1961.-456 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1983. — 173 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
- Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 188 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968.— 425 с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе/ЛВопросы психлогии. 1978. — № 4. — С.23 -25
- Бондарев В. Выбор профессии — М.: Педагогика, 1989. — 138 с.
- Бондаревская Е.В., Бермус Г. А. Теория и практика личностно ориентированного образования/ТПедагогика. — 1996.-№ 5. — С.23 — 39
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования//Педагогика. — 1997. — № 4. — С.11 — 17
- Бондаревская Е.В. Смысл и стратегии личностно ориентированного воспитания//Педагогика. — 2001. — № 1. — С. 17 — 23
- Бондаревская Е.В. Ценности личностно ориентированного образова-ния//Педагогика. — 1996. — № 4. — С.24 — 35
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания//Педагогика. — 1995. — № 4. — С.29 — 35
- Борисова Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия — М.: Знание, 1991. 196 с.
- Бородин В.А. Изучение намерений и факторов, влияющих на профессиональное самоопределение учащихся. В кн. совершенствование содержание и методов преподавания предметов ЕНЦ и трудового обучения. — Минск, 1975. -С.48 — 54
- Ботякова Л.В. Роль семьи в подготовке детей к выбору профес-сии//Воспитание школьников. 1975. — № 1. — С.23 — 31
- Брунер Дж. Процесс обучения: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1977. — 378с.
- Буева Л.П. Непрерывное образование и развитие способностей в массовой школе//Сов.педагогика. -1991. № 11. — С.58 — 61
- Булгакова Н.Ф. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению в процессе учебной и трудовой деятельности.: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1984. — 18 с.
- Вазина К.Я. Коллективная мыследеятельность модель саморазвития. — М.: Педагогика, 1990 — 196 с.
- Введение в научное исследование по педагогике/Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
- Вербицкий А.А. и др. Психолого-педагогические вопросы проведения деловых игр. М.: НИИ ПВШ, 1989. — 44 с.
- Вершинин С.И. Роль самооценки личности в обоснованном выборе про-фессии//Школа и производство. — 1988. № 4. — С. 17 — 19
- Вершинин С.Н., Сурудина Е. А. Диагностика и коррекция самооценки учащихся в процессе профессионального выбора//Школа и производство. — 1996. № 5. — С.87- 89
- Войтенко Т. Обучение через саморазвитие и самовоспитание//Директор школы. 2000. — № 3. — С. 76 — 81
- Волохова Е.Д. Вариативный подход к профессиональному самоопределению подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 1994. — 18 с.
- Волошин С., Чистякова С. Н. Использование метода профессиональных проб в профконсультационной работе с учащимися старших клас-сов//Школьные технологии. Продуктивное образование. — 1999. — Вып.9. -№ 4.-С. 306−309
- Воспитание общественной и профессиональной направленности личности. Иркутск, 1979. — 177 с.
- Вульфов Б.З. Воспитание и рынок в переходный период//Педагогика. -1993. № 2. — С.3−10
- Выготский JI.C. Педагогическая психология/Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
- Выпускник, рынок, профессиональная карьера/Материалы обл. научн.-практ. конф. Под общ. ред. Н. Э. Касаткиной, Т. С. Паниной, С. Н. Чистяковой. Кемерово.: Кем. обл. ИУУ, 1996. — 100 с.
- Галаганова JI.E. Педагогические условия формирования профессионального самоопределения студентов университета: Дисс. канд. пед. наук. — Кемерово, 1998.-284 с.
- Гарифуллина М.М. Проявление психологических особенностей личности в познавательной деятельности//Теоретические и прикладные исследования по психологии. Казань: Изд-во КазГУ, 1977. — 163 с.
- Гендин A.M., Сергеев М. И. Профориентация школьников//СОЦИС. — 1996.- № 8. С. 66 — 72
- Гершунский Б.С. О разработке теоретической концепции развития общеобразовательной концепции на перспективу/АГенденции развития современной школы в РСФСР: Межвуз. сб. науч. тр./НИИ школы MHO РСФСР/Отв. ред. В. Ф. Кривошеев. — М., 1991. С. 13 — 15
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций). — М.: Педагогика, 1998. -104 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования. -М.: Изд.-во «Флинта», 1998. 432 с.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев.: Наука думка, 1988. — 192 с.
- Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника: Воспитательная концепция профориентации. -М.: Педагогика, 1979. 188 с.
- Голомшток А.Е. Методика обучения учащихся в целях профориента-ции//Школа и производство. — 1994. № 2. — С.86 — 88
- Горелик И.Ф., Степанов Е. Н. Характерные черты личностно ориентированного урока//Завуч. — 2000. — № 6. — С. 54 — 56
- Гребенюк Е.Б. Социализация учащихся общеобразовательных школ развитых капиталистических стран: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1997. -19 с.
- Григорьев С.А., Раевский A.M. Групповая форма работы на уроке//Сов. педагогика. 1989. — № 8. — С.38 — 42
- Гриншпун С.С. Оценка личностно-делового потенциала учащихся в профориентационной работе//Школа и пр-во. — 1994. № 6. — С.9 — 14
- Гриншпун С.С. Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии//Школа и пр во. — 1995. — № 2. — С.17 — 19
- Гриншпун С.С. Развитие самостоятельности учащихся при подготовке к выбору профессии/ЯДкола и пр во. — 1995. — № 6.- С.88−91
- Гриншпун С.С. Самооценка и выбор профессии//Школа и пр-во. — 1995. -№ 1. С. 9 — 13
- Гриншпун С.С. Теория и практика профессиональной консультации учащихся общеобразовательных школ: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук. — М., 1993.-32 с.
- Губанова М.И. Формирование профессиональных намерений старшеклассников в условиях профильного обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Кемерово, 1994. — 19 с.
- Губанова М.И. Формирование профессиональных намерений старшек-ласников в условиях профильного обучения: Дисс. канд. пед. наук. — Кемерово, 1994.-230 с.
- Давыдов В.В. Виды общения в обучении. М.: Просвещение, 1977. — 212 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Просвещение, 1996. -187 с.
- Дежникова Н.С. Воспитательные проблемы коллективной познавательной деятельности школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1977. -22 с.
- Демиденко В.К. Мотивы выбора профессии школьника-ми//Сов.педагогика. 1989. — № 6 — С. 26 — 30
- Диагностическое обеспечение формирования социально зрелой творческой личности/Под. ред. Н. Н. Верцинской. — Минск.: БелНИИ образования, 1992.-106 с.
- Дианова З.В. и др. Самосознание личности. — Иркутск.: Изд-во Иркутского ун-та, 1993 .-54 с.
- Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карье-ра"/Под. ред. С. Н. Чистяковой. М.: Просвещение, 1988. — 112 с.
- Дневник выбора профессии/Под. ред. С. Н. Чистяковой. — Кемерово.: Изд-во Кем. обл. ИУУ, 1994.-43 с.
- Дневник профессионального самоопределения школьника/ЯПкола и пр-во. — 1993. № 5 — С. 71 — 76
- Донцов И.А. Самовоспитание личности: философско-этические проблемы. М.: Педагогика, 1984 — 189 с.
- Дубровина И.В. Формирование личности в переходный (от подросткового к юношескому возрасту). — М.: Педагогика, 1987. — 213с.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. — М.: Педагогика, 1991. — 231с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. — JL: Педагогика, 1985. 159 с.
- Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов-на-Дону, 1972. — 66 с.
- Журавлев В.И. Из школы в жизнь: (о путях трудового самоопределения выпускников школ). М.: Просвещение, 1977. — 176 с.
- Журкина А.Я. и др. Методика формирования профессионального самоопределения на различных возрастных этапах. Кемерово.: Изд-во обл. ИУУ, 1996.-149 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Тюмень, 1995. — 134 с.
- Зайцев С. Не в место, а вместе: Модель сбалансированных инициатив взрослого и ребенка//Директор школы. — 1996. № 4. — С.60 — 67
- Закон Российской Федерации „Об образовании“. М., 1992.
- Захаров Ю.А., Касаткина Н. Э., Невзоров Б. П., Чурекова Т. М. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. — 160 с.
- Зарецкая И.И., Ломидзе Л. С. Формирование личности — цель воспита-ния//Сов.педагогика. 1989. — № 12. — С.36 — 41
- Захаров В.П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Уч. пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 127 с.
- Захаров Н.Н.. Профессиональная ориентация школьников. — М.: Просвещение, 1988.-270 с.
- Захаров Н.Н., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. — М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
- Захаров Н.Н., Чистякова С. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. — М.: Педагогика, 1987. — 157 с.
- Зимовина О.А. Особенности формирования профессиональных намерений старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1977. 23 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Изд-во „Феникс“, 1997.-480 с.
- Зинченко Н.У. Обусловленность личностного самоопределения юношества социальными условиями жизнедеятельности: Дис. канд. психол. наук. — М., 1993.-254 с.
- Иванов И.П. Энциклопедия КТД. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
- Иванюк М.И., Гейджан Н. Ф. Особенности профессиональных склонностей в связи с задачами профориентации//Научные основы профессионального самоопределения учащихся. JL: ВНИИПТО, 1982. — 72 с.
- Изучение интересов и склонностей учащихся в профориентационой рабо-те/Автор-сост. В. М. Думин. -Пермь, 1984.-24 с.
- Изучение личностных особенностей учащихся в целях профконсульта-ции: Метод, рекомендации НИИ трудового обучения и профориентации АПН СССР. М.: 1985.-102 с.
- Ильенков Э.В. Что же такое личность?//С чего начинается личность/Под ред. Р. И. Косолапова. М.: Политиздат. — 1984. — С.319 — 358
- Ильин B.C. Формирование личности школьника: целостный процесс. -М.: Педагогика, 1984. 178 с.
- Иовайша JI.A. Проблемы профессиональной ориентации школьников. -М.: Педагогика, 1983. 129с.
- Кавтарадзе Д.Н. Имитационные игры в экологическом образова-нии//Биология в школе. — 1990. № 3. — С.21 — 26
- Казакина М. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования. Л.: ЛТИ, 1981. — 69 с.
- Калугин Н.И. и др. Профессиональная ориентация учащихся. М.: Просвещение, 1983.- 191 с.
- Калашникова JI.H. Формирование познавательной активности школьников в процессе их общения во внеурочной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988. — 25 с.
- Касаткина Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — М., 1995. 416 с.
- Каптерев П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании//Педагогика. 1999. -№ 7. — С.73 — 85
- Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 1980. — 211 с.
- Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 1982.- 253 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Педагогика, 1994. — 223 с.
- Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образова-нии//Педагогика. 1996. — № 2. — С. 14 — 17
- Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. — М.: Знание, 1989.-241с.
- Кларин М.В. Игра в учебном процессе//Советская педагогика. — 1985. -№ 6.-С.41−49
- К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности: Сб. научных трудов/МГПИ им. Ленина/Под ред. B.C. Мухи-ной.-М. :МГПИ, 1979.-21 с.
- Крючкова И.И. Включение учащихся в познавательную и научно-исследовательскую деятельность — действенный путь развития устойчивой мотивации в образовании и профессиональной самореализации//Классный руководитель. — 2002. № 6. — С.65 — 69
- Кливер В.И. Формирование профессионального самоопределения детей сирот в образовательных учреждениях интернатного типа: Дисс.. канд. пед. наук. Кемерово, 1999. — 234 с.
- Климов Е.А. Психология профессионала. — М.: Изд-во „Институт практ. психологии“, Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1996. 400 с.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для уч-ся ст. классов средней школы. М.: Педагогика, 1990. — 219 с.
- Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Педагогика, 1983. — 173 с.
- Климов Е.А. Путь в профессию: Пособие для старших классов общеобразовательной школы. — JL: Лениздат, 1974. — 190 с.
- Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. — Обнинск: Изд-во „Принтер“, 1993. — 57 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону: „Феникс“, 1996. 509 с.
- Климов Е.А. Психологические основы выбора профессии. — М.: Педагогика, 1986.- 197 с.
- Краткий психологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко- Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1985. 431 с.
- Ковтун В.А. Формирование профессионально ориентированной модели обучения с учетом личностных особенностей обучаемых//Информатика и образование. 1997. — № 2. — С. 104 — 106
- Коломинский Я.А. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск: Высшая школа, 1976. 163 с.
- Коломинский Я. А. Изучение педагогического взаимодействия//Сов. педагогика. 1991. — № 10. — С. З6 — 42
- Комплексная методика изучения индивидуальных особенностей учащихся в целях подготовки к обоснованному выбору профессии/Сост. С. И. Вершинин. М.: АПН СССР, 1988. — 62 с.
- Кон И. С. Открытие Я. -М.: Политиздат, 1978. 367 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1989.-255 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. -М.: педагогика, 1982.-235 с.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-236 с.
- Концепция системы профориентационной работы учащихся общеобразовательных школ: Материалы ВНИК/"Школьник. Труд. Профессия.» — М., 1991.-18с.
- Концепция модернизации российского образования. — М., 2002.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М., 2003.
- Коротун О.А. Формирование личных жизненных планов фактор активного проф. самоопределения уч-ся общеобр. школы: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М.: МГЛУ, 1992. — 16 с.
- Кордюкова Т.И. Памятка «Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью»//Завуч. 1999. — № 2. — С.56 — 57
- Кочетов А.И. «Как заниматься самовоспитанием». — Минск: Высшая школа, 1986—262с.
- Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. Минск: Наро-ная асвета, 1990.-271с.
- Кочетов А.И. «Личность воспитывает себя». М: Политиздат, 1983. -176 с.
- Кочетов А.И., Коломинский Я. Л. и др. Педагогическая диагностика в школе. Минск: Народная асвета, 1987. — 137 с.
- Короленко Г. В. Личностно ориентированное воспитание в условиях массовой общеобразовательной школы//Классный руководитель. — 2001. № 6.-С.25−32
- Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению/Методическое пособие/Под ред. С. Н. Чистяковой и А. Я. Журкиной. М.: Филология ИОСО РАО, 1997. — 80 с.
- Кудрявцев Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики сг-моопределения//Вопросы психол. 1983. -№ 2. — С.37 — 39
- Кузнецов В.А. Управление самовоспитанием как условие проф. самоопределения. — В межвуз. сб. научн. трудов: Вопросы самоопределения личности и ее активности/Башк. гос. пед. инс-т. — Уфа, 1985 С. 18 — 21
- Кузнецова А.Г. Совершенствование процесса обучения на основе личностно ориентированного подхода. Хабаровск, 1996. — 133 с.
- Кузьмина JI.B. Организация научно-исследовательской работы учащихся в школе-лицее//Завуч. 1999. — № 3. — С. 101 — 108
- Куликова J1.H. Проблемы саморазвития личности. — Хабаровск: Изд-во ХГУ, 1997.-231 с.
- Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения/ТВопросы психологии. — 1984. № 5. -С.15−23
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1988.
- Кутеева О.Г. и др. Планирование воспитательной работы на основе личностно ориентированного подхода//Классный руководитель. — 2001. № 1. — С.55−65
- Кухарчук A.M., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределения учащихся. Минск: Народная асвета, 1976. — 218 с.
- Кухарчук A.M. Анализ особенностей самооценок учащихся старших классов в процессе профессионального самоопределения/ТВопросы теории и практики профориентации в средней школе. 1972. — № 1. — С.23 — 31
- Куценко В.А., Карпукин О. И. Образование и социально профессиональная ориентация личности//Сов. педагогика. — 1988 — № 1. — С.23 — 31
- Лапкина А.И. Самооценка школьника. — М.: Знание, 1985. — 243 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность: Сознание. Личность. М.: Педагогика, 1975.-234 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Сов. педагогика, 1981.-262 с
- Липкина А.И. Самооценка школьника. — М.: Педагогика, 1976. — 169 с.
- Личность, семья, школа: проблемы социализации учащихся/Под ред. С. Г. Вершиловского. Санкт — Петербург, 1996. — 220с.
- Лозовой В.А., Буряк А. В. и др. Проблемы социально — профессионального самоопределения молодежи//Вестн. Харк. Ун-та. — 1988 № 323 — С. 83 -89
- Ляудис В.Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности//Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация. М., 1983. — С. 23 — 34
- Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. — М.: Педагогика, 1988.-139 с.
- Маслоу А. Самоактуализация: Пер. с англ.//Психология личности. Тексты/Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1990. -С.108 — 117
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Сов. педагогика, 1972. — 251 с.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности//Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 17 — 21
- Мейли Р. Структура личности//Экспериментальная психология/Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Пер. с франц. М., 1975. — 347 с.
- Методы изучения профессионально важных качеств школьников: Метод. реком / АПН СССР, НИИ ТО и ПО, С. И. Вершинин. М.: АПН СССР, 1988.-35 с.
- Мешковская О.П. Активизация самосознания при выборе профессии Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — М., 1978. — 25 с.
- Мешковская О.П. Значение самооценки в проф.самоопределении учащихся//Сов.педагогика, 1976. № 6 — С. 63 — 67
- Менчинская H.A. Проблемы «самооуправления» познавательной деятельностью и развитие личности/ЛГеоретические проблемы управления по-^ знавательной деятельностью человека. — М., 1975. С. 34 — 45
- Михайлов И.В. Опыт активизации профессионального самоопределения старшеклассников. Автореф. дисс. .канд. пед. наук — М., 1975. — 27 с.
- Михайлычев Е.А. Проблемы формирования жизненных планов старшеклассников. — Ростов-на-Дону, 1974. — 23 с.
- Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987. — 186 с.
- Мнауаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассни-| ков. М.: Просвещение, 1991. — 243 с.
- Молоканов М.В. Влияние личностных особенностей на проф. выбор впракт. психологии/ЯТсихол.журнал., 1998. № 2. — С.79 — 96
- Морозова И.Г. Учителю о познавательном интересе. — М.: Просвещение, 1979.- 176 с.
- Мотков О.И. Психология самопознания личности: практ. пособие. — М.: РАО, 1993.- 181 с.
- Моя профессиональная карьера: Пособие для уч-ся. — М.: РАО, 1983. — 127 с.
- Мои жизненные и профессиональные планы. Книга для учащихся старших классов/ Под ред. С. Н. Чистяковой. М.: РАО ИПСМ, 1994. — 71 с.
- Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них ! самих. М.: Просвещение, 1990. — 191с.
- Мудрик А.В. Современный старшеклассник: Проблемы самоопределения.- М.: Знание, 1977. 64 с.
- Мудрик А.В. Социализация или «Смутное время». — М.: Знание, 1991. -80 с.
- Научные основы профессионального самоопределения. — М.: Педагогика, 1982.-137 с.
- Новикова Л.И. Воспитательная система: исходные позиции//Сов. педагогика, 1991. -№ 11.-С.61 -65
- Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1991. — 224 с.
- Орлов Ю.М. Диагностика самовоспитания учащихся. М.: Просвещение, 1991.- 157 с.
- Парамзин В.А. Профессиональная направленность личности и ее формирование в школьные годы. — Новосибирск, 1987. — 126 с.
- Пекелис В.Д. Как найти себя.- М.: Наука, 1989. 179 с.
- Пенкрат Л. В Мотивы выбора профессии. Минск.: Народная асвета, 1986.-56 с.
- Переведенцев В.И. Социальная зрелость выпускника школы. — М.: Знание, 1985.-80 с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982.-225 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. 512 с.
- Петровский В.А. и др. Личностно-развивающее взаимодействие. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1993. 251 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Пер. с франц. М., 1969.
- Пидкасистый П.И., Ахметов Н. К., Хайдаров Ж. С. Игра как средство активизации учебного процесса//Советская педагогика. — 1985.- № 3.— С. 34 — 41
- Пименов А. Личностно-ориентированная школа: утопия или реальность? //Завуч.-2001.- № 3. -С.108 112
- Пименов А. Учитель и ученик: в роли деловых партнеров//Директор школы. 1997. — № 6. — С.67 — 70
- Платов В .Я. Деловые игры. М.: Просвещение, 1991. — 143 с.1 203. Платонов К. К. Личностный подход в профориетации. — В кн.: Вопросытеории и практики профориентации в школе. — М.: Педагогика, 1972. — 147 с.
- Подготовка старшеклассников к жизни. — М.: Просвещение, 1979. -158с.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии. М.: Педагогика, 1998. — 252 с.
- Полат Е.С. Учимся вместе, учимся в сотрудничестве. М.: Педагогика, 1996. — 143 с.
- Полонский В.М. Понятийно-терминологический аппарат педагоги-ки//Педагогика. -1999. № 8. — С.16 — 23
- Поляков В.А. Комплексное исследование проблемы подготовки учащейся молодежи к труду в условиях перехода к рынку//Учащаяся молодежь и рынок.-М., 1992.-с. 8- 12
- Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. — Казань: Высшая школа, 1992. 264 с.
- Проблемы самоопределения молодежи в новых социально экономических условиях/Под ред. С. Н. Чистяковой. — Кемерово: Кем. обл. ИУУ, 1995. -214 с.
- Проблемы самоопределения молодежи в новых социально экономических условиях: Матер, научно пр. конф., тезисы симпозиума. — Кемерово.: Кем.обл. ИУУ, 1996. — 207 с.
- Психолого-педагогические основы непрерывного образования: Межвуз. сб. науч. тр./Под ред. Е. М. Титаренко, Н. Э. Касаткиной, Т. С. Паниной. — Ке-' мерово: Изд-во Кем. облИУУ, 1996. 201 с.
- Профконсультационная работа со старшеклассниками./Под ред. Б. А. Федоришина. — Киев: Радянська школа, 1980. — 234 с.
- Профессиональная ориентация в средней общеобразовательной школе/ Под ред. Н. Н. Чистякова, Н. Э. Касаткиной. Кемерово, 1985. — 157 с.
- Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи М.: Педагогика, 1993. — 90 с.
- Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи (Методика для преподавателя и профконсультанта) М.: РАО, 1993. — 174 с.
- Профессиональное самоопределение и становление советского молодого человека/под ред. С. Н. Чистяковой. Кемерово.: КемГУ, 1979. — 198 с.
- Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи — Киев.: Наука думка, 1987. 348 с.
- Профессиональное самоопределение молодежи: концепция/Отв. ред. В. А. Поляков, С.Н. ЧистяковаУ/Педагогика, 1993. № 5. — С.33−37
- Профессиональное самоопределение учащихся УПК. Минск.: НИИП, 1987.-41 с.
- Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М.: Просвещение, 1991.-176 с.
- Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. — М.: Педагогика, 1996.-97 с.
- Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие. — М.: Изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «ДОДЭК», 1997. — 80 с.
- Пряжников Н.С. Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении//Вопросы психологии. 1987. — № 4. — С.92 -99
- Пряжников Н.С. Оценка эффективности профессионального самоопре-деления//Школа и производство. 1997. — № 2. — С.92 — 95
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.: Просвещение, 1996. — 107 с.
- Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно — исторической перспективе//Вопросы психологии, 1996. № 1. — С.62 — 72
- Пряжников Н.С., Шорохов Ю. И. и др. Теория и практика профориентации и профконсультирования. Калуга, 1996. — 183 с.
- Пряжников Н.С. Профориетационные игры. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 87 с.
- Психологические характеристики профессий/Сост. Ф. И. Иващенко, В. А Карпич. Минск.: Народная асвета, 1979. — 96 с.
- Психология развивающейся личности/Под ред. А. В. Петровского. — М.: 1987.-241 с.
- Психолого педагогический словарь/Сост. В. А. Мижериков. — Ростов-на -Дону: Изд-во «Феникс», 1998. — 544 с.
- Психолого-педагогичекие проблемы образования: Межвузовский сборник научных статей/Ред. коллегия: JI.H. Вавилова, В. А. Гуляева, А. Ю. Казаков, Т. С. Панина. Кемерово: Изд-во Кем. обл. ИУУ, 1998. — 230 с.
- Радионова Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников. — JL: ЛГПИ им Герцена, 1989. 84 с.
- Расчетова С.А. Деятельность как фактор формирования личности в юношеском возрасте. Л.: ЛГПИ, 1984. — 64 с.
- Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение. Томск, 1993. — 78 с.
- Рибов Н.А. Социальные аспекты самоопределения школьников. — В межвуз.сб. научн. Трудов: Вопросы самоопределения личности и ее активно-сти/Баш.гос. пед. инст. Уфа, 1985.- С. 41 — 44
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. — 321 с.
- Руткевич М.Н. Социальная ориентация выпускников средней шко-лы//Соц.исследов. 1994. — № 12. — С.53−59
- Рябоштан Е. Педагогическое наблюдение: метод, позволяющий дойти до каждого//Директор школы. 2000. — № 1. — С. 10
- Савина Е.Б. Педагогические условия формирования проф. самосознания старшеклассников: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1990. — 21 с.
- Сазонов И.А. Педагогические условия повышения эффективности подготовки школьников к выбору профессии.: Автореф. дисс. .канд. пед. наук, Челябинск, 1989.-21с.
- Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании. — М.: Московский ИПК работников образования, 1992. — 155 с.
- Сафин В. Ф, Ников Г. Н. Психологический аспект самоопределения личности//Психол.журнал. 1984. — № 4. — Т.5 — С.23−25
- Сахарова В.И. Технологическая подготовка старших подростков как ^ средство их профессионального самоопределения: Дисс.. канд. пед. наук. —1. М., 1996. -254с.
- Свинина Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно ориентированного образования//Педагогика. — 2001.- № 7.- С. 27−31
- Сейтезев А.П. Профессиональная направленность личности. Алма — Ата: Наука. Казах ССР, 1990. 335 с.
- Сенько Ю.В., Тамарин В. Э. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся. М.: знание, 1989. — 80 с.
- Сериков В. Личностно-ориентированное образование//Педагогика. — 1994.-№ 5.-С.16−21
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994. — 11 с.
- Сидоркин A.M. Процесс развития воспитательной системы шко-лы//Сов.педагогика. 1991. — № 11. — С.65−70
- Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблемы устойчивости. — Казань.: Изд-во Казан. ун-та, 1992. — 175 с.
- Система профессиональной ориентации молодежи в Кузбассе: Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. Апрель 2001 г./Ред. коллегия: Изд-во обл. ИУУ, 2001. 289 с.
- Ситаров В.А. Психолого-педагогические проблемы формирования социально активной личности. М.: МГПИ, 1988. — 64 с.
- Смертина А.С. Личностно ориентированный подход в системе образо-вания//Наука и школа. — 1998. — № 1. -С. 10−13
- Спиваковская А.С. Игра это серьезно! — М.: Просвещение, 1981. — 239с.
- Современная дидактика: теория практике ./Ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. — М.: Педагогика, 1994. — 321 с.
- Солодова Г. Г., Зуева С. П. Развитие личности школьника и проблемы совершенствования образовательного процесса. — Кемерово.: Изд-во Кем. обл. ИУУ, 1997.-64 с.
- Столетов В.Н. Становление личности. М.: Мысль, 1987. — 334 с.
- Схема элементарного анализа (самоанализ) урока личностно-ориентированной направленности //Завуч начальной школы. 2001. № 3. -С.115−118
- Торопов П.Б. Психол.-пед. условия эффективности формирования проф. важных качеств у уч-ся старших классов: Дисс. .канд. пед. наук. Хабаровск: ХГУ, 1992.-174 с.
- Тубельский А.Н. Школа самоопределения: первый шаг. 41. — М.: Б.И., 1 1991.-155 с.
- Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.- 147 с.
- Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте//Вопросы психологии. — 1985. № 6. — С.11 — 24
- Формирование личности старшеклассников/Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Педагогика, 1989 168 с.
- Фридман Л.М. Изучение личностного развития учащихся //Нар. образование. 1997. — № 9. — С.141 — 148
- Фридман Л.М. Концепция личностно ориентированного образования > //Завуч. — 2000. — № 8, -С.77 — 82
- Фридман Л.М., Пушкина Т. А., Каплунович И .Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов,— М.: Педагогика, 1988. — 211 с.
- Фридман Л.М. Формирование познавательных интересов у школьников. М.: Педагогика, 1979. — 219 с.
- Фомин А.А. Личностно ориентированная системно-ролевая концепцияIвоспитания школьников//Классный руководитель. 2001. — № 7. — С.4 — 10, 281. Фукуяма С. Система профессиональной ориентации — М.: Изд-во МГУ, 1988.-120 с. О
- Фукуямя С. Теоретические основы профессиональной ориентации — М.: Изд-во МГУ, 1989. 105 с.
- Хорст Зиверт Тестирование личности — М.: Изд-во «Номедж», 1997. -200 с.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск.: Изд-во 'II НУ, 1993.132 с.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. — М.: Педагогика, 1995. 287 с.
- Цукерман Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. М.: Педагогика, 1992. — 197 с.
