1. Как вы понимаете слова А. С. Пушкина: «Ломоносов сам был первым 11 аш и м у 11 и вере итетом » ?
2. Как вы понимаете слова Н. М. Карамзина: «Главное дело — быть людьми, а не славянами»?
3. «Пушкин — наше все». Почему?
4. Что такое «цельное знание» но В. Ф. Одоевскому и Вл. С. Соловьеву?
5. Рассудок и разум — в чем их различие?
6. Гуманность есть человеколюбие, но развитое сознанием и образованием. Согласны ли вы с этим утверждением?
7. Кому принадлежит идея «всеединства» человечества? В чем суть этой идеи?
8. Как слагается характер человека по мнению К. Д. Ушинского?
9. Можно ли говорить о национальной идее воспитания? В чем ее специфика?
10. Согласны ли вы с выводом, что прогресс в умственном развитии без прогресса в добрых нравах есть регресс? Чей это вывод?
11. Что такое современная народная школа? В чем суть идей об этой школе?
12. По А. С. Макаренко, педагогика — вещь прежде всего диалектическая. Что это значит?
13. Природа — первоисточник мысли, добра и красоты. Чья это мысль и верна ли она?
Практические задания
1. Напишите сочинение на тему: «М. В. Ломоносов как русский просветитель и гражданин».
2. Сравните взгляды славянофилов (И. Киреевский, А. С. Хомяков и другие представители) и западников (А. И. Герцен, В. Г. Белинский и остальные) на формирование и воспитание характера русского человека (общее и особенное).
3. Определите в русской философии приверженцев концепции «цельного знания» и сравните их идеи.
4. Составьте таблицу взглядов выдающихся русских педагогов (К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, Г1.Ф. Каптерев, С. И. Гессен, II. П. Блонский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие мыслители) па образование как систему умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека.