Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Трудовое воспитание младших школьников в современной общеобразовательной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

B.А. Сластенин, Ю. П. Сокольников и др.) — исследования классиков педагогики (Я.А. Коменский, Н. К. Крупская, Дж. Локк, А. С. Макаренко, Р. Оуэн, И. Г. Песталоцци, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Ш. Фурье, С. Т. Шацкий, И. Я. Яковлев и др.) — идеи системного подхода (В.И. Андреев, В. Г. Афанасьев, И. Д. Балдберг, Л. П. Буева, М. С. Коган, Л. И. Новикова, В. Н. Садовская, Г. Л… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические основы трудового воспитания младших школьников в структуре целостного воспитательного процесса
    • 1. Характеристика целостного воспитательного процесса в начальных классах современной школы
    • 2. Своеобразие трудового воспитания в начальных классах современной школы
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по трудовому воспитанию младших школьников в структуре целостного воспитательного процесса
    • 1. Планирование трудового воспитания учащихся начальных классов
    • 2. Ход и анализ опытно-экспериментальной работы по трудовому воспитанию учащихся начальных классов
    • 3. Педагогические условия эффективности трудового воспитания младших школьников

Трудовое воспитание младших школьников в современной общеобразовательной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Выдвигая новые педагогические проблемы, каждый этап развития человечества по-иному ставит те, которые исследовались ранее. К таким принадлежит и проблема трудового воспитания младших школьников. В начале третьего тысячелетия понятие «трудовое воспитание младших школьников» насыщается качественно новым содержанием. Оно тесно связано с личностно ориентированным и развивающим обучением, вопросами социализации личности ребенка и т. д. Вхождение России в рыночные отношения ставит перед педагогами и родителями очень сложную задачу: воспитать всесторонне развитую, творческую личность с ярко выраженной индивидуальностью, обладающую такими важными качествами, как ответственность, трудолюбие, работоспособность, коммуникабельность, толерантность, стрессоустойчивостьличность, легко адаптирующуюся к окружающей среде, умеющую рационально организовывать и использовать свой умственный и физический потенциал.

Глубина и актуальность проблемы требуют новизны подхода к ее решению именно потому, что сегодняшним школьникам предстоит жить и трудиться в условиях нового хозяйственного механизма, широкого внедрения законов рыночных отношений, демократических форм управления производством. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 г., 1996 г.), в концепции «Модернизация Российского образования на период до 2010 г.» особо подчеркивается важность совершенствования работы общеобразовательной школы по формированию у учащихся готовности к жизни и труду.

Современная начальная школа взяла на вооружение опыт трудового воспитания детей младшего школьного возраста, накопленный отечественной педагогикой (Ф.Ф. Абазов, А. Ф. Амиров, П. Р. Атутов, К. Ш. Ахияров, А. Ф. Ахматов, Н. И. Бабкин, Г. Н. Волков, Т. М. Геронимус, А. Г. Глущенко, С. И. Гореславский, Е. П. Кондратьева, Н. М. Конышева, А. И. Кочетов,.

A.С. Макаренко, В. Г. Машинистов, А. Г. Пашков, В. А. Поляков, Т.Н. Про-снякова, В. И. Романина, С. П. Руссков, В. Д. Симоненко, М. Н. Скаткин,.

B.А. Сухомлинский, Н. А. Цирулик, И. Д. Чернышенко и др.).

Несмотря на многочисленные исследования, проблема трудового воспитания современных младших школьников остается не до конца изученной.

Анализ деятельности общеобразовательных школ, качественный и количественный анализ результатов анкетирования, проведенного нами среди учителей начальных классов, выявил недостаточно высокий уровень их подготовленности к осуществлению трудового воспитания младших школьников. Как следствие, выпускники начальной школы оказываются недостаточно подготовленными к обучению, адаптации и самостоятельной ориентации в учебном процессе в среднем звене, слабо проявляют настойчивость, упорство, самостоятельность в выполнении поставленных перед ними задач трудовой деятельности. В результате у некоторой части учащихся пятых классов снижается успеваемость по сравнению с предыдущим годом, теряется интерес к учебной и внеклассной трудовой деятельности, а выпускники общеобразовательных школ оказываются слабо подготовленными к труду и жизни в рыночных условиях, не умеют применять полученные теоретические знания на практике.

Таким образом, существуют противоречия:

• между объективной потребностью общества в трудовой подготовке младших школьников в изменившемся социуме и реальными возможностями ее осуществления в деятельности современной общеобразовательной школы;

• между социально и научно обоснованной потребностью системы образования в учителях начальных классов, готовых осуществлять трудовое воспитание младших школьников на уровне современных требований, и недостаточной теоретической разработанностью исследуемой нами проблемы в педагогической науке.

С учетом этих противоречий мы сформулировали проблему исследования следующим образом: каковы педагогические условия эффективности трудового воспитания младших школьников в современной общеобразовательной школе?

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия, при которых учитель начальных классов будет наиболее эффективно осуществлять трудовое воспитание младших школьников.

Объект исследования: целостный учебно-воспитательный процесс, организуемый в начальных классах современной общеобразовательной школы.

Предмет исследования: педагогические условия эффективности трудового воспитания учащихся начальных классов современной общеобразовательной школы.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что трудовое воспитание младших школьников оказывается результативным при создании следующих педагогических условий:

— определение задач, содержания, форм, методов и средств трудового обучения и воспитания младших школьников на основе результатов диагностики уровня трудовой воспитанности учащихся и проектирование их развития на перспективу с учетом требований социально-экономического развития общества;

— повышение уровня теоретической, методической, практической готовности учителей начальных классов к осуществлению трудового обучения и воспитания младших школьников;

— этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса;

— вовлечение младших школьников в выполнение разнообразных и усложняющихся видов трудовой деятельностипобуждение младших школьников к проявлению творческой активности;

— оптимальное сочетание трудового воспитания с нравственным, умственным, экономическим, экологическим, эстетическим, физическим и правовым воспитанием учащихся;

— осуществление дифференцированного подхода к учащимся в процессе поэтапного формирования у них трудолюбия, ответственного отношения к труду, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

— организация тесного сотрудничества школы с семьей и другими социальными институтами воспитания, функционирующими в микрорайоне образовательного учреждения.

В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой и прогнозируемым результатом определены следующие задачи исследования:

1. Дать характеристику целостного воспитательного процесса в начальных классах современной общеобразовательной школы.

2. Исследовать своеобразие трудового воспитания в структуре целостного воспитательного процесса в начальных классах современной школы. Выявить типичные трудности учителей в организации трудового обучения и воспитания.

3. Разработать и апробировать модель системы деятельности учителя начальных классов по трудовому воспитанию младших школьников.

4. Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность трудового воспитания младших школьников.

Методологическую основу исследования составили философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений объективного мираположения о многофакторном характере развития творческой личностиединство общего, особенного и единичного в педагогическом процессетеория формирования личности в деятельностисистемное понимание педагогической действительности и связанные с ним личностный, деятельностный, культурологический и этнопедагогический подходы к воспитаниютеории социально и личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, С. В. Кульневич, К. Роджерс, В. В. Сериков, В.А. Сухо-млинский и др.) — теории творческой педагогической деятельности (О.А. Аб-дулина, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин и др.) — теория личности как субъекта деятельности и сознания (А.Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.) — теории единства теоретического и практического мышления (С.Г. Батищев, Г. С. Костюк, Б. М. Теплов и др.) — современные концепции воспитанияфедеральные и региональные нормативно-правовые документы по организации педагогического процесса в современной общеобразовательной школе.

Теоретическую основу исследования составили: работы по методологии, логике и методике исследований (Ю.К. Бабанский, М. Я. Гершунский,.

B.А. Сластенин, Ю. П. Сокольников и др.) — исследования классиков педагогики (Я.А. Коменский, Н. К. Крупская, Дж. Локк, А. С. Макаренко, Р. Оуэн, И. Г. Песталоцци, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Ш. Фурье, С. Т. Шацкий, И. Я. Яковлев и др.) — идеи системного подхода (В.И. Андреев, В. Г. Афанасьев, И. Д. Балдберг, Л. П. Буева, М. С. Коган, Л. И. Новикова, В. Н. Садовская, Г. Л. Смирнова, Ю. П. Сокольников, Д. И. Фельдштейн и др.) — научные исследования труда как способа развития творческих способностей и познавательной активности учащихся (П.Р. Ату-тов, П. П. Андриянов, К. Ш. Ахияров, А. Ф. Ахматов, Н. И. Бабкин, С.Я. Ба-тышев, А. К. Бешенков, А. И. Воробьев, И. П. Волков, К. А. Иванович, П. П. Костенков, И. В. Павлов, В. А. Поляков, В. Д. Путилин, С.И. Гореслав-ский, Ю. Е. Дурасевич, В. Г. Зубов, И. Ф. Раздымалин, А. Д. Сазонов,.

C.В. Сальцова, В. Д. Симоненко, В. В. Сериков, М. Н. Скаткин, П.И. Став-ский, Р. З. Тагариев, М. Г. Тайчинов, Н. А. Томин, С. Г. Шаповаленко, А. А. Шибанов, Д. А. Эпштейн и др.) — концептуальные исследования этнопе-дагогического образования и воспитания (К.А. Ахияров, Г. Н. Волков, Г. Н. Григорьев, П. П. Матвеев, З. Г. Нигматов, Т. Н. Петрова, Э. И. Сокольникова, В. И. Суханов, М. Г. Тайчинов и др.) — исследования по формированию готовности к труду (Ф.Ф. Абазов, А. Ф. Амиров, П. Р. Атутов, К. Ш. Ахияров, А. Ф. Ахматов, А. А. Вайсберг, Г. Н. Григорьев, В. Е. Гурин, И. И. Зарецкая, А. Е. Кондратенков, П. П. Костенков, С. Л. Лернер, В. Н. Николаев, О.А. Но-шин, И. В. Павлов, А. Г. Пашков, Н. П. Рябинина, Л. Ф. Спирин, И. А. Стасова,.

А.Н. Тубельский, В. Д. Шадриков, Д. И. Фельдштейн и др.) — исследования отечественных психологов (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, В. В. Чебышев и др.) — исследования труда как способа повышения уровня нравственной, эстетической, экологической, физической воспитанности (О.С. Богданов, Н. И. Болдырев, Ю. К. Васильев, М. Н. Галявин, П. Г. Годин, А. Ю. Гордин, А. А. Гормяков, Э. Г. Костяшкин, А. И. Кочетов, Б. Т. Лихачев, И.С. Марьен-ко, А. Г. Пашков, И. Б. Первин, В. И. Петров, И. Д. Чернышенко и др.).

Для решения задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, этнопедагогической литературымоделирование учебного процессаэкспериментально-эмпирические методы (изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования, наблюдение, беседы, диагностирование, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент) — анализ учебных программ по трудовому воспитанию учащихся, опыт работы передовых учителейстатистическая обработка результатов исследования и др.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1996;2000 гг.) изучалась философская, психолого-педагогическая, методическая литература по трудовому воспитанию младших школьников, анализировался опыт работы передовых учителей начальных классов, были определены проблема, цель, задачи исследования, разработана рабочая гипотеза. В процессе практической деятельности в качестве учителя начальных классов нами была проведена работа по изучению и выявлению наиболее эффективных методов, форм и приемов трудового воспитания младших школьников. Одновременно велось накопление методической документации, необходимой для проведения экспериментальной работы.

На втором этапе (2000;2004 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по проверке гипотезы исследования. Была разработана и внедрена модель системы деятельности учителя начальных классов по трудовому воспитанию младших школьников в практику деятельности школ № 39 и № 59 Московского района г. Чебоксары. В опытно-экспериментальной работе принимали участие 232 ученика, с которыми работали 9 учителей начальных классов в течение четырех лет.

На третьем этапе (2004 г.) проведен количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работысистематизированы результаты исследования и на их основе сформулированы выводыоформлены результаты исследования в виде диссертационной работы.

В основу диссертации положен личный девятилетний опыт работы автора в качестве учителя начальных классов в школах № 59 и № 39 Московского района г. Чебоксары.

Научная новизна исследования состоит в том, что оно конкретизирует отдельные теоретические положения, касающиеся трудового воспитания учащихся начальных классов современной общеобразовательной школы. В нем:

• исследовано своеобразие трудового воспитания младших школьников в структуре целостного воспитательного процесса;

• выявлены типичные трудности, испытываемые учителями начальных классов в трудовом воспитании школьников;

•разработана и апробирована система работы учителя начальных классов, представленная как модель системы его деятельности по трудовому воспитанию младших школьников;

• определены критерии и уровни сформированности трудовой воспитанности младших школьников;

•выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность трудового воспитания младших школьников современной общеобразовательной школы:

— определение задач, содержания, форм, методов и средств трудового обучения и воспитания младших школьников на основе результатов диагностики уровня трудовой воспитанности учащихся и проектирование их развития на перспективу с учетом требований социально-экономического развития общества;

— повышение уровня теоретической, методической, практической готовности учителей начальных классов к осуществлению трудового обучения и воспитания младших школьников;

— этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса;

— вовлечение младших школьников в выполнение разнообразных и усложняющихся видов трудовой деятельностипобуждение младших школьников к проявлению творческой активности;

— оптимальное сочетание трудового воспитания с нравственным, умственным, экономическим, экологическим, эстетическим, физическим и правовым воспитанием учащихся;

— осуществление дифференцированного подхода к учащимся в процессе поэтапного формирования у них трудолюбия, ответственного отношения к труду, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

— организация тесного сотрудничества школы с семьей и другими социальными институтами воспитания, функционирующими в микрорайоне образовательного учреждения.

Теоретическая значимость заключается в том, что полученные результаты вносят новые элементы в существующие концепции трудового воспитания младших школьников. В нем уточнено применительно к учащимся. начальных классов понятие «формирование трудолюбия», определены принципы построения современной системы трудового воспитания младших школьников и разработана технология работы учителя начальных классов по формированию у детей трудолюбия на уроках трудового обучения и во внеклассной работе.

Результаты исследования расширяют научные представления о возможностях использования чувашского народного прикладного искусства для формирования у учащихся трудолюбия, а также послужат основой для дальнейшей разработки данной проблемы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его содержание и научно-методические рекомендации могут быть использованы в работе учителей начальных классов по трудовому воспитанию младших школьников в современных условияхв подготовке и проведении внеурочных мероприятий, направленных на формирование у учащихся трудолюбия и соответствующих умений и навыковв системе повышения квалификации учителей начальных классовв подготовке специалистов для системы образования.

Достоверность и обоснованность результатов и основных выводов исследования обеспечены его методологической основой, комплексным использованием адекватных поставленным задачам методов исследования, сочетанием теоретического анализа проблемы с обобщением эмпирических данных, длительностью проведенной опытно-экспериментальной работы, положительными изменениями в уровне сформированности у учащихся трудолюбия, многолетней работой диссертанта в качестве учителя начальных классов, привлечением методов математической статистики, успешным внедрением результатов исследования в практику работы общеобразовательных школ.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем их внедрения в целостный педагогический процесс муниципальных общеобразовательных школ № 59 и № 39 Московского района г. Чебоксарыв ходе обсуждения на российских, республиканских, межвузовских научно-практических конференциях, посвященных современным проблемам воспитания, проводившихся в городах Чебоксары и Москве в 1996;2004 гг.

Основные положения диссертации обсуждались и получили одобрение на: всероссийских научно-практических конференциях «Трудовое воспитание подрастающих поколений в структуре воспитательного пространства региона» (2001, Москва — Чебоксары) — «Проблемы управления воспитательными пространствами» (2001, Москва — Чебоксары) — «Педагогический процесс в поликультурной школе» (2002, Москва — Чебоксары) — «Проблемы совершенствования педагогического процесса в образовательных учреждениях» (2002, Москва — Чебоксары) — «Современные проблемы воспитания и образования» (2002, Москва) — «Духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи» (2004, Москва — Чебоксары) — «Совершенствование педагогического процесса в условиях модернизации системы образования в России» (2004, Москва) — «Педагогический процесс в условиях модернизации образования» (2004, Москва) — региональной научно-практической конференции «Школа — лицей как образовательно-воспитательная система: технология деятельности педколлектива» (1996, Чебоксары) — межвузовской научно-практической конференции «Личностно ориентированная технология обучения и воспитания в системе «школа-вуз» (1997, Чебоксары).

По теме исследования опубликовано 10 работ. 1.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В системе начального обучения трудовая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка (нравственного, умственного, физического, эстетического, экологического, экономического, правового и др.). Именно в начальных классах закладываются основы социальной активности личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважение к людям труда и другие ценностные качества, способствующие формированию трудолюбия как интегрального качества личности ученика.

2. Важная роль в формировании трудолюбия у учащихся принадлежит учителю начальных классов. Стержнем трудового воспитания младших школьников является трудовое обучение и внеклассная работа по вовлечению их в разнообразную трудовую деятельность. Внедрение в учебный процесс программы «Трудовое обучение», учитывающей национально-региональный компонент образования, активное участие в трудовой деятельности способствуют формированию трудолюбия младшего школьника. Своеобразие трудового воспитания младших школьников определяется их возрастными особенностями, трудовыми и этнокультурными традициями народа.

3. Важным средством совершенствования работы учителя начальных классов по трудовому воспитанию учащихся является внедрение разработайной модели, включающей в себя целевой (цель, закономерности, принципы, задачи), содержательный (функции, направления учебной и внеучеб-ной деятельности), инструментальный (этапы, пути, средства, формы, методы), оценочно-регулятивный (критерии, показатели) компоненты.

4. Критериями трудовой воспитанности выступают: ответственное отношение к труду, учебе, к людям, самому себе, коллективу, уровень развития общетрудовых умений и навыков, проявление творчества, активности и самостоятельности в труде.

5. Эффективность трудового воспитания младших школьников в деятельности учителя начальных классов обеспечивается при реализации следующих педагогических условий:

— определение задач, содержания, форм, методов и средств трудового обучения и воспитания младших школьников на основе результатов диагностики уровня трудовой воспитанности учащихся и проектирование их развития с учетом требований социально-экономического развития общества;

— этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса;

— вовлечение младших школьников в выполнение разнообразных и усложняющихся видов трудовой деятельности, побуждение младших школьников к проявлению творческой активности;

— оптимальное сочетание трудового воспитания с нравственным, умственным, экономическим, экологическим, эстетическим, физическим и правовым воспитанием учащихся;

— осуществление дифференцированного подхода к учащимся в процессе поэтапного формирования у них трудолюбия и ответственного отношения к труду с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

— организация тесного сотрудничества школы с семьей и другими социальными институтами воспитания, функционирующими в микрорайоне образовательного учреждения.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Результаты исследования позволили нам сделать следующие выводы:

1. Трудовое воспитание младших школьников является составной частью процесса воспитания подрастающих поколений, системой педагогических воздействий, направленных на формирование у учащихся добросовестного, ответственного, творческого отношения к труду, соответствующих умений и навыков, общей трудовой культуры. Оно осуществляется в целостном педагогическом процессе в условиях тесного взаимодействия школы, семьи и общественности и учитывающем индивидуальные и возрастные особенности школьников.

2. Наше теоретическое исследование и опытно-экспериментальная работа показали, что существует своеобразие трудового воспитания учащихся младшего школьного возраста. Оно определяется прежде всего возрастными особенностями (важное место в жизни ребенка занимает игра, познавательная деятельность происходит в учебе, большую роль играет личность учителя, преобладание конкретно-образного мышления, дети этой возрастной категории предпочитают физический труд умственному и т. д.), трудовыми и этнокультурными традициями народа (естественность, раннее начало, непрерывность, персонифицированность, импровизируемость и др.).

3. Основными типичными трудностями учителей начальных классов в организации трудового воспитания учащихся являются следующие: педагоги имеют недостаточную теоретическую, методическую, практическую готовность к трудовому воспитанию, слабо владеют аналитическими, диагностическими, прогностическими, информационными, конструктивными, организационными умениямив школах сегодня нет единой общепринятой программы по трудовому обучению и воспитанию. Педагоги школ уделяют недостаточное внимание национально-региональному компоненту в трудовом воспитании. Во многих школах все еще слаба материально-техническая база трудового обучения. Учителя начальных классов испытывают затруднения в получении информации о современных образовательных технологиях. Испытывают они затруднения и в работе с современной оргтехникой. В начальной школе происходит медленный переход к преподаванию уроков трудового обучения с использованием современных учебников на печатной основе и электронных носителях, технических средств обучения.

4. В трудовом воспитании младших школьников важное место принадлежит урокам трудового обучения, учитывающим национально-региональный компонент и активно включающим учащихся в выполнение разнообразных видов труда.

Совершенствование системы трудового воспитания учащихся, на наш взгляд, возможно при внедрении научно обоснованной системы трудового обучения и воспитания. С учетом современных требований, предъявляемых обществом к трудовой подготовке школьников, нами была разработана модель системы деятельности учителя начальных классов по трудовому воспитанию младших школьников, включающая в себя цель, задачи, закономерности, принципы, содержание, формы, методы работы, средства и результат. Цементирующей ее основой является цель, которую мы сформулировали следующим образом: каковы педагогические условия, при которых учитель начальных классов будет наиболее эффективно осуществлять трудовое воспитание младших школьников?

5. В качестве критериев трудовой воспитанности в нашем исследовании выступали: отношение к труду, учебе, к людям, самому себе и коллективууровень развития общетрудовых умений и навыковпроявление творчества, активности и самостоятельности в труде.

6. В ходе исследования нами было выявлено, что основными и достаточными для обеспечения эффективного трудового воспитания учащихся начальных классов являются следующие педагогические условия:

— определение задач, содержания, форм, методов и средств трудового обучения и воспитания младших школьников на основе результатов диагностики уровня трудовой воспитанности учащихся и проектирование их развития на перспективу с учетом требований социально-экономического развития общества;

— повышение уровня теоретической, методической, практической готовности учителя начальных классов к осуществлению трудового обучения и воспитания младших школьников;

— этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса;

— вовлечение младших школьников в выполнение разнообразных и усложняющихся видов трудовой деятельностипобуждение младших школьников к проявлению творческой активности;

— оптимальное сочетание трудового воспитания с нравственным, умственным, экономическим, экологическим, эстетическим, физическим и правовым воспитанием учащихся;

— осуществление дифференцированного подхода к учащимся в процессе поэтапного (диагностический этап, прогностически-проектировочный, организаторский, формирующий, контрольно-аналитический и оценочный, этап координации и коррекции) формирования у них трудолюбия, ответственного отношения к труду, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

— организация тесного сотрудничества школы с семьей и другими социальными институтами воспитания, функционирующими в микрорайоне образовательного учреждения.

Вместе с тем проведенное исследование показало, что дальнейшего рассмотрения требуют вопросы совершенствования подготовки учителей начальных классов и руководителей образовательных учреждений к организации трудового воспитания младших школьников, взаимодействия учителей начальных классов с воспитателями дошкольных образовательных учреждений и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В исследовании были поставлены задачи, решение которых позволило нам:

• исследовать своеобразие трудового воспитания младших школьников в структуре целостного воспитательного процесса;

• выявить типичные трудности, испытываемые учителями начальных классов в трудовом воспитании школьников;

• разработать и апробировать систему работы учителя начальных классов, представленную как модель системы его деятельности по трудовому воспитанию младших школьников;

• определить критерии и уровни сформированности трудовой воспитанности младших школьников;

• выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность трудового воспитания младших школьников современной общеобразовательной школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф.Ф. Теория и практика трудовой подготовки сельских школьников в обновляющихся экономических условиях: Автор, дис. д-ра пед. наук. — Уфа, 2001. — 40с.
  2. Абульханов-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности / Психология личности в социалистическом обществе / Под редакцией В. Ф. Ломова, Абульханова-Славской К.А. М.: Наука, 1989. — С.11−134.
  3. Ю.П. Игра и труд. М.: Знание, 1973. — 96 с. (Нар. ун-т, пед. ф-т- № 12)
  4. Ю.П. Искусство воспитывать.- М.: Просвещение, 1985 448 с.
  5. Ю.П. Родительская педагогика. М.: Просвещение, 1989. -187 с.
  6. Н.И. Народные традиции чувашей в трудовом воспитании подрастающего поколения // Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Ч. 1. Чебоксары, 1991. — С. 106−108.
  7. Ш. А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1983. -208 с. '
  8. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова М.: Педагогика, 1980 — 230 с.
  9. .Г. О человеке как субъекте воспитания // Психология труда: В 2-х ч. М&bdquo- 1980. — Ч. 2. — С. 9−127.
  10. .Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Психология личности. Т.1. Хрестоматия. Изд. 2, допол. Самара: Издательский дом «Бархат», 1999. -448 с.
  11. К. Учителя и инновации: Кн. для учителя: Пер. с макед. -М.: Просвещение, 1991. 156 с.
  12. В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  13. Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М.: Просвещение, 1983. 96 с.
  14. Л.И. Психология личности как развивающая система / Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — 356 с.
  15. .А. Народные традиции и их использование в трудовом воспитании старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1974. — 23 с.
  16. У.Ш. Педагогические условия использования идей и опыта народной педагогики в трудовом воспитании школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Уфа, 1993. — 23с.
  17. П.Р. Политехническая подготовка школьников в современных условиях // Школа и производство. 1984. — № 6. — С. 17−18.
  18. П.Р., Бабкин Н. П., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основами наук. М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
  19. К.Ш., Амиров А. Ф. Школа, труд, рынок. Уфа, 1994. — 84 с.
  20. К.Ш., Амиров А. Ф., Атутов П. Р. Подготовка школьников к труду. Уфа, 1992. — 26 с.
  21. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  22. Ю.К., Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: Педагогика, 1980 — 80 с.
  23. Л.В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. — 224 с.
  24. С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и практики. -М.: Просвещение, 1981. 121с.
  25. В.К. Формирование интереса к труду у младших школьников в учебной и внеучебной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Л., 1980.-16 с.
  26. А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2000.192 с.
  27. Р.П., Григорьева Т. Н., Иванова Г. Н. Учимся жить вместе: Методические рекомендации. Чебоксары: ЧРИО, 1998. — 52 с.
  28. .П. Структура процесса воспитания. Каунас: Швиеса, 1984.- 190 с.
  29. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270 с.
  30. П.П. // Избр. пед. произведения. Под ред. Б. П. Есипова и др. М: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 695 с.
  31. Г. П. Игры и развлечения в группе продленного дня. М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
  32. О.С. Нравственное воспитание младших школьников: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. М., 1975. — 54 с.
  33. О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах: Пособие для учителя. 2-е изд., испр.- М.> Просвещение, 1980. — 208 с.
  34. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. -464 с.
  35. Н.И. Классный руководитель. М.: Просвещение, 1978. -271 с.
  36. Н.И. Методика воспитательной работы в школе: Учебное пособие для пединститутов. М.: Просвещение, 1974. — 223 с.
  37. Н.И. О перестройке воспитательной работы в школе // Новая система народного образования в СССР. М., 1960. — С. 491−511.
  38. Большой Энциклопедический Словарь: В 2-х т. / Гл. ред. A.M. Прохоров. М: Сов. Энциклопедия, 1991. — Т. 2 — 1991 — 768 с.
  39. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
  40. Т.В. Воспитание трудолюбия, дисциплинированности и коллективизма у младших школьников: Метод, рекомендации. М.: АПН СССР НИИ труд. обуч. и проф. ориент, 1984 — 23 с.
  41. Е.Ф. Начальная школа сегодня: успехи и трудности. Обсуждаем итоги российского совещания по начальной школе // Начальная школа. 1997. -№ 4.-С. 11−14.
  42. Г. Н. Трудовые традиции чувашского народа. Этнопедагоги-ческий очерк. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1970. — 96 с.
  43. Вопросы воспитания: Системный подход / Под общ. ред. Л.И. Новиtковой. -М.: Прогресс, 1981. 136 с.
  44. Воспитание и обучение в образовательном учреждении: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Павлов И. В. Москва- Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И. Я Яковлева, 2001.- 188 с.
  45. Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. — № 6. — С. 62−76.
  46. Г. Ф. В начале было детство. Диагностика изучения личности младшего школьника // Педагогика начальной школы. 1994. -№ 1.- С. 16−17.t
  47. Т.М. 150 уроков труда в 1−4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий. -М.: Новая школа, 1994. 192 с.
  48. .С. Игра и труд // Воспитание детей в игре. М., 1958. -С. 123−146.
  49. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: «МАСС МЕДИА», 1995.-240 с.
  50. А.Г. Н.К. Крупская об организации труда младших школьников // Начальная школа. 1984. — № 2. — С. 8−11.
  51. А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение, 1985. — 159 с.
  52. А.Ю. Организация классного коллектива. М.: Просвещение, 1984.- 175 с.
  53. М.Н. Психология отношения школьника к труду: Авто-реф. дис. канд. пед. наук- JL: 1963.-21 с.
  54. Г. Н. Общее и регионально особенное в трудовом воспитании старших школьников (в воспитательном пространстве Чувашской Республики): Дис. д-ра пед. наук. Чебоксары, 2002. — 386 с.
  55. Г. Н. Трудовое воспитание старших школьников в условиях разнопрофильного лицея: Дис. канд. пед. наук. Чебоксары, 1997. -231 с.
  56. В.И. Пословицы русского народа. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс- Изд-во ННН, 1999. — 616 с.
  57. М. Игры-минутки. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1966. — 64 с.
  58. Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формировании личности школьника: Материалы научно-практической конференции, проведенной 19−22 октября 1981 г. в г. Липецке. -М.: ЦС ПО РСФСР, 1983.- 175 с.
  59. Дюнн Маргарет. Все о детской вечеринке / Перевод с англ. М.: ТОО Центр «ПРО» при участии АОЗТ «Альвис» и АО «Столетие», 1996. -224 с.
  60. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 159 с.
  61. Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом № 12-ФЗ от 13 января 1996 года). М.: Изд-во «Ось-89», 1998.
  62. Закон Чувашской Республики «Об образовании» // Чаваш ен. 1998. -№ 9−10.
  63. А.Е. Иван Яковлевич Яковлев и современность. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический институт — 1997. — 252 с.
  64. И.П. Воспитывать коллективность. М.: Просвещение, 1983.-96 с.
  65. Ф.И. Психология трудового воспитания. Минск: Высш. школа, 1988.- 159 с.
  66. Ф.И. Психология трудового воспитания: Учебное пособие для студентов пединститутов. Минск: Высш. школа. — 1981. — 143 с.
  67. Ф.И. Труд и развитие личности школьника: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 92 с.
  68. Е.И. Психология младшего школьника. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-230 с.
  69. Т.Н. Трудовое воспитание младших школьников в игровой деятельности: Дис. канд. пед. наук. Москва, 1986. — 350 с.
  70. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.- М.: Педагогика, 1990.-245 с.
  71. Л.И. Работа классного руководителя с родителями. М.: Просвещение, 1980. — 122 с.
  72. P.M. Работа классного руководителя с родителями.- М.: Просвещение, 1980.- 122 с.
  73. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1993. -150 с.
  74. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание. Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
  75. Л.Б. Воспитание готовности к труду на основе его привлекательности у детей 6−7 летнего возраста: Автореф. дис.:. канд. пед. наук. — Минск: Высш. школа, 1981. — 20 с.
  76. В.И., Стражевская Н. Я. Актуальные проблемы трудовой подготовки в 1−3 классах // Начальная школа. 1983. — № 11. — С.42−46.
  77. А.А. Культура умственного труда учащихся. Казань: Татарское книжное издательство, 1968. — 147 с.
  78. Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд. МГУ, 1988. -197 с.
  79. Н.Е. Воспитательный потенциал семьи: Учебно-методическое пособие. М.: Прометей, 1993. — 46 с.
  80. А.В. Уроки ручного труда: Конспекты занятий. М.: Мозаика — Синтез, 2003. — 64 с.
  81. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002. — 368 с.
  82. Я.Л. Формирование социально-психологической готовности личности к труду. Минск, «Народная повесть», 1981. — 203 с.
  83. М.М. Воспитание полезных навыков и привычек у детей. -М.: Медицина, 1965. 5 с.
  84. Т.М. Пути формирования экономической культуры младших школьников в учебном процессе / Воспитание и обучение в современной школе: Сборник научных статей. Москва — Чебоксары: АПСН. -228 с.
  85. Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2001. — 119 с.
  86. Конституция (Основной закон) Чувашской Республики. Чебоксары, 1993.-46 с.
  87. Конституция Российской Федерации. М., 1993. — 62 с.
  88. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе): Проект // Дидакт. 2000. — № 1.
  89. Т.К. Организация работы школы с семьей и общественностью: Методические рекомендации. М.: Педагогика, 1985. — 48 с.
  90. А.И. Методология исследования проблем трудового воспитания школьников: Методическое пособие Минск: Минский гос. пед. ин-т, 1982.-84 с.
  91. А.И. Методологические проблемы трудового воспитания и критерии его эффективности // Критерии определения готовности учащихся к труду в сфере материального производства: Сб. научн. трудов Минск: 1980.-С. 31−41
  92. А.И. Основы трудового воспитания. Минск: «Народная асвета», 1980.-223 с.
  93. Т.В. Формирование у младших школьников коллективистических взаимоотношений в процессе трудового обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1980. 16 с.
  94. Н.К. Пед. соч. в 10-ти т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959 -Т.5.-689 с.
  95. С.В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе: Практическое пособие. М.: ТЦ «Учитель», 2001.
  96. Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. — 340 с.
  97. А.А. Педагогика здравого смысла. В кн. «Школа 2000» / Под ред. А. А. Леонтьева. Выпуск 1. М., 1997.
  98. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  99. М.Р. Справка о проблемах и перспективах развития начального образования // Начальная школа. 1997. — № 4.
  100. .Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979. -168 с.
  101. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК.- М.: Прометей- Юрайт, 1998. 464 с.
  102. С.Н. Когда легко учиться. М.: Просвещение, 1981.
  103. А.А. Учителю о психологии младшего школьника. -М.: Просвещение, 1997.-223 с.
  104. Р.А. Совместная работа школы и семьи в трудовом воспитании детей младшего школьного возраста (на материалах школ УзССР): Автореф. дис. канд. пед. наук. Ташкент, 1967. — 16 с.
  105. П.Т. Педагогические основы трудового становления личности школьника: Дис. д-ра пед. наук. Ташкент, 1991. — 342 с.
  106. А.Р. Социально-психологические аспекты готовности к трудовой деятельности и особенности ее формирования у младших школьников // Проблемы психологической готовности детей к труду. Мн., 1983. — 156 с.
  107. А.С. Книга для родителей // Пед. соч.: В 8 т. М.: Педагогика, 1984. — Т.7. — С. 145−157.
  108. А.С. Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч.: В 8-ми т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 1. — С. 267−330.
  109. А.С. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: В 7-ми т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — Т. 5. — С. 9−10.
  110. А.С. Опыт методики работы детской трудовой колонии // Соч.: В 7-ми т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — Т. 5 — С. 461−495.
  111. А.С. Пед. соч. в 8-ми т. М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. -399 с.
  112. Т.Н. Социальная активность школьников. Л., 1978.
  113. Т.Н. Трудовое воспитание / Под ред. Ю.К. Бабанско-го. М.: Просвещение, 1983 — С.417−442.
  114. А. Теория личности // Психология личности. Т.1. Хрестоматия. Изд. 2, допол. Самара: Издательский дом «Бархат», 1999. — 448 с.
  115. Н.М., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. М.: Вентана-Графф, 2002.- 112 с.
  116. Д.В. Игра как средство воспитания // Воспитание детей в игре. М.: Гос. уч. пед. изд-во МП РСФСР, 1958. — С. 3−29.
  117. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. М.: ЦГЛ- Ставрополь: Сервисшкола, 2003. -304 с.
  118. Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М.: Просвещение, 1983. — 190 с.
  119. Е.М. От игры к знаниям. Развивающие и познавательные игры младших школьников: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1988. -191 с.
  120. А.В. Социальная педагогика. -М.: Просвещение, 1999.
  121. А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. -Мн.: Знание, 1983.-96 с.
  122. Народная педагогика и современные проблемы воспитания: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции: В 4-х т. Чебоксары, 1991.-121 с.
  123. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 5.
  124. Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. М.: Просвещение, 1994. -496 с.
  125. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. — № 4.
  126. В.В. Сущность и содержание экономического воспитания школьников / Трудовое воспитание подрастающих поколений в структуре воспитательного пространства региона: Сборник научных трудов. Москва- Чебоксары: ЧГПУ им И .Я. Яковлева, 2001. — 210 с.
  127. О дальнейшем совершенствовании содержания, форм и методов трудового воспитания и обучения учащихся начальных классов: Методическое письмо // Начальная школа. 1984. — № 9. — С. 3−9.
  128. Л.Ю. Примерные тестовые задания по технологии для учащихся 1−4 классов: Работа с бумагой и картоном. М.: Школьная пресса, 2003. — С. 48 («Школа и производство. Библиотека журнала" — Вып. 15.)
  129. С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН- Российский фонд культуры- 3-е изд., стереотипное — М.: АЗЪ, 1996. — 928с.
  130. И.В. Воспитание на традициях. Чебоксары: Чувашкниго-издат, 1988.- 110 с.
  131. И.В. Воспитание трудолюбия у детей и подростков в семье: Методические рекомендации в помощь классным руководителям, студентам педвузов, родителям. Чебоксары: ЧРИО, 1991.- 75 с.
  132. И.В. Формирование устойчивых привычек нравственного поведения у учащихся. Чебоксары: 41 НУ им. И. Я. Яковлева, 1994. — 322 с.
  133. В.А. Трудовое воспитание младших школьников: Книга для учителя. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
  134. А.К. Психологическая подготовка учащихся младших классов к труду. Минск: Гос. уч. пед. изд-во МП БССР, 1963. — 86 с.
  135. К.Т., Матюхина М. В. Психология младшего школьника. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1966. 176 с.
  136. А.Г. Труд в воспитательной системе общеобразовательной школы: Дис. д-ра пед. наук. М., 1992. — 336 с.
  137. А.Г. Труд в школе: кризис или обновление М.: Знание, 1992. — 79 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология», № 4).
  138. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983 -608 с.
  139. Педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под. ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 608 с.
  140. Педагогическая энциклопедия / Под ред. И. А. Каирова, Ф. Н. Петрова. М.: Большая Российская энциклопедия, 1966. — 879 с.
  141. В.И., Романова Л. И., Ткачева Т. А. Проблема воспитания активности младших школьников в коллективной общественно полезной деятельности // Воспитание учащихся в трудовой деятельности: Сб. науч. тр. М.: АПН СССР НИИ ОПВ. — 1984. — С. 5−18.
  142. З.А. Воспитание общественно трудовой активности учащихся начальных классов сельской школы: Автореф. дис. канд. пед. наук -М&bdquo- 1984.- 16 с.
  143. Н.И. Формы и методы трудового воспитания учащихся 1 -3 классов в условиях школы продленного дня: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1981. — 16 с.
  144. .О. О новых подходах к понятию «воспитание» // Воспитание школьников. 1994. — № 6. — С. 2−6.
  145. И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 400 с.
  146. И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Кн. 2: Процесс воспитания. — 256 с.
  147. Р.А. Формирование у младших школьников обобщенных трудовых умений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1967. -15 с.
  148. Примерная программа воспитательной работы с младшими школьниками. Чебоксары: ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1999. — 45 с.
  149. Проблемы формирования гармонически развитой личности в современных условиях: Материалы всероссийской научно-практической конференции. -Чебоксары: ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1995. 470 с.
  150. Проблемы экологического образования и воспитания, пути их решения: Материалы второй Республиканской конференции по экологическому образованию Чебоксары: ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1998. — 60 с.
  151. Программа и логика воспитания школьников: Учеб. пособие. Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет, 2001. — 209 с.
  152. Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации. Начальные классы (1−3) -М.: Просвещение, 1993.- 111 с.
  153. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1−3) по системе Занкова. М.: Просвещение, 1996. — 154 с.
  154. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1−4). В двух частях. Часть 2.- М.: Просвещение. 2001. —400 с.
  155. Психологические вопросы трудового воспитания / Под. ред. В. Войтко, В. Моляко. Киев: Радянска школа, 1979. — 119 с.
  156. Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского: 2-е изд. -М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  157. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана -СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. 416 с.
  158. Психолого-педагогические проблемы общения в профессиональной подготовке учителя / Отв. ред. В. В. Рыжов. Горький: ГГПИ им. М. Горького, 1998. — 86 с.
  159. Психолого-педагогический словарь / Сост. В. А. Мижериков. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 540 с.
  160. Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Ма-тюшкина. М.: Педагогика, 1991. — 156 с.
  161. Л.И. Отношение младшего школьника к труду // Начальная школа. 1982.-№ 12. — С. 19−21.
  162. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989. — 488 с.
  163. С.П. Детское творчество на уроках трудового обучения: Пособие для учителя. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1993. — 87 с.
  164. С.П. Подготовка учителей начальных классов к профессионально-творческой деятельности в трудовом воспитании школьников: Дис. канд. пед. наук. Чебоксары, 2000. — 221 с.
  165. И.А., Аменд А. Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки / Под ред. В. К. Розова М.: Просвещение, 1988.- 192 с.
  166. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  167. Семья и личность: Психолого-педагогические, социологические и медико-психологические проблемы. М.: Просвещение, 1981. — 78 с.
  168. В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. М.: Педагогика, 1988- 192 с.
  169. В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. М.: Педагогика, 1988.-192 с.
  170. Система трудового воспитания школьников: Методическое пособие для первичных организаций Педобщества РСФСР в общеобразовательных школах / П. Р. Атутов. М.: ЦС ПО РСФСР. — 1981. — 102 с.
  171. Системное понимание педагогической действительности: история, теория, практика: Сборник научных трудов. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. — 2000. — 285 с.
  172. А.Ф. Деятельность классного руководителя по трудовому воспитанию учащихся: Методические рекомендации. Чебоксары, 1985. -32 с.
  173. А.Ф. Деятельность классного руководителя сельской школы по формированию у учащихся готовности к труду: Автореф. дис. канд. пед. наук. Чебоксары, 2002. — 19 с.
  174. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. -Минск: Современное слово, 2001. 928 с.
  175. С.М. Воспитание трудовых навыков у учащихся I-IV классов общеобразовательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Киев, 1965.-26 с.
  176. Ю.П. Воспитание у старшеклассников ответственного отношения к общественным обязанностям. Чебоксары, Чуваш, кн. изд-во, 1960.-62 с.
  177. Ю.П. О логике деятельности воспитателей. Магнитогорск, 1991. — 63 с.
  178. Ю.П. Общая концепция исследования «Диалектика общечеловеческого и национально особенного в воспитательно-образовательных системах современного общества». Чебоксары: ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1995.-42 с.
  179. Ю.П. Общественно полезная деятельность как фактор формирования личности подростка. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971. — 287 с.
  180. Ю.П. Основные аспекты комплексного подхода к формированию личности школьника. М.: Педагогика, 1977. — 58 с.
  181. Ю.П. Применение педагогического наследия Макаренко в школе. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1958.- 80 с.
  182. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1986. 136 с.
  183. Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. -М.: Педагогика, 1993.-200 с.
  184. Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогика, 1990. — 90 с.
  185. Ю.П. Теория воспитательных пространств. М. Белгород, 1998. — 73 с.
  186. Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи. М.: Педагогика, 1997.- 200 с.
  187. Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи: история, теория, практика (XIX-XX вв.): Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1998. -43 с.
  188. З.В. Использование целенаправленно воспитывающих ситуаций в работе классного руководителя: Дис. канд. пед. наук. Чебоксары, 1998. -221 с.
  189. О.Н. Творческие игры // Воспитательная работа с учащимися первых классов в условиях продленного дня и пятидневной учебной недели: Методические рекомендации / Н. С. Сунцов и др. М.: НИИ ОПВ АПН СССР, 1984. — С. 82−95.
  190. С.А. Праздник фантиков // Завуч начальной школы. -2002.-№ 6.-С. 140−144.
  191. В.А. Воспитание коллективизма у школьников. -М.: Просвещение, 1955. 272 с.
  192. В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. -192 с.
  193. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. — 269 с.
  194. В.А. Павлышская средняя школа. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1979. — 396 с.
  195. В.А. Сердце отдаю детям. Киев.: Радянска школа, 1969.-209 с.
  196. К.М. Применение теоретических знаний на практике как условие подготовки младших классов к труду: Автореф. дис. канд. пед. наук. Минск, 1983. — 21 с.
  197. Н.Ф. Школа-детский сад и организация воспитательной работы в учреждениях нового типа // Начальная школа. 1997. — № 8.
  198. В.Я. Семья и формирование личности. М.: Просвещение, 1984.- 98 с.
  199. Т.А. Индивидуальный подход к младшим школьникам в процессе трудовой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980.- 15 с.
  200. А.В. Трудовое воспитание в семье. — Минск: Высшая школа, 1983.- 195 с.
  201. Традиции в системе средств воспитания. Народная педагогика и современные проблемы воспитания. // Сборник научных трудов. / Отв. ред. Павлов И. В. Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И. Я .Яковлева, 1991.-С. 326−331.
  202. Традиционная педагогическая культура в современном социально-педагогическом процессе // Сборник научных трудов. / Отв. ред. Павлов И. В. Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И. Я .Яковлева, 1997. — С. 39−41.
  203. Трудовая подготовка составная часть единой системы обучения и воспитания учащихся (Из опыта работы школ Российской Федерации) // Начальная школа. — 1985. — № 7. — С. 49−57.
  204. К.Д. Собр. соч. в 2-х тт. Т. 2. М., 1948.- С. 63−64.
  205. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Ушинский К. Д. Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т. 1. М., 1974.-235 с.
  206. Федеральная программа развития образования. М., 2000.
  207. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. — 651 с.
  208. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Под ред. Г. Н. Филонова. М.: Педагогика, 1983.-256 с.
  209. Формирование нравственных отношений в учебной и внеклассной работе младших школьников / Отв. ред. Ю. П. Сокольников. М., 1984. -120 с. '
  210. JI.M. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  211. JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. — 288 с.
  212. И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардирики, 2000. — 519 с.
  213. Хворостов А. С Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством: Дис. д-ра пед. наук. Орел, 1982. — 572 с.
  214. В.Е. Воспитание и труд. М.: Знание, 1985. — 96 с.
  215. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики // A.M. Пискунов. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1981. — 528 с.
  216. ЦТ, А ЧАССР, ф. 207, д. 1268/а, 1908 г., л. 59.
  217. Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? Рига: Эксперимент, 2000. — 85 с.
  218. П.И. Социально-педагогические основы воспитания трудолюбия в теории и практике трудовой деятельности учащихся: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1990. — 354 с.
  219. И.Д. Трудовое воспитание школьников. М.: Просвещение, 1981. — 183 с.
  220. В.И. Система трудового воспитания младших школьников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского // Начальная школа. -1977.-№ 1.-С. 52−54.
  221. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. — 618 с.
  222. М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Учебное пособие. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1998.-С. 196.
  223. М.И. Учителю о воспитанности школьников.- М.: Педагогика, 1990.- 114 с.
  224. М.И., Малиновская Н. И. Теория и практика воспитания черт характера младших школьников в урочной и внеурочной деятельности // Завуч начальной школы. 2003. — № 5. — С. 8−34.
  225. B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология», № 8).
  226. Е.Г. Педагогическое общение как фактор воспитания гуманных взаимоотношений младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Чебоксары, 2001. — 20 с.
  227. Н.Е. Воспитание как вхождение ребенка в культуру // Воспитание школьников. 1998. — № 5. — С. 2−8.
  228. Н.Е. Вы стали классным руководителем. М.: Просвещение, 1984. — 113 с.
  229. Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1993. — 111 с.
  230. Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с.
  231. Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педобще-ство России, 1998. — 48 с.
  232. Н.Е. Система воспитания нравственных отношений современного школьника: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М.: НИИ ОПВ АПН СССР, 1988.-57 с.
  233. М. Цветы Эльби. / Перевод с чувашского. М.: Советская Россия- 1971.- 176 с.
  234. И.С. Разработка личностно ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 31−42.
  235. И.С., Абрамова С. Г., Шиянов Б. Б., Юдашина Н. И. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения // Советская педагогика. 1991. — № 11. — С. 44−52.
  236. С.Г., Прокина П. Ф. Организованность и условия ее формирования у младших школьников (Экспериментальное исследование). -М.: Просвещение, 1967. 175 с.
  237. И.Я. Букварь для чуваш с присоединением русской азбуки. Симбирск: Б.и., 1986. — 116 с.
  238. И.Я. Отчет о состоянии сельскохозяйственной фермы Симбирской чувашской школы за 1912 г. Симбирск: Б.и., 1913. — 86 с.
  239. Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (Теоретические основы и практическая реализация). М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
  240. М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. М.: Просвещение, 1974. — 128 с.
Заполнить форму текущей работой