Формирование культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза
Диссертация
Апробация и внедрение полученных результатов. Результаты работы обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры педагогики высшей школы Северо-Осетинского государственного университета им K.JI. Хетагурова. Разработанные методики и программы экспериментально апробированы и успешно внедрены в учебно-воспитательный процесс Северо-Кавказского горно-металлургического института (Государственный… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ
- 1. 1. Толерантность как основополагающий принцип гуманистической педагогики
- 1. 2. Некоторые аспекты воспитания толерантности в образовательной среде
- 1. 3. Психолого-педагогические особенности студенческого возраста, и их роль в процессе формирования толерантной личности
- Выводы
- ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА
- 2. 1. Комплексная программа формирования культуры толерантности в условиях регионального вуза
- 2. 2. Внедрение комплексной программы по формированию культуры толерантности в учебный процесс и внеаудиторную работу регионального вуза
- Выводы
Список литературы
- Абльханова-Славская К. А. Российская проблема свободы, одиночества, смирения // Психологический журнал.1999.Т.20 № 5.С.5−20
- Агеев B.C. Механизмы социального.восприятия. — М., //Психологический журнал. Т. 10. 1989. № 2. С. 63−71.
- Аитов Н.А., Александров Г. Н., Мавлютов P.P. Высшая школа. -М., 1983. 256 с.
- Алексеев И.С. Рефлексия и ее понимание в науке //Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев., 1983. С. 41−45.5: Анисимов О. С. Принципы «выращивания» и культура педагогической деятельности. М., 1991. С. 68−71.
- Анищенко JI.H. Структура общественного сознания. М., 1973. 215 с.
- Антология ненасилия //Общ. ред. Г. Джибладзе — М. Бостон, 1992. 256с.
- Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет.М., 1986. С. 2
- Архангельский С.Р. Учебный процесс в высшей школе его закономерные основы и методы. -М., 1980. 368 с.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров.-М., 1996.769 с.
- П.Бажноков Б. Х. Коммуникативное поведение и культура. // Советская этнография. 1978. № 5. С. 3−6.
- Базовая- культура личности теоретические и методологические проблемы. Сборник научных трудов /Под ред. О. С. Газмана. — М., 1989. 149с.
- Байкин Ф. Ф. Ануфриев Н.М. Культура общения структурный элемент духовного-мира личности. // Проблемы философии. 1995. № 68. С. 48−54.
- Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М., 1983. 244 с .
- Балл Г. А. Теория учебных задач.-М., 1990. 125 с.
- Бардиер Г. Л. Почему психолог похож на кота? Тонкости психологической помощи детям. М. 2002. 112 с.
- Басова Н.В. Педагогика и прикладная психология. Р н /Д. Феникс. 1999. 322 с.
- Белкин А.С., Жаворонков В.Д Педагогический мониторинг. -Екатеринбург. 1977. С. 29.
- Беляева А.В., Майклз С. Монолог, диалог и полилог в ситуации общения. Психологические исследования общения. М., 1985. С. 219−244.
- Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. 480 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. 190с.
- Бестужев-Лада И. В. Экспертный сценарно-прогностический мониторинг: принципы организации. // Социологические исследования. 1993. № 8. С. 100 104.
- Библер B.C. Культура. Диалог культур. // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31−35.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические произведения. В.2-х т. М. 1979.400 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983. 271 с.
- Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности/под ред. Д. И. Фельдштейна.М., 1995. 212 с.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. — М., 1996.472 с.
- Бондаревская Е.В. Гуманизация воспитания старшеклассников. М., 1991. № 9. С. 50−56.
- Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. М., 1985. С. 64.
- Бродский Ю.С. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных взаимодействий (организационно-технологический аспект): Диссертация канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993. 207с.
- Бургин М.С., Гончаренко С. У. Методологический уровень практических задач педагогики //Философия и социологическая мысль. 1989. № 4. С. 23.
- Буркова Н.Г. Педагогический мониторинг как* средство повышения эффективности подготовки учителя: Диссертация канд. пед. наук. -М., 1998. 168 с.
- Вазина К.Я., Петров Ю. Н., Белиловский В. Д. Рефлексивное пространство. М., 1991. С. 16−24.
- Ваман С.Г. Человеческая целостность в перипетиях диалога. // Человек. 1994. № 3. С. 14−27.
- Васильев В. Толерантность важный фактор культуры. — М., 2002! С. 25.
- Вдовий А.П. Особенности этнополитических отношений и формирование новой-государственности в России. -М., 1993. С. 72'.
- Вентцель К.Н. Идеальная* школа будущего и способы' ее осуществления//Хрестоматия по истории школы и. педагогики России. М., 1974. 254 с.
- Веракса Н.Е. Модель позиционного обучения студентов // Вопросы психологии. 1994. № 3'. С. 122−129.
- Вроейнстийн А.И. Оценка качества высшего образования. — М., 2000. 180 с.
- Волк М.И. Психологические особенности общительности старших школьников и студентов: Диссертация канд. псих. наук. М., 1996. 122 с.
- Вульфов Б.З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, управление. //Магистр. 1995. № 6. С. 71−79.
- Вульфов Б.З., Харькин В.Н: Педагогика рефлексии. М., 1995. 112 с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. М., 1996. 168 с.
- Ганди М.Н. Моя вера в ненасилие. // Вопросы философии. 1992. № 3. О. 65.
- Геращенко И. Принцип неопределенности в образовании // Высшее образование в России. 1999. № 1 С. 32.
- Герберт И. В'кн.: Клепцовой Е. Ю. Психология" и педагогика толерантности. М., 2004. С. 176.
- Гжегорчик А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия. //Вопросы философии. 1992. № 3. С. 54−64.
- Головин С.Ю. Словарь практического психолога. — М., 1989. 378 с.
- Грабарь М. И, Краснянская К. А. Применение математической! статистики в педагогических исследованиях: непараметрические методы. -Ml, 1977. 135 с.
- Григорьева Т.Г., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения. — М., 1997. 198 с.
- Гуриева С. Д. Этносоциальная установка* в межнациональных отношениях: Диссертация канд. психол. наук. СПб., 1997. 241 С. 77−81.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.М.:Гос. Изд-во-= иностранных и национальных словарей, 1995. 388 с.
- Деркач А.А., Селезнева Е. В. Идеологическое воздействие: социально-психологические и педагогические аспекты. — М., 1985. 309 с.
- Динкмейер А. В кн.: Клепцовой Е. Ю. Психология и педагогика толерантности- М., 2004. 176 с.
- Дмитриев А.В., Залысин И. Ю. Насилие: Социо-политический' анализа М., РОССПЭН. 2000. 238 с.
- Донцов А.И. О ценностных отношениях личности. // Советская наука. 1971. № 5. С. 67−76.
- Дрейкурс Р. Счастье вашего ребенка: книга для родителей. Перевод с английского. Под ред. А. В. Толстых. М., Прогресс. 1986. 239 с.58: Зиман Э., Бьюнеман О. Толерантные пространства и мозг // На пути к теоретической биологии. М. Д970. С. 27−34
- Зимбули А.В. Почему терпимость и какая терпимость? // Вестник СПбГУ. № 3. С. 23 -27.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997. 480sс.
- Золотухин В.М. Терпимость как общечеловеческая ценность // Современные проблемы гуманитарных дисциплин. 4.1. М., 1997. С.7−9.
- Золотухин В.М. Две концепции толерантности. — Кемерово: 1999. С. 63.
- Зотова Н. Г, Формирование смысловой сферы личности педагога. Дис.канд.пед. наук. Волгоград. 1988. 159 с.
- Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М., 1982. С. 80.
- Изард К. Психология эмоций. СПБ., М., 1999. 560 с.
- Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000. 288 с.
- Ищенко Ю.А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема // Философская и социологическая мысль. 1990. № 4. С. 48 — 60.
- Казаков Е.Ф. Педагогика мира: постановка проблемы, ее обоснование. //Советская педагогика. 1989. № 1. С. 132 137.
- Карлгрен Ф. Воспитание к свободе /пер с нем. М., 1992. 229 с.
- КингМ.Л. Любите врагов ваших. // Вопросы философии. 1992. № 3 С. 66−70.
- Кинг М.Л. Паломничество к ненасилию. // Ненасилие: философия, этика, политика. М., 1993. С. 175−187.
- Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. М., 2004. 176 с.
- Кобесашвили Н.Л. Воспитание толерантности в полиэтнической образовательной среде //Вестник Ставропольского государственного/ университета. Ставрополь. 2008. № 55. С. 27−31.
- Кобесашвили Н.Л. О некоторых проблемах межкультурного образования в России //Труды молодых ученых Владикавказского научного центра РАН. Владикавказ. 2008. № 3. С. 68−74.
- Кобесашвили Н.Л., Некоторые аспекты исследования процесса формирования толерантной личности в студенческой среде //Сборник научных трудов Северо-Осетинского отделения Академии наук высшей школы РФ. Владикавказ. 2008. № 6. С. 24 -29.
- Коган М.С. Мир общения: проблемы международных отношений. М., 1988,319 с.
- Козлова А.Г. Теоретические основы педагогики ненасилия: Дис. докт. пед. наук-СПб., 1997. 372 с.
- Кон И.С. В поисках себя. М., 1984. 335 с.
- Кон И.С. К проблеме национального характера. // История и психология. Под редакцией Б. В. Поршнева и Л. И. Анциферовой. М., 1971. С. 122−158.
- Кондаков A.M. Формирование установок толерантного сознания //Всероссийская научно-практическая конференция «Культура мира и ненасилия в воспитании учащихся: опыт регионов России»: сборник материалов. М., 1999, С. 37−38.
- Кондратьева С.В. Межличностное понимание и его роль в общении. Л., 1977. 186 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Директор школы. 2002. № 1.С.97−126
- Косолапов Н.И. Сила, насилие, безопасность: современная диалектика взаимосвязей //МЭМО-1992 № 11 С. 44−51
- Кривобоков И.А. Социальный мониторинг. Теоретико-методологическое обоснование. Статистический анализ. Дисс. канд. филос. наук. М., 1994. 116 с.
- Кривцова С. В. Навыки жизни: в согласии с собой и миром.М., 2002. С. 129.
- Крутецкий В.А. Психология. М., 1980. 352 с.
- Кувакин В.А. Твой ад и рай. Человечность и бесчеловечность в человеке. М., 1998. 213 с.
- Куперсмит Г. В книге Клепцовой Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. М., 2004. С. 176.
- Куртц П. Запретный плод. Этика гуманизма. — М., Генезис. 1993. С. 160.
- Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. 1994. № 6. С. 27.
- Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования. //Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975. С. 106−123.
- Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974. С. 220.
- Леонтьев А.А. Совместная деятельность общения, взаимодействия: к обоснованию «педагогики сотрудничества». // Вестник высшей школы. 1989. № 4. С. 39 48.
- Лешкевич Т.Г. Неопределенность в мире неопределенности. Ростов-н/Дону., 1994.216 с.
- Лири Т. Психологичесие методики. — М., 2006. С. 108.
- Лисовский В.Т. О чем спорят старшеклассники. — М., Педагогика. 1990. С. 190.
- Ломов Б.Ф. Системность в психологии: Избранные психологические труды.М., Воронеж.2003. 424 с.
- Лотман Ю.М. и тартусско-семиотическая школа. М., 1994. 459 с
- Лысенкова С.И. Когда легко учиться: Из опыта работы учителя.М., 1985. С. 176.
- Мадди С. В книге Кпепцовой Е.Ю. Психология и педагогика толерантности.М., 2004. 176с.
- Макаев В.В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. № 4. С. 6. и С. 8−9
- Маралов В.Г. Ненасилие как профессиональная позиция педагога. // Учитель современной школы: Тезисные доклады одиннадцатой Всероссийской конференции по педагогике ненасилия. СПб.: «УЕКУА МА015ТКТ, 1996. С.5−8.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.:Просвещение, 1993.216 с .
- Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики.М., 1999. С. 112.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб., М., 2003. 688 с.
- Маралов В.Г., Ситаров В. А. Педагогика ненасилия. М., 1992. С. 50−55.
- Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. Перевод Г. Балл. -М., 1999. 223 с.
- Моисеев Н.Н. Пути к созиданию. М., Республика. 1992. 225 с.
- Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка // История дошк. заруб, педагогики: Хрестоматия. М., 1974. С. 24 35.
- Муздыбаев К. Психология ответственности. — СПб. 1983. 240 с.
- На пути к толерантному сознанию /Отв.ред. А. Г. Асмолов. М., 2000. С. 255.
- Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. -М., 2001. Кн. 1 С. 210−213. Кн. 3. С. 411−425.
- Никаноров Н.Д. На пути к гуманной педагогике. // Советская педагогика. 1990. № 9. С. 41−47.
- Никитин А.Ф. Педагогика прав человека. М., 1994. С. 122 -125.
- Новиков A.M. Профессиональное образование в России. М. 1997. 169с.
- Новикова JI.H., Кулешова Н. В. Воспитательное пространство: опыт и размышления. М., 1996. С. 195−202.
- Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М., 1998. С. 464−475.
- Огурцов А. Н. Рефлексия в. науке и обучении. // Вопросы философии. 1986. № 2. С. 160.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов. / Под редакцией Н. Ю. Шведовой. 14-е изд., стереотип. М., 1983. С. 816.
- Оллпорт Г. Природа предубеждения // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. № 5. -М., Изд-во МГУ. 2003. С. 59
- Олынанникова А.Е. К психологической диагностике эмоциональности // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: МГУ, 1978.
- Осгуд Ч. Психологический словарь. М., 1977. С. 380.
- Педагогика высшей школы. Ответственный редактор член-корр. АПН СССР Ю. К. Бабанский. Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского университета, 1972.
- Педагогика и психология высшей школы. /Отв.ред. С. И. Самыгин. -Ростов н/Д., 1998. С. 544.
- Педагогика как диалог педагогик: Тез. Докл. X Всерос. Конф. По педагогике ненасилия. СПб., РГПУ, 1995. С. 56−71.
- Педагогика мира. Международный опыт. — Томск, 1991. С. 40.
- Петрицкий В.А. Толерантность-универсальный этический принцип //Известия СП лесотехнической академии. СПб., 1993. С.139−151.128 .Педагогика и психология высшей школы. /Отв.ред. С. И. Самыгин. — Ростов н/Д., 1998. С. 544.
- Педагогика мира. Международный опыт. — Томск, 1991. С. 40.
- Пинский А.А. Комплексные проекты модернизации образования. // Педагогика. 1989. № 3. С. 123−127.
- Погодина А. А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. — М. 2002.311 с.
- Попков В.А., Коржуев А.ВА. Дидактика высшей школы. М., 2001. 136с.
- Попков В. А. Коржуев А.В. Методология педагогического исследования и дидактика высшей школы. М., 2000. 184 с.
- Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. С-Пб., М., Харьков, Минск. 1999. 432 с.
- Резникова И.Б. Формирование этнической толерантности у студентов^-вузов в условиях национального региона. дисс. канд. пед. наук -Владикавказ, 2007. 177с.
- Рерих Н.К. Избранное. М., 1979.382 с.
- Риэрдон Б. Толерантность дорога к миру. М., 2001. С. 256.
- Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. М.1997. 320 с.
- Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М., 2002. 480 с.
- Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск. 1992. 286 с.
- Руссо Ж. Ж. Педагогические сочинения, в 2- х т. 1992. С. 275
- Саймон Ж. Выход из насилия. -М., 1990. С. 323.
- Садохин А.П., Грушевицкая Т. Г. Этнология. М. 2000. С. 35−74.
- Секун В.И. Индивидуально-психологические особенности и взаимоотношения студентов.-Минск, 1976. 188 с.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М., 1999. 272 с.
- Сиротин О.А. К вопросу о психофизиологической природе ЭУ спортсмена // Вопросы психологии. 1973. № 1. С. 29 31.
- Ситаров В.А., Маралов В. Г. Педагогика ненасилия гуманизм в. действии. — М., 1990. С. 92.
- Скрябина О. Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников. Дисс.канд.пед.наук. -Кострома, 2000. 209 с.
- Словарь иностранных слов. /Ред. В. Л. Пчелкина. 18 изд., стереотип. — М, 1989. С. 624.
- Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. М.: Политиздат, 1989.С.447.
- Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 2001.742 с.
- Советский энциклопедический словарь. М.:Рус.Яз., 1990.С.160.
- Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2000. 325 с.
- Солдатова Г. У. Межэтническая напряженность. М.: Смысл, 1998. С. 242.
- Степанов С.Ю., Семенов И. Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач. // Вопросы психологии. 1982. № 1, С. 70−74.
- Суртаева Н.Н. Педагогическая рефлексия необходимый компонент культуры педагога. — Тюмень, 1995. С. 45−48.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. -М., 1990. 288 с.
- Теория и практика воспитательных систем /отв. Ред. Л. И. Новиков. — М., 1993. 212 с.
- Тишков В.А. Очерки, теории и политики-этничности в России. — М., 1997. 532 с.
- Тишков В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах. М., 1997. С. 420.
- Тишков, В: А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе //Вопросы социологии. 1993. № 1−2. О. 339.
- Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика).Сборник научно-методических статей. М, 2003.С.368.
- Толерантность: М-лы регион, научно-практ. конференции. Якутск: ЯНЦСО РАН, 1094. 247 с.
- Толерантность: Сборник научных статей. Вып. 1. Кемерово: Кузбасиздат, 1995. 342 с.
- Толстикова С.Н. Развитие коммуникативной толерантности у будущих социальных педагогов системы образования. Дис.канд.пс.наук. Калуга- 2002, 198 с.
- Толстой Л.Н. Путь к жизни. М.: Республика, 1993. 601 с.
- Тхагапсоев Х.Г. О новой парадигме // Педагогика. 1999. № 1 С. 105,109.
- Уманский А.Л. Педагогическое стимулирование лидерства в подростковой группе. Диссертация канд. пед. наук. Казань, 1993». 125 с.
- Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М., 2003. С. 336.
- Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Под. ред. Гурова В. Н. Педагогическое общество России. М., 2004.240 с.
- Хантингтон.С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. № 1. С. 35.
- Хъелл Л., Зиглер Д. Теория личности. — СПб., М., 1999. 608 с.
- Чалдини Р. Психология влияния. — СПб., М., 2001. 272 с.
- Чебыкин А .Я., Аболин JI.M. Исследование эмоциональной усойчивости и психологические средства ее формирования у спортсменов // Психологическийокурнал. 1984. Т.5. № 4. С. 83 -90.
- Швайко А.В. Педагогические условия формирования коммуникативных качеств у студентов в процессе профессиональной' подготовки: Дисс, канд. пед. наук. Уфа, 1997. 171 с.
- Швейцер А. Благоговение перед жизнью /Пер.с нем. М.: Прогресс, 1992. 572 с.
- Швейцер А. Культура и этика / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1973.С.343.
- Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М.: Прометей, 1993. 367 с.
- Шиянов Е.Н., Котова Н. Б. Развитие личности в обучении. М., 2000. С. 288.
- Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. / Под редакцией B.C. Библера. Кемерово, 1993. С. 213.
- Шрейдер Ю.А. Равенство, сходство, порядок.М., 1971. 224 с.
- Штайнер Р. Философия свободы. Основные черты одного совершенного мировоззрения. / Пер с нем. Ереван, 1993. 224 с.
- Щедровицкий Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия. Алма-Ата, 1974. С. 12−28.
- Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. М.: «Ось-89», 2004. С. 79.
- Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. Минск, 1998. 768с.
- Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991. 192 с.
- Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М., 1979. С. 264.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М. 1979. 346 с.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения //Вопросы психологии 1995. № 2. С. 31−42.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1989. 320 с.