Развитие и реализация философско-педагогических идей «Французской группы Новое образование» (GFEN) в опыте современной школы России
Диссертация
Не спросят, это делай так, а не иначе, это вообще не делай, это прочти, запомни, расскажи, когда тебя спросят- • на мастерской отнимается уверенность ученика в точном знании, которой он жаждет, которой привык. Мастер своими заданиями подвергает ребенка в сомнения, а это червь, который точит, не дает покоя мыслям- • «Новое образование» отнимает у ученика внешнюю оценку, которой он ждет, что может… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Система философско-педагогических взглядов GFEN
- 1. 1. GFEN — «Французская группа Нового образования» (Groupe Francais d’Education Nouvelle)
- 1. 2. Совместная работа педагогов России и Франции по созданию новой педагогической парадигмы
- 1. 3. Проблемы и противоречия массовой школы
- ГЛАВА 2. Реализация философско-педагогических идей GFEN, конструирование школьного учебного занятия
- 2. 1. Педагогический смысл понятия «мастерская»
- 2. 2. Мастерская как одна из форм организации учебного процесса
- 2. 3. Особенности мастерской построения знаний
- 2. 4. Мастерская письма
- ГЛАВА 3. Полицентрическая образовательная технология
- 3. 1. Структура полицентрической технологии
- 3. 2. Этап отбора основных понятий темы
- 3. 3. Мастерская построения знаний основных понятий
- 3. 4. Этап самодиагностики
- 3. 5. Этап «живого слова»
- 3. 6. Этап теоретического обогащения
- 3. 7. Этап внешней рефлексии и самоконтроля
- 3. 8. Диалог как одна из организационных форм занятия в полицентрической технологии
Список литературы
- Сейчас вы зрители, вы пришли в театр. Вам будет предложено пять инсценировок различных жанров. Смотрите, наслаждайтесь. Показываются инсценировки:
- А.Франц «Дарованная смерть» (новелла).
- Меттерлинк «Синяя птица» (феерия).
- Ф.Саган «Здравствуй, грусть» (повесть).
- Т.Уильямс «Кошка на раскаленной крыше».
- Перескажите записанный вами сон (и дайте его толкование). (Учащиеся рассказывают свои сны).1. Выразите сон любой: свой, товарища — очень коротким набором слов. Учащиеся пишут, затем озвучивают).
- На доске написаны фамилии поэтов и фамилии учеников. Найдите свою фамилию мысленно, если захотите, переставьте в другое место.
- Прокомментируйте свои действия.
- У вас на столах стихотворения поэтов «Серебряного века». Прочитайте их, Выберите 4 строчки и перепишите их, но прозой.
- Прочтите строки стихов и свой перевод этих стихотворений прозой.
- Из предложенных вам стихотворений М. Волошина (цикл «Коктебельские берега» и «Надписи на акварелях») выберите одно. Допишите несколько строк, продолжая мысль автора.
- Чтение полученных стихотворений. и
- Помните, у А. С. Пушкина «Поверил я алгеброй гармонию»? «Поверьте и добавьте к своему стиху еще одну-две строчки.
- Прочтите и озаглавьте стихотворение М.Волошина.
- Слушаем варианты названий.
- У А. Волошина оно называется „Рождение стиха“. Сравните два творческих процесса рождения стиха у вас и у М.Волошина. Запишите7D (vn>отличает эти два процесса.12. Слушаем.
- Поэт необычайно чуток к ритму слова, его значению, музыке, цвету, интонации. Станьте поэтами и в следующие 10 минут, когда мы будем читать свои любимые стихотворения. Наслаждайтесь музыкой, ритмом, звучанием стиха!16. Звучат стихи.
- Мы побывали в мире поэзии, теперь посмотрим на те стихи, которые мы читали, глазами философа, критика И. А. Ильина. Прочитайте строки из предложенной вам статьи И. А. Ильина. Выработайте свою позицию.18. Слушаем.
- Разные чувства вызывает у нас одно и то же стихотворение, разное отношение у нас и к поэзии. Положите перед собой любимое стихотворение. Прочтите его. Откройте для себя „палитру чувств“, отраженных в нем и запишите их.
- Выберите репродукцию картины Н. К. Рериха, созвучную этому стихотворению. Какие дополнительные чувства пробуждают картины Н. К. Рериха, творившего в те же годы, что и поэты „Серебряного века“. Подтвердите свои мысли поэтическими строчками.21. Слушаем.
- Настраиваемся на общение. Садимся в крут. Предлагаю известную игру „Испорченный телефон“. Детям она нравится именно потому, что линия связи, как правило, не срабатывает. Иногда это делают специально, так веселее.
- А теперь постарайтесь понять, что связывает эти два времени, то, давнее и это, в котором вы живете сейчас. Обсудите это в группах.3. Выполнение задания.
- Быстрый опрос с вынесением ключевых слов на доску.
- О том времени у вас наверняка сохранились вспоминания, истории, что-то рассказывали ваши родные, близкие. Запишите каждый одну из историй вашей жизни6. Выполнение заданий.
- Положите листки на стол, пусть ваши товарищи почитают.8. Чтение.
- Пусть каждая группа выберет одну работу и прочтет ее10. Чтение работ.
- Расскажите о ваших картинах.
- Выступления групп. По мере выступлений на столах появляются репродукции египетских произведений искусства.
- Найдите среди этих предметов те, которые могли бы находиться в описанном вами изображении. Выберете один. Рассмотрите его детально., добудьте максимум информации, не упустите ничего. Занесите свои наблюдения в „Карту историка“.
- Выполнение задания. Заполнение „карты .“ (см. приложение). Выступление групп.
- Выполнение задания. См. приложение.
- Теперь походите, посмотрите на ваши картины глазами историка. Выберите наиболее достоверную. Пусть та группа, которой принадлежит работа, расскажет оГ своих методах работы.20. Выполнение задания.
- Выполнение задания. Группам выдается набор из 10−12 начальных фраз.
- Желающие зачитывают свои работы.
- Выполнение задания. Под рисунками появляются слова-подписи.
- Наши картины подписаны. Это уже настоящая выставка. А вот выставка чего. давайте подумаем и дадим ей имя. Я слушаю ваши предложения.
- На доске появляются варианты названий, предложенные классом: „современного рисунка“, „картин 6-го класса“, „современной живописи“, „символов“ и т. д.
- Выступают представители групп с объяснениями выбранных символов.
- Выполнение задания. Вокруг слова „Египет“ записываются слова-ассоциации.
- Теперь пусть каждая группа выберет из всего этого многообразия одно слово и попробует объяснить его значимость, его смысл с точки зрения египтянина.11. Обсуждения групп.12. Выступления групп.
- А теперь подчеркните те детали (предметы вашего списка, которые могли быть символами для египтян. Заполните „Описание находки“. Примерно такие карты заполняют и археологи (см. приложение).16. Выполнение задания.
- Группы представляют результаты своей работы.
- Один представитель от группы высказьмет версию группы.
- Двое учащихся от каждой группы представляют диалоги.
- Посмотрите на них, поговорите с ними мысленно. Запишите вами мысли по поводу того, как эти символы могут быть связаны, что за ними скрывается. (Для выполнения задания группам раздаются листки с начальными фразами.)27. Выполнение задания.
- Желающие зачитывают свои работы. Основы современной цивилизации Мастерская „Варварство и цивилизация“ (11 класс)
- Нарисуйте круг, внутри круга содержится все то, что вы себе разрешаете, снаружи все то. что запрещаете.
- Некоторые желающие читают.
- Группы собирают стену и представляют свои стены классу. Изображение на доске.
- Теперь посмотрите со стороны индейцев на высадившихся колонистов и перечислите все, что мешает видеть вам личность. В группе, затем на доске)
- Предположим, что количество колонистов растет. Соберите все стены, которые у вас возникли и нарисуйте их на доске (стены, построенные индейцами серые, стены колонистов — белые).
- Каждый из вас на листочке одну точку и напишите рядом с ней „Варварство“ и другую „Цивилизация"ВАРВАРСТВО ЦИВИЛИЗАЦИЯНачертите путь, который прошел человек и отметьте вехи на этом пути.
- Нарисуйте себя на этом пути.
- Мастер читает отрывок из повести „Повелитель мух"14. Напишите текст: Варварство, Цивилизация, Степь, Я. Начальная школа Мастерская „Окружность“ (2 класс)
- Представим себе, что вы гуляете по улицам города Геметрия, города, в котором живут геометрические фигуры. Вот улица, на которой живет точка, эта улица, где живут утлы, там дальше улица треугольников.
- Посмотрите на рисунки на доске, выберите фигуру, которая лучше всего отражает образ колеса.6. Слушаем группы
- Поставьте на своей окружности 5 разных точек.
- Возьмите линейку и соедините эти точки с центром.
- Измерьте полученные окружности. Что вы заметили? Слушаем ответы. В геометрии отрезок, который соединяет любую точку на окружности с центром, называется радиус. Запись на доске.
- Прочитайте написанное. Своей интонацией подчеркните смешное.
- Группы, сравните причину смеха в 1 и 2 случае.
- Прочтите друг другу в группах свои истории и выберите одну, которую должны услышать все.
- У вас на столах тексты автора. Прочтите их. Подумайте, как словом, мимикой, движением рук и ног, всего тела можно выделить смешное. Решите в группах: кто читает, кто изображает, кто улыбается? Слушаем, смотрим, инсценировки стихов
- А мой знакомый ученый Вася придумал другие задачи, попробуйте проверить, решаются они или нет.• Посовещайтесь в группах.• Обоснуйте, почему можно или нельзя .
- Я выдала в группы-пары карточту со словосочетаниями. Прочитайте. Выберите 1 словосочетание и объясните его смысл. (Карточка № 3)Слушаем пары, другие дополняют, поправляют.
- Все эти словосочетания имеют одно имя метафора (на доску).
- Попрлбуйте объяснить, что такое метафора. Используйте карточку № 1.4. Слушаем группы.
- Прочитать про себя, 3−4 человека читают вслух.
- Изобразите (в парах) на бумаге эту фразу без слов. Наполните ее смыслом. Используйте в раработе карточку № 2. (одну работу с места представить).
- Рассмотрите рисунки. Обсудите, какие более точно отображают смысл. Вернемся к вашим письменным работам и предметам, о которых выписали.
- Перечитайте. Попробуйте, где только можно, вставить метафоры. Взгляните на свой текст глазами поэта, художника.
- Внесите изменения и исправления. Постарайтесь сделать ваш текст красочным.
- Прочитайте в группе свои работы. Выбрать и прочитать ту, которая, по-вашему, должна быть услышана всеми. КАРТОЧКА № 1
- Прочти вслух (сформулируй) проблему.
- Задай вопрос, который позволит собеседнику высказаться о своем понимании сути проблемы.
- Обдумай услышанное и построй ряд вопросов, которые помогут твоему собеседнику развить свою мысль.4. Сделай выводы. КАРТОЧКА № 2
- Предложи собеседнику отразить его мысли, идею в рисунках, символах.
- Рассмотри рисунки, уточни детали.
- Дай свое понимание изображенного.
- Дополни схему, рисунки деталями, делающими их более цельными.
- Напишите фамилии своих любимых поэтов, закончите своей.1. В центре следующей строки напишите: „Я поэт“. Мысленно проанализируйте это словосочетание.
- Назвать вещь значит связать ее со всеобщим смыслом.
- Первозданное слово тенью блуждало над смыслом мира.
- Слово живет тем, что тысячами нитей стягивается в одно.
- Слушаем стихи А. Ахматовой из цикла „Тайны ремесла“ (в исполнении автора).
- Поиски Красоты—понимание Красоты—создание картины Дважды Венчанным.2. То же—Единорогом.
- Пополните книгу „В мире мудрых мыслей“ (раздел „Красота“) определениями Красоты из рассказа.
- Прочитайте начало IV главы. Представьте: перед вашей картиной стоит народ. „Ропот негодования и недоумения прошел по площади“. Допишите.
- Какая работа не понравилось?
- Нужны ли были тебе репродукции?
- Какое высказывание о красоте запомнилось?7. Нужна ли бала музыка?
- Какое стихотворение показалось наиболее впечатляющим?9. Зачем пересаживались?
- Нравится ли работа в группах?
- А что тебе? Легче в группе или одному?12. Что удивило?13. Понятны ли были задания?
- Это хорошо—когда не спрашивают?
- Можно просто. .отсидеться?16. Что-нибудь взял для себя?17. Что оставило равнодушным?18. Что хотелось бы добавить?
- Нужны ли были видеозаписи?
- Согласны ли вы, что разговор о красоте только начат? и т. д.Мастерская „Каждый пишет, как он дышит“ (9 класс) (Маленькая трагедия А. С. Пушкина „Моцарт и Сальери“)
- Группы вывешивают на доске свою работу и комментируют сделанное.
- Каждой группе предлагается выбрать то качество или чувство, которое достойно быть исследовано в трагедии.
- Представьте схему развития действия в драматическом произведении.
- Сегодня мы сосредоточимся на исследовании чувства, вынесенного в название одной из маленьких трагедий А. С. Пушкина.Зависть“ так первоначально называлась трагедия „Моцарт и Сальери“.
- Абстрагируясь от всего, что вы знаете об этих композиторах, послушайте то, что пишет М. В. Ломоносов о восприятии звуков. Попробуйте высказать свое отношение и вслушайтесь в звучание слов „Моцарт“ и „Сальери“.
- Напишите на одной половине листа „Моцарт“, на другой „Сальери“ и, исходя из звучания имен, запишите все возникающие у вас ассоциации.
- Представьте портрет завистника в рисунке, словесное изображение в диалоге, пантомиме.
- В группе прочтите первый монолог Сальери.12. 1-ой и 2-ой группе предлагается похвалить Сальери. 3-й и 4-й поругать Сальери.
- Группы получают отрывки из статьи Д. Гранина „Священный дар“. Читают, обсуждают.
- Звучит музыка Моцарта и Сальери. Какая глубина! Какая смелость! И какая стройность!“ сказал о музыке Моцарта Сальери. Продолжите слова Сальери своими. Запишите их, каждый на своем листочке.
- Мастер читает второй монолог Сальери до появления черного человека.
- Сочините леганду черного человека (1 и 2 группа), легенду Изоры (3 и 4 группа).19. Слушаем легенды.20. Звучит Реквием Моцарта.
- Вспомните свою схему построения драматического произведения, отметьте, как „построена“ маленькая трагедия Пушкина.
- Определите для себя один компонент описания внешности и отберите „портретную“ лексику к нему (все слова, которые приходят на ум).
- Прочтите свой „портретный“ словарь, поменяйтесь листочками с кем-то из четверки, дополните его „словарик“, а он дополнит ваш.
- Выберите из портретов, которые весят на стене класса или лежат на партах, один, опишите наиболее, по-вашему, яркие элементы внешности в этом портрете.
- В группе прочтите сделанные вами описания и выберите одно, которое прочтете одноклассникам.
- Представитель группы читает описание элементов внешности, кодновременно демонстрируя выбранный портрет.
- Выберите одну из профессий: художник, детектив, журналист, писатель, кинорежиссер.И. Посмотрите теперь глазами художника, детектива, журналиста, писателя, кинорежиссера на модель (вам позирует ваша одноклассница) и создайте портрет, запишите его.
- Группы читают свои работы.
- Ребята читают свои работы. Мастерская „Персонажи ищут автора“ (9 класс (
- Сосредоточьте свое внимание на смысле слов „Россия“, „я“, „живу“, „сегодня“. Попробуйте найти между ними взаимосвязь и опираясь на интервью, которое вы брали у родителей дома, порассуждайте. Ребята выходят к доске. („Панель“)
- Запишите тему на отдельном листочке. Проведите между словами вертикальные линии. Получилась таблица: Сегодняв РоссииЖивуЯПодберите синонимы к этим словам, запишите их в каждом столбике.
- Прочтите некоторые синонимы.
- Использовав синонимы, обдумайте в группе несколько вариантов формулировки темы, запишите один вариант на отдельном листе.
- Запишите у себя на листе придуманную вами тему, поставьте тире и напишите свою фамилию, имя. В нескольких предложениях расскажите о себе так, чтобы все узнали кто вы, чем увлекаетесь, что любите в жизни, а к чему относитесь с опаской.
- Прочитайте в группах рассказы о себе друг другу.
- Из всех ваших вариантов тем мастерской выберите одну (можно ту, которая в названии мастерской) и на отдельном листе бумаги напишите ее, но вместо „я“ напишите „мы“, а затем напишите то, что характерно всем вам.8. Читают. Слушаем.
- Раздается V* листа. Напишите наверху слово „Россия“, внизу все то, что, с вашей точки зрения, входит в образ России.
- Прочитайте друг другу то, что вы написали (по кругу).
- Из всех слов, которые вы прочли, выберите одно, которое обозначает наиболее яркий для всех вас образ, включающий в себе весь смысл, набор чувств, которые вы вкладываете в понятие „Россия“.
- Напишите миниатюру, используя слова на карточке.
- Через 5−7 минут от начала письма смотрим видеосюжет. Подумайте о времени, вглядитесь в лица. Запишите на отдельном листе чувства, эмоции, мысли, которые возникли у вас в ходе просмотра.
- Продолжите свою миниатюру или напишите новую, используйте свои впечатления от просмотра сюжета.
- Ребята, вы разговариваЙ^гроо^ своими игрушками? Расскажите нам о состоявшемся разговоре.1. Каждый ребенок читает 2−3 предложения из домашнего сочинения-миниатюры (наставление игрушке).
- Вернитесь на свои места. Прочитайте, что вам написали одноклассники.
- Допишите диалог, добавьте несколько фраз, расскажите о тех игрушках, которых вы видели у других ребят.XI. I) Прочитайте свою работу товарищам в группе.
- Выберите один диалог, с которым стоит познакомить всех ребят и прочитайте его.XII. Слушаем. От каждой группы звучит один диалог.XIII. Сейчас будем работать фломастером на альбомном листе.
- На правой стороне листа обведите левую ладонь.
- Напишите на ладошке имена двух ваших игрушек.
- Перечислите также всех, с кем вы любите играть.XIV. I) На листе бумаги слева обведите правую ладонь.
- Возьмите в свои руки любимую игрушку. Почувствуйте ее.
- Закройте глаза подумайте, какой игрушкой стал каждый из вас.
- Звучит „Вальс цветов“ П. И. Чайковского.
- Начинаем мастерскую по теме „Букет“. Сегодня вся обстановка радует глаз. Вы такие нарядные, красивые и, конечно же, цветы, которые вы принесли на мастерскую. На парте у каждого из вас 2 листа, и 1 общий лист на группу.
- Напишите на листке имя вашего цветка.
- Прочтите их (читают все) (я записываю на доске).
- Запишите на свой листок слова, которые приходят на ум, когда я смотрюШна цветок.
- Отдайте соседу свой листок и свой цветок, пусть добавит новые слова о цветке. Заберите свой листок.
- Выберите самые точные, яркие слова о цветах и запишите их на общем листке.
- Один ученик от группы прочтет вслух эти слова, а вы можете в свой листок записать слова, которые вам понравились.
- Выберите из общего листка любое слово. Подберите и запишите слова-ассоциации.
- Группы читают слова (остальные в это время слушают, на свой листок записывают слова, которые понравились).
- На столе стоят вазы с водой. Подумайте, какие букеты можно составить из этих цветов. Составьте букет.
- Посмотрите на свои букеты, Может быть какой-нибудь цветок будет лучше смотреться в другом букете. Там ему будет лучше, там его друзья. Тогда переставьте.
- Ребята, а я вспомнила про такие растения. Да доске: осокакрапива чертополох подорожник репейник
- Выберите одно из них и напишите его имя рядом с именем вашего первого цветка.• 15. Подумайте об этом цветке и запишите под его именем какие-нибудьслова.
- В группе зачитайте свои слова, обсудите и самые удачные запишите на общий листок.
- Выберите слова-ассоциации.
- Я предлагаю вам еще один набор из полевых, луговых и лесных цветов. На доске: ромашкаколокольчикфиалкавасилекландышВыберите один цветок из группы, напишите его имя рядом с именами других цветов.
- Выберите в группе самые яркие слова о цветах и запишите их на общем листе.
- Один ученик от группы зачитывает слова вслух.
- Сейчас я прочту два художественных отрывка. Подумайте о характере цветов, о которых я буду читать. (Изложение по поэме Овидия „Метаморфозы“ -„Легенда о Нарциссе“, отрывок из сказки А. де Сент-Экзюпери „Маленький принц“.
- Обсудите в группе. На общем листе опишите характер этих цветов.
- Давайте вернемся к своему словесному букету, к тем трем именам, которые у вас написаны на листочке. Подойдут ли они по характеру друг к другу
- Сделайте запись на своем листке.
- Теперь опишите все это на бумаге.
- Прочитайте работы в группах. Выберите самый необычный текст и прочтите его всем.
- Обсудите в группе слова, которые вы написали и подготовьте выступление от группы. (Слова напишите на общем листке).Во время выступления групп учитель подчеркивает слова на доске, которые дети называют).
- А теперь выберите и запишите слова, которые на ваш взгляд никакого отношения к празднику не имеют. Запишите их рядом во второй столбик.
- Обсудите в группе свои слова, выпишите на общий листок и подготовьте выступление от группы. (Учитель обводит эти слова цветным мелом).
- Походите по классу, посмотрите, какие рисунки к выбранным словам нарисовали ваши товарищи.
- А теперь вы должны будете представить один диалог от группы.
- Прослушивание диалогов от каждой группы.
- Чтение художественного отрывка.
- А сейчас каждый из вас еще раз очень внимательно прочитает отрывок и выберет одну фразу, которая произвела на него сильное впечатление и ее вы бы хотели запмнить.14. Ребята зачитывают фразы.
- Возьмите листочек бумаги и проведите на нем линию.2. Рассмотрите ее.
- Представьте ее нам, назвав ее прилагательным.
- Посмотрите друг у друга линии.
- Зарисуйте в свой листочек линию, которую вы посмотрели у другого.6. Назовите ее.
- Рассмотрите загадочный образ, скрытый в этой линии на листе. Если необходимо, поправьте ниточки, чтобы выявить образ.
- Зарисуйте на бумаге тот образ, который вам подсказала нитяная линия.
- Дай те имя тому образу, который у вас получился.
- Выставка. Вывесить на доску работы. Подходим и смотрим.
- Садимся на место. Берем любую ниточку. Передаем ей тепло своей руки. Бросаем все вместе свои ниточки на один общий лист. Бросаем все вместе свои ниточки на общий лист со всех сторон. Пытаемся увидеть загадочный образ, созданный вашими ниточками.
- Садимся на место. Каждый нарисует на своем листе бумаги то, что ОН увидел в ОБЩЕЙ композиции.15. Назовите свою картину.
- Выставка. Рассматриваем. Учимся друг у друга.
- Садимся на место. Рассматриваем графические рисунки Татьяны Маврнной.
- Выбираем понравившуюся линию и зарисовываем ее на свой первый листочек.19. Дайте ей название.
- Используя разные линии, создайте нечто новое.
- Дайте название своей картине.
- Выставка. (Завершая мастерскую, мастер дает каждому ученику „загадочную линию“ на карандашной кальке).
- Дайте изображение своего соседа: словесное, художественное, пластическое, символическое.
- Смотрим, слушаем, читаем .
- Дайте изображение себя: словесное художественное, пластическое, символическое.
- На доске написано „Я“. Выделите в своем изображении то, что характерно для каждого „Я“ присутствующего в классе.
- Мастер выслушивает каждого и пишет на доске то, что ему говорят.
- Нарисуйте свое лицо, если вы его забыли, не помните, то ощупайте его вспомните характерные особенности, черты своего лица: взгляд, улыбку., уловите настроение отношение к жизни.
- Рядом нарисуйте маски, которые вы носите, периодически меняя одну на другую.
- В мире банки день сменяется ночью, лето осенью, осень — зимой, зима -весной, весна — летом, сытость — голодом, голод — сытостью, сон — пробуждением, бодрствованием, бодрствование — сном. Опишите восприятия этих повторений личностью, находящейся в банке.
- Напишите слова: прошлое, настоящее, будущее. Подумайте, какое из этих слов связано с „Я“ и подпишите „Я“ над этим словом.
- Поменяйтесь листами с соседом. Мысленно поместите теперь в его банку свою личность, свое „Я“. Рассмотрите и опишите возможные изменения в своем мире, в мире своего „Я“, проанализируйте его восприятие повторений: день-ночь, бодрствование-сон.
- Подумайте, с каким словом: прошлое, настоящее, будущее связано по смыслу слово „Другой“? Подпишите его над этим словом.
- Обсудите с соседом или в группе возникающие мысли, свои решения.
- Дайте свой комментарий схемы (в группе):мир мирмя Мир, я, другой Мой мир и мир другогоМир другого и мой мир Мир, я и другой Мир, я, другой, другой
- Нарисуйте структуру „Я“, структуру „Другой“ (Другой-друг, Другой-ой, Другой-нейтрал, незаметен, невоспринимаем). Отразите их взаимодействия.
- Напишите текст „Появление „Другого“ мои потери и мои приобретения“.13. Слушаем тексты. Мастерская „Я“ и „Слово“, „Слово“ и „Я“
- Раздаются тексты, каждый выбирает кусочек текста и копирует его и затем самостоятельно продолжает текст в стиле автора.
- Обмен копиями в классе, определение автора и копировальщика.
- Каждый выбирает в аудитории предмет и дает его описание, не называя предмета. Писать можно в любой манере, от любого лица, лишь бы предмет был выписан сочно, смачно, броско, узнаваемо.
- Обмен текстами в классе. Информация образа с предметом, выделение характерных признаков, по которым предмет был опознан.
- Обмен текстами в классе. Прочтите текст и вступите с автором в письменный диалог. Если вам знаком этот объект или явление, то дайте его описание, если нет, то выскажите свое суждение о своей первой, хотя и заочной с ним встрече.
- Авторы получают свои тексты, дополненные размышлениями одноклассников.
- Обмен текстами, чтение текстов вслух, дополнение их своими комментариями, рассуждениями.
- Листы с текстами вывешиваются, ходим, смотрим, читаем.
- В произвольном тексте, который вы сейчас будете писать, проследите рпоцесс роста ввашей стены, охарактеризуйте этапы ее воздвижения, отразите изменения, происходящие в том, что она разделяет. Желающие читают текст.
- Нарисуйте какую-нибудь дверь в стене. Работы по желанию аудитории вывешиваются.
- Подумайте, почему вы ее нарисовали именно в этом месте стены, именно таких размеров. Разговор в группе.
- Вы сами нарисовали дверь в стене. Она ваше творение, ваша инициатива. Отварите ее на столько, на сколько сможете. Если хотите, загляниет в нее.
- Опишите свои теперешние ощущения, чувства, свое состояние. Слушаем тексты.
- Посмотрите на „стену с дверью“. Сравните ее со „стеной без двери“. Допишите к своему тексту несколько строк.
- Поработайте с этой „стеной с дверью“, внесите в нее любые изменения, которые прояснили бы ее „таковость“, „есть-ность“. Очистите свое восприятие этой стены и того, что находится за ней.10. Поговорите в группе.
- Сотрите свою стену. Встретьтесь с находящейся за ней. Опишите свою встречу.12. Слушаем тексты.
- В центре листа напишите „Я“ и нарисуйте стены, которые вас окружают, подпишите каждую из них.
- Мысленно поперемещайте себя в другие пространства, в другие дома, другие города, страны, в другие миры людей, природы и проследите за возникновением и исчезновениемстен.15. Опишите свое путешествие.16. Слушаем чтение текстов.
- Рефлексия. Тема „Я и Стена“, „Мои стены“, „Архитекторы моих стен“. Мастерская письма № 1
- Начните спокойно писать текст.
- Найдите слова, которые чуть-чуть убыстрят темп изложения, допишите их.
- Сделайте римическую паузу, заполните ее словами, не продвигая изложение вперед.4. „Запойте во весь голос“, не сдерживайте своих эмоций, выбирайте для их выражения сочные, яркие слова. Напишите еще несколько предложений.
- Немного замедлите темп изложения, для этого используйте смысловой повтор. Пишем.
- Смените ритм текста, придайте ему некоторую неопределенность.
- Сейчас вы напишите последнюю фразу текста. Подберите для нее самые значимые для вас слова. Пишем.
- Озаглавьте свой текст. В скобках напишите его жанр.
- Прочтите свой текст и подумайте: насколько название соответствует содержанию.
- Запишите на новом листе название вашего текта и напишите новый текст, не позволяя себе делать повторы (смысловые, ритмические), добиваясь полного различия с первым вариантом, текст полностью отвечающий тому названию (заголовку), который вы написали.
- Сделайте паузу, прочтите написанное, постарайтесь увидеть, рассмотреть то, что пока еще находится вне вашего внимания.
- Используйте вновь увиденные моменты, объекты, связи, структуры для продолжения письма. Пишите.
- Сделайте еще паузу. Прочтите написанное, сосредоточьте свое внимние на поиске недостаточно обоснованных тезисов, подчеркните их.
- Найдите форму обоснования их, и дайте это в тексте. Жиль Делез говорит, что „. обосновывать, значит определить неопределенное“.15. Подпишите текст: „Я“.
- Напишите теперь на листе „Другой“, дайте ему имя, имя лица, знакомого вам и прочтите текст с позиции „Другого“.
- Добавьте некоторые штрихи, краски, уберите излишнюю эмоциональность, рассудочность, внесите те изменения в текст, которые требует „Другой“.
- Прочтите текст и мысленно выделите те его особенности, которые свойственны именно вашему тексту, отражают вашу индивидуальность. Мастерская письма № 2
- Продолжите процесс написания своего текста.
- Стоп. Напишите далее: „Я так никогда и не оправился от изначального изумления и вопросов, на которые невозможно ответить“ (59, с.299). продолжите письмо.
- Поменяйтесь текстами, прочтите озаглавьте полученный текст.
- Напишите на новом листе данное вами заглавие текста и напишите новый текст, который должен вобрать все сегодняшние ваши мысли, все переживания, дайте им рождение в Слове.9. Читаем новые тексты.
- Вы сделали свою идеальную маску и надели на себя. Вас никто не узнает. Напишите текст о вашей новой жизни, которую определила для вас созданная вами маска.
- Напишите рядом слова „Я“, №Мир», «Друг-ой». Каждое слово обведите кружочком.