- Черкасова И.И. Педагогические условия профессионального самоопределения учащихся школ крайнего севера. — Дисс.канд.пед. наук. М., 1993. — 174 с.
- Чистяков Н.Н. Комплексный подход в исследовании теоретических проблем профориентации//Вопросы теории и практики трудового обучения и профориентации учащихся городских школ. М.: Просвещение, 1982. —1. С. 5 15
- Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. — М.: Просвещение, 1983. — 218 с.
- Чистякова С.Н. Психолого — педагогические условия, обеспечивающие успешность проф. карьеры учащихся//Учащаяся молодежь и рынок. — М.: 1992.-С.12−14
- Чистякова С.Н., Журкина, А .Я. и др. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. — М: РАО, 1997. — 80 с.
- Чистякова С.Н., Умовская И. А., Шалавина Т. И. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера». М.: Просвещение, 1997.- 189 с.
- Чистякова С.Н. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб. — Кемерово, 1995. 143 с.
- Чистякова С.Н. Социально-профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения//Школа и производство. 2003. — № 2. — С.75 -77
- Что такое личностно-ориентированное образование?//Наука и школа. -2000.- № 6.-С. 13−17
- Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности М.: Педагогика, 1981.-96 с.
- Шадриков В.Д. Личностно ориентированное обучение/Л1едагогика. — 1994. — № 5. — С.11 — 77
- Шалавина Т.Н. Мир труда и профессий. — Кемерово.: Изд-во Кем. обл. ИУУ, 1995.- 196 с.
- Шалимов Д.К. Идеология старшей школы и новые задачи профориентации //Соврем.технол. образования: Сб.научн.тр. Красноярск, 1994. — С.113−120
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. — М.: Педагогика, 1982, -243 с.
- Школа и выбор профессииЛЧод ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. -М.: Педагогика, 1987. 176 с.
- Школьнику о рабочих профессиях: Справочная книга для учащихся VII — X классов/Составитель Ю. А. Аверичев. — М.: Просвещение, 1975. — 189 с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Педагогика, 1979. — 324 с.
- Эллис А. Обучение это исследование//Перспективы гуманитарного образования в средней школе. — М., 1992. — С. 157 — 189
- Я и моя профессиональная карьера: Кн. для старшеклассниковЛ1од ред. С. Н. Чистяковой. -М.: Прсвещение, 1994. — 167 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Просвещение, 1996. — 254 с.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориетированного обучения//Вопросы психологии. — 1995. № 2. -С.31 —41
- Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников//Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С.65−76
- Якимец С.В. Индивидуальный подход к старшим подросткам в воспитании общественно-трудовой активности. — Автореф. дисс.канд.пед. наук. -М., 1988,-16 с.
- Якимская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с. — (Библиотека журнала «Директор школы" — Вып. 2.).
- Якимская И.С. Технология личностно ориентированного образования /Отв. ред. М. А. Ушакова. — М.: Сентябрь, 2000. — 75 с. (Библиотека журнала «Директор школы" — Вып. 7).
- Якимская И.С., Якунина О. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения//Директор школы. — 1998. № 3. — С.65−69
- Яковлева В.А. Целевая программа «Профессиональное самоопределение учащихся»//Классный руководитель. 2001. — № 5. — С.30 — 35
- Якунин В.А., Рескина С. Е. Психологические проблемы проф.самоопределения школьников//Вестник ЛГУ.-1988.- Сер.6. Вып. З — С. 44 48
- Ярошенко В.В. Школа и профессиональное самоопределение. — Киев: Просвещение, 1993. -197 с.
- Anthony Р.С. The Learning Enterprise Training. Development Journal. Feb., 1989. P. 26.
- Botkin J.W., Flamandra M., Malitza M. No limits to learning, Oxford, 1979. 272 p.
- Creativity in Education: The Waldorf Approach. San Francisco, 1987. 212 p.
- Deci E. Intrinsic motivation. New York, 1975.
- Gysbers N.C., Moore E.J. Career Counselling: Skills Techniques fir Practitioners Englewood Cliffs Prentice Hall, 1987/ - 264p.
- Homans G.C. Social Behavior. Its elementary forms. — Harcourt. Bracea. World.-New York, 1961.
- Jarvis P. The Sociology of Adult and Continuing Education. London, 1985. 241 p.237