Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Изучение биографии писателя как способ развития интереса учащихся к чтению художественных произведений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Н. И. Кудряшева, Т. Ф. Курдюмовой, С. А. Леонова, В. Г. Маранцмана, Н. Д. Молдавской, В? А. Никольского, Е. С. Петуниной, З. Я. Рез, Е. С. Роговера, М. А. Рыбниковой, Е. А. Соколовской, Н. В. Тимерманис и др.). Однако необходимо отметить, что в настоящее время они остаются актуальнымиПроблема развития интереса к чтению требует разработки ?, новых методических средств и приемов, способствующих… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Научно-методические основы изучения в школе биографий писателей* как способа развития интереса к чтению художественной литературы (исторический аспект проблемы)
    • 1. 1. Проблема чтения учащимися художественной литературы и сложность её решения на современном этапе
    • 1. 2. Проблема взаимосвязи жизни> и творчества писателя в*философии, и литературоведении
    • 1. 3. Теоретические аспекты изучения жизни и творчества писателя на современном этапе развития литературоведческой науки- степень влияния её на школьную практику
    • 1. 4. Психолого-педагогические условия развития интереса к чтению в процессе" изучения биографий писателей на уроках литературы в школе

    1.5. Система средств изучения биографии писателя как способа решения проблемы чтения в методике и её влияние на развитие интереса к чтению художественных произведений- степень её разработанности В (методике преподавания литературы.

    Выводы-по I главе.

    Глава II. Система средств воздействия на развитие интереса учащихся к чтению в процессе изучения биографий писателей.

    2.1. Уровень интереса к чтению и-знания биографического материала (на основе констатирующего ^ эксперимента, в сопоставлении, с общероссийскими и региональными данными).

    Критерии их оценки.

    2.2. Педагогические мастерские по биографиям писателей и их влияние на развитие интереса к чтению художественных произведений.

    2.3. Элективные курсы по биографиям писателей.

    2.4. Внеклассное чтение учащихся и специфика использования биографического материала на этих уроках.

    2.5. Уроки по обмену читательским опытом и роль биографического материала в них.

    2.6. Уроки-дискуссии по проблемам чтения.

    2.7. Краткие биографии писателей при обзоре учащимися «толстых» литературно-художественных журналов.

    2.8. Создание учащимися презентаций по< биографиям и. творчеству различных писателей.

    2.9. Составление учащимися долгосрочных и краткосрочных планов чтения как фактор влияния на непрерывность читательской практики учащихся.

    2.10. Роль текстов учебников при изучении биографий писателей и, виды -г Г. заданий для учащихся, ведущих к развитию интереса к чтению.

    2.11. Результаты обучающего эксперимента. Сопоставление их с констатирующим экспериментом (количественный и качественный анализ экспериментальных данных). Портреты читателей-учащихся в динамике их читательской деятельности. }

    Выводы по II главе.

Изучение биографии писателя как способ развития интереса учащихся к чтению художественных произведений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Чтение является важнейшим элементом культуры. Общество читающее является обществом мыслящим. Основная тенденция последних летпадение интереса к чтению. Кризис чтения наблюдается во всех индустриально развитых странах, в том числе и в России. В мировой практике наработан большой опыт по решению проблем кризиса чтения. Во многих странах проводятся различные мероприятия по защите чтения, его стимулированию, создаются Центры чтения (США, Германия, Великобритания и др.), национальные проекты, Международная ассоциация чтения (МАЧ). По результатам исследований грамотности чтения 2000 — 2006 годов- (Р1БА) — проводимых организацией по экономическому сотрудничеству и развитию в сотрудничествес МАЧ-, грамотность чтения в> России' катастрофически снижается.

С созданием Национальной программы, поддержки и развития-чтения, рассчитанной до 2020 года, у России появляется^ перспектива вновь стать, одной из самых читающих страна мире и-вернуть книгу в семью, в школу, в библиотеку. В Концепции, национальной программы «Чтение» заявлено, что проблемы чтениям настоящее время встали в один ряд с государственными задачами сохранения и развития российской национальной культуры и обеспечения безопасности. Как подчеркивал В. А. Сухомлинский, «чтение как источник духовного обогащения не сводится к умению читатьэтим умением оно только начинается. Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» (301, с.161). Учитывая особую роль книги в становлении и развитии"личности человекаможно утверждать, что основные усилия педагогов должны быть направлены на то, чтобы заложить прочные основы читательской культуры уже в школьном возрасте, создать условия для ее развития силами, прежде всего, учителей литературы.

Одним из средств, способствующих решению этих задач, на наш взгляд, является знакомство с биографиями писателей на1 уроках литературы в школе. Но, несмотря то, что уже разработан вопрос о разных видах биографий писателей, биографии в учебниках зачастую пестрят датами, скучны и неинтересны для ученика и не всегда эффективно используются-учителем на уроке. При этом нельзя забывать, что уроки, по изучению биографии писателя, по словам В. Г. Маранцмана, — это своеобразная психологическая и эстетическая подготовка к изучению художественного текста. Они не будут эффективны без неподдельного интереса ученика к личности писателя и всему тому, что с ней связано. Также надо учитывать и то, что по отношению к каждому писателю надо использовать определенный тип’биографии и тщательно отбирать необходимый для этого материал, а также обращать внимание на качество отбираемого * материала и. способ его подачи на уроке.

Хотя многие исследователи обращали внимание на вопросы^ воспитания читателя, но изучение биографии писателя как средство развития интереса к чтению программных и внепрограммных произведений не рассматривалось раньше. Также еще не раскрыт полностью обучающий и воспитывающий потенциал такого вида текста, как биография.

1 г.

Однакоименно на самом первом этапе изучения монографической темы, во. время знакомства с биографией писателя, можноразбудить в ученике интерес и к творчеству данного писателя, и к конкретным его произведениям, и к произведениям его современников, его предшественников и последователей. Ведь именно биография * содержит, наибольшее число обязательных упоминаний, сведений, информации о других произведениях писателя, помимо программных, и о нем самом:

Анализ научной? литературы и наши наблюдения свидетельствуют о том, что в педагогической теории и практике существует ряд существенных противоречий, требующих разрешения:

— между научным подходом в литературоведении и философии искусства, где знание жизни творца в процессе восприятия его произведений признано значительным, и недостаточным вниманием к этому вопросу как в теории школьного литературного образования, так и в школьной практике, где биография изучается зачастую формально;

— между широким распространением в современной литературе биографических произведений и отсутствием ныне прежде существовавших интересных текстов жанра биографий для учащихся, которые в силу необходимости может и должен создавать учитель;

— между потребностями учащихся в чтении и низким уровнем? сформированное&tradeуменийи навыков организации самостоятельного чтения;

— между необходимостью самостоятельного чтения учеников? и-недостаточным умением руководителей организовать этот процесс;

— между достаточнойразработанностью вопроса по изучению биографии" писателя в методике преподавания литературы и отсутствием новых подходов? к этому вопросу, которые помогут развитиюинтереса к чтению как самостоятельной единице литературного развития:

Опираясь на анализ— научной литературы: по данному вопросу, мы можем утверждать, что проблемы чтения" вообще, интереса" к чтению в-частности, и изучение биографии писателя? в школе изучены достаточно подробнос точки зрения философии (в трудах АристотеляР. Барта, В. С. Библера, Г.-Г.ГадамераВ-Дильтея, ЦП-О^Сент-Бёва, ФШЛлейермахера и др.), литературоведения (труды С.С.АверинцеваИ- Л Андроникова, М. М. Бахтина, Г. О. Винокура, А. Г. Габричевского, М. Л. Гаспарова, Е. С. Громова, А. В. Гулыги, А. Б. Есина, Я-Н.Кумока, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, КХВ. Манна, Ф. С. Наркирьера, В: Д-Оскоцкого, Н. А. Рыбникова, Б. В:Томашевского, М. Н. Томашевской, Ю.Н.ТыняноваН.Я-Эйдельмана и др.), психологии и педагогики: (в работах Б.Г.Ананьева-, Л-И:Божович, Л-С.Выготского, В. В. Давыдова, Л. Г. Жабицкой, Е. В. Квятковского, А. Н. Леонтьева, Н: А.РубакинаС.Л^РубинштейнаД.Б.Элысонина и др.) и методики (в: работах А. Д. Алферова, Ц. П1Балталона, П. Е. Басистова, В Л7. Белинского, О. Ю. Богдановой, Т. Г. Браже, Ф-И:Буслаева, В-И-Водовозова, А. Н. Галахова, Е. О. Галицких,-В.В.Голубкова, В-В.ДаниловаТ.Я.Ереминой, И. С. Збарского,. Н. В-Колокольцева, Н. О. Корста,.

Н.И.Кудряшева, Т. Ф. Курдюмовой, С. А. Леонова, В. Г. Маранцмана, Н. Д. Молдавской, В? А. Никольского, Е. С. Петуниной, З. Я. Рез, Е. С. Роговера, М. А. Рыбниковой, Е. А. Соколовской, Н. В. Тимерманис и др.). Однако необходимо отметить, что в настоящее время они остаются актуальнымиПроблема развития интереса к чтению требует разработки ?, новых методических средств и приемов, способствующих формированию и развитиюданного интереса при изучении биографий писателей. Требуют дальнейшей разработки^ методические условия развития, интереса’к чтению для разных возрастных (и иных) групп учащихся. Необходимо разработать, целостную систему уроков по биографиям писателей, элективных курсов о жизниш деятельности писателей? и т. д., способствующих развитию интереса к чтению. Изучение биографии: писателя также требует новых методических решений, подходов, несмотря на то, что этот вопрос также имеет давнюю историю и хорошо изучен в методике литературы. В> связи: с этим" следует. обратить внимание на*различные. виды, инновационной-деятельности:

Разрешение данных противоречий возможно лишь, на основе построения целостной системы уроковэлективных курсовопределения педагогических условий и< критериев успешного функционирования" данной- - системы.

Актуальность исследования обусловлена низким уровнем интереса к чтению у большинства учащихся старших классов и снижением качества? знаний по литературе, в том числе качества", знаний биографических. материаловнеобходимостью использования потенциала биографий? писателей в процессе развития интереса к чтению старшеклассников.

Все вышесказанное определяет актуальность исследования: на современном этапе необходимо уделять особое внимание развитию интереса к чтению и культуры осмысленного чтения и исследовать резервы биографии писателя как средства развития этого интереса.

Постановка этих проблем определила выбор темы исследования: «Изучение биографии писателя как способ развития интереса к чтению художественных произведений».

Объект исследования — процесс изучения биографии в старших классах общеобразовательной школы.

Предметом исследования являются методические условияспособствующие развитию > интереса" к чтению художественных произведений посредством изучения биографии писателя.

Цель исследования — разработать, методические принципы и условия изучения. биографии писателя, оказывающие эффективное воздействие на. ученика, его интерес к чтению и. превращение процесса чтения в личную' потребность ученика, доставляющую ему эстетическое удовольствие.

Гипотеза^ исследования: Изучение биографииписателя может ' к способствовать развитию1 интереса к чтению, если соблюдаются следующие методические принципы:

— движение от заинтересованности личностью писателя (через факты его биографии) к интересу к его творчеству и вторичное обращение к биографии после изучения произведений— т.

— право выбора учащимися источника биографических знаний, автора биографических текстов, формы подачи исодержания биографического материала;

— паритетность учителя и ученика как читателей;

— обеспечение комфортности и успешности учащихсядаже не слишком развитых как. читатели, в ходе изучения литературы в старших-классахи'следующие методические условия:

— биография как контекст для изучения^ любого' программного произведения;

— возможность актуализации для современных учащихся при изучении биографии писателя разных сторон его жизни (например, интерес к его личной жизни) как способ развития интереса к чтению;

— возможность выбора учащимися для изучения различных текстов биографий писателей;

— отбор биографического материалакоторыйвызывает яркий? эмоциональныйотклик, учащихся на биографию, их сопереживанияявляющиесяютправнойточкиизученияжизниитворчестваписателя;

— усиление индивидуальной самостоятельной, и групповой работы учеников с биографиями писателей;

— разнообразиеформ изучения биографии писателя, в том числе* активных форм (педагогические мастерские, дискуссии и др.) и ИКТ.

Таким: образомпри соблюдении данных, методических принципов и условий мы надеемся, сформировать у учащихсяинтерес к чтению, что является одной из главных задач уроков литературы.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научную постановку проблемы взаимосвязи жизни* и творчества: писателя? в философии, литературоведении, а также в области смежных наук, в том числе герменевтики.

2: Проанализировать историю изучения биографии писателя в школе.

3. Проанализировать. образовательную практику изучения биографии писателя в школе и способы формирования интереса к чтению.

4. Разработать методические принципы, и условия изучения биографии писателя и, опираясь на них, — систему занятий по г биографии писателя в старших классах.

5. Разработать критерии оценки эффективности изучения биографии писателя в школе с точки зрения развития интереса к чтению. б. Провести констатирующий и обучающий эксперименты, сделать выводы из полученных результатов, провести корректировку системы занятий и оценить её эффективность на основе контрольного эксперимента. Методы исследования:

— теоретический анализ научной (литературоведческой, культурологической, социологическойбиблиотековедческой, методической и педагогической) литературы по избранной теме;

— изучение образовательной практики;

— диагностика интереса к чтению и уровня знаний биографического материала (анкетирование, тестирование, интервьюирование);

— изучение читательских формуляров учеников;

— анализ результатов опытно-экспериментальной работы;

— беседы с учениками, изучение творческих работ учащихся и их анализ. >>

Методологическую основу исследования составили научные работы — философов и филологов: С. С. Аверинцева, И. Л. Андроникова, Аристотеля, В. С. Барахова, Р. Барта, М. М. Бахтина, В. С. Библера, Ф. Брюнетьера, НА". Бугриной, Г. О. Винокура, А. Г. Габричевского, Г.-Г.Гадамера, А. А. Галича, МШТаспарова, Е. С. Громова, А. В. Гулыги, Н. С. Даниловой, О. В. Дефье, В. Дильтея, С. Я. Ершовой, А. Б. Есина, Д. А. Жукова, А. П. Казаркина, В. И. Кандалиной, Т. М. Колядич, Я. Н. Кумока,.

A.М.Левидова, Д.С.ЛихачеваЮ.М.Лотмана, Ю. В. Манна, Л. М. Митевой, Ф. С. Наркирьера, Т. Ф. Непомнящей, В. Д. Оскоцкого, С. М. Петрова,.

B.Г.Полтавчук, З. Н. Поляк, Е. В. Поповой, А. А. Потебни, Н. А. Рыбникова, Ш.-О.Сент-Бёва, А. А. Сивогривовой, Т. Г. Симоновой, А. М. Скоробовой, Б. В. Томашевского, М. Н'.Томашевской, В: П. Трыкова, Ю. Н. Тынянова, В. И:Тюпа, В. Е. Хализева, А. Холикова, М. Б. Храпченко, Ф. Шлейермахера, Н. Я. Эйдельмана, Б. М. Эйхенбаума и другихпсихологов и педагогов: теория познавательного интереса Г. И.1Цукиной, «теория поля» Курта Левинаидеи А. Валлона, П. Ланжевена,.

Ж.Пиаже, послужившие основой для создания педагогических мастерских «Французской группы Нового образования» и их последователей в России (М.Б.Багге, Н. И. Белова, И. А. Мухина, А. А. Окунев и др.), а также идеи Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Л. Г. Жабицкой, Е. В. Квятковского, А. Н. Леонтьева, Н. А. Рубакина, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и других;

— исследования в области методики преподавания литературы: А. Д. Алферова, Ц: П. Балталона, П. Е. Басистова, В. Г. Белинского, О. Ю. Богдановой, Т. Г. Браже, Ф: И. Буслаева, В: ИгВодовозова, А. Н. Галахова, Е. О. Галицких, В. В. Голубкова, В. В. Данилова, Т. Я. Ереминой, И: С. Збарского, С. А. Зинина, Н. В. Колокольцева, Н. О. Корста, Н. И. Кудряшева, Т. Ф. Курдюмовой, А. И. Лебедева, А.М.ЛебедеваС.А.Леонова,.

ВТ.Маранцмана, Н: Д. Молдавской, В. А. Никольского, В. И. Острогорского,.

Е.С.Петуниной, З. Я. Рез, Е. Рудского, Е. С. Роговера, М. А. Рыбниковой, Е.А.СоколовскойВ^А.Стоюнина, Н. В. Тимерманис, Е. П. Тонконогой,.

A.Е.Флерова, В. П. Шереметевского идругихисследования в областибиблиотековедения'. Л. ИШеленькой,.

B.А.Бородиной, И. И. Тихомировой и других. а На защиту выносятся следующие положения:

1. Активному росту читательских интересов школьниковпри изучении биографий-писателей способствуют методические принципы: движение*от заинтересованности личностью писателя (через* факты его биографии) к интересу к его творчеству и вторичное обращение к биографии после изучения произведенийправо выбора учащимися источника биографических знаний, автора биографических текстов, формы подачи и содержания биографического материалапаритетность учителя и ученика как читателейобеспечение комфортности и успешности учащихся, даже не слишком развитых как читатели, в ходе изучения литературы в старших классахи методические условия: биография как контекст для изучения любого программного произведениявозможность актуализации для современных учащихся при изучении биографии писателя разных сторон его жизни (например, интерес к его личной жизни) как способ развития интереса к чтениювозможность выбора учащимися для изучения различных текстов биографий писателейотбор биографического материала, который вызывает яркий эмоциональный отклик учащихся на биографию, их сопереживания, являющиеся отправной точки изучения писателяусиление индивидуальной самостоятельной и групповой работы учеников с биографиями писателейразнообразие форм изучения биографии писателя, в том числе активных форм, ИКТ.

2. Формирование и развитие интереса к чтению проходит наиболее успешно при соблюдении условий отбора материала для подготовки уроков о биографиях писателей: а) учёт неравномерности интереса старшеклассников к различным фактам биографии писателяб) учёт индивидуальных особенностей и интересов учащихся, которые могут способствовать возникновению яркого эмоционального отклика, сопереживания различным фактам биографии писателяв) правдивость и объективность в изображении жизни писателя, что подразумевает знакомство детей с разными точками зрения на факты биографииг) простой и понятный язык текста биографиид) сочетание традиционных, инновационных форм подачи материала и самостоятельной работы учащихся.

3. Успешность литературного образования учащихся с разными личностными особенностями" обеспечивается разнообразием форм изучения биографии писателя: проведение педагогических мастерских о биографиях писателейпроведение элективных курсов о биографиях писателейпроведение уроков по современной литературе (внеклассное чтение) с использованием биографий писателейвыполнение заданий, стимулирующих развитие интереса к чтению и связанных с использованием биографий писателейсоздание учениками презентаций по биографиям и творчеству различных писателейсоставление читательских автопортретов («Мой автопортрет как читателя»), ведение читательских дневников, проведение уроков «Писатель как читатель" — проведение проблемных лекций и др.

4. Создание краткосрочных и долгосрочных планов чтения как вида работы учащихся способствует созданию базы для непрерывного литературного образования и помогает в разработке индивидуальных образовательных маршрутов.

В' целом наше исследование посвящено поиску и обоснованию условий повышения* качества преподавания литературы, совершенствованию читательской^ культуры, стимулированию' творческой активности школьников, выстраиваниюиндивидуальных образовательных маршрутов учащихся в процессе изучения биографий писателей.

1 *.

Исследование носило теоретико-экспериментальный характер' и проводилось в период с 2005 по 2010;год в несколько этапов.

Этапы исследования:

На первом этапе (2005 — 2006 гг.) изучались философские, литературоведческие, психологические И' методические труды-, и •• осуществлялось создание первоначальной системы изучения биографии писателя как способа развития интереса к чтению.

На втором этапе (2006 — 2008 гг.) проводился обучающий эксперимент с целью выявления эффективности предложенной методики.

На третьем этапе (2008 — 2010 гг.) систематизировались и обобщались данные, полученные в ходе обучающего эксперимента, проводился повторный эксперимент, и анализировались его данные, подводились итоги работы, формулировались выводы, определялись перспективы дальнейшего исследования.

Теоретическая значимость исследования:

1. Определены и описаны методические принципы и методические условия роста интереса учащихся к чтению художественных произведений посредством предложенной системы изучения биографий писателей.

2. Уточнены критерии сформированное&tradeинтереса старшеклассников к чтению: 1. Наличие интереса к личности писателя, к его биографии, знание его биографии. 2. Наличие положительных эмоций по отношению к процессу чтения (эмоциональный уровень), осознанного желания читать, мотивации к чтениюразвитие самостоятельности и активностив процессечтения. 3. Наличие активных действийреализация желания читать. 4. Наличие стремления поделиться читательским опытом, участие в научно-исследовательской деятельности. 5. Развитие творческих литературных способностей.

Научная «новизна исследования:

1. Впервые обоснована необходимость и? возможностьразвития интереса старшеклассников к чтению в процессе изучения биографий писателей.

2. Выявлены условия эффективности процесса развития интереса учащихся к чтению при, изучении биографий* писателей на уроках литературы в старших классах при соблюдении выделенных нами методических принципов и методических условий.

3. Создана новая методическая система изучения биографий^ писателей-на уроках литературы в школе. •.

Практическая значимость:

1. Разработаны, методические рекомендации по. изучению биографий писателей* в, старших классах, условия, отбора материала для, подготовки соответствующих^ уроков, которые могут быть использованы учителями в процессе преподавания литературы в старших классах.

2. Предложенная методика может быть использована при создании авторских программ элективных курсов по литературе.

3. Обозначенные подходы к изучению биографии писателя в условиях изменившихся идеалов и оценки личности могут быть использованы в работе на занятиях по дисциплинам методического цикла со студентами педагогических вузов и при. прохождении ими педагогической практики, а, также могут быть использованы на уроках гуманитарного и эстетического циклов для формирования и развития интереса к выдающейся личности.

4. Уточненные критерии сформированное&tradeинтереса к чтению, старшеклассников могут быть использованы на практике для решения вопроса о • результативности1 развития, в школе читательской" культуры учащихся.

Решение выдвинутых нами задач позволит повысить уровень литературного развития школьников, повысит интерес учащихся к литературе как предмету, внесет определенный вклад в воспитание активно мыслящей личности, что в целом будет способствовать дальнейшему совершенствованию гуманитарного образования учащихся.

Достоверность выводов, сделанных в диссертационном исследовании, обеспечивается непротиворечивостью, теоретических положений, опорой на современные научные данные, на собственный многолетний’педагогический опыт и подтверждается данными проведённого эксперимента. Эксперимент проводился на базе средней школы" № 234'Адмиралтейского района, средней школы № 147 Красногвардейского района Санкт-Петербурга, а также Колтушской средней школы им-. Академика И. П. Павлова Всеволожского района Ленинградской области.

Апробацияматериалов исследования осуществлялась на аспирантских семинарах в СПбАППО, в выступлениях на международных научно-практических конференциях в СПбАППО «Чтение как ценность у детей и* взрослых: конфликт или диалог?» (май 2006< г.) — «Чтение детей и взрослых в меняющемся мире» (май 2007 г.) — «Чтение детей и взрослых: качество чтения» (май-2009 г.) — «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности» (май 2010 г.) — на международной конференции «Актуальные вопросы психологии и педагогики подросткового периода», организованной НОУ дополнительного профессионального образования повышения квалификации специалистов СПб Института Бизнеса и Менеджмента совместно с финским ингерманландским Евангелистско-Лютеранским-приходом Тюре церкви. Святого Иоанна (Финляндия, Кухмоинен, декабрь 2006 г.), а также на5 выступлениях перед учительской аудиторией на педагогических советах и заседаниях методического объединения учителей-словесников, на семинаре для завучей школ Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Ход и результаты исследования докладывались автором на заседаниях кафедры социально-гуманитарного* образования СПбАППО.

Основные положения диссертации опубликованы в 7 статьях.

Структура диссертации.

Диссертация состоит" из введениядвух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении дается общая характеристика" работы: обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, методы* и этапы исследованиятеоретическое и. практическое значение работы, выдвигаютсяположениявыносимые на защиту.

В первой главе рассматриваютсяфилософские, психолого-педагогические, литературоведческиеметодические основы процесса формирования у старшеклассников интереса к чтению на уроках литературы в школедаются научно-теоретические' аспекты, истории развития* биографической прозы в русской и зарубежной литературерассматриваются достижения* отечественного литературоведения и методики в вопросе изучения биографий* писателей, а также выявляются психолого-педагогические условия развития интереса к чтению в процессе изучения биографий писателей на уроках литературы.

Вторая глава посвящена описанию констатирующего эксперимента (выявляется структура интереса старшеклассников к чтениюпроводится анализ современных тенденций процесса чтения школьников и сопоставляются данные проведённого констатирующего эксперимента с общероссийскими и региональными данными) и обучающего эксперимента — теоретико-методической модели формирования интереса к чтению у старшеклассников в процессе изучения биографий писателей.

В заключении даны краткие выводы по результатам исследования, подтверждающие выдвинутую гипотезу, намечены возможные направления дальнейших исследований.

Основные выводы:

1. На основании анализа и осмьгсления методическойи психолого-педагогической литературы, а также с учетом современной ситуации с чтением школьников. обоснована и экспериментально подтверждена^ необходимость и возможность разработки методической системьг, обеспечивающей развитие интереса к чтению учащихся при изучении биографий писателей.

2. Методическая система, направленная на развитие интереса к чтению учащихся при изучении биографий писателей, достигает цели, когда основывается на таких методических принципах, как движение от заинтересованности личностью писателя (через факты его биографии) к интересу к его творчеству и вторичное обращение к биографии после изучения произведенийправо выбора учащимися источника биографических знаний, автора биографических текстов, формы подачи и" содержания биографического материалапаритетность учителя и ученика как читателейобеспечение комфортности, и успешности учащихся, даже не слишком развитых как читатели, в ходе изучения литературы в старших классах.

3. Развитие интереса к чтению в процессе изучения биографии писателя происходит при соблюдении методических условий: биография как контекст для! изучения любого, программного произведениявозможность актуализации для современных учащихся при изучении биографии писателя разных сторон его жизни (напримеринтерес к его личной жизни) как способ развития интереса к чтениювозможность выбора учащимися для изучения различных текстов биографий писателейотбор биографического материала, который вызывает яркий эмоциональный^ отклик учащихся на биографию, их сопереживания, являющиеся отправной точки изучения писателяусиление индивидуальной самостоятельной и групповой работы учеников с биографиями писателейразнообразие, форм, изучения биографии писателя, в том числе активных форм, ИКТ.

4. Методическая система средств воздействия на интерес к чтению при изучении биографий писателей включает, помимо традиционных уроков о биографиях писателей: 1) организацию обмена, читательским опытом между учениками, учениками и учителем- (диалогическая система сотрудничества) — 2) проведение дискуссий по проблемам чтения- 3) проведение уроков по* современной литературе (внеклассное чтение) с использованием биографий писателей- 4) создание ученикамипрезентаций по биографиям и творчеству различных писателей- 5) проведение элективных курсов о биографиях писателей- 6) проведение педагогических мастерских о биографиях писателей- 7) выполнение заданий, стимулирующих развитие интереса к чтению и связанных с возможным использованием биографий писателей- 8) составление долгосрочных и краткосрочных читательских планов и др.

5. Материал для работы в процессе формирования и развития интереса к чтению при изучении биографий писателей требуется отбирать в соответствии со следующими условиями: а) учёт неравномерности интереса старшеклассников к различным фактам биографии писателяб) учёт индивидуальных особенностей и интересов учащихся, которые могут способствовать возникновению яркого эмоционального отклика, сопереживания различным фактам биографии писателяв) правдивость и объективность в изображении жизни писателя, что подразумевает знакомство детей с разными точками зрения на факты биографииг) простой и понятный язык текста биографиид) сочетание традиционных, инновационных форм подачи материала и самостоятельной работы учащихся.

6. Разработанная и апробированная методическая система средств воздействия на1 развитие интереса к чтению в процессе изучения биографий писателей способствует положительной динамике таких показателей, как наличие интереса к личности писателя, к его биографии, знание его биографииналичие положительных эмоций по отношению к процессу чтенияналичие активных действий, реализация желания читатьналичие стремления поделиться читательским' опытом, участие в научно-, исследовательской деятельностиразвитие творческих литературных способностей.

7. Данная проблема выходит за рамки методики литературы. Сделанные нами выводы значимы и для курса мировой художественной культуры в школе, а также музыки и изобразительного искусства, так как помогают формировать интерес к личности творца и к его творчеству.

8. Дальнейшее исследование может быть продолжено в следующих направлениях: разработка системы средств по формированию интереса к чтению в процессе изучения биографий писателей в 5−8 классах, использование различных педагогических технологий при работе с биографиями писателей, а также историко-биографической прозы на уроках о биографиях писателейизучение таких жанров-, как биографические очерк, портрет, эссеразработка системы средств по развитию интереса к чтению? в. процессе изучения биографии творческой" личности на уроках гуманитарного? и эстетического, цикла. •'.'¦¦ ¦ '.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе проведенного диссертационного исследования был рассмотрен вопрос о развитии интереса учащихся к чтению художественной литературы в процессе изучения биографий писателей, что позволяет подвести некоторые итоги теоретической и экспериментальной работы и сделать выводы, подтверждающие верность исходной гипотезы.

Проблема разработки концепции развития интереса к чтению обусловлена не только ее социальной значимостью, но и наличием теоретических и практических предпосылок. К социальным предпосылкам можно отнести значительный спад уровня читательской активности юношества, объясняемый объективными причинами развития* общества. В качестве теоретических предпосылок выступают исследования по возрастной психологии, психологии художественного «восприятия и художественного творчества, по проблемам роли книги в обучении, литературному развитию школьников, а также теоретические работы, посвященные истории биографии и изучению биографий писателей в школе, которые стали основой для создания констатирующего и обучающего эксперимента.

Актуальность проблемы развития интереса к чтению в старшем школьном возрасте определяется тем, что именно в 9−11 классах закрепляется эстетическое, отношение к искусству, в целом, и литературе, в частности, следовательно, юношеский возраст наиболее благоприятен для сдвигов в литературном развитии.

Психологи, литературоведы, педагоги-и методисты рассматривают данную проблему, с разных точек зрения, ищут современные и новые пути их решенияэкспериментально подтверждают или опровергают свои доводы. Но все они сходятся на одной мысли: формирование и развитие круга чтения школьников, -их интереса к чтению — это целенаправленный, процесс, который требует продуманной и обоснованной системы руководства чтением.

Многовековая история1 развития биографических жанров, интерес к художнику слова в обществе, разноплановость и многогранность биографических произведений и возрастающая в связи с этим популярность у читателей, а также возможности, которые предоставляет, изучение биограф! ий писателей для I развития интереса учащихся к чтению, послужили причиной нашего обращения к ним на уроках литературы.

Нами отмечалось противоречие между разработанностью проблемы изучения биографии писателя в методической литературе и требованием найти новые методы и приемы для изучения данной темы на уроках литературы в школе, а также исследовать роль биографии писателя1 в процессе развития интереса к чтению художественных произведений.

Процесс развития у учащихся интересов к чтению был осложнен тем, что в центре произведений, с которыми знакомились ученики, находился не вымышленный герой, а реальный человек — писатель, чьи произведения изучались в школе, писатель, о котором у ребенка, возможно, уже было сложившееся впечатление на основе того, что он слышал и читал раньше. Всвязи с этим мы ставили сразу две задачи — развить у учащихся интерес к личности этого писателя, а через интерес к личности перейти к развитию интереса к его творчеству и чтению его произведений.

В процессе реализации в учебном процессе обучающего эксперимента мы пришли к выводу, что обозначенная цель исследования может быть достигнута при учете ряда методических условий: биография как контекст для* изучения любого программного произведениявозможность актуализации для современных учащихся* при-изучении* биографии писателя" разных сторон его жизни (напримеринтерес к его личной жизни) как способ' развития, интереса к чтениювозможность выбора учащимися для изучения, различных текстов биографий писателейотбор биографического материала, который вызывает яркий эмоциональный отклик учащихся на биографию, их сопереживания, являющиеся отправной точки* изучения писателяусиление индивидуальной самостоятельной и групповой работы учеников с биографиями писателейразнообразие форм изучения биографии писателя, в том числе активных форм, ИКТ.

Исходя из анализа научных закономерностей ипрактического педагогического опыта, сложились методические принципы, ставшие базой для создания учебной модели формирования интереса к чтению художественных произведений при изучении биографий писателей: движение от заинтересованности* личностью писателя (через факты его биографии) к интересу к его творчеству и вторичное обращение к биографии после изучения произведенийправо выбора учащимися! источника биографических знаний, автора биографических текстов, формы подачи и содержания— биографического материалапаритетность учителя и ученика как читателейобеспечение комфортности и успешности учащихся, даже не слишком развитых как читатели, в ходе изучения литературы в старших классах.

Опираясь на принципы и условия, изложенные выше, мы создали систему средств воздействия на развитие интереса к чтению черезизучение биографии писателя, которая включает, помимо традиционных уроков о биографиях писателей, проведение педагогических мастерских, элективных курсов, уроков по современной литературе (внеклассное чтение), уроков по обмену читательским опытом с использованием биографий писателейуроков-дискуссий по проблемам чтениясоздание учениками презентаций по биографиям и творчеству писателей-: использование заданийстимулирующих развитие: интереса к чтению художественнойлитературы (обзоры «толстых» журналов, составление краткосрочных и долгосрочных планов чтения, ведение читательских дневников) и др.

Итоги обучающего эксперимента свидетельствуют о том, что у учащихся старших классов был развит интерес к чтению в процессе работы с биографиями писателей на уроках литературы. При этом результат проводимой работы нашёл отражение в повышении интереса школьников к личности писателяа также в творческой и научно-исследовательской деятельности учащихся: В ходе проводимой работы у учащихся повысился уровень теоретико-литературной подготовки, развился интерес к урокам литературы в целомсовершенствовались навыки анализа произведения.

Работа с биографиями писателей способствует развитию интереса учащихся к личности писателя и психологии: творчества, развитию интереса к чтению его: произведений, а также помогает приобщить учащихся к русской культуре, развивая при. этоми их творческие и научно-познавательные способности и интересы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.И. Творческое чтение. — JI., 1925. 136 с.
  2. С.С. Плутарх и античная биография. М.: Наука, 1973.-276с. ¦
  3. С.С. Филология. // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990: — С. 544−545.
  4. A.A. История и биография. // Прометей. — Т. 1. — М., 1966.— С.346−353-
  5. Ю.А. Русский советский' исторический роман: 20−30-е годы. -М.-Л.: Изд-во АН ССР, 1962. 166 с.
  6. Ю.Анненков П. В. Материалы для биографии А. С. Пушкина. — М.: Современник, 1984. — 476 с.
  7. П.Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957.
  8. В.Ф. Чтение как труд и творчество. // Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Худ. лит., 1968.
  9. Ц.П. Очерки по психологии художественного творчества. // Педагогический сборник. 1898. — № Г. — С. 1−17- № 2. — С. 131 149- № 4. — С. 382−397- № 5. — С. 486−502.
  10. А. Философия искусства. / Пер. с ит. Г. П. Смирнова. — М.: Искусство, 1989.
  11. Бахтин М: М: К философским основам гуманитарных наук. // М. М. Бахтин. Автор" и, герой: к философским основам гуманитарных наук. — СПб.: Азбука, 2000.
  12. JI. И. Ребёнок и книга: о читателе восьми-девяти лет. -М.: ВЦХТ, 2005. 142 с.
  13. A.C. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Ч: 1. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ин-т, 1992. -271 с.
  14. Т.Е. Указатель библиографических пособий по руководству внеклассным и детским чтением (1900−1949). — Оренбург: Изд. ОГПИ, 1992.
  15. B.C. М.М.Бахтин, или Поэтика культуры. — М.: Книга, 1991.
  16. Г. И. Типология понимания текста. — Калинин: ЮГУ, 1986.
  17. Г. И. Филологическая герменевтика. — Калинин: КГУ, 1982.
  18. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1987.-121 с.
  19. Борев Ю: Искусство интерпретации и оценки. Ml: Сов. писатель, 1981.
  20. В.А. Читательская Вселенная Н.А.Рубакина. // Педагогика культуры. 2005. — №¾. — С. 40−45.
  21. В.А. Читательская деятельность: теоретический аспект. // Психология чтениями проблемы типологии читателей: сб. науч. тр. Вып. 907 ЛГИК им. Н. К. Крупской. — Л., 1984. — С. 6−28.
  22. Т.Г. Воспитание читателя в 5−8 классах вечерней школы. -Л.: АПН СССР, 1968.
  23. Т.Г. Принципы оценки деятельности андрагога. // Педагогика. 2000. — № 6.
  24. Т.Г. Чтение взрослых- как педагогическая проблема. // Педагогика. 2003. — № 3. — С. 3−10. .
  25. Т.Г. Школьный библиотекарь как андрагог. // Школьная библиотека. 2003. — № 2.
  26. Н.П. Компьютеры и обучение. //, Вестник Моск. Ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2005. — № 1. — С. 104.
  27. Бугрина Н: А. Советская, биографическая проза. Вопросы истории, типологии,. поэтики: автореф. дисс.. канд. филол. — Душанбе,.'¦ 1986. ¦ ' ¦•
  28. Буш Г. Я. Диалогика и творчество. — Рига, 1985.
  29. М.Ю. Коммуникативная ценность чтения. // Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? Сб. ст. и уч.-метод. мат. СПб.: СПбАППО, 2006. — С.22−26.
  30. E.H. Социальная психология на службе библиотек: курс лекций. Тюмень: Изд-во 11 У, 1999.
  31. Г. О. Биография и культура. Серия «Лингвистическое наследие XX века». М., 2007.
  32. Г. О. Собрание трудов. Введение в изучение филологических наук. — М.: Лабиринт, 2000.
  33. П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. М.: Современник, 1987. — 494 с.
  34. В.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1986. — 474 с.
  35. Воспитание культуры чтения школьников. Из опыта работы. Под ред. И. И. Долецкой. М.: «Педагогика», 1971. — 128 с.
  36. Воспитание творческого читателя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1981. — 240 с. — (Б-ка учителя лит.).
  37. Воспитание учащихся на примерах из жизни и творческой биографии писателя. Методические рекомендации. — Минск: НИИ педагогики МП БССР- 1988. 43 с.
  38. Воспитание читателя в школе взрослых. Методические рекомендации. Сост. Е. А. Соколовская. Л.: АПН СССР, 1987. — 33 с.
  39. Л.С. Мысль и слово. // Психология развития и феномен культуры. -М.: Правда, 1979.
  40. Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  41. Выготский Л- С. Психология искусства. М., 1987.
  42. P.M. Универсальная герменевтика Фридриха Шлейермахера. // Герменевтика: история, и-современность. — М, 1985.-С. 82−83.
  43. А.Г. Вазари и его история искусств., // Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М.: Искусство, 1956. — С. 4−48.
  44. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М: Айрис, 1988.
  45. Галицких Е. О- «Жизнь бесконечное познанье.» Педагогические приемы организации чтения в деятельности библиотекаря и педагога: // Педагогика культуры. — 2005. — №¾. — С. 50−52.
  46. Е.О. От сердца' к сердцу. Мастерские ценностных ориентации. Для. педагогов и школьников. Метод, пособие. СПб.: Паритет, 2003. — 160 с. — (Педагогическая мастерская):
  47. A.A. О двух жанровых типах документально-биографической прозы. Калининград: Изд-во Калининградского ун-та- 19 801- 128, с.
  48. A.A. Современная' художественная* документальная проза. Автореф. канд. дисс. Донецк, 1984. — 16 с.
  49. М.Л. Светоний и* его книга. // Светоний Гай Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей: М.: Правда, 1991. — С. 473−512.
  50. Э. Опыт построения научной критики. — СПб., 1924.
  51. З.И. Онтологические аспекты бытия произведения искусства. // Творческий процесс и художественное восприятие. -Л-: Наука, 1978.
  52. ГетеШЗ. Об искусстве. М.: Худ. лит., 1975.
  53. Е. Принцип художественности. Изучение биографии писателя^ и жанровые особенности учебного биографического очерка. // Учитель. 2005. — № 4. — G. 78−80.
  54. Г. Г., Концевая Л. А. Биография- писателя как средство возбужденияшшоддержанияшознавательного интереса к писателю* и его? творчеству. / Г. Г. Граник, Л^А.Концевая // Мир психологии. — 2006.-№ 3.-С. 213−219.
  55. К. К вопросу о жанре художественной биографии. // Звезда Востока. 1974. — № 9. — С. 121−125.
  56. E.C. Искусство и герменевтика в её эстетических и социологических измерениях. СПб.: Алетейя, 2004. — 335 с.
  57. Я.К. Пушкин- его лицейские товарищи и наставники:
  58. Статьи и материалы. 2-е изд. — СПб: Тип. Имп. Акад. Наук, 1887.¦ озг5 с. .
  59. Гулыга А. В- Искусство истории. М.: Современник, 1980. — 288 с.105- Гурьянов С. Т. Духовные интересы советского- рабочего. // Социология в СССР. Т. И. М., 1965. — С. 153−188.
  60. Дейк Ван Т. А. Стратегия понимания связного текста. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка.-М., 1988.
  61. Дейк Ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. — М.: Книга, 1989.
  62. ДефьеО.В. Концепция художника в. русской прозе первой четверти XX века: типология, традиции, способы образного воплощения: автореф: докт. дисс. М., 1999.118: Дзеврин И. Несколько соображений общего характера. //j
  63. . Е.С. Изучение биографий, великих русских* писателей в старших классах средней школы: автореферат дисс.. канд. пед: -М., 1953.
  64. А.К. Опыт методического построения уроков словесности. — К.: Сотрудник, 1917. — 58 с.
  65. В.Н. Совершенствование изучения биографии писателя во взаимосвязи с его творчеством: автореферат дисс.. канд. пед. -М., 1984.
  66. Д.А. Биография биографии: размышление о жанре. — М.: Советская Россия, 1980. — 136 с.
  67. И.С. Системное руководство чтением и формированием читательской самостоятельности учащихся средних школ: Теоретические основы и практикум: дисс.. д-ра пед. М., 1993.
  68. К.К. Жизнь и поэзия В.А.Жуковского. 1783−1852.— СПб., 1883.
  69. И.А. Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-480 с.
  70. Р. Исследования по эстетике. — М.: Наука, 1962. 140- Искусство анализа художественного произведения. Пособиедля учителей / СЬставитель’лТ.Е.Бражв:.г-М!:.Просвещение-, 197АК--' ' 168 с.
  71. А.П. Поэтика современного лирического рассказа . (Проблема автора):-автореф. канд: дисс. — Томск, 1974': 142: Казаркин А. П. Способы выражения авторской позиции в рассказах Ю.Нагибина. Учёные записки Томского ун-та. — 1975. -№ 94.-С. 24−36. ,
  72. В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. -М., 1913.-21 с.
  73. Книга и чтение в жизни небольших городов. По материалам исследования чтения и читательских интересов. М.: Книга, 1973. -327с.
  74. Книга и чтение в жизни советского села: проблемы и тенденции. М.: Книга, 1978. — 182 с.
  75. В.В. Проблема автора и* путь писателя. — В сб: Контекст. 1977. М., 1978.
  76. С.И. Формирование читательских интересов у учащихся начальных классов в якутской школе: автореф. дис.. канд. пед. Якутск, 2007.
  77. Т.М. Воспоминания писателей XX века (проблематика, поэтика): автореф. докт. дисс. — М., 1999.
  78. В.И. Русская поэзия XIX века. М., 1983.
  79. Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии. М.: Academia, 2007. — 256 с. — (Монографические исследования: педагогика).
  80. Н.О. Очерки по методике анализа художественных произведений. М.: Учпедгиз, 1963. — 280 с.
  81. Я. Избранные педагогические произведения. — М.: Просвещение, 1966. — 447 с.
  82. В. Герменевтика и её путь от конкретной методики! до философского направления. // Логос. 1999. — № 10. — С. 52−54.
  83. A.M. Автор образ — читатель. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. ' :'¦¦.¦¦¦'¦:¦' ¦ - ' - •.-- .
  84. Левянт М. Я: Жанр биографии в творчестве А. Моруа (Биографии писателей): авторсф. дисс. канд- филол. — М., 1972.
  85. А.Н. Проблемы развития психики— М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1991.
  86. Н.Ф. Житийный рассказ в современной русской новеллистике: автореф. канд. дисс. — М., 1981.
  87. А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Наука, 1982.
  88. Ю.М. Анализ поэтического текста. — Л.: Просвещение, 1972.
  89. Ю.М. Биография живое лицо // Новый мир. — 1985. -№ 2. — С. 228−236.
  90. Л.М. Речеваяинтенция и типология вторичных текстов. // Человек — текст — культура. — Екатеринбург: Изд. ЕГУ, 1994. •,. ., —: .
  91. Манн Ю®-- К спору о художественном документе.//Новый — мир. 1968. — № 8. — С. 244−254.
  92. Ю.В. О биографическом жанре. // Октябрь. — 1956. № 10.-СЛ 64−171.
  93. Мастерская: Поиск решения педагогических проблем: Методическое пособие / Под ред. А. А. Окунева. СПб-: СПбАППО, 1 2007.-220 с.
  94. Мелик-Пашаев А. У истоков интересного замысла. / А. Мелик-Пашаев // Искусство в школе. — 2006. № 6- — С. 14−16.
  95. Н.Д. Воспитание читателя в школе. — М., Просвещение, 1988.
  96. B.C. Возрастная' психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 7-е изд. — М.: Академия, 2003.
  97. К. Психология влечении человека: М, 1971.
  98. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. докт. филол- наук- проф. Н. К).Шведовой.-М.: Рус. яз., 1984. — 797 с.
  99. Окатов В-Н. Чтение как феномен культуры. // Проблемы формирования культуры чтения: Тез. докл. к Гмежвуз. науч. конф. 27−28 ноября 1990 года / Тамб. гос. ин-т культуры. — Тамбов, 1990. С. 13−14.
  100. Г. Не документ, а образ. // Памир. — 1972. № 4. -С. 68−70.
  101. В.П. Беседы о преподавании словесности. — СПб., 1885.
  102. Педагогическая риторика / Под ред. Н. А. Ипполитовой. М.: Владос, 2001.
  103. Педагогические мастерские- Франция-Россия / Под ред. Э. С. Соколовой. М.: Новая школа, 1997.
  104. Д. Как роман: эссе. — М.: Самокат, 2005. 196 с.
  105. С.М. Русский советский исторический роман. — М.: Современник, 1980.— 413 с.
  106. В.М. Читательские интересы молодых рабочих (по материалам Уралмашзавода): дис.. канд. пед. Свердловск, 1967.
  107. Д.И. Полн. СОБР. соч. СПб.: Изд. Павленкова, 1909.-Т. 1.-636 с.
  108. О.О. Наследие педагогов-ученых прошлого: Г. И. Щукина (1908−1994). // Педагогика культуры. 2005. — № 2. — С. 37−40.
  109. И.П. Методическая трилогия. 1-я часть. Психологическая школа в языкознании и методика преподавания русского языка. Курск, 1921. — 348 с.
  110. В.В. Проблема изучения взаимосвязи бытийной и творческой биографии автора в условиях повышенияпрофессионального мастерства учителя: автореф. дисс.. канд. пед. М., 2006.
  111. В.Г. Проблема характера в украинском советском историко-биографическом романе 60−70-х гг.: автореф. дисс.. канд. филол. Одесса, 1985.
  112. Поляк 3: Н. Художественная интерпретация факта в исторической прозе Ю. Н. Тынянова: автореф. дисс.. канд. филол. — Алма-Ата, 1985.
  113. Т.Е. Биография" в? потоке времени. ЖЗЛ: замыслы и воплощения. — М.: Книга, 1987. 336 с.
  114. Попова- Е. В: Романтические тенденции в историко-биографических повестях К. Г. Паустовского: автореф. дис.. канд. филол. -М., 1990.
  115. H.A. Формирование представлений об историко-биографической прозе у учащихся 5−9 классов: дис.. канд. пед. — М., 2005.
  116. A.A. Из записок.по русской грамматике Т. 1−2. — М.: Русский язык- 19 781
  117. A.A. Мысль и язык. // Потебня A.A. Эстетика и поэтика. -М.: Наука, 1976.
  118. Проблемы социологии и психологии чтения. М., 1975. -195 с.
  119. Проект федерального компонента государственного, образовательного стандарта общего образования. Часть 2. // Под* ред. Э. Д. Днепрова и В. Д. Шадрикова. М., 2002.'
  120. Ю.Д. Проблема изучения личности писателя в средней.школе: автореф. канд. дисс. -М., 1977.
  121. А. Н. Некролог П.В. Анненкова // Вестник Европы. — 1882. № 3. — С.ЗОЗ.
  122. O.A. Изучение биографий писателей в 5−11-классах с привлечением краеведческого материала: автореф. дисс.. канд. пед. — Оренбург, 2006.
  123. H.A. Как заниматься самообразованием. — М.: Сов. Россия, 1962.
  124. H.A. Психология читателя и книги. В 2 т. М.: Книга, 1975.
  125. H.A. Этюды о читающей публике. СПб., 1895.
  126. K.P. Групповаяпсихотерапия. СПб.: Питер, 1998.
  127. Н. Биографии и их изучение. Библиотека, Биографического института. — М.: Госиздат, 1920. — 47 с.
  128. М.А. Избранные труды. М.: АПН РСФСР, 1958: -614с.
  129. М.А. Работа словесника в школе. — Пг.: Гослитиздат, 1922.-181 с.
  130. A.A. Особенности сюжета документально-биографической повести: автореф. дисс.. канд. филол: Ростов-на-Дону, 1970.
  131. A.A., Парамонова Н. В. Биография и творчество А.С.Пушкина в художественно-документальных жанрах. — Ростов-на-Дону, 1966. 356 с.
  132. Т.Г. Советская художественно-биографическая повесть 70-х годов: дисс. канд. — Минск, 1986.
  133. Скоробова A. MI Советский историко-биографический роман о деятелях революционно-освободительного движения в России: Учеб. пособие дот студ.-заочников 5 курса фак-тов русск. яз. и литры пед. институтов. — М.: Просвещение, 1973. — 32 с.
  134. B.C., Писарский П. С. Изучение круга* чтения у старшеклассников. // Вопросы психологии: — 1994*. № 5. — С.47−57.
  135. Советский читатель. Опыт конкретно-социологического исследования. М., 1968.
  136. Советский s энциклопедическйй словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1984. — 1600 с.
  137. Социально-психологические проблемы чтения. — М.: Гос. библ. СССР им. В.И.Ленина- 1979:
  138. Социология и психология' чтения. // Гос. Ордена Ленина библиотека им. В. И. Ленина. Труды. Т. 15. М!: Книга, 1979.
  139. Оуртаева HiH. Педагогические технологии: Учебн. пособие.- СПб.: НОУ Экспресс, 2008. 116 с.
  140. В.А. Рождение гражданина. — М., 1979.
  141. Н.В. Изучение личности И.С.Тургенева в средней школе. Рига, 1973.
  142. Тимерманис Н. В1 Формирование представления о личности писателя в сознании школьников в процессе школьного обучения: автореф. дисс.. канд. пед. — Л., 1971.
  143. Тихомирова И. И: Детское чтение как ценность культуры. // Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? Сб. ст. и уч.-метод. мат-лов. СПб.: СПбАППО, 2006. — С. 52−56.
  144. , И.И. Методический словарь-справочник для библиотекарей «Психология детского чтения от, А до Я». // Школьная1 библиотека. — 2004. — № 2.
  145. И.И. Школа эмоциональной культуры читателя. // Педагогика культуры. 2005. — № 2. — С.45−48.
  146. Л.В. Работа над стихом в школе. — М.: Просвещение, 1965. — 184 с.
  147. ТрыковВЛ. Французский портрет XIX века. М.: Флинта: Наука, 1999.-360. с.312: Турсун-Заде Ф. Автобиография художника: — биография века. // Памир. 1972. — № 4. — С. 66−68.
  148. .Г. Читательский интерес как научное понятие. / Труды Ленинградского гос. института культуры им. Н1К.Крупской. -Л., 1967.-С. 92−93.
  149. Хади-Заде Р. Легенды, история, вымысел. // Памир. — 1972. -№ 2.- С.69−73.
  150. Хапшм"Р. От факта к образу. // Памир. 1972. — № 3. — С. 6870.
  151. Л.Б. Изучение биографии писателя в школе. Метод. пособие для учителей. — Нукус, 1991.
  152. В. Биография Пушкина как культурный вопрос. // Новый мир. 1998. — № 2.- С. 48.
  153. Н.Г. Полн. собр. соч. в 16 т. — Т. 11″. — Л.:j
  154. Худ. лит., 1949. С. 427−428.
  155. Читательские интересы ленинградской молодежи. // Тр. Ленингр. Гос. ин-та культуры. Т. XVIII. Л. — Вильнюс, 1967. С. 586.
  156. Читательские интересы рабочей молодежи. М., 1966.
  157. Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? СПб.: Изд. АППО, 2006. — 236 с.
  158. Чтение детей и взрослых в меняющемся мире. — СПб: СПбАППО, 2007. 128 с.
  159. В.П. Статьи по методике начального преподавания русского языка. Пособие для VIII классов женских гимназий. М.: Изд-во Сытина, 1910. — 265 с.
  160. В.Б. Жизнь замечательных людей. // Знамя. — 1959.-№ 3.-С. 220−234.
  161. М. Самопознание жанра. // Памир. 1972. — № 6. — С. 76−81.
  162. Эйдельман Н. Я: Как писать биографию. / Рассадин С. Б. Гений и злодейство, или Дело Сухово-Кобылина. М.: Книга, 1989.-С. 5−8.
  163. Н.Я. Об историзме в научных биографиях (на материалах русской истории 19 в.). // История СССР. — 1970. № 4. -С. 19−31.
  164. .М. Обзор иностранных журналов. // Северные записки. 1913. — Декабрь. — С. 195−196.
  165. Эко Умберто. Роль читателя: Исследования по семиотике текста. СПб.: Symposium- M.: РГГУ, 2005. — 502 с.
  166. Д.Б. Детская психология. М., 2000.
  167. Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования»
  168. На правах рукописи ЩЮЦОМ К УДК 373.016:82
  169. ТИМОФЕЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
  170. ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ — КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
  171. Научный руководитель: доктор педагогических наук, л профессор Т.Г.Браже1. С 10-¡-/и САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Заполнить форму текущей работой