Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Образовательный процесс как фактор профессионально-трудовой социализации личности будущего специалиста: на материале учреждения среднего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучением этой проблемы занимаются разные науки, каждая дает свое определение и имеет свой подход к изучению сущности процесса. Среди научных исследований в этой области можно выделить несколько основных направлений: психологическое (Н.В. Вачков, И. Н. Грызлова, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, И. М. Кондаков, Ю. А. Кореляков, P.JI. Кричевский, JI.M. Митина, И. Н. Трушина, Г. В. Шавырина и др… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы исследования профессионально-трудовой социализации личности будущего специалиста в процессе среднего профессионального образования
    • 1. 1. Сущность, содержание и структура профессионально-трудовой социализации студентов ссузов
    • 1. 2. Роль образовательного процесса учреждений среднего профессионального образования в профессионально-трудовой социализации будущего специалиста
    • 1. 3. Профессионально-трудовая социализированность будущего специалиста: содержание, критерии, показатели и уровни сформированности
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Опытно- экспериментальная работа по повышению роли образовательного процесса в профессионально-трудовой социализации студентов техникума
    • 2. 1. Диагностика исходного уровня профессионально-трудовой социализированности студентов техникума
    • 2. 2. Содержание опытно-экспериментальной работы по оптимизации профессионально-трудовой социализации учащихся среднего специального учебного заведения
    • 2. 3. Педагогические условия успешной профессионально-трудовой социализации студентов в образовательном процессе
  • Выводы по второй главе

Образовательный процесс как фактор профессионально-трудовой социализации личности будущего специалиста: на материале учреждения среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Развитие региональных и федерального социально-экономических комплексов нуждается в качественно новом типе работника с высоким уровнем профессиональной компетентности, позитивного потенциала кадрового роста, образовательной, социальной и профессионально-трудовой адаптации и мобильности. В этих условиях образовательный процесс учреждений среднего профессионального образования в большей степени, чем ранее, должен способствовать повышению качества освоения молодыми специалистами своих социально-профессиональных ролей вместе с интериоризацией соответствующих норм и ценностей, а также самоидентификации личности и освоению ею своей субъективно-объектной позиции во взаимодействии с профессиональной средой. Средством достижения этих задач является оптимизация процесса профессионально-трудовой социализации студентов среднего специального учебного заведения.

Изучением этой проблемы занимаются разные науки, каждая дает свое определение и имеет свой подход к изучению сущности процесса. Среди научных исследований в этой области можно выделить несколько основных направлений: психологическое (Н.В. Вачков, И. Н. Грызлова, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, И. М. Кондаков, Ю. А. Кореляков, P.JI. Кричевский, JI.M. Митина, И. Н. Трушина, Г. В. Шавырина и др.), социологическое (Г.М. Андреева, И. С. Кон, А. И. Ковалева, В. А. Луков, Т. Парсонс, Э. Эриксон и др.) и педагогическое (Е.В. Андриенко, А. В. Мудрик, П. И. Пидкасистый, И. П. Подласый, Л. Г. Семушина, В. А. Сластенин, Н. Г. Ярошенко и др.). В контексте педагогических исследований профессионально-трудовая социализация соотносится с процессом реализации комплекса психологических, организационных, социально-правовых условий, направленных на социальное и профессиональное развитие личности будущего специалиста. В этих условиях важную роль играет не максимальный объем информации, которую студент может подучить в образовательном процессе среднего специального (профессионального) учебного заведения, а его подготовка к самостоятельному мышлению, умение применять полученные знания для выполнения профессиональных задач, интеграция в профессиональную среду.

Важность исследования профессионально-трудовой социализации обусловлена определяющим влиянием данного процесса на успешность включения индивида в профессиональную деятельность и, соответственно, на ее продуктивность. Так считают исследователи Г. М. Андреева, В. В. Блащук, JI.C. Буркина, Ж. В. Гербач, К. Ю. Лебедев, JI.M. Митина, И. И. Митрофанова, А. В. Морозова, Л. Э. Пробст, рассматривая профессиональную социализацию, ее сущность, структуру, формы, этапы, а также механизмы и факторы, влияющие на нее.

На недостаточное внимание к социальным аспектам профессионального образования указывают в своих работах Г. И. Желе-зовская, Э. Ф. Зеер, А. Е. Климов, Т. В. Кудрявцев, С. П. Кряже, А. К. Маркова, Ю. П. Поваренков, Н. С. Пряжников, В. Д. Шадриков, отмечая сложность и многоплановость процесса профессионального становления личности, его взаимосвязь с выбором профессии, выполнением профессиональной деятельности.

Модернизация среднего профессионального образования, в связи с этим, должна проходить в русле учета специфики будущей профессии и в максимальной степени ориентироваться на социализирующие аспекты профессионально-трудового становления личности будущего специалиста. Важные научно-теоретические и методические предпосылки разработки этой проблемы на материале средних специальных учебных заведений содержатся в работах следующих исследователей: А.Л. Й. Арбушаускайте, А. С. Васильева, Н. Е. Горюновой, В. И. Ерикова, И. А. Карелиной, Н. П. Костюшиной, А. Г. Кучерявого, Л. Г. Лебедевой, B.C. Лукач, А. В. Морозовой, Р.Л. Мугино-ва, П. Н. Осипова, О. Л. Поминовой, Ю. Г. Рольник, А. А. Савенкова.

Педагогический феномен образовательной среды профессиональных учебных заведений и опыт реализации средового подхода в профессионально-личностном становлении будущих специалистов освещены в работах Н. М. Борытко, И. А. Васюк, Н. Ю. Калашниковой, К. Г. Киченикова, А. В. Репринцева, В. А. Левина и др.

Однако, несмотря на значительное число исследований в области профессиональной социализации учащейся молодежи, в них отсутствует научное решение задач, непосредственно связанных с повышением результативности профессионально-трудовой социализации будущих специалистов среднего профессионального звена.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена насущными потребностями производства и рынка труда в специалистах, обладающих развитыми социально-профессиональными характеристиками, и недостаточной изученностью возможностей образовательного процесса учреждения среднего профессионального образования выступать фактором оптимизации профессионально-трудовой социализации студентов.

Проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: каковы теоретические предпосылки и условия успешной профессионально-трудовой социализации студентов в образовательном процессе среднего специального учебного заведения?

Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Объектом исследования выступает процесс профессионального образования учащихся техникума.

Предмет исследования — профессионально-трудовая социализация будущих специалистов в образовательном процессе среднего специального учебного заведения.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность, содержание и структуру профессионально-трудовой социализации личности будущих специалистов — учащихся среднего профессионального учебного заведения.

2. Выявить критерии, показатели и уровни профессионально-трудовой социализированное&tradeстудентов техникума.

3. Разработать и апробировать модель профессионально-трудовой социализации студентов в образовательном процессе среднего специального учебного заведения.

4. Определить педагогические условия, обеспечивающие успешную профессионально-трудовую социализацию студентов в образовательном процессе техникума.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что профессионально-трудовая социализация личности будущего специалиста — студента среднего профессионального учебного заведения будет более успешной, если:

— в образовательном процессе целенаправленно актуализируются социализирующие влияния на личность учащегося, развивающие субъектную активность студентов, возможности самостоятельного выбора сфер реализации собственных профессионально-образовательных интересов и склонностей;

— образовательная среда учебного заведения, методы и формы организации образовательного процесса культивируют и поддерживают сотрудничество и взаимопомощь учащихся, их инициативу и самостоятельность, ответственность, саморегуляцию и самоконтроль;

— студенческие коллективы включаются в проектирование и организацию практик социального партнерства и социально-производственной среды.

Методологической основой исследования выступают системный, культурологический, личностно-деятельный подходы к изучению педагогических явленийконцептуальные положения о личности как субъекте совместной деятельности, складывающихся в ее процессе отношений и своего собственного развитияидеи гуманизации взаимодействия и отношений участников образовательного процесса.

Теоретической основой исследования явились:

— положения о социальной обусловленности сознания и деятельности человека, о закономерностях развития личности в процессе профессионального становления (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, JI.C. Выготский, И. С. Кон, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, С.Л. Рубинштейн);

— концепции профессиональной социализации, профессионального и личностного самоопределения будущих специалистов в новых социально-экономических условиях (В.В. Блащук, В. Н. Введенский, Ж. В. Гербач, А. И. Ковалева, Р. Л. Кричевский, А. В. Луков, Л. М. Митина, А. В. Морозова, A.M. Новиков, Н. С. Пряжников, Л. Э. Пробст, А. В. Репринцев, С.Н. Чистякова);

— положения о целостности профессионально-образовательного процесса и индивидуально-творческом характере педагогической деятельности (Г.М. Андреева, Е. В. Андриенко, И. Ф. Исаев, И. Б. Котова, Р. С. Немов, А. И. Мищенко, А. В. Мудрик, А. Г. Пашков, Л. С. Подымова, В. А. Сластенин, С. А. Смирнов, В. И. Шевандрин, Е. Н. Шиянов, А.Н. Ходусов);

— теории профессионального становления личности будущего специалиста, профессиональной ориентации и социально-профессиональной адаптации (Е.Н. Бурдастых, Г. И. Железовская, Э. Ф. Зеер, Т. В. Кудрявцев, С. П. Кряже, А. К. Маркова, П. Н. Осипов, Ю. П. Поваренков, Н. С. Пряжников, С. Н. Чистякова, В.Д. Шадриков).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования:

— теоретический анализ и обобщение научной литературы (философской, социологической, психологической и педагогической);

— моделирование;

— изучение нормативной документации (государственного образовательного стандарта, учебных планов и программ);

— эмпирические методы (наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, экспертные оценки и др.);

— опытно-экспериментальная работа;

— количественный и качественный анализ полученных результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования стало ФГОУ СПО «Курский электромеханический техникум».

Исследованием было охвачено 268 студентов. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 12 педагогов техникума.

Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом, поисковом этапе (2003;2004 г. г.) изучалась научная литература по теме исследования, уточнялись представления об объекте и предмете исследования, осуществлялся подбор и конструирование диагностических материалов для проведения констатирующих срезов, анализировался опыт профессионально-трудовой социализации учащихся средних специальных учебных заведений, формулировалась проблема, задачи, гипотезы исследования.

На втором, аналитическом этапе (2004;2005 г. г.) проводилась работа по изучению особенностей профессионально-трудовой социализации учащихся средних специальных учебных заведений, апробировались и уточнялись методики сбора и анализа информации о процессе и результатах профессионально-трудовой социализации, разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы.

На третьем, экспериментальном этапе (2003;2007 г. г.) проводилась опытно-экспериментальная работа, анализировались, обрабатывались и систематизировались полученные данные, апробировались результаты и выводы исследования, выявлялись педагогические условия успешной профессионально-трудовой социализации студентов средних специальных учебных заведений в образовательном процессе.

На заключительном этапе (2008 г.) обобщались и систематизировались результаты исследования, оформлялся текст диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессионально-трудовая социализация студентов ссуза представляет собой совокупность в разной степени управляемых социально-педагогических процессов, посредством которых будущие специалисты усваивают и активно воспроизводят систему знаний, умений и опыта их применения в производственной деятельности, а также норм и ценностей, соответствующих социальной роли профессионала. Профессионально-трудовая социализация осуществляется как единство взаимосвязных процессов адаптации учащихся к профессиональным общностям и производственно-трудовым ситуацияминтериоризации социальных норм, свойственных профессиональной среде определенного профиляиндивидуализации как осознания и осуществления будущим специалистом своей субъективной роли во взаимодействии с профессиональной средой, а также совершенствования профессионально-личностных качеств.

Структуру процесса профессионально-трудовой социализации будущих специалистов среднего звена составляют когнитивный (формирование знаний, раскрывающих социальную значимость выбранной профессии, специальностистановление начал профессионального мышления и др.), мотивационно-ценностный (развитие социально-нравственной, познавательной мотивации профессионально-образовательной деятельности, ценностного отношения к выбранной профессии, стремления к профессиональному саморазвитию и др.), деятелъностно-практический (принятие и освоения норм поведения, взаимоотношений, принятых в социально-профессиональной сфере) компоненты.

2. Профессионально-трудовая социализированность личности будущего специалиста — учащегося техникума указывает на результативность процесса и связана с усвоением одобряемых общественной культурой и профессиональной этикой ценностей и норм поведения и сформированностью совокупности профессионально-трудовых качеств и индивидуально-психологических особенностей, обеспечивающих успешную интеграцию выпускника в профессионально-трудовую среду.

Критериями профессионально-трудовой социализированное&tradeстудентов выступают информационный (знание квалификационных требований и профессиональных функций специалиста, осознание эталона квалифицированного специалиста, понимание личной и социальной значимости освоения профессионально-трудовой деятельности и др.), побудительный (проявление интереса и субъектной активности в процессе освоения выбранной специальности и взаимодействия с профессиональной средой, стремление к саморазвитию профессионально значимых личных качеств, позитивная самооценка будущего специалиста и др.), поведенческий (умения устанавливать и поддерживать продуктивные социальные взаимодействия в учебно-профессиональной и профессионально-трудовой деятельности, успешность трудовой деятельности в условиях реального производства, способность к самоконтролю и саморегуляции поведения в производственных ситуациях и др.).

Указанные критерии и соответствующие показатели позволяют выявить учащихся, относящихся к оптимальному, достаточно-допустимому и ситуативно-неустойчивому уровням профессионально-трудовой социализированности, а также установить динамику результативности исследуемого процесса.

3. Моделирование профессионально-трудовой социализации студентов в образовательном процессе техникума исходит из того, что типичные особенности учащихся (социально-нравственная незрелость, кризис идентичности, внутренняя мотивационная конфликтность, незавершенность и неустойчивость профессионального самоопределения, ведущая роль группы сверстников как агента социализации и др.) актуализируют поддержку социализирующейся личности со стороны значимых взрослых (педагогов, родителей, наставников на производстве) и усиление степени совместности (интерактивности) социализирующей деятельности. Это указывает на возможность образовательного процесса выступать важным фактором профессионально-трудовой социализации данной категории учащейся молодежи.

Модель профессионально-трудовой социализации учащихся в образовательном процессе техникума включает в себя три взаимосвязных блока:

— функционально-целевой, определяющий задачи профессионально-трудовой социализации — выработка личностью ценностно-нормативной ориентации в процессе освоения профессионально-трудового социального опыта, усвоение навыков общения взаимодействия в ходе профессионально направленной учебной и трудовой деятельности, формирование позитивного профессионального самосознания и самооценки стремления к дальнейшему профессиональному самосовершенствованию и образованию;

— содержательно-технологический блок, представленный основными компонентами, этапами (адаптация — приспособление к условиям и содержанию образовательного процессаинтенсификация — развитие общих и специальных способностей, ответственности, самостоятельностиидентификация — формирование профессиональной идентичности, готовности к будущей деятельности) и средствами (содержание профессионально образовательной деятельности, методы и формы обучения, профессионально-педагогическая культура преподавателей и др.) профессионально-трудовой социализации;

— оценочный (критерии, показатели, уровни профессионально-трудовой социализированное&trade-).

4. Успешная реализация модели профессионально-трудовой социализации учащихся обеспечивается созданием следующих педагогических условий:

— содержательно-целевых — усиление целостности и профессиональной направленности образовательного процесса, в том числе аудиторной, внеаудиторной и учебно-производственной работы, проблематизация профессиональных норм деятельности и поведения студентов в ходе теоретического и практического обучения, актуализация связи профессионально направленных интересов и склонностей учащихся с содержанием профессиональной подготовки, расширение и обогащение субъектных функций студентов в учебно-воспитательном процессе;

— организационно-процессуальных — дифференциация и индивидуализация профессионально-личностного развития будущего специалиста, включение студентов в групповые и коллективные формы организации учебной и учебно-производственной деятельности, психолого-педагогическая поддержка адаптации студентов в трудовых коллективах базовых предприятий, вовлечение студентов в дополнительное профессиональное образование, в том числе в рамках клубно-профильных студенческих объединений, расширение содержания и форм взаимодействия учащихся и преподавателей с родителями студентов и выпускниками техникума;

— методико-инструменталъных — диагностика личностного и профессионального развития студентов техникума, применение в образовательном процессе интерактивных методов и приемов обучения, активизация делового и межличностного общения между студентами и преподавателями, студентами и наставниками на производстве.

Основные результаты, полученные исследователем, их научная новизна состоит в том, что:

— раскрыты сущность и структура профессионально-трудовой социализации личности будущих специалистов — учащихся среднего специального учебного заведения;

— определены критерии и показатели профессионально-трудовой социализированности личности будущего специалиста;

— разработана и апробирована модель профессионально-трудовой социализации студентов в образовательном процессе техникума;

— выявлены педагогические условия успешной профессионально-трудовой социализации студентов в образовательном процессе.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятий «профессионально-трудовая социализация», «профессионально-трудовая социализированность», в развитии научно-методических основ повышения социализирующей роли профессионально-образовательного процесса в среднем специальном учебном заведении. Разработанная модель профессионально-трудовой социализации учащихся в образовательном процессе техникума служит теоретической основой для дальнейшего исследования проблем профессиональной социализации и профессионального воспитания будущих специалистов среднего звена.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и полученные выводы, диагностические материалы, апробированные в ходе исследования методики и технологии, а также рекомендации по оптимизации процесса профессионально-трудовой социализации личности будущих специалистов составляют научно-методическую основу совершенствования воспитательной функции образовательных учреждений среднего профессионального образования. Материалы исследования могут быть использованы в процессе в процессе повышения квалификации и переподготовки преподавателей и воспитателей средних специальных учебных заведений. Применение полученных практических результатов исследования в образовательном процессе средних специальных учебных заведений позволяет оптимизировать процесс и результаты профессионально-трудовой социализации личности будущих специалистов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются определенностью исходных методологических позиций исследованияприменением комплекса взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его объекту, предмету и задачамтщательным анализом хода и результатов длительной опытноэкспериментальной работы и доказательностью сделанных на ее основе выводовсочетанием количественного и качественного анализа, применением статистических методов обработки данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации и результаты исследования опубликованы в научно-методическом журнале «Среднее профессиональное образование», в других изданиях. Материалы исследования обсуждались на всероссийской, региональной и межвузовской научно-практических конференциях (г. Курск, 16 ноября 2004 г., г. Брянск 20−21 апреля 2006 г., г. Харьков 7−8 июня 2006 г., 19−20 апреля 2007). Текущие результаты работы заслушивались на заседаниях кафедры социальной педагогики и методики воспитания Курского государственного университета, на педагогических конференциях и советах Курского электромеханического техникума.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, изложенных на 180 страницах, а также содержит 14 приложений.

Список литературы

включает 289 наименований, из них 11 на иностранных языках.

Выводы по второй главе.

1. Опытно-экспериментальная работа направлена на последовательную и целенаправленную совместную работу администрации, преподавателей, студентов и их родителей во время занятий и в свободное от занятий время. Проектирование и реализация диссертационного исследования дали возможность понять, что процесс профессионально-трудовой социализации личности будущего специалиста будет более эффективен, если опытно-экспериментальная работа будет основываться на особенностях профессионально-трудовой социализации студентов средних специальных учебных заведений.

2. Опытно-экспериментальная работа предусматривает использование интегрированных уроков разных циклов, дополнение в содержании учебного материала, включающие профессионально-трудовые знания, умения и навыки, психологические установки на формирование к труду как к важной жизненной ценностирасширение факультативной деятельности профессиональной направленности, увеличение количества времени на индивидуальное и групповое консультирование учащихся и их родителей, включение родителей в работу техникума, осуществление диагностики, выявляющей уровни сформированное&tradeпрофессионально-трудовой социализированности будущих специалистов.

3. По результатам опытно-экспериментальной работы профессионально-трудовая социализация личности будущего специалиста находится на основном этапе своего становления и перехода на новое качественное состояние. У большинства студентов наблюдается допустимо-достаточный уровень сформированное&tradeпрофессионально-трудовой социализированности, который проявляется в высокой степени устойчивости по отношении к ценности «труд», что предполагаёт наличие профессиональной грамотности и компетентностимотивированной готовности к профессиональной деятельности, активности в данной деятельностиспособности к саморегуляции и самовоспитанию. Опытно-экспериментальные данные подтверждают при этом особую практическую значимость индивидуально-личностного подхода к студентам в процессе профессионально-трудовой социализации.

4. Благодаря полученным экспериментальным данным установлен комплёкс педагогических условий успешной профессионально-трудовой социализации студентов в образовательном процессе, состоящий из трех групп: содержательно-целевых, организационно-процессуальных, методико-инструментальных.

Содержателъно-г{елевые педагогические условия успешной профессионально-трудовой социализации личности будущего специалиста: усиление целостности и профессиональной направленности образовательного процесса, в том числе аудиторной, внеаудиторной и учебно-производственной работы, проблематизация профессиональных норм деятельности и поведения студентов в ходе теоретического и практического обучения, актуализация связи профессионально направленных интересов и склонностей учащихся с содержанием профессиональной подготовки, расширение и обогащение субъектных функций студентов в учебно-воспитательном процессе.

Организационно-процессуальные педагогические условия: дифференциация и индивидуализация профессионально-личностного развития будущего специалиста, включение студентов в групповые и коллективные формы организации учебной и учебно-производственной деятельности, психолого-педагогическая поддержка адаптации студентов в трудовых коллективах базовых предприятий, вовлечение студентов в дополнительное профессиональное образование, в том числе в рамках клубно-профильных студенческих объединений, расширение содержания и форм взаимодействия учащихся и преподавателей с родителями студентов и выпускниками техникума;

Методико-инструментальные педагогические условия: диагностика личностного и профессионального развития студентов техникума, применение в образовательном процессе интерактивных методов и приемов обучения, активизация делового и межличностного общения между студентами и преподавателями, студентами и наставниками на производстве.

Заключение

.

В данной работе были представлены результаты теоретического анализа понятий «профессионально-трудовая социализация», «профессионально-трудовая социализированность», а также данные эмпирического исследования, направленного на оптимизацию профессионально-трудовой социализации студентов Курского электромеханического техникума.

Основными итогами настоящего диссертационного исследования является следующее:

1. Дано рабочее определение понятию «профессионально-трудовая социализация», раскрывающее суть данного процесса, увидеть особенности характерные для профессионально-трудовой социализации личности будущих специалистов — учащихся среднего профессионального учебного заведения.

2. Анализ современных исследований по проблеме изучения компонентов, критериев, показателей, уровней и условий профессионально-трудовой социализации студентов средних специальных учебных заведений показал, что данная проблема является актуальной, но мало разработанной относительно рассмотрения данного процесса при обучении учащихся в образовательном процессе среднего профессионального образования.

3. В диссертационном исследовании раскрыты сущность, содержание и структура профессионально-трудовой социализации личности будущих специалистов — учащихся среднего профессионального учебного заведения. При изучении теоретического материала данного процесса было выяснено, что модернизация среднего профессионального образования направлена на специфику будущей профессии и в максимальной степени должна ориентироваться на социализирующие аспекты профессионально-трудового становления личности будущего специалиста. Важные научно-теоретические и методические предпосылки разработки этой проблемы на материале средних специальных учебных заведений содержатся в работах следующих исследователей: А.Л. Й. Арбушаускайте, А. С. Васильева, Н. Е. Горюновой,.

В.И. Ерикова, И. А. Карелиной, Н. П. Костюшиной, А. Г. Кучерявого, Л. Г. Лебедевой, B.C. Лукач, А. В. Морозовой, Р. Л. Мугинова, П. Н. Осипова, О. Л. Поминовой, Ю. Г. Рольник, А. А. Савенкова.

4. Дано рабочее определение понятию «профессионально-трудовая социализированность», определены критерии и показатели профессионально-трудовой социализированности студентов техникума. Указанные критерии и соответствующие показатели позволили выявить студентов, относящихся к оптимальному, достаточно-допустимому и ситуативно-неустойчивому уровням профессионально-трудовой социализированности, а также установить динамику результативности исследуемого процесса.

5. Разработанная модель профессионально-трудовой социализации учащихся в образовательном процессе техникума служит теоретической основой для дальнейшего исследования проблем профессионально-трудовой социализации личности будущего специалиста. Моделирование профессионально-трудовой социализации студентов в образовательном процессе техникума исходило из того, что типичные особенности учащихся (социально-нравственная незрелость, кризис идентичности, внутренняя мотивационная конфликтность, незавершенность и неустойчивость профессионального самоопределения, ведущая роль группы сверстников как агента социализации и др.) актуализировали поддержку социализирующейся личности со стороны значимых взрослых (педагогов, родителей, наставников на производстве) и усиливали степень совместности (интерактивности) социализирующей деятельности. Это указало на возможность образовательного процесса выступать важным фактором профессионально-трудовой социализации данной категории учащейся молодежи.

6. Проведено эмпирическое исследование, в качестве методологической основы которого взяты системный, культурологический, личностно-деятельный подходы к изучению педагогических явленийконцептуальные положения о личности как субъекте совместной деятельности, складывающихся в ее процессе отношений и своего собственного развитияидеи гуманизации взаимодействия и отношений участников образовательного процесса. Содержащиеся в исследовании теоретические положения и полученные выводы, диагностические материалы, апробированные в ходе исследования методики и технологии, а также рекомендации по оптимизации процесса профессионально-трудовой социализации личности будущих специалистов составляют научно-методическую основу совершенствования воспитательной функции образовательных учреждений среднего профессионального образования. Применение полученных практических результатов исследования в образовательном процессе средних специальных учебных заведений позволили оптимизировать процесс и результаты профессионально-трудовой социализации личности будущих специалистов.

7. После проведения опытно-экспериментальной работы по оптимизации профессионально-трудовой социализации студентов нами были получены результаты, подтверждающие гипотезу исследования и указывающие на основные условия успешной профессионально-трудовой социализации студентов в образовательном процессе.

Проведенное исследование не исчерпывает полного содержания рассматриваемой проблемы. Результаты нашей опытно-экспериментальной работы позволили констатировать, что в рамках диссертационной работы мы охватили не весь спектр возможностей образовательного процесса как фактора оптимизации профессионально-трудовой социализации I обучающихся. Дальнейшее исследование по данной проблеме может быть продолжено в направлении изучения формирования готовности (профессиональной компетентности) преподавателей техникума как агентов профессионально-трудовой социализации будущих специалистов среднего звена.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М, 1980.
  2. Д.Е. О трудовом воспитании: Хрестоматия / Сост. авт. ввод, статьи и биогр. очерков Д. Е. Асенов. -М.: Просвещение, 1982. 336 с.
  3. JI.H. Формирование гибкого образования и обучения в средних специальных учебных заведениях. Дис. канд. пед. наук, М.: 1997- 194 с.
  4. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996. -494 с.
  5. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. — М.: Педагика, 1980.-421 с.
  6. Г. М. Социальная психология. -М., 1999.
  7. А.А. Организационно-методические условия совершенствования физического воспитания студентов специальной медицинской группы на Крайнем Севере: Автореф. дисс.. канд. пед. наук: Красноярск, 2005 24 с.
  8. Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 264 с.
  9. П.Ф. Среднее профессиональное образование на рубеже веков //Среднее профессиональное образование. 2000. — № 1. — с.2−6.
  10. П.Ф., Гунявина H.JI. Современный специалист со средним профессиональным образованием: мнение производственников // Социол. исслед. 2002 — № 12. — с. 100−107.
  11. В.Ф. Профессиональная стратификация и закон // Социол. исслед. 2006 — № 7. — с. 23−34.
  12. Н.Т., Семенова О. В. О трудоустройстве выпускников // Специалист. 2006 — № 7. — с. 8−9.
  13. Арбушауекайте А.Л. Й. Особенности жизненной позиции выпускников техникумов как будущих специалистов: Автореф. дисс.. канд. филос. наук. Вильнюс, 1988 — 18 с.
  14. О.В. Организационно-педагогические условия формирования информационной культуры личности обучающегося средствами информатизации: Автореф. дисс.. канд. пед. наук: Новокузнецк, 2005 24 с.
  15. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  16. К.Ш. Трудовая социализация школьников: избранные педагогический труды. Уфа: Гилем, 2005. — 400 с.
  17. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: (Общедидактический аспект). -М: Педагогика, 1997. -254 с.
  18. В.И., Джерри ван Зантворд Модернизация профессионального образования: современный этап. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 673 с.
  19. М.Ю. Организационно-педагогические условия гуманистической профессиональной социализации молодых учителей сельской школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук: Уфа, 2005 24 с.
  20. Н.И., Дунаев Е. А. Направления развития профессионального образования // Профессиональное образование 2004 — № 12. — с. 5−7.
  21. К.Г. Новые информационные технологии как условие интеллектуального развития личности // Качество образования: концепции, проблемы оценки, управление. 4.1. — Тезисы Всероссийской научно-метод. конференции. — Новосибирск, 1998 — с. 150−155.
  22. О.И. Психолого-педагогические условия ненасильственного воспитания младших подростков в системе деятельности классного руководителя: Автореф. дисс.. канд. пед. наук: Сургут, 2005 24 с.
  23. А.П. Тенденции развития профессионального образования // Педагогика. 2003 — № 6. — с. 21−27.
  24. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
  25. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М, 1995.-с. 59.
  26. Е.А. Диагностика личностного смысла в профессиональной деятельности учителя: дис.. канд. псих. наук. — Белгород, 2004 — 151 с.
  27. Д.М. Научно-техническое творчество как средство формирования у учащихся техникумов профессионально важных качеств: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Москва, 1989 — 16 с.
  28. Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. — № 1. — с. 3−8.
  29. К., Старухин А. Мозоли теперь не в моде. // Деловой вторник. -13.05.2003
  30. В.В. Личностная и профессиональная социализация школьников в условиях межшкольных учебных комбинатов: Дисс.. канд. пед. наук. СПб, 2004 — 24 с.
  31. Е.Л. Педагогические возможности социализации студентов -технологов средствами социально-культурной деятельности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Москва, 2004 — 24 с.
  32. Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности/Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. академия, 1995.
  33. Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка //Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. — с. 744.
  34. Е.Н. Социально-профессиональная адаптация будущих учителей технологии // Школа и производство, 2007, № 1. с. 39−44.
  35. Н.В., Реан А. А. Педагогика. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 304 с.
  36. Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград: Перемена, 2001. 162 с.
  37. П. Начала. М: Socio-Logos, 1994.
  38. П. Структуры, habitus, практики // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995.
  39. JI.C. Социализация дифференциации студентов технических вузов в контексте профессиональной социализации: Автореф. дисс.. канд. социол. наук. Новочеркасск, 2004 — 28 с.
  40. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1988.-207 с.
  41. Ю.О. Организационно-методические условия повышения конкурентоспособности выпускников педагогических университетов по направлению «Технологическое образование»: Автореф. дисс.. канд. пед. наук: СПб., 2005 24 с.
  42. А.С. Организация эффективного управления образовательным процессом в среднем профессиональном учебном заведении: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб, 2005 — 28 с.
  43. И.И., Морковина Н. А. Факторы успешной адаптации выпускников на производстве // Профессиональное образование 2006 -№ 10.-с. 13−14.
  44. С.Г. Организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер: Автореф. дисс.. канд. пед. наук: Якутск, 2005 -24 с.
  45. И.А. Экспертиза образовательной среды вуза. Череповец, 2004
  46. М. Избранные произведения. М, Прогресс, 1990. — 808с.
  47. И.Э. Организационно-педагогические условия сочетания концентрированной и традиционной систем обучения в техническомвузе: На примере изучения специальных дисциплин: Автореф. дисс.. канд. пед. наук: Казань, 2005 24 с.
  48. Е.А. Организационно-педагогические условия эффективного физического развития студентов вузов в системе дополнительного образования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук: М., 2005 24 с.
  49. А.С. Особенности процесса социализации выпускников средней школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук: Москва, 1990 22 с.
  50. И.В. Особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «Социальная работа»: Автореф. дисс.. канд. соц. наук: Москва, 2007 — 24 с.
  51. .З. Взаимодействие факторов социализации личности ребенка// Сотрудничество семьи, детских объединений и социальных педагогов в процессе социализации личности ребенка. Челябинск, 1996.
  52. .З. Профессиональная рефлексия в непрерывном образовании // Гуманизация образования. 1994. — № 2. — с.43−50
  53. В.В., Дунаева Е. А. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи // Социологические исследования. 2006. № 4. С. 99−105.
  54. JI.C. Проблема возраста // Собр. соч. М.: Педагогика, 1984.-Т. 4.-с. 259.
  55. Р.Г. Педагогические условия социализации старшеклассников в школьных трудовых объединениях: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2005 — 24 с.
  56. Н.Р. Психолого-педагогические условия адаптации выпускников сельских школ к обучению в педагогическом вузе: Автореф. дисс. канд. пед. наук: Йошкар-Ола, 2005 24 с.
  57. .В. Тендерный аспект профессиональной социализации военнослужащих-женщин вооруженных сил Российской Федерации: Автореф. дисс.. канд. социол. наук. Ростов-на-Дону, 2004 — 20 с.
  58. В.А., Самойленко П. И. Содержание подготовки специалистов среднего звена: новые вызовы времени // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003 — № 5. — с. 19−25.
  59. Ф. Основание социологии / Американская социологическая мысль. -М., 1994
  60. Р.И., Волошин О. И. Стратегия развития колледжа // Профессиональное образование 2005 — № 11.-е. 4−5.
  61. С.И. Психолого-педагогические условия формирования готовности студентов вуза к социально-профессиональной адаптации: Автореф. дисс.. канд. пед. наук: Екатеринбург, 2005 24 с.
  62. Горчакова-Сибирская М. Современный подход к качеству профессионального образования // Профессионал 2005 — № 1.-е. 1116.
  63. Н.Е. Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки специалистов пищевой промышленности в системе «техникум-ВУЗ»: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб, 2004 — 22 с.
  64. Т.Г. Организационно-психологические особенности конструктивно-проектировочной деятельности педагогов школы для подростков группы социального риска: дис.. канд. психолог, наук: 19.00.07- КГУ. -Курск, 2005−210 с.
  65. B.C. Этническая социализация военнослужащего-контрактника в условиях реформирования вооруженных сил России: Автореф. дис. канд. социол. наук-Казань, 2006- 22 с.
  66. П.В. Развития культуры мышления будущего специалиста в процессе изучения в вузе общепрофессиональных дисциплин: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Орел, 2006 — 210 с.
  67. Деятельность. Сознание. Личность // Под ред.К. Н. Леонтьева М. Политиздат, 1975.- 305 с.
  68. Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов // Социол. исслед. 2001 — № 7. — с. 132−135.
  69. Э.В. О специфике социальной защиты студенчества // Социол. исслед. 2006 — № 10. — с. 139−143.
  70. М.М. Педагогические условия социализации личности учащегося 5−11 классов в образовательном процессе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Москва, 2005 — 24 с.
  71. М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандытовец, В. А. Пономаренко Минск, 1985. — 29 с.
  72. Э. Социология.- М.: Наука, 1995 с. 254
  73. С.Н. Техникум и социальное партнерство// Специалист. -2006-№ 7.-с. 2−3.
  74. В.И. Моделирование многоуровневой подготовки специалистов в техникуме: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Череповец, 2004 -28 с.
  75. Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка В 3 т.: ок. 160 000 слов / Т. Ф. Ефремова. -М.: Аст: Астрель, 2006. Т. З: Р-Я. -973. 3. с. — с. 370
  76. Д.Д., Нысанбаев А. Н. Социальный портрет молодежи в современном Казахстане // Социол. исслед. 2004 — № 12. — с. 86−95.
  77. О.Л. Формирование профессиональной культуры выпускника ССУЗ: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Брянск, 2006 -165 с.
  78. В.И. Личностно-социальный подход в воспитании // Педагогика 2006 — № 3. — с. 106−108.
  79. В.И. Стратегические ориентации и реальная политика развития образования // Педагогика 2005 — № 6. — с. 10−14.80
Заполнить форму текущей работой