Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Активизация речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка на основе комплекса инновационных педагогических технологий: В условиях Республики Мордовия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современный этап развития национальной школы в России характеризуется изменениями, неизбежно затрагивающими содержание образования. Обновление и инновация учебных дисциплин не только требуют включения в процесс обучения технологических новшеств, изменений организационной и содержательной стороны учебного процесса, но и сопровождаются многоуровневым построением обучения, которое в данных условиях… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Традиционное и инновационное обучение в национальных школах РФ
    • 1. 1. Инновации в современной школе. Историография вопроса
    • 1. 2. Инновационное педагогическое моделирование. Параметры модели
    • 1. 3. Школьные технологии: традиция и инновация
  • Глава 2. Активизация речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка
    • 2. 1. Описание системы дидактических средств
    • 2. 2. Проблема активизации речевой деятельности младших школьников в педагогической науке и психологии
    • 2. 3. Анализ программ, действующих учебников, учебно -методических комплексов, учебно — дидактической литературы
  • Глава 3. Экспериментальная проверка комплекса инновационных педагогических технологий как средства активизации речевой деятельности младших школьников

Активизация речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка на основе комплекса инновационных педагогических технологий: В условиях Республики Мордовия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Преобразования в российском обществе создали реальные предпосылки для демократизации и гуманизации школы, для обновления, совершенствования системы образования. Пришел в действие механизм саморазвития школы, стало очевидно, что его источники находятся в инновационной деятельностисоздании школ нового типа, разработке и введении элементов обновленного содержания образования, новых образовательных технологий, интеграции школы и науки, обращении к мировому педагогическому опыту.

Обновление и инновация учебных дисциплин не только требует включения в процесс обучения технологических новшеств, изменений организационной и содержательной стороны учебного процесса, но и сопровождаются многоуровневым построением обучения, которое сегодня все больше ориентируется на совершенствование подготовки каждого учащегося, познание его способностей и интересов, обеспечивающих развитие личностного творческого потенциала.

Обучение в начальной школе вмещает в себя очень большой объем знаний. Данные знания необходимо дать детям не только в теоретическом виде, но и отработать определенные умения и навыки. Для успешного обучения современного ребенка необходимо создание определенных условий на уроке, которые способствуют развитию интереса к процессу обучения, формированию мотива деятельности учащихся и активизации их речевой деятельности.

Обучение государственному языку ребенка в условиях национальной школы призвано совершенствовать подготовку каждого учащегося, обеспечить развитие личностного творческого потенциала, а главное — стать основой социализации ребенка. Сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок: социального заказа, образовательных ориентиров, коммуникативных целей и содержания языкового образования вот задача урока русского языка в национальной школе. В разработке этого аспекта и мыслится актуальность исследования.

В Республике Мордовия живут люди разных национальностей: мордва (эрзя и мокша), русские, татары, чуваши. Титульным языком считается мордовский язык. По данным 1994 года, в республике 232 школы с преподаванием на мордовском языке (2% городских школ и 98% сельских школ) и 248 школ с изучением мордовского языка в качестве предмета (5% городских школ и 95% сельских школ). Между сельской и городской школами заметно существенное различие. Процесс обучения в городских школах идет на русском языке, в сельских школах — на мордовском языке, поэтому ученики сельских школ, по сравнению с учениками городских школ, плохо владеют русским языком, долго выбирают слова при общении, т. е. у них слабо развита активизация речевой деятельности.

Степень разработанности проблемы. Анализ теории и практики обучения русскому языку свидетельствует о том, что инновационные процессы касаются содержания образования, педагогических технологий, организации системы управления. Это отражено в работах В. А. Сластёнина, B.C. Леднева, B.C. Лазарева, М. М. Поташника, А. Я. Найна, Е. П. Жиркова, И. Д. Зверева, В. А. Полякова и др.

Проблематика нововведений в области образования представлена в работах Т. И. Шамовой, О. Г. Хомерики, Б. Г. Матюнина и других авторов. Для отечественной педагогики традиционны исследования инновационной деятельности с точки зрения теории и практики внедрения достижений педагогической науки и распространения передового и педагогического опыта (Т.И. Шамова, А. М. Матюппсин, Ю. К. Бабанский и др.). В последнее время в педагогической инноватике внедрение и распространение передового опыта стало рассматриваться как виды инновационных процессов. Значительное место отводится изучению жизненного цикла таких процессов, классификации нововведений, источникам идей инновационной педагогики.

В работах М. В. Кларина раскрываются общие особенности педагогических инновационных явлений: существование новшеств как идеальных продуктов деятельности новаторов, относительная растянутость инновационных процессов во времени, размытость границ существования педагогического феномена нововведений, целостный характер целей инновации, существенная зависимость нововведенческих процессов от социально-педагогической ситуации, сложность определения результатов инноваций.

В диссертационных работах О. В. Канарской, Г. П. Андреева, С. Д. Намсараева, Е. П. Жиркова, Н. С. Сивцевой рассматриваются проблемы управления инновационными процессами в образовании.

Зарубежные исследователи Р. Принг, Д. Холловей и другие анализируют вопросы управления инновационными процессами, организации изменений в образовании, условия, необходимые для «жизнедеятельности» инноваций, их планирования.

Философско-психологическое обоснование инновационных процессов осуществлено в работах российских исследователей В. Д. Шадрикова, B.C. Леднева, В. А. Сластенина. В современной науке имеется необходимая совокупность знаний для постановки и решения проблемы создания системы инновационного образования. Фонд исследований составили документы Министерства образования Российской Федерацииметодология построения региональных систем, изложенная в работах Э. Д. Днепрова, В. И. Журавлева, О.Е. Лебедеваисторико-педагогическое осмысление проблемы, предложенное в работах Е. Г. Оссовскогоподходы к разработке современной теории образования, намеченные в исследованиях В. И. Гинецинского, Ю. В. Громыко, Б. С. Гершунского, М. М. Поташникаанализ региональных систем образования С. Петербурга (Н.И. Роговцева, Н.И. Бочкарева), прогнозирование развития образовательных систем, сделанное И.В. Бестужевым-Ладой, Э. Г. Костяшкиным, A.M. Гендинымпринципы построения современного развивающего образования, которые нашли отражение в трудах Л. С. Выготского, Г. С. Коспока, Н. А. Менчинской, Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина.

Анализ научной литературы позволил выявить противоречия в исследуемой нами проблеме:

— между объективной необходимостью инновационных преобразований урока русского (государственного) языка и сложившейся системой обучения, слабо реагирующей на запросы современного языкового образования;

— между возрастающими требованиями к уровню владения русской речью, предполагающему активизацию речевой деятельности школьника и слабой мотивированностью младшего школьника к изучению русского языка;

— между современными подходами к обучению русскому языку и недостатком или отсутствием в системе начального образования соответствующих учебно-методических материалов;

— между стремлением обеспечить развитие речевой деятельности исключительно за счет практических упражнений и уровнем осознания закономерностей речевой деятельности, условий и способов ее осуществления.

С учетом указанных противоречий определена и сформулирована тема исследования: «Активизация речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка на основе комплекса инновационных педагогических технологий (в условиях Республики Мордовия)».

Цель исследования — разработка научно обоснованного и экспериментально проверенного комплекса инновационных педагогических технологий как средства активизации речевой деятельности на уроках русского языка в младших классах национальной школы.

Объект исследования — процесс обучения речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка.

Предмет исследования — научно-методические основы обучения русскому языку учащихся начальных классов.

Гипотеза исследования — активизация речевой деятельности у младших школьников национальной школы в курсе русского языка будет более эффективной, если:

— определить практическую цель обучения русскому языку как достижение высокого уровня коммуникативной компетентности учащихся;

— выявить адекватные психофизиологическим возможностям младших школьников технологии (игровые задания, ситуации), способствующие активизации речевой деятельности;

— разработать комплекс инновационных педагогических технологий для активизации речевой деятельности у учащихся национальной школы;

— определить психолого — педагогические условия использования комплекса инновационных педагогических технологий для активизации речевых возможностей младшего школьника.

Для достижения цели и в соответствии с гипотезой исследования необходимо решить следующие задачи:

— изучить степень разработанности различных аспектов исследуемой проблемы в лингвистической, методической, психолого-педагогической литературе;

— выявить психолого-педагогические условия, необходимые для развития активизации речевой деятельности младшего школьника;

— разработать комплекс инновационных педагогических технологий, направленных на активизацию речевой деятельности младших школьниковэкспериментально апробировать комплекс инновационных педагогических технологий, направленных на развитие активизации речевой деятельности младших школьников.

Методологической основой исследования являются работы ученых в области психологии и психолингвистики (JI.C. Выготского, П. Я. Гальперина, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева), педагогики (М.В. Клар и на, В. А. Сластёнина, Н. А. Менчинской, B.C. Леднева, М. М. Поташника, А. Я. Найна, В.А. Полякова), методики преподавания русского языка (Г.Г. Городиловой, Т. А. Ладыженской, Т. Г. Рамзаевой, М. Т. Баранова, М. Р. Львова и др.), методики преподавания иностранного языка, в том числе русского языка как иностранного (И.Н. Верещагиной, И. А. Зимней, Е. И. Пассова, Т. М. Ковалёвой, С. Г. Бархударова и др.).

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

— теоретические (изучение и анализ литературы по педагогике, психологии, лингвистике и методике по теме исследованияанализ действующих программ и учебников);

— эмпирические (наблюдения за учебным процессом, изучение и обобщение опыта преподавания русского языка как неродногопроведение эксперимента);

— статистические (обработка статистических данных).

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— разработаны научные подходы к отбору наиболее эффективных в обучении инновационных технологий;

— научно обоснована эффективность комплексного использования инновационных технологий;

— уточнено соотношение традиционных и инновационных технологий для активизации речевой деятельности на уроках русского языка в мордовских школах.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— разработаны основы системы активизации речевых возможностей младших школьников с помощью комплекса инновационных технологийуточнены теоретические предпосылки создания комплекса технологий, предполагающих активизацию речевой деятельности младших школьников на уроках русского языкавыявлен ряд психолого — педагогических условий использования комплекса инновационных педагогических технологий, способствующих активизации речевой деятельности младших школьников на русском языке.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

— разработан комплекс заданий, с использованием 16 инновационных педагогических технологий, активизирующих речевую деятельность младших школьников;

— осуществлен отбор дидактических материалов, других средств обучения, необходимых при инновационном обучении;

— разработаны методические рекомендации учителям по использованию разработанного комплекса технологий в целях активизации речевой деятельности младших школьников;

— даны рекомендации по корректировке содержания действующих учебников с помощью использования ряда технологических инноваций (в аспекте активизации речевой деятельности).

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положенийиспользованием методов, адекватных целям и задачам исследованиясочетанием теоретического анализа с практической реализацией основных положений исследованияположительными результатами длительной работы с экспериментальной группой детей.

Экспериментальной базой исследования были: средняя школа № 8 города Саранска Республики Мордовия и Старосиндровская средняя школа Краснослободского района Республики Мордовия. В эксперимент было вовлечено 143 ученика вторых и третьих классов.

Апробация работы и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в процессе экспериментального обучения учащихся средней школы № 8 города Саранска Республики Мордовия и Старосиндровской средней школы Краснослободского района Республики Мордовия. Основные положения и выводы исследования отражены в публикациях по теме исследования.

Исследование проводилось с 2001 по 2004 г. в три этапа.

Первый этап (с 2001 по 2002) — формулирование гипотезы экспериментаопределение этапов экспериментальной работыобозначение круга вопросов, решение которых давало экспериментальное обучениеопределение контингента для опытно-экспериментального этапа работы.

Второй этап (с 2002 по 2003) — анализ программ и учебников по русскому языку, используемых в национальных школахопределение параметров педагогической модели как средства активизации речевой деятельности младших школьниковпроведение констатирующего среза и первого этапа опытно-экспериментального обучения.

Третий этап (с2003 по 2004) — определение составляющих инновационной педагогической моделиоптимизация технологических приоритетовобобщение результатов опытно-экспериментального обученияобработка статистических данных эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Активизация речевой деятельности у младших школьников требует определения практической цели обучения (достижение высокого уровня коммуникативной компетентности) и возможно на основе комплекса инновационных педагогических технологий.

2. Опора на личностный компонент содержания образования, включающий в себя значимые для младших школьников игровые технологии, позволит повысить мотивацию к изучению языка у школьников, обеспечит непосредственное участие школьников в обучении, сохранит устойчивый интерес к предмету.

3. Комплекс педагогических технологий, применяемый на уроках русского языка, позволит активизировать речевую деятельность младших школьников и увеличит их речевую продукцию.

Структура и объём диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (165 наименований) и приложения.

Современный этап развития национальной школы в России характеризуется изменениями, неизбежно затрагивающими содержание образования. Обновление и инновация учебных дисциплин не только требуют включения в процесс обучения технологических новшеств, изменений организационной и содержательной стороны учебного процесса, но и сопровождаются многоуровневым построением обучения, которое в данных условиях ориентируется на совершенствование подготовки каждого учащегося, познание его способностей и интересов, обеспечивающих развитие личностного творческого потенциала. Новое в образовании появилось скорее вопреки господствующей в обществе стандартизации мышления, вопреки многочисленным инструкциям, которые убирали все живое и новое в практике обучения. Определение инновации как педагогической категории сводится к понятию обновления, изменению, новшества, введения нового в образовательно — воспитательную работу. Инновационный подход в обучении — это поиск резервов в недостаточно выработанной эмоциональной сфере учащихся. Инновационный подход обеспечивает помощь ученику в гармоничном и системном восприятии материала, воспитывая вкус и любовь к учебе, способствует развитию активизации речевой деятельности. Инновационное обучение — процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, которая стимулирует вносить инновационные изменения в существующую культуру, социальную среду. Такой тип обучения помимо поддержания существуюпщх традиций стимулирует активный отклик на возникающие как перед отдельным человеком, так и перед обществом отдельные ситуации. Понятие «инновация» тесно связано с моделями обучения. Модель обучения — это схема или план действий педагога при осуществлении учебного процесса: основу этой системы составляет преобладающая деятельность учащихся, которую организует учитель. На сегодняшний день известно три типа культурных эпох, каждой из которых соответствует свой тип образовательных моделей: доиндустриальной культуре соответствует традиционная модель обучения, индустриальной ;

инструктивная, постиндустриальной — инновационная. Известный теоретик в области инноваций М. В. Кларин предлагает несколько видов инновационных моделей обучения: •модели формирования познавательных ориентиров, •модели формирования научно — исследовательских процедур, •модель полного усвоения. С понятием «модель обучения» взаимосвязано понятие «технологический способ обучения». Технологический способ обучения — внутренний преобразовательный процесс, происходящий в ученике при взаимодействии с содержанием обучения и основанный на определенной дидактической теории. Развитие национальной школы в России в настоящее время характеризуется изменениями в процессе обучения. Появилась возможность создать целостную систему обучения с новым содержанием и новой организацией деятельности учащихся. Для эффективности процесса обучения неродному языку и для активизации речевой деятельности необходим выбор наиболее доступных средств обучения. Взаимосвязь и взаимообусловленность новой функции наглядности и урока в форме дидактической игры с определенной системой упражнений раскрывает перед творчески работающими учителями богатые возможности целенаправленного обучения и воспитания учащихся. Большую роль играет выбор программ и учебных пособий для начальных классов национальных школ. Программы для национальных школ должны корректироваться с учетом местных, региональных условий. Это обеспечит более высокий уровень функциональной готовности учащихся к использованию состава лексики в различных культурно — исторических, природно — климатических и социальных условиях. Немаловажное значение играет создание определенных условий для активизации речевой деятельности младших школьников и учет индивидуальных и психических факторов при обучении неродному языку. Для проверки степени речевой активности учащихся вторых и третьих классов были предложены задания. Анализ данных заданий показал низкий уровень знаний русского языка. В то же время он выявил предпосылки для формирования у щкольников интереса к русскому языку. Для развития активизации речевой деятельности младших школьников нами был разработан и апробирован комплекс заданий, состоящий из 16 инновационных технологий: «Взаимоконтроль», «Взаимный диктант», «Заучивание материала наизусть в классе», «Ищу ошибки», «Коноп», «Консультанты на опросе», «Консультанты на уроке», «Обмен текстами», «Отгадай о ком говорим», «Проблемное изучение материала», «Пропуск», «Разберем сочинение», «Ученики — учителя», «Ученик — учитель», «Цепочка», «Ребусы». В работе выявлено, что данный комплекс инновационных технологий повышает интерес к изучаемому языку, закрепляет полученные знания и умения, повышает самооценку и уверенность в своих силах, призван систематизировать речевые умения, направлен на вычленение и исправление ошибок, недочетов, допущенных в ходе работы. Для выяснения эффективности разработанного комплекса технологий как средства активизации речевой деятельности младших школьников, учащимся были предложены задания, частично повторяющие задания констатирующего среза. Анализ данных заданий показал: возрастание активности и самостоятельности школьников на уроке, быстроту и успеваемость усвоения ими изучаемого материала, высокий уровень владения учебно — языковыми, правописными и речевыми умениями. Итак, в исследовании нами были сделаны основные выводы исследования. Основу активизации речевой деятельности младших школьников составляет поисково — технологический подход, предполагающий организацию достижения учащимися четко фиксированных эталонов усвоения с ожидаемыми результатами. Выявлены параметры поисковотехнологического моделирования активизации речевой деятельности младших школьников, которые определены разработанными инновационными педагогическими технологиями. Определена практическая цель обучения русскому языку как достижение высокого уровня коммуникативной компетенции учащихся. Инновационные педагогические технологии, включающие игровые задания, способствуют активизации речевой деятельности младших школьников и осуществляют участие школьников в создании личностного компонента содержания образования. Обучение неродному языку в национальных школах, организованное на основе использования инновационных технологий, существенно повышает речевую активность учащихся. Одним из необходимых условий обучения неродному языку является учет индивидуальных, физиологических и психологических факторов, которые влияют на развитие активизации речевой деятельности младших школьников. Перспективы исследования мыслятся в разработке инновационных педагогических технологий для национальной школы, в разработке инновационных педагогических моделей для предметной подготовки Школьников начального и среднего звена обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ. В программе предусмотрен достаточно высокий темп чтения: 90−120 слов в минуту при чтении в слух и 120−160 слов в минуту при чтении «про себя».
  2. Прочитай слова. Составь предложения из слов каждой строчки. Начни с выделенного слова. Идут, и, Петя. Андрей, в, рощу. Спустились, к, мальчики, ключу. Из, oil бил, земли.
  3. Спиши, разделяя слова черточками на слоги. Поставь точки красным карандашом под гласными буквами. Парта, карточка, учебники, линейка, ранец.
  4. Выбери из текста сказки и напиши предложения, которые подходят к данным схемам. Мама ушла. Гриша и Юра одни дома. Они весело играют. У Гриши кубики. У Юры конь. Мальчики живут дружно.
  5. Правильно обозначь начало и конец предложений. Прошло лето наступил сентябрь Алеша и Маша пошли в школу их с улыбкой встретила учительница начался первый урок.
  6. Используя данные слоги, составь и запиши слова. Лу, жи, ли, мы, ши, на.
  7. Добавь первое слово в каждое предложение. веселый ветерок, яркое солнышко идут в лес. (Слова для справок: дует, ребята, светит)7. Вставь пропущенные буквы. Настали жаркие дни. Дети идут к р.ке. Вася хорошо плавает. Он учит т. варшца.
  8. Поставь ударение в словах. Белый хлопок, звучный хлопок, стрелки на брюках, меткие стрелки, на двери замок, каменный замок. Для учащихся 3-х классов были предложены следующие задания:
  9. Прочитай слова. Составь предложения из слов каждой строчки. Снежинки, утром, первые, закружились, в, небе. Во двор, Таня, и Аленка, вышли. Падал, и, все, снег, падал.
  10. Выпиши из каждого ряда только однокоренные слова. Добр, добрый, Добрыня, добрался, добро. Былина, былинка, бык, былое, быль.
  11. Запиши текст, правильно обозначая начало и конец предложенияХороши зимой деньки вышли ребята во двор что делать Коля стал лепить снеговики у Саши будет медведь у Жени маленький слон.
  12. Допиши три слова с разделительным мягким знаком. Колья, вьюга,.
  13. В один столбик выпиши слова, которые можно перенести, в другой столбик слова, которые не переносятся. Ученик, Юрий, мальчик, апельсин, пальто, Юлия, год, орел, платье, суббота, мяч.6. Вставь нужные буквы.Маш.ны, щ. вель, ч. чело, ж. вот, щ. ка
  14. Составь из слов левого и правого. столбиков пары слов с противоположным значениембелый низкийхолодный плохойвысокий черныйхороший горячий
  15. Составь ряды родственных словКорм, сад, с. до вник, пок. рмить, свет, св. тить, к. рмушка, св. тлячок, c-.дить
  16. Каждый ученик получает по одной карточке с текстом и читает про себя свой текст. Желательно, чтобы в классе была тишина.
  17. После того, как все прочитали тексты (и в момент чтения), педагог отвечает на вопросы учащихся, если им что-то непонятно в тексте.
  18. Все учащиеся разбиваются на пары. В каждой паре один из учащихся читает первое предложение текста своей карточки вслух. Второй учащийся выслушивает предложение до конца.
  19. Затем учащийся, который слушал (второй учащийся), пишет под диктовку это предложение в своей тетради. Пишущему подсматривать в текст нельзя. Таким же образом зачитывается второе, третье и т. д. предложения до конца текста.
  20. На следующем этапе происходит смена ролей в паре. Тот, кто писал, диктует свой текст, а другой пишет его под диктовку.
  21. Педагог сообщает учащимся, что сегодня урок будет посвящен заучиванию учебного материала наизусть. Сообщается задание, например: выучить такое-то стихотворение. Все учащиеся разбиваются на пары.
  22. Первый ученик читает вслух первые строки стихотворения, старается понять написанное. Количество строк определяется возрастом учащихся. Второй ученик смотрит в текст, слушает говорящего, старается понять написанное.
  23. Первый ученик читает строки стихотворения второй раз, старается запомнить. Второй ученик смотрит в текст, старается запомнить.
  24. Первый ученик убирает книгу, второй ученик по памяти старается воспроизвести строки стихотворения. Если что-то забыл, то первый ученик подсказывает забытое. Такое заучивание идет до того момента, пока первый ученик не выучил заучиваемые строки.
  25. Второй ученик берет книгу, в это время первый по памяти старается воспроизвести эти же строки. Заучивание идет до того момента, пока оба ученика не выучат строки стихотворения. После этого пара распадается.
  26. Ученик ищет новую пару. В классе всегда есть пара, которая к этому моменту закончила работу над первыми строками. Количество строк для заучивания в паре у всех одинаковое.
  27. В новой паре первый ученик рассказывает то, что выучил в первой паре. Третий ученик проверяет по своей памяти, либо по книге. Затем третий рассказывает то, что выучил в первой паре.
  28. Затем кто-то из учащихся (первый или третий) читает следующие строки стихотворения, стараясь их понять. Другой ученик смотрит, слушает, старается понять.
  29. Ученики определяют непонятные слова. Далее алгоритм работы тот же.
  30. Все ученики получают текст. Читают его, находят ошибки и исправляют красной пастой. Учащимся можно пользоваться словарями, учебными пособиями.
  31. Далее работа идет в парах. Учащиеся обмениваются текстами, проверяют друг друга. Если находят ошибки, исправляют зеленой пастой (карандашом).
  32. Похлопай столько раз, сколько гласных звуков в словах: барабан, курица, букварь, камыш, мальчик.
  33. Какой звук при произношении не встречает преград?
  34. Вставь пропущенные согласные буквы: дроз., пти. а, ча. ка, бу. ва, кни.а.
  35. Какой звук при произношении встречает преграду: губы, зубы, язык?
  36. Сколько слогов в этих словах: ива, карта, весна, ель?6. Какой звук образует слог?
  37. Придумай слово, состоящее из одного слога, двух, трех слогов?
  38. Выберете слово, в котором есть слог из одного гласного звука? ягоды, машина, кот.
  39. Вставь вместо точек гласные буквы, чтобы получились слова: с.кс.н (а, о, у, ы) ст.лд.м.
  40. Назови слова, которые начинаются с гласной буквы: птицы, весна, яблоко, мышь, ателье.
  41. Сколько гласных звуков в русском языке? Сколько гласных букв в русском языке?
  42. Какие слова называются именами существительными?2. Найди лишнее слово! а) Тюльпан, ель, астра, василек. б) Береза, осина, ива, шиповник. в) Окунь, сом, чайка, ерш, карась. г) Рысь, заяц, корова, лисица, медведь. д) Жук, оса, воробей, стрекоза, бабочка.
  43. На какие вопросы отвечают имена существительные?
  44. Напиши в один столбик слова, отвечающие на вопрос кто?, в другой что? иголка, кукла, ребенок, стол, книга, ястреб, собака.
  45. Назови три имени существительного, которые являются названиями птиц и кухонных принадлежностей? Птицы: кто? ворона и т. д.Кухонные принадлежности: что? ложка и т. д.
  46. Подобрать нужные слова яркая девочка красивая кукла добрая майка
  47. Придумать предложение с этими словами: ручей, картинка, сыроежки, тигр.
  48. Найти имена существительные в этих предложениях: Белка сушит грибы. Пришла ранняя весна.
  49. Записать имена существительные в единственном числе: Сосны, книги, яблоки, ночи, ландыши.10. Продолжите: Сам + ходит = самоход-сам + летает =.-пар + ходит =.-пар + возит =.-
  50. Какие имена существительные пишутся с заглавной буквы?
  51. Учитель выбирает сильного ученика, или двух, которые будут проверять знания учащихся по пройденной теме.
  52. Ученик раздает карточки учащимся.
  53. Учащиеся самостоятельно выполняют задания.
  54. Составьте букет. Выберете цветы, в названии которых есть мягкие согласные: роза, лютик, астра, василек, пион, мак, гвоздика, георгин, нарцисс.
  55. Прочитай слова. В каждом из этих слов «спряталось» еще одно слово. Найди слова, которые «спрятались»: уточка, столб, зубр, щель, удочка, полк.
  56. Исключите из слова по одному звуку, чтобы образовалось новое слово: крот складплуг грозауголь лампамрак шарфгастроном корка
  57. Прочитай слова. Замени одну букву другой, чтобы получилось новое слово: пруд, гора, зверь, коса, роза, полка, блин, точка.
  58. Прочитай скороговорку. Подчеркни в предложении слово, в котором звуков меньше, чем букв. От топота копыт пыль по полю летит.
  59. Каждый ученик получает по одной карточке с текстом. Каждый ученик самостоятельно читает свой текст. Учитель отвечает на вопросы, объясняет то, что не понятно.
  60. Ученики ищут себе пары. В паре один из учеников читает первым свой рассказ. Другой ученик слушает, может следить глазами по тексту. Если есть желание, то слушающий ученик задает вопросы.
  61. Затем читает свой текст второй ученик, а первый слушает.
  62. Называется первое словосочетание.
  63. Ученик выходит к доске. Записывает данное словосочетание под предложением.
  64. Называется второе словосочетание и также записывается на доску.
  65. Ведется беседа по словосочетаниям (71 -300).XI. Попуск. Цель: проверка знаний учащихся по пройденной теме, развитие интереса к предмету. Работа в классе.
  66. Пять учащихся класса назначаются часовыми. Им выдаются карточки со словами по пройденной теме.
  67. Затем оставшимся учащимся предлагается пройти мимо часового. Пройти мимо часового можно, только правильно написав под диктовку пароль (слова).
  68. Учащиеся должны написать на листах этот пароль, не заглядывая в лист часового.4. сначала один учащийся подходит к первому часовому (они стоят у доски) со своим листком. Часовой диктует ему слова, учащийся пишет. Затем часовой проверяет написанное.
  69. Учащийся идет ко второму часовому, а к первому подходит второй учащийся и т. д.
  70. Так продолжается до тех пор, пока все учащиеся не напишут слова у часовых.
  71. Затем учащиеся, которые писали, встают на место часовых, а часовые начинают писать слова. Алгоритм работы прежний.
  72. Все ученики выполняют работу либо в классе, либо дома.
  73. Педагог собирает работы, проверяет и выделяет те из них, которые имеют какие-то достоинства. Учитель не делает никаких пометок в сочинениях.
  74. После этого в каждой группе определяется ученик, сочинение которого будет анализироваться.
  75. Первый ряд по цепочке придумывает слова мужского рода, второй ряд женского рода, третий ряд — среднего рода. Выигрывает тот ряд, который сумеет быстро и безошибочно повторить цепочку три раза. Начинают ряды одновременно.
  76. Хлопнуть в ладоши один раз, если существительное стоит в единственном числе, два раза во множественном числе: птичка, поезд, мыши, ребята, шар, шары, флаг, книга, журналы, верба, жаворонок, краны, музей.
  77. Учитель выбирает ученика, который будет проводить опрос по пройденной теме. Учитель дает ученику карточку с заданиями.
  78. Ученик заканчивает первое задание, слушает ответы учащихся. Затем второе и третье.
  79. Единственным условием является то, что этот ученик до урока должен сам ответить учителю по данным заданиям.
  80. Кто больше подберет слов, обозначающих признаки предметов, к данным словам: лимон, груша, арбуз, цветок.
  81. Подберите такие пары слов, которые противоположны по своему значению: сладкий, добрый, глубокий, маленький, острый, высокий.
  82. Каждый учащийся получает карточку с заданием и выполняет его письменно.
  83. Данные задания учащиеся выполняют по цепочке. Учащийся выполнил первое задание по карточке, передал следующему, второй третьему и т. д.
  84. В итоге должно получиться, что каждый учащийся выполнил задания со всех карточек.
  85. Слова могут состоять из двух, трех, четырех слогов и больше.
  86. Учащиеся работают по цепочке, придумывают слоги. Выигрывает тот, кто меньше всех ошибался.XVI. Ребусы. Цель: развитие логического мышления, смекалки (ребусы представлены в приложении № 6).Работа в классе.
  87. Учитель вешает на доску плакат с ребусами.
  88. Учащиеся пытаются отгадать, ответы записывают на листочках.
  89. По уровню применения общепедагогические, частно — методические (предметные и локальные/модульные) —
  90. По философской основе технологии, связанные с различными течениями в философии, например: материалистические, гуманистические, религиозные и т. д.
  91. По ведущему фактору психического развития биогенные, социогенные и др.
  92. По научной концепции усвоения опыта ассоциативно -рефлекторные, развивающие и др.
  93. По ориентации на личностные структуры операционные, информационные, саморазвитие и др.
  94. По характеру содержания и структуры обучающие и воспитающие, гуманитарные и технократические и др.
  95. По типу управления познавательной деятельностью классическое лекционное обучение, обучение с помощью ТСО, обучение по книги, система малых групп, компьютерное обучение и др.
  96. По подходу к ребенку авторитарные, личностно — ориентированные, гуманно — личностные, технологии сотрудничества, свободного воспитания и др.
  97. По преобладающему методу (доминирующему) догматические, репродуктивные, программированное обучение, объяснительноиллюстративные, диалогические, развивающее обучение, творческие, саморазвивающее обучение и др.
  98. Спиши, разделяя слова черточками на слоги. Поставь точки красным карандашом под гласными буквами. Весна, зёрнышко, листочек, волк, книжка, черёмуха, молния.
  99. Выбери из текста и напиши предложения, которые подходят к данным схемам.
  100. За рекой было село. 3) Красив лес весной!
  101. В лесу я видел белок. 4) В школе работают разные кружки и секции.
  102. Правильно обозначьначало и конец предложений. Мальчик стоял перед капитаном его круглый носик краснел от студёного ветра губы дрожали тёмные глаза пристально и строго смотрели на капитана.
  103. Используя данные слоги, составь и запиши слова. Но, жи, ли, са, ло.
  104. Поставь ударение в словах. Белая мука, тяжкая мука, окуни в реке, окуни руку в ведёрко, пушистый хлопок, громкий хлопок. Для учащихся третьего класса были предложены следующие задания:
  105. Прочитай слова. Составь предложения из слов каждой строчки. Юра, из, шёл, школы. В, мальчик, лесу, веточек, срезал, несколько. В, Юра, их, воду, поставил. Пришла, к, весна, Юре.
  106. Выпиши из каждого ряда только однокоренные слова. Гора, горе, гордиться, горный, на горе. Гроза, гроздья, грозный, грозовой. Жалкий, жалеть, жало, пожалеть.
  107. Запиши текст, правильно обозначая начало и конец предложения. Пришла зима стоят сильные морозы река замёрзла ребята взяли коньки Ольга и Игорь лепят снежную бабу ребята играют и веселятся, а ты любишь зиму
  108. Где нужно, вместо точек поставь «ь».
  109. JIoc. крупное животное. 2) Растет высокая ел.
  110. ел. яблоко. 4) Нужно хорошо учит. уроки.5. Миша учит. уроки.
  111. Подчеркни те слова, которые не переносятся. Деревня, Рая, сад, лесок, кусты, осень, этаж, класс, кот, пруд, лето, обеды, ягоды, жарко, пруды, кони, дом.6. Вставь нужные буквы.Ч.родейка, ж. знь, ж. вопись, шалаш., чащ., ч.шка.
  112. Составь из слов левого и правого столбиков пары слов с противоположным значением: Чистый весёлыйГрустный большойМаленький грязныйСолёный сладкийСтрашный красивый
  113. Составь ряды родственных словВода, мостовая, зимушка, полевой, водный, наводнение, зимовать, поля, зима, полюшко, зимний, мостик, мост.
  114. Спиши, вставляя пропущенные буквы
  115. Составить предложение из слов каждой строчки-П. Выбрать предложения из текста, которые подходят к данным схемам-
Заполнить форму текущей работой