Воспитание педагогической любви как профессионально значимого качества будущего учителя
Диссертация
Педагогическую любовь мы, согласно определению явления, предложенного Б. Т. Лихачевым, рассматриваем как высшее проявление морально-духовного отношения к воспитаннику, ученику, студенту. При этом последние существуют для педагога не просто как цель педагогических отношений, а как носители педагогической любви. Таким образом, педагоги и воспитанники — носители педагогической любви, одновременно… Читать ещё >
Содержание
- Щ) стр
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОСПИТАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ В УСЛОВИЯХ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ
- 1. 1. Сущность гуманной педагогики. 1.2. Педагогическая любовь как профессионально значимое качество будущего учителя
- 1. 3. Педагогические условия эффективного воспитания педагогической любви
- К
- ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
- Г
- ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОГО л
- КАЧЕСТВА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ fJ 2Л. Логика и задачи педагогического исследования
- 1. 2.2. Реализация педагогических условий
- 1. воспитания педагогической любви в условиях гуманной педагогики
- — 2.3. Динамика экспериментальной работы
- ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Список литературы
- Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе М.: МИСС, 1989. -166 с.
- Избр. соч. М. Ташкент: МИКО, ФАН, 1994.- 490с.
- Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. -448 с.
- Педагогика любви и свободы. М.: Топикал, 1994.608 с.
- Размышления о гуманной педагогике. М.: 1996. -231с.
- Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. -Казань: Изд-во КГУ. 1996.-552 с.
- Андреева Г. М. И.Анисимов О.С.14.Аристотель.15. Аристофан16. Архангельский С.И.17.Асмолов А.Г.18.Ахаян Т.К.19.Ахметжанова Г. В.20.Бакштановский В.И21.Бахтин М.М.22.Беликов В.П.23.Белозерцев Е.П.24.Беляева Л.А.
- Эстетика словесного творчества. М.: 1979. — 224 с. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности. — Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1995. -141 с.
- Беспалько В.П., Татур Ю.Г.30. Бестужев-Лад, а И.В.31.Бим-Бад Б.М.
- Бим-Бад Б.М., Петровский A.B.
- Битинас Б.С., Бочарова В. Г. и др.
- Бобнева М.И., Шарохова Е.В.35.Богданов В.А.36.Бодалев A.A.37.Бодалев A.A.38.Бондаревская Е.В.
- Социальные ориентации личности. Социальная психология личности. М.: Наука, 1979. — 73 с. Системологическое моделирование личности в социальной психологии. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. -143 с.
- Бургин М.С., Кузнецов В.И.44.Веккер Л.М.45.Вербицкий A.A.46.Вершловский С.Г.47.Взятышев В., Романов А.
- Виленский М.Я., Сафин P.C.49.Выготский Л.С.50.Выготский Л.С.концепций воспитания. Ч. 1, — Ростов/Дон. 1993. С. 11−42.
- Социальная среда и сознание личности. -М.: Изд-во МГУ, 1988, -268 с.
- Введение в современную точную методологию науки: Структуры, системы, знания. М.: -АО Аспект Пресс, 1994. — 304 с.
- Восприятие и основы его моделирования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1964.- 156 с.
- Гуманитарная подготовка специалистов // Информ. сб. М.:Изд-во МГОПИ, 1992. — 32 с. Теория и методика воспитания у школьников гуманного отношения к людям. Дис. д-ра пед. наук. — Л.: 1989.-345 с.
- Гуманизм и свобода // Гуманизация воспитания в современных условиях М., 1995. 20 с Основы теоретической педагогики. — СПб., 1992.154 с.
- Антология гуманной педагогики. М.: 1997. -123 с.
- Жураковский Г. Е. 76.3агвязинский В.И.
- Философия культуры. М., 1994. — 41 с. Влияние морали. — М.: Республика, 1995.- 351 с. Этика любви и метафизика своеволия. — М.: Молодая гвардия, 1982, — 276 с. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. 1955, Т.2.-780 с.
- Эмоция как ценность. -М.: Политиздат, 1978, -272 с. Профессиональная готовность студентов как подструктура личности будущего учителя/ / Формирование личности учителя. М.: Изд-во МГПИ, 1980.-С. 63−65.
- Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности. Челябинск: Изд-во ЧТУ, 1996. — 72 с.
- Школа и общество. Хрестоматия по историизарубежной педагогики / Под ред. А. И. Пискуцова, 2. е изд. -М.: Просвещение, 1982. С. 490−500/
- Пьесы. М.: Искусство, 1960. — 512 с.
- Эрос и агапе: гносеологический аспект// Вопросыфилософии, 1999. -№ 10.- С.99−109
- Основы профессионального самовоспитаниябудущего учителя. М., Просвещение, 1989. — 189 с5.
- Педагогика в системе наук о человеке. М.:1. Педагогика, 1990, -168 с.
- Очерк об истории античной педагогики. М.:1. АПН РСФСР, 1963. 510 с.
- Потребности. Интересы. Ценности. -М., 1986.-163с. Андрагогика: становление и пути развития // Педагогика. 1995. — № 2. — С.64−67 Направленность личности, социальная регуляция поведения молодежи. Психология личности и образ жизни. -М.: Наука, 1987.
- Как управлять собой и влиять на других людей. М., 1991.- 124с.
- Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып.8.- М., 1977. -248 с.
- Педагогика как любовь. Российское педагогическое агенство. М., 1996. — 133 с. 90.Казимирская И.С.91 .Кан-Калик В. А.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д.93.Каргапольцев С. М94.Кирьякова A.B.95.Кирьякова A.B.96.Ковальзон М.Я.97.Колесникова И. А98.Коменский Я.А.99.Кон И.С.100. Конаржевский Ю.А.101. Конфуций.
- Теоретические основы формирования педагогической направленности мышления учителя в системе профессионального образования: Дис. д-ра пед. наук. М.: Изд-во МГПУ, 1992. — 533 с. Учитель о педагогическом общении. — М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
- Педагогическое творчество. -М.: Педагогика, 1990. 144 с.
- Восприятие музыки. Теория, практика, проблемы. -Оренбург, 1997. -348 с.
- Ориентация школьников на социально значимые ценности: Спецкурс для пед. ин-тов. Л., 1992. -22 с.
- Социология личности. М.: Политиздат, 1967. -381 с.
- Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе: Учеб. пособие. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1986. -135 с. Изречения. -М.: МГУ, 1994. — 128 с.
- Концепция комплексного исследования по теме:103. Коханович Л. И. и др.
- Новые принципы и технологии подготовки учителя в условиях перехода к непрерывному образованию.-М.: Прометей, 1990. 58 с.
- Потребности, мотивы и эмоции. -М.: Педагогика, 1971.-221 с.
- Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (18 начало 19 века). — СПб.: Искусство, 1996.- 399 с.
- Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе. — Ташкент: Изд-во ФАИ, 1986.-96 с.
- Педагогическая практика и формирование у студентов профессионального интереса //125. Мальковская Т.Н.126. Мадинье Г. 127. Маркова А.К.128. Маркова А.К.129. Матушкин С.Е.
- Минияров В.М., Бордников И.Г.131. Мир и эрос132. Митина Л.М.133. Мищенко А.И.
- Моделирование педагогических ситуаций135. МонтеньМ.
- Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Изд-во МГПИ, 1979.-С. 11−25.
- Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988. -139с. Сознание и любовь. Очерк понятия «Мы». М.: 1995.- с.83
- Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Сов. педагогика. -1990.- № 8. С. 82−88.
- Психология профессионализма. — М.: Знание, 1996.- 308 с.
- К вопросу воспитания трудолюбия // Вестн.Челяб. ун-та. Педагогика и психология. Сер. 5. 1996. -№ 1.- С.78−85.
- Педагогическая диагностика личности школьника. — Самара: Изд-во СГПУ. 1993. 96 с. Антология философских текстов о любви/ Сост. Р. Г. Подольный. — М.: Политиздат, 1991. — 335 с. Учитель как личность и профессионал. -М., 1994. -216 с.
- Педагогический процесс как целостное явление. -М.: Изд-во МПГУ, 1993.-238 с.- М.: Педагогика, 1981. 220 с.
- Об искусстве жить достойно: философские очерки. -М: Знание, 1973.-219 с. 136. Мудрик A.B.137. Мудрик A.B.138. Мудрик A.B.139. НайнА.Я.t*140. Насретдинова P.P.141. Никандров В .Д.142. Никитина E.H.i
- Новое педагогическое мышление
- Новое в воспитательной работе
- Обучение будущих учителей мастерству воспитания.
- Введение в социальную педагогику. Учеб. пособие. -М., 1997.-365 е.
- Общение как фактор воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1984. 165 с.
- Социализация и «смутное время». -М.: Знание, 1991, — 68 с.
- Педагогические инновации и научный эксперимент// Педагогика. 1996. — № 5. — С. 10−15. Формирование профессиональных ориентаций будущего учителя. Автореф. дис.. канд. пед. наук -Оренбург, 1997. — 16 с.
- На пути к гуманной педагогике // Сов. педагогика. --1990.- № 9. -С.41−47.
- Педагогические условия подготовки будущего учителя к осуществлению дифференцированного обучения в школе: Дис.канд. пед. наук. -Челябинск: Изд-во ЧТУ, 1995. -175 с. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. -278 с.
- Сост. Щуркова Н. Е. М.: МТИУУ, 1991. — 112 с. — Ростов/Дон, Изд-во РГПИ, 1981. — 153 с. 146. Ожегов С.И.
- Опыт разработки концепций воспитания148. ОрешниквИ.М.149. Орлов A.A.150. Орлова Э.А.
- Основы педагогического мастерства152. Педагогика:
- Педагогическая диагностика154. Петровский В .А.155. Петруленков В .М.156. Печчеи Аурелио.157. Платон.158. Плюскин Ю.М.
- Словарь русского языка. М.: 1995.-796с Государственное изд-во иностранных словарей. 848 с.
- В 2 ч. Ростов-на-Дону, 1993. 4.1. — 97 с.
- Что такое гумманитарная культура? М.: МГУ, 1992.- 151 с.
- Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. -1995. № 6.- С. 63−68. Введение в социальную и культурную антропологию. — М.: МГУ, 1994.-215 с. / Под ред. И. А. Зязюна. — Киев, 1987. — 208 с.
- Учеб. пособие для студ. пед. учеб.заведений./ В. А. Сластенин и др. -М.: Школа-Пресс, 1998.-512 с.
- Под ред. А. И. Кочетова. Минск: Народная асвета, 1987.-220 с.
- Воспитатели и дети: источники роста. М., 1994. Гуманизация допрофессиональной подготовки будущего учителя сельской школы в педагогическом лицее. Автореф. дис.канд. пед. наук.-СПб., 1996.- 16 с.
- Гуманитарные науки в Сибири. 1995. — № 2. — С. 33−40.
- Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 279 с.
- Гаргантюа и Пантагрюэль. — М.: Худ.лит., 1973. -291 с.
- Мужчина и женщина в начале биархата// Новый мир. 1986. № 7.
- Сластенин В.А., Тамарин В.Э.
- Советский энциклопедичес кий словарь.187. Соколова В.В.188. Сократ.189. Соловьев B.C.190. Соловьев B.C.1995.- 181 с.
- Образование фактор социализации// Высшее образование в России. — 1997. — № 3. — С.43−47. Гуманитарная культура специалиста // Магистр. -1991.-№ 1.- С. 21 -25.
- Гуманистическая парадигма педагогического образования. // Материалы междунар. науч. практ. конф. «Педагогическое образование для XXI века». -М., 1994.-188 с.
- Педагогика творчества // Сов. педагогика. 1991. -№ 1.-С. 147−149
- Формирование профессиональной культуры учителя: Учеб. пособие. -М.: Прометей, 1993. 180 с.
- Методологическая культура учителя // Сов. педагогика, 1990. — № 7. — С. 76−84- М.: Сов. энциклопедия, 1981. 1600 с.
- Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995. — 192 с.
- Платон.Аристотель. Сенека-М. Республика, 1995.- 267 с.
- Смысл любви/Сост. В. А. Роменец.-Киев: Лыбить-АСКИ, 1991.-64с.
- Формирование общепедагогических умений учителя: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1991, -40 с.
- Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя. — Ярославль: КГПТ, 1976.-82 с.
- О коммуникативных умениях учителя // Ориентация и деятельность школьников М.: Прометей, 1991, — С.52−55 Мир, интуиция и человек в философии H.A. Лосского. Фрагмент из книги Н. О. Лосского «Характер русского народа"//Философия и жизнь.-1991,-№ 2.-64с.
- О любви. Собр.соч. в 15 т.Т. 4- М., 1959. 608 с. Мудрая власть коллектива. — М.: Молодая гвардия, 1975.-238 с.
- Сердце отдаю детям. Избр. пед. соч., В 3 т. —М.: Педагогика, 1979. Т. 1. — 560 с. '
- Павлышская средняя школа. Избр.пед.соч: В 3 т.-М.: Педагогика, 1979. 384 с. Избр. пед. соч. т. 1. — М.:Педагогика, 1978. -534 с.
- Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.-343 с.
- Философский энциклопедический словарь.212. Франк С.Л.213. Фромм Э.214. Фромм Э.215. Хайрулин Ш. Ш.
- Реформа образования в РФ // Гуманизация педагогического образования: Рос-амер. семинар.-Екатеринбург, 1993. С. 120
- Педагогические сочинения. -М.: Учпедгиз, 1953. -340 с.
- Логические основы метода моделирования. -М.: Мысль, 1971.-311 с.
- Избр. пед. произведения. М.: Просвещение, 1968. -468 с.
- Проведение научных исследований ипедагогический процесс. -М., 1987.-86с.
- М.: Политиздат, 1990. -510 с.
- Под ред. Фролова. 5-е изд. — М, Политиздат, 1987.с.590.- М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
- Духовные основы общества. Введение в социальную философию. -М.: Республика, 1992. — С.14−146 .
- Педагогика. М.: Высшая школа, 1990. — 496 с. Войди в этот мир //Эстетика. 1991.-№ 10.- М.: Знание. — 80 с.
- История ментальностей: проблемы методологии. М., 1996. 117 с.
- Формирование профессионального поведения будущего учителя (эмоциональный компонент). Автореф.дис. канд. пед. наук. Оренбург, 1999.-19.с.
- Педагогическая технология. М.: Просвещение, 1991.-207 с.
- Трагедии-М. -Д.: Академия, 1937. 412 с.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.:Изд-во ЛГУ, 1979. — 35 с. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. -1997.-№ 4.-С. 20−27
- Multiples intelligences. The theory in practice. N.Y. Basik Books, 1993.1.ving, Loving, Learning. New York: Fawcett Columbine. 1983/-267 p.
- Understanding Phychology. Mc. Graw Hill- Inc, 1990. 750p.
- Encyclopedia of Ethics. N. V. London. 1992. — 742 p. International Encyclopedia of Ethics. London. Chicago. 1995.-510 p.
- Emotion intelligence // Imagination, Cognition and Personality. 1990.-p. 185−211.
- Министерство образования РФ Оренбургский государственный институт искусств
- Программа для вузов искусств
- ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ1. СПЕЦКУРС1. Оренбург 2000
- Печатается по решению редакционно-издательского совета Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей
- Гуманная педагогика как основа воспитания педагогической любви: Спецкурс для студентов. Оренбург: Изд-во ОГИИ, 2000.
- Т.А.Гомонова, проректор ОГИИ по воспитательной работе. В. Г. Рындак, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики ОГПУ. Т. Б. Старостина, кандидат педагогических наук.
- Издательство Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей, 2000.
- В педагогической любви и личностное, и социально-общественное начало слиты воедино. Любовь сопряжена со свободой выбора, со свободой воли и потому несет на себе тяжесть и честь ответственности за совершенный поступок.
- Мы привыкли говорить и сопоставлять такие понятия как педагогика и наука, педагогика и искусство. А теперь все чаще задумываемся над сопоставлением понятий педагогика и любовь, и это последнее разделяем на педагогическую любовь и педагогику любви.
- Известные мыслители пытались найти определяющий критерий жизненных ценностей: для Запада это поиск абсолютной истины, для Востока — обретение абсолютного смысла Вечности, для России — поиск нравственных ценностей.
- В чертах ментальности россиян определителем высших нравственных духовных ценностей является любовь.
- Вот из чего исходим мы в своих утверждениях о любви как высшей духовно-этической ценности, которая являет себя как общечеловеческое достояние и потому служит одной из важнейших основ педагогического профессионализма, педагогического мастерства.
- ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ1. СПЕЦКУРСп/п Темы занятий Кол-во часовлекции семинары
- Теоретические предпосылки воспитания педагогической любви в условиях гуманной педагогики 2 22. Любовь и эмоции 2 2
- Любовь как духовно-нравственная ценность культуры 2 2
- Особенности общения педагога и студента в сфере педагогической любви 2 2
- Педагогическая любовь и творческое саморазвитие педагога и студента 2 2
- ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОСПИТАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ В УСЛОВИЯХ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ
- Сущность гуманной педагогики на основе анализа философских, психологических, педагогических аспектов проблемы гуманизации образования и личности учащегося, студента.
- Понятие «гуманизации» как усиление гуманистических начал в обществе, утверждение общечеловеческих ценностей.
- Актуальность проблемы гуманизации образования.
- Особенности процесса гуманизации в вузах искусства.
- Непрерывность общего и профессионального развития учителя как общий принцип гуманизации.
- Проблема формирования учителя в рамках гуманизации педагогического процесса.
- Гуманная педагогика как синтез диалектического единства философии, психологии и педагогики.
- Сухомлинский В.А. Изб. пед.соч. т.1. МлПедагогика, 1978.^-с. 26, 534
- Целлес Е.М. Войди в этот мир. Эстетика. 1991 «—№ 10.
- Тамарин В. Изучение ценностных ориентаций студентов в сфере знаний.1. Сов. Наука, — 1976 .-№ 1.
- Краевский В.В. Преподавание как творческая деятельность учителя. М.:1. Просвещение, 1982.
- Вершловский С.Г. Учитель о себе и профессии. Л., 1988. 32с.
- Монтель М. Об искусстве жить достойно:философ.Очерки. М.: Знание, 1973 г.
- Сластенин В.А. Гуманитарная культура специалиста. Магистр. 1991.— № 1.1. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
- Дайте определение сущности гуманной педагогики.
- Как происходит процесс гуманизации в вузе?
- Личность учителя как главный ориентир процесса гуманизации.
- В чем заключаются специфические особенности преподавания в учебных заведениях искусства?1. ТЕМА 2. ЛЮБОВЬ И ЭМОЦИИ
- Любовь ответ на проблему человеческого существования.
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978 .
- Фромм Э. Душа человекагМ.: Изд-во «Республика», 1992 .
- Фромм Э. Искусство любвигМ.: «Знание^-№ 8 Философия и жизнь, 1990 .
- Сост. Подольный Р. Г. Мир и эрос (Антология философских текстов о любви).-М: Политиздат, 1991. л
- Кант И. Соч.: в 6 т. М., 1965.- т.4, ч.2.
- Льюис К.С. Любовь. Вопросы философии. 1989.-№ 8.1. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
- Почему эмоции независимо от нашего мышления сохраняют свое самостоятельное значение?
- Какое из понятий точнее определяет суть любви эрос или агапе? Какую роль играют эрос и агапе в самой в самой важной для самоосуществления человека сфере — в сфере познания?
- Любовь-агапе как глубинное понимание другой личности.
- Как Вы понимаете утверждение: «Любить значит, прежде всего, давать, а не брать»?
- Если любовь сравнивают с искусством, то какие шаги необходимы в обучении этому искусству?
- ТЕМАЗ. ЛЮБОВЬ КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ
- Духовно-нравственная жизнь общества на рубеже двух миров.
- Сухомлинский В.А. об особом месте любви в эмоциональном воспитании.
- Педагогическая любовь как философско-педагогическая категория. Педагогическая любовь основа ментальности педагога и менталитета народа.
- Значение категории педагогической любви для современной философии гуманного воспитания.
- Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Топикал, 1994.
- Губин В.Д. Любовь, творчество и мысль сердца. Философия любви. В 2-х. т. М.: Пол. лит-раг1990.Т:1,
- Елпанов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.-М.: Просвещение, 1989.
- Ильин И.Н. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: статьи 1948−1954г.: В 2-х т., т. 1.ТМ., 1993.
- Кирьякова A.B. Теория ориентации в мире ценностей. Оренбург. 1996.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитаниягМ.: Прометей, 1995.
- Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М.: Просвещение, 1987.1. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
- Русские мыслители /Н.О.Лосский, И. А. Ильин, В. С. Соловьев, Ю.М.Лотман/ о связи педагогической деятельности со сферой поведения.
- Как В. А. Сухомлинский определял культуру чувств, и какое место в ней отводил любви?
- Педагогическая любовь как опора нравственности и сущности демократической гуманной системы образования.
- Почему любовь является функцией, средством и целью воспитания?
- Какими качествами обладает ваш любимый учитель?
- ТЕМА 4. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА И СТУДЕНТА В СФЕРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ
- Общение как сложная организованная целостность, процесс взаимодействия людей, информационный процесс- как процесс их взаимовлияния, взаимного понимания друг друга.
- Эмпатия как постижение эмоционального состояния, проникновения, «вчувствования» в переживания другого человека в процессе общения по линии учитель-ученик.
- Форма эмпатии (когнитивная, эмоциональная, поведенческая).
- Гармония с самим собой как основа гармонических отношений с другими.
- Синамати A.M. И все-таки школа! Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология».-М.: «Знание».-1989.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания.
- Казанский O.A. Педагогика как любовь. М.: Российское пед.агенство. 1996,
- Леонтьев A.A. Педагогическое общение М.: Знание,-1979.
- Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984.
- Сластенин В.А. Педагогика творчества // Советская педагогика.-1991." — № 1.
- Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 1949.
- Шеин С.А. Диалог как основа педагогического общения // Вопросы психологии.—1991 r-№ 1.
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (18−19 в.)рСПб.: Искусство, 1996.
- Лосский И.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.
- Ильин И.А. Журнал «Москва» № 6, 1996. О русском искусстве.1. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
- Как развивать у себя умения педагогического общения? /А.А.Леонтьев/
- Как оценить коммуникативные способности личности? /В.И.Андреев/3. 5 стадий органического общения по К. С. Станиславскому.
- Сотрудничество как проявление любви.
- Как понять слова Казанского O.A.- «Если нет учителя, нет и ученика, а если нет ученика, значит, нет и учителя?»
- ТЕМА 5. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ И ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА И СТУДЕНТА
- Целенаправленное творческое саморазвитие как условие творческого саморазвития студентов.
- Ориентирование учебно-воспитательной работы вуза и колледжа на творческое саморазвитие.
- Педагогическая любовь как одно из приоритетных условий творчества педагогов и студентов.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: КГУ, 1988.
- Маслоу А. Самоактуализация. // Психология личности. М.: МГУ, 1982.
- Щербет И., Блага К. Я. Я твой ученик, ты — мой учитель — М., 1991.
- Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности. Киев, 1981.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: ЮГУ, 1996.1. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
- Как Вы понимаете высказывание: «Творчество учителя это состояние любви»?
- Можно ли сказать, что любовь и творчество неразрывно связаны в процессе воспитания личности?
- Дайте собственную оценку основных положений Андреева В. И. о саморазвитии творческой личности.
- Как влияют Ваши отношения с педагогом по специальности на результаты постижения профессии?
- Систематизировать и раскрыть сущностные характеристики понятия педагогическая любовь с точки зрения философии, педагогики, социальной психологии.
- Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. — М.: Топикал, 1994.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Книга 1. Изд-во КГУ, 1996.
- Фромм Э. Искусство любви. М.: Знание, 1990.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Спец.курс. Учебное пособие для вузов. М.: Прометей, 1995.
- Казанский O.A. Педагогика как любовь. М.: Российское пед. агентство, 1996.
- ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Подходы ученых к характеристике и сущности любви:
- Авторы Мнения о сущности любви
- Э. Роттердамский /1469−1536/ Истинная любовь желает в ущерб себе быть полезной другим.
- П.Тейярде Шарден /1881−1955/ Любовь во всех своих нюансах не что иное, как более или менее непосредственный след, оставленный в сердце элемента психической конвергенцией к себе универсума.
- Если я не ошибаюсь, не тот ли это луч света, который может помочь нам яснее видеть окружающее вокруг. Любовь всеобъемлюща, и это тот конечный способ, которым мы можем любить.
- А.Камю /1913−1960/ Я не знаю иной любви, кроме той смены желания, нежности и интеллекта, что привязывает меня к данному конкретному существу.
- А.И.Герцен /1812−1870/ Существовать величайшее благо- любовь раздвигает пределы индивидуального существования и приводит в сознание все блаженство бытия- любовью жизнь восхищается — любовь- апофеоз жизни.
- М.М.Пришвин /1873−1954/ Истинная любовь есть нравственное творчество.
- Р.Роллан /1866−1944/ Благодеяние любви не только в том, что она внушает нам веру в другого человека, но и в том, что мы обретаем веру в себя.
- В.А.Сухом-линский /1918 1970/ Любовь это есть цветы нравственности: нет у человека здорового нравственного корня — нет и благородной любви.
- Лурелио Печчеи /1908 1984/ Главное в каждом из нас и в нашей жизни — узы любви- ведь только благодаря им наша жизнь перестает быть кратким эпизодом и обретает смысл вечности.
- Ю.П.Азаров Сила педагогического искусства измеряется силой любви. Сильным становится лишь тот, кто черпает силы в любви и нигде больше.
- В.И.Андреев Творчество учителя это состояние любви! Любовь — это мост взаимных чувств духовной близости. Принцип любой любви, в том числе педагогической, является бескорыстное стремление отдать, духовно обогатить того, кого мы любим.
- Лео Баскаглиа Любовь это фактор определяющий поведение. Любовь должна стать высшим постоянным указателем к наивысшему, доступному для человека уровню сознания.
- И.Г.Песта-лоцци /1792- 1822/ Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним.
- П.Б.Шелли /1792- 1822/ Любовь вот суть всякой нравственности и как выход за пределы своего «Я» и слияние с тем прекрасным, что заключено в другом человеке.
- Вопрос: Найдите те общие черты, которые видят в любви многие ее определители.
- Задание: Какие свойства любви, из описанных Э. Фроммом, безусловно характеризуют педагогическую любовь. Прокомментируйте!
- Задание: «Какие заметки, на ваш взгляд, обращены к педагогам, какие к студентам»?
- Уверенность создается в среде, где тебя любят. А успех — это победа, как новое рождение. Легко ли дается успех студенту? У учителя нет выбора он обречен на успех в работе выбором своей профессии"/ О. А. Казанский.1. Педагогика как любовь./• ^ /
- Поскольку мы, говоря о любви, размышляем о нравственности, интересно узнать Ваше мнение о некоторых определениях нравственности, данные представителями разных наук и искусства:
- Г. Гегель /философ /: «Нравственность это разум воли" — Г. Гейне /поэт/: «Нравственность — это разум сердца"--. В. Гюго /писатель/: «Нравственность это цветение истины" —
- И.Песталоцци/педагог/: «Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро» В. Ключевский /историк/: «Мысль без морали недомыслие, мораль без мысли — фанатизм" —
- Ж.Руссо /философ/: «Вся нравственность человека заключается в его намерениях" —
- Л.Толстой /писатель/: «Разумное и нравственное всегда совпадает».
- Задание: Кому принадлежат эти поэтические строки, какую черту, особенность любви они дарят нам?.и сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может."-я вас любил: любовь еще^ быть может, в моей душе угасла не совсем.».
- Попробуйте продолжить эти необыкновенные стихи. Каким чувством наделил свою любовь поэт, на ваш взгляд?
- В.Г.Белинский писал о лирике этого поэта (назовите имя), что это школа «лелеющей душу гуманности».
- Прав ли, на ваш взгляд, К. Батюшков, когда в стихотворении «Мой гений» написал: «О память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной.».
- Приведите аргументы в доказательство или опровержение этих строк.
- К кому обращается А. Пушкин, опишите его чувства: «исполнились мои желанья. Творец тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, чистейшей прелести чистейший образец».
- Задание: Сделать этико-педагогический анализ стихотворениям, тема которых одна: «слепой и мир», В чем вы видите различие?
- Цель преподавателя: определить уровень понимания духовного смысла изображенного, способности к сочувствию.
- А.Фролов: «Слепой и его мир».
- Ну, вот и мост, и площадь мне его видна, Пустынная, в полуденном покое. И нас в трамвае едет только двое: Я и слепой, сидящий у окна.
- Опасливо, но не со злостью, Легко, без жалоб на судьбу, Он алюминиевой тростью Прокладывал себе тропу.
- Шел, не спеша. Вокруг слепого Шумела суетно толпа. Ни слова жалобы, ни слова, Что тяжела его судьба. Толпа была к нему сурова? Нет, равнодушно-бестолкова. Не он, она была слепа!»
- Юлия Друнина: «Как объяснить?»
- Задание: Самому студенту выставить себе балл за этико-педагогический анализ представленных произведений российских поэтов, руководствуясь шкалой:1 балл очень высокий2 балла высокий3 балла безрадостный
- Объяснение подобной оценки дать самому).
- Задание: Определить, в чем особенность восприятия природы поэтом А.Фетом. В каких словах особенно ярко проявляется любовь к природе и человеку, связанных временем?
- А.Фет: Это утро, радость эта, Эта мощь и дня, и света, Этот синий свод, 1. Этот крик и вереницы, 1. Эти стаи, эти птицы, 1. Этот говор вод.1. Эти ивы и березы,
- Эти капли, эти слезы, Этот пух — не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы,