Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Описание опыта применения технологии проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Осипова Наталья Викторовна, учитель начальных классов. заместитель директора по УВР школы 1 ступени Предлагает в рамках предмета «Литературное чтение» организацию творческих проектов, которые требуют и предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально-проработанной структуры совместной деятельности учащихся. Деятельность развивается, подчиняясь жанру… Читать ещё >

Описание опыта применения технологии проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во время проведения учебно-педагогического исследования были рассмотрены различные способы организации проектной деятельности на уроках литературного чтения, взятые из опыта учителей-методистов.

Осипова Наталья Викторовна, учитель начальных классов. заместитель директора по УВР школы 1 ступени Предлагает в рамках предмета «Литературное чтение» организацию творческих проектов, которые требуют и предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально-проработанной структуры совместной деятельности учащихся. Деятельность развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Результаты такого проекта могут быть представлены в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна, газеты, альбома и пр.

В результате обобщения темы «Сказки» во втором классе учитель предложил проблему (в данном случае проблема была выдвинута от педагога) Систематизация знаний по теме «Сказки».

Форма проведения проекта: урочная деятельность на уроках литературного чтении, ИЗО и художественного труд и внеурочная деятельность (самостоятельная работа школьников по сбору материалов).

Сроки проведения: 3 недели (2 недели февраля, 1 неделя марта).

Место проведения: МОУ ОУ, гимназия № 16 Центрального района города Красноярска.

Общее количество участников: учащиеся 2 «г» класса.

В результате «мозгового штурма» учащимися было предложено собрать и придумать вопросы, загадки, нарисовать рисунки, составить кроссворды с целью систематизации знаний по теме «Сказки».

Итогом работы над проектом стал сборник материалов «По страницам сказок» — папка с детскими работами, которую можно использовать (и она имела практическую значимость) для проведения КВН в группе продленного дня второклассников, самостоятельной работы.

При выполнении данной работы решались учебные задачи:

  • — воспитывать любовь и доброе отношение к животным;
  • — формировать понятия «доброта», «красота», «уважение», «милосердие»;
  • — развитие творческого мышления, опираясь на базу знаний, полученных на уроках.

На занятиях также формировались учебные умения:

  • — различать народные песни (песенки, загадки, сказки);
  • — различать народные и авторские сказки;
  • — сочинять сказки;
  • — отбирать в библиотеке книги по тематике;
  • — составлять книгу-самоделку о героях-животных;
  • — работа с дополнительной литературой.

Работа предполагала несколько этапов:

На 1 этапе на уроке литературного чтения обратились к схеме по теме «Сказки», где отразили существенные признаки. Встал вопрос, а как можно использовать изученный материал. Ребята предложили провести КВН. Какие задания могут входить в конкурсы?

  • — Загадки.
  • — Кроссворды.
  • — Шарады.
  • — Иллюстрации, рисунки.
  • — Сбор книг (литературы).

На 2 этапе проходил непосредственный сбор материала, который ребята приносили в школу, на урок. При этом решались цели: составление конкурсных заданий по теме «Сказки», научить ребят пользоваться дополнительными источниками. Полученные знания использовались для составления заданий по проекту.

Была организована работа в группах. Работа предполагалась по различным видам и заданиям: сказки — бытовые, волшебные, о животных.

На уроках технологии ребята рисовали иллюстрации к сказкам, которые затем вошли в собранную папку. После завершения работы и проведенной рефлексии со школьниками, папка была передана в группу продленного дня.

Результатами работы над проектом явились:

  • — собран и систематизирован материал для проведения КВН во 2-х классах по теме «Сказки»;
  • — созданы условия для развития творческих способностей учащихся 2 «г» класса с учетом индивидуальных способностей.

Урок литературного чтения в 4 классе Осипова Наталья Викторовна, учитель начальных классов. заместитель директора по УВР школы 1 ступени. Место проведения: МОУ ОУ, гимназия № 16 Центрального района города Красноярска Тема: Былина как литературный жанр

(проектная деятельность; создание опорной таблицы по теме) Учитель сообщает детям, что данный урок будет одним из цикла уроков проектной деятельности. Дети вспоминают особенности организации работы на таком уроке, рассаживаются по группам в соответствии с табличками: «Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Исследователи».

Учитель говорит о завершении нескольких разделов, связанных с изучением былин, о накоплении большого материала, о большом количестве полученной информации.

Дети называют основные этапы подготовки проекта.

Организвационный — распределение детей на инициативные группы: «Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Исследователи»;

Формулирование темы и целей деятельности; Подготовительный — готовят первый план деятельности по разработке проекта, корректируют его, получают продукт.

  • 1. Работа в группах (наблюдения, систематизируют, иллюстрируют, апробируют);
  • 2. Практическое применение проекта;
  • 3. Самоанализ положительные и отрицательные стороны деятельности.
  • 4. Подведение итогов.)

Учащиеся совместно с учителем ставят задачу — наметить разделы проекта с целью удобства систематизации информации. Предлагаются идеи, «Аналитики» отбирают наиболее подходящие.

На доске помещают заготовки для проекта в разделе «Сборка».

Основной этап создания проекта.

1) Формулирование определения былины.

«Аналитики» должны выбрать из предложенных им трёх формулировок единственно верную версию и обосновать свой выбор.

Былина — русская народная эпическая песня о подвигах богатырей.

Былина — это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

Былина — прозаическое литературное произведение, представляющее собой повествование изложение событий в сказочной форме.

Прикрепляем в первый раздел нужную формулировку.

  • — Что такое былина? Былина — русская народная эпическая песня о подвигах богатырей.
  • 2) Классификация былин по различным признакам.

Учитель предлагает признаки классификации былин.

Учитель предлагает «Экспериментаторам» поработать с отрывками из былин. На партах у детей книги с былинами. На доске пишут название книги и номер страницы. «Экспериментаторы» зачитывают отрывки по очереди и называют вид былины по каждой из классификаций.

«Аналитики» после окончания этого вида работы называют две классификации в целом, формулируют черты отличия.

(Герои и сюжеты в них очень разные. Если киевский цикл повествует нам о богатырях — защитниках земли русской, то новгородский рассказывал о купцах, торговле и так называемых мирных подвигах).

«Иллюстраторы» отбирают из предложенных им названий видов былин нужные и располагают их в правильной форме на заготовке для второго раздела.

3) Определение особенностей былин.

«Экспериментаторы» зачитывают из книг отмеченные учителем отрывки и называют признаки былины.

«Аналитики» повторяют признаки былины.

«Иллюстраторы» подбирают соответствующие условные обозначения.

4) Определение черт отличия былины от других сходных жанров.

Работа с различными источниками информации. Следующий раздел проекта будет создаваться с помощью обработки аудиозаписи. Звучат отрывки из былины «Илья Муромец и Святогор», из сказочной повести и легенды.

«Аналитики» называют отличительные признаки этих жанров.

5) Определение особенностей языка былины.

В данном разделе источником информации служит инсценированный диалог. В качестве домашнего задания «Иллюстраторы» подготовили инсценировку отрывка былины.

Задача «Аналитиков» — особые слова и выражения. «Аналитики» называют такие слова и выражения после просмотра инсценировки. «Богатырский словарь» — архаизмы.

«Исследователи» составляют мини — зарисовку по иллюстрации к былине.

6) Определение особенностей цветовой гаммы По иллюстрациям можно судить о преобладании определённых цветов в былинах. Но иллюстрации — это лишь отражение особого колорита былин. Издавна народ придавал большое значение цвету.

Учащиеся сопоставляют ситуации, когда упоминаются разные цвета.

Учитель прикрепляет на доску карточки разные цвета: зелёный — бесстрашие, синий — тишина, красный — оберег, чёрный — зло, белый — искрящийся цвет (выполняют дети из любой группы). После высказываний детей карточки переворачиваются и помещаются в 6 раздел.

6. Этап испытания проекта.

В результате подробной обработки различных видов и фиксирования результатов этой обработки получилась опорная таблица для составления сообщения о былине как о жанре.

«Исследователи» проводят испытание созданного проекта по очереди с опорой на составленную таблицу.

Осипова Наталья Викторовна использует деление по группам в соответствии с работой, которую будут выполнять дети: «Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Исследователи».

На основе опыта учителя начальных классов Осиповой Натальи Викторовны, можно предположить, что использование метода проектов более Открытый урок литературного чтения 2 класс ОС «Школа 2100».

учитель Пластинина О.А.

Тема: Завершение работы над киргизской сказкой «Мудрая Девушка».

На этом уроке дети учатся создавать свой журнал с помощью метода проекта. Проводится обобщение знаний учащихся о прочитанных сказках на уроках литературного чтения и дома.

В начале урока проводится подготовительная работа: учитель показывает детям образцы журналов.

Учащиеся внимательно рассматривают детские журналы самостоятельно. Обсуждают, работая в парах. На слайде презентации изображена обложка будущего журнала, посвящённого сказкам.

Учащиеся предлагают свои варианты названия журнала, соответствующие заявленной теме. Учитель также предлагает детям на выбор свои варианты названия. У каждого на парте лежат листочки с вариантами названия. Учащиеся выбирают наиболее подходящее название.

После обсуждения вывешивается обложка формата, А 4 с названием.

«Калейдоскоп сказок».

Создание рубрик:

Первая рубрика — «Сказка мудростью богата» (по названию изучаемого раздела). В этой рубрике рассматриваются сказки о мудрых людях, об их смекалке.

Вторая рубрика — «В гостях у Мудрой Девушки».

Пересказ по вопросам:

  • — Как зовут эту героиню сказки?
  • — кем она была?
  • — как она стала ханшей?
  • — какие совершала поступки?
  • — всегда ли правильно она поступала?
  • — какими качествами она обладает?
  • — ваше отношение к этому герою?

Третья рубрика — «Игротека"-физминутка. Проводится игра на внимание.

Четвёртая рубрика «Загадай — ка» — в журнал собираются загадки из сказок Первичная работа над журналом проводится в классе совместно с учителем — определяется название журнала и его рубрик. Дома дети самостоятельно дополняют журнал, выполняя задания:

  • * Раскрасить обложку журнала.
  • * Проиллюстрировать загадки Мудрой девушки.
  • * Пересказать понравившейся отрывок и его проиллюстрировать.
  • * Подобрать пословицы и поговорки о мудрости.
  • * Составить небольшой кроссворд по сказке «Мудрая девушка».
  • * В рубрику «Игротека» подобрать однудве интересные игры или литературную викторину.

Урок-проект литературного чтения во 2 Г классе.

Учитель: Кузовкова Т.А.

Тема: «Обобщение по разделу: «Писатели — детям».

На уроке были реализованы цели:

повторить и обобщить пройденный материал, расширить знания обучающихся о жизни и творчестве изученных писателей;

учить составлять вопросы к прочитанным произведениям, анализировать, высказывать своё мнение;

развивать творческие способности детей, память, внимание, мышление;

воспитывать интерес к урокам чтения, чувства коллективизма и взаимопомощи.

На данном уроке проходит демонстрация проекта, выполненного детьми.

Учащиеся проделали большую работу по группам: создали выставку книг, приготовили интересные задания, подготовили инсценировки стихотворений, проиллюстрировали наиболее понравившиеся отрывки. И все свои труды собрали в единую папку по отдельному автору. Каждая группа придумала себе название, представьте свою группу: «Мяч», «Находка», «Верёвочка», «Радость».

1. Рассказ о писателях.

От каждой группы выступает один ученик. Показывает папку и рассказывает биографию писателя.

Группа «Находка» рассказывает о С. В. Михалкове.

Группа «Радость» рассказывает о К. И. Чуковском.

Группа «Верёвочка» рассказывает о А. Л. Барто.

Группа «Мяч» рассказывает о С. Я. Маршаке.

  • 2. Чтение наизусть учащимися одного стихотворения каждого автора.
  • — Стихотворение «Радость» К. И. Чуковского.
  • — Стихотворение «Мы не заметили жука» А. Л. Барто.
  • — Отрывок из стихотворения «Мой секрет» С. В. Михалкова.
  • — Отрывок из стихотворения «Мяч» С. Я. Маршака.
  • 3. Творческая работа учащихся
  • а) Группа «Радость» показывает для вас сценку (отрывок) по стихотворению К. Чуковского «Путаница».
  • б) Группа «Верёвочка» показывает телепередачу по стихотворениям А. Барто.
  • в) Группа «Находка» по стихотворению С. Михалкова «Мой щенок» покажет диафильм (наизусть рассказывают и показывают рисунок к своему отрывку).
  • г) Группа «Мяч» по стихотворению С. Маршака «Кот и лодыри» покажет кукольный спектакль.
  • 4. «Задай вопрос!»

Каждая группа задает вопросы по прочитанным произведениям.

5. «Работа с пословицами».

Каждая группа вытягивает карточку с пословицей и соотносит её с подходящим произведением.

Заключение

В числе приоритетных задач уроков литературного чтения следует выделить интеллектуальное развитие учащихся, и овладение навыками самообразования. Все это требует подбора адекватного содержания образовательного процесса, который помимо учебных элементов, должен включать в себя определенную деятельность, также соответствующую научному познанию в данной области. Это, в свою очередь, требует работы педагога в рамках соответствующих педагогических технологий, одна из которых — метод учебного проекта — является наиболее перспективной и методически разработанной.

Участвуя в проектной деятельности, младшие школьники демонстрируют:

готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения);

готовность овладеть компьютерной грамотностью;

владение коммуникативными навыками, толерантностью;

умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.

Эффективность использования технологии проектной деятельности в начальной школе зависит от учета возрастных особенностей учащихся при выборе темы проекта, определения его типа, структуры и степени участия учителя в координации деятельности учащихся при работе над проектом.

Мы пришли к выводам, что достоинства метода проектов, прежде всего в том, что ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность.

  • 1. Учащиеся видят перед собой конечный результат — вещь, которой могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.
  • 2. Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые задачи, выявить деловые качества детей.
  • 3. Помогает ученику профессионально самоопределиться — именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.
  • 4. Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным — сложное, слабым — по их реальным возможностям.
  • 5. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.

Ребёнок по окончанию начальной ступени образования научится:

  • — допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • — учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • — формулировать собственное мнение и позицию;
  • — раскрывать тему высказывания;
  • — раскрывать основную мысль высказывания;
  • — систематизировать собранный материал;
  • — умение строить высказывания в определённой композиционной форме;
  • — умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко;
  • — договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • — задавать вопросы;
  • — контролировать свои действия и действия партнера;
  • — адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Проектная деятельность младшего школьника представляет собой условное воспроизведение реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Действительно, учебное проектирование позволяет сориентировать учебный процесс на конкретного учащегося, его познавательные потребности и возможности, дает возможность учесть его индивидуальные качества, его стремление к самосовершенствованию и самопознанию. В работе над проектом учащиеся не просто приобретают знания, но формируют и развивают навыки исследовательской работы, решения задач, умения работать с информацией. Происходит интеграция содержания образования и творческого потенциала учащегося. Это выводит обучающихся на качественно новый уровень; у них формируются и развиваются методологические умения, позволяющие выявить затруднения в собственной деятельности, формулировать возникшие проблемы, определять пути их решения, систематизируя известные знания и приобретая новые в процессе работы, адекватно оценивать качество результата и определять способы его коррекции в случае необходимости. Кроме того, помимо знаний и умений в достаточной мере развиваются мыслительные навыки: анализ, синтез, обобщение, аналогия и др. Таким образом, формируется компетентность — совокупность знаний и умений, а так же предметно-практического, профессионального и жизненного опыта учащегося, что в полной мере отвечает запросам общества к образованию.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой