Трудовое воспитание младших школьников в современной общеобразовательной школе
Диссертация
B.А. Сластенин, Ю. П. Сокольников и др.) — исследования классиков педагогики (Я.А. Коменский, Н. К. Крупская, Дж. Локк, А. С. Макаренко, Р. Оуэн, И. Г. Песталоцци, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Ш. Фурье, С. Т. Шацкий, И. Я. Яковлев и др.) — идеи системного подхода (В.И. Андреев, В. Г. Афанасьев, И. Д. Балдберг, Л. П. Буева, М. С. Коган, Л. И. Новикова, В. Н. Садовская, Г. Л… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава I. Теоретические основы трудового воспитания младших школьников в структуре целостного воспитательного процесса
- 1. Характеристика целостного воспитательного процесса в начальных классах современной школы
- 2. Своеобразие трудового воспитания в начальных классах современной школы
- Глава II. Опытно-экспериментальная работа по трудовому воспитанию младших школьников в структуре целостного воспитательного процесса
- 1. Планирование трудового воспитания учащихся начальных классов
- 2. Ход и анализ опытно-экспериментальной работы по трудовому воспитанию учащихся начальных классов
- 3. Педагогические условия эффективности трудового воспитания младших школьников
Список литературы
- Абазов Ф.Ф. Теория и практика трудовой подготовки сельских школьников в обновляющихся экономических условиях: Автор, дис. д-ра пед. наук. — Уфа, 2001. — 40с.
- Абульханов-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности / Психология личности в социалистическом обществе / Под редакцией В. Ф. Ломова, Абульханова-Славской К.А. М.: Наука, 1989. — С.11−134.
- Азаров Ю.П. Игра и труд. М.: Знание, 1973. — 96 с. (Нар. ун-т, пед. ф-т- № 12)
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.- М.: Просвещение, 1985 448 с.
- Азаров Ю.П. Родительская педагогика. М.: Просвещение, 1989. -187 с.
- Александров Н.И. Народные традиции чувашей в трудовом воспитании подрастающего поколения // Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Ч. 1. Чебоксары, 1991. — С. 106−108.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1983. -208 с. '
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова М.: Педагогика, 1980 — 230 с.
- Ананьев Б.Г. О человеке как субъекте воспитания // Психология труда: В 2-х ч. М&bdquo- 1980. — Ч. 2. — С. 9−127.
- Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Психология личности. Т.1. Хрестоматия. Изд. 2, допол. Самара: Издательский дом «Бархат», 1999. -448 с.
- Ангеловски К. Учителя и инновации: Кн. для учителя: Пер. с макед. -М.: Просвещение, 1991. 156 с.
- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
- Аникева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М.: Просвещение, 1983. 96 с.
- Анциферова Л.И. Психология личности как развивающая система / Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — 356 с.
- Апышев Б.А. Народные традиции и их использование в трудовом воспитании старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1974. — 23 с.
- Атангулов У.Ш. Педагогические условия использования идей и опыта народной педагогики в трудовом воспитании школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Уфа, 1993. — 23с.
- Атутов П.Р. Политехническая подготовка школьников в современных условиях // Школа и производство. 1984. — № 6. — С. 17−18.
- Атутов П.Р., Бабкин Н. П., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основами наук. М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
- Ахияров К.Ш., Амиров А. Ф. Школа, труд, рынок. Уфа, 1994. — 84 с.
- Ахияров К.Ш., Амиров А. Ф., Атутов П. Р. Подготовка школьников к труду. Уфа, 1992. — 26 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
- Бабанский Ю.К., Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: Педагогика, 1980 — 80 с.
- Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. — 224 с.
- Батыщев С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и практики. -М.: Просвещение, 1981. 121с.
- Бахир В.К. Формирование интереса к труду у младших школьников в учебной и внеучебной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Л., 1980.-16 с.
- Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2000.192 с.
- Бескоровайная Р.П., Григорьева Т. Н., Иванова Г. Н. Учимся жить вместе: Методические рекомендации. Чебоксары: ЧРИО, 1998. — 52 с.
- Битинас Б.П. Структура процесса воспитания. Каунас: Швиеса, 1984.- 190 с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270 с.
- Блонский П.П. // Избр. пед. произведения. Под ред. Б. П. Есипова и др. М: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 695 с.
- Богданов Г. П. Игры и развлечения в группе продленного дня. М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
- Богданова О.С. Нравственное воспитание младших школьников: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. М., 1975. — 54 с.
- Богданова О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах: Пособие для учителя. 2-е изд., испр.- М.> Просвещение, 1980. — 208 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. -464 с.
- Болдырев Н.И. Классный руководитель. М.: Просвещение, 1978. -271 с.
- Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе: Учебное пособие для пединститутов. М.: Просвещение, 1974. — 223 с.
- Болдырев Н.И. О перестройке воспитательной работы в школе // Новая система народного образования в СССР. М., 1960. — С. 491−511.
- Большой Энциклопедический Словарь: В 2-х т. / Гл. ред. A.M. Прохоров. М: Сов. Энциклопедия, 1991. — Т. 2 — 1991 — 768 с.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
- Вершинина Т.В. Воспитание трудолюбия, дисциплинированности и коллективизма у младших школьников: Метод, рекомендации. М.: АПН СССР НИИ труд. обуч. и проф. ориент, 1984 — 23 с.
- Виноградова Е.Ф. Начальная школа сегодня: успехи и трудности. Обсуждаем итоги российского совещания по начальной школе // Начальная школа. 1997. -№ 4.-С. 11−14.
- Волков Г. Н. Трудовые традиции чувашского народа. Этнопедагоги-ческий очерк. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1970. — 96 с.
- Вопросы воспитания: Системный подход / Под общ. ред. Л.И. Новиtковой. -М.: Прогресс, 1981. 136 с.
- Воспитание и обучение в образовательном учреждении: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Павлов И. В. Москва- Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И. Я Яковлева, 2001.- 188 с.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. — № 6. — С. 62−76.
- Гаврилычева Г. Ф. В начале было детство. Диагностика изучения личности младшего школьника // Педагогика начальной школы. 1994. -№ 1.- С. 16−17.t
- Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1−4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий. -М.: Новая школа, 1994. 192 с.
- Герцман Б.С. Игра и труд // Воспитание детей в игре. М., 1958. -С. 123−146.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: «МАСС МЕДИА», 1995.-240 с.
- Глущенко А.Г. Н.К. Крупская об организации труда младших школьников // Начальная школа. 1984. — № 2. — С. 8−11.
- Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение, 1985. — 159 с.
- Гордин А.Ю. Организация классного коллектива. М.: Просвещение, 1984.- 175 с.
- Грашкова М.Н. Психология отношения школьника к труду: Авто-реф. дис. канд. пед. наук- JL: 1963.-21 с.
- Григорьев Г. Н. Общее и регионально особенное в трудовом воспитании старших школьников (в воспитательном пространстве Чувашской Республики): Дис. д-ра пед. наук. Чебоксары, 2002. — 386 с.
- Григорьев Г. Н. Трудовое воспитание старших школьников в условиях разнопрофильного лицея: Дис. канд. пед. наук. Чебоксары, 1997. -231 с.
- Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс- Изд-во ННН, 1999. — 616 с.
- Державец М. Игры-минутки. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1966. — 64 с.
- Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формировании личности школьника: Материалы научно-практической конференции, проведенной 19−22 октября 1981 г. в г. Липецке. -М.: ЦС ПО РСФСР, 1983.- 175 с.
- Дюнн Маргарет. Все о детской вечеринке / Перевод с англ. М.: ТОО Центр «ПРО» при участии АОЗТ «Альвис» и АО «Столетие», 1996. -224 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 159 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом № 12-ФЗ от 13 января 1996 года). М.: Изд-во «Ось-89», 1998.
- Закон Чувашской Республики «Об образовании» // Чаваш ен. 1998. -№ 9−10.
- Земляков А.Е. Иван Яковлевич Яковлев и современность. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический институт — 1997. — 252 с.
- Иванов И.П. Воспитывать коллективность. М.: Просвещение, 1983.-96 с.
- Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. Минск: Высш. школа, 1988.- 159 с.
- Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания: Учебное пособие для студентов пединститутов. Минск: Высш. школа. — 1981. — 143 с.
- Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 92 с.
- Игнатьева Е.И. Психология младшего школьника. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-230 с.
- Каменских Т.Н. Трудовое воспитание младших школьников в игровой деятельности: Дис. канд. пед. наук. Москва, 1986. — 350 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.- М.: Педагогика, 1990.-245 с.
- Капралова Л.И. Работа классного руководителя с родителями. М.: Просвещение, 1980. — 122 с.
- Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями.- М.: Просвещение, 1980.- 122 с.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1993. -150 с.
- Караковский В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание. Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
- Касперская Л.Б. Воспитание готовности к труду на основе его привлекательности у детей 6−7 летнего возраста: Автореф. дис.:. канд. пед. наук. — Минск: Высш. школа, 1981. — 20 с.
- Качнев В.И., Стражевская Н. Я. Актуальные проблемы трудовой подготовки в 1−3 классах // Начальная школа. 1983. — № 11. — С.42−46.
- Кирсанов А.А. Культура умственного труда учащихся. Казань: Татарское книжное издательство, 1968. — 147 с.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд. МГУ, 1988. -197 с.
- Кожанова Н.Е. Воспитательный потенциал семьи: Учебно-методическое пособие. М.: Прометей, 1993. — 46 с.
- Козлина А.В. Уроки ручного труда: Конспекты занятий. М.: Мозаика — Синтез, 2003. — 64 с.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002. — 368 с.
- Коломенский Я.Л. Формирование социально-психологической готовности личности к труду. Минск, «Народная повесть», 1981. — 203 с.
- Кольцова М.М. Воспитание полезных навыков и привычек у детей. -М.: Медицина, 1965. 5 с.
- Кондратенко Т.М. Пути формирования экономической культуры младших школьников в учебном процессе / Воспитание и обучение в современной школе: Сборник научных статей. Москва — Чебоксары: АПСН. -228 с.
- Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2001. — 119 с.
- Конституция (Основной закон) Чувашской Республики. Чебоксары, 1993.-46 с.
- Конституция Российской Федерации. М., 1993. — 62 с.
- Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе): Проект // Дидакт. 2000. — № 1.
- Короткина Т.К. Организация работы школы с семьей и общественностью: Методические рекомендации. М.: Педагогика, 1985. — 48 с.
- Кочетов А.И. Методология исследования проблем трудового воспитания школьников: Методическое пособие Минск: Минский гос. пед. ин-т, 1982.-84 с.
- Кочетов А.И. Методологические проблемы трудового воспитания и критерии его эффективности // Критерии определения готовности учащихся к труду в сфере материального производства: Сб. научн. трудов Минск: 1980.-С. 31−41
- Кочетов А.И. Основы трудового воспитания. Минск: «Народная асвета», 1980.-223 с.
- Кружилина Т.В. Формирование у младших школьников коллективистических взаимоотношений в процессе трудового обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1980. 16 с.
- Крупская Н.К. Пед. соч. в 10-ти т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959 -Т.5.-689 с.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе: Практическое пособие. М.: ТЦ «Учитель», 2001.
- Левитов Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. — 340 с.
- Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла. В кн. «Школа 2000» / Под ред. А. А. Леонтьева. Выпуск 1. М., 1997.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
- Леонтьева М.Р. Справка о проблемах и перспективах развития начального образования // Начальная школа. 1997. — № 4.
- Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979. -168 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК.- М.: Прометей- Юрайт, 1998. 464 с.
- Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М.: Просвещение, 1981.
- Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. -М.: Просвещение, 1997.-223 с.
- Мавлянова Р.А. Совместная работа школы и семьи в трудовом воспитании детей младшего школьного возраста (на материалах школ УзССР): Автореф. дис. канд. пед. наук. Ташкент, 1967. — 16 с.
- Магзумов П.Т. Педагогические основы трудового становления личности школьника: Дис. д-ра пед. наук. Ташкент, 1991. — 342 с.
- Макаревич А.Р. Социально-психологические аспекты готовности к трудовой деятельности и особенности ее формирования у младших школьников // Проблемы психологической готовности детей к труду. Мн., 1983. — 156 с.
- Макаренко А.С. Книга для родителей // Пед. соч.: В 8 т. М.: Педагогика, 1984. — Т.7. — С. 145−157.
- Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч.: В 8-ми т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 1. — С. 267−330.
- Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: В 7-ми т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — Т. 5. — С. 9−10.
- Макаренко А.С. Опыт методики работы детской трудовой колонии // Соч.: В 7-ми т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — Т. 5 — С. 461−495.
- Макаренко А.С. Пед. соч. в 8-ми т. М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. -399 с.
- Мальковская Т.Н. Социальная активность школьников. Л., 1978.
- Мальковская Т.Н. Трудовое воспитание / Под ред. Ю.К. Бабанско-го. М.: Просвещение, 1983 — С.417−442.
- Маслоу А. Теория личности // Психология личности. Т.1. Хрестоматия. Изд. 2, допол. Самара: Издательский дом «Бархат», 1999. — 448 с.
- Матяш Н.М., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. М.: Вентана-Графф, 2002.- 112 с.
- Менджерицкая Д.В. Игра как средство воспитания // Воспитание детей в игре. М.: Гос. уч. пед. изд-во МП РСФСР, 1958. — С. 3−29.
- Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. М.: ЦГЛ- Ставрополь: Сервисшкола, 2003. -304 с.
- Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М.: Просвещение, 1983. — 190 с.
- Минскин Е.М. От игры к знаниям. Развивающие и познавательные игры младших школьников: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1988. -191 с.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика. -М.: Просвещение, 1999.
- Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. -Мн.: Знание, 1983.-96 с.
- Народная педагогика и современные проблемы воспитания: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции: В 4-х т. Чебоксары, 1991.-121 с.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 5.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. М.: Просвещение, 1994. -496 с.
- Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. — № 4.
- Новожилова В.В. Сущность и содержание экономического воспитания школьников / Трудовое воспитание подрастающих поколений в структуре воспитательного пространства региона: Сборник научных трудов. Москва- Чебоксары: ЧГПУ им И .Я. Яковлева, 2001. — 210 с.
- О дальнейшем совершенствовании содержания, форм и методов трудового воспитания и обучения учащихся начальных классов: Методическое письмо // Начальная школа. 1984. — № 9. — С. 3−9.
- Огерчук Л.Ю. Примерные тестовые задания по технологии для учащихся 1−4 классов: Работа с бумагой и картоном. М.: Школьная пресса, 2003. — С. 48 («Школа и производство. Библиотека журнала" — Вып. 15.)
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН- Российский фонд культуры- 3-е изд., стереотипное — М.: АЗЪ, 1996. — 928с.
- Павлов И.В. Воспитание на традициях. Чебоксары: Чувашкниго-издат, 1988.- 110 с.
- Павлов И.В. Воспитание трудолюбия у детей и подростков в семье: Методические рекомендации в помощь классным руководителям, студентам педвузов, родителям. Чебоксары: ЧРИО, 1991.- 75 с.
- Павлов И.В. Формирование устойчивых привычек нравственного поведения у учащихся. Чебоксары: 41 НУ им. И. Я. Яковлева, 1994. — 322 с.
- Панков В.А. Трудовое воспитание младших школьников: Книга для учителя. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
- Пантина А.К. Психологическая подготовка учащихся младших классов к труду. Минск: Гос. уч. пед. изд-во МП БССР, 1963. — 86 с.
- Патрина К.Т., Матюхина М. В. Психология младшего школьника. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1966. 176 с.
- Пашков А.Г. Труд в воспитательной системе общеобразовательной школы: Дис. д-ра пед. наук. М., 1992. — 336 с.
- Пашков А.Г. Труд в школе: кризис или обновление М.: Знание, 1992. — 79 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология», № 4).
- Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983 -608 с.
- Педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под. ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 608 с.
- Педагогическая энциклопедия / Под ред. И. А. Каирова, Ф. Н. Петрова. М.: Большая Российская энциклопедия, 1966. — 879 с.
- Петрова В.И., Романова Л. И., Ткачева Т. А. Проблема воспитания активности младших школьников в коллективной общественно полезной деятельности // Воспитание учащихся в трудовой деятельности: Сб. науч. тр. М.: АПН СССР НИИ ОПВ. — 1984. — С. 5−18.
- Петрова З.А. Воспитание общественно трудовой активности учащихся начальных классов сельской школы: Автореф. дис. канд. пед. наук -М&bdquo- 1984.- 16 с.
- Петрова Н.И. Формы и методы трудового воспитания учащихся 1 -3 классов в условиях школы продленного дня: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1981. — 16 с.
- Петрушкин Б.О. О новых подходах к понятию «воспитание» // Воспитание школьников. 1994. — № 6. — С. 2−6.
- Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 400 с.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Кн. 2: Процесс воспитания. — 256 с.
- Пономарева Р.А. Формирование у младших школьников обобщенных трудовых умений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1967. -15 с.
- Примерная программа воспитательной работы с младшими школьниками. Чебоксары: ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1999. — 45 с.
- Проблемы формирования гармонически развитой личности в современных условиях: Материалы всероссийской научно-практической конференции. -Чебоксары: ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1995. 470 с.
- Проблемы экологического образования и воспитания, пути их решения: Материалы второй Республиканской конференции по экологическому образованию Чебоксары: ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1998. — 60 с.
- Программа и логика воспитания школьников: Учеб. пособие. Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет, 2001. — 209 с.
- Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации. Начальные классы (1−3) -М.: Просвещение, 1993.- 111 с.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1−3) по системе Занкова. М.: Просвещение, 1996. — 154 с.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1−4). В двух частях. Часть 2.- М.: Просвещение. 2001. —400 с.
- Психологические вопросы трудового воспитания / Под. ред. В. Войтко, В. Моляко. Киев: Радянска школа, 1979. — 119 с.
- Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского: 2-е изд. -М.: Политиздат, 1990. 494 с.
- Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана -СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. 416 с.
- Психолого-педагогические проблемы общения в профессиональной подготовке учителя / Отв. ред. В. В. Рыжов. Горький: ГГПИ им. М. Горького, 1998. — 86 с.
- Психолого-педагогический словарь / Сост. В. А. Мижериков. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 540 с.
- Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Ма-тюшкина. М.: Педагогика, 1991. — 156 с.
- Романова Л.И. Отношение младшего школьника к труду // Начальная школа. 1982.-№ 12. — С. 19−21.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989. — 488 с.
- Руссков С.П. Детское творчество на уроках трудового обучения: Пособие для учителя. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1993. — 87 с.
- Руссков С.П. Подготовка учителей начальных классов к профессионально-творческой деятельности в трудовом воспитании школьников: Дис. канд. пед. наук. Чебоксары, 2000. — 221 с.
- Сасова И.А., Аменд А. Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки / Под ред. В. К. Розова М.: Просвещение, 1988.- 192 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Семья и личность: Психолого-педагогические, социологические и медико-психологические проблемы. М.: Просвещение, 1981. — 78 с.
- Сериков В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. М.: Педагогика, 1988- 192 с.
- Сериков В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. М.: Педагогика, 1988.-192 с.
- Система трудового воспитания школьников: Методическое пособие для первичных организаций Педобщества РСФСР в общеобразовательных школах / П. Р. Атутов. М.: ЦС ПО РСФСР. — 1981. — 102 с.
- Системное понимание педагогической действительности: история, теория, практика: Сборник научных трудов. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. — 2000. — 285 с.
- Скворцова А.Ф. Деятельность классного руководителя по трудовому воспитанию учащихся: Методические рекомендации. Чебоксары, 1985. -32 с.
- Скворцова А.Ф. Деятельность классного руководителя сельской школы по формированию у учащихся готовности к труду: Автореф. дис. канд. пед. наук. Чебоксары, 2002. — 19 с.
- Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. -Минск: Современное слово, 2001. 928 с.
- Соколовский С.М. Воспитание трудовых навыков у учащихся I-IV классов общеобразовательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Киев, 1965.-26 с.
- Сокольников Ю.П. Воспитание у старшеклассников ответственного отношения к общественным обязанностям. Чебоксары, Чуваш, кн. изд-во, 1960.-62 с.
- Сокольников Ю.П. О логике деятельности воспитателей. Магнитогорск, 1991. — 63 с.
- Сокольников Ю.П. Общая концепция исследования «Диалектика общечеловеческого и национально особенного в воспитательно-образовательных системах современного общества». Чебоксары: ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1995.-42 с.
- Сокольников Ю.П. Общественно полезная деятельность как фактор формирования личности подростка. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971. — 287 с.
- Сокольников Ю.П. Основные аспекты комплексного подхода к формированию личности школьника. М.: Педагогика, 1977. — 58 с.
- Сокольников Ю.П. Применение педагогического наследия Макаренко в школе. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1958.- 80 с.
- Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1986. 136 с.
- Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. -М.: Педагогика, 1993.-200 с.
- Сокольников Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогика, 1990. — 90 с.
- Сокольников Ю.П. Теория воспитательных пространств. М. Белгород, 1998. — 73 с.
- Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи. М.: Педагогика, 1997.- 200 с.
- Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи: история, теория, практика (XIX-XX вв.): Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1998. -43 с.
- Соловьева З.В. Использование целенаправленно воспитывающих ситуаций в работе классного руководителя: Дис. канд. пед. наук. Чебоксары, 1998. -221 с.
- Сороцкая О.Н. Творческие игры // Воспитательная работа с учащимися первых классов в условиях продленного дня и пятидневной учебной недели: Методические рекомендации / Н. С. Сунцов и др. М.: НИИ ОПВ АПН СССР, 1984. — С. 82−95.
- Сутырина С.А. Праздник фантиков // Завуч начальной школы. -2002.-№ 6.-С. 140−144.
- Сухомлинский В.А. Воспитание коллективизма у школьников. -М.: Просвещение, 1955. 272 с.
- Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. -192 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. — 269 с.
- Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1979. — 396 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев.: Радянска школа, 1969.-209 с.
- Тарарыв К.М. Применение теоретических знаний на практике как условие подготовки младших классов к труду: Автореф. дис. канд. пед. наук. Минск, 1983. — 21 с.
- Тарловская Н.Ф. Школа-детский сад и организация воспитательной работы в учреждениях нового типа // Начальная школа. 1997. — № 8.
- Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Просвещение, 1984.- 98 с.
- Ткачева Т.А. Индивидуальный подход к младшим школьникам в процессе трудовой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980.- 15 с.
- Точин А.В. Трудовое воспитание в семье. — Минск: Высшая школа, 1983.- 195 с.
- Традиции в системе средств воспитания. Народная педагогика и современные проблемы воспитания. // Сборник научных трудов. / Отв. ред. Павлов И. В. Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И. Я .Яковлева, 1991.-С. 326−331.
- Традиционная педагогическая культура в современном социально-педагогическом процессе // Сборник научных трудов. / Отв. ред. Павлов И. В. Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И. Я .Яковлева, 1997. — С. 39−41.
- Трудовая подготовка составная часть единой системы обучения и воспитания учащихся (Из опыта работы школ Российской Федерации) // Начальная школа. — 1985. — № 7. — С. 49−57.
- Ушинский К.Д. Собр. соч. в 2-х тт. Т. 2. М., 1948.- С. 63−64.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Ушинский К. Д. Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т. 1. М., 1974.-235 с.
- Федеральная программа развития образования. М., 2000.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1983. — 651 с.
- Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Под ред. Г. Н. Филонова. М.: Педагогика, 1983.-256 с.
- Формирование нравственных отношений в учебной и внеклассной работе младших школьников / Отв. ред. Ю. П. Сокольников. М., 1984. -120 с. '
- Фридман JI.M. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
- Фридман JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. — 288 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардирики, 2000. — 519 с.
- Хворостов А. С Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством: Дис. д-ра пед. наук. Орел, 1982. — 572 с.
- Храпов В.Е. Воспитание и труд. М.: Знание, 1985. — 96 с.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики // A.M. Пискунов. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1981. — 528 с.
- ЦТ, А ЧАССР, ф. 207, д. 1268/а, 1908 г., л. 59.
- Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? Рига: Эксперимент, 2000. — 85 с.
- Черенцов П.И. Социально-педагогические основы воспитания трудолюбия в теории и практике трудовой деятельности учащихся: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1990. — 354 с.
- Чернышенко И.Д. Трудовое воспитание школьников. М.: Просвещение, 1981. — 183 с.
- Шахненко В.И. Система трудового воспитания младших школьников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского // Начальная школа. -1977.-№ 1.-С. 52−54.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. — 618 с.
- Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Учебное пособие. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1998.-С. 196.
- Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников.- М.: Педагогика, 1990.- 114 с.
- Шилова М.И., Малиновская Н. И. Теория и практика воспитания черт характера младших школьников в урочной и внеурочной деятельности // Завуч начальной школы. 2003. — № 5. — С. 8−34.
- Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология», № 8).
- Шубникова Е.Г. Педагогическое общение как фактор воспитания гуманных взаимоотношений младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Чебоксары, 2001. — 20 с.
- Щуркова Н.Е. Воспитание как вхождение ребенка в культуру // Воспитание школьников. 1998. — № 5. — С. 2−8.
- Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М.: Просвещение, 1984. — 113 с.
- Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1993. — 111 с.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с.
- Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педобще-ство России, 1998. — 48 с.
- Щуркова Н.Е. Система воспитания нравственных отношений современного школьника: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М.: НИИ ОПВ АПН СССР, 1988.-57 с.
- Юхма М. Цветы Эльби. / Перевод с чувашского. М.: Советская Россия- 1971.- 176 с.
- Якиманская И.С. Разработка личностно ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 31−42.
- Якиманская И.С., Абрамова С. Г., Шиянов Б. Б., Юдашина Н. И. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения // Советская педагогика. 1991. — № 11. — С. 44−52.
- Якобсон С.Г., Прокина П. Ф. Организованность и условия ее формирования у младших школьников (Экспериментальное исследование). -М.: Просвещение, 1967. 175 с.
- Яковлев И.Я. Букварь для чуваш с присоединением русской азбуки. Симбирск: Б.и., 1986. — 116 с.
- Яковлев И.Я. Отчет о состоянии сельскохозяйственной фермы Симбирской чувашской школы за 1912 г. Симбирск: Б.и., 1913. — 86 с.
- Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (Теоретические основы и практическая реализация). М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
- Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. М.: Просвещение, 1974. — 128 с.