Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Использование цепочек взаимосвязанных задач в реализации профессиональной направленности обучения математике в экономическом вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учеными предложены различные направления реализации профессиональной направленности обучения. В контексте деятельностного подхода к обучению математике, утвердившемся сегодня в методической науке, одним из перспективных направлений следует считать использование профессионально ориентированных задач. Имеющиеся в учебных пособиях по математике задачи обладают определенным потенциалом в реализации… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.Г
  • Глава 1. Теоретические основы использования цепочек взаимосвязанных задач при реализации профессиональной направленности обучения математике в экономическом вузе
    • 1. 1. Понятие профессиональной направленности обучения математике в научно-методической литературе
    • 1. 2. Особенности реализации профессиональной направленности обучения математике в экономическом вузе
    • 1. 3. Цепочки взаимосвязанных профессионально ориентированных задач экономической тематики и их основные виды
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Методические аспекты использования цепочек взаимосвязанных задач в качестве средства реализации профессиональной направленности обучения математике в экономическом вузе
    • 2. 1. Особенности создания и использования цепочек взаимосвязанных профессионально ориентированных задач понятийного вида
    • 2. 2. Основы образования цепочек взаимосвязанных профессионально ориентированных задач сюжетного вида
    • 2. 3. Конструирование цепочек взаимосвязанных профессионально ориентированных задач тематического вида
    • 2. 4. Использование математических моделей при построении цепочек взаимосвязанных профессионально ориентированных задач модельного вида
    • 2. 5. Постановка и результаты педагогического эксперимента
  • Выводы по главе 2

Использование цепочек взаимосвязанных задач в реализации профессиональной направленности обучения математике в экономическом вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения, происходящие в идеологической и экономической сферах российского общества, существенным образом касаются системы образования, в том числе и профессионального. На современном этапе развития общество предъявляет все более высокие требования к высшей школе. В условиях рыночной экономики особенно остро встает вопрос подготовки высококвалифицированных специалистов экономического профиля. В настоящее время мало быть безукоризненным специалистом в одной области науки, выполнять стандартный набор профессиональных операций. Обществу нужны широко образованные люди, общительные, коммуникабельные, ответственные, креативные, ориентирующиеся в различных областях науки, владеющие методами познания реальной действительности, способные к саморазвитию и самореализации.

Исходя из запросов общества, существенно меняются приоритеты системы высшего образования. Помимо профессиональной подготовки высшая школа стала уделять большое внимание внепрофессиональной сфере, способствующей всестороннему развитию личности. Для специалистов экономического профиля важны такие личные качества как ответственность, требовательность, креативность, гибкость, уверенность и другие [31, 78, 90,94,112,156, 157]. Они позволяют принимать решения, отражающие интересы предприятия. Для принятия правильного решения не достаточно знаний экономики, необходимо ориентироваться в социологии, психологии, информационных технологиях, математике и других областях [90]. Большое значение имеет практическая ценность имеющихся знаний.

Многие области науки получили толчок к развитию благодаря математике. Это обуславливает особое внимание к изучению прикладных вопросов математики. Математика становится неотъемлемой частью вузовской подготовки по разнообразным специальностям. В силу специфики экономической деятельности, тесно связанной с математическими расчетами, математике отводится важная роль при подготовке специалистов в сфере экономики и управления.

Она стала средством решения проблем организации производства, выбора оптимальных решений и путей стабильного функционирования экономики. Специалист-экономист должен владеть математическими методами обработки и анализа данных, решать производственные задачи с использованием математического аппарата. Поэтому процесс обучения математике в экономическом вузе должен быть построен таким образом, чтобы обеспечить качественную математическую подготовку, достаточную для изучения профессиональных дисциплин и применения знаний в будущей профессиональной деятельности.

Основы математической подготовки студентов-экономистов определяются образовательными стандартами по математике для экономических специальностей. Высшими и средними учебными заведениями экономического профиля накоплен достаточно богатый опыт в постановке математического образования будущих специалистов. Однако в современных условиях, характеризующихся существенным изменением в образовательной политике государства и его отдельных граждан, этот опыт нуждается в совершенствовании. Практика работы в экономических вузах вскрывает ряд существенных недостатков: низкий интерес студентов к изучению математических курсов, непонимание ими важности математической подготовки в профессиональном становлении, неумение использовать полученные математические знания для решения задач из сферы будущей профессиональной деятельности и т. п. Вузовская методика обучения математике студентов экономических специальностей нуждается в совершенствовании. И прежде всего сегодня требуется существенное усиление профессиональной направленности образовательного процесса по математике.

Проблеме профессиональной направленности обучения посвящены работы известных педагогов В. И. Загвязинского, Ю. М. Колягина, А. Я. Кудрявцева, М. И. Махмутова, Р. А. Низамова и др. [58, 87,97,117,131].

Вопросами профессиональной направленности обучения в вузе применительно к подготовке учителей математики занимались Г. И. Барвин, Г. Л. Лукан-кин, А. Г. Мордкович, М. В. Потоцкий, С. А. Самсонова, В. Д. Селютин, Г. Г. Хамов и др. [14,107, 125,153,162,165,184].

Профессиональной направленности в экономическом вузе посвящены работы JI.B. Лаврентьевой, Э. А. Локтионовой, Е. А. Поповой, Л. Н. Феофановой [102,106, 152, 811], в средних специальных заведениях и школах — А.Н. Бабен-ко, В. А. Далингера, А. Г. Еленкина, Т. А. Кузьминой, И. Н. Лемешко и др. [11,44, 52,101,104].

Учеными предложены различные направления реализации профессиональной направленности обучения. В контексте деятельностного подхода к обучению математике, утвердившемся сегодня в методической науке, одним из перспективных направлений следует считать использование профессионально ориентированных задач. Имеющиеся в учебных пособиях по математике задачи обладают определенным потенциалом в реализации профессиональной направленности обучения математике. Однако их эффективность сравнительно невысока, отсутствует система их полноценного использования в учебном процессе. Комплекс математических профессионально ориентированных задач должен целостно охватывать основные области профессионально значимой информации, а его использование в обучении формировать системные представления обучаемых о сфере приложения математического аппарата в решении экономических задач.

Известные педагоги-математики Ю. М. Колягин, Г. И. Саранцев, А. А. Столяр и др. указывают на важную роль в обучении математике специальным образом подобранных совокупностей (циклов, систем, комплексов и т. п.) взаимосвязанных задач [88, 164, 169]. Для реализации профессиональной направленности обучения математике в высшей школе в качестве таких совокупностей взаимосвязанных (по фабуле, содержанию, методам решения) задач целесообразно взять задачи, образующие своеобразные цепочки, развивающиеся по сюжетной и прикладной линиям, использование которых способствует достижению необходимой целостности представлений обучаемых об эффективности и ценности математического аппарата.

В построении таких цепочек определяющую роль играют различного рода видоизменения задач. Вопросам видоизменения математических задач посвящены работы Г. В. Дорофеева, М. И. Зайкина, В. И. Крупича, Д. Пойа и др. [48, 58, 95, 151]. Использование видоизменений задач в обучении математике значительно повышает эффективность процесса обучения [40, 43, 51, 68, 74, 101, 176]. В диссертационных работах P.M. Зайкина, Т. А. Кузьминой, П.Г. Пи-чугиной затрагивались вопросы применения видоизменений задач к профессионально ориентированным задачам и привнесения профессионально значимой информации в фабулу математической задачи для подготовки специалистов различных профилей [61, 101, 143]. Однако видоизменения профессионально ориентированных задач, приводящие к построению цепочек взаимосвязанных профессионально ориентированных задач экономической тематики, еще не стали предметом специального исследования: не обоснована возможность построения цепочек взаимосвязанных профессионально ориентированных задачне доказана целесообразность использования цепочек взаимосвязанных задач как средства усиления профессиональной направленности математической подготовки в экономическом вузене установлены способы построения цепочек взаимосвязанных профессионально ориентированных задачне описаны разновидности этих цепочекне определена их роль и место в системе занятий по математике.

Обозначенное противоречие между необходимостью использования цепочек взаимосвязанных задач при реализации профессиональной направленности обучения математике студентов экономических специальностей и отсутствием соответствующего научного обоснования и методического обеспечения определяет актуальность темы диссертационного исследования.

Проблема диссертационного исследования заключается в поиске путей реализации профессиональной направленности математической подготовки студентов на экономических факультетах на основе цепочек взаимосвязанных задач.

Цель диссертационного исследования заключается в научном обосновании и разработке методического обеспечения реализации профессиональной направленности обучения математике студентов экономических специальностей на основе использования цепочек взаимосвязанных задач.

Объектом исследования является процесс математической подготовки студентов, обучающихся на экономических факультетах вузов, а его предметом — стратегии, способы конструирования и использования цепочек взаимосвязанных задач, обеспечивающих реализацию профессиональной направленности математической подготовки будущих экономистов.

Гипотеза исследования заключается в следующем.

Эффективное методическое обеспечение реализации профессиональной направленности математической подготовки студентов экономических специальностей на основе цепочек взаимосвязанных задач может быть создано, если:

— охарактеризовать направления развития сюжетной (экономической) и прикладной (математической) линий задач, используемых для реализации профессиональной направленности обучения математике;

— определить способы видоизменения учебных математических задач, обеспечивающие образование цепочек задач, развивающихся по сюжетной и прикладной линиям;

— создать комплекс цепочек взаимосвязанных профессионально ориентированных математических задач к основным разделам математических курсов для будущих экономистов;

— разработать методические рекомендации по использованию цепочек взаимосвязанных задач в обучении математике студентов экономических вузов.

Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы в ходе работы над исследованием потребовалось решить следующие задачи:

1. Провести анализ педагогической и методической литературы по математике с целью определения научно обоснованного подхода к реализации профессиональной направленности математической подготовки студентов экономических вузов.

2. Обосновать возможность и целесообразность использования цепочек взаимосвязанных задач с целью усиления профессиональной направленности математической подготовки в экономическом вузе в современных условиях.

3. Описать основные стратегии построения цепочек профессионально ориентированных задач экономической тематики, определить возможные виды таких цепочек, их математическое содержание, экономические фабулы.

4. Разработать методические основы конструирования и использования цепочек взаимосвязанных задач, обеспечивающих развитие сюжетной и прикладной линий и способствующих формированию целостности представлений обучаемых об эффективности и ценности математического аппарата в будущей профессиональной деятельности.

5. Экспериментально проверить эффективность разработанных методических основ конструирования цепочек взаимосвязанных профессионально ориентированных математических задач.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы педагогического исследования:

— анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

— анализ образовательных стандартов и учебных программ высшей школы по дисциплинам математического блока;

— наблюдение, анализ и обобщение опыта работы преподавателей математики высшей школы;

— экспериментальная проверка основных положений диссертационного исследования с применением разработанного учебно-методического обеспечения в реальном учебном процессе;

— статистическая обработка данных, полученных в ходе эксперимента.

Методологическую основу исследования составляют:

— концепция реализации профессиональной направленности математической подготовки студентов-гуманитариев в высшей профессиональной школе (Г.Л. Луканкин, А.Г. Мордкович);

— деятельностный подход к усвоению математических знаний (М.Б. Воло-вич, П. Я. Гальперин, Г. И. Саранцев, А. А. Столяр, Н.Ф. Талызина);

— теоретические основы обучения решению математических задач (Ю.М. Колягин, В. И. Крупич, JI.M. Фридман);

— труды по видоизменению математических задач в процессе обучения (В.А. Далингер, М. И. Зайкин, Т. А. Иванова, Е. С. Канин, Д. Пойа).

Исследование проводилось с 2001 по 2006 гг. и состояло из нескольких этапов. На первом этапе (2001;2002 учебный год) изучалось и анализировалось состояние проблемы в теории и практике обучения математике на экономических факультетах в вузах, проводился констатирующий эксперимент, формулировалась гипотеза исследования, его цель и задачи.

На втором этапе (2002;2003 учебный год) формулировались концептуальные положения реализации профессиональной направленности обучения математике студентов экономических специальностей, проводился поисковый эксперимент, разрабатывались методические материалы и проводилась первичная апробация составленных цепочек взаимосвязанных задач экономической тематики.

На третьем этапе (2003;2006 гг.) проводился обучающий эксперимент, осуществлялось апробирование методического обеспечения, формулировались основные выводы и положения, выносимые на защиту, оформлялась диссертационная работа.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— научно обоснована возможность и целесообразность использования цепочек взаимосвязанных задач с целью реализации профессиональной направленности математической подготовки студентов-экономистов;

— определены области экономической информации, задействуемой в фабулах профессионально ориентированных математических задач, образующих взаимосвязанные цепочки;

— выделены стратегии построения цепочек профессионально ориентированных задач: математическая, способствующая раскрытию роли математического аппарата в решении прикладных задач из различных разделов экономикиэкономическая, способствующая повышению интереса к изучению математики посредством задействования в цепочках математических задач профессионально значимой информации;

— определены основные виды цепочек взаимосвязанных математических задач и разработаны методические основы их конструирования, обеспечивающие развитие сюжетной и прикладной линий;

— разработано методическое обеспечение в виде комплекса цепочек взаимосвязанных профессионально ориентированных математических задач к основным разделам математических курсов для будущих экономистов, обеспечивающее формирование целостности представлений обучаемых об эффективности и ценности математического аппарата в будущей профессиональной деятельности.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что теория и методика обучения математике пополнена научно обоснованным подходом к реализации профессиональной направленности математической подготовки студентов экономических специальностей, основанным на использовании цепочек профессионально ориентированных задач, целостно охватывающих математическое содержание и основные области экономической информации.

Практическая ценность исследования заключается в том, что разработанное автором методическое обеспечение по реализации профессиональной направленности обучения математике в виде комплекса цепочек взаимосвязанных профессионально ориентированных задач к основным разделам математических курсов для будущих экономистов, а также методические рекомендации по их применению, могут быть использованы в практике работы экономических вузов. Результаты и выводы проведенного исследования могут быть также использованы при чтении лекций для слушателей курсов повышения квалификации преподавателей математики высшей школы.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается опорой на теоретические и методические разработки в области педагогики и методики обучения математике, использованием соответствующих методов исследования, поэтапным проведением эксперимента и статистическим подтверждением его положительных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Реализацию профессиональной направленности обучения математике студентов экономических вузов обеспечивает комплекс цепочек взаимосвязанных профессионально ориентированных задач, охватывающих основные разделы курса математики для экономистов и развивающих сюжетную и прикладную линию изучаемого материала;

2. К основным стратегиям построения цепочек задач, реализующих профессиональную направленность математической подготовки экономистов, следует отнести: математическую, способствующую раскрытию роли математического аппарата в решении прикладных задач из различных разделов экономикиэкономическую, способствующую повышению интереса к изучению математики посредством задействования в цепочках математических задач профессионально значимого содержания;

3. Взаимосвязанные цепочки профессионально ориентированных задач образуются путем видоизменений учебных задач, обеспечивающих привнесение профессионально значимого содержания из различных областей экономики в их фабулы и реализацию прикладных аспектов математического аппаратак основным способам таких видоизменений относятся: варьирование экономических величин, введение дополнительных параметров, характеризующих экономические отношения, изменение условий протекания экономических процессов и др.

На защиту также выносятся разработанные автором в ходе диссертационного исследования методические рекомендации по использованию в обучении математике студентов-экономистов комплекса цепочек взаимосвязанных профессионально ориентированных задач.

Апробация основных положений и результатов исследования осуществлялась в виде докладов и выступлений на заседаниях кафедры теории и методики обучения математике Арзамасского государственного педагогического института им. А. П. Гайдара (2006г.), кафедры математики и информатики и научно-методических семинарах Северного филиала Московского гуманитарно-экономического института (2004;2005г.), на региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной науки» (Ко-ряжма, 2002 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Профильная сельская школа: содержание и технологии обучения» (Арзамас, 2003 г.) — региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы профи-лизации математического образования в школе и вузе» (Арзамас, 2004 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Междисциплинарный подход в становлении специалиста-профессионала в гуманитарном вузе» (Коряжма, 2005 г.), межрегиональной научно-практической конференции «Социально-экономический и правовой аспекты развития регионов» (Коряжма, 2006 г.) и др. По материалам исследования автором опубликованы восемь работ.

Внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялось автором в Коряжемском филиале Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова и Арзамасском государственном педагогическом институте им. А. П. Гайдара.

Структура диссертации определена логикой и последовательностью решения задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

1. Цепочка задач, основанная на одном экономическом понятии, вовлекаемом в задачи, используемые в различных математических темах, называется понятийной. В цепочке задач такого вида могут быть отражены связи заданного экономического понятия с другими экономическими понятиями, а также его принадлежность различным областям сосредоточения экономической информации.

2. В качестве основы для сюжетной цепочки задач подбирается некоторая практическая ситуация, связанная с экономической деятельностью, которую называют сюжетом. Сюжет придает профессиональную значимость отдельным задачам и цепочке в целом. Для сюжетных цепочек задач характерны положения: в фабулах задач описана деятельность некоторого субъекта экономических отношений, задачи цепочки связаны между собой сюжетом и каждая последующая задача получается путем видоизменения предыдущей, в решениях задач цепочки используются разные темы курса математики.

3. Цепочка профессионально ориентированных задач, которые используются при изучении одной математической темы, называется тематической. Принадлежность задач цепочки одной математической теме отличает ее от других видов цепочек. Поддержание интереса к тематической цепочке задач возможно за счет варьирования значений экономических переменных, некоторых различий экономических сюжетов задач, усложнения функций по мере развития цепочки, видоизменения условия, требования задачи и др.

4. Цепочку, в каждой задаче которой рассматривается приложение одной и той же математической модели к различным экономическим ситуациям, называют модельной. Модельную цепочку задач характеризуют следующие положения: выбранная математическая модель задействована в задачах с различным математическим и экономическим содержаниеммодель может быть записана в условии задачи явно либо получена в процессе решения задачимодель может упрощаться или усложняться от задачи к задаче.

5. Включение в задачи понятийных, сюжетных и модельных цепочек разнообразного математическим содержания, способствует последовательному повторению различных тем курса математики. В связи с этим, перечисленные выше цепочки задач целесообразно использовать на обобщающих занятиях по курсу математики, при подготовке к зачетам и экзаменам. Тематические цепочки задач могут быть использованы при изучении каждой математической темы, что позволяет осуществлять систематическую работу со студентами по решению цепочек взаимосвязанных задач.

6. Все виды цепочек задач могут быть использованы для организации самостоятельной работы студентов, позволяют разнообразить исследовательскую деятельность студентов при выполнении письменных работ по заданной профессионально значимой для обучаемых тематике.

7. Экспериментальное исследование показало недостаточное внимание преподавателей математики к проблеме использования цепочек профессионально ориентированных задач в обучении студентов экономических специальностей.

8. Использование на практике методики обучения с применением цепочек взаимосвязанных профессионально ориентированных задач способствовало повышению качества математических знаний студентов, повышению интереса к математике, что подтверждено экспериментально.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе работы над диссертационным исследованием были получены следующие выводы ^результаты.

Проанализирована педагогическая и методическая литература по теме исследования. Установлено, что курсу математики отводится важная роль при подготовке специалистов в сфере экономики и управления. Высшими и средними учебными заведениями экономического профиля накоплен достаточно богатый опыт в постановке математического образования будущих специалистов. Однако в современных условиях, характеризующихся существенным изменением в образовательной политике государства, этот опыт нуждается в совершенствовании. И прежде всего сегодня требуется существенное усиление профессиональной направленности обучения математике.

Профессионально направленным является такое обучение математике, которое способствует развитию интереса студентов к изучению математики и к будущей профессиональной деятельности, использованию математических методов для решения профессионально прикладных задач, формированию профессионально значимых качеств личности посредством задействования в процессе усвоения математических знаний профессионально значимой для обучаемых информации.

Обоснована возможность и целесообразность задействования в процессе математической подготовки студентов экономических специальностей профессионально значимой для них информации, характеризующей сферы деятельности всего государства, отдельных фирм, домашнего хозяйства, финансового рынка, рынка благ и услуг, рынка труда.

Показано, что эффективная реализация профессиональной направленности математической подготовки возможна на основе специально сконструированных цепочек профессионально ориентированных задач экономической тематики, развивающихся по сюжетной и прикладной линиям.

Под цепочками профессионально ориентированных математических задач понимают последовательность взаимосвязанных сюжетных задач, фабулы которых обеспечивают развитие профессионально значимой для обучаемого информации, а решения находятся с применением изучаемого математического аппарата одной или нескольких учебных тем.

Установлено, что при построении цепочек профессионально ориентированных задач экономической тематики целесообразно придерживаться двух основных стратегий: математической, основанной на приложении математического аппарата к экономическим наукам, и экономической, предполагающей включение экономического содержания (понятий, терминов, сюжетов экономической деятельности) в фабулы математических задач.

Выделены четыре основных вида цепочек профессионально ориентированных задач экономической тематики. Математическая стратегия позволяет сконструировать тематические и модельные цепочки задач экономической тематики. Экономическая стратегия порождает сюжетные и понятийные цепочки задач. Обоснована возможность образования цепочек задач смешанного вида.

Показано, что понятийные и сюжетные цепочки задач (экономическая стратегия) образуются посредством вовлечения экономического содержания в сюжеты математических задач из разных разделов математикицепочки задач тематического и модельного видов (математическая стратегия) образуются посредством видоизменения экономического содержания, заключенного в фабулах профессионально прикладных задач, решаемых с использованием одного и того же математического аппарата.

При видоизменениях математических задач с целью построения цепочек профессионально ориентированных задач экономической тематики используются следующие приемы: обобщение, конкретизация, обращение исходной задачи, варьирование экономических сюжетов, усложнение математического содержания, обобщение отношений, фигурирующих в задаче величин.

Тематические цепочки задач целесообразно использовать при формировании начальных математических навыков по каждой из изучаемых тем, а также при систематизации, обобщении и повторении учебного материала курса математики для экономистов. Модельные, понятийные и сюжетные цепочки задач целесообразно использовать на обобщающих занятиях по нескольким математическим темам, при подготовке к зачетам и экзаменам, в рамках самостоятельной работы по дисциплине, а также в качестве практической части при выполнении различных творческих работ по математике.

Разработано методическое обеспечение по реализации профессиональной направленности обучения математике студентов-экономистов, включающее комплексы цепочек профессионально ориентированных задач каждого из четырех их основных видов, развивающие сюжетную (экономическую) и прикладную (математическую) линии основных вопросов, изучаемых в курсе математики.

Проведен педагогический эксперимент, подтвердивший эффективность разработанного методического обеспечения по реализации профессиональной направленности математической подготовки экономистов в вузе. Гипотеза исследования получила экспериментальное подтверждение.

Все это дает основание считать, что задачи диссертационного исследования решены.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.А. Задачник по экономике. 300 бизнес-шансов Текст. / В.А. Аб-чук СПб.: «ДЕАН», 1999. — 168с.
  2. , Г. Н. Некоторые принципы построения упражнений при обучении решению задач Текст. / Г. Н. Александров // Науковедение, прогнозирование и информатика. Киев, 1970. — С.20−33.
  3. , Е.В. Профессиональная направленность обучения теории вероятностей и математической статистике студентов сельскохозяйственного вуза Текст.: Автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. В. Александрова. -Орел, 2005.- 18с.
  4. , С.В. Углубленное изучение курса геометрии 8−9 классов средней школы на основе внутриклассной дифференциации Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / С. В. Алексеева. Арзамас, 1998. — 250с.
  5. , Т.Н. О разработке дидактических материалов по математике с профессиональной направленностью Текст. / Т. Н. Алешина // Математика в школе. -1990. № 4. — С.44.
  6. , В.В. Реализация профессионально-педагогической направленности обучения элементарной математике в педвузе Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / В. В. Антоновская. Орел, 2004. — 18с.
  7. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы Текст. / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980.-368с.
  8. , Р.У. Реализация принципа профессиональной направленности обучения в вузе средствами профилизации общенаучных дисциплин Текст.: Дис.. канд. психолог, наук / Р. У. Ахмерова. Казань, 1988. -158с.
  9. , Ю.А. Теория бухгалтерского учета Текст.: Учебник для вузов / Ю. А. Бабаев. М.: ЮНИТИ, 2000. — 391с.
  10. , В.А. Математика для экономистов: Руководство к решению задач: Интегральное исчисление Текст. / В. А. Бабайцев, А. В. Браилов, И. А. Винюков, П. Е. Рябов. М.: Финансовая академия, 2003. — 96с.
  11. , А.Н. Формирование у студентов экономических колледжей умения решать задачи на оптимизацию в условиях компьютерного обучения Текст.: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.02 / А. Н. Бабенко. Москва, 2003. -219с.
  12. , М.Б. О матемизации задач, возникающих на практике Текст. / М. Б. Балк, В. А. Петров // Математика в школе. 1986. — № 3. — С. 55.
  13. , Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект Текст. /Г.А. Балл. -М.: Педагогика, 1990. -184с.
  14. , Г. И. Усиление профессиональной и прикладной направленности преподавания математического анализа в педвузе: на материале курса «Дифференциальные уравнения» Текст.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Г. И. Барвин. Москва, 1998. — 202с.
  15. , И.И. Начала анализа и математические модели в естествознании и экономике Текст.: Кн. для учащихся 10−11 кл. / И. И. Барвин. М.: Просвещение, 2000. — 80с.
  16. , Н.В. Педагогика и практическая психология Текст. / Н. В. Басова. -Ростов н/Д: «Феникс», 2000. 416с.
  17. , Л.Ю. Реализация прикладной направленности обучения математике в средних специальных учебных заведениях с использованием информационных технологий Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Л. Ю. Бегенина. Саранск, 2003. -18с.
  18. , И.В. Высшая математика для экономистов. III семестр: Экспресс-курс Текст. / И. В. Белько, К. К. Кузьмич. -М.: Новое знание, 2002. 144с.
  19. , И.В. Высшая математика для экономистов. II семестр: Экспресс-курс Текст. / И. В. Белько, К. К. Кузьмич. -М.: Новое знание, 2003. 88с.
  20. , Е.В. Математические методы моделирования экономических систем Текст.: Учеб. пособие / Е. В. Бережная, В. И. Бережной. М.: Финансы и статистика, 2001. — 386с.
  21. , Л.П. Обучение решению и конструированию задач при подготовке студентов классического университета к педагогической деятельности Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Л. П. Бестужева. Ярославль, 2002.-232с.
  22. Большой энциклопедический словарь Текст. М.: «Большая Российская энциклопедия" — СПб.: „Норинт“, 2001. — 1456с.
  23. , Т.И. Неопределенные задачи в профессиональной подготовке будущих учителей математики Текст.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Т. И. Бузулина. Ростов-на-Дону, 2002.-255с.
  24. , А.Н. Воспитание положительной мотивации учебной деятельности студентов Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. Н. Букина. Екатеринбург, 1994.- 183с.
  25. , Е.А. Профессиональная направленность обучения высшей математике студентов технических вузов Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. А. Василевская. Самара, 2000. — 160с.
  26. , Н.В. Стратегии получения цепочек профессионально-ориентированных задач по математике для экономистов Текст. / Н. В. Вахрушева // Научный поиск. Вып. № 3: матер. Межрегион, научно-практич. конф. Коряжма: МГЭИ, 2006. — С.134−138.
  27. , Н.В. Оптимизация качества подготовки специалистов в вузе посредством использования межпредметных профессиональных задач Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. В. Вдовенко. Саратов, 1999.- 177с.
  28. , А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст. / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991 — 204с.
  29. , В.Р. Менеджмент. Учебное пособие в схемах Текст. / В. Р. Веснин.- М.: Белые альвы, 1999. 159с.
  30. , Н.Я. Метод сквозных задач в школьном курсе математики Текст. / Н. Я. Виленкин, А. Сатволдиев // Повышение эффективности обучения математике в школе- сост. Г. Д. Глейзер. М.: Просвещение, 1989. — С. 101−112.
  31. , Е.Ф. Бизнес в три вопроса: Издержки? Цена? Выручка? Текст. / Е. Ф. Винокуров // Математика в школе. 2002. — № 8. — С.42−45.
  32. Высшая математика для экономистов Текст.: Уч. для вузов / Н. Ш. Кремер, Б. А. Путко, И. М. Тришин, М. Н. Фридман. -М.: ЮНИТИ, 2000.- 471с.
  33. , JI.B. Заданная технология как средство профессиональной ориентации сельских школьников (на примере информатики) Текст.: Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 / JI.B. Вяткина. -Н.Новгород, 2002. 21с.
  34. , Т.А. Профессионально-педагогическая направленность курса математики для гуманитарных факультетов педвуза Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Т. А. Гаваза. Орел, 2003. — 194с.
  35. , И.В. Формирование приемов учебной деятельности на основе системы циклов базисных задач планиметрии Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / И. В. Гайдамакина. Орел, 2000. — 177с.
  36. , С. Формирование умений учащихся решать экономические задачи при обучении алгебре в неполной средней школе Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / С. Гараев. Москва, 1991. — 16с.
  37. , B.C. Опыт активизации деятельности школьников на основе использования циклов задач Текст. / B.C. Георгиев // Математика в школе. -1988.-№ 1.-С.77−78.
  38. , A.M. Учебные серии на уроках математики Текст. / A.M. Гольд-ман, Д. И. Звавич //Математика в школе. 1990. — № 5. — С. 19−22.
  39. , Э.Г. Задачи по планиметрии и способы их решения. Пособие для уч-ся Текст. / Э. Г. Готман. М.: Просвещение АО „Учеб. лит“, 1996. -240с.
  40. , С.Г. Варьирование задачи как средство активизации математической деятельности учащихся и развития у них интереса к предмету Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / С. Г. Губа. Ярославль, 1972. -245с.
  41. , В.А. Внутрипредметные связи как методическая основа совершенствования процесса обучения математике в школе Текст.: Дис.. доктора пед. наук: 13.00.02 / В. А. Далингер. Омск, 1992. — 489с.
  42. , М.И., Беспалько Н. А. Применение математики к решению прикладных задач Текст. / М. И. Данилова, Н. А. Беспалько // Математика в школе. 1981. — № 2. — С.28−29.
  43. , П.Е. Высшая математика в упражнениях и задачах: Учебное пособие для втузов Текст. / П. Е. Данко, А. Г. Попов, Т. Я. Кожевников. М.: Высшая школа, 1997.-304с.
  44. , А.Б. Самостоятельная работа по решению прикладных задач в курсе математики как условие повышения качества профессиональной подготовки обучаемых в вузе Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / А. Б. Дмитриева. Москва, 2004. — 18с.
  45. , Г. В. О составлении циклов взаимосвязанных задач Текст. / Г. В. Дорофеев // Математика в школе. -1983. № 6. — С.34−39.
  46. , А.В. Гуманитарные аспекты преподавания математики Текст. /
  47. A.В. Дорофеева // Математика в школе. 1990. — № 6. — С. 12−13.
  48. , М.И. Психология высшей школы Текст. / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 175с.
  49. , Н.Н. Видоизменение геометрических задач как средство развития познавательного интереса учащихся основной школы Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Н. Н. Егулемова. Орел, 2003. — 150с.
  50. , А.Г. Экономико-прикладная направленность обучения школьной математике Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / А. Г. Еленкин. Москва, 2000. — 162с.
  51. , О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. Кн. Для учителя Текст. / О. Б. Епишева. М.: Просвещение, 2003.-223с.
  52. , О.Б. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности. Кн. для учителя Текст. / О. Б. Епишева,
  53. B.И. Крупич. М.: Просвещение, 1990. — 128с.
  54. Жак, Я. Е. Производственные задачи в школьном курсе математики Текст. / Я. Е. Жак // Математика в школе. 1983. — № 5. — С.15−19.
  55. , В.А. Основные принципы построения задачника по геометрии Текст. / В. А. Жаров. Ярославль, 1960. — 119с.
  56. , В.И. Учебный процесс в современной высшей школе Текст. / В. И. Загвязинский. М., 1975.
  57. , М.И. О видах многоступенчатых заданий Текст. / М. И. Зайкин, Т. В. Игнатьева // Проблемы современного математического образования в педвузах и школах России: Тезисы докладов III Всероссийской науч. конф. -Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004. -С.77−78.
  58. Старая Вятка», 2005. С.88−91. *
  59. , P.M. Реализация профессиональной направленности математической подготовки на юридических факультетах Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / P.M. Зайкин. Нижний Новгород, 2004. — 148с.
  60. М.Г. Методические материалы по курсу «Высшая математика» для факультетов менеджмента и экономики Текст. / М. Г. Зайцев, Н. В. Зайцева. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. — 280с.
  61. , О.О. Математические методы в экономике Текст.: Учебник / О. О. Замков, А. В. Толстопятенко, Ю. Н. Черемных. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, Издательство «Дело и Сервис», 1999. -368с.
  62. , А.Е. Несколько задач «про цены» Текст. / А. Е. Захарова // Математика в школе. 2002. — № 8. — С.34−35.
  63. , И.И. Прикладная направленность системы задач физического содержания при обучении математике в средней школе Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / И. И. Зубова. Орел, 2000. — 159с.
  64. , О.А. Обучение поиску решения задач Текст. / О. А. Иванов // Математика в школе. -1997. № 6. — С.47−51.
  65. , Т.А. Варьирование математических задач как средство развития интеллектуальных способностей учащихся Текст. / Т. А. Иванова // Развитие учащихся в процессе обучения математике: Межвузовский сборник трудов. Н. Новгород, 1992. — С. 6−11.
  66. , Д.Ф. Поиск решения геометрической задачи Текст. / Д. Ф. Изаак // Математика в школе. 1998. — № 6. — С.30−34.
  67. , Д.Ф. Поиск решения геометрической задачи Текст. / Д. Ф. Изаак // Математика в школе. 1998. — № 2. — С.84−87.
  68. , Р.А. Усиление профессиональной направленности преподавания математики в вузах сельхозпрофиля Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Р. А. Йсаков. Ташкент, 1991. — 16с.
  69. Исследование операций в экономике Текст.: Учеб. пособие для вузов / Н. Ш. Кремер, Б. А. Путко, И. М. Тришин, М. Н. Фридман. М.: ЮНИТИ, 2003.-407с.
  70. , А.Б. Формирование профессиональной направленности студентов на младших курсах Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / А. Б. Каганов. Москва, 1981. — 17с.
  71. , Т.М. Динамические задачи как средство совершенствования процесса обучения геометрии в средней школе Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / T. IV1. Калинкина. Саранск, 1995.-170с.
  72. , Е.С. Развитие темы задачи Текст. / Е. С. Канин // Математика в школе. 1991. — № 3. — С.8−12.
  73. , JI.B. Математические задачи как средство формирования профессионально значимых умений студентов Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / JI.B. Караулова. Киров, 2004. — 177с.
  74. , В.И. Прикладная направленность преподавания математики в военно-инженерном вузе как средство формирования системности научных взглядов курсантов Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 20.01.06 / В. И. Карпова.-Пермь, 1999.-155с.
  75. , О.Е. Межпредметные связи курса математики и смежных дисциплин в техническом вузе связи как средство профессиональной подготовки студентов Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / О. Е. Кириченко. Орел, 2003. — 17с.
  76. , Е.Н. Управленческая психология. Учеб. для средних специальных учебных заведений Текст. / Е. Н. Кикшель. М.: Высшая школа, 2002. -270с.
  77. , О.А. Реализация межпредметных связей экономики и математики в средней школе (на примере факультативного курса «Производная в экономике и математике») Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / О. А. Клименкова. Москва, 2003. — 17с.
  78. , Е.А. Психология профессионального самоопределения Текст.: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304с.
  79. , Н.А. Теория и практика установления межпредметных связей между математическими и экономическими дисциплинами методом главных компонент Текст.: Монография / Н. А. Климова, А. А. Червова. -Н.Новгород: ВГИПА, 2004. 159с.
  80. , Н.Д. Методы реализации принципа профессиональной направленности при отборе и построении содержания общеобразовательных предметов в высшей школе Текст.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Д. Коваленко. Томск, 1995. — 161с.
  81. , А.Н. Краткий курс математики для экономистов. Учебное пособие Текст. / А. Н. Колесников. М.: ИНФРА-М, 1999. — 208с.
  82. , Ю.М. О прикладной и практической направленности обучения математике Текст. / Ю. М. Колягин, В. В. Пикан // Математика в школе. -1985.- № 6.-С. 27−32.
  83. , Ю.М. О создании курса математики для школ и классов экономического направления Текст. / Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин, Н. Е. Федорова // Математика в школе. 1993. — № 3. — С.43−45.
  84. , Ю.М. Учебные математические задачи творческого характера Текст. / Ю. М. Колягин // Роль и место задач в обучении математике- под ред. Колягина Ю. М. М.: МГУ, 1974. — С.23−35.
  85. А.В. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании Текст. / А. В. Коржуев, В. А. Попков. М.: Изд-во МГУ, 2003. — 300с.
  86. , Э.М. Образование менеджера: трудный путь становления и развития Текст. / Э. М. Коротков // Менеджмент в России и за рубежом. -2004. № 3. — С. 120−129.
  87. , Л.М. Математический практикум как средство усиления прикладной и практической направленности обучения алгебре Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Л. М. Короткова. Москва, 1992. -16с.
  88. , Н.И. Математика в экономике Текст. / Н. И. Коршунова, B.C. Плясунов. М.: Вита-Пресс, 1996. — 368с.
  89. , М.С. Основы математики и ее приложения в экономическом образовании Текст.: Учебник / М. С. Красс, Б. П. Чупрынов. М: Дело, 2001 -688с.
  90. , Р.Л. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе Текст. / Р. Л. Кричевский. — М.: Дело, 1996. -384с.
  91. , В.И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач Текст. / В. И. Крупич. М.: Прометей, 1995. — 166с.
  92. , А.Я. К проблеме принципов обучения Текст. / А. Я. Кудрявцев // Советская педагогика. -1981. № 8. — С. 100−106.
  93. , Л.Д. Современная математика и ее преподавание Текст. / Л. Д. Кудрявцев. -М.: Наука, 1980. 144с.
  94. , Н.В. Методы комплексного исследования педагогических факторов академической успеваемости студентов Текст. / Н. В. Кузьмина // Пути повышения эффективности обучения в вузе. Горький: Изд-во ГГУ, 1980. -144с.
  95. , Н.В. Основы вузовской педагогики Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1972. -311с.
  96. , Н.В. Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: Знание, 1970. — 90с.
  97. , Л.В. Профессионально-ориентированная методическая система обучения актуарной математике студентов экономических специальностей вуза Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Л. В. Лаврентьева. Н. Новгород, 2004. — 21с.
  98. , Г. Г. Гуманитарность математики и математика для гуманитариев Текст. / Г. Г. Левитас // СПЖ. 1998. — № 2. — С.249.
  99. , Н.Н. Особенности профессиональной направленности математической подготовки в средних специальных учебных заведениях Текст.:
  100. Дис. канд. пед. наук: 13.00.02 /Н.Н. Лемешко. Москва, 1994.- 124с. t
  101. , И.В. Экономика. Книга 1. Учебник для 9 кл. общеобразоват. уч-режд. Текст. / И. В. Липсиц. М.: Вита-Пресс, 2004. — 352с.
  102. , Э.А. Прикладная направленность преподавания математики при подготовке специалистов экономического профиля Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Э. А. Локтионова. Орел, 1998. — 170с.
  103. , Г. Л. Научно-методические основы профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом институте Текст.: Дис. доктора пед. наук: 13.00.02 / Г. Л. Луканкин Л., 1989. — 359с.
  104. , Г. Л. Начала математического анализа в классах экономического профиля Текст. / Г. Л. Луканкин, Н. А. Хоркина // Математика в школе. -2002. № 8. — С.45−50.
  105. Магомеддибарова «З. А. Из опыта составления задач с профессиональной ориентацией Текст. / З. А. Магомеддибарова //Математика в школе. 1983. -№ 5.-С.21−23.
  106. , В.И. Математика в экономике Текст.: Учебное пособие / В. И. Малыхин. М.: ИНФРА-М, 2001. — 356с.
  107. , К.Б. Психология управления. Научно-методическое пособие для вузов Текст. / К. Б. Малышев. М.: ПЕРСЭ, 2000. — 144с.
  108. , П.С. Некоторые приемы варьирования задач для контрольных работ Текст. / П. С. Марголите // Математика в школе. 1982. — № 3. — СЧ. 31−34.
  109. Математика в экономике Текст.: Учебник: в 2-х ч. Ч. 1 / А. С. Солодовников, В. А. Бабайцев, А. В. Браилов, И. Г. Шандра. М.: Финансы и статистика, 2003.-384с.
  110. Математика в экономике Текст.: Учебно-методическое пособие для вузов / Н. Ш. Кремер. М.: Финстатинформ, 1999. — 94 с.
  111. , М.И. О совершенствовании общего образования в средних профтехучилищах. (Проблемы процесса обучения) Текст. / М. И. Махмутов // Совершенствование общего образования в средних профтехучилищах. -М., 1981. С. 5−22.
  112. , М.И. Принципы профессиональной направленности обучения Текст. / М. И. Махмутов // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике. Челябинск: ЧПУ, 1985.
  113. , Н.С. О взаимосвязанных геометрических задачах Текст. / Н. С. Мельник // Математика в школе. -1989. № 6. — С.48−50.
  114. , Н.Б. Проблема прикладной экономической ориентации курса алгебры средней школы Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Н. Б. Мельникова. Москва, 1980. -168с.
  115. , М.Б. Составление и использование разноуровневых заданий для дифференцированной работы с учащимися Текст. / М. Б. Миндюк // Математика в школе. -1991. -№ 3.-С.12−15.
  116. , И.Г. Математическая подготовка инженера в условиях профессиональной направленности межпредметных связей Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / И. Г. Михайлова. Тобольск, 1998. -172с.
  117. , В.М. Преподавание математики и экономическая подготовка учащихся профтехучилищ Текст. / В. М. Монахов, В. Ф. Любичева, Т. В. Малкова. -М.: Высшая школа, 1989. 104с.
  118. , А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте Текст.: Дис.. доктора пед. наук: 13.00.02 / А. Г. Мордкович. Москва, 1986.-416с.
  119. , А.В. Управленческая психология Текст.: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / А. В. Морозов. М.: Академический Проект, 2003. — 288с.
  120. , Е.М. Профессионально-ориентированные проблемные задачи по экономике для студентов технических специальностей среднего профессионального образования Текст.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. М. Мусина. Москва, 2004. — 218с.
  121. , А.Д. К методике прикладной направленности обучения математике Текст. / А. Д. Мышкис, М. М. Шамсутдинов //Математика в школе. -1988. № 2. — С.12−14.
  122. , А.Д. О прикладной направленности школьного курса элементов математического анализа Текст. / А. Д. Мышкис // Математика в школе. -1990.-№ 6. -С. 7−11.
  123. , Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов Текст. / Р. А. Низамов. Казань: Изд-во КГУ, 1975. — 302с.
  124. , ДА. Статистические. методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) Текст. / Д. А. Новиков. М.: МЗ-Пресс, 2004. — 67с.
  125. , Д.В. Методика решения задач с экономическим содержанием при изучении алгебры в основной школе с применением компьютерныхтехнологий обучения Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Д. В. Ожерельев. Москва, 2004. — 18с.
  126. , И.Б. Развитие задачи Текст. / И. Б. Ольбинский // Математика в школе. 1998. — № 2. — С.15−16.
  127. Организация научно-исследовательской работы студентов. Программно-методическое пособие Текст. -М.: ДАЕ, 2000. 120с.
  128. , И.В. Экономико-математическое моделирование: Практическое пособие по решению задач Текст. / И. В. Орлова. М.: Вузовский учебник, 2005.-144с.
  129. , О.Н. Методика формирования у будущих учителей математики умения конструировать системы задач Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / О. Н. Орлянская. Волгоград, 2004. — 165с.
  130. , Н.В. Прикладная направленность обучения теории вероятностей как средство формирования экономического мышления студентов Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Н. В. Панина. Орел, 2004. — 18с.
  131. , П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы Текст. / П. И. Пидкасистый, J1.M. Фридман, М. Г. Гарунов. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 354с.
  132. , Р.С. Педагогика высшей школы Текст.: Учебное пособие / Р. С. Пионова. Минск: Университетское, 2002. — 256с.
  133. , П.Г. Методика профессионально ориентированного обучения математике студентов медицинских вузов Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 /П.Г. Пичугина. Н. Новгород, 2004. — 17с.
  134. , Е.Г. Педагогическая система профильного подхода к обучению математике в вузе Текст. / Е. Г. Плотникова // Академические чтения. Выпуск 3. С-Пб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — С. 76−78.
  135. , С.В. Профессиональная направленность обучения математическим дисциплинам студентов технических вузов Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / С. В. Плотникова. Самара, 2000. — 160с.
  136. , А. Стохастические задачи и прикладная направленность в обучении математике Текст. / А. Плоцки // Математика в школе. 1991. — № 3. -С.69−71.
  137. , Д. Математическая подготовка экономистов Текст. / Д. По-гонышева // Высшее образование в России. 2004. — № 10. — С. 157−159.
  138. , Д. Как решать задачу. Пособие для учителей Текст. / Д. Пойа. М.: Просвещение, 1961.-208с.
  139. , Д. Математика и правдоподобные рассуждения Текст. / Д. Пойа. -М.: Наука, 1975.-463с.
  140. , Д. Математическое открытие Текст. / Д. Пойа. М.: Наука, 1976. -448с.
  141. , Д. Обучение через задачи Текст. / Д. Пойа // Математика в школе. -1970. № 3. — С.89−90.
  142. , Е.А. Профессиональная направленность математической подготовки экономистов-менеджеров в вузе: На примере торгово-экономического института Текст.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. А. Попова. Красноярск, 2004.-183с.
  143. , М.В. Преподавание высшей математики в педагогическом институте Текст. / М. В. Потоцкий. М.: Просвещение, 1975. — 162с.
  144. Практикум по высшей математике для экономистов Текст.: Учеб. пособие для вузов / Н. Ш. Кремер, И. М. Тришин, Б. А. Путко и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-423с.
  145. , Г. И. Математические методы в экономике: Учебно-методическое пособие Текст. / Г. И. Просветов. М.: Издательство РДЛ, 2005.-160с.
  146. Психология делового общения Текст. / Ю. А. Фомин. Минск: Амалфея, 1999.-352с.
  147. Психология управления: Курс лекций Текст. / Л. К. Аверченко, Г. М. Зале-сов, Р. И. Мокшанцев, В. М. Николаенко. Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ- М.: ИНФРА-М, 1997. — 150с.
  148. , Н.Х. Иллюстрация математических методов на прикладных задачах Текст. / Н. Х. Рахматов // Математика в школе. 1989. — № 2. — С. 30−35.
  149. , З.Л. Психологические основы профессионального обучения Текст. / З. Л. Решетова. М.: МГУ, 1985. -207с.
  150. , С.Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн.- М. Педагогика, 1973. 416с.
  151. , Н.Ш. Формирование профессионально-значимых знаний и умений на основе взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся Текст.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. Ш. Сабиров. -Казань, 1986.-216с.
  152. , С.А. Повышение эффективности профессиональной подготовки учителей математики в педвузе на основе использования стохастики Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / С. А. Самсонова Москва, 1997.-15с.
  153. , Г. И. Методы научного познания как средство упорядочения геометрических задач Текст. / Г. И. Саранцев, Т. М. Калинкина // Математика в школе. 1994. — № 6. — С.2−4.
  154. , Г. И. Упражнения в обучении математике Текст. / Г. И. Саранцев.- М.: Просвещение, 1995. 240с.
  155. , А.С. Об одном приложении производной к решению экономических задач Текст. / А. С. Симонов, Н. П. Игнатьева // Математика в школе. -2001.- № 9. С.42−49.
  156. , А.С. Экономика на уроках математики Текст. / А. С. Симонов. -М.: Школа-Пресс, 2003. 160с.
  157. , И.М. Об измерении интереса на уроках математики Текст. / И. М. Смирнова // Математика в школе. 1998. — № 5. — С. 56−58.
  158. , А.А. Педагогика математики Текст. / А. А. Столяр. Минск, 1986. -424с.
  159. , А.А. Роль математики в гуманизации образования Текст. / А. А. Столяр //Математика в школе. 1990. — № 6. — С.5−7.,
  160. , Л.Д. Психология делового общения Текст. / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. — 512с.
  161. , Э.А. Составление задач по математике как средство активизации мыслительной деятельности учащихся Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Э. А. Страчевский. Москва, 1973. — 23с.
  162. , Е.В. Прикладные задачи как средство формирования математического мышления учащихся Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. В. Сухорукова. Москва, 1997. — 204с.
  163. , Н.А. Роль метода математического моделирования в формировании профессиональных умений у студентов инженерно-педагогического вуза Текст.: Автореферат дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. А. Тарасова. -Н.Новгород, 2002. 22с,
  164. , Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики Текст.: Книга для учителя / Н. А. Терешин. М.: Просвещение, 1990. — 96с.
  165. , Г. В. Задачи динамического характера Текст. / Г. В. Токмазов // Математика в школе. 1994. — № 5. — С.9−12.
  166. , JI.H. Осуществление прикладной направленности математической подготовки военного инженера (на примере обучения в танковом институте) Текст.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / JI.H. Трофимова. Омск, 2000.-211с.
  167. , М.Ю. Задачный подход в реализации прикладной экономической направленности обучения математике (на примере 5−6 кл.) Текст.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / М. Ю. Тумайкина. Новосибирск, 2000. -207с.
  168. , Е.А. Реализация идеи межпредметных связей математики и внешней баллистики при изучении курса математики слушателями высшей военной технической школы Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. А. Фатеева. Москва, 2003. — 18с.
  169. , С.И. Профессионально-прикладная направленность обучения математическому анализу студентов технических вузов связи (на примере темы «Ряды Фурье. Интеграл Фурье») Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / С. И. Федорова. Орел, 1994. — 126с.
  170. , А.Н. Подготовка будущих менеджеров к решению экономико-управленческих задач: на материале изучения математических дисциплин в техническом вузе Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / А. Н. Феофанова. Волгоград, 2000. — 163с.
  171. , JI.M. Логико-психологический анализ школьных учебных задач Текст. / Л. М. Фридман. М.: Педагогика, 1977. — 208с.
  172. , Л.Э. Методика реализации прикладной направленности курса алгебры основной школы Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Л. Э. Хаймина. Архангельск, 1998. — 160с.
  173. , Г. И. Методические основы реализации экономической направленности обучения математике в военно-экономическом вузе Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Г. И. Худякова. Ярославль, 2001. — 192с.
  174. , Р.Ш. Личностно ориентированное прикладное математическое образование специалистов экономического профиля Текст.: Автореф. дис.. доктора пед. наук: 13.00.01 / Р. Ш. Хуснутдинов. Казань, 2004. -36с.
  175. , А.Я. Дополнительная работа над задачей Текст. / А. Я. Цукарь // Математика в школе.- 1982. № 1. — С.42−43.
  176. , В.Г. Переформулировка задачи Текст. / В. Г. Чванов //Математика в школе. 1987. — № 5. — С.55−57.
  177. , И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики Текст.: Кн. Для учителя / И. М. Шапиро. М.: Просвещение, 1990.-96с.
  178. , И.Ф. Геометрия 7 (теория, задачи) Текст. / И. Ф. Шарыгин. М.: МИРОС, 1995. — 442с.
  179. , И.Ф. Откуда берутся задачи? Текст. / И. Ф. Шарыгин // Квант. -1991. № 8. — С.42−48.
  180. , И.Ф. Откуда берутся задачи? Текст. / И. Ф. Шарыгин // Квант. -1991. № 9. — С.42−49.
  181. Экономическая теория Текст. / А. И. Добрынин, JI.C. Тарасевич. СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2001. — 544с.
  182. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы Текст. / А. И. Добрынин, JI.C. Тарасевич. СПб.: Питер, 2001.- 448с.
  183. , П.М. Обучение математике в школе Текст. / П. М. Эрдниев, Б. П. Эрдниев. М.: Столетие, 1996. — 320с.
  184. , О.Д. Система компьютерных тестов и задач курса математики экономической ориентации Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / О. Д. Юнеева. Москва, 1998. — 166с.1. Анкета для преподавателя1. Уважаемый преподаватель!
  185. Какое значение Вы придаете реализации профессиональной направленности обучения математике (ПНОМ) при работе со студентами экономических вузов?
  186. A) ПНОМ обязательно должна реализовываться-
  187. Б) ПНОМ иногда полезно использовать в процессе обучения-1. B) ПНОМ не нужна.
  188. Как часто Вы прибегаете к реализации ПНОМ?1. A) регулярно-
  189. Б) иногда, время от времени-1. B) не использую.
  190. Назовите причины, мешающие регулярной реализации ПНОМ.
  191. A) ограниченный объем часов по дисциплине «Математика" —
  192. Б) трудности в Использовании профессионально значимой информации-
  193. B) недостаточность методического обеспечения-1. Г) другой вариант.
  194. На Ваш взгляд, основным направлением реализации ПНОМ является:
  195. A) раскрытие экономических приложений математики- Б) решение профессионально ориентированных задач-
  196. B) использование персонального компьютера-
  197. Г) использование профессионально значимой информации-1. Д) другой вариант.
  198. Используете ли Вы в работе со студентами экономических специальностей цепочки профессионально ориентированных задач?1. А) да- Б) нет.
  199. Хотели бы Вы испрльзовать цепочки профессионально ориентированных задач в практике преподавания математики на экономических специальностях?1. A) нет-
  200. Б) возможно, при наличии методического обеспечения-1. B) да.1. Анкета для студентов1. Уважаемый студент!
  201. Просим Вас принять участие в научном исследовании. Вдумчиво и серьезно ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы анкеты.
  202. Нравится ли Вам изучать математику?1. да-2. нейтральное отношение к математике-3. нет.
  203. Как Вы оцениваете свои знания по математике?1. высокие-2. средние-3. низкие.3. Наиболее трудно для Вас:1. доказать теорему-2. решить пример-3. решить задачу-4. другой вариант^.
  204. Какое значение занимает математика в профессиональной деятельности экономиста?1. математика не нужна-2. необходимы только вычислительные навыки-3. знания математики необходимы для успешной профессиональной деятельности.
  205. Испытываете ли Вы математические трудности при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин?1. постоянно-2. иногда-3. нет.1. Упростите выражение1. Проверочная работа № 1.9 +4а2 2 а 9−4 а2 3−2 а'4х + 3
  206. Найдите все положительные решения неравенства: 2х--< 2.
  207. Сколько решений имеет система уравнений: х + у = 3, 4х-2у = О, х2−2ху + у2 =1.
  208. Объем продукции и (усл.ед.) цеха в течение рабочего дня представляет функцию и = -/3 +5t2 +75/+425, где t время (ч). Найдите производительность труда через 2 ч после начала работы.
  209. Найдите частное решение дифференциального уравнения (1 + х2)/ = 2ху, если
  210. Структурная матрица торговли двух стран имеет следующий вид: А =. Найти бюджеты этих стран, удовлетворяющие условию сбалансированной бездефицитной торговли при х, +х2 =500.0 2
  211. Функция предельного потребления С'(у) = 0,8±4=. Найти функцию потребуйления С (у) и ее значение при >≥400, если известно, что С (100)=100.1. Проверочная работа № 3.
  212. Найдите экстремум функции L = 2х, х3 -х2х} при ограничениях:1. Xj 3jх, +хг = 2.
  213. Используя симплексный метод, найдите неотрицательные переменные х, и х2, дающие максимум целевой функции F = х, + 4×2 при следующих ограничениях:1. Зх, 2×2 > -6,• 3xj + х2 > 3, х, <3.
  214. Для задачи 2 составьте математическую модель двойственной задачи и по решению исходной найдите оптимальное решение двойственной.
  215. СО со — ГО to to to со to со to 4^ - - - (—» U) CM to u> u> to я Г) я п> X3 S п> я н tr я г ^ я я Проверочная работа 1 см со CM to to to со On CM -fc- 4^ CO On to — CM со CM — CM ON U) 4^ CM Проверочная работа 2
  216. К) to to to to * LO to — to to to — - со — - to — CO to — to to — Анкета1 (знач.матем.)
  217. U) со CO to CO со to to со CO to со CO CO — CO — to CO to CO со — CO CO u> Анкета2 (знач.матем.)см to CM со — to — to to со to On CM -U to to CO to — CM CM On — U) «о я 4 о и сг я &5 ¦3 ¦с я я рз Проверочная работа 1
  218. СМ to CM to CO to to to — 4^ to On CM CM to to 4^ to — CM CM CM to CO Проверочная работа 2
  219. СО to to — to to CO — - - - н- - CO to со — - to to — to to to — - Анкета1 (знач.матем.)
  220. СО to to to to to to — - - to to CO — - to to t—* со to со — - Анкета2 (знач.матем.)1. CJ
Заполнить форму текущей работой