Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Умственное воспитание. 
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мыслительная деятельность невозможна без речи. После того как ребенок овладевает речью, он начинает иметь дело не только с теми предметами, которые непосредственно видит, которыми манипулирует, но и с теми, которые в данный момент отсутствуют или которых вообще не было в его личном опыте. Таким образом, речь позволяет ребенку мысленно оперировать предметами даже в их отсутствие. Это расширяет… Читать ещё >

Умственное воспитание. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Умственное воспитание — планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.

Умственное развитие — это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.

Умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение.

Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни — формирование познавательной деятельности, т. е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир.

В связи с этим задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:

  • — сенсорное воспитание (развитие);
  • — развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);
  • — становление речи;
  • — формирование познавательных мотивов, воспитание любознательности, познавательных интересов;
  • — формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.

Сенсорное воспитание — целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного знания и совершенствование ощущений и восприятия.

Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование сенсорных эталонов (сенсорные эталоны — это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития). Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. На протяжении дошкольного детства характер сенсорного познания меняется: от манипуляции с предметами ребенок постепенно переходит к ознакомлению с ними на основе зрения, осязания, а также «зрительного ощупывания». Педагог должен создавать условия, чтобы дошкольники применяли полученные знания и умения для анализа окружающей среды. Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков. Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, тем богаче становятся его представления.

На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства. Этот аспект умственного воспитания рассматривается как развитие у ребенка мыслительных операций, познавательных процессов и способностей. Основные направления работы — это формирование и развитие у детей умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, классифицировать, побуждение к высказыванию собственных предположений. Перед детьми необходимо ставить задачи, стимулирующие их познавательную активность, требующие размышления, сравнения.

Мыслительная деятельность невозможна без речи. После того как ребенок овладевает речью, он начинает иметь дело не только с теми предметами, которые непосредственно видит, которыми манипулирует, но и с теми, которые в данный момент отсутствуют или которых вообще не было в его личном опыте. Таким образом, речь позволяет ребенку мысленно оперировать предметами даже в их отсутствие. Это расширяет границы его познавательной деятельности: он может пользоваться опосредованными средствами расширения своего кругозора (художественное произведение, рассказ взрослого, объяснение). На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. Следует также формировать культуру диалогической речи: умение говорить четко, выразительно, по существу; слушать собеседника, стараться его понять, не перебивать; не перескакивать с предмета на предмет и т. д.

Любознательность и познавательный интерес представляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру. Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью (С. Л. Рубинштейн, Д. П. Годовикова). Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения (Т. А. Куликова). Таким образом, познавательный интерес отличается от любознательности широтой охвата объектов, глубиной познания, избирательностью.

Основой познавательного интереса является активная мыслительная деятельность, проявляющаяся в познавательных вопросах. Ответ на вопрос ребенка — это педагогическое искусство взрослого, которое основывается на знании особенностей дошкольников, глубоком понимании ребенка и заключается в следующем.

  • 1. Ребенок задает вопрос не всякому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Проявите педагогический такт — уважительное, бережное отношение к детскому вопросу.
  • 2. Встаньте на позицию ребенка, вникните в мотив вопроса, постарайтесь понять, что побудило ребенка задать его. Часто вопрос по форме познавательный, но он служит для ребенка поводом вызвать взрослого на общение, привлечь к своему эмоциональному состоянию.
  • 3. Постарайтесь придать ответу эвристический характер: длинные исчерпывающие ответы взрослых, которые не дают простора для собственных размышлений, фантазий, сомнений, гасят детскую любознательность. Ответ должен показаться ребенку собственным открытием, предлагайте подумать вместе, вовлекайте его в беседу, в ходе которой совместными усилиями ищите ответ. При этом следует учитывать уровень умственного развития ребенка, обращаться к его жизненному опыту.
  • 4. Помните, что неизвестное особенно притягивает. Не бойтесь, если после вашего ответа не все будет понятно ребенку до конца. Что-то он уяснил, в чем-то разобрался, но новые знания, которые вы ему сообщили, влекут за собой и новые вопросы. Как считает Н. Н. Поддьяков, именно не совсем отчетливые знания оказывают существенное влияние на умственное развитие, порождая у ребенка гипотезы, сомнения, стимулируя его познавательную активность.
  • 5. Не бойтесь показаться ребенку «незнайкой». Предложите вместе поискать ответ в книге, пользуйтесь для этого справочниками, научно-популярной литературой, отправьте ребенка за ответом к тому взрослому, который может быть компетентен в данном вопросе. Используйте личный опыт других воспитанников группы для обмена мнениями, для коллективного поиска ответа.

Общение со взрослым является одним из главных источников получения ребенком информации об окружающем мире, в ходе общения формируется система элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, что является основой опыта ребенка. Ответы на детские вопросы и возникающая благодаря им последующая совместная с взрослым или самостоятельная деятельность ребенка (различные игры, исследования, наблюдения, коммуникации) являются основным средством умственного воспитания.

Вопросы и задания по теме

  • 1. Дайте краткую характеристику основных направлений умственного воспитания.
  • 2. Подумайте, какими способами можно наиболее эффективно решать основные задачи умственного воспитания. Заполните таблицу.

Задача.

Как решать задачу в младшем дошкольном возрасте.

Как решать задачу в старшем дошкольном возрасте.

Сенсорное развитие.

Развитие мыслительной деятельности.

Развитие речи.

Формирование познавательных мотивов.

Формирование системы элементарных знаний.

3. Как бы вы ответили на следующие вопросы детей (К. И. Чуковский):

Если добрый лев встретит знакомую жирафу, он ее съест или нет?

Почему сверчок? Он сверкает?

Почему ты говоришь: тополь? Ведь он же не топает.

Почему ты говоришь: рыба клюет? Никакого клюва у ней нет.

Как праздник придет, разве у праздника — ножки?

Из чего делают корку на хлебе? Из муки. А как ее потом на хлеб натягивают?

Глаза, чтобы смотреть… Уши, чтобы слышать… Рот, чтобы говорить… А пуп зачем?

И почему у одних только мамов есть молоко для маленьких, а у папов нет?

Кто выродил первую маму?

А петух может совсем-совсем-совсем забыть, что он петух, и снести яичко?

Звезды очень далеко. Так откуда же люди знают, как их зовут?

А будильник никогда не спит?

Подумайте, как и какую деятельность детей можно организовать в поисках решения на каждый вопрос.

Литература

по теме

  • 1. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. — М., 1988.
  • 2. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: учеб, пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений / Под ред. Л. Г. Нисканен. — М., 2002.
  • 3. Поддьяков, Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддьяков. — М., 1996.
  • 4. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н. Н. Поддьякова. — М., 1981.
  • 5. Сорокина, А. И. Умственное воспитание в детском саду / А. И. Сорокина. — М., 1975.
  • 6. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Н. А. Стародубова. — 3-е изд., стер. — М., 2008.
  • 7. Субботский, Е. В. Ребенок открывает мир / Е. В. Субботский. — М., 1991.
  • 8. Титоренко, С. А. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: учеб, пособие / С. А. Титоренко. — Воронеж, 1998.
  • 9. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н. Н. Поддьякова. — М., 1984.
  • 10. Учимся общаться с ребенком / В. А. Петровский и др. — М., 1993.
  • 11. Чуковский, К. И. Собрание сочинений в 15 т. Т. 2. От двух до пяти/ К. И. Чуковский. — М.: Терра — Книжный клуб, 2001
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой