Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обучение специальным упражнениям

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Применяя кейсы для формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России источником для содержания ситуаций выступают профессиональные ситуации, создающие практическую, «действующую» модель ситуации, кейс отражает типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни, и с которыми придется столкнуться специалисту в процессе своей профессиональной деятельности. Однако, в кейсе на первом… Читать ещё >

Обучение специальным упражнениям (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Второе педагогическое условие — обучение слушателей специальным упражнениям для самостоятельной работы по развитию личностных качеств, установок, мотивации, умений и навыков профессионального поведения.

Применение специальных упражнений как метод обучения получил развитие в рамках широкого движения по реформированию образования, его гуманизации и повышению уровня интерактивности. Специальные упражнения могут применяться в различных целях: иллюстрации общих положений, подготовки к усвоению общих положений, освоения алгоритма принятия решений в типовых ситуациях, изучения практических типовых ситуаций и т. д.

В рамках организации процесса формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в условиях учреждениях дополнительного профессионального образования специальные упражнения реализуются с целью:

  • — систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений профессиональной деятельности;
  • — углубления и расширения теоретических знаний;
  • — развития познавательных способностей и активности слушателей: творческой инициативы, ответственности и организованности.

Значимость ситуативных упражнений обусловлена масштабами научно-технической революции, требованиями общества: умения видеть, ставить и решать проблемы разного характера для каждого человека [4]. А это требует от обучающихся активности, инициативности, творческого отношения к работе. Проектирование ситуаций происходит как процесс «подгонки» процесса под конкретных людей, оперативного учета реальной обстановки в ее мельчайших звеньях.

Важным инструментом использования специальных упражнений является метод кейсов. В возникающих ситуациях, когда противоположными сторонами выдвигаются взаимоисключающие друг друга требования, приобретаются важные коммуникативные навыки [14]. Необходимо проявить не только внутреннюю готовность и желание поиска выхода из сложившейся ситуации, но и определенный уровень компетентности, эрудиции, соблюдения профессионального такта и корректности. Участники знакомятся с материалом, анализируют и сопоставляют различные точки зрения, пытаются найти решение из сложившейся сложной, а порой, тупиковой ситуации.

Метод кейс-стади в образовании берёт своё начало в двадцатых годах ХХ века. Суть метода заключается в том, что для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» — случай) [14]. Слушателям предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками [27]. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию обучающихся, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.

Кейс-метод выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, развить творческий потенциал. Этому способствует и широкая демократизация и модернизация учебного процесса, раскрепощение преподавателей, формирование у них прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации педагогической деятельности.

Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы [16]. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.

Основными понятиями, используемыми в кейс-методе, являются понятия «ситуация» и «анализ», а также производное от них — «анализ ситуации». Термин «ситуация» содержит в себе несколько смысловых контекстов и может пониматься как некое состояние, которое содержит в себе определённые противоречия и характеризуется высокой степенью нестабильности. Ситуация как правило имеет потенциал к изменению, и эти изменения зависят от деятельности людей, участвующих в ситуации. Ситуация открыта для вхождения и влияния людей, а действия людей связаны с реализацией их целей и интересов в этой ситуации. Ситуации «появляются» в таких социальных системах, где нет жёсткой детерминации поведения, где действует множество сил, имеет место конкуренция и борьба между ними [27].

Ещё одна базовая категория метода — понятие «анализ» может рассматриваться как мысленное расчленение объекта на части и как научное исследование. Существует множество видов анализа: системный, корреляционный, факторный, статистический анализ и другие виды анализа, в целом можно сказать, что все эти разновидности анализа могут использоваться в методе кейс-стади, что в значительной степени расширяет его возможности. Кейс-метод предполагает подключение нескольких видов аналитической деятельности, возможных при осмыслении ситуации. А это требует высокого уровня методологической культуры преподавателя.

Важной особенностью метода кейс — стади является его эффективная сочетаемость с различными методами обучения.

Применяя кейсы для формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России источником для содержания ситуаций выступают профессиональные ситуации, создающие практическую, «действующую» модель ситуации, кейс отражает типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни, и с которыми придется столкнуться специалисту в процессе своей профессиональной деятельности. Однако, в кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, практические, а такие, какими они могут быть в профессиональной деятельности [27]. Они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Такой кейс мало дает для понимания конкретного фрагмента общества. Однако он обязательно формирует подход к такому фрагменту. Он позволяет видеть в ситуациях типичное, и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии. При этом учебное назначение кейса сводится к тренингу слушателей, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Данные кейсы максимально наглядные и детальные. Главный его смысл сводится к познанию профессии и обретению способности к оптимальной деятельности.

Кейсы, применяемые для формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России имеют типовую структуру и включают в себя: ситуацию — случай, проблема, история из реальной жизни; контекст ситуации — хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации; комментарий ситуации, представленный автором; вопросы или задания для работы с кейсом; приложения.

Занятие организуется следующим образом:

Этап погружения в совместную деятельность.

Основная задача этого этапа: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения. В начале занятия проявляется знание слушателями материала КС и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная проблема, лежащая в основе КС, и она соотносится с соответствующим разделом курса.

Этап организации совместной деятельности. Основная задача этого этапа — организация деятельности по решению проблемы. Деятельность может быть организована в малых группах, или индивидуально. Слушатели распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени. В каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации. В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств). Преподаватель организует и направляет общую дискуссию.

Этап анализа и рефлексии совместной деятельности. Основная задача этого этапа — проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Кроме того, на этом этапе анализируется эффективность организации занятия, проявляются проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы. При подведении итогов выполнения упражнений нами не использовалась оценочная шкала, «правильно — неправильно», «плохо — хорошо». Единственным критерием является включенность, готовность и заинтересованность участников над решением поставленной задачи, их реалистичность.

Кроме метода кейсов нами использовались специальные упражнения с элементами социально-психологического тренинга направленные на развитие коммуникативной компетентности. Данные упражнения предполагают специально организованное общение, психологическое воздействие которого основано на активных методах групповой работы.

Эффект данных упражнений заключается в развитии социально-психологической компетентности, умения ориентироваться в социальных ситуациях, понимать других людей, выбирать и реализовывать адекватные формы общения через преодоление барьеров и защитных механизмов бессознательного, приводящих к искаженной интерпретации чужого и собственного поведения [9]. Также развивается умение поставить себя на место партнера по общению, развитие эмпатии, развитие внутренней и внешней свободы, уменьшение числа штампов и зажимов, повышение самооценки, уверенности в себе, развитие воображения, умения нестандартно, оригинально мыслить.

Л.А. Петровская в своих работах отмечает, что опыт переживаний, полученный в процессе работы группы, становится важной эмоциональной компонентой целого ряда эффектов. Сюда относятся децентрация, проявляющаяся в большей обращенности к партнерам по общению; развитие гуманистической установки в отношении партнеров; возрастание социально-психологической активности участников тренинга; осознание ими общения как самостоятельной ценности. Повышается эффективность оперативной саморегуляции (регулирование своего поведения в конкретных кратковременных ситуациях), перспективной саморегуляции (на протяжении длительного отрезка времени) [23, с.36].

Применение данных упражнений в процессе формирования профессиональной культуры дает возможность отследить весь процесс формирования и закрепления полученных навыков в общении.

Через игровые упражнения осуществляется приобретение и отработка навыков взаимодействия с окружающим миром, что способствует формированию уверенности в себе. Записывая процесс прохождения упражнения на видео, мы предлагаем участникам посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои действия и сделать соответствующие выводы.

Таким образом, специальные упражнения играют важную роль в организации учебного процесса, так как в современных условиях поле деятельности сотрудника ГПС МЧС России обладающего высоким уровнем профессиональной культуры требует не только быстрого реагирования, профессиональных знаний, но и умений принять правильное решение в нестандартной ситуации. В соответствии с данным условием предполагается последовательное, систематическое и самостоятельное выполнение слушателями специально разработанных упражнений. В процессуальном плане такие упражнения предполагают осуществление самоанализа собственного поведения, фиксацию своих успехов и неудач, определение факторов, способствующих и препятствующих достижению цели, освоение способов повышения уверенности в себе. Нами выявлено, что выполнение подобного рода упражнений позволяет слушателям учреждений дополнительного профессионального образования системы МЧС приобрести умения и навыки поведения в различных ситуациях, развить способности к самоанализу, пониманию других, корректировать систему отношений к окружающему миру.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой