Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Активизация познавательного интереса у умственно отсталых учащихся к урокам географии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В начале наблюдения выявилось, что учащиеся на уроке географии постоянно отвлекаются, что свидетельствует об отсутствии у них интереса к материалу. Сосредоточенность может достигаться и при отсутствии интереса — усилием воли, но у детей с нарушением интеллекта снижена регулятивная функция и волевые усилия неустойчивы, ослаблены. Желание как можно быстрее закончить урок также очень показательно… Читать ещё >

Активизация познавательного интереса у умственно отсталых учащихся к урокам географии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С целью изучения особенностей познавательного интереса школьников с интеллектуальной недостаточностью к урокам географии, а также возможностей его активизации нами был проведён эксперимент на базе Областного Центра Психолого-Педагогической Реабилитации и Коррекции г. Саратова. В нём принимали участие 8 учащихся 8 класса с диагнозом «олигофрения в степени дебильности» .

Для выявления уровня познавательного интереса у учащихся к урокам географии нами были использованы методики «Волшебное расписание» и «Что тебе больше всего нравится делать на уроках географии», адаптированные в соответствии с возрастом учащихся, а также наблюдение за ними на уроках географии. Обследование проводилось дважды: в начале 1-й четверти и в конце 2-й четверти.

Наши наблюдения позволили выделить признаки интереса, его критерии, которые можно разделить на три группы:

  • — специфические для интереса особенности поведения учащихся в учебной деятельности на уроке;
  • — особенности поведения и деятельности учащихся, проявляющиеся вне уроков;
  • — особенности всего образа жизни учащихся, возникающие под влиянием интереса к той или иной деятельности.

Необходимо отметить, что ни один из перечисленных признаков, взятый в отдельности, не является достаточным. Только по их совокупности можно судить о ступенях развития интереса.

В начале наблюдения выявилось, что учащиеся на уроке географии постоянно отвлекаются, что свидетельствует об отсутствии у них интереса к материалу. Сосредоточенность может достигаться и при отсутствии интереса — усилием воли, но у детей с нарушением интеллекта снижена регулятивная функция и волевые усилия неустойчивы, ослаблены. Желание как можно быстрее закончить урок также очень показательно для умственно отсталых учащихся. У ребят не возникает вопросов при изучении нового материала, они воспринимают его поверхностно (отсутствие широко открытых глаз, напряжённости, устремлённости вперёд, чтобы лучше слышать и видеть и т. п.). После урока у учащихся также не возникает желания задать дополнительные вопросы учителю или высказать собственные суждения по какой-либо проблеме. Ребята с неохотой берутся выполнять задания для самостоятельной работы, выступать с докладами, сообщениями и т. д., не испытывают интереса к чтению соответствующей дополнительной литературы. Из бесед с учащимися о том, чем они занимаются дома, ни один не назвал чтение литературы по географической тематике.

Наши наблюдения были дополнены методикой «Волшебное расписание» , продуктивной, на наш взгляд, для диагностики отношения ученика к конкретным учебным предметам и учению в целом. На индивидуальных листах записаны в произвольном порядке все учебные предметы, которые изучают учащиеся в течение года. Учащимся дается инструкция: «Ребята, представьте, что у вас есть возможность составить такое расписание уроков на сегодня, которое вам больше нравится. В расписание нужно вписывать только те уроки, которые вам нравятся: первым — самый любимый урок и т. д.» .

Анализируя полученные результаты, мы сделали вывод, что наиболее предпочтительным для учащихся среди учебных предметов является урок физической культуры (1 место). Вероятно, это из-за того, что именно в этом виде деятельности дети с нарушением интеллекта достигают максимальной реализации, у них чаще возникают ситуации успеха. На 2-ом месте по предпочтительности учащиеся поставили урок рисования как наиболее доступный и непринуждённый вид деятельности. Урок трудового обучения оказался на 3-ем месте, на 4-ом месте — урок русского языка, на 5-ом месте — урок математики. И лишь на 6-ом месте оказались уроки чтения, географии, биологии. Эти данные говорят о том, что урок географии не является предпочтительным для учащихся коррекционной школы VIII вида. Это может быть обусловлено и традиционной формой организации урока, и отсутствием занимательности учебного материала, и трудностью усвоения географических знаний и выявления причинно-следственных зависимостей. Дети не воспринимают учебный материал, который для них сложен и непонятен, у них нет интереса к изучению трудного предмета, поэтому учащиеся негативно относятся к учению вообще и к урокам географии, в частности.

Нами использовалась также методика «Что тебе нравится больше всего на уроках географии» . На индивидуальных листах были написаны виды деятельности, которыми занимаются учащиеся коррекционных школ VIII вида на уроках географии: слушать объяснение учителя; беседовать по изучаемому материалу; работать с учебником; работать с тетрадью; упражнения; выполнять задания на индивидуальных карточках; работать с географической картой и глобусом; работать с наглядными средствами (картины, фото, учебные фильмы); работать с объёмными наглядными пособиями, схемами; проводить наблюдения на природе, за производством и хозяйственной деятельностью. Учащимся даётся следующая инструкция: «Ребята, подчеркните, что вам больше всего нравится на уроках географии» .

На основе полученных данных можно сделать вывод, что наиболее предпочтительным видом деятельности на уроках географии для учащихся коррекционной школы VIII вида является экскурсия — наблюдения за природой, за производством и хозяйственной деятельностью и т. п. (1-е место), на 2-ом месте — объяснение учителя (для учащихся это пассивный вид деятельности, не требующий особых усилий). Работа с наглядными пособиями — на 3-ем месте. Беседа, упражнения, работа с учебником, тетрадью — на 4-ом месте. Наименее предпочтительными оказались следующие виды работы: выполнять задания на индивидуальных карточках, работать с географической картой и глобусом, работать с учебником.

Таким образом, слабая активность, отсутствие интереса приводят к тому, что умственно отсталые учащиеся испытывают трудности при индивидуальной работе с географическим материалом. Несовершенство зрительного анализа и синтеза, моторики учащихся, слабость дифференциации, функций сравнения, обобщения, абстрагирования приводит к тому, что учащиеся коррекционных школ VIII вида с трудом овладевают навыками работы с географической картой.

Итак, можно сделать вывод, что урок географии — один из трудных для усвоения учащимися коррекционной школы, поэтому интерес у детей к этому предмету низкий. Эти уроки занимают лишь 6-е (последнее) место по предпочтению, даже после трудных уроков русского языка и математики. И необходимо побуждать у учащихся как интерес к предмету в целом, так и к отдельным видам деятельности — индивидуальному выполнению заданий, работе с географическими картами. Одним из средств, пробуждающим познавательный интерес к географии как учебному предмету, служит дидактическая игра. урок познавательный отсталый С целью развития познавательного интереса у учащихся к урокам географии нами была разработана система дидактических игр при изучении раздела «Африка». Этот небольшой по объёму раздел обладает разнообразным фактическим материалом, имеет важное дидактическое значение в обучении географии. Предусмотренные в программе 5 уроков по теме «Африка» содержали занимательные упражнения, кроссворды, викторины. Последний, 6-й урок — закрепления и систематизации знаний — проходил в форме ролевой дидактической игры и обобщал материал 5 предыдущих уроков. Ребята заранее знали свои роли и готовились к проведению игры. Такой настрой повышал их интерес к материалу, способствовал развитию самостоятельности при подготовке заданий.

Таким образом, нам удалось несколько изменить структуру и содержание системы уроков географии по теме «Африка». Подобный подход позволил, не выходя за рамки отведенного программой времени, изучить весь материал и обобщить его в интересной и познавательной для детей форме.

По прошествии некоторого времени после изучения раздела было проведено повторное обследование. По результатам методики «Волшебное расписание» после применения комплекса дидактических игр и занимательных заданий урок географии для учащихся стал наиболее предпочтительным: трое учащихся поставили географию на 4 место (ранее — 6 место), остальные поставили географию на 2, 3 и 5 место.

Таким образом, можно сделать вывод, что включение игр в учебный процесс повышает интерес учащихся к географии. На уроках географии с помощью дидактических игр у детей развиваются географические способности, происходит коррекция всех психических функций: активизируется внимание, память, речь учащихся, развиваются операции анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования и т. д. Итак, познавательный интерес к предмету способствует коррекции всех психических функций учащихся.

При повторном обследовании учащихся по методике «Что тебе нравится больше всего на уроках географии» результаты были следующие: учащиеся указали среди любимых видов деятельности не только объяснение учителя и экскурсию, но и работу с картой, и индивидуальную работу.

Таким образом, проведенное исследование доказывает, что применение дидактических игр на уроках географии не только обоснованно, но и необходимо с целью активизации познавательного интереса у школьников с интеллектуальной недостаточностью к изучаемым темам, и, как следствие этого, роста количественных и качественных показателей успеваемости учащихся. Дидактические игры, использованные нами на практике, хорошо зарекомендовали себя даже при кратковременном применении. Есть основание полагать, что при постоянном их использовании на уроках географии и во внеурочной деятельности они в большей степени будут способствовать повышению эффективности уроков, формируя устойчивый интерес учащихся к изучаемым темам и к предмету географии в целом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой