Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия формирования образа Я ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Образ Я рассматривается как стержневой компонент целостного развития личности, включающий совокупность развивающихся представлений ребенка о себе, сопряженную с их самооценкой и определяющую выбор способов поведения и деятельности. Структура образа Я представляет собой единство когнитивного (представления о себе), эмоционально-оценочного (отношение к себе), поведенческого (практическая готовность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы развития образа Я личности
    • 1. 1. Философские и психолого-педагогические основания развития образа Я личности
    • 1. 2. Причины развития негативного образа Я ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту
    • 1. 3. Условия формирования образа Я ребенка 5−7 лет в образовательном процессе
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. Процесс формирования образа Я ребенка в период перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту в условиях образовательного процесса
    • 2. 1. Диагностика сформированности образа Я ребенка 5−7 лет
    • 2. 2. Система педагогической поддержки в развитии и коррекции образа Я ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Педагогические условия формирования образа Я ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие личностного Я — одно из центральных звеньев становления личности. Исключительное значение в его развитии имеет поступление ребенка в школу и освоение им нового социального статуса: субъекта учебной деятельности (Липкина А.И., Рыбак Л. А., Андрущенко Т. В., Захарова А. В., Радина Н. К., Боязитова И. В., Худобина Е. Ю., и др.). В этот период происходит смена ведущего вида деятельности. Учебная деятельность способствует «повороту ребенка на себя», развитию у него рефлексии, что, в свою очередь способствует более интенсивному развитию его образа Я, включая формирование таких его качеств как осознанность и рефлексивность (Захарова.

А.Н).

Актуальность исследования заключается в том, что благополучное развитие образа Я личности является одним из наиболее важных факторов для успешной жизнедеятельности человека.

Только увидев в себе индивидуальность, научившись распознавать свои чувства и состояния, ребенок окажется способным с пониманием и уважением относиться к окружающим. Развитие позитивного образа Я дошкольника должно быть одной из приоритетных (ведущих) целей современного дошкольного образования" (М.В. Корепанова, 2001).

Недостаточное развитие знаний о себе, их неадекватность делает ребенка беззащитным перед отрицательными внешними оценками. Он принимает их на веру, что порой ведет развитию негативного отношения к себе, блокирует его активность. Неадекватная самооценка осложняет жизнь, является причиной конфликтов как с самим собой, так и с окружающими. (Белкин А. С).

Исследуя проблемы детей с трудностями адаптации к условиям школьной жизни и неуспеваемостью в учебной деятельности, зарубежные и российские исследователи (Комбс, Чоттенберг, Клиффорд, Бруковер, Эриксон, Дхойнер, Мак-Майклом, Бриджэн, Шипмэн, Лернед, Мюллер, Гоуз, Вуден, Р.

Берне, А. И. Липкина, A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых, А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина, Е. И. Морозова и др.) установили, что:

— если у ребенка уже сформировано отрицательное представление о себе, то он испытывает затруднения в период адаптации к школьной жизни, трудно сходится со сверстниками. У него высокий уровень тревожности, он учится с явным напряжением и значительно хуже своих возможностей и, конечно, этот ребенок чувствует себя несчастливым;

— причины неудовлетворительной успеваемости, незаинтересованности в учебе, низкой мотивации, плохого поведения во многом обусловлены отрицательным отношением к себе и заниженной самооценкой;

— трудности многих неуспевающих детей не являются следствием их умственной или физической неполноценности, а скоре результатом их представления о себе как не способных к серьезному учению.

Неразвитость положительного представления о себе, неверие в свои силы ведет к снижению внутреннего стимула саморазвития, поскольку ребенок не видит своих достоинств, на основе которых можно совершенствоваться.

Педагоги-гуманисты признают, что для оптимального развития ребенка необходимо его позитивное отношение к себе, предполагающее чувство собственного достоинства, ощущение своей самоценности, самопринятие. Положительное отношение к себе не только не препятствует положительному отношению к другим людям, но и является его необходимым условием. (М. Монтерсори, Э. Кей, А. Нейлл, С. Френе и др).

Проведенное нами исследование показало, что у значительной части детей к началу обучения в школе, а также учащихся первых классов уровень самопредставления носит неадекватный характер.

Результаты опроса воспитателей детского сада и учителей начальной школы (20 воспитателей детского сада и 25 учителей начальных классов Волгоградского региона и г. Thai nguyen (СРВ) и показали, что 70% из них обнаружили значительные затруднения в понимании сущности образа Я ребенка, его функций, имели весьма поверхностные представления о средствах его развития и коррекции.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы и практики показывал, что проблема формирования образа Я ребенка 5 — 7 лет изучена недостаточно. Нет научно-практического обоснования педагогических условий, способствующих обеспечению развитию и коррекции образа Я ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту.

Исследование в данном направлении на наш взгляд, поможет решить ряд проблем старшего дошкольного и младшего школьного возраста, в том числепроблемы развития личности в период кризиса 7 лет, характеризующегося трудностями принятия на себя ребенком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешной учебной деятельности и ряда других актуальных проблем.

Возникает потребность в разработке педагогического сопровождения процесса формирования у ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста позитивного образа Я.

Проведенный анализ теории и традиционной практики позволил выделить ряд противоречий между: потребностью ребенка познать себя, понять, что он хочет, и что он может, как одной из глубинных потребностей ребенка (А.Н. Леонтьев) и неготовностью системы образования к эффективному решению этой задачи;

— необходимостью формирования успешной, социально адаптированной личности младшего школьника и отсутствием соответствующих педагогических конструктов, обеспечивающих качественное освоение ребенком позиции субъекта учебной деятельности.

Проблема исследования заключается в не разработанности научных основ проектирования педагогических условий, позволяющих педагогу осуществлять формирование образа Я ребенка в период кризиса 7 лет.

Возрастающая актуальность, теоретическая и практическая значимость определили выбор темы нашего исследования: «Педагогические условия формирования образа Я ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту».

Цель исследования:

Разработать и научно обосновать педагогические условия формирования образа Я ребенка 5−7 лет в образовательном процессе.

Объект исследования:

Формирование личности ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном процессе.

Предмет исследования:

Педагогические условия формирования образа Я ребенка в период перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту.

Основу гипотезы исследования составил исходный тезис о том, что переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту имеет особое значение для становления образа Я как фундамента и фактора для дальнейшего успешного развития личности младшего школьника. Этот процесс может быть более эффективным и педагогическим управляемым при условии, если:

• в основу его проектирования будет положено понимание образа Я как стержневого компонента целостного развития личности в дошкольном и младшем школьном возрасте, включающего совокупность развивающих представлений ребенка о себе, сопряженную с их самооценкой и определяющую выбор способов поведения и деятельности;

• будут выявлены причины и факторы развития негативного образа Я ребенка в возрасте 5−7 лет;

• в качестве ведущего условия, способствующего эффективности формирования позитивного образа Я ребенка 5−7 лет, будет рассматриваться система педагогической поддержки, определяющей стратегию деятельности педагога в образовательном процессе;

• система педагогической поддержки будет строиться как ряд последовательных, взаимосвязанных этапов, специфика развертывания которых заключается, с одной стороны, в преодоление отклонений в развитии позитивного самовосприятия, с другой — в обеспечении последовательного обогащения детьми представлений о себе, формировании адекватной самооценки, актуализации мотивов самореализации в общении и деятельности.

Задачи исследования:

1. Исследовать генезис понятия «образ Я» в современных психолого-педагогических исследованияхраскрыть особенности его развития в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту.

2. Выявить причины, описать факторы, влияющие на развитие негативного образа Я ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту.

3. Научно обосновать педагогические условия, способствующие эффективной развитию и коррекции образа Я ребенка в переходный период от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту в условиях образовательного процесса.

4. Разработать и экспериментально апробировать систему педагогической поддержки, направленную на формирование позитивного образа Я ребенка в период перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту и обеспечивающую дальнейшее качественное освоение им позиции субъекта учебной деятельности.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

— положения гуманистической психологии (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Берне), признающие приоритетность целостности личности в процессе ее саморазвитияs.

— положения целостного системного подхода в образовании (B.C. Ильин, Н. К. Сергеев и др.);

— идеи личностно-ориентированного подхода в педагогическом процессе (В.В. Сериков, Е. В. Бондаревская, В. А. Петровский и др.) — у-—.

— возрастной подход и идея о сензитивных периодах личностного развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста (Л.С Выготский, А. Н Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, М. В. Корепанова и др.).

В ходе исследования использованы автором следующие группы методов: группа теоретических методов', теоретико-методологический анализ философской, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблемеметод теоретического моделирования (модель процесса коррекции образа Я ребенка 5−7 лет в образовательном процессе) и др.- группа эмпирических методов: диагностика сформированности компонентов образа Янаблюдениебеседыанкетированиеанализ продуктов детской деятельности, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий) — количественный и качественный анализ эмпирических данных, полученных в ходе исследования и др.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем поставлена и решена проблема формирования образа Я ребенка в период перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Раскрыт потенциал системы педагогической поддержки, ее коррекционно-развивающее влияние на процесс формирования представления ребенка о себе. Выявлены и содержательно описаны этапы формирования образа Я ребенка 5−7 лет в условиях образовательного процесса.

Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в дальнейшее развитие теории личностно-ориентированного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Уточнено научное знание о сущности образа Я ребенка 5−7 лет, его значение в становлении позиции субъекта учебной деятельности у учащихся начальной школы. Выявлены причины развития негативного образа Я ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту и обоснованы педагогические условия его развития и коррекции.

Полученные выводы исследования могут служить теоретической базой для решения проблемы социально-психологической адаптации младших школьников в условиях обучения.

Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-методических основ процесса формирования образа Я ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту в условиях образовательного процесса. Предложена система средств и способы их реализации в этом процессе.

Представленные в работе материалы могут быть использованы в педагогическом процессе детского сада, прогимназии и начальной школы.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных научно-теоретических данных, включающих обращение к смежным отраслям знаний (философии, психологии и др.) — целостным подходом к решению проблемыадекватностью методов исследования поставленных задач и логическими результатами исследования, полученными в ходе исследования и подтвержденные практическим опытом.

Апробация результатов исследования проводилась через публикации и выступления с научными сообщениями на научно-практических конференциях г. Волгограда (2001;2004). Материалы исследования обсуждались в рамках работы межрегиональной научно-практической конференции молодых исследователей Волгоградской области (ВГПУ, ноябрь 2002 г.) — научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовании: сущность, опыт, тенденции развития» (СРВ, январь 2002 г.) — международной научно-практической конференции «Социально-педагогическая адаптация детей и подростков: проблемы и решения» (ВГПУ, апрель 2003 г.). Основные положения и выводы по результатам исследования обсуждались на аспирантских семинарах Волгоградского государственного педагогического университета.

Внедрение результатов исследования: результаты исследования внедрены в практику работы дошкольного образовательного учреждения № 198 Центрального района, прогимназии № 1 Краснооктябрского района г. Волгограда и начальной школы Nguyen Viet Xuan г. Thai Nguyen (CPV).

Положения, выносимые на защиту:

1. Образ Я рассматривается как стержневой компонент целостного развития личности, включающий совокупность развивающихся представлений ребенка о себе, сопряженную с их самооценкой и определяющую выбор способов поведения и деятельности. Структура образа Я представляет собой единство когнитивного (представления о себе), эмоционально-оценочного (отношение к себе), поведенческого (практическая готовность к определенному виду отношений со взрослыми и сверстниками) компонентов. Сензитивным для развития самосознания следует рассматривать период перехода ребенка от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту, как обеспечивающий плавное вхождение ребенка в новую социально образовательную ситуацию, связанную с обретением им позиции субъекта учебной деятельности.

2. Нарушения в развитии позитивного образа Я обусловливаются рядом факторов, в том числе, социально-психологических (отсутствие эмоциональной поддержки, бедность индивидуального опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточное развитие самосознания и рефлексии) и педагогических (завышенные требования со стороны взрослых, преобладание отрицательных оценок поведения и результатов деятельности, авторитарный характер педагогических воздействий), которые как в совокупности, так и самостоятельно могут негативно влиять на характер самовосприятия, самооценки, мотивов и способов поведения и деятельности ребенка.

Негативный образ Я является одной из основных причин, затрудняющих вхождение ребенка в социум, снижающих его успешность в учебной деятельности и развитии личности в целом.

3. Основным педагогическим условием развития и коррекции образа Я ребенка в кризисный период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту является система педагогической поддержки, определяющая стратегию деятельности педагога в образовательном процессе. Она обеспечивает эмоциональную поддержку ребенку и способствует освоению им позиции субъекта в самопознании, самокоррекции, саморазвитии.

4. В рамках целостного педагогического процесса система педагогической поддержки способствует преодолению отклонений в развитии позитивного самовосприятия ребенка в период перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Она строится как ряд последовательных, взаимосвязанных этапов: стимулирующего, обеспечивающего обогащение знаний ребенка о себе, осознание им своих возможностейформирующего, направленного на развитие позитивного самовосприятия и адекватной самооценки: рефлексивно-оценочного, состоящего в освоении ребенком # способности к рефлексивному самооцениванию, актуализации мотивов самореализации в общении и деятельности.

База исследования: Опытно-экспериментальная часть работы осуществлялась при непосредственном участии диссертанта на базе дошкольного образовательного учреждения № 198 Центрального района, прогимназии № 1 Краснооктябрского района г. Волгограда и начальной школы Nguyen Viet Xuan г. Thai Nguyen (CPV).

Основные этапы исследования.

На первом этапе (2001;2002г.г.) изучалась философская, психолого-педагогическая литература по данной проблеме. Разрабатывался комплекс диагностических методик, проводился констатирующий экспериментвыявлялась причины нарушения развития позитивного образа Я ребенка 5−7 летсоздавалась программа опытно-экспериментальной работы, проводилась опытная работа.

Второй этап работы (2002;2003г.г.) осуществлялся формирующий эксперимент, выявлялась динамика процесса коррекции образа Я ребенка 5−7 летобрабатывались и анализировались полученные данные.

На третьем этапе работы (2003;2004г.г.) проводилась систематизация содержания и результатов исследования, результаты работы оформлялись в виде текста диссертации.

Объем и структура диссертации.

Работа общим объемом 179 страниц состоит из введения (12 е.), двух глав (79 е., 57 с.) заключения (4 е.), списка литературы (182 наименования) и четырех приложений. Текст диссертации содержит 8 таблиц.

Результаты исследования показали, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но оборот она пропитает собой всю деятельность ученика. По мнению J1.C. Выготского она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении. Это положение позволяет говорить о сохранении роли игры как ведущей деятельности в переходный период от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Это служит основанием для использования игры как ведущего средства развития и коррекции образа Я ребенка в период перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту.

4. Четвертой задачей исследования была разработка и апробация системы педагогической поддержки, направленной на развитие и коррекцию образа Я ребенка в условиях образовательном процесса.

В соответствии с обоснованием педагогических условий весь процесс формирования образа Я ребенка был раздел на три этапа:

— на первом этапе решались задачи по определению критериев и выяснению уровня развития образа Я ребенка 5−7 лет. Обобщенные нами психолого-педагогические выводы позволили выделить следующие критерии компонентов образа Я: когнитивный — наличие и характер представлений о себе, эмоционально-оценочный — характер отношения к себе и поведенческий — ценностные суждения, умение устанавливать межличностные отношения с окружающими. На основании этих критериев и результатов констатирующего эксперимента были выделены 3 уровня развития (высокий, средний, низкий) каждого компонента в структуре образа Я. Количественный и качественный анализ полученных результатов констатирующего эксперимента показал, что преобладающим является низкий уровень;

— на втором этапе — создание модели программы формирования образа Я ребенка и ее реализация: определялись основные направления педагогической деятельности по развитию и обогащения каждого из компонентов образа Я ребенка, применялись и отбирались различные варианты опытно-экспериментальной деятельности, проводилась работа с детьми на основе конструктивного синтеза различных форм и методов;

— на третьем этапе проводился контрольный эксперимент, целью которого являлось выяснение эффективности разработанной нами системы педагогической поддержки. Результат контрольного эксперимента обнаружил позитивные изменения в характеристиках всех компонентов образа Я ребенка.

Полученные данные исследования дают основание подтвердить, что разработанные нами педагогические условия способствуют эффективному формированию образа Я ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту.

Таким образом, основные задачи исследования выполнены. Вместе с тем, исследование не охватывает всего круга вопросов, связанных с решением проблемы развития и коррекции сферы личностного Я. Еще недостаточно исследованы такие вопросы, как изучение влияния умственного развития на становление и развитие образа Яизучение резервов учебной деятельности в начальной школе для развития и коррекции образа Я младших школьников. Решение этих вопросов будет содействовать более глубокому познанию закономерностей развития и средств формирования позитивного представления о себе у младших школьников. На это направлены наши дальнейшие исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изменения, происходящие в современном обществе, непосредственным образом затрагивают сферу образования на всех ее уровнях. Сегодня, когда актуальными стали проблемы гуманизации и гуманитаризации образования, становятся важными проблемы научного поиска средств, способствующих развитию личностного Я.

Однако анализ образовательной практики показал, что решение данной проблемы сопряжено с различными трудностями, одной их которых является недостаточно научное обоснование методического обеспечения процесса становления и развития самосознания ребенка в условиях образовательного учреждения.

Учитывая этот социальный заказ, в нашем диссертационным исследовании была предпринята попытка теоретически обосновать и экспериментально апробировать один из вариантов построения системы педагогических условий, направленных на развитие и коррекцию сферы человеческого Я — образа Я ребенка 5−7 лет. В своем исследовании мы опирались на гуманистический потенциал человековедческих наук.

Изложим результаты, полученные в процессе решения развернутых задач исследования.

1. Первая задача состояла в уточнении понятия образа Я, его структуры и функций в личностном развитии. Анализ современного состояния проблемы позволил установить, что к настоящему времени в философской, психологической, педагогической литературе накоплен определенный опыт научно-методических знаний в области формирования и развития образа Я личности. На основе теоретического анализа российских и зарубежных концепций развития личности было выявлено, что на сегодняшний день имеется несколько подходов к определению сущности образа Я.

В рамках зарубежных исследований образ Я рассматривается как система самовосприятий, как механизм, контролирующий и интегрирующий поведение индивида (К. Роджерс), как совокупность всех представлений индивида о себе, включающая убеждения, оценки и тенденции поведения (Р. Берне), как процесс самоактуализации (А. Маслоу).

Российские теории развития личности связывают образ Я с самосознанием. Образ Я трактуется часто как представления человека о себе. Одни исследователи рассматриают образ Я как компонент личности (В.Н Мясищев, К.К. Платонов) — другие полагают, что образ Я — это личность в целом (СЛ. Рубиштейн, В. А. Петровский и др.).

В нашем исследовании мы придерживались следующей трактовки изучаемого понятия. Образ Я ребенка понимается как стержневой компонент целостного развития личности, включающий совокупность развивающихся представлений ребенка о себе, сопряженную с их самооценкой и определяющую выбор способов поведения и деятельности. В его структуре выделяются когнитивный (представления о себе), эмоционально-оценочный (отношение к себе), поведенческий (практическая готовность ребенка к определенному виду отношений с взрослыми и сверстниками) компоненты.

2. Второй задачей нашего исследования являлось выяснение причины развития негативного образа Я ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту. Было установлено, что нарушения в развитии позитивного образа Я обусловливаются рядом факторов, в том числе, социально-психологических (отсутствие эмоциональной поддержки, бедность индивидуального опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточное развитие самосознания и рефлексии) и педагогических (завышенные требования со стороны взрослых, преобладание отрицательных оценок поведения и результатов деятельности, авторитарный характер педагогических воздействий), которые как в совокупности, так и самостоятельно могут негативно влиять на характер самовосприятия, самооценки, мотивов и способов поведения и деятельности ребенка. Негативный образ Я является одной из основных причин, затрудняющих вхождение ребенка в социум, снижающих его успешность в учебной деятельности и развитии личности в целом.

3. Третья задача исследования — выяснение и обоснование педагогических условий, способствующих развитию и коррекции образа Я ребенка 5−7 лет. Было установлено, что наиболее эффективным условием формирования образа Я ребенка 5−7 лет является система педагогической поддержки. Она способствует преодолению отклонений в развитии позитивного самовосприятия и освоению ребенком позиции субъекта в самопознании, самокоррекции, саморазвитии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Психология личности. Учеб. пособие СПб. 1999.- 86 с.
  2. Е.М. формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста средствам театрализованных игр. Дисс. канд. пед. наук. Волгоград 2001. 165 с.
  3. Ш. А. В школу С шести лет. м.: Педагогика, 1986.- 176 с.
  4. Ш. А. Обучение, оценка, отметка., М. 1980.- 165 с.
  5. .Г. Психология педагогической оценки. М., 1980.- 260 с.
  6. А. Психологическая поддержка ребенка //Воспитаниешкольников. 2000. № 3. С. 20−30.
  7. Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки вмладшем школьном возрасте. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1978.-161с.
  8. Н.П. Воспитание игрой. Кн. для учителей. М. 1987.- 144 с.
  9. В.В. Внутришкольное управление развитием авторскихпедагогических систем. Дисс. канд. пед. наук. Волгоград 1998.- 215 с.
  10. Анцыферова Л. И, Этическая концепция развития личности. М.: наука 1987.- 232 с.
  11. Артепедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисарова, Т. А. Добровольская. М.: 2001. — 248 с.
  12. Т.В. Самосознание и Я-концепция ребенка. Великий Новгород. 2002.-125 с.
  13. Д. Самовоспитание детей дошкольного возраста в процессе ручного труда. Автореф. дисс. канд. пед. наук, — 1977. С. 13.
  14. Безруких М. М, Ефимова С. П. Ребенок идет в школу: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М. 2000. С. 43−47.
  15. А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000.- 192 с.16
Заполнить форму текущей работой