ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ школьного самоуправлСния

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π’ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… систСмах Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π° Π²Ρ‹Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ². Π‘ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ тСорСтичСских основ учСничСского самоуправлСния связаны ΠΈΠΌΠ΅Π½Π° Π²Ρ‹Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ² Π―. А. КомСнского ΠΈ И. ΠŸΠ΅ΡΡ‚Π°Π»ΠΎΡ†Ρ†ΠΈ. Π’ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ самоуправлСнии ΠΎΠ½ΠΈ Π²ΠΈΠ΄Π΅Π»ΠΈ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΠΎΠ² ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ дисциплины ΠΈ ΠΏΠΎΡ€ΡΠ΄ΠΊΠ° Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ силами учащихся, приучСния Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΡŽ отвСтствСнных Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ1. 4] Π‘ΠΌ.: Иванов Π’. Π”… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ школьного самоуправлСния (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

— Π£Ρ‡Π΅Π½ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ самоуправлСниС Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π½Π΅ΠΏΡ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰Π΅ΠΉ процСсса образования.

—- Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… систСмах Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π° Π²Ρ‹Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ². Π‘ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ тСорСтичСских основ учСничСского самоуправлСния связаны ΠΈΠΌΠ΅Π½Π° Π²Ρ‹Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ² Π―. А. КомСнского ΠΈ И. ΠŸΠ΅ΡΡ‚Π°Π»ΠΎΡ†Ρ†ΠΈ. Π’ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ самоуправлСнии ΠΎΠ½ΠΈ Π²ΠΈΠ΄Π΅Π»ΠΈ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΠΎΠ² ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ дисциплины ΠΈ ΠΏΠΎΡ€ΡΠ΄ΠΊΠ° Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ силами учащихся, приучСния Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΡŽ отвСтствСнных Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ1.

Π’ΠΎ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠ½Π΅ XIX Π². Π² Ρ€ΠΎΡΡΠΈΠΉΡΠΊΠΈΡ… ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… завСдСниях ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ учСничСскиС сообщСства Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ дСтского самоуправлСния[1][2]. ΠŸΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ влияниС ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ самоуправляСмого дСтского ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π° Π½Π° ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π»ΠΈ Н. А. Π”ΠΎΠ±Ρ€ΠΎΠ»ΡŽΠ±ΠΎΠ², Н. И. ΠŸΠΈΡ€ΠΎΠ³ΠΎΠ², К. Π”. Ушинский, Н. Π“. Π§Π΅Ρ€Π½Ρ‹ΡˆΠ΅Π²ΡΠΊΠΈΠΉ. ПослС событий 1917 Π³. Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π²ΠΊΠ»Π°Π΄ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ учСничСского самоуправлСния внСсли II. II. Блонский, К. Н. Π’Π΅Π½Ρ‚Ρ†Π΅Π»ΡŒ, II. Π€. ΠšΠ°ΠΏΡ‚Π΅Ρ€ΠΎΠ², Π’. Н. Π‘ΠΎΡ€ΠΎΠΊΠ°-Росинский ΠΈ Π΄Ρ€.

ΠžΠ³Ρ€ΠΎΠΌΠ½Ρ‹ΠΉ Π²ΠΊΠ»Π°Π΄ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ учСничСского самоуправлСния внСс Π²Π΅Π»ΠΈΠΊΠΈΠΉ отСчСствСнный ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ А. Π‘. ΠœΠ°ΠΊΠ°Ρ€Π΅Π½ΠΊΠΎ, Ρ‡ΡŒΠΈ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ стали основой создания сворСмСнной систСмы самоуправлСния Π² Π΄Π΅Ρ‚ском ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π΅[3]. ΠœΠ°ΠΊΠ°Ρ€Π΅Π½ΠΊΠΎ выявил ΠΈ Ρ€Π°ΡΠΊΡ€Ρ‹Π» основныС элСмСнты систСмы управлСния ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ школьного ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°: Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΠΈΠΈΠ΅, ΠΏΠ»Π°Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, стимулированиС, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½ΠΎΡ€ΠΌ ΠΈ ΡΠ°Π½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ Π² Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ дСтских Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ ΠΈ Ρ‚. Π΄.

Π’ 1970—1980;Ρ… Π³Π³. ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΡƒΡŽ ΠΈΠ·Π²Π΅ΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ»Π° «ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½Π°Ρ€ΡΠΊΠ°Ρ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ°» И. П. Иванова, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ школьников Π² Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ Π²Π½Π΅ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ творчСство. ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π»Π° Ρ‚Ρ€ΠΈ основных направлСния, ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π²ΡˆΠΈΡ… ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ этапы пСдагогичСского процСсса: ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠ»Π°Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, ΠΏΠΎΠ²ΡΠ΅Π΄Π½Π΅Π²Π½ΡƒΡŽ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ‚ΠΎΡ€ΡΠΊΡƒΡŽ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ обсуТдСниС ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΡƒ Π΅Π΅ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ²[4].

На ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΌ этапС учСничСскоС самоуправлСниС Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… учрСТдСниях снова стало Ρ‡Ρ€Π΅Π·Π²Ρ‹Ρ‡Π°ΠΉΠ½ΠΎ Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ. ПСдагоги ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Π΅ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‚ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ аспСкты ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ школьного самоуправлСния: Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ самоуправлСния мСсто классного учСничСского собрания, Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ взаимодСйствия школьников, самоуправлСниС Π² ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π΅ Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ класса, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ управлСнчСской ΠΊΠΎΠΌΠ°Π½Π΄Ρ‹ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π° ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ ΠΈ Π΄Ρ€.

Анализ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ развития дСтского самоуправлСния ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΠΈΠ» Π²Ρ‹ΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ сущСствСнныС ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ, ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρƒ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ явлСния. К Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠ°ΠΌ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ отнСсти:

  • — Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΡƒ дСтского самоуправлСния всСх ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ Π² ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΈ;
  • — ΠΎΡ…Π²Π°Ρ‚ дСтским самоуправлСниСм Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… сторон ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса Π² Π΄Π΅Ρ‚ском объСдинСнии, Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΈ;
  • 5
  • — Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ постоянно Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΎΠ² учСничСского самоуправлСния;
  • — ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ условий для развития ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ самоуправлСния ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ;
  • — Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ самоуправлСния особых ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ зависимости, подчинСния, сотрудничСства ΠΈ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ;
  • — Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ систСмы поэтапного дСлСгирования ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΌΠΎΡ‡ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΎΡ‚вСтствСнности дСтским ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°ΠΌ ΠΈ ΠΈΡ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½Π°ΠΌ самоуправлСния.
  • [1] Π‘ΠΌ.: Бордовская II. Π’., Π Π΅Π°ΠΈ А. А. ПСдагогика. БПб., 2003.
  • [2] Π‘ΠΌ.: Π Π°Π΄ΠΎΠΌΡ‹ΡΠ»ΡŠΡΠΊΠ°Ρ Н. А. Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ учСничСского самоуправлСния Π² Π΄Π΅Ρ‚ских ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½Π΅Π½ΠΈΡΡ…: историко-пСдагогичСский аспСкт // Казанский пСдагогичСский ΠΆΡƒΡ€Π½Π°Π». 2011. № 2.
  • [3] Π‘ΠΌ.: ΠœΠ°ΠΊΠ°Ρ€Π΅Π½ΠΊΠΎ А. Π‘. ΠšΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ² ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅ личности. М., 1972.
  • [4] Π‘ΠΌ.: Иванов Π’. Π”. Π‘Π°ΠΌΠΎΠ΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, самоуправлСниС, ΠΈΠ»ΠΈ ΠΠ΅ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΉ ΠΈΠ· ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ школьников с Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠ°ΠΌΠΈ, письмами, ΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ»ΠΎΠ³Π°ΠΌΠΈ ΠΈ Π΄ΠΎΠΊΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°ΠΌΠΈ: книгадля ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ². М., 1991.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