Пути преодоления грамматических трудностей при обучении чтению литературы по специальности на немецком языке (неязыковой ВУЗ)
Диссертация
Сторонники разрабатываемого в настоящее время функционального (функционально-семантического) подхода при организации грамматического материала (преимущественно для обучения устной речи) считают целесообразным привлекать средства разных языковых уровней, образующих единую «функциональную общность». Функционально-семантическая основа организации языкового материала наглядно демонстрирует… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ¦ ЯЗЫКОВ
- I. Характеристика различных способов организации грамматического материала
- 2. Анализ учебников немецкого языка для I курса неязыковых вузов
- 3. Специфика комплексной организации грамматического материала при установке на рецептивное овладение иностранным языком в неязыковом вузе
- ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА КАК ПУТЬ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА
- I. Лингвистические особенности сложноподчиненного предложения в немецком языке
- 2. Влияние грамматической омонимии на декодирование информации иноязычного текста. II6-I
- 3. Учебные комплексы для овладения сложноподчиненным предложением (на I курсе неязыкового вуза) в рецептивных целях
- ГЛАВА III. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ГРАММАТИКОЙ ПРИ КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ К ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ
- I. Методические рекомендации по работе над учебными комплексами .I44-I7I
- 2. Экспериментальная проверка эффективности комплексной организации грамматического материала .I7I-I8I
Список литературы
- Абрамкина Т.А. Сопоставительное системно-комплексное обучение видо-временной системе английского глагола.- В кн.: Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков: Сб. научных трудов /МГУ. М., 1972, вып. 2, с. 3−12.
- Адмони В.Г. Синтаксис современного немецкого языка: Система отношений и система построения.- Л.: Наука, Ленингр. отд., 1973.- 366 с.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем.-Медицина, 1975.- 448 с.
- Анохин П.К. Проблема принятия решения.- М.: Наука, 1976, с. 7−16.
- Анохин П.К. Опережающее отражение действительности.
- Вопросы философии, 1962, № 7, с, 97-III.
- Анохин П.К. Вероятностное прогнозирование в речи: Сб. статей / Под ред. P.M. Фрумкиной М., 1971.- 199 с.
- Арнольд И.В. Стилистика декодирования: Курс лекций.-Л.: Изд-во Ленингр. пед. ин-та, 1974.- 150 с.
- Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам.-М.: Просвещение, 1969.- 279 с.
- Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы.- М.: Наука, 1976.- 383 с.
- Афасижева Д.А., Павлова К. Г. и др. Методические указания к составлению учебника иностранного языка для вузов неязыковых специальностей /I-П этапы обучения/.- М.: Изд-во МГПИИЯ им. М. Тореза, 1979.- 70 с.
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов.- М.: Советская Энциклопедия, 1966.- 606 с.
- Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка.- М.: Советская Энциклопедия, 1974.- 448 с.
- Баг Э.Я. О преподавании грамматики.- Иностранные языки в высшей школе, 1952, вып. I, с. 38−48.
- Балин Б.М. и др. Сравнительная аспектология русского инемецкого языков.- Калинин: Изд-во Калининского гос. ун-та, 1979.86 с.
- Баранникова Л.И. Сущность интерференции и специфика ее проявления.- В кн.: Проблемы двуязычия и многоязычия. М., 1972, с. 88−98.
- Барсук Р.Ю. Основы обучения иностранному языку в условиях двуязычия.- М.: Высшая школа, 1970.- 176 с.
- Бархударов Л.С., Колшанский Г. В. К проблеме структуры сложного предложения.- В кн.: Сб. статей по языкознанию. М., 1958, с. 40−53.
- Бархударов Л.С. К вопросу о поверхностной и глубинной структуре предложения.- Вопросы языкознания, 1973, № 3, с. 50−61.
- В кн.: Методика преподавания иностранных языков в вузе: Сб. научных трудов / МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1974, вып. 87, с. 5−17.
- Белопольская А.Р. Использование данных трансформационного анализа для построения алгоритмов.- В кн.: Вопросы программированного обучения иностранным языкам. М., 1969, с. 56−90.
- Белотелова С.И. Отбор словообразовательного минимума немецкого языка для неязыковых вузов: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- М., 1973 23 с.
- Белоцерковская Р.Л. Методическая типология анализа второго вида: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- Минск, 1972.- 26 с.
- Белошапкова В.А. Сложное предложение в современном русском языке: Автореф. дис. .докт. филол. наук.- М., 1970.- 20 с.
- Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис.-М.: Высшая школа, 1977.- 248 с.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам.- М.: Просвещение, 1965.- 226 с.
- Березин Ф.М., Головин Б. Н. Общее языкознание.- М.: Просвещение, 1979.- 416 с.
- Берман И.М. Проблемы пассивной грамматики / на материале английского языка/: Автореф. дис. .докт. пед. наук.- М., 1967.- 36 с.
- Берман И.М. Методика обучения английскому языку в неязыковых вузах.- М.: Высшая школа, 1970.- 230 с.
- Берман И.М., Белоцерковская Р. Л. фразовые стереотипы и обучение чтению текстов.- В кн.: Вопросы психолингвистики и преподавания русского языка как иностранного. М., 1971, с. 183−188.
- Берман И.М. и др. Об одном приеме экспериментального исследования восприятия письменного сообщения.- В кн.: Психологические проблемы массовой коммуникации. М., 1974, с. II8-I22.
- Берман И.М. Грамматика английского языка: Учебное пособие для студентов неязыковых специальностей вузов.- Киев: Вища школа, 1977.- 294 с.
- Берман И.М., Бухбиндер В. А. Очерки методики обучения чтению на иностранных языках.- Киев: Вища школа, Изд-во Киевского ун-та, 1977.- 175 с.
- Бим И. Л. Еще раз о системном подходе к проблеме методов.-Русский язык в национальной школе, 1981, № 5, с. 22−27.
- Биренбаум Я.Г. К теории сложного предложения: На материале английского языка.- Вопросы языкознания, 1982, № 2, с. 50−58.
- Бицадзе Л.А. Структурно-семантический анализ и классификация сложных предложений английского языка / на материале сложных предложений, соединенных союзом where /: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- Тбилиси: Изд-во Тбилисского ун-та, 1972.- 26 с.
- Блох М.Л. Проблемы парадигматического синтаксиса / на материале английского языка/: Автореф. дис. .докт. филол. наук.- М., 1977.- 33 с.
- Богданов В.В. Семантико-синтаксическая организация предложения.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977.- 204 с.
- Богородицкая В.Н. Обучение второму иностранному языку в вузе / на материале видо-временных форм английского глагола/.-Дис. .канд. пед. наук.- М., 1974.- 217 л.
- Богородицкая В.Н. Концентрическое и концентрированное изучение грамматики иностранного языка.- В кн.: Актуальные вопросы обучения иноязычной речевой деятельности. М., 1974, ч. 2, с. 408−436.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.- 34−7 с.
- Бондарко А.В. Грамматическая категория и контекст. Л.: Наука, 1971.- 112 с.
- Бондарко А.В. О некоторых аспектах функционального анализа грамматических явлений.- В кн.: Функциональный анализ грамматических категорий: Сб. научных трудов / Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена, 1973, № I, с. 5−31.
- Бондарко А.В. Грамматическое значение и смысл.- Л.: Наука, 1978.- 175 с.
- Бондарко А.В. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии.- Л.: Наука, Ленингр. отд., 1983.- 208 с.
- Бородулина М.К., Карлин А. Л., Лурье А. С., Минина Н. М. Обучение иностранному языку как специальности.- М.: Высшая школа, 1982.- 254 с.
- Брагина Т.Б. Некоторые психологические условия формирования речи на иностранном языке /на материале видо-временных форм английского языка/ Дис. .канд. психол. наук.- М., 1972.-254 л.
- Брыковский К.С. О системно-парадигматическом анализе сложноподчиненных и осложненных предложений в современном немецком языке.- Вопросы языкознания, 1979, № 3, с. 70−72.
- Булаховский Л.А. Из жизни омонимов.- Русская речь./Под ред. Л. В. Щербы. Новая серия Ш. Л.: Academia, 1928, с. 47−60.
- Бух М. А. Причины ошибок при чтении иностранного текста на первом этапе обучения.- В кн.: Актуальные вопросы обучения иноязычной речевой деятельности. М., 1974, ч. I, с. 212−229.
- Вавилова М.Г. Обучение пониманию текста при чтении на иностранном языке во взрослой аудитории: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- М., 1981.- 22 с.
- Вайнрайх У. Языковые контакты: состояние и проблемы исследования.- Киев: Вища школа, 1979.- 263 с.
- Васильева М.М. Краткий грамматический справочник немецкого языка.- 2-е изд., исправ. М.: Высшая школа, 1973.- 126 с.
- Вейн A.M., Каменицкая Б. И. Память человека.- М.: Наука, 1973.- 209 с.
- Вейхман Г. А. Лингвистика текста и проблема сложноподчиненных предложений.- Вопросы языкознания, 1984, № 5, с. 95−107.
- Величковский Б.М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.- 246 с.
- Виленская И.А. Обучение пониманию омонимичных грамматических явлений при чтении в неязыковом вузе /на материале английского языка/: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- М., 1981.- 18 с.
- Виноградов В.В. О грамматической омонимии в современном русском языке.- Русский язык в школе, 1940, № I, с. I-I2.
- Виноградов В.В. Об омонимии и смежных явлениях.- Вопросы языкознания, I960, й 5, с. 3−17.
- Власов А.К. К вопросу о теоретическом обосновании функциональной грамматики.- В кн.: Синхроническое изучение различных ярусов структуры языка: Материалы расш. заседания Лингвистического семинара. Алма-Ата, 1963, с. 3−5.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.- М.: Изд-во АПН РСФСР, I960.- 500 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Том 2. Проблемы общей психологии /Под ред. В. В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1982.- 504 с.
- Воскресенский Ю.Е. Эффективность применения различных типов учебных алгоритмов при введении нового языкового /грамматического/ материала: Ученые записки./ 1-й МГПИИЯ им. М. Тореза.-М., 1968, т. 44, с. 237−255.
- Восприятие и действие / Под ред. А. В. Запорожца.- М.: Просвещение, 1967.- 323 с.
- Гак В.Г. О функциональном подходе к изучению грамматических явлений.- Иностранные языки в высшей школе, 1974, вып. 8, с. 58−66.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий.- В кн.: Исследование мышления в современной психологии. М., 1966, с. 236−277.
- Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952.- 326 с.
- Гез Н.И. К вопросу об обучении распознаванию речи при зрительном и слуховом восприятии.- Иностранные языки в школе, 1969, № 2, с. 27−37.
- Гез Н. И. Система упражнений и последовательность развития речевых умений и навыков.- Иностранные языки в школе, 1969, № 6, с. 29−40.
- Глезер В.Д. Механизмы опознания зрительных образов.
- М.-Л.: Наука, 1966.- 204 с.
- Гнаткевич Ю.В., Скоробогатова Л. В., Петренко О. В. К вопросу о хронологии грамматики на I курсе неязыкового вуза.- В кн.: Вопросы преемственности в преподавании иностранных языков в средней и высшей школе. Свердловск, 1980, с. 33−39.
- Гончарова С.Н. О языковой интерференции.- В кн.: Вопросы теории и методики преподавания иностранных языков: Ученые записки/ Пермского ун-та. Пермь, 1974, вып. Ш, № 274, с. 83−88.
- Гор О. Р. Сложноподчиненные предложения с совмещенным придаточным в современном немецком языке: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- Горький, 1980.- 22 с.
- Горбань В.Г. Подача омонимов в немецких толковых и специальных словарях и структура омонимического словаря.- Дис.. канд. пед. наук.- М., 1971.- 332 с.
- Горелов И.Н., Солодилина Г. Г. О грамматическом типе интерференции.- В кн.: Интерференция в устной и письменной речи студентов и школьников. Оренбург, 1969, с. 54−72.
- Горина В.А. К вопросу о системном подходе к обучению грамматическим явлениям.- Иностранные языки в высшей школе, 1978, вып. 13, с. 28−33.
- Горохова Л.П. Обучение студентов языкового вуза диалогической речи /немецкий язык/: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-М., 1984.- 28 с.
- Горохова С.И. Психолингвистический аспект явлений многозначности и омонимии, — В кн.: Общение. Текст. Высказывание. М., 1981, с. 27−33.
- Гостюк Т.Н. Коммуникативное членение сложноподчиненного предложения.- Иностранные языки в школе, 1981, № 4, с. 11−17.
- Гохлернер М.М., Ейгер Г. В. Закрепление грамматических моделей с помощью алгоритмов.- Иностранные языки в школе, 1964, № 3, с. 22−27.
- Гохлернер М.М. Понятие «единицы усвоения» при обучении грамматическим явлениям иностранного языка.- В кн.: Психология грамматики / Под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. М., 1968, с. I3I-I44.
- Гурова Л.П. Взаимоотношение мысленных, зрительных и практических операций при решении задач.- Воцросы психологии, 1964,2, с. 133−145.
- Гулыга Е.В., Натанзон М. Д. Грамматика немецкого языка.-М.: Учпедгиз, 1957.- 355 с.
- Гулыга Е.В., Натанзон М. Д. Теория современного немецкого языка. Часть П. Синтаксис.- М., 1959.- 174 с.
- Гулыга Е.В. Сложноподчиненное предложение /на материале современного немецкого языка/: Автореф. дис. .докт. филол. наук.- М., 1962.- 48 с.
- Гулыга Е.В. Теория сложноподчиненного предложения в современном немецком языке.- М.: Высшая школа, 1971.- 207 с.
- Гулыга Е.В., Розен Е. В. Новое и старое в лексике и грамматике немецкого языка.- Л.: Просвещение. 1977.- 160 с.
- Гурвич П.Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков: Спецкурс.- Владимир: Изд-во Владимирского гос. пед. ин-та им. П.И. Лебедева-Полянского, 1980.- 104 с.
- Данеш Ф. Опыт теоретической интерпретации синтаксической омонимии.- Вопросы языкознания, 1964, № 6, с. 3−16.
- Данкен М.Х. Чтение на иностранном языке.- В кн.: Методика преподавания иностранных языков за рубежом. М., 1967, с. 243−247.
- Диденко А.С. Принципы построения парадигмы простого и сложного предложений.- В кн.: Вопросы немецкой и французской филологии: Научные труды / Кубанского ун-та. Краснодар, 1975, вып. 197, с. 44−85.
- Диденко А.С. Система гипотаксиса немецкого языка в семиотическом аспекте / Некоторые вопросы экспликации и импликации парадигматики и синтагматики/: Учебное пособие: Ученые записки.-Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та, 1977, вып. 255.- 106 с.
- Диденко А.С. Классификация сложноподчиненных предложений на основе их семантических и прагматичесшх пресуппозиций и позиций /опыт новой типологии/.- В кн.: Семантика и структура предложения и текста. Грозный, 1981, с. II8-I28.
- Дрейзин Ф.А. Синтаксическая омонимия (К постановке вопроса).- В кн.: Машинный перевод и прикладная лингвистика. М., 1966, вып. 9, с. 38−43.
- Дресвянская Н.В. Структурно-смысловые типы бессоюзныхсложных предложений и их употреблений в некоторых функциональных стилях современного немецкого языка: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- Калинин, 1975.- 20 с.
- ПО. Дридзе Т. М. Проблемы чтения в свете информативно-целевого подхода к анализу текста.- В кн.: Проблемы социологии и психологии чтения. М., 1975, с. 173−184.
- Дубовцев В.В. К проблеме типологии интерференции.- В кн.: Вопросы филологии и методики преподавания германских и русских языков: Сб. трудов / Воронежского ун-та. Воронеж, 1973, с. 196−208.
- Дуйсенбеков Д.Д. Оперативные единицы восприятия и проблема интенсификации учебной деятельности.- В сб.: Психологические проблемы интенсификации обучения иностранным языкам. М., 1981, вып. 179, с. I93−2II.
- Евдокимова И.Г. О некоторых приемах предъявления грамматического материала на занятиях по иностранному языку в техническом вузе.- В кн.: Повышение эффективности обучения чтению на иностранном языке. Саратов, 1975, с. II7-I24.
- Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.- 264 с.
- Егорова З.А. Атрибутивные сложноподчиненные предложения немецкого языка как система грамматических форм и значений.- Дис. .канд. филол. наук.- М., 1975.- 159 л.
- Егорова З.А. Парадигма сложноподчиненного предложения. Научные доклады высшей школы.- Филологические науки, 1976, № 6, с. 60−66.
- Ейгер Н.С. Обучение смысловому восприятию синтаксических структур немецкого языка в неязыковом вузе: Автореф. дис. .канд.198пед. наук.- М., 1979.- 19 с.
- Ершова Е.Н. О некоторых формах лингвистической интерференции и о возможности их использования в методике преподавания языков.- В кн.: Проблемы двуязычия и многоязычия. М., 1972, с. 130−139.
- Ждан А.Н., Гохлернер М. М. Психологические механизмы усвоения грамматики родного и иностранного языков.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.- 256 с.
- Жилин И.М. Равносубъектные придаточные предложения с союзом wahrend и их синонимы в современном немецком языке.- В кн.: Вопросы немецкой и французской филологии. Краснодар, 1967, с. 50−78.
- Жинкин И.И. Механизмы речи.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.- 370 с.
- Жинкин Н.И. Грамматика и смысл.- В кн.: Язык и человек. М., 1970, с. 63−85.
- Жлуктенко Ю.А. Лингвистические аспекты двуязычия.- Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1974.- 175 с.
- Запорожец А.В., Зинченко В. П. Восприятие, движение, действие.- В кн.: Познавательные процессы: ощущения, восприятие.-М.: Педагогика, 1982, с. 50−80.
- Звегинцев В.А. Предложение и его отношение к языку и речи.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.- 307 с.
- Зенкевич Г. К. Ускоренное обучение взрослых чтению в ходе усвоения граммэтического каркаса языка / на материале английского языка/.- Дис.канд. пед. наук.- М., 1972.- 246 л.
- Зильберман Л.И. Интерференция языков и методика преподавания иностранного языка на основе родного.- В кн.: Преподавание иностранных языков и его лингвистические основы.- М., 1972, с. 20−33.
- Зимняя И.А. О вероятностном характере речевого восприятия.- В кн.: Исследование языка и речи: Ученые записки / МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1971, с. 142−145.
- Зимняя И.А. Опыт психологического анализа системы упражнений в учебниках для неязыковых вузов.- В кн.: Методические записки по вопросам преподавания иностранных языков в вузе. М., 1971, ч. 2, вып. 7, с. 90−103.
- Зимняя И.А. Психология слушания и говорения.- Дис.. докт. психол. наук.- М., 1974.- 383 л.
- Зимняя И.А., Малинина Ю. Ф., Толкачева С. Д. К вопросу о психологических механизмах рецептивных видов речевой деятельности.-Иностранные языки в высшей школе, 1977, вып. 12, с. I06-II6.
- Зимняя И.А. Проблемы интенсификации обучения иностранному языку в неязыковом вузе.- В кн.: Проблемы, пути и средства интенсификации учебного процесса по иностранным языкам в условиях неязыкового вуза. Ярославль, 1979, вып. 2, с. 58−64.
- Зимняя И.А., Харламова Н. С. Формирование прогностических умений как путь интенсификации обучения рецептивным видам речевой деятельности.- В сб.: Психологические проблемы интенсификации обучения иностранным языкам. М., 1981, вып. 179, с. 152−168.
- Зинченко В.П. Микроструктурный анализ перцептивных процессов.- В кн.: Психологические исследования: Проблемы психологии восприятия (Материалы конференции). М., 1976, вып. 6, с. 19−31.
- Зинченко В.П., Киреева Н. Н. Актуальные проблемы психологии опознания.- Вестник ЛГУ, 1977, вып. 4, № 23, с. 94−100.
- Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка.- М.: Наука, 1973.- 351 с.
- Зюзенкова О.М. Обучение узнаванию многофункциональных знаков в научном тексте.- В кн.: Методика обучения иностранным языкам: Республиканский межведомственный сборник. Минск, 1983, вып. 13, с. 104−109.
- Иванова Т.В. Синтаксическая структура сложных предложений, выражающих причинные отношения в современном немецком языке : Автореф. дис. .канд. пед. наук.- М., 1978.- 22 с.
- Игнатёнок Г. Ф. Обучение пониманию синтаксических связей и отношений при чтении текстов / немецкий язык, неязыковый вуз/: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- Минск, 1982.- 21 с.
- Илиева А. Психологические основы чтения и создание системы упражнений для развития умений и навыков чтения.- В кн.: Методика преподавания иностранных языков за рубежом. М., 1976, вып. П, с. 241−273.
- Ильин М.С. Основы теории упражнений по иностранному языку./Под ред. B.C. Детлин.- М.: Педагогика, 1975.- 150 с.
- Иртеньева Н.Ф. Омонимия функциональных слов.- Иностранные языки в школе, 1972, № I, с. 9−18.
- Исенина Е.И. Методика исследования процессов различения и узнавания на материале графических комплексов и слов.- Вопросы психологии, 1967, № 6, с. 152−156.
- Ительсон Л.Б., Креймер А. Я. О сравнительной эффективности различных структур изложения материала /опыт экспериментально-аналитического исследования/ Советская педагогика, 1965, fe 4, с. 61−70.
- Казарицкая Т.А. Некоторые аспекты оптимизации преподавания практической грамматики в языковом вузе.- В кн.: Оптимизация процесса обучения иностранному языку: Сб. научных трудов. М., 1982, вып. 202, с. 69−80.
- Каминский А.Я. Грамматическая адаптация текстов по специальности для обучения чтению студентов первого курса технических вузов /немецкий язык/: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- М., 1974.- 27 с.
- Качанова М.Р. Обучение в средней школе распознаванию и пониманию в процессе чтения конструкций, содержащих слова с ing-формой.- Дис. .канд. пед. наук.- М., 1975.- 209 л.
- Кирина Т.П. Роль контекста в распознавании омонимов в немецком языке.- Иностранные языки в школе, 1983, № 5, с. 78−82.
- Кифер Ф. О пресуппозициях.- В кн.: Новое в зарубежной лингвистике. М., 1978, вып. УШ, с. 337−370.
- Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: Пособие для учителя.- 2-е изд-е, испр.- М.: Просвещение, 1983.- 207 с.
- Князева Н.А. Грамматика и семантика бессоюзного гипотаксиса /на материале современного английского языка/: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- Киев, 1982.- 23 с.
- Кожина М.Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими: Учебное пособие.- Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1972.- 346 с.
- Колшанский Г. В. О природе контекста.- Вопросы языкознания, 1959, № 4, с. 47−49.
- Колшанский Г. В. Теоретические проблемы билингвизма.- В кн.: Лингвистика и методика в высшей школе. М., 1967, вып. 1У, с. 165−178.
- Колшанский Г. В. Категория семантики в синтаксисе.- В кн.: Проблемы синтаксической семантики: Материалы науч. конф. МГПЙИЯ им. М. Тореза. М., 1976, с. 26−33.
- Колшанский Г. В. Текст как единица коммуникации.- В кн.: Проблемы общего и германского языкознания. М., 1978, с. 26−37.
- Колшанский Г. В. Функция контекста в системе языка. In:
- Zeitschrift fur Phonetik, Sprachwissenschaft und Koimnunikations-forschung.- Berlin: Akademie-Verlag, 19S0, Bd.33, H.3, S.336−339.
- Комровская Т.Н. Обучение чтению на начальном этапе неязыкового вуза /французский язык/: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- М., 1973.- 24 с.
- Косилова М.ф. Активный и пассивный грамматический минимум в неязыковом вузе /на материале немецкого языка/.- В кн.: Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. М., 1982, вып. 6, с. I0I-I08.
- Костинский Ю.М. Вопросы синтаксической парадигматики.-Вопросы языкознания, 1969, № 5, с. I06-II4.
- Креленштейн Н.С. Корреляты в сложноподчиненном предложении /на материале современного немецкого языка/.- Дис.. канд. пед. наук.- М., 1963.- 361 л.
- Креленштейн Н.С. Корреляты в сложноподчиненном предложении /на материале современного немецкого языка/: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- М., 1963.- 20 с.
- Крупник К.И. Определение уровней понимания при обучении рецептивным видам речевой деятельности.- В сб.: Методика обучения иностранному языку как специальности. М., 1979, вып. 150, с. 101—115.
- Кувшинова Е.С., Павлова И. П. Программированное обучение иностранным языкам /Текст лекций/.- М.: Изд-во МГПИИЯ им. М. Тореза, 1979.- 4 В с.
- Кузьменко-Наумова О. Д. Смысловое восприятие знаковой информации в процессе чтения.- Куйбышев: Изд-во Куйбышевского пед. ин-та им. В. В. Куйбышева, 1980.- 78 с.
- Лапидус Б.А. %зы ждут полноценных учебников по иностранным языкам.- Вестник высшей школы, 1963, № I, с. 39−47.
- Лапидус Б.А. Полемические заметки о синтаксических моделях и грамматических правилах.- Иностранные языки в высшей школе, 1972, вып. 7, с. 55−60.
- Лапидус Б.А. К теории упражнений по иностранному языку.
- Иностранные языки в высшей школе, 1975, вып. 10, с. 63−84.
- Лапидус Б.А. Типология упражнений: дискуссия продолжается.- В кн.: Иностранные языки в высшей школе, 1979, вып. 14, с. 24−38.
- Лапидус Б.А. Некоторые вопросы развития методики обучения неродному языку.- Научные труды /МГДИИЯ им. М. Тореза. М., 198I, вып. 151, с. 124−135.
- Лариохина Н.М. Вопросы синтаксиса научного стиля речи.-М.: Русский язык, 1979.- 240 с.
- Левашов А.С. Обучение прогнозированию при чтении на иностранном языке /английский язык, неязыковый вуз/.- Дис.. канд. пед. наук.- М., 1983.- 215 л.
- Леонтьев А.А. Психология восприятия и восприятие речи.-Иностранные языки в школе, 1975, № I, с. 33−40.
- Леонтьев А.А. Принципы коммуникативности и психологические основы интенсификации обучения иностранным языкам.- Русский язык за рубежом, 1982, № 4, с. 48−53.
- Леонтьев А.Н. Деятельность: Сознание. Личность.- 2-е изд.- М.: Политиздат, 1975.- 304 с.
- Лигачева Ю.А. Отбор и организация материала по русскому языку с учетом специальности: Для иностранных учащихся, поступающих в технические вузы.- Дис. .канд. пед. наук.- М., 1974.183 л.
- Линдсей П., Норман Д. Переработка информации человеком.- М.: Мир, 1974.- 550 с.
- Ломов Б.Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности.- М.: Наука, 1980.- 280 с.
- Лурия А.Р. Курс общей психологии: Мышление и речь.
- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970, — 315 с.
- Ляховицкий М.В. О сущности и специфике экспериментального исследования в методике обучения иностранному языку.- Иностранные языки в школе, 1969, № с. 23−30.
- Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков.- М.: Высшая школа, 1981.- 160 с.
- Максимов Л.Ю. Многомерная классификация сложноподчиненных предложений: Автореф. дис. .докт. филол. наук.- М., 1971.-29 с.
- Малишевская Л.П. Схема как один из видов учебного правила." Иностранные языки в школе, 1973, № 6, с. 34−43.
- Малишевская Л.П., Пассов Е. И. Управление процессом формирования речевых грамматических навыков.- В кн.: Вопросы методики преподавания иностранных языков. Воронеж, 1973, с. 76−90.
- Малишевская Л.П. Управление процессом формирования речевых грамматических навыков /об использовании правил/: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- Воронеж, 1975.- 22 с.
- Маулер Ф.И. Грамматическая омонимия в современном английском языке.- Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1983.136 с.
- Мелкумян Э.Н. О некоторых проблемах преподавания практической грамматики в языковом вузе.- Иностранные языки в высшей школе, 1979, вып. 14, с. 39−46.
- Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов и др. М.: Высшая школа, 1982.- 373 с.
- Методика исследования восприятия информации./Под ред. Б. М. Фирсова.- Л.: Изд-во АПН СССР, 1972.- 152 с.
- Методика зарубежному преподавателю./Под ред. А. А. Леонтьева и Т. А. Королева.- М.: Русский язык, 1982.- 112 с.
- Милашевич В.В. Психологический анализ некоторых условий усвоения пассивной грамматики: Автореф. дис. .канд. психол. наук.- М., 1970.- 26 с.
- Миролюбов А.А., Рахманов И. В. О некоторых принципиальных вопросах методики обучения иностранным языкам в средней школе.- М.: Советская педагогика, 1963, № 2, с. 59−70.
- Миролюбов А.А. Разработка теоретических вопросов системы упражнений в советской методике обучения иностранным языкам.-В кн.: Актуальные вопросы обучения иностранным языкам в средней школе /Под ред. А. Д. Климентенко, А. А. Миролюбова. М., 1973, с. 36−58.
- Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения.- М.: Русский язык, 1976.- 200 с.
- Михайлова О.Э., Шендельс Е. И. Справочник по грамматике немецкого языка с упражнениями: Для IX-X классов средней школы.-4-е изд., перераб.- М.: Прогресс, 1981.- 304 с.
- Москальская О.И. Вопросы синтаксической семантики.-Вопросы языкознания, 1977, № 2, с. 45−56.
- Москальская О.И. Проблемы системного описания синтаксиса /на материале немецкого языка/.- М.: Высшая школа, I98I.-I76 с.
- Москальская О.И. Грамматика текста.- М.: Высшая школа, 1981.- 183 с.
- Мурясов Р.З. К теории парадигматики в лингвистике.- Вопросы языкознания, 1980, № 6, с. I09-I2I.
- Наер Н.М. Синсемантия и асемантия подчинительных союзов в современном немецком языке.- В кн.: Вопросы романо-германской филологии: Ученые записки /МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1970, т. 54, с. 376−390.
- Назарова Т.Б. Омонимия и квази-омонимия в разных функциональных стилях речи: Автореф. дис. .канд. филол. наук. М., 1984.- 19 с.
- Натадзе Р.Г. Восприятие и установка.- В кн.: Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М.: Педагогика, 1982, с. 80−89.
- Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе /Под ред. А. А. Миролюбова, И. В. Рахманова, B.C. Цетлин.-М.: Просвещение, 1967.- 504 с.
- Обучение устной речи и чтению: Методическое пособие для студентов.- М.: Изд-во МГПИИЯ им. М. Тореза, 1975.- 94 с.
- Общая психология /Под ред. А. В. Петровского.- М.: Просвещение, 1977.- 479 с.
- Общая психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов /Под ред. В. В. Богословского и др.- 3-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1981.- 383 с.
- Овсянникова М.А. Бессоюзная связь предложений в современном немецком языке: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- Л., 1961.- 17 с.
- Орлов В.Е. Пособие по ориентированию в сложных немецких текстах.- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1976.- 231 с.
- Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX—XX вв.еках /Под ред. И. В. Рахманова.- М.: Педагогика, 1972.- 318 с.
- Очерки по методике обучения немецкому языку /Под ред. И. В. Рахманова.- М.: Высшая школа, 1974.- 242 с.
- Очерки методики обучения чтению на иностранных языках /Под ред. И. М. Бермана и В. А. Бухбиндера.- Киев: Вища школа, 1977.- 175 с.
- Павловские среды: Протоколы и стенограммы физиологических бесед: В 3-х томах.- М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949.- Т. III. Стенограммы 1935−1936 гг.- М.-Л., 1949.- 313 с.
- Павлов И.П. Полное собрание сочинений: В 6-и томах.-2-е изд., допол.- М.-Л.: Изд-во АН СССР, I93I-I952.- Т. 1У. Лекции о работе больших полушарий головного мозга /Под ред. Э.Ш. Ай-рапетьянц.- М.-Л., 1951.- 451 с.
- Павлова И.П. Некоторые приемы рационализации обучения грамматике английского языка при первом немецком.- В кн.: Оптимизация процесса обучения иностранному языку: Сб. научных трудов./ МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1982, вып. 202, с. 155−169.
- Пепеляев А.К. Методика использования грамматических правил при обучении чтению /английский язык, неязыковый вуз/: Авто-реф. дис. .канд. пед. наук.- М., 1980.- 25 с.
- Перфилова Г. В. Возможности систематизации грамматики при обучении чтению, — В кн.: Повышение эффективности обучения чтению на иностранном языке. Саратов, 1974, вып. I, с. 45−49.
- Перфилова Г. В. О дифференцированном подходе к языковому материалу при обучении чтению.- Иностранные языки в высшей школе. М., 1982, вып. 17, .с. 50−58.
- Петрова Т.И. Обучение пониманию грамматической омонимии при чтении текстов по специальности на английском языке /первыйэтап, неязыковый вуз/: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- Киев, 1979.- 24 с.
- Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении.-7-е изд.- М.: Учпедгиз, 1956.- 511 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды.- М.: Просвещение, 1969.- 659 с.
- Полякова А.В. Дифференцирование сходного грамматического материала в зависимости от условий обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук (по психологии).- М., 1958.- 20 с.
- Пономарев Я. А. К вопросу об исследовании психологического механизма «принятия решения» в условиях творческих задач.-В кн.: Проблемы принятия решения. М., 1976, с. 82−105.
- Попова А.В. Сложноподчиненные предложения с формально-придаточными в современном немецком языке: Автореф. дис.. канд. филол. наук.- М., 1964.- 15 с.
- Программа по немецкому языку для неязыковых специальностей высших учебных заведений.- М.: Высшая школа, 1981.- 22 с.
- Пророкова В.М. Особенности омонимии в немецком языке.-Вопросы языкознания, I960, № 5, с. 76−79.
- Психология. Учебник для педагогических институтов. /Под ред. А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В.М. Тепло-ва.- 2-е изд.- М.: Учпедгиз, 1962.- 559 с.
- Распопов И.П. Дихотомическая классификация так называемых сложноподчиненных предложений.- Научные доклады высшей школы. Филологические науки.- М.: Высшая школа, 1979, № 6, с. 44−50.
- Рахманов И.В. Очерк по истории методики преподавания новых западноевропейских иностранных языков.- М.: Учпедгиз, 1947.- 196 с.
- Рахманов И.В. Рецептивно-репродуктивное усвоение иностранного языка в средней школе.- Иностранные языки в школе, 1952, № 4, с. 42−56.
- Рахманов И.В. Методика обучения немецкому языку в УШ-Х классах.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.- 343 с.
- Рахманов И.В. Обучение устной речи на иностранном языке.- М.: Высшая школа, 1980.- 120 с.
- Резник Р.В., Казарицкая Т. А. Функциональная грамматика и методика преподавания грамматики в языковом вузе.- В кн.: Лингвистика и методика в высшей школе: Сб. научных трудов /МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1981, вып. 170, с. 89−97.
- Реформатский А.А. Введение в языковедение.- 4-е изд.-М.: Просвещение, 1967.- 542 с.
- Решетов А.Г. О системном подходе при обучении грамматике в неязыковом вузе.- В кн.: Актуальные вопросы обучения иноязычной речевой деятельности. М., 1974, ч. 2, с. 475−505.
- Решетов А.Г. Системное введение грамматического материала как способ повышения эффективности обучения иностранному языку /английский язык, неязыковый вуз/.- Дис. .канд. пед. наук.-М., 1975.- 285 л.
- Розенцвейг В.Ю., Уман Л. М. Интерференция и грамматические категории.- В кн.: Исследования по структурной типологии.1. М., 1963, с. 104−114.
- Розенцвейг В.Ю., Уман Л. М. К проблеме грамматической интерференции.- В кн.: Проблемы структурной лингвистики. М., 1962.- 223 с.
- Рубинова Э.Я. Омонимичные формы артикля.- В кн.: Иностранные языки в педагогических вузах Узбекистана. Ташкент, 1981, с. 60−66.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М.: Учпедгиз, 1946.- 704 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы психологии восприятия.- В кн.: Исследования по психологии восприятия. М.-Л., 1948, с. 3−20.
- Русская грамматика./Под ред. Н. Ю. Швецова и др. Т. 2. Синтаксис.- М.: Наука, 1980.- 709 с.
- Рябцева Э.К. К вопросу о грамматической омонимии.- В кн.: Методика преподавания иностранных языков на неспециальных факультетах: Сб. трудов /МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1972, с. 30−39.
- Рябцева Э.К. К вопросу о грамматической омонимии /на материале анализа учебников немецкого языка/.- В кн.: Методика преподавания иностранных языков на неспециальных факультетах. М., 1972, с. 30−39.
- Сабурова Г. Г. Психологические особенности анализа грамматических форм иностранного языка в процессе перевода.- Известия АПН РСФСР, 1956, вып. 78, с. 83−100.
- Саксонова Т.П. Обучение пониманию омонимов немецкого языка в рецептивных видах речевой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1978.- 22 с.
- Салистра И.Д. Вопросы программирования в учебном процессе по иностранному языку.- М.: Высшая школа, 1977.- 166 с.
- Салистра И.Д. Методика обучения немецкого языка в средней школе.- М.: Гос. учебно-педагог. изд-во Минпроса РСФСР, 1958.- 324 с.
- Синявская Е.В. Об экспериментальном учебнике английского языка для первого этапа обучения в неязыковом вузе.- Иностранные языки в высшей школе, 1974, вып. 8, с. I06-II6.
- Скепская Г. И. К проблеме синтаксической омонимии /на примере придаточных предложений, вводимых союзом comme в современном французском языке/.- В кн.: Вопросы романо-германской филологии. М., 1972, с. 110—120.
- Скепская Г. И. Введение в синтагматику.- М.: Высшая школа, 1979.- 135 с.
- Скорнякова Р.И. Стилеобразующие функции имени существительного как части речи и члена предложения в современном немецком языке /опыт статистического анализа/: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М., 1973.- 24 с.
- Слюсарева Н.А. Проблемы функционального синтаксиса современного английского языка.- М.: Наука, 1981.- 205 с.
- Смирницкий А.И. Некоторые замечания по английской омонимике.- Иностранные языки в школе, 1948, № 5, с. 10−15.
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти.- М.: Просвещение, 1966.- 423 с.
- Смирнова Н.В. О трудностях грамматических омонимов при изучении немецкого языка как иностранного.- В кн.: Вопросы методики преподавания иностранных языков: Ученые записки /МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1963, вып. 191, с. 88−106.
- Смысловое восприятие речевого сообщения /в условиях массовой коммуникации/.- М.: Наука, 1976.- 264 с.
- Соколов А.Н. Психологический анализ понимания иностранного текста.- Известия АПН РСФСР. Вопросы психологии понимания.-М.-Л., 1947, вып. 7, с. 163−190.
- Соколова Н.Б. Грамматика. Очерк УШ.- В кн.: Очерки по методике обучения немецкому языку /Под ред. И. В. Рахманова. М., 1974.- 235 с.
- Соколова Н.Б. Обучение грамматике в средней школе и вузе: Текст лекций для студентов старших курсов.- М.: Изд-во МГПИИЯ им. М. Тореза, 1979.- 82 с.
- Соловьев И.М. Изменение представлений в зависимости от сходства и различий объектов.- Ученые записки Гос. науч.-исслед. ин-та психологии. М., 1940, т. I, с. 93−114.
- Стёпкина Т.Н. О функционально-семантическом подходе в обучении иностранным языкам.- В кн.: Методика обучения иноязычной устной речи. Воронеж, 1979, с. 88−96.
- Сумсков Г. Б. Особенности взаимодействия навыков роднойи иноязычной речи в процессе овладения иностранным языком.- В кн.: Вопросы семантики и методики преподавания иностранных языков. М., 1982, с. 192−200.
- Супрун Н.И. Омонимия и соотношение с полисемией в современном немецком языке /на материале безаффиксальных глаголов/: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- Калинин, 1969.- 22 с.
- Суходольский Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976.- 120 с.
- Сушицкая З.Д. Функционирование подчинительных союзовк проблеме синкретизма в современном французском языке/: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М., 1982.- 25 с.
- Таджиев Д.Т. Проблемы изучения сложноподчиненного предложения.- Вопросы языкознания, 1977, № 5, с. 43−52.
- Талызина Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий.- Народное образование, 1967, № 7, с. 34−42.
- Тарасова А.Н. Опыт классификации сложных предложений с относительной связью.- Сб. научных трудов /МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1981, вып. 176, с. Ill—119.
- Тарсина И.Э. Пути преодоления структурно-грамматических трудностей при чтении на немецком языке в старших классах узбекской школы: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- М., 1978.- 18 с.
- Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе./ Под ред. А. Д. Климентенко и А.Н. Миролюбо-ва.- М.: Педагогика, 1981.- 456 с.
- Толкачев А.Д. Принципы размещения компонентов сложноподчиненного предложения.- В кн.: Вопросы романо-германского языкознания: Ученые записки. Рязань, 1970, т. 48, с. 125−143.
- Толкачев А.Д. О содержательной синсемантии в гипотаксисе.- В кн.: Вопросы романо-германского языкознания: Ученые записки. Рязань, 1970, т. 48, с. II2-I24.
- Трнка Б. Замечания об омонимии.- В кн.: Пражский лингвистический кружок. М., 1967, с. 272−276.
- Троянская Е.С., Герман Б. Г. Практическая грамматика немецкой научной речи.- М.: Наука, 1974.- 428 с.
- Троянская Е.С. К общей концепции понимания функциональных стилей: Особенности стиля научного изложения.- М.: Наука, 1976.- 264 с.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки.- Тбилиси: Изд-во АН Грузинской ССР, 1961.- 210 с.
- Уман JI.M. Проблема грамматической интерференции /на материале русского и французского языков/: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М., 1964.- 16 с.
- Уханов Г. П. О грамматической природе придаточных предложений: Автореф. дис. .докт. филол. наук.- М., 1970.- 28 с.
- Ушакова Т.Н. Синтаксические стереотипы речи.- В кн.:
- Новые исследования в психологии и возрастной психологии. М., 1971, вып. 2, с. 44−48.
- Филичева Н.И. Сослагательное наклонение в современном немецком языке (Его значение и употребление в главном предложении).- Иностранные языки в школе, 1954, № I, с. 6−18.
- Фоломкина С.К. Методика обучения чтению на английском языке в средней школе.- Дис. .докт. пед. наук.- М., 1974.1.том 230 л., П том — 422 л., Ш том — 172 л.
- Фоломкина С.К. Принципы обучения чтению на иностранном языке.- В кн.: Методика преподавания иностранных языков в вузе.
- М., 1974, вып. 85, с. 5−35.310. фоломкина С.К., Лившиц О. Я. Ознакомление учащихся с новым языковым материалом при обучении устной речи и чтению.- В кн.: Обучение устной речи и чтению: Методическое пособие для студентов. М., 1975, с. 73−94.
- Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе.- В кн.: Лингвистика и методика в высшей школе /УШ/: Сб. научных трудов /МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1978, с.146−153.
- Фоломкина С.К. Обучение чтению: Текст лекций по курсу «Методика преподавания иностранных языков».- М.: Изд-во МГПИИЯ им. М. Тореза, 1980.- 76 с.
- Фоломкина С.К. Чтение.- В кн.: Теоретические основы методики преподавания иностранных языков в средней школе. М., 1981, с. 267−317.
- Фоломкина С.К. Теория речевой деятельности и обучение иностранному языку.- В кн.: Лингвистика и методика в высшей школе /XI/: Сб. научных трудов /МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1983, вып. 205, с. I06-II6.
- Фрумкина P.M., Василевич А. П., Ирганов Е. Н. Субъективные оценки частот элементов текста как прогнозирующий фактор.
- В кн.: Вероятностное прогнозирование в речи. М., 1971, с. 70−93.
- Хаманн X. «Функциональная грамматика» новый метод?
- В кн.: Методика преподавания иностранных языков за рубежом. М., 1967, вып. I, с. 371−380.
- Хованский И.В. Упражнения для понимания придаточного предложения в немецком научном тексте.- В кн.: Методика обучения иностранным языкам. Минск, 1976, вып. 6, с. 95−100.
- Хутарева О.Д. Особенности функционирования временных подчинительных союзов indes(sen), solange, als, wie, wo, da, wenn, sooft (на материале современного немецкого языка): Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М., 1966.- 15 с.
- Цветкова З.М. О преподавании иностранных языков в средней школе.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949.- 32 с.
- Цетлин B.C. Методика преподавания французского языка в УШ-Х классах.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955.- 399 с.
- Цетлин B.C. К вопросу о методах объяснения грамматического материала иностранного языка.- Иностранные языки в школе, 1956, № 3, с. 74−84.
- Цетлин B.C. Эксперимент в методических исследованиях.-Иностранные языки в школе, 1958, № 3, с. 60−70.
- Цетлин B.C. Методика обучения грамматическим явлениям французского языка в средней школе./Основные вопросы/.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 196I.- 268 с.
- Цетлин B.C. Основы методики обучения грамматике французского языка в средней школе: Автореф. дис. .докт. пед. наук.- М., 1966.- 31 с.
- Цырлина З.И., Басова Н. В. Грамматические навыки чтения и пути их формирования.- В кн.: Обучение чтению на иностранном языке в школе и вузе: Сб. научных работ. Л., 1973, с. 11−29.
- Чикурова М.Ф. Парадигматика-синтагматика на синтаксическом уровне.- В кн.: Синтагматика, парадигматика и их взаимоотношения: Материалы научн. конференции /Латвийский гос. ун-т им. П. Стучки.- Рига, 1970, с. 35−40.
- Шатилов С.Ф. Некоторые теоретические вопросы методики обучения чтению на иностранном языке в школе и вузе.- В кн.: Обучение чтению на иностранном языке в школе и вузе. Л., 1973, с.1−10.
- Шатилов С.Ф., Склизков Ю. А. О функциональном подходе в обучении практической грамматике на продвинутом этапе языкового вуза.- Иностранные языки в высшей школе, 1975, вып. 10, с. 47−53.
- Шевченко Н.И. Методика обучения ознакомительному чтению на английском языке в неязыковом вузе.- Дис. .канд. пед. наук.-М., 1978.- 290 л.
- Шварц Л.А. Роль сопоставлений при усвоении сходного материала.- Известия АПН РСФСР: Вопросы педагогической психологии: Труды Института психологии. М.-Л., 1947, вып. 12, с. III-I38.
- Шендельс Е.И. О грамматической омонимии /на материале немецкого языка/.- Иностранные языки в школе, 1955, № 6, с. 15−25.
- Шендельс Е.И. О грамматической полисемии.- Вопросы языкознания, 1962, № 3, с. 47−55.
- Шендельс Е.И. Некоторые принципы преподавания грамматики.- Иностранные языки в школе, 1982, № I, с. 3−9.
- Шендерова Р.Л. О дешифровке омонимичных слов главныхчленов предложения при выработке навыка осмысленного чтения.- Ученые записки Ленингр. горного ин-та. Л., 1972, т. ьШ, вып. 3, с. 23−38.
- Шеншев Л.В. Мышление в процессах усвоения математики и иностранного языка.- Вопросы психологии, I960, № с. 9−22.
- Шехтер М.С. Психологические проблемы узнавания.- М.: Просвещение, 1967.- 220 с.
- Шехтер М.С. Зрительное опознание: Закономерности и механизмы.- М.: Педагогика, 1981.- 264 с.
- Шехтер М.С. Проблемы опознания.- М.: Педагогика, 1982, с. 300−330.
- Штульман Э.А. Основы эксперимента в методике обучения иностранным языкам.- Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1971.144 с.
- Штульман Э.А. Теоретические основы моделирования экспериментально-методического исследования в методике обучения иностранным языкам: Автореф. дис. .докт. пед. наук.- М., 1982.- 52 с.
- Шубик С.А. Определительные предложения с относительными местоимениями der и weicher в современном немецком языке.
- В кн.: Сборник статей по методике преподавания иностранных языков и филологии. Л., 1971, вып. 5, с. 76−83.
- Щерба Л.В. К вопросу о двуязычии.- В кн.: Л. В. Щерба. Языковая система и речевая деятельность /Под ред. Л. Р. Зиндера и М. И. Матусевич.- Л.: Наука, 1974, с. 313−318.
- Щерба Л.В. О взаимоотношении родного и иностранного языков.- В кн.: Л. В. Щерба. Языковая система и речевая деятельность/ Под ред. Л. Р. Зиндера и М. И. Матусевич.- Л.: Наука, 1974, с. 338−343.
- Щерба JI.В. Очередные проблемы языкознания.- В кн.: Л. В. Щерба. Языковая система и речевая деятельность /Под ред. Л. Р. Зиндера и М. И. Матусевич.- Л.: Наука, 1974, с. 48−56.
- Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе.- В кн.: Л. В. Щерба. Языковая система и речевая деятельность /Под ред. Л. Р. Зиндера и М. И. Матусевич.- Л.: Наука, Х974, с. 333−337.
- Admoni W. Der deutsche Sprachbau.- Л.: Просвещение, Ленинградское отделение, 1972.- 312 с.
- Apelt W. Zur Problematik der Funkctional Grammar.-Fremdsprachenunterricht, 1965, Heft 6, S. 282−287.
- Benes E. Syntaktische Besonderheiten der deutschen wissenschaftlichen Fachsprache.- In: Probleme der Sprachwissen-schaft: Beitrage zur Linguistik. The Hague-Paris, 1971, S.461−4-75.
- Benes E. Pachsprache im Unterricht.- Ins Probleme des Deutschen als Fremdsprache. Miinchen, 1969, S. 204−216.
- Boethcher W., Sitta H. Deutsche Grammatik, Bd. III. Zusammengesetzter Satz und aquivalente Strukturen.- Frankfurt a. Main: Athenaum, 1972.- 262 S.355″ Boethcher W. Studien zum zusammengesetzten Satz.- Frankfurt a. Main: Athenaum, 1972.- 207 S.
- Behaghel 0. Deutsche Syntax: Eine geschichtliche Darstellung. Bd. 3. Die Satzgebilde.- Heidelberg: Winter, 1928, XII.- 823 S.357″ Bondzio W. Walenz, Bedeutung und Satzmodelle, — In: Beitrage zur Valenztheorie. Halle (Saale), 1971, S. 85−103.
- Brinkmann H. Die deutsche Sprache: Gestalt und Leis-tung.- Dusseldorf: Schwann, 1971.- 654 S.
- Brykowski K.S. Uber den Gebrauch von Nebensatzen und abgesonderten Wortgruppen in der deutschen Gegenwartssprache.-Deutsch als Fremdsprache, 1970, Nr. 4, S. 260−270.
- Buscha A., Kempter F. Der Kelativsatz.- Leipzig: VEB Verlag Enzyklopadie, 1980.- 77 S.
- Biinting K.-D., Bergenholtz H. Einfuhrung in die Syntax: Grundbegriffe zum Lesen einer Grammatik.- Konigstein / Ts:
- Athenaum-Verlag, 1979.- 133 S.
- Carroll J. The contributions of psychological theory and educational research to the teaching of foreign languages.-Modern Language Journal, 1965, v. 49, N. 5, p. 273−281.
- Clement D., Thummel W. Syntaxe de l’allemand standard: esquisse d’une base gene’rative. Paris: Larousse, 1976.- 223 p.
- Danes F. A three level approch to Syntax.- In: Papers on functional sentence perspective.- Prague: Academia, 1974, p. 225−240.
- Delbriick В. Grundlagen der neuhochdeutschen Satzlehre.-Berlin-Leipzig: de Gruyter, 1920.- 91 S.
- Donceva K. Zum syntaktischen Status des d-Pronominaladverbs als Korrelat.- Deutsch als Fremdsprache, 1982, Nr. 4,1. S. 221−224.
- Drach E. Hauptsatz undGliedsatz.- In: Das Eingen um eine neue deutsche Grammatik: Aufsatze aus drei Jahrzehnten /1929−1959/. Hrsg. von H. Moser. Darmstadt, 1962, S. 277−280.
- Engelen B. Eine Moglichkeit zur Beschreibung komplexer Satze: Mit einigen Bemerkungen zum Verhaltnis von Syntax und Semantik.- In: Sprache der Gegenwart. Diisseldorf, 1969, Bd. 5,1. S. 159−170.
- Erdmann B., Dodge R. Psychologische Untersuchungen iiber das Lesen auf experimenteller Grundlage.- Halle: Niemeyer, 1980.- 360 S.
- Flamig W. Zum Konjunktiv in der deutschen Sprache der Gegenwart.- Berlin: Akademie-Verlag, 1959.- 188 S.
- Fleischer W., Michel G. Stilistik der deutschen Gegenwart s sprache.- Leipzig: Bibliogr. Institut, 1977.- 394 S.
- Frings Th., Miller G. Die Enstehung der deutschen daB-Satze.- Berlin: Akademie-Verlag, 1963.- 55 S.
- Glinz H. Die innere Form des Deutschen: Eine neue deutsche Grammatik.- Bern-Miinchen: Francke, 1965.- 505 S.
- Goldstein H., Rosenberg R. Methodik des neusprachlichen Unterrichts.- Moskau: Staatsverlag fur Lehrbiicher und Padagogik, 1938.- 360 S.
- GroBe R. Entwicklungstendenzen in der deutschen Sprache der Gegenwart.- In: Probleme der Sprachwissenschaft: Beitrage zur Linguistik. The Hague-Paris, 1971, S. 9−26.
- GroBe E.-U. Text und Kommunikation.- Stuttgart-Berlin-Koln-Main: Kohlhammer, 1977.- 164 S.
- Grundziige einer deutschen Grammatik / Hrsg. К.- E. Hei-dolf, W. Flamig, W.Motsch.- Berlin: Akademie-Verlag, 1981.- 1028 S.
- Gulyga E.W. Autosemantie und Synsemantie in der Hypo-taxe.- In: Probleme der Sprachwissenschaft: Beitrage zur Linguistik.- The Hague-Paris, 1971, S. 154−169.
- Hartung W. Die zusammengesetzten Satze des Deutschen.-2. Auflage.- Berlin: Akademie-Verlag, 1966.- 220 S.
- Harweg R. Zum Verhaltnis von Satz, Hauptsatz und Hebensatz.- In: Zeitschrift fiir Dialekologie und Linguistik, 1971, Heft 1, S. 16−46.
- Helbig G. Die Bedeutung syntaktischer Modelle fiir den Fremdsprachenunterricht.- Deutsch als Fremdsprache, 1967, N 4,
- S. 195−204-- N. 5, S. 259−267.
- Helbig G. Zur Einteilung der Nebensatze.- Deutsch als Fremdsprache, 1970, Nr.S. 252−260.
- Helbig G., Kempter P. Die uneingeleiteten Nebensatze: Zur Theorie und Praxis des Deutschunterrichts fur Auslander.-Leipzig: VEB Verlag Enzyklopadie, 1976.- 83 S.
- Helbig G. Probleme der deutschen Grammatik fiir Auslan-der.- Leipzigs «VEB Verlag Enzyklopadie, 1974.- 146 S.
- Helbig G. Valenz, Semantik und Satzmodelle.- Deutsch als Fremdsprache, 1976, Nr.2, S. 99−106.
- Helbig G., Buscha J. Deutsche Grammatik: Ein Handbuch fur den Auslanderunterricht.- Leipzig: VEB Verlag Enzyklopadie, 1980.- 629 S.
- Helbig G. Was sind „weiterfiihrende Nebensatze“? -Deutsch als Fremdsprache, 1980, H.1, S. 13−22.395» Helbig G. Probleme der Subklassifizierung der deutschen Nebensatze nach Form und Inhalt.- Deutsch als Fremdsprache, 1982, H.4, S. 202−212.
- Helbig G. Valenz-Satzglieder-semantische Kasus-Satzmo-delle.- Leipzig: VEB Verlag Enzyklopadie, 1982.- 106 S.
- Heringer H.-J. Theorie der deutschen Syntax.- Miinchen: Hueber, 1973.- 313 S.398″ Hermodsson L. Semantische Strukturen der Satzgefiige im kausalen und konditionalen Bereich.- Uppsala: Univ. upsaliensis, 1978.- 103 S.
- Hormann H. Psychologie der Sprache.- Berlin: Springer-Verlag, 1967.- 395 S.
- Jacobson E. The role of deep structures of languageteaching.— Language Learning, 1966, vol. 16, N. 3,4, p.153−160.
- Jiinemann W. Der vieldeutige Wenn-Satz.- Sprachpflege, 1963, H.2, S. 41.
- Jung W. KLeine Grammatik der deutschen Sprache: Satz-und Beziehungslehre.- Leipzig: VEB Bibliographisches Institut, 1961.284 S.
- Jung W. Grammatik der deutschen Sprache.- Aufl.4.-Leipzig: YEB Bibliographisches Institut, 1971.- 518 S.
- Kasusgrammatik und Sprachvergleich: Kontrastive Analysen zum Italienischen und Deutschen / Hrsg. Christoph Schwarze.- (Tubingen: Narr, 1978.- 234 S.
- Klappenbach R. Homonyme Oder polysemes Wort?- Deutsch als Fremdsprache, 1971, Nr.2, S. 99−104.
- Eohler K.-H. Zum Problem der Correlate im Gliedsatzen.-In: Untersuchungen zur Verbvalenz: Forschungen des Institute fur deutsche Sprache. (Tubingen, 1976, Bd.30, S. 174−239.
- Kommunikativ funktionale Sprachbetrachtung: KongreB und Tagungsberichte der Martin-Luther-Universitat Halle-Wittenberg.- In: Wissenschaftliche Beitrage der Martin-Luther-Univer-sitat. Halle (Saale), 1973, 23.-194 S.
- Martinet A. Elements of functional syntax.- In: Syntactic theory.- London: Fred W. Householder, 1972, p. 186−194.
- Meier G.F. Grundfragen einer funktionalen Grammatik-theorie.- In: Zeitschrift fur Phonetik, Sprachwissenschaft und Kommunikationsforschung, 1974, Bd. 27, H. 1−3, S. 124−131.
- Merton E.K. Paradigm for the Sociology of Khowlege.-In: Merton R.K. Sociology of Sciencei Theoretical and Empirical Investigations.- Chicago: Society, 1973, pp. 7−40.
- Moskalskaja 0.1. Grammatik der deutschen Gegenwarts-sprache.- M.: Vyssaja Skola, 1983.- 344 S.
- Nehring A. Studien zur Theorie des Nebensatzes.- In: Zeitschrift fiir vergleichende Sprachforschung, 1930, Bd. 57″ S. 118−158.
- Panth E. Fuhktionelle Grammatik fiir den englischen Schuler.- Deutsch als Fremdsprache, 1978, Nr. 6, S. 370−373.
- Paul H. Deutsche Grammatik.- Berlin: Volk und Wissen, 1977.- 323 S.
- Psychology. The science of mental life.- London: Penguin Books, 1982.- 416 p.
- Riesel E., Schendels E. Deutsche Stilistik.- M.: Hoch-schule, 1975.- 316 S.
- Schade G. Einfiihrung in die deutsche Sprache der Wissenschaften: Ein Lehrbuch fiir Auslander.- Berlin (West): Schmidt, 1982.- 308 S.
- Schendels E. Deutsche Grammatik.- M.: Vyssaja Skola, 1982, — 380 S.
- Schenkel W. Deutsche Satzmodelle ftir den Fremdsprachen-unterricht.- Deutsch als Fremdsprache, 1969, Nr. 1, S. 27−33.
- Schenkel W. Formenbestand deutscher Satzmodelle.-Deutsch als Fremdsprache, 1969, Nr. 2, S. 102−107.
- Schmidt W. Grundfragen der deutschen Grammatik.- Berlin: Volk und Wissen, 1977.- 323 S.
- Schmidt W. Skizze der Kategorien und der Methode der funktionalen Grammatik.- In: Zeitschrift fur Phonetik, Sprach-wissenschaft und Kommunikationsforschung, 1969, Bd. 22, H. 5, S. 518−525.
- Schmidt W. Was sind Kommuлikationsverfahren? Fremd-sprachenunterricht, 1980, H. 23, S. 128−135.
- Schmidt W. Funktional-kommunikative Sprachbeschreibung: Theoretisch-methodische Grundlegung.- Leipzig: VEB Bibliographi-sches Institut, 1981.- 276 S.
- Schulz D., Griesbach H. Grammatik der deutschen Sprache.-Munchen: Max Hueber Verlag, 1970.- 475 S.
- Sitta H. Semanteme und Eelationen: Zur Systematik der Inhaltssatzgefuge im Deutschen.- Frankfurt a. Main: Athenaum, 1971.- 257 S.
- Slotty F. Zur Theorie des Nebensatzes.- In: Travaux du Cerle Linguistique de Prague, IV, Etudes dediees aux quatrieme Congres de linguistes. Prague, 1936, S. 133−146.
- Strobl A. Polysemie Homonymie.- In: Beitrage zur generativen Grammatik: Schriften zur Linguistik.- Braunschweig: Vieweg, 1971, Bd. 3, S. 258−263.
- Siitterlin L. Die deutsche Sprache der Gegenwart.-Leipzig: Voightander, 1923-- 451 S.
- Szcodrowski M. Zur sprachlichen und kommunikativen Kompetenz im fremdsprachlichen Unterricht.- Zielsprache Deutsch, 1981, H. 2, S. 11−14.
- Tesniere L. Elements de syntaxe structurale.- Paris: KLincksieck, 1953.- 670 p.438. ttbungen zu Schwerpunkten der deutschen Grammatik.-Leipzig: «VEB Verlag Enzyklopadie, 1976.- 264 S.
- Ulrich E. Syntax der deutschen Gegenwartsspradhe.-Berlin: Schmidt, 1977.- 307 S.
- Ulshofer R. Funktionaler Grammatikunterricht.- In: Der Deutschunterricht, Stuttgart, 1977, Jg. 29, H. 1, S. 5−20.
- Weinreich U. Languages in contact: Findings and problems.- Paris: Monton, 1968.- 148 p.
- Weinrich H. Sprache in Texten.- Stuttgart: KLett, 1976.- 356 S.
- Учебник английского языка: Для технических вузов радиотехнического и энергетического профиля / Т. М. Новицкая, В. М. Макеева.- М.: Высшая школа, 1976.- 192 с.
- Учебник английского языка: Для технических вузов / Е. В. Синявская, С. М. Зеленецкая, О. И. Тынкова, 9.С. Улановская.- М.: Высшая школа, 1976.- 269 с.
- Учебник немецкого языка: Для технических вузов / Н. В. Басова, Т. А. Карапетьянц, Н. Е. Кривцова, Т. И. Абрамова.- М.: Высшая школа, 1968.- 240 с.
- Учебник немецкого языка: Для студентов химических факультетов университетов / В. Ф. Кулыгина, Л. В. Малышева.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974.- 335 с.
- Учебник немецкого языка: Для технических вузов / Н. А. Агаркова, Б. С. Волявская, Л. Н. Спивак, Н. М. Тарановская.- 4-е изд., перераб. и доп.- Киев: Вища школа, 1975.
- Учебник немецкого языка: Для технических вузов горногеологического профиля / И. Н. Годынская, Г. И. Горбуз, А. А. Заболотская, Е. Н. Канищева.- М.: Высшая школа, 1977.- 355 с.
- Учебник немецкого языка: Для заочных технических вузов / В. В. Ардова, Т. В. Борисова, Н. М. Домбровская.- 4-е изд., испр.-М.: Высшая школа, 1978.- 279 с.
- Учебник немецкого языка для технических вузов / М. В. Гумилева, Н. В. Казакова, Т. Н. Золотарева, З. Г. Левина.- б-е изд., испр.- М.: Высшая школа, 1979.- 192 с.
- Учебник немецкого языка: Для сельскохозяйственных вузов / Е. Е. Михелевич, А. Э. Венделанд, Ф. В. Корольков, О. А. Троицкая.-2-е изд., испр.- М.: Высшая школа, 1979.- 432 с.
- Учебник немецкого языка: Для экономических вузов / Л. П. Савина, Л. С. Андреюк, А. В. Брауде и др.- М.: Высшая школа, 1980.344 с.