Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Массовые формы воспитания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Книга «Юный разведчик» привлекла внимание царя, который приказал издать ее тиражом 25 тыс. экземпляров и разослать во все гимназии. Вскоре Николай II посетил Царскосельский отряд скаутов, а наследник Алексей вступил в него. Р. Баден-Пауэлл посетил Россию и был принят императором. Пантюхов ездил в Англию для изучения опыта скаутов на месте. К 1914 г. движение охватило все крупные города, был… Читать ещё >

Массовые формы воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рассмотрим две массовые формы, имевшие в истории отечественного воспитания наибольшее распространение, — бойскаутизм и пионерию. Сравним их возможности, проанализируем применимость для решения современных воспитательных проблем. Подумаем, что сможем взять из опыта их реализации для решения проблемы общественно-политического воспитания детей и подростков в современных условиях.

До революции 1917 г. в России массовой детско-подрастковой организацией была организация бойскаутов (бойскаутизм). Бойскауты (в дословном переводе с английского «мальчики-разведчики») впервые явились миру в Англии еще в начале XIX в. Бойскаутами назвали себя дети и подростки из состоятельных семей, обособившиеся в самостоятельную организацию, где они готовились преимущественно к будущей военной карьере. Сначала эта организация развивалась как неформальная, а потом организационно оформилась, переросла в мировое движение. Существовала такая организация и в Российской империи. После революции она была запрещена, а документы, связанные с ее деятельностью, уничтожены.

Основатель скаутского движения английский полковник Р. БаденПауэлл создал среди английских подростков организацию, которая должна была в играх и серьезной деятельности воспитывать английскую молодежь, готовить ее к службе отечеству, прививать рыцарский дух. Принципы своей организации полковник изложил в книге «Юный разведчик», получившей популярность в Англии и в других странах. Книга, вышедшая в 1909 г., вдохновила капитана русской армии Олега Ивановича Пантюхова основать первый отряд русских скаутов, куда вошли семеро мальчиков.

В России того времени уже была внешкольная детская организация — так называемые потешные войска, или просто «потешные», созданные в 1908 г. Министерством просвещения сначала для сельской, а затем и для городской молодежи летние военизированные отряды. Отставные унтеры учили мальчишек маршировать строем, петь строевые песни, делать приемы деревянными ружьями. Однако Пантюхову такая организация казалась слишком военизированной, узкой по своим целям. В этом он следовал за Баден-Пауэллом, который отвергал милитаризацию детей.

О. И. Пантюхов назвал свой отряд «Бобер» (каждый скаутский отряд должен был называться именем какого-либо животного). Униформой скаутов сначала был русский кафтан, длинные брюки и меховые шапки из овчины. Потом перешли на шорты и широкополую шляпу. Жена Пантюхова сшила для отряда треугольные оранжево-зеленые флаги, нарисовала значок скаутов, сделала галстуки. Узел, завязанный утром на галстуке, должен был весь день напоминать скауту о его обязанности сделать хотя бы одно доброе дело, и, не выполнив этой обязанности, скаут не мог развязать узел вечером.

Правила, законы и обычаи русских скаутов были в основном скопированы с английских. Вот некоторые из них: «…исполнять свой долг перед Богом, Родиной и Государем; быть полезными и честными гражданами России; помогать всем; быть всегда правдивыми; никогда нс падать духом; быть друзьями животных…».

Книга «Юный разведчик» привлекла внимание царя, который приказал издать ее тиражом 25 тыс. экземпляров и разослать во все гимназии. Вскоре Николай II посетил Царскосельский отряд скаутов, а наследник Алексей вступил в него. Р. Баден-Пауэлл посетил Россию и был принят императором. Пантюхов ездил в Англию для изучения опыта скаутов на месте. К 1914 г. движение охватило все крупные города, был создан Всероссийский союз обществ скаутов. Начал выходить журнал «Будь готов!», выходили и местные журналы, например, в Вологде «Скаут Русского Севера». При редакции журнала «Вокруг света», главный редактор которого В. А. Попов был начальником московского отряда скаутов, организовали музей скаутского движения. Появились первые скаутские песни, их тексты написал юный Николай Адуев — впоследствии довольно известный поэт, автор комедии «Табачный капитан».

Первый съезд скаутов состоялся в декабре 1915 г. в Петрограде, вышел сборник трудов съезда. К октябрю 1917 г. в стране было около 50 тыс. скаутов, их организации были в 143 городах. По свидетельству очевидица, еще в 1918 г. в одном из крупных универмагов Петрограда четвертый этаж был отведен отделу для скаутов, где продавали буквально все нужное члену организации: от галстуков разных цветов (каждый отряд имел свой цвет галстука) до посохов, вещевых мешков, широкополых шляп. Последний скаутский парад состоялся в Петрограде 23 апреля 1918 г.

Как и британское, русское скаутское движение постоянно заявляло о своей нейтральности в политике, но поскольку многие из скаутских вожатых были военными, они увели своих воспитанников в белую гвардию. Сам О. И. Пантюхов со своей семьей уехал на юг России, служил у белых в Новороссийске и Севастополе, а позже с бежавшими белыми войсками оказался в Константинополе. Здесь в марте 1922 г. была основана русская зарубежная организация скаутов. По-видимому, и сейчас за рубежом наберется несколько сот русских скаутов. Во всяком случае, в 1960;х гг. их было около 400, а штаб-квартира движения располагалась в Сан-Франциско.

Оставшихся в России скаутов считали соперниками комсомола, агентами англичан и мировой буржуазии. Тем не менее, новое правительство, признавая популярность скаутского движения среди молодежи, сначала попыталось завоевать поддержку скаутов. Так, народный комиссар Семашко в 1918 г. предложил, чтобы они сотрудничали с комсомолом в создании организации для детей 10—14 лет. Как говорилось в резолюции конференции, создавшей пионерскую организацию, за основу была принята реорганизованная скаутская система. Пионеры приняли многие атрибуты, правила и традиции скаутов, например, призыв «Будь готов!» и ответ «Всегда готов!», галстук, барабан, горн, традицию костров, торжественное обещание. Заметим, что еще до пионеров существовали отряды «юков» — юных коммунистов, в организации которых связь со скаутами прослеживалась еще яснее.

По некоторым данным, скаутское движение было официально запрещено в СССР в октябре 1922 г., но еще до 1926 г. в резолюциях съездов и конференций появлялся тезис о необходимости борьбы со скаутами.

О пионерии мы знаем несравненно больше: это детство и юность наших родителей, бабушек и дедушек. С момента создания в 1922 г. и до угасания в период перестройки пионерская организация была главной и единственной массовой формой воспитания детей и подростков в возрасте от семи до 14 лет. Сегодня высказываются диаметрально противоположные мнения о ее роли в бывшей политической системе страны, о причинах распада в 1990;е гг. Нужно подчеркнуть, что большинство отечественных и зарубежных специалистов рассматривают Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина как уникальное социально-политическое явление, педагогически выстроенное как развивающаяся общественно-политическая реальность, неповторимую модель организации детства. Вероятно, организация такого размаха и масштаба больше не будет создана уже никогда. В конце 1980;х гг. она насчитывала 19 млн человек, объединив в своих рядах практически всех детей страны пионерского возраста. Взяв многое от скаутизма, от революционной романтики первых детских пролетарских групп, пионерская организация добавила очень много своего, что стало формой преподнесения детям сложных социальных идей, концепций и доктрин, отвечало детской природе и разносторонним интересам, оснастило детство яркими символами, красочными церемониями, формой, атрибутикой, пионерскими кострами.

Главными задачами пионерии были включение подростков в общественную жизнь, приобщение их к ценностям коллективизма, знакомство со сложными политическими понятиями. Организация имела серьезную научно-методическую подпитку. Создатели пионерской организации мыслили ее в виде инструмента моделирования советского общества. Отряды «зеленых» и «голубых» патрулей, игры «Зарница» и «Орленок» увлекали миллионы пионеров, стали настоящей школой воспитания. Одновременно создавались традиции, богатая пионерская культура, атрибутика, пионерская печать. Все это оставило яркий след в душах нескольких поколений граждан нашей страны. Следует отдать должное надлежащей организованности пионерского движения. На высоком уровне происходило патриотическое воспитание, дети с удовольствием ездили в пионерские лагеря, помогали в уборке урожая, ходили в походы. В те годы не было в стране детей-бесиризорников[1].

Однако пионерия сыграла и негативную роль, выполняя обслуживающую партию и комсомол функцию. И хотя она не называлась прямо политической или государственной организацией, но по сути ею была. Пионерская организация не только создавала высокие идеалы, воспитывая активную, преданную делу личность, но и разрушала, подавляла последнюю. Полная включенность детей в коллектив, политические реалии общества приводили к игнорированию личных потребностей индивидуума, порождали увлечение коллективными делами. Главное: в детской организации, так же как и везде в обществе, существовали формализм и двойные стандарты.

Как считает, например, профессор Ростовского государственного педагогического института Е. II. Сорочинская, пионерская организация, по современным оценкам, имея длительную историю, хорошие традиции, социально значимые результаты, не сформировала хорошего человека. Руководитель центра «Образование и культура мира» Э. С. Соколова отмечает, что пионерская организация была уродливой, усеченной, несамостоятельной, неполноценной. В деятельности этой организации было немало «теневых» сторон. К первой группе ошибок, коснувшихся принципов, следует отнести следующее: пионерами становились (должны были становиться) все дети; пионерская организация была переведена на базу школы; взрослые, работающие в пионерской организации, были членами другой организации. Пороки первого принципиального уровня породили огромное число крайне отрицательных черт пионерии, давших впоследствии повод для острой ее критики, граничащей с тотальным отчуждением. Включенность детей в общественную идеологию оборачивалась идеологическими «шорами». Всеохватиость и гипертрофия общественно полезной направленности, коллективизма приводили к забвению интересов индивида, специфики регионов и национальных культур, нивелированию активности и ответственности личности. Красочные символы и ритуалы превращались в бессодержательный, но громкий барабанный бой, который все больше приобретал характер военизированной парадной маршировки. Отсутствие вожатого отряда — первичного коллектива — порождало формализм, старшие вожатые могли и работали только с активистами. Остальная многомиллионная масса ребят была инертна[2].

Наследником пионерской организации стал Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций (СПО-ФДО). Помимо СПО-ФДО, правопреемницы пионерской организации, куда входят «Юная Россия» и другие детские организации, остались еще скаутское движение и профильные объединения. Среди более 20 программ, реализуемых СПО-ФДО — ставшие широко известными «Детский орден милосердия», «Золотая игла», «Школа демократической культуры», «Древо жизни», «Познай себя», «Экология и дети», «Лидер», «Игра — дело серьезное». Они имеют поддержку во многих регионах России: в Амурской и Иркутской областях, Краснодарском крае и Удмуртии, в городах Оренбурге и Липецке, Орле и Вологде.

Как развиваться детскому движению дальше? Какой быть новой пионерии? Несмотря на все потери, прогноз ее возрождения благоприятен, и хотя в прежнем виде пионерия уже не возродится никогда, детские объединения, в которых будут повторены наиболее эффективные и привлекательные ее элементы, должны быть учреждены в России. Для организации целенаправленного воспитания крайне важны и нужны массовые формы (причем их не может быть много), чтобы избежать разобщенности и конкуренции в главном — привитии будущим гражданам важнейших социальных качеств. Сегодня пытаются создавать новые организации на основе профессиональных, региональных, национальных и других признаков. Некоторые специалисты ратуют за учреждение военизированных, закрытых, целевых или многопрофильных, краткоили долгосрочных и других массовых детских объединений.

При обсуждении вопросов будущего детского движения в Российской Федерации ученые обращают внимание на те новые обстоятельства, которые характеризуют будущее состояние общества и народного образования. Отмечается, что прогнозируемый переход школы на 12-летнее обучение наряду со многими положительными моментами может привести к дальнейшему расслоению школ на элитарные и массовые, резкому ограничению числа детей, обучающихся в массовой школе, росту детской преступности. Желательно, чтобы детская организация развивалась с опорой на какой-нибудь институт социализации, например, на церковь, государство (в виде государственной идеологии), семью или какое-либо движение с хорошим финансовым ресурсом.

Итоговый тест

Найдите шесть ошибочных утверждений.

№.

п/п.

Утверждение.

Да.

Нет.

Формы эдукации (то же самое — формы организации эдукации, организационные формы обучения и воспитания, организационные формы учебно-воспитательного процесса, формы организации эдукационного процесса) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителей и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Преимущества классно-урочной формы эдукации: отличается строгой организационной структурой; экономная, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся; создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся.

Урок — это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебно-воспитательного процесса.

Урок в массовой школе больше всего страдает от некачественной подготовки, плохого расчета, непродуманной импровизации, нарушений педагогических закономерностей, нарушений требований и принципов.

Типы уроков: комбинированные (смешанные); уроки изучения новых знаний; уроки формирования новых умений; уроки обобщения и систематизации изученного; уроки контроля и коррекции знаний, умений; уроки практического применения знаний, умений.

Продолжение табл.

№.

п/п.

Утверждение.

Да.

Нет.

Классификация уроков — это выстроенная по определенному признаку их система.

Модуль — дидактический пакет, состоящий из законченных элементов, каждый из которых может быть реализован как автономная система.

Рейтинговая оценка — это сумма баллов, набранная учащимся (студентом) по всем модулям с помощью всех видов контроля.

В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования).

В плане начинающего педагога должны быть отражены следующие моменты: дата проведения урока и его номер по тематическому плану; название темы урока и класса, в котором он проводится; цели и задачи образования, воспитания, развития школьников; структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам; содержание учебного материала; методы и приемы работы учителя в каждой части урока; учебное оборудование, необходимое для проведения урока; задание на дом.

Главная цель домашней самостоятельной работы — расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся.

Форма воспитания — эго оболочка для упаковки содержания, внешнее выражение процесса.

Эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации.

Воспитательное дело — это вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Главные отличительные особенности воспитательного дела — необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел.

В основе воспитательных дел два подхода — деятельный и комплексный.

Продолжение табл.

№.

п/и.

Утверждение.

Да.

Нет.

В любом деле выделяются следующие этапы: 1) целеполагание (анализ ситуации, формирование доминирующей и сопутствующих воспитательных целей);

  • 2) планирование; 3) организация и подготовка;
  • 4) непосредственное осуществления дела; 5) анализ достигнутых результатов

Воспитательные дела должны быть разнообразными. Яркие дела воспитанники помнят долго, поэтому любое повторение нежелательно, ибо оно сыграет отрицательную роль. Все время находить новое трудно, но необходимо.

Среди наиболее распространенных причин, мешающих организовать эффективные воспитательные дела дисциплинарной направленности, выделяются следующие: слабая постановка учебно-воспитательной работы в школе, когда остро ощущается дефицит знаний, умений, навыков; односторонность в воспитательной работе, когда дисциплинированность отрывается от других качеств или когда пытаются прививать их поочередно; кампанейщина в воспитательной работе, когда нет надлежащего ритма, размеренности, плавности.

Проведению продуктивных воспитательных дел мешают: недостаток педагогической культуры, выдержки, такта в обращении воспитателей с учениками; формализм, когда педагоги больше заботятся о показном порядке, мнимом благополучии; неправильный подход к использованию дисциплинарных средств воздействия, их недооценка или переоценка.

Воспитательные дела, в которых доминирующей целью выступает воспитание общественно значимых качеств, условно называют социально ориентированными. Условно, ибо цели любого воспитательного дела имеют комплексный характер

Этические воспитательные дела реализуют основные задачи нравственного воспитания: 1) формирование нравственного сознания: 2) воспитание и развитие нравственных чувств; 3) выработка умений и привычек нравственного поведения.

Эстетические (художественные) дела — общее название дел, доминирующая цель которых — формирование эстетического отношения к жизни: труду, общественной деятельности, природе, искусству, поведению.

Окончание табл.

X®.

п/п.

Утверждение.

Да.

Нет.

В структуру воспитательных дел этической направленности педагог включает сведения о человеческой морали, добивается ясного понимания того, что мораль — форма человеческого сознания, часть человеческой культуры. Понимание сущности, норм и принципов морали приводит воспитанников к нравственным суждениям, с помощью которых они оценивают поступки — свои и других людей.

Система поступков ведет к формированию нравственной привычки— устойчивой потребности совершать нравственные поступки.

Необходимо вытеснять дурную привычку воспитанием положительной (привычку к грубости вытеснять привычкой к вежливости, привычку лгать — привычкой говорить только правду).

Основной смысл экологических воспитательных дел — конкретная практическая природоохранная деятельность.

В конце 1980;х гг. самая массовая организация насчитывала 19 млн, объединив в своих рядах практически всех детей страны пионерского возраста.

Всеохватность пионерской организации и гипертрофия общественно полезной направленности, коллективизма приводили к забвению интересов индивида, специфики регионов и национальных культур, нивелированию активности и ответственности личности.

Для организации целенаправленного воспитания крайне важны и нужны массовые формы.

Часть молодежи объединяется в неформальные движения.

ERRARE HUMANUM EST

Человеку свойственно ошибаться

Все утверждения правильные.

  • [1] См.: Лушагина И. Какой быть новой пионерии? // 11ародное образование.2001. № 6.
  • [2] См.: Соколова Э. Наша цель — социализация детей // Народное образование. 2001. № 6. С. 170.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой