Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие и реализация философско-педагогических идей «Французской группы Новое образование» (GFEN) в опыте современной школы России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Не спросят, это делай так, а не иначе, это вообще не делай, это прочти, запомни, расскажи, когда тебя спросят- • на мастерской отнимается уверенность ученика в точном знании, которой он жаждет, которой привык. Мастер своими заданиями подвергает ребенка в сомнения, а это червь, который точит, не дает покоя мыслям- • «Новое образование» отнимает у ученика внешнюю оценку, которой он ждет, что может… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Система философско-педагогических взглядов GFEN
    • 1. 1. GFEN — «Французская группа Нового образования» (Groupe Francais d’Education Nouvelle)
    • 1. 2. Совместная работа педагогов России и Франции по созданию новой педагогической парадигмы
    • 1. 3. Проблемы и противоречия массовой школы
  • ГЛАВА 2. Реализация философско-педагогических идей GFEN, конструирование школьного учебного занятия
    • 2. 1. Педагогический смысл понятия «мастерская»
    • 2. 2. Мастерская как одна из форм организации учебного процесса
    • 2. 3. Особенности мастерской построения знаний
    • 2. 4. Мастерская письма
  • ГЛАВА 3. Полицентрическая образовательная технология
    • 3. 1. Структура полицентрической технологии
    • 3. 2. Этап отбора основных понятий темы
    • 3. 3. Мастерская построения знаний основных понятий
    • 3. 4. Этап самодиагностики
    • 3. 5. Этап «живого слова»
    • 3. 6. Этап теоретического обогащения
    • 3. 7. Этап внешней рефлексии и самоконтроля
    • 3. 8. Диалог как одна из организационных форм занятия в полицентрической технологии

Развитие и реализация философско-педагогических идей «Французской группы Новое образование» (GFEN) в опыте современной школы России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время в России идет активный поиск философской основы новой образовательной системы. Актуальность проблемы поиска новой философии образования возрастает в условиях: а) смены менталитета обществаб) смены образовательной парадигмыв) вхождения России в мировое образовательное пространс твог) появления разнообразных образовательных технологийд) все возрастающего желания педагогов России осуществить переход к новой системе профессионального бытия.

Внимание общества привлекли: противоречия, вызываемые педагогическими установками, порождаемыми все еще доминирующей в школе научно-технократической парадигмой, явное отторжение современным ребенком авторитарных методов обученияна первый план все больше выступает сам ребенок, его система жизненных ценностей, смыслов, отношений с миромпути приобретения им реальных прав как субъекта, а не объекта образовательного процессаличность педагога, способного конструировать учебный процесс, основанный на активной позиции школьника, на ценностно-смысловом равенстве взрослого и ребенка, на признании способности человека самостоятельно выстроить свои знания.

Желание сменить педагогическую парадигму, иначе выстроить учебный процесс обусловило появление в отечественной практике ряда образовательных технологий, имеющих гуманистическую направленность. Среди них: гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили, технология индивидуализации обучения (Инте Унт, А. С. Границкая, В.Д.Шадриков), коллективный способ обучения КСО (В.К.Дьяченко, В.В.Архиповой), «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов), реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович, П.Я.Гальперин), система развивающего обучения Л. В. Занкова, технологии развивающего обучения на основе обобщений В. В. Давыдова.

Эти отечественные образовательные технологии по своей гуманистической направленности перекликаются с рядом известных зарубежных педагогических систем, интерес к которым в последнее десятилетие увеличился (см., например, работы Н. В. Кларина, М. Н. Певзнера, Г. Б.Корнетова), в частности, с технологией свободного труда (С.Френе), технологией саморазвития (М.Монтессори), технологии мастерских французской группы «Нового образования» (ОРЕМ).

Сопоставление обозначенных образовательных технологий показывает, что их авторы работают в близкой в содержательно-смысловом отношении педагогической культуре. На фоне открытости современного педагогического пространства идет взаимопроникновение идей, принципов, смыслов. Вместе с тем, исследований, изучающих развитие образовательной системы, возникшей на стыке культур, на соприкосновении педагогических парадигм, на пересечении методологий, крайне недостаточно, хотя наука не раз доказывала, что наиболее плодотворный способ генерирования идей — изучение проблемы на границе разных позиций, разных по тематике, по форме выражения, но общих по су ги.

При выборе темы исследования внимание было сосредоточено на философско-педагогических идеях французской фуппы «Нового образования» в контексте современной школы России. Сочетание «философия «Нового образования'» в данном случае является в какой-то мере метафорическим и символизирует наличие международного педагогического сообщества, работавшего в русле близких философско-педагогических идей, ориентированных на убеждение в том, что «все способны». Но в каждой стране реализация философии «Нового образования» имеет свою специфику. Это обусловило выбор темы диссертационного исследования «Развитие и реализация философскопедагогических идей «Французской группы «Новое образование» «(OFEN) в опыте м современной школё России» .

Цель исследования: выделить основные философско-педагогические взгляды «Французской группы «Новое образование» «(GFEN), изучить возможности их использования в современной школе России. Сформулировать классификационные параметры технологии, отражающей философию Нового образования.

Объект исследования: теоретический и практический опыт UFEN применительно к педагогической культуре России.

Предмет исследования: школьный образовательный процесс, выстроенный на базе философии «Нового образования» .

Гипотеза исследования: развитие философско-педагогических взглядов французской группы GFEN на основе смыслов и принципов, порожденных проблематикой отечественного образования, способно произвести качественные изменения педагогической действительности на уровне:

• формирования новых позиций участников образовательного процесса (учителей, учащихся, родителей);

• преобразования доминанты познания как учителя, так и ученика;

• изменения структуры познавательного процесса в соответствии с гуманистическими принципами и идеями гуманитаризации;

• изменения смысла понятий обучения и воспитания в сознании педагога, методиста, родителей;

• изменения принципа отбора содержания и технологии обучения.

Цель, предмет и гипотеза исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Осуществить теоретический анализ философеко-педагогических взглядов ОРЕМ.

2. Выявить противоречия школьной системы образования, урока как основной формы организации учебного процесса.

3. Осуществить феноменологическое описание понятия «мастерской», как формы организации учебного процесса в системе «Нового образования» .

4. Определить направления развития идей и принципов ОРЕМ, свойственных нашей культуре.

5. Выстроить образовательную технологию на базе философии «Нового образования» .

Теоретико-методологической основой исследования послужили идеи и теоретические обобщения взглядов французского философа Анри Бассиса, результаты рефлексии опыта руководителей ОРЕМ Одетт Бассис, Мишель Дюком, Пьера Коллен, положения Л. С. Выготского о соотношении развития и обучения, разработки видов обобщения в обучении В. В. Давыдова, методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе А. Г. Асмолова, теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, психология воспитания Н. Ф. Талызиной, дидактические принципы Л. В. Занкова, теория диалога М. Бахтина, исследования М. Хайдеггера, посвященные связи слова, языка с культурой народа, положение о роли психоанализа в стимулировании творчества З. Фрейда, философия «разрыва» в творческом процессе Г. Башляра, теория самоактуализации личности К. Роджерса, гуманистические принципы А. Маслоу, концепция парадиг мального подхода к анализу педагогической реальности И. А. Колесниковой, идеи педагогики отождествления О. Г'.Прикота, выводы, полученные в ходе исследования отношения детей к знанию и процессу познания С. Г. Вершловского.

В качестве основных методов исследования применены:

• теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы (философской, педагогической, психологической и дидактической);

• метод открытого наблюдения за реальным образовательным процессом;

• концептуальный синтез, изучение и обобщение практического опыта педагогов ОРЕЫ в школьном образовательном процессе;

• индивидуальная и групповая рефлексия;

•анализ видеозаписей мастерских педагогов Франции, педагогов России, аудиозаписей выступлений на конференциях по «Новому образованию» ;

• опрос (интервью, анкетирование);

• педагогическое проектирование;

• экспериментальное обучение.

Экспериментальная база исследования: опытно-поисковая работа осуществлялась в процессе проведения семинаров с педагогами Санкт-Петербурга, с педагогами многочисленных регионов России: Якутии, Иркутска, Новосибирска, Ьлаговсщемска, Томска, Тюмени, Кургана, Казани, Самары, Пскова, Новгорода, Великого Устюга, Протвино, Москвы, с педагогами Прибалтики.

С 1990;2000 годов было проведено более двух десятков семинаров, стажировок для учителей России (см. Приложение 1). С 1998 года в УПМ работает постоянно действующий семинар Ассоциации «Петербургское Новое образование» .

На защиту выносятся:

• система философско-педагогический идей «Нового образования» ;

• способы реализации методологии «Нового образования» через мастерские построения знаний и мастерские письма;

• полицентрическая образовательная технология.

Логика исследования включала следующие этапы:

1. Теоретико-поисковый (1990;1994 годы), где проходило знакомство с опытом французских коллег, участие в стажировках, проводимых ими в Санкт-Петербурге, Москве, Франции. Работа в мастерских обязательно сопровождалась рефлексией и на мастерской, и после нее, и по происшествии некоторого времени. Рефлексия позволяла выделить особенности философии, познать структуру мастерской, выделить ее алг оритм.

2. Методический (1995;1997 годы), в ходе которого продолжалось познание философско-педагогических идей — основы мастерской и создание мастерских по выделенному алгоритму, построение новых алгоритмов.

3. Опытно-поисковый (1997;1998 годы), на котором исследовалась философия педагога «Нового образования», выделялись ее достоинства и недостатки, велся отбор позиций, разработанной нашей философской и психологической наукой, которые способны обогатить новыми смыслами философско-педагогические идеи группы ОРЕN.

4. Аналитический (1998;2000 годы), где выстраивалась методология Нового образования, основанная на выделенных философско-педагогических установках.

5. Систематизации (2000;2001 годы), позволивший обобщить и сгрукгурировать весь материал, полученный в результате исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

• впервые исследована философе ко-педагогическая основа методологии «Нового образования», изучен процесс ее осмысления и развития российскими педагогами;

• описаны сущностные характеристики «мастерской» как новой формы организации учебного процесса;

• дан философско-педагогический и психологический анализ творческого образовательного процесса, протекающего на мастерской;

• теоретически обосновано построение новой образовательной технологии, отвечающей педагогической парадигме «Нового образования» .

Практическая значимость обусловлена:

• созданием комплекса учебно-методических пособий, основанных на философии «Нового образования» для учителей, учащихся, родителей;

• разработкой цикла авторских мастерских по различным предметам средней и начальной школы, общепедагогических мастерских для педагогов, мастерские для родителей;

• организацией авторской системы обучения педагогов методике построения мастерских и занятий в диалог овом режиме;

• реализацией в процессе школьного обучения полицентрической технологии;

• созданием видеофильмов по проблематике обучения младших школьников.

Достоверность обеспечена: репрезентативной выборкой участников экспериментальной деятельности в русле «Нового образования» (18 регионов России) — длительностью (более 10 лет) осуществления экспериментального обучения в условиях различных типов образовательных учреждений (около 30 школ, два педагогических колледжа., два педагогических университета, около десяти институтов усовершенствования учителей) — аналогией результатов многоуровневой экспертизы, проводимой как носителями философии «Нового образования» из Франции (около 60 человек), так и различными группами участников образовательного процесса (ученики, учителя, методисты, ученые педагогических ВУЗов, родители) в России.

Апробация и внедрение осуществлялись на уровне: стажировок в России и Франции (1990;2000г.г.) — выступлений на российских и международных конференциях и семинарах, путем многочисленных публикаций, в том числе учебных пособий в издательстве «Просвещение», рекомендованных к изданию Министерством образования РФ.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из трех глав, введения, заключения, библиографии и приложений.

Представленная выше Полицентрическая образовательная технология: • имеет своей основой педагогическую философию «Нового образования" — • выстроена с опорой на самого человека, его решающую роль, роль его опыта в саморазвитии и самосовершенствовании- • рождение знаний во внутреннем умственном плане проходит через «материальный» (внешний) этап деятельности, при этом рождающееся знание подвергается обобщению, вербализуется, сокращается, становится готовым к дальнейшему внутреннему развитию- • делает акцент на формирование сферы эстетических и нравственных отношений, на самоактуализацию личности- • использует в качестве основных форм организации учебного процесса мастерскую и занятия, выстроенные в диалоговом режиме с включением приемов, способов традиционного обучения, не противоречащих философии «Нового образования" — • опирается на внутренние мотивы ребенка, когда цель его деятельности и мотив совпадают. включает ребят в эффективное учение в нужном им темпе, в свойственном им ритме, на требуемом уровне. от1фывает перспективу дальнейшего познания курса вцелом, так как организует деятельность ребят в рассчете на их сегодняшнюю сущность, а не на неудачников в прошлом. рассматривает время, пространство, общество полноправными смыслообразующими элементами образовательного процесса, активно влияющих на динамику деятельности и школьниками педагога. З, А К Л Ю Ч Е Н И Е § 1. ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ «НОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ» НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ РЕАЛЬНОСТЬ Подробно рассмотренная во второй главе педагогическая парадигма «Нового образования», порожденная философией фуппы GFEN, и ее реализация в полицентрической технологии (третья глава), показала возможность качественного изменения педагогической реальности по следующим направлениям: • возвращению педагогическому процессу смысла на уровне индивидуальности- • разрушение преград между объективной и субъективной реальностью- • формирование условий для проявления целей, смыслов каждого ребенка- • снятие многочисленных условностей, запретов, табу, накладываемых авторитарной школой на личность, на условия ее формирования, в результате появление возможностей для выстраивания качественно новой «Я"-концепции личности ребенка- • органичного сочетания в образовательном процессе инициативы ребенка и мастера, логики ребенка и мастера, «Слова» ребенка и «Слова» мастера- • превращение импровизации и личного опыта школьника и мастера в основу их деятельности на школьном занятии. Вместе с воображением, фантазией, творчеством она способствует утверждению «Я» ребенка, вселяя в него уверенность в своих способностях и возможностях- • вытеснение с первого плана, ранее казавшейся незыблемой и единственной цели «давать знания, формировать умения" — • смена понимания смысла деятельности педагога. Все чаще и настойчивее возникает стремление развивать в детях уверенность в себе и в своих способностях, умение самостоятельно решать свои проблемы, создавать здоровую обстановку в своем окружении, развивать в них готовность содействовать делу справедливости и равенства в их повседневной жизни, уважению прав других в своей собственной школе, в обществе, а также в других странах- • коррекция направления самостоятельных работ школьников, целью которых стало формирование у ребят нового уровня способностей, необходимых для успешного изучения курсавосприятие информации, ее хранение, припоминание, исследование ситуации, постановка проблем и организация поиска их решения- • использование личной деятельности школьника как основы воспитательного процесса- • внимание ребенка на мастерской сосредотачивается на познании общих целей науки, на понимании ее структуры, на понимание целого, уделяя частностям столько внимания, сколько необходимо для осознания целого- • формирование понимания необходимости создания новой философской основы школьного учебника, способной направить поиски авторов на качественно иной отбор содержания и методов его подачи, на выбор современного языка, способного выстроить на равных диалог автора и ученика- • меняется способ, стиль общения педагога с родителями его учеников, мастерские построения знаний, мастерские письма становятся одной из основных форм проведения родительских собраний- • родители школьников, участвуя в мастерских, проникая в смысл философии «Нового образования», иначе выстраивают разговор со своими детьми, помогая им в осознании своих чувств, переживаний, помогая им выбрать основу своей деятельности, общения с миром, основу своей жизни- • появилась огромная вера в Человека свободного, отринувшего от себя цепи фатальности, Человека, освободившегося от догм, критически мыслящего- • взята ориентация на создание системы образования, которая позволит каждому ребенку в процессе творческого освоения знания, основанного на вере в свои возможности сформулировать самостоятельный взгляд на мир.§-2. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ «НОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ» — ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЕГО ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ Приведенное в данной работе осмысление и развитие философско педагогических взглядов GFEN, выстроенная на их основе методология мастерских и полицентрическая образовательная технология, не могут претендовать на законченность и совершенство. Такая позиция противоречил^ бы самой философии «Нового образования», возводящей изменчивость в постоянство. Изменчивость понимания ситуации, реальности, сложившихся позиций, изменчивость, катализатором которой служит Время, способствующее взрослению, прозрению человечества, постоянство перемен, поиска, недовольства своей слепотой, неумением, незнанием. «Новое образование — способ жизни нас и наших детей» — к такому выводу пришли родители, участники российской конференции «Новое образование — образование без разрушения здоровья и подавления личности ребенка» (2000 г., Санкт-Петербург). «Новое образование» — постоянный поиск, поиск в любом возрасте, в любой ситуации, постоянное учение, рождение нового знания, разрыв со старым, считавшемся до момента очередного прозрения правильным и совершенны. Представим разные точки зрения, разные позиции, разные взгляды на «Новое образование» педагогов, участвовавших в мастерских. Приведем фрагменты рефлексий по поводу различньгс мастерских, в разных городах России, Педагоги г. Новосибирска отмечали: • в мастерской должно быть пространство для мыслей- •я получаю много знаний, когда читаю книги, но в отличие от мастерской там нет момента озарения- • своими заданиями мастер меня поймал и ввел туда, куда хотел, вернее я сама шла туда, куда требовали задания мастера, я не хочу, чтобы меня ловили- • важен не сам момент извлечения кролика из шапки, а важно то, как это произошло, важны не сами знания, а процесс познания- • момент несвободы — принцип нашей жизни, мы все живем в мастерской, а может не в мастерской, а в уроке, в его атмосфере вечного страха, вины и недоделанности- • несвобода не в построении мастерской, а в нас самих- • мастерская — аппарат, позволяющий людям писать, войти в письмо не через наши занудные упражнения- • мастерская — помощь пишущему, как костыли, но они мешают бежать, хотя и помогают ходить- • мастерские, естественно, несут в себе ограничения. Они выстроены на «хорошо направленной свободе», — прямо по Ж. Ж. Руссо.• проблема письма — значительна, так как письмо — огромная возможность для самовыраженияНа семинарах по «Новому образованию» в Иркутске педагоги обратили внимание на то, что: • результат на мастерской многозначен, он свой для каждого ребенка- • открытость ребят на мастерской зависит от личности мастера- •если технология мастера хорошо продумана, то от личности мастера не Должен зависеть результат познания- • как мастеру, учителю спрятать свою личность, чтобы она не только не (Оказывала давления, но и не влияла на выбор ребят их пути решения проблем, |может в нашем «мастере» все еще больше «учителя" — • на мастерской — сотрудничество в диалоге, в том числе и в диалоге с учителем, мастером, поэтому нельзя убирать личность мастера, нарушится принцип равенства учителя и ученика- • я ощутила, что на мастерской «прессуется» время, проживается большой период истории науки, ее открытий. Не понесем ли мы наказание за «прессовку» времени? •традиционное образование спрессовало содержание, упаковало знания и пронесло через поколения, передавая его как эстафетупротиворечия этого процесса мы сейчас осознаем- • то, что дети, взрослые знают о мире называется знания, а как мы приобретаем эти знания? Педагоги г. Кургана заметили, что: • мастерская прошла как миг и при этом длилась вечность- • физическое пространство — трехмерно, на мастерской происходит взаимное обогащение смыслами- • ТО, что мастер «вытащил» в эмоциональном, психологическом плане из моего «Я», то, чем он управлял на мастерской, может вообще и не стоило «вытаскивать», не стоило «управлять" — • мастерская — это процесс «впитывания», «питания» — кто отбирает то, чем «питать»? Мастер? • система «Нового образования» настолько оттфыта, что я и мои коллеги начали блуждать: кто-то недовольно бурчит, кто-то скукожился, спрятался, норовит понять: надо ли ему эта инновация? Я все блуждала в неизвестном направлении и думала: как было бы хорошо шагать всем вместе в одном направлении, зная ориентиры. Кто бы их подсказал? Привыкла к подсказкам, к твердой руке- • мастерская — это выращивание определенной меры счастья- • выбор идти на мастерскую или на урок должен предоставляться ребенку ежедневно- • надо находить согласие с традиционными способами обучения, а как же иначе? На стажировке в г. Томске звучали такие слова учителей: • «Новое образование» отнимает выбор у ученика, помимо его желания втягивает в образовательный процесс- • я не хотела писать текст, не люблю я эту писанину еще со школьных времен, когда писала сочинения, но не могу объяснить даже себе, почему я стала писать и ведь написала, хорошо написала, даже прочла свой текст всем- • мастер отнимает у ребенка внутреннюю психологическую защиту, которая его окружает на уроке, там он знает: этого делать нельзя, это у тебя спросят, это ;

не спросят, это делай так, а не иначе, это вообще не делай, это прочти, запомни, расскажи, когда тебя спросят- • на мастерской отнимается уверенность ученика в точном знании, которой он жаждет, которой привык. Мастер своими заданиями подвергает ребенка в сомнения, а это червь, который точит, не дает покоя мыслям- • «Новое образование» отнимает у ученика внешнюю оценку, которой он ждет, что может стать причиной развития процесса заниженной самооценки- • я все увиденное, услышанное спрессовала до ужаса, я способна «вынуть», представить свою позицию, но не «выну», мне нужна глубинная рефлексия- • «Новое образование» отнимает у ребенка право на контроль его работы со стороны учителя- • в класс с нами взрослыми должен входить позитив, негатив не должен проникнуть даже в замочную скважину класса. Учителя г. Мурманска обратили внимание на то, что особенно привлекло их внимание: • Надо чаще прислушиваться к интуиции, а не следовать догмам.• Мы всю жизнь осуществляли движение по одним и тем же рельсам, но оказалось, что рельсы «ушли» и появился новый «способ передвижения» и надо заново учиться ходить.• Перестать стремиться к обладанию миром, а надо просто вслушиваться, вглядываться в мир.• Мы утратили значения многих слов, истин.• Оценка — это хорошо, это упрощение общения с учеником в процессе обучения и ученику удобнее контролировать свои успехи через отметки.• Прежде чем браться за изображение абстракции — научись рисовать так, как рисовали старые мастера, такая установка ценна и для нас педагогов. Педагоги подмосковного г. Протвино задумались над проблемами: • Имеет ли право молодой учитель шарахаться от традиционных способов обучения к мастерским? • Можно ли работать без мастерских и быть в своей деятельности созвучным времени? • Если учитель видит ошибку, как же он может не указать на нее ребенку? • Стоит ли проводить рефлексию после мастерской? До рефлексии я чувствую себя нормально, а во время рефлексии мне боязно.• Так много различных мнений, способов решения, что я растерялась. Смогут ли ребята самостоятельно отобрать то, что им нужно, отобрать те знания, которые должны усвоить? • Что главнее — знания или процесс познания? • У меня все время шла внутренняя борьба. Я не знаю, что должна теперь делать, самой всему учить или дать им учиться самим.• По-старому учить не хочу, а по-новому не умею. Что же мне делать? На стажировке в г. Буе коллеги сосредоточили свои наблюдения за действиями мастера и ребят: •Все на мастерской держится на мастере.• Нет, все держится на активизации работы подсознания.•Как управлять подсознанием детей? • Мастер не один, ему помогают ребята.•Я заметила: ребята свободно перемещаются по классу и мастер тоже в движении, один мальчик его даже толкнул, нечаянно, конечно, но он и не заметил.• Ошибка — тайна. Дети не боялись ошибиться.• Ощущается психологическая свобода детей. Они просто работают, зная, что может получиться, а может и не получиться. Нет страха.• Меняется психология учения.• Дети не распущенные, но свободные.• Мастер на мастерской есть и нет, он то исчезал, то появлялся. Этому надо научиться.• Плохое может идти оттого, что каждый за себя. Эту позицию надо отодвинуть на второй план.• Надо учить их так, чтобы ребята были нужны друг другу.• Чему же дети все же сегодня научились? Надо было мастеру подвести итог: отметить, кто работал хорошо, кто плохопоставить отметки в журнал и в дневникисправить ошибки, а то некоторые ошибки так и остались неисправленными на доскеучитель просто обязан высказать свое истинное авторитетное мнение по всем рассматриваемым проблемам.• Да не надо делать все то, к чему мы себя приучили, и так все было хорошо. Главное: мысли, чувства, переживания, ощущение мира, времени, с которыми ушли с мастерской дети."Петербургское Новое образование" проанализировало проблемы, трудности, с которыми встречаются педагоги в образовательном процессе, выстроенном в рамках философии «Нового образования». Некоторые из них следствие длительной работы в авторитарном режиме, другие связаны с устройством жизни в нашем обществе до 1990 года, есть трудности обычной встречи с Новым, без них не обойтись. Мы выделили: • психологические трудности, с которыми сталкивается: учитель, приобш-аю1цийся к «Новому образованию" — • психологические трудности учащегося в «Новом образовании" — • трудности, связанные с выстраиванием нового смысла роли учителя и ученикатрудности учителя и ученика при работе с новым содержанием в «Новом образовании" — • трудности освоения нового смысла понятий «результат» и «оценка». Представим их в сравнительной таблице. Дальнейшая разработка проблематики философии «Нового образования» связана с созданием новой педагогической парадигмы, новой технологии, отличных от представленных в данной работе, может быть направлено^, на совершенствование образовательного процесса, структура, методология, философия которого свободны от перечисленных выше проблем. ТРУДНОСТИ ВХОЖДЕНИЯ в «НОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ТРУДНОСТИ Психологические Выстраивания нового смысла ролей учителя и ученика УЧИТЕЛЯ • желание учителя активно вмешаться в происходящее на занятии, вернуть себе позицию автора, лидера в процессе, указать способ действий, исправить ошибки …• психологическое напряжение, связанное с необходимостью сохранения нейтральной позиции, молчания расставить необходимые акценты- • смена критериев подбора материалов к занятию, способных активизировать деятельность ребят, активизировать их личный опыт, эмоциональную память- • увеличение подготовительной, поисковой работы в период создания мастерской- • необходимость усиления процессов самообразования, отсутствие успокоенности, постоянное движение, постоянный поиск, трудность в переключении на другие виды деятельности …• смена привычных профессиональных установок учителя или их дополнение (главное не в их констатации истины, а в поиске, принятие положения 0 множественности истин) — • создание и поддержание атмосферы открытости, доброжелательности. УЧЕНИКА • необходимость длительного пребьшания в активной позиции на всех этапах занятия- • постоянное состояние «микро трагедии» выбора цели, средств, способов …• ложная оценка несостоятель ности собственной авторской позиции (нет знаний, нет умений, нечего сказать, предложить, предъявить …).• отсутствие или существенная нехватка учебников и программных материалов, составленных в соответствии с принципами доверия- • необходимость пребывания в ситуации множественности позиций, точек зрения по обсуждаемому предмету без очевидного предпочтения какой-либо одной из них- • необходимость согласованных действии участников на этапах групповой работы, а значит, грамотное, корректное, эффективное формирование рабочих групп- • необходимость обретения умений высказывать свою точку зрения, слушать и слышать других, спокойно и взвешено воспринимать идеи, отличные от собственной- • необходимость пребьшания в условиях определенной неопределенности, предсказуемой непредсказуемости, импровизации, а значит, умение учителя и учащихся гибко встраиваться в постоянно меняющуюся ситуацию действия- • наличие условий для сопоставления своих результатов с результатами одноклассников, умение принимать не всегда утешительные выводы- • дискомфорт пребьшания в условиях свободы и>за несоответствия уровня предоставляемой свободы уровню возможностей ею воспользоваться."Нового образования" — • проблемы с созданием условий избыточности, неожиданности информации на занятиях- • создание достаточного количества раздаточного материала для обеспечения разных форм работы (индивидуальной и фупповой), задействованности разных каналов восприятия учащихся- • необходимость для учащихся вникать в неадаптированные для обучения тексты, отсутствие у них необходимых умений самостоятельной работы с разнообразными текстами (восприятие таких текстов, их понимание, анализ, умение сделать выводы, поставить вопросы …) Освоения нового смысла понятий «результат» и «оценка» • необходимость безотметочную деятельность в рамках занятии в «Новом образовании» перевести в балльную систему традиционного образования- • необходимость выстраивания полного цикла усвоения учебной информации (от восприятия, понимания, через запоминание и закрепление к применению, систематизации и обобщению) методами «Нового образования" — • согласование значимьгх результатов традиционного и нового образования (с одной стороны — уровень познания объективной реальности, ориентации в ней, с другой — самопознание субъективной реальности, дашамика индивидуального развития и ее сознание каждьм участником образовательного процесса) — • смена установок учителя в плане реакций на ошибки участников- • необходимость запуска процессов самооценки, самоконтроля у учащихся. Пока не выявлены.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Сейчас вы зрители, вы пришли в театр. Вам будет предложено пять инсценировок различных жанров. Смотрите, наслаждайтесь. Показываются инсценировки:
  2. А.Франц «Дарованная смерть» (новелла).
  3. Меттерлинк «Синяя птица» (феерия).
  4. Ф.Саган «Здравствуй, грусть» (повесть).
  5. Т.Уильямс «Кошка на раскаленной крыше».
  6. Перескажите записанный вами сон (и дайте его толкование). (Учащиеся рассказывают свои сны).1. Выразите сон любой: свой, товарища — очень коротким набором слов. Учащиеся пишут, затем озвучивают).
  7. На доске написаны фамилии поэтов и фамилии учеников. Найдите свою фамилию мысленно, если захотите, переставьте в другое место.
  8. Прокомментируйте свои действия.
  9. У вас на столах стихотворения поэтов «Серебряного века». Прочитайте их, Выберите 4 строчки и перепишите их, но прозой.
  10. Прочтите строки стихов и свой перевод этих стихотворений прозой.
  11. Из предложенных вам стихотворений М. Волошина (цикл «Коктебельские берега» и «Надписи на акварелях») выберите одно. Допишите несколько строк, продолжая мысль автора.
  12. Чтение полученных стихотворений. и
  13. Помните, у А. С. Пушкина «Поверил я алгеброй гармонию»? «Поверьте и добавьте к своему стиху еще одну-две строчки.
  14. Прочтите и озаглавьте стихотворение М.Волошина.
  15. Слушаем варианты названий.
  16. У А. Волошина оно называется „Рождение стиха“. Сравните два творческих процесса рождения стиха у вас и у М.Волошина. Запишите7D (vn>отличает эти два процесса.12. Слушаем.
  17. Поэт необычайно чуток к ритму слова, его значению, музыке, цвету, интонации. Станьте поэтами и в следующие 10 минут, когда мы будем читать свои любимые стихотворения. Наслаждайтесь музыкой, ритмом, звучанием стиха!16. Звучат стихи.
  18. Мы побывали в мире поэзии, теперь посмотрим на те стихи, которые мы читали, глазами философа, критика И. А. Ильина. Прочитайте строки из предложенной вам статьи И. А. Ильина. Выработайте свою позицию.18. Слушаем.
  19. Разные чувства вызывает у нас одно и то же стихотворение, разное отношение у нас и к поэзии. Положите перед собой любимое стихотворение. Прочтите его. Откройте для себя „палитру чувств“, отраженных в нем и запишите их.
  20. Выберите репродукцию картины Н. К. Рериха, созвучную этому стихотворению. Какие дополнительные чувства пробуждают картины Н. К. Рериха, творившего в те же годы, что и поэты „Серебряного века“. Подтвердите свои мысли поэтическими строчками.21. Слушаем.
  21. Настраиваемся на общение. Садимся в крут. Предлагаю известную игру „Испорченный телефон“. Детям она нравится именно потому, что линия связи, как правило, не срабатывает. Иногда это делают специально, так веселее.
  22. А теперь постарайтесь понять, что связывает эти два времени, то, давнее и это, в котором вы живете сейчас. Обсудите это в группах.3. Выполнение задания.
  23. Быстрый опрос с вынесением ключевых слов на доску.
  24. О том времени у вас наверняка сохранились вспоминания, истории, что-то рассказывали ваши родные, близкие. Запишите каждый одну из историй вашей жизни6. Выполнение заданий.
  25. Положите листки на стол, пусть ваши товарищи почитают.8. Чтение.
  26. Пусть каждая группа выберет одну работу и прочтет ее10. Чтение работ.
  27. Расскажите о ваших картинах.
  28. Выступления групп. По мере выступлений на столах появляются репродукции египетских произведений искусства.
  29. Найдите среди этих предметов те, которые могли бы находиться в описанном вами изображении. Выберете один. Рассмотрите его детально., добудьте максимум информации, не упустите ничего. Занесите свои наблюдения в „Карту историка“.
  30. Выполнение задания. Заполнение „карты .“ (см. приложение). Выступление групп.
  31. Выполнение задания. См. приложение.
  32. Теперь походите, посмотрите на ваши картины глазами историка. Выберите наиболее достоверную. Пусть та группа, которой принадлежит работа, расскажет оГ своих методах работы.20. Выполнение задания.
  33. Выполнение задания. Группам выдается набор из 10−12 начальных фраз.
  34. Желающие зачитывают свои работы.
  35. Выполнение задания. Под рисунками появляются слова-подписи.
  36. Наши картины подписаны. Это уже настоящая выставка. А вот выставка чего. давайте подумаем и дадим ей имя. Я слушаю ваши предложения.
  37. На доске появляются варианты названий, предложенные классом: „современного рисунка“, „картин 6-го класса“, „современной живописи“, „символов“ и т. д.
  38. Выступают представители групп с объяснениями выбранных символов.
  39. Выполнение задания. Вокруг слова „Египет“ записываются слова-ассоциации.
  40. Теперь пусть каждая группа выберет из всего этого многообразия одно слово и попробует объяснить его значимость, его смысл с точки зрения египтянина.11. Обсуждения групп.12. Выступления групп.
  41. А теперь подчеркните те детали (предметы вашего списка, которые могли быть символами для египтян. Заполните „Описание находки“. Примерно такие карты заполняют и археологи (см. приложение).16. Выполнение задания.
  42. Группы представляют результаты своей работы.
  43. Один представитель от группы высказьмет версию группы.
  44. Двое учащихся от каждой группы представляют диалоги.
  45. Посмотрите на них, поговорите с ними мысленно. Запишите вами мысли по поводу того, как эти символы могут быть связаны, что за ними скрывается. (Для выполнения задания группам раздаются листки с начальными фразами.)27. Выполнение задания.
  46. Желающие зачитывают свои работы. Основы современной цивилизации Мастерская „Варварство и цивилизация“ (11 класс)
  47. Нарисуйте круг, внутри круга содержится все то, что вы себе разрешаете, снаружи все то. что запрещаете.
  48. Некоторые желающие читают.
  49. Группы собирают стену и представляют свои стены классу. Изображение на доске.
  50. Теперь посмотрите со стороны индейцев на высадившихся колонистов и перечислите все, что мешает видеть вам личность. В группе, затем на доске)
  51. Предположим, что количество колонистов растет. Соберите все стены, которые у вас возникли и нарисуйте их на доске (стены, построенные индейцами серые, стены колонистов — белые).
  52. Каждый из вас на листочке одну точку и напишите рядом с ней „Варварство“ и другую „Цивилизация"ВАРВАРСТВО ЦИВИЛИЗАЦИЯНачертите путь, который прошел человек и отметьте вехи на этом пути.
  53. Нарисуйте себя на этом пути.
  54. Мастер читает отрывок из повести „Повелитель мух"14. Напишите текст: Варварство, Цивилизация, Степь, Я. Начальная школа Мастерская „Окружность“ (2 класс)
  55. Представим себе, что вы гуляете по улицам города Геметрия, города, в котором живут геометрические фигуры. Вот улица, на которой живет точка, эта улица, где живут утлы, там дальше улица треугольников.
  56. Посмотрите на рисунки на доске, выберите фигуру, которая лучше всего отражает образ колеса.6. Слушаем группы
  57. Поставьте на своей окружности 5 разных точек.
  58. Возьмите линейку и соедините эти точки с центром.
  59. Измерьте полученные окружности. Что вы заметили? Слушаем ответы. В геометрии отрезок, который соединяет любую точку на окружности с центром, называется радиус. Запись на доске.
  60. Прочитайте написанное. Своей интонацией подчеркните смешное.
  61. Группы, сравните причину смеха в 1 и 2 случае.
  62. Прочтите друг другу в группах свои истории и выберите одну, которую должны услышать все.
  63. У вас на столах тексты автора. Прочтите их. Подумайте, как словом, мимикой, движением рук и ног, всего тела можно выделить смешное. Решите в группах: кто читает, кто изображает, кто улыбается? Слушаем, смотрим, инсценировки стихов
  64. А мой знакомый ученый Вася придумал другие задачи, попробуйте проверить, решаются они или нет.• Посовещайтесь в группах.• Обоснуйте, почему можно или нельзя .
  65. Я выдала в группы-пары карточту со словосочетаниями. Прочитайте. Выберите 1 словосочетание и объясните его смысл. (Карточка № 3)Слушаем пары, другие дополняют, поправляют.
  66. Все эти словосочетания имеют одно имя метафора (на доску).
  67. Попрлбуйте объяснить, что такое метафора. Используйте карточку № 1.4. Слушаем группы.
  68. Прочитать про себя, 3−4 человека читают вслух.
  69. Изобразите (в парах) на бумаге эту фразу без слов. Наполните ее смыслом. Используйте в раработе карточку № 2. (одну работу с места представить).
  70. Рассмотрите рисунки. Обсудите, какие более точно отображают смысл. Вернемся к вашим письменным работам и предметам, о которых выписали.
  71. Перечитайте. Попробуйте, где только можно, вставить метафоры. Взгляните на свой текст глазами поэта, художника.
  72. Внесите изменения и исправления. Постарайтесь сделать ваш текст красочным.
  73. Прочитайте в группе свои работы. Выбрать и прочитать ту, которая, по-вашему, должна быть услышана всеми. КАРТОЧКА № 1
  74. Прочти вслух (сформулируй) проблему.
  75. Задай вопрос, который позволит собеседнику высказаться о своем понимании сути проблемы.
  76. Обдумай услышанное и построй ряд вопросов, которые помогут твоему собеседнику развить свою мысль.4. Сделай выводы. КАРТОЧКА № 2
  77. Предложи собеседнику отразить его мысли, идею в рисунках, символах.
  78. Рассмотри рисунки, уточни детали.
  79. Дай свое понимание изображенного.
  80. Дополни схему, рисунки деталями, делающими их более цельными.
  81. Напишите фамилии своих любимых поэтов, закончите своей.1. В центре следующей строки напишите: „Я поэт“. Мысленно проанализируйте это словосочетание.
  82. Назвать вещь значит связать ее со всеобщим смыслом.
  83. Первозданное слово тенью блуждало над смыслом мира.
  84. Слово живет тем, что тысячами нитей стягивается в одно.
  85. Слушаем стихи А. Ахматовой из цикла „Тайны ремесла“ (в исполнении автора).
  86. Поиски Красоты—понимание Красоты—создание картины Дважды Венчанным.2. То же—Единорогом.
  87. Пополните книгу „В мире мудрых мыслей“ (раздел „Красота“) определениями Красоты из рассказа.
  88. Прочитайте начало IV главы. Представьте: перед вашей картиной стоит народ. „Ропот негодования и недоумения прошел по площади“. Допишите.
  89. Какая работа не понравилось?
  90. Нужны ли были тебе репродукции?
  91. Какое высказывание о красоте запомнилось?7. Нужна ли бала музыка?
  92. Какое стихотворение показалось наиболее впечатляющим?9. Зачем пересаживались?
  93. Нравится ли работа в группах?
  94. А что тебе? Легче в группе или одному?12. Что удивило?13. Понятны ли были задания?
  95. Это хорошо—когда не спрашивают?
  96. Можно просто. .отсидеться?16. Что-нибудь взял для себя?17. Что оставило равнодушным?18. Что хотелось бы добавить?
  97. Нужны ли были видеозаписи?
  98. Согласны ли вы, что разговор о красоте только начат? и т. д.Мастерская „Каждый пишет, как он дышит“ (9 класс) (Маленькая трагедия А. С. Пушкина „Моцарт и Сальери“)
  99. Группы вывешивают на доске свою работу и комментируют сделанное.
  100. Каждой группе предлагается выбрать то качество или чувство, которое достойно быть исследовано в трагедии.
  101. Представьте схему развития действия в драматическом произведении.
  102. Сегодня мы сосредоточимся на исследовании чувства, вынесенного в название одной из маленьких трагедий А. С. Пушкина.Зависть“ так первоначально называлась трагедия „Моцарт и Сальери“.
  103. Абстрагируясь от всего, что вы знаете об этих композиторах, послушайте то, что пишет М. В. Ломоносов о восприятии звуков. Попробуйте высказать свое отношение и вслушайтесь в звучание слов „Моцарт“ и „Сальери“.
  104. Напишите на одной половине листа „Моцарт“, на другой „Сальери“ и, исходя из звучания имен, запишите все возникающие у вас ассоциации.
  105. Представьте портрет завистника в рисунке, словесное изображение в диалоге, пантомиме.
  106. В группе прочтите первый монолог Сальери.12. 1-ой и 2-ой группе предлагается похвалить Сальери. 3-й и 4-й поругать Сальери.
  107. Группы получают отрывки из статьи Д. Гранина „Священный дар“. Читают, обсуждают.
  108. Звучит музыка Моцарта и Сальери. Какая глубина! Какая смелость! И какая стройность!“ сказал о музыке Моцарта Сальери. Продолжите слова Сальери своими. Запишите их, каждый на своем листочке.
  109. Мастер читает второй монолог Сальери до появления черного человека.
  110. Сочините леганду черного человека (1 и 2 группа), легенду Изоры (3 и 4 группа).19. Слушаем легенды.20. Звучит Реквием Моцарта.
  111. Вспомните свою схему построения драматического произведения, отметьте, как „построена“ маленькая трагедия Пушкина.
  112. Определите для себя один компонент описания внешности и отберите „портретную“ лексику к нему (все слова, которые приходят на ум).
  113. Прочтите свой „портретный“ словарь, поменяйтесь листочками с кем-то из четверки, дополните его „словарик“, а он дополнит ваш.
  114. Выберите из портретов, которые весят на стене класса или лежат на партах, один, опишите наиболее, по-вашему, яркие элементы внешности в этом портрете.
  115. В группе прочтите сделанные вами описания и выберите одно, которое прочтете одноклассникам.
  116. Представитель группы читает описание элементов внешности, кодновременно демонстрируя выбранный портрет.
  117. Выберите одну из профессий: художник, детектив, журналист, писатель, кинорежиссер.И. Посмотрите теперь глазами художника, детектива, журналиста, писателя, кинорежиссера на модель (вам позирует ваша одноклассница) и создайте портрет, запишите его.
  118. Группы читают свои работы.
  119. Ребята читают свои работы. Мастерская „Персонажи ищут автора“ (9 класс (
  120. Сосредоточьте свое внимание на смысле слов „Россия“, „я“, „живу“, „сегодня“. Попробуйте найти между ними взаимосвязь и опираясь на интервью, которое вы брали у родителей дома, порассуждайте. Ребята выходят к доске. („Панель“)
  121. Запишите тему на отдельном листочке. Проведите между словами вертикальные линии. Получилась таблица: Сегодняв РоссииЖивуЯПодберите синонимы к этим словам, запишите их в каждом столбике.
  122. Прочтите некоторые синонимы.
  123. Использовав синонимы, обдумайте в группе несколько вариантов формулировки темы, запишите один вариант на отдельном листе.
  124. Запишите у себя на листе придуманную вами тему, поставьте тире и напишите свою фамилию, имя. В нескольких предложениях расскажите о себе так, чтобы все узнали кто вы, чем увлекаетесь, что любите в жизни, а к чему относитесь с опаской.
  125. Прочитайте в группах рассказы о себе друг другу.
  126. Из всех ваших вариантов тем мастерской выберите одну (можно ту, которая в названии мастерской) и на отдельном листе бумаги напишите ее, но вместо „я“ напишите „мы“, а затем напишите то, что характерно всем вам.8. Читают. Слушаем.
  127. Раздается V* листа. Напишите наверху слово „Россия“, внизу все то, что, с вашей точки зрения, входит в образ России.
  128. Прочитайте друг другу то, что вы написали (по кругу).
  129. Из всех слов, которые вы прочли, выберите одно, которое обозначает наиболее яркий для всех вас образ, включающий в себе весь смысл, набор чувств, которые вы вкладываете в понятие „Россия“.
  130. Напишите миниатюру, используя слова на карточке.
  131. Через 5−7 минут от начала письма смотрим видеосюжет. Подумайте о времени, вглядитесь в лица. Запишите на отдельном листе чувства, эмоции, мысли, которые возникли у вас в ходе просмотра.
  132. Продолжите свою миниатюру или напишите новую, используйте свои впечатления от просмотра сюжета.
  133. Ребята, вы разговариваЙ^гроо^ своими игрушками? Расскажите нам о состоявшемся разговоре.1. Каждый ребенок читает 2−3 предложения из домашнего сочинения-миниатюры (наставление игрушке).
  134. Вернитесь на свои места. Прочитайте, что вам написали одноклассники.
  135. Допишите диалог, добавьте несколько фраз, расскажите о тех игрушках, которых вы видели у других ребят.XI. I) Прочитайте свою работу товарищам в группе.
  136. Выберите один диалог, с которым стоит познакомить всех ребят и прочитайте его.XII. Слушаем. От каждой группы звучит один диалог.XIII. Сейчас будем работать фломастером на альбомном листе.
  137. На правой стороне листа обведите левую ладонь.
  138. Напишите на ладошке имена двух ваших игрушек.
  139. Перечислите также всех, с кем вы любите играть.XIV. I) На листе бумаги слева обведите правую ладонь.
  140. Возьмите в свои руки любимую игрушку. Почувствуйте ее.
  141. Закройте глаза подумайте, какой игрушкой стал каждый из вас.
  142. Звучит „Вальс цветов“ П. И. Чайковского.
  143. Начинаем мастерскую по теме „Букет“. Сегодня вся обстановка радует глаз. Вы такие нарядные, красивые и, конечно же, цветы, которые вы принесли на мастерскую. На парте у каждого из вас 2 листа, и 1 общий лист на группу.
  144. Напишите на листке имя вашего цветка.
  145. Прочтите их (читают все) (я записываю на доске).
  146. Запишите на свой листок слова, которые приходят на ум, когда я смотрюШна цветок.
  147. Отдайте соседу свой листок и свой цветок, пусть добавит новые слова о цветке. Заберите свой листок.
  148. Выберите самые точные, яркие слова о цветах и запишите их на общем листке.
  149. Один ученик от группы прочтет вслух эти слова, а вы можете в свой листок записать слова, которые вам понравились.
  150. Выберите из общего листка любое слово. Подберите и запишите слова-ассоциации.
  151. Группы читают слова (остальные в это время слушают, на свой листок записывают слова, которые понравились).
  152. На столе стоят вазы с водой. Подумайте, какие букеты можно составить из этих цветов. Составьте букет.
  153. Посмотрите на свои букеты, Может быть какой-нибудь цветок будет лучше смотреться в другом букете. Там ему будет лучше, там его друзья. Тогда переставьте.
  154. Ребята, а я вспомнила про такие растения. Да доске: осокакрапива чертополох подорожник репейник
  155. Выберите одно из них и напишите его имя рядом с именем вашего первого цветка.• 15. Подумайте об этом цветке и запишите под его именем какие-нибудьслова.
  156. В группе зачитайте свои слова, обсудите и самые удачные запишите на общий листок.
  157. Выберите слова-ассоциации.
  158. Я предлагаю вам еще один набор из полевых, луговых и лесных цветов. На доске: ромашкаколокольчикфиалкавасилекландышВыберите один цветок из группы, напишите его имя рядом с именами других цветов.
  159. Выберите в группе самые яркие слова о цветах и запишите их на общем листе.
  160. Один ученик от группы зачитывает слова вслух.
  161. Сейчас я прочту два художественных отрывка. Подумайте о характере цветов, о которых я буду читать. (Изложение по поэме Овидия „Метаморфозы“ -„Легенда о Нарциссе“, отрывок из сказки А. де Сент-Экзюпери „Маленький принц“.
  162. Обсудите в группе. На общем листе опишите характер этих цветов.
  163. Давайте вернемся к своему словесному букету, к тем трем именам, которые у вас написаны на листочке. Подойдут ли они по характеру друг к другу
  164. Сделайте запись на своем листке.
  165. Теперь опишите все это на бумаге.
  166. Прочитайте работы в группах. Выберите самый необычный текст и прочтите его всем.
  167. Обсудите в группе слова, которые вы написали и подготовьте выступление от группы. (Слова напишите на общем листке).Во время выступления групп учитель подчеркивает слова на доске, которые дети называют).
  168. А теперь выберите и запишите слова, которые на ваш взгляд никакого отношения к празднику не имеют. Запишите их рядом во второй столбик.
  169. Обсудите в группе свои слова, выпишите на общий листок и подготовьте выступление от группы. (Учитель обводит эти слова цветным мелом).
  170. Походите по классу, посмотрите, какие рисунки к выбранным словам нарисовали ваши товарищи.
  171. А теперь вы должны будете представить один диалог от группы.
  172. Прослушивание диалогов от каждой группы.
  173. Чтение художественного отрывка.
  174. А сейчас каждый из вас еще раз очень внимательно прочитает отрывок и выберет одну фразу, которая произвела на него сильное впечатление и ее вы бы хотели запмнить.14. Ребята зачитывают фразы.
  175. Возьмите листочек бумаги и проведите на нем линию.2. Рассмотрите ее.
  176. Представьте ее нам, назвав ее прилагательным.
  177. Посмотрите друг у друга линии.
  178. Зарисуйте в свой листочек линию, которую вы посмотрели у другого.6. Назовите ее.
  179. Рассмотрите загадочный образ, скрытый в этой линии на листе. Если необходимо, поправьте ниточки, чтобы выявить образ.
  180. Зарисуйте на бумаге тот образ, который вам подсказала нитяная линия.
  181. Дай те имя тому образу, который у вас получился.
  182. Выставка. Вывесить на доску работы. Подходим и смотрим.
  183. Садимся на место. Берем любую ниточку. Передаем ей тепло своей руки. Бросаем все вместе свои ниточки на один общий лист. Бросаем все вместе свои ниточки на общий лист со всех сторон. Пытаемся увидеть загадочный образ, созданный вашими ниточками.
  184. Садимся на место. Каждый нарисует на своем листе бумаги то, что ОН увидел в ОБЩЕЙ композиции.15. Назовите свою картину.
  185. Выставка. Рассматриваем. Учимся друг у друга.
  186. Садимся на место. Рассматриваем графические рисунки Татьяны Маврнной.
  187. Выбираем понравившуюся линию и зарисовываем ее на свой первый листочек.19. Дайте ей название.
  188. Используя разные линии, создайте нечто новое.
  189. Дайте название своей картине.
  190. Выставка. (Завершая мастерскую, мастер дает каждому ученику „загадочную линию“ на карандашной кальке).
  191. Дайте изображение своего соседа: словесное, художественное, пластическое, символическое.
  192. Смотрим, слушаем, читаем .
  193. Дайте изображение себя: словесное художественное, пластическое, символическое.
  194. На доске написано „Я“. Выделите в своем изображении то, что характерно для каждого „Я“ присутствующего в классе.
  195. Мастер выслушивает каждого и пишет на доске то, что ему говорят.
  196. Нарисуйте свое лицо, если вы его забыли, не помните, то ощупайте его вспомните характерные особенности, черты своего лица: взгляд, улыбку., уловите настроение отношение к жизни.
  197. Рядом нарисуйте маски, которые вы носите, периодически меняя одну на другую.
  198. В мире банки день сменяется ночью, лето осенью, осень — зимой, зима -весной, весна — летом, сытость — голодом, голод — сытостью, сон — пробуждением, бодрствованием, бодрствование — сном. Опишите восприятия этих повторений личностью, находящейся в банке.
  199. Напишите слова: прошлое, настоящее, будущее. Подумайте, какое из этих слов связано с „Я“ и подпишите „Я“ над этим словом.
  200. Поменяйтесь листами с соседом. Мысленно поместите теперь в его банку свою личность, свое „Я“. Рассмотрите и опишите возможные изменения в своем мире, в мире своего „Я“, проанализируйте его восприятие повторений: день-ночь, бодрствование-сон.
  201. Подумайте, с каким словом: прошлое, настоящее, будущее связано по смыслу слово „Другой“? Подпишите его над этим словом.
  202. Обсудите с соседом или в группе возникающие мысли, свои решения.
  203. Дайте свой комментарий схемы (в группе):мир мирмя Мир, я, другой Мой мир и мир другогоМир другого и мой мир Мир, я и другой Мир, я, другой, другой
  204. Нарисуйте структуру „Я“, структуру „Другой“ (Другой-друг, Другой-ой, Другой-нейтрал, незаметен, невоспринимаем). Отразите их взаимодействия.
  205. Напишите текст „Появление „Другого“ мои потери и мои приобретения“.13. Слушаем тексты. Мастерская „Я“ и „Слово“, „Слово“ и „Я“
  206. Раздаются тексты, каждый выбирает кусочек текста и копирует его и затем самостоятельно продолжает текст в стиле автора.
  207. Обмен копиями в классе, определение автора и копировальщика.
  208. Каждый выбирает в аудитории предмет и дает его описание, не называя предмета. Писать можно в любой манере, от любого лица, лишь бы предмет был выписан сочно, смачно, броско, узнаваемо.
  209. Обмен текстами в классе. Информация образа с предметом, выделение характерных признаков, по которым предмет был опознан.
  210. Обмен текстами в классе. Прочтите текст и вступите с автором в письменный диалог. Если вам знаком этот объект или явление, то дайте его описание, если нет, то выскажите свое суждение о своей первой, хотя и заочной с ним встрече.
  211. Авторы получают свои тексты, дополненные размышлениями одноклассников.
  212. Обмен текстами, чтение текстов вслух, дополнение их своими комментариями, рассуждениями.
  213. Листы с текстами вывешиваются, ходим, смотрим, читаем.
  214. В произвольном тексте, который вы сейчас будете писать, проследите рпоцесс роста ввашей стены, охарактеризуйте этапы ее воздвижения, отразите изменения, происходящие в том, что она разделяет. Желающие читают текст.
  215. Нарисуйте какую-нибудь дверь в стене. Работы по желанию аудитории вывешиваются.
  216. Подумайте, почему вы ее нарисовали именно в этом месте стены, именно таких размеров. Разговор в группе.
  217. Вы сами нарисовали дверь в стене. Она ваше творение, ваша инициатива. Отварите ее на столько, на сколько сможете. Если хотите, загляниет в нее.
  218. Опишите свои теперешние ощущения, чувства, свое состояние. Слушаем тексты.
  219. Посмотрите на „стену с дверью“. Сравните ее со „стеной без двери“. Допишите к своему тексту несколько строк.
  220. Поработайте с этой „стеной с дверью“, внесите в нее любые изменения, которые прояснили бы ее „таковость“, „есть-ность“. Очистите свое восприятие этой стены и того, что находится за ней.10. Поговорите в группе.
  221. Сотрите свою стену. Встретьтесь с находящейся за ней. Опишите свою встречу.12. Слушаем тексты.
  222. В центре листа напишите „Я“ и нарисуйте стены, которые вас окружают, подпишите каждую из них.
  223. Мысленно поперемещайте себя в другие пространства, в другие дома, другие города, страны, в другие миры людей, природы и проследите за возникновением и исчезновениемстен.15. Опишите свое путешествие.16. Слушаем чтение текстов.
  224. Рефлексия. Тема „Я и Стена“, „Мои стены“, „Архитекторы моих стен“. Мастерская письма № 1
  225. Начните спокойно писать текст.
  226. Найдите слова, которые чуть-чуть убыстрят темп изложения, допишите их.
  227. Сделайте римическую паузу, заполните ее словами, не продвигая изложение вперед.4. „Запойте во весь голос“, не сдерживайте своих эмоций, выбирайте для их выражения сочные, яркие слова. Напишите еще несколько предложений.
  228. Немного замедлите темп изложения, для этого используйте смысловой повтор. Пишем.
  229. Смените ритм текста, придайте ему некоторую неопределенность.
  230. Сейчас вы напишите последнюю фразу текста. Подберите для нее самые значимые для вас слова. Пишем.
  231. Озаглавьте свой текст. В скобках напишите его жанр.
  232. Прочтите свой текст и подумайте: насколько название соответствует содержанию.
  233. Запишите на новом листе название вашего текта и напишите новый текст, не позволяя себе делать повторы (смысловые, ритмические), добиваясь полного различия с первым вариантом, текст полностью отвечающий тому названию (заголовку), который вы написали.
  234. Сделайте паузу, прочтите написанное, постарайтесь увидеть, рассмотреть то, что пока еще находится вне вашего внимания.
  235. Используйте вновь увиденные моменты, объекты, связи, структуры для продолжения письма. Пишите.
  236. Сделайте еще паузу. Прочтите написанное, сосредоточьте свое внимние на поиске недостаточно обоснованных тезисов, подчеркните их.
  237. Найдите форму обоснования их, и дайте это в тексте. Жиль Делез говорит, что „. обосновывать, значит определить неопределенное“.15. Подпишите текст: „Я“.
  238. Напишите теперь на листе „Другой“, дайте ему имя, имя лица, знакомого вам и прочтите текст с позиции „Другого“.
  239. Добавьте некоторые штрихи, краски, уберите излишнюю эмоциональность, рассудочность, внесите те изменения в текст, которые требует „Другой“.
  240. Прочтите текст и мысленно выделите те его особенности, которые свойственны именно вашему тексту, отражают вашу индивидуальность. Мастерская письма № 2
  241. Продолжите процесс написания своего текста.
  242. Стоп. Напишите далее: „Я так никогда и не оправился от изначального изумления и вопросов, на которые невозможно ответить“ (59, с.299). продолжите письмо.
  243. Поменяйтесь текстами, прочтите озаглавьте полученный текст.
  244. Напишите на новом листе данное вами заглавие текста и напишите новый текст, который должен вобрать все сегодняшние ваши мысли, все переживания, дайте им рождение в Слове.9. Читаем новые тексты.
  245. Вы сделали свою идеальную маску и надели на себя. Вас никто не узнает. Напишите текст о вашей новой жизни, которую определила для вас созданная вами маска.
  246. Напишите рядом слова „Я“, №Мир», «Друг-ой». Каждое слово обведите кружочком.
Заполнить форму текущей работой