Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие у учащихся способности к жизненному самоопределению средствами исследовательской деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многомерность исследовательского опыта подтверждается применением учащимся структурных элементов исследовательского опыта в формировании не только исследовательской компетенции. Так, опыт самостоятельного получения информации из различных источников, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных необходим в формировании и проявлении ключевой информационной компетенции. Опыт… Читать ещё >

Развитие у учащихся способности к жизненному самоопределению средствами исследовательской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное общество предъявляет высокие требования к развитию личности, к формированию у учащихся способности и готовности к жизненному самоопределению, которые, на наш взгляд, эффективно могут быть достигнуты путем внедрения исследовательской деятельности в образовательный процесс. На основании ФГОС ООО 2-го поколения и ФГОС ВО 3-го поколения деятельность учащейся молодежи рекомендуется ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения, а подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности является обязательной составной частью модели выпускника высшего профессионального образования.

Исследовательская деятельность способствует формированию у учащихся готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, развивает способности управлять своей познавательной деятельностью, овладевать методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, формирует умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятия решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Данная проблема изучается многими учеными в области педагогики и психологии: А. А. Корженкова, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, А. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, В. И. Слободчиков и многими другими специалистами. Организации исследовательской деятельности студентов в вузе и ее методическому обеспечению посвящены работы Л. Ф. Авдеевой, Г. Н. Александровой, А. Н. Алексеевой, В. И. Бабурова, М. А. Байдан, В. И. Грошева, В. Е. Евлютиной, В. И. Загвязинского, С. И. Зиновьева, Н. В. Кузьминой, В. С. Кузнецовой, И. Я. Макаровой, М. И. Махмутова, Г. А. Николаева, Е. С. Спициной, Г. М. Храмовой и др.

Задачи исследовательской деятельности учащихся:

  • — привить первоначальные систематические навыки выполнения теоретических и экспериментальных научно-исследовательских работ в единстве образовательного и творческого процессов;
  • — обеспечить прочное и глубокое усвоение знаний по специальным и смежным дисциплинам;
  • — развить творческое, аналитическое мышление, способности к творческой работе, расширить теоретический кругозор;
  • — выработать умения по применению теоретических знаний для решения конкретных практических задач;
  • — расширить знания по основным направлениям науки и техники; формировать потребности и умения самостоятельно пополнять свои знания, навыки работы в творческих коллективах;
  • — способствовать профессиональной и социальной адаптации.

Исследовательская деятельность выступает как форма организации воспитания, как деятельность, направленная па получение нового знания и структурная основа формирования исследовательского опыта. Следовательно, целью исследовательской деятельности является не только конечный результат, но и сам процесс, в ходе которого формируется исследовательский опыт, опыт жизненного самоопределения, как личностное приобретение учащегося.

Исследовательская деятельность учащегося, студента или школьника, в процессе воспитания выполняет ряд функций:

образовательную: овладение теоретическими (научные факты) и практическими (научные методы исследования; методики проведения экспериментов; способы применения научных знаний) знаниями;

организационно-ориентационную: формирование умения ориентироваться в источниках, литературе; развитие умений организовывать и планировать свою деятельность; выбор методов обработки информации;

  • — аналитико-корректирующую: связана с рефлексией учащегося, его самоанализом, самосовершенствованием планирования и организации своей деятельности; коррекцией и самокоррекцией учебнопознавательной деятельности;
  • — мотивационную: развитие и усиление интереса к науке в процессе осуществления научно-исследовательской деятельности, познавательных потребностей, убеждения в теоретической и практической значимости разрабатываемого научного знания; развитие желания глубже познакомиться с проблематикой изучаемой области научного знания, разнообразием точек зрения; стимулирование самообразования, саморазвития;

развивающую: развитие критического, творческого мышления, умения действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, умения обосновывать, отстаивать свою точку зрения; понимание развития мотивации (интереса, стремления к познанию), развитие способностей (познавательных, коммуникативных, специальных способностей и др.);

— воспитывающую: становление нравственного и правового самосознания; воспи тание способности к адаптации в изменяющейся социальной среде; формирование адекватной самооценки, ответственности, целеустремленности, волевого саморегулирования, смелости в преодолении трудностей и других способностей и черт характера. Воспитывающая функция включает также формирование готовности к профессиональному самоопределению, профессиональной этики.

Формирование у учащихся готовности к жизненному самоопределению можно назвать одной из центральных проблем современного образования. В данном процессе выделяются два методических принципа. Первый отражает необходимость формировать готовность к жизненному самоопределению, начиная с мотивации, с актуализации познавательной потребности, пробуждения исследовательского начала в ученике, которое возможно, только если он почувствует удовольствие от научного поиска. Если у учащегося есть исследовательская цель, то он сам активно ищет средства ее достижения. Первая задача педагога — активизировать познавательную потребность, а вторая обеспечить условия для ее реализации. Второй подход это личностноориентированное взаимодействие с учащимся. Формирование исследовательского интереса и особой жизненной позиции, когда нахождение и решение проблемы приобретают статус жизненной ценности, происходит благодаря специально организованному общению педагога с учащимся, то есть посредническому диалогу.

В современном образовательном учреждении, в школе или в вузе очень важно заинтересовать учебным предметом учащихся, повысить мотивацию к обучению, достичь этого можно только лишь через продуманную систему исследовательской деятельности по различным учебным предметам.

Однако, исследовательская деятельность учащихся осуществляется не только в процессе обучения на уроках и аудиторных занятиях, она продолжается во внеурочное время в разнообразных формах воспитательной работы. Вся внеурочная воспитательная работа ориентирована на расширение и углубление базовых компетенций, готовности к жизненному самоопределению (профессиональному, гражданскому, нравственному, эстетическому), на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности учащейся молодежи.

Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена в следующих видах:

  • 1. Информационный проект, который направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т. д.). Основной общей задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие, пусть в разных, но продолжительности и сложности информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.
  • 2. Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной работой.
  • 3. Практико-ориентированный проект, который предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может — практико-ориентированный: подготовить лекцию по теме «Горы (или равнины) Земли». Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа, особенностей обращения к ней и т. д.

Исследовательская работа может быть организована как индивидуальная, групповая, коллективная или смешанная, т. е. на разных этапах работы имеет место и групповая, и индивидуальная работа. Результатом работы учащихся могут быть какие-либо макеты, разработки, карты, схемы, описания объектов и конкретная деятельность по их благоустройству и т. п. Главное, чтобы выбранная гема исследования была тесно связана с реальной жизнью и личностно значима для каждого учащегося.

К фундаментальным идеям, на которых строится исследовательская деятельность, могут быть отнесены следующие принципы:

  • 1. Принцип ориентации на познавательные интересы учащегося. Исследование — процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в данном случае потребности в познании. Отсюда следующий принцип.
  • 2. Принцип свободы выбора и ответственности за собственные поступки. Только при условии его реализации образование способно стать адекватным индивидуальным целям личности.
  • 3. Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения. Диктуемый задачами подход к формированию научной картины духовно-нравственного устройства мира включает в себя не только освоение некоего объема информации, добытой путем специальных изысканий, а с необходимостью предполагает получение нового знания на основе овладения способами ее обнаружения. Наука неотделима от рефлексии того, каким путем получено знание, потому и учащийся должен осваивать не только конечный продукт, в виде некоего позитивного знания, но быть хорошо знаком с эволюцией знания, а также с путями и способами его получения.
  • 4. Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации. Главная задача современного образования нс только сообщение знаний, а в первую очередь — развитие у учащегося потребности и способности эти знания добывать. Только на этой основе можно обеспечить превращение знаний в инструмент творческого освоения мира ребенком. Учащийся не просто потребляет информацию, а сам порождает знание. Знания, предлагаемые для освоения учащемуся в традиционном образовании, новы лишь для него. В условиях, когда в качестве главной ценности образования рассматриваются не знания, а способы их получения, становится не важно, насколько добытая ребенком информация нова.
  • 5. Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов. Психология усвоения свидетельствует о том, что легко и непроизвольно усваивается тот материал, который включен в активную работу мышления. Для учащихся важно на деле ощутить ситуацию успеха, почувствовать себя нужным, осознать свои возможности, свой вклад в общее дело. При этом способе обучающийся учится делать выбор, нести ответственность за начатое дело и результат. Поскольку при создании своей собственной работы учащийся будет стремиться проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы.

Таким образом, исследовательская деятельность позволит не только проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, а еще и принести пользу, показать публично достигнутый результат. В ходе сотрудничества учащиеся приобретают опыт намечать цели и задачи деятельности, искать пути их решения, создавать коллективные отчеты, изучать разные виды подходов к решению поставленных задач, отстаивать свою точку зрения, действовать самостоятельно, корректировать свою деятельность, сравнивая полученное с требуемым. Включение учащихся в исследовательскую деятельность позволяет формировать у личности ее готовность к жизненному самоопределению, способности находить новые решения многообразных проблем современной жизни, активно действовать в современном обществе.

Педагогическими условиями формирования готовности к жизненному самоопределению средствами исследовательской деятельности учащихся являются:

ориентация педагогов на исследовательскую культуру активного гражданина общества;

  • — опора на познавательные интересы учащихся как движущую силу процесса обучения;
  • — организация обучения учащихся основам исследовательских методов;
  • — разработка и реализация программ обогащения исследовательского опыта учащихся.

В современной системе образования можно выделить несколько направлений по применению и внедрению видов и форм научноисследовательской деятельности учащихся:

  • — обогащение традиционных академических форм организации учебного процесса (уроков, лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий) выполнением задач исследовательского типа;
  • — развитие внеучебных форм вовлечения учащихся в научную деятельность (например, написание научных докладов, статей, подготовка сообщений; проведение олимпиад и научных конференций; разработка проектов для получения грантов; факультативные формы обучения; формы научного сотрудничества школы — вуз — производство и др.);
  • — внедрение менее распространенных специфических форм научно-практической деятельности (научные исследовательские кружки, коллективы молодых исследователей и др.).

Развитие личности учащегося, его интеллекта, чувств, воли осуществляется лишь в активной деятельности. Человеческая психика не только проявляется, но и формируется в деятельности, и вне деятельности она развиваться не может. В форме нейтрально-пассивного восприятия нельзя сформировать ни прочных знаний, ни глубоких убеждений, ни гибких умений. Способность учащихся к творческой (а значит, и к исследовательской) деятельности эффективно развивается в процессе их целесообразно организованной деятельности под руководством педагога.

Исследовательская деятельность студентов или школьников, как показывает опыт, не возникает сама по себе. Необходимыми условиями ее осуществления являются:

  • — готовность учащихся к этому виду работы;
  • — желание и готовность преподавателей руководить этим видом деятельности.

Педагоги, таким образом, берут на себя еще одну воспитательную функцию — руководителя исследовательской деятельности учащегося. При этом основными задачами педагогов становятся: актуализация исследовательской потребности учащегося; вовлечение в поисковую деятельность; поиск средств, активизирующий процесс познания; содействие в осознанном целсполагании; доведение учащегося до результативности в деятельности.

Исследовательская деятельность учащегося предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

  • — постановка проблемы, формулирование темы;
  • — целеполагание, выдвижение гипотез; ознакомление с литературой по данной проблематике;
  • — овладение методами исследования;
  • — сбор собственного материала, его анализ;
  • — обобщение, выводы.

Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Структуру исследовательской деятельности определяют следующие компоненты: исследовательская задача, исследовательские действия и операции, действия контроля и оценки.

Содержанием исследовательской деятельности являются общие способы учебных и исследовательских действий, направленные на решение конкретно-практических и теоретических задач. Исследовательская деятельность — это процесс решения поставленной проблемы на основе самостоятельного поиска теоретических знаний; предвиденье и прогнозирование, как результатов решения, так и способов и процессов деятельности.

Исследовательская деятельность — это процесс совместной творческой деятельности учащегося и преподавателя (научного руководителя) по выявлению сущности изучаемых явлений или процессов, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию. В связи с этим фактом основной целью воспитательной работы педагога является выявление талантливой молодежи и создание благоприятных педагогических условий для развития у учащихся готовности к жизненному самоопределению.

Исследовательский опыт можно определить, как совокупность практически усвоенных знаний, умений, навыков и способов деятельности, полученных в ходе исследовательской деятельности, которое в дальнейшем обеспечивают субъектное отношение к выполняемой деятельности, обращенность к своим возможностям в ходе выполнения последующей исследовательской деятельности, тем самым, способствуя формированию исследовательской компетенции [96].

Учащийся, занимающийся исследованием, способен переносить исследовательский опыт на разные сферы деятельности и применять в различных ситуациях, что подтверждает полифункциональность, универсальность и надпредметность структурных составляющих исследовательского опыта. Данный опыт мобилен, подвижен, вариативен в любой ситуации и на любом предметном материале.

Многомерность исследовательского опыта подтверждается применением учащимся структурных элементов исследовательского опыта в формировании не только исследовательской компетенции. Так, опыт самостоятельного получения информации из различных источников, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных необходим в формировании и проявлении ключевой информационной компетенции. Опыт использования для познания окружающего мира различных методов исследования необходим при становлении и проявлении проблемной ключевой компетенции. Навык выбора и использования выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (принимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); навык представления результатов и выводов исследования; опыт выступления с результатами исследования участвуют в формировании коммуникативной ключевой компетенции.

Другими словами, исследовательская деятельность как средство воспитания учащихся содержит многие структурные составляющие, являющиеся базовыми в формировании и проявлении многих ключевых компетенций, что определяет значимость исследовательской деятельности в формировании у учащихся готовности к жизненному самоопределению.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой