Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методическая подготовка будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников решению «открытых» задач

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение. Основные положения диссертации докладывались на научных конференциях НГПИ (2003, 2004, 2005 г. г.), на Международных научно-практических конференциях (Ассоциация «Школа 2000.», Москва — 2003 г.), НГПИ (2004 г.), на Колмогоровских чтениях (Ярославский государственный педагогический университет — 2006 г.). На основе материалов диссертации был разработан и читается спецкурс… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки исследования профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников решению «открытых» задач
    • 1. 1. Профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов
    • 1. 2. Пути совершенствования методико-математической подготовки учителей начальных классов к обучению младших школьников решению «открытых» задач
    • 1. 3. Теоретическая база подготовки будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников решению «открытых» задач
  • ГЛАВА 2. Технология подготовки будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников решению «отрытых» задач
    • 2. 1. Теоретическая подготовка будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников решению «открытых» задач
    • 2. 2. Основы методической подготовки будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников решению «открытых» задач
    • 2. 3. Описание экспериментальной работы

Методическая подготовка будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников решению «открытых» задач (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях, определяемых происходящими в начальной школе переменами, Государственным образовательным стандартом, традиционная экстенсивная система подготовки будущего учителя, где все попытки ее совершенствования рассматриваются только лишь как изменения количественных параметров, становится непродуктивной. Она не дает простора творческому поиску, проявлению всего личностного потенциала учителя в практике обучения учащихся, использованию активных, развивающих форм обучения младших школьников,.

Нацеленность начального математического образования на развитие творческого мышления учащегося, на усиление понятийной линии начального курса математики, на приоритет продуктивных и вариативных учебных заданий, на использование моделирования, проблемно-поисковых исследовательских методов, на постановку открытых проблем и задач для усвоения младшими школьниками математического содержания предъявляют новые требования к профессиональной подготовке учителя начальных классов.

Результаты анализа трудностей, возникающих у учителей начальных классов в процессе работы по развивающим учебникам математики, свидетельствуют о том, что их педагогическое сознание не готово принять и самостоятельно реализовать идеи развивающего обучения в конкретном учебном предмете, в частности — математике.

Важное место в профессиональной подготовке учителя начальных классов занимает методико-математическая подготовка. Традиционная математическая подготовка учителя начальных классов, рассматриваемая одновременно и как общекультурная, общенаучная, и как профессиональная подготовка, статична, не отражает вариативности образования. В соответствии с традициями, основное содержание методической подготовки будущего учителя начальной школы состоит в обучении его сообщению математических знаний младшим школьникам, формированию у них элементарных математических умений и навыков. Методико-математическая подготовка будущего учителя начальной школы не отвечает потребностям современного начального обучения в плане развития творческой личности младшего школьника, формирования творческих умений.

Перед педагогическими высшими учебными заведениями стоит задача подготовки учительских кадров для начальной школы, способных организовать развитие младшего школьника как творческой личности.

Многие психолого-педагогические труды посвящены становлению и развитию творческой личности младшего школьника. Среди них выделим работы, посвященные общим проблемам развития творческих качеств личности младшего школьника и развитию мышления (J1.C. Выготский, С. Г. Глухова, JI.A. Григорович, А. В. Гринева, В. В. Давыдов, И. В. Ильинская, Е.Н. Кабанова-Меллер, З. И. Калмыкова, В. Т. Кудрявцев, Н. С. Лейтес, А. Н. Лук, Н. А. Менчинская, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Л. М. Фридман, М. А. Холодная, Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.), связям творческого мышления с эмоциями (Н.В. Кочелаева), творческой активности, самостоятельности и критичности мышления (А.С. Байрамов, Т. А. Капитонова, Г. Н. Никулина, А. Я. Савченко и др.), творческих и математических способностей (Н.К. Винокурова, И. В. Дубровина, О. Д. Захарова и др.), формированию приемов умственной деятельности, умений и навыков (А.Е. Дмитриев, А.И. Мартынова), познавательной самостоятельности и критичности мышления, самоконтроля (Г.М. Соснина), поисковой деятельности (В.Б. Качалко) и др.

В работах названных авторов обосновывается правомерность рассмотрения понятия «творческая личность младшего школьника», утверждается необходимость развития творческого потенциала младшего школьника как интегральной характеристики личности, свидетельствующей о ее возможностях создавать новое, оригинальное. Подробно рассматриваются некоторые творческие качества личности младшего школьника. Отмечается, что творческий потенциал предполагает сформированность других, тесно связанных с названной способностью и взаимопроникающих качеств личности, что творческие качества не могут формироваться изолированно, в отрыве от других черт личности. В то же время психолого-педагогические аспекты творческой личности младшего школьника остаются не связанными с предметной подготовкой учащегося.

Общим проблемам обучения младших школьников математике посвящены работы И. И. Аргинской, А. К. Артемова, Н. Б. Истоминой, Н.С. Подхо-довой, A.M. Пышкало, А. И. Раева, А. А. Столяра, Л. В. Тарасова, Я. Ханиш и др. Кроме этого, в исследованиях разных авторов решаются частные проблемы. Так, функциональной пропедевтике уделяют внимание в своих исследованиях А. А. Михеева, Е. Д. Цыдыпова, развитию геометрических представлений — С. Ю. Дивногорцева, Е. В. Знаменская, И. А. Кочеткова, С. В. Маслова, Д. М. Нурмагомедов, М. В. Пидручная, В. Н. Фрундинрешению текстовых задач и систем задач — В. В. Малыхина, А. К. Мендыгалиева, Я. Гжесяк, В. Е. Гергеновадоказательству математических предложений и комбинаторным рассуждениям — Е. Е. Белокурова, В. Н. Медведскаявзаимосвязи учебной и игровой деятельности — Ж. В. Арутюнянорганизации самостоятельной работы в учебной деятельности — Н. Г. Калашникова, Л.Г. Лато-хина и др. [7].

Проблеме совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущего учителя посвящены работы П. Ф. Кравчук, Л. Д. Кудрявцева, В. Г. Максимова, М. В. Потоцкого, М. Н. Скаткина, Н. Ф. Талызиной, Т. Н. Шалавиной, Г. И. Щукиной и др.- в частности, математической подготовке будущего учителя — работы Ф. С. Авдеева, В. В. Афанасьева, Н.Я. Ви-ленкина, В. А. Гусева, Г. Д. Глейзера, Г. В. Дорофеева, Г. В. Злоцкого, Т. А. Ивановой, Э. И. Кузнецова, Г. Л. Луканкина, А. Г. Мордковича, И. А. Новик, Н. Л. Стефановой, А. А. Столяра, Н. А. Терешина, Р. С. Черкасова и др. В работах названных авторов рассматриваются методические основы формирования творческой активности, методической культуры и других качеств будущего учителя.

Ряд исследований посвящен психолого-педагогическим основам профессиональной подготовки будущего учителя начальной школы, в том числе развитию творческих качеств личности младшего школьника, творческого потенциала, творческих способностей, творческой активности и т. д.: J1.A. Адольф, Н. М. Бружуковой, J1.K. Веретенниковой, Т. И. Вороновой, Г. Ш. Гайнутдинова, Т. Е. Демидовой, Н. Г. Дендеберя, З. С. Левчук, Р.К. Ма-ремкуловой, В. В. Родионовой, В. А. Сластенина и др.

В этих исследованиях отмечается, что в настоящее время проблема подготовки учителя, ориентированного на развитие творческого потенциала школьника, выдвигается на первый план, так как школа остро нуждается в учителях, подготовленных к формированию творческой личности младшего школьника.

Отметим работы, посвященные совершенствованию методико-математической подготовки будущего учителя начальной школы и отдельным аспектам его подготовки к развитию творческой личности младшего школьника в процессе обучения математике: М. И. Айзенберг, С. Е. Архиповой, Г. В. Бельтюковой, С. С. Гамидова, Т. В. Зацепиной, Н. Б. Истоминой, М. И. Моро, Ю. К. Набочук, Л. П. Нестеренко, Н. С. Подходовой, A.M. Пыш-кало, В. А. Ситарова, Т. В. Смолеусовой, А. А. Столяра, Л. П. Стойловой, О. В. Тарасовой, А. Г. Толмашова, И. В. Шадриной, С. Т. Швецовой, Р.Н. Ши-ковой, Н. В. Черноусовой, П. М. Эрдниева и др.

В ряде работ указывается, что будущий учитель начальной школы должен овладеть активными методами обучения младших школьников математике. Так, С. С. Гамидов [66], рассматривая математическую подготовку будущего учителя начальной школы, особое внимание уделяет ее методологической, профессиональной, научно-теоретической и практической направленности. Н. Б. Истомина [119] акцентирует внимание на использовании учителем того или иного метода работы и отдает предпочтение тем, которые побуждают младших школьников к продуктивной, творческой деятельности.

Работы вышеназванных авторов внесли значительный вклад как в теорию и практику подготовки учителя начальных классов к обучению младших школьников математике, так и в развитие современных направлений методики обучения младших школьников математике.

Российская система педагогического образования сегодня находится на пути поиска новых форм улучшения профессиональной подготовки специалистов — будущих педагогов, не только владеющих основами наук, но и способных применять свои знания на практике, педагогически грамотно на базе современных образовательных технологий передавать знания, способствовать овладению учащимися обобщенным инструментарием саморазвития интеллектуальной сферы. По мнению ученых-методистов (В.А. Гусев, И. А. Володарская, О. Б. Епишева, Ю. М. Колягин, В. И. Крупич, Г. Л. Лукан-кин, Е. И. Лященко и др.), специфической особенностью интеллекта является, в первую очередь, обобщенное познавательное умение создавать и решать задачи. Поэтому в профессиональной подготовке будущего учителя особое место должно отводиться формированию деятельности по обучению школьников решению задач, в процессе которой учитель будет уделять достаточно внимания вопросам овладения учащимися системы обобщенных знаний о предмете деятельности, в частности о задаче, о решении задач, и формировать у обучаемых осознанное оперирование ими [6, с. 25−30].

Обществу нужны люди, умеющие самостоятельно принимать решения, инициативные и изобретательные. Важнейшим средством развития мышления учащихся является решение задач. В педагогической психологии, дидактике и методике обучения математике были проведены исследования по проблеме теории задач. В исследованиях Н. Г. Алексеева, Г. А. Балла, А. Л. Гуровой, Л. М. Фридмана, М. Я. Лернера, Ю. М. Колягина, В. И. Крупича, Н. Ю. Посталюк, А. А. Столяра и др. ставятся и решаются вопросы постановки задач, их структуры, методики обучения решению задач и обучения решению задач, обучение математике через решение задач.

К сожалению, большинство задач в традиционных учебниках математики являются стандартными задачами, решаемыми по известным алгоритмам, в то время как обучить школьника поиску вариативных решений, выбору лучших результатов эффективнее через «открытые» задачи — задачи, предполагающие многовариантность решений, ответов, исследований, изображений, прогнозов и т. д.

Таким образом, актуальность выбранной темы определяется:

— необходимостью совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей математики в области теории и практики решения «открытых» задач, ввиду отсутствия исследований по этой проблеме;

— необходимостью преодолеть противоречие между растущим объемом информации и потребностью в качественных и глубоких знаниях при дефиците аудиторного времени, между массовостью обучения и индивидуальным характером усвоения, между необходимостью обновления содержания образования и отсутствием соответствующей учебной литературы. Таким образом, существует противоречие между необходимостью совершенствования методико-математической подготовки будущих учителей начальных классов, использования задачного подхода в методико-математической подготовке с целью повышения ее качества, развития творческих способностей младших школьников и неразработанностью данной проблемы.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки на педагогических факультетах будущих учителей начальных классов.

Предмет исследования — методико-математическая подготовка будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников решению «открытых» задач.

Цель исследования: разработать и обосновать, экспериментально апробировать в учебном процессе методическую систему подготовки будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников решению «открытых» задач.

Гипотеза исследования: предполагает, что качество профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов повысится, если: 1) целью методико-математической подготовки является формирование методико-математической составляющей профессиональной компетенции учителей при реализации задачного подхода на примере технологии «открытых» задач в обучении математике младших школьников;

2) дидактический процесс методико-математической подготовки строится в соответствии с технологической моделью деятельности по подготовке к обучению младших школьников решению «открытых» задач;

3) содержание методико-математической подготовки включает теорию обучения решению «открытых» задач.

Задачи исследования:

• Систематизировать и развить теоретические положения, на основе которых строится обучение решению «открытых» задач.

• Разработать технологическую модель методико-математической подготовки будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников решению «открытых» задач.

• Разработать методическую систему обучения младших школьников решению «открытых» задач.

• Экспериментально проверить эффективность разработанной системы.

Методологической основой исследования являются: психологическая теория деятельности (J1.C. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Р.Х. Шакуров), концепция построения профессиональной модели специалиста (А.А. Кирсанов, Н. В. Кузьмина, Н. Н. Нечаев, Н. А. Половникова, Е. Г. Осовский, В.А. Сласте-нин, З. А. Смирнова, Н.Ф. Талызина).

В ходе решения поставленных задач применялись различные методы: изучение и анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы по проблеме исследованияметод моделированияизучение и обобщение отечественного и зарубежного педагогического опыта по исследуемой проблемеанализ личного опыта работа в школе и вузе, педагогический эксперимент, наблюдениеметоды статистической обработки результатов исследования.

Научная новизна исследования.

1. Разработана методическая система подготовки будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников решению «открытых» задач, представленная в виде:

— технологической модели методико-математической подготовки будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников решению «открытых» задач;

— разработки по данной модели спецкурса, практикума по формированию у будущих учителей начальных классов умений, необходимых для обучения младших школьников решению «открытых» задач.

2. Представлена общая характеристика и классификация «открытых» задач, которая включает в себя следующие составляющие:

— задачи, предполагающие многовариантность методов, решений;

— задачи, которые могут быть интерпретированы по-разному;

— задачи, порождающие другие задачи или обобщения;

— задачи, предполагающие многовариантность ответов.

3. Предъявлены общие требования к формулировке «открытых» задач:

— формулировка задач должна отражать цель исследования, которую нужно достигнуть, или проблему, которую нужно преодолеть:

— она может предполагать развитие в разных направлениях проведенных рассуждений, приводя к обобщению;

— формулировка задач может содержать требования что-то обосновать, доказать, объяснить, исследовать и т. д.;

— «открытая» задача позволяет замечать некоторые закономерности, сталкивать с проблемными ситуациями, выдвигать гипотезы и т. д.

4. Разработана методика решения «открытых» задач, представленная в виде:

— общего подхода к решению «открытых» задач, который заключаются в редукции (сведении) их к «закрытым» задачам и использовании метода суперпозиции (наложения) частных решений в получении общего решения;

— методических особенностей решения каждого вида «открытых» задач;

— модели формирования умений, необходимых для решения «открытых» задач.

5. Определены этапы обучения младших школьников решению «открытых» задач:

— приобретение младшими школьниками опыта «встречи» с «открытыми» задачами путем переформулировки условия и (или) требования «закрытой» задачи;

— освоение решения «открытых» задач соответствующего вида;

— решение готовых «открытых» задач путем переноса методов и умений в знакомую ситуацию.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что:

— теоретически обоснована технологическая модель методико-математической подготовки будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников решению «открытых» задач;

— разработанные положения позволяют построить систему подготовки учителей средних школ, преподавателей колледжей и вузов к обучению учащихся и студентов решению «открытых» задач;

— результаты исследования дают теоретическую основу системы обучения учащихся средних школ, колледжей и студентов вузов решению «открытых» задач.

Практическая значимость исследования состоит в возможности практической реализации на педагогических факультетах системы методической подготовки учителей к обучению младших школьников решению «открытых» задач. Разработанная система позволит усилить профессиональную подготовку будущих учителей. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке и проведении практических занятий со студентами по методике преподавания математики в педагогических колледжах и вузах, а также при разработке спецкурса по подготовке учителей начальных классов к обучению младших школьников решению «открытых» задач.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2000;2001 гг.) изучалось состояние проблемы в теории и практике педагогической и научно-методической литературы по теме диссертации, определялись исходные теоретические позиции, разрабатывалась рабочая гипотеза, задачи исследования и методика педагогического эксперимента.

На втором этапе (2001;2002гг.) уточнялась гипотеза исследования, проводился педагогический эксперимент, обосновывались организационно-дидактические условия подготовки учителя начальных классов к обучению младших школьников решению «открытых» задач.

На третьем этапе (2002;2005 гг.) был завершен педагогический эксперимент, обработаны полученные результаты, обобщены результаты исследования, завершено их оформление и внедрение.

На защиту выносятся:

1) технологическая модель методико-математической подготовки будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников решению «открытых» задач позволяет развивать мотивацию творческого самосовершенствования и самореализации студентов, основанной на их уверенности в успехе, в удачном решении проблемы «открытой» задачи;

2) обучение младших школьников решению «открытых» задач реально при условии разработки специальной методики организации этого обучения;

3) необходимым условием освоения умений решать «открытые» задачи является разработка общего метода их решения с учетом методических особенностей решения «открытых» задач разных видов;

4) обучение исследовательским умениям, лежащим в основе решения «открытых» задач, должно быть представлено обучающей моделью, в которой деятельность учащихся начальных классов на уроках математики организуется в соответствии со структурой математического исследования на основе деятельностного подхода.

Обоснованность и достоверность научных результатов и выводов обеспечены всесторонним изучением проблемы, целесообразным сочетанием эмпирических и теоретических методов исследования, личным участием диссертанта в организации и проведении педагогического эксперимента, применением в процессе обработки результатов методов математической статистики.

Апробация и внедрение. Основные положения диссертации докладывались на научных конференциях НГПИ (2003, 2004, 2005 г. г.), на Международных научно-практических конференциях (Ассоциация «Школа 2000.», Москва — 2003 г.), НГПИ (2004 г.), на Колмогоровских чтениях (Ярославский государственный педагогический университет — 2006 г.). На основе материалов диссертации был разработан и читается спецкурс для студентов НГПИ. Выводы и результаты исследования публиковались в ряде статей, тезисов, методических пособиях. По теме исследования студентами было написано три дипломных проекта. Один из них принял участие во Всероссийском конкурсе дипломных работ педвузов и получил положительный отзыв. Студентка Тарабрина Юлия была награждена почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретическое исследование и проведенный эксперимент дают возможность сделать соответствующие выводы и сформулировать полученные результаты.

1. Проанализирована система начального курса математики с целью выявления задачного подхода в профессиональной подготовке будущих учителей начальных школвыявлено наличие «открытых» задач в учебниках математики для начальной школы, исследованы роль и место таких задач в обучении младших школьников. Роль включения «открытых» задач в процесс математической подготовки учеников младших классов заключается в повышении качества их математической подготовки, эффективности обучения решению любых задач, подъеме активности младших школьников на уроках математики.

2. Исследована роль «открытых» задач в истории развития задачного подхода. Выявлено, что «открытые» задачи в обучении математики уже длительное время практикуются за рубежом. Метод применения «открытых» задач введен японскими исследователями и развит исследователями США и других стран. Установлено, что Российская школа с большим опозданием занялась этой проблемой. Вариативное обучение по учебникам под редакцией Н. Б. Истоминой, Л. Г. Петерсон и др. основано на формировании логических приемов мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение). Исследование показало важнейшую роль сформированно-сти данных приемов при обучении младших школьников решению «открытых» задач.

3. В результате проведенной экспериментальной работы доказано положительное влияние регулярного применения «открытых» задач на уроках математики в младших классах на формирование творческих способностей детей, на развитие их мыслительной деятельности, и как результат — заметный качественный рост умения их решать.

4. В результате проведенного исследования раскрыта сущность понятия «открытые» задачи. Дано теоретическое обоснование каждого типа «открытых» задач. Выявлены возможности широкого использования «открытых» задач в обучении младших школьников математике как одного из средств математического развития учащихся. Доказано, что обучение младших школьников решению задач осуществляется успешнее, если оно ведется с использованием «открытых» задач, предложена методика обучения решению «открытых» задач.

5. Проведенное исследование показало, что успешное решение «открытых» задач учащимися начальных классов во многом зависит от уровня профессиональной подготовки учителя, от его педагогической компетентности и степени владения педагогическим мастерством, от его знания и умения творчески применять возможности «открытых» задач в обучении. Будущий учитель начальных классов должен научиться: определять тип любой «открытой» задачи, уметь ее решатьпроводить грамотно и четко их анализвладеть деятельностным подходом при их решенииформировать исследовательские умения в соответствии со структурой математического исследования.

6. Прошла экспериментальную проверку на занятиях методики математики система обучения младших школьников решению «открытых» задач через использование структуры математического исследования и деятельно-стного подхода, в процессе которой студенты сами овладевали умениями, необходимыми для их решения.

7. Ввиду недостаточного аудиторного времени, был создан спецкурс по подготовке будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников решению «открытых» задач, в основе которого лежала разработанная нами технологическая модель деятельности. Методическая и теоретическая подготовка студентов при изучении данного спецкурса предусматривает достижение компетентности выпускника, что очень важно ввиду альтернативных школ и программ.

8. В процессе деятельности данного спецкурса, происходило развитие мотивации творческого самосовершенствования и самореализации студентов педфака через обучение решению «открытых» задач. Мотивация творческой самореализации студентов основана на их уверенности в успехе, уверенности в удачном решении проблемы «открытой» задачи. В процессе творческой деятельности на занятиях спецкурса студенты овладевали методикой решения «открытых» задач.

9. Проведенный эксперимент в процессе работы спецкурса показал, что студенты овладели принципом деятельностного подхода ведения урока математики, структурой математического исследования, научились составлять и проводить уроки по знакомству с исследовательскими умениями, лежащими в основе решения «открытых» задач, в соответствии с основными этапами формирования этих решений.

10. В процессе работы спецкурса было проведено исследование по определению уровня сформированности умения решать «открытые» задачи, которое показало хорошие результаты.

11. Таким образом, в ходе проведенного исследования решены все поставленные задачи, создана методическая система подготовки будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников решению «открытых» задач.

Основным выводом проведенного исследования является утверждение о целесообразности такой подготовки будущих учителей математики и о важности включения «открытых» задач в процесс обучения математике младших школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI.JI. Формирование познавательной активности учителя начальных классов в процессе его профессиональной подготовки: Дисс.. канд. пед. наук/JT.JT. Адольф. -М.: 1995,-282 с.
  2. М.И. Методические задачи как средство подготовки учителя начальных классов к обучению младших школьников математике: Дисс.. канд. пед. наук/ М. И. Айзенберг. М.: 1989, — 140 с.
  3. Актуальные проблемы методики обучения математике начальных классах/ Под ред. М. И. Моро, А. М. Пышкало. М.: Просвещение, 1977, — 245 с.
  4. Н.Г. Познавательная деятельность при формировании осознанного решения задач: Дисс.. канд. техн. наук/ Н. Г Алексеев. М.: 1975, — 150 с.
  5. Г. С. АРИЗ значит победа. Алгоритм решения изобретательных задач, АРИЗ — 85 — В/ Г. С. Альтшуммер// «Правила игры без правил» / Сост. А. Б. Селюцкий — Петрозаводск, 1989, — 280 с.
  6. Н.В. Методико-математическая подготовка студентов педагогических факультетов к развитию творческой личности школьника при обучении математике: Дисс.. д-ра пед. наук/ Н. В. Амосова. Астрахань, 1999,-410 с.
  7. Н.В. Формирование творческой личности младшего школьника средствами математики/ Н.В. Амосова// Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности педагогика и методика начального образования. — Астрахань: Изд-во АГПУ, 1998, — 166 с.
  8. И. К. Арифметика дробных чисел и основных величин/ И. К. Андронов.-М.: Учпедгиз, 1955,-319 с.
  9. А.К. Задачный подход в подготовке учителя к обучению/ А.К. Артемов// Начальная школа. 2002, — № 2. — с. 114−118.
  10. Ю.Артемов А. К. Развивающее обучение математике в начальных классах/ А. К. Артемов. Самара, 1997, — 118 с.
  11. П.Артемов А. К., Семенова Т. В. Введение в частные методики обучения/ А. К. Артемов, Т.В. Семенова// Учебное пособие. Пенза: Пенз. политех, ин-т, 1982,-76 с.
  12. С.Е. Подготовка будущего учителя к руководству развитием математического мышления младшего школьника: Дисс.. канд. пед. наук/С.А. Архипова. -М.: 1985,-242 с.
  13. З.Афанасьев В. В. Методические основы формирования творческой активности студентов в процессе решения математических задач: Дисс. в виде науч. докл. д-ра пед. наук/ В. В. Афанасьев. СПб.: 1997, — 61 с.
  14. Г. А. О системе основных понятий теории задач /М.А. Балке// Теория задач и способов их решения. Киев: ИК, 1974, — с. 57−68.
  15. П.Белокурова Е. Е. Методика обучения младших школьников проведению комбинаторных рассуждений при решении задач: Дисс. канд. пед. наук/ Е. Е. Белокурова. СПб.: 1993, — 158 с.
  16. Л.Ю. Графы помогают решать логические задачи/ Л.Ю. Березина// Математика в школе, 1972, № 2, с. 62−65.
  17. Д.Б. Пути к творчеству/ Д. Б. Богоявленская. М.: 1981, -96 с.
  18. Н.М. Система подготовки будущего учителя начальных классов к педагогическому творчеству: Дисс.. канд. пед. наук/ Н.М. Бружу-кова. М.: 1993, — 185 с.
  19. С.А. Обучение старшеклассников решению изобретательских задач: Автореф. дисс.. канд. пед. наук/ С. А. Вахрушев. Красноярск: 2002, — 23 с.
  20. JI.К. Подготовка будущего учителя к формированию творческого потенциала школьников: Дисс.. д-ра пед. наук/ JI.K. Вере-тенникова. Казань, 1997, — 340 с.
  21. И.Л., Кайков И. К. Лестница идей: основы теории решения изобретательных задач/ И. Л. Викентьев, И.К. Кайков// ТРИЗ в примерах и задачах. Новосибирск. — 1992, — 104 с.
  22. Н.К. Использование системы познавательных задач для развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения: Дисс. канд. пед. наук/ Н. К. Винокурова. М.: 1997, — 156 с.
  23. Возрастные возможности усвоения знаний/ Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. -М.: Просвещение, 1966, 442 с.
  24. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся/ Под ред. И. С. Якиманской М.: Педагогика, 1989, — 229 с.
  25. Л.Г. Развитие творческих способностей учащихся/ Л.Г. Вяткин// Актуальные проблемы развития личности учащихся. Саратов: СГУ, 1995,-с. 32−40.
  26. Г. Ш. Организационно-педагогические условия формирования педагогического мастерства у будущих учителей начальной школы: Дисс. канд. пед. наук/ Г. Ш. Гайнутдинов. Казань, 1997, — 242 с.
  27. Е.Н. Справочное пособие по формированию вычислительных навыков у младших школьников/ Е. Н. Галиуллина. Набережные Челны: Изд-во НГПИ. 1998, — 24 с.
  28. Е.Н. Что такое «открытые» задачи/ Е.Н. Галиуллина// Младший школьник, воспитание, развитие: Ульяновск: УГПУ. 2003, с. 24−26.
  29. Е.Н. Заседание «круглого» стола по проблемам открытого подхода в обучении младших школьников на педфаке НГПИ/ Е.Н. Галиуллина// Газета «Челнинские известия» № 18. 2003, 5 с.
  30. Е.Н. Подготовка будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников решению «открытых» задач/ Е.Н. Галиуллина// Вестник НГПИ. Набережные Челны: 2003, — с. 24−32.
  31. Е.Н. Математический КВН (для 3−4 классов). /Е.Н.Галиуллина// Уроки в начальной школе: Когда закончатся уроки, пособие для учителя. М: Начальная школа, Приложение, — 2004, — № 3 -с. 85−90.
  32. Е.Н., Габидинова Г.М.Справочное пособие по интегральному исчислению функции одной переменной/ Е. Н. Галиуллина, Г. М. Габидинова. Набережные Челны: Изд-во Полиграф-Центр. 2004, — 43 с.
  33. Е.Н. Теория и практика методико-математической подготовки студентов педагогических факультетов к обучению младших школьников решению «открытых» задач/ Е. Н. Галиуллина. Набережные Челны: Изд-во НГПИ. 2006, — 138 с.
  34. П.Я. Организация умственной деятельности и эффективность учения/ П.Я. Гальперин// Возрастная и педагогическая психология. -Пермь: 1974, — 194 с.
  35. С.С. Профессионально-педагогическая направленность математической подготовки будущего учителя начальной школы в педвузе/ С. С. Гамидов. Баку: 1991, — 386 с.
  36. Х.Ж. Теоретические основы развивающего обучения математике в средней школе: Дисс.. д-ра пед. наук/ Х. Ж. Танеев. Екатеринбург: 1997,-327 с.
  37. В.Е. Текстовые задачи как средство формирования математических понятий и представлений у младших школьников: Дисс.. канд. пед. наук/ В. Е. Танеев. М.: 1987, — 159 с.
  38. П.Ю. Сборник задач по математике на сообразительность/ П. Ю. Германович. М.: Учпедгиз, I960, — 224 с.
  39. Гин А. А. Приемы педагогической техники/ А. А. Гин. М.: Витта-пресс. 2001,-20 с.
  40. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность/ А.А. Гин// Пособие для учителя. М.: Вита-пресс. 1999, — 88 с.
  41. Гин С. И. Из опыта работы по развитию мышления в начальной школе/ С. И. Гин. Ростов-на-Дону: Изд-во фирмы «АСПЕКТ-ТРИЗ». 1997, -71 с.
  42. Гин С. И. Мир фантазии/ С.И. Гин// Методическое пособие для учителей начальных классов. Часть 1 и 2. Версия 2.0. Гомель: изд-во Система профессиональных разработчиков, консультантов и преподавателей. ТРИЗ-ШАНС, 1995, — 138 с.
  43. Гин С. И. Мир человека/ С.И. Гин// Методическое пособие для учителей начальных классов. Гомель: 1994, — 110 с.
  44. .П. Введение в специальность математика/Б.П. Гнеденко. М.: Наука. 1991, — 240 с.
  45. В.Д. Использование алгоритма в процессе воспроизводящей и творческой познавательной деятельности учащихся/ В. Д. Голиков // -Дисс.. канд. пед. наук. МИГУ: 1983, — 185с.
  46. О.Ф. Профессиональная подготовка педагога к оценочной деятельности в процессе воспитания школьника/ О.Ф. Горбунова// Дисс.. канд. пед. наук. -МПГУ: 1999, -210с.
  47. Н.И. Развитие мышления учащихся/ Н.И. Гребцова// Начальная школа. 1994, — № 11. — с. 24−27.
  48. В.А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе: Дисс. д-ра пед. наук/ В.А. Гусев// М.: 1990, -364 с.
  49. В.А. Геометрия 5−6 класс/ В.А. Гусев// Учебное пособие. М.: ООО «ТИД» Русское слово — РО, 2002, — 250 с.
  50. В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике/ В.А. Гусев// Учебное пособие. М.: ООО Издательский центр «Академия». 2003, — 432 с.
  51. В.А., Комбаров А. П. Математическая разминка/ В. А. Гусев, А.П. Комбаров// Книга для уч-ся 5−7кл. М.: Просвещение. 2005, — 94 с.
  52. В. В. Теория развивающего обучения/ В. В. Давыдове.- М.: Ин-тор, 1996, — 173с.
  53. В.В. О понятии развивающее обучение/ В. В. Давыдов. М.: Педагогика. 1995, № 1. — с. 29−50.
  54. В.В. Проблемы развивающего обучения/ В.В. Давыдов// Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Педагогика. 1986, 240 с.
  55. А. Логические задачи и неравенства/ А. Дейнега// Квант. М.: 1976, № Ю,-с. 57−59.
  56. Т.Е. Подготовка студентов к формированию познавательных интересов у младших школьников (на материале методики преподавания математики и природоведения): Дисс.. канд. пед. наук/ Т. Е. Демидова. -Брянск: 1995, — 178 с.
  57. Т.Е., Тонких А. П. Теория и практика решения текстовых задач/ Т. Е. Демидова, А.П. Тонких// Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия». 2002, — 288 с.
  58. Журнал ТРИЗ Международной Ассоциации ТРИЗ // Серия Педагогика, № 2,2003,-91 с. 67.3ак А. З. Занимательные задачи для развития мышления/А.З. Зак// Начальная школа. -М.: 1985,№ 5.-с. 37−41.
  59. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младшего школьника/ А. З. Зак. -М.: 1984, — 152с.
  60. Г. И. ТРИЗ получает «пятерку»/ Г. И. Иванов// Правила игры без правил/ Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск: 1989, — 280 с.
  61. Е.И. В царстве смекалки/ Е.И. Игнатьев// Под ред. М. К. Потапова. 2-е изд. М.: Наука, 1979, — 200 с.
  62. Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах/ Н. Б. Истомина. М.: Linka-Press. 1997, — 286 с.
  63. Н.Б., Мишарева Е. И. и др. Методика преподавания математики в начальных классах (вопросы частной методики)/ Н. Б. Истомина, Е. И. Мишарева и др. М.: Просвещение, 1986, — 232 с.
  64. Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах/ Н.Б. Истомина// Учеб. пособие для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999, -284 с.
  65. Кабанова Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся/ Е.Н. Кабанова-Меллер. — М.: Просвещение. 1968, — 288 с.
  66. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход)/ И. П. Калошина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983, — 168с.
  67. О.Б. Организация самостоятельной учебной деятельности студентов/ О.Б. Капичников// Уч. пособие для ВУЗов. Саратов: СГУ. 1991,-27 с.
  68. .С., Рогановский Н. М., Рузин Н. К., Столяр А. А. Практикум по педагогике математики/ Б. С. Каплан и др.// Учеб. пособие для вузов. -МН: Высшая школа, 1978, 192 с.
  69. Н.Я., Петухова Т. А. Пять подструктур математического мышления: как их выявить и использовать в преподавании/ Н.Я. Каплу-нович, Т.А. Петухова// Математика в школе. М.: № 6, 1999, — с.29−35.
  70. В.Б. Поисковая деятельность учащихся начальных классов как средство повышения эффективности обучения математике/ В. Б Качалко//
  71. Совершенствование содержания и методики начального обучения. М.: НИИ школ, 1977,-с.78−88.
  72. Н.М. Об открытом подходе в обучении математике/ Н.М. Карпушина// Проблемы совершенствования математической подготовки в школе и вузе. Выпуск 10. М.: Прометей, МПГУ, 2005, — с. 180 183.
  73. А.Н. О профессии математика/ А. Н. Колмогоров. М.:1958, -22с.
  74. Ю.М. Учебные математические задания творческого характера/ Ю.М. Колягин// Роль и место задач в обучении математике. Вып. II. М.: НИИ школ МП РСФСР, 1973, — с. 6−20.
  75. Ю.М. Вопросы и задачи, развивающие математическое мышление учащихся/ Ю.М. Колягин// Начальная школа. М.: 1970, № 7, с. 17−19.
  76. Ю.М., Оганесян В. А., Саннинский В. Я., Луканкин Г. Л. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика./ Ю. М. Колягин и др. М.: Просвещение. 1980, — с. 383−415.
  77. . Ю.М. Методические проблемы применения задач в обучении математике/ Ю.М. Колягин//Роль и место задач в обучении математике. Вып. V. М.: НИИ школ МП РСФСР. 1978, — с. 5−12.
  78. В.И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач: Дис.. д-ра пед. наук/ В. И. Крупич. Астрахань: 2000, — 395 с.
  79. Н.Е. Развитие методического мышления в процессе профессиональной подготовки будущего учителя: Дисс.. канд. пед. наук./ Н. Е. Кузовлева. Липецк: 1995, — 233с.
  80. Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников/ Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. Л.: 1967, — 38с.
  81. Л.Г. Дифференцированные задания для самостоятельной работы учащихся при обучении математике в начальной школе: Дисс.. канд. пед. наук/ Л. Г. Латохина. М.:1973, — 226с.
  82. З.С. Формирование готовности к профессиональному творчеству у студентов педвуза: Дисс.. д-ра пед. наук/3.С. Левчук. М.: 1992, -178с.
  83. И.Я. Проблемное обучение/ И. Я. Лернер. М.: Знание, 1974, -64 с.
  84. Лук А. Н. Мышление и творчество/ А. Н. Лук. М.: Политиздат, 1976, -144 с.
  85. Г. Л. Научно-методические основы профессиональной подготовки учителя математики в пединституте: Дисс. в виде науч. докл. .д-ра пед. наук./ Г. Л. Луканкин. Л.: 1989, — 59 с.
  86. Э.П., Нешков К. И., Пышкало A.M. Математика в начальных классах. Часть 3/ Э. П. Макарычев и др.// Под ред. действ, члена АПН СССР проф. А. И. Маркушевича. — М.: Педагогика 1971, — 160 с.
  87. Э.П., Нешков К. И. Математика в начальных классах. Часть II/ Э. П. Макарычев, К.И. Нешков// Под ред. действ, члена АПН СССР проф. А. И. Маркушевича. М.: Педагогика, 1970, — 166 с.
  88. В.Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя: Дисс.. д-ра пед. наук./ В. Г. Максимов. М.: 1994,-383 с.
  89. В.В. Методика формирования у младших школьников умения решать текстовые задачи в системе развивающего обучения: Дисс.. канд. пед. наук/ В. В. Малыхина. М.: 1996, — 140 с.
  90. С.Л. Внутриличностные структурные детерминанты профессионального самотворчества студентов: Дисс.. канд. пед. наук./ С. Л. Марков. Киев: 1990, — 173 с.
  91. А.И. Об очередных задачах преподавания математики в начальной школе / А.И. Маркушевич// Математика в школе. М.: 1962, № 2. с. 5−7.
  92. Н.А., Пчелко А. С. Развитие логического мышления на уроках арифметики/ Н. А. Менчинская, А.С. Пчелко// Развитие логического мышления в процессе обучения в начальной школе. М.: Гос.уч. под. изд. МП РСФСР, 1959, с. 65−104.
  93. Методика начального обучения математики/ Под ред. А. А. Столяра, B. J1. Дрозда. Минск: Высшая школа, 1998, — 254 с.
  94. Методика преподавания математики в начальных классах / Под ред. Н. Б. Истоминой. М.: 1986, — 128с.
  95. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика/ Сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр.- М.: Просвещение, 1985, 336 с.
  96. М.И., Пышкало, А .М. О совершенствовании методов обучения математике/ М. И. Моро, A.M. Пышкало// Пособие для учителей/ Сост. В. С. Крамор. М.: Просвещение, 1978, с.7−51.
  97. А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: Дисс. д-ра пед. наук/ А. Г. Мордкович. М., 1986, — 355 с.
  98. Н. Преподавание и оценивание, используя «открытые» задачи в классе/ Н. Нохда. Университет Цукубы, 1991,. — с.5−8.
  99. Н.Г. Профессиональная подготовка учителя математики как творческой личности/ Н. Г. Ованесов. Астрахань: Изд-во АГПУ, 1999, -90с.
  100. Организация обучения в современной начальной школе/ Сб.науч.тр. под ред. А. М. Пышкало. О. П. Сороцкой. М.: НИИ ОП. — 110 с.
  101. Ю.В. Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента/ Ю. В. Павлов. М.: Знание, 1972, — 31 с.
  102. Я.И. Занимательные задачи/ Я. И. Перельман. Молодая гвардия. Ленингр.отд.: 1936, — 151 с.
  103. Л.Г. Теория и практика построения непрерывного образования/ Л.Г. Петерсон// Монография/ Под ред. Г. В. Дорофеева М.: УМЦ «Школа 2000.», 2001, — 255с.
  104. Повышение эффективности обучения в начальных классах/ Сост. А. М. Пышкало. Сб.науч.тр. М.: НИИ СиМО, 1976, — 84 с.
  105. Поисковые задачи по математике (4−5 классы): Пособие для учителей/ Под ред. Ю. М. Колягана. М.: Просвещение, 1979, — 94 с.
  106. Д. Как решать задачу/ Д. Пойа: Перевод с англ. М.: Учпедгиз, 1961,-207 с.
  107. Д. Математика и правдоподобные рассуждения/ Д. Пойа: Перевод с англ. 2-е изд. — М.: Наука, 1975, — 463 с.
  108. Д. Обучение через задачи/ Д. Пойа// Математика в школе. М.: 1970, № 3, с. 89 -91.
  109. Д. Как решать задачу/ Д. Пойа// Квантор. Львов: 1991, — 216 с.
  110. Д. Математическое открытие, решение задач: основные понятия, изучения и преподавания/ Д. Пойа: пер. с англ. В. С. Бермана. 2 изд. М: Наука, 1976,-448с.
  111. Практикум по педагогике математики: Учеб. пособие для вузов/ Ка-план Б. С., Рогановский Н. М., Кузин Н. К., Столяр А. А./ Под общ. ред. А. А. Столяра. Мн.: Высш. школа, 1978, — 192 с.
  112. Преемственность в обучении математике: Пособие для учителей. Сб. статей/ Сост. A.M. Пышкало. М.: Просвещение, 1978, — 237 с.
  113. Программы педагогических институтов. Математика. Методика преподавания математики. Государственный экзамен по математике и методике преподавания математики. Для специальности № 2121 «Педагогика и методика начального обучения». М.: МП СССР. — 40 с.
  114. Программы педагогических институтов: Сб. 22. М: Просвещение, 1987,-222 с.
  115. Программы педагогических институтов: для специальности № 2121 «Педагогика и методика начального обучения». Сб. 16. Сб. 20. М.: Просвещение, 1986, — 87 с.
  116. В.В. Подготовка учителя начальных классов в условиях многоуровневого педагогического образования: Дисс.. кан. пед. наук/ В. В. Родионова. Курск: 1996, — 224 с.
  117. И.М., Гуревич В. Ю. К вопросу о возможности обучения решать нестандартные задачи/ И. М. Розетт, В.Ю. Гуревич// Труды II республиканской конференции математиков Белоруссии. Минск: БГУ им. В. И. Ленина, 1969,-с. 377−379.
  118. И.С., Теория и практика преподавания математических дисциплин в педагогических институтах/ И.С. Сафуанов// Монография. -Уфа: Изд-во «Магрифат», 1999, 106 с.
  119. Г. И. Методика обучения математике в средней школе/ Г. И. Саранцев. М.: Просвещение, 2002, — 223 с.
  120. Г. От мечты к открытию/ С. Селье. М.: 1987, — 366с.
  121. Э. А. Природа и использование открытых задач в обучении математики/ Э.А. Сильвер// Математические и педагогические перспективы. Университет Питтсбурга, 1995, — 35 с.
  122. Ю.К. Совершенствование профессиональной подготовки учителей начальных классов в процессе преподавания математики в педагогическом институте: Дисс. канд. пед. наук/ Ю. К. Ситаров. М.: 1981, -179 с.
  123. Т.В. Математическая подготовка учителя начальных классов к обучению младших школьников решению задач: Дисс.. канд. пед. наук/ Т. В. Смолеусова. М.: 1989, — 1 Юс.
  124. Н.Л. Теоретические основы развития системы методической подготовки учителя математики в педагогическом вузе: Дисс.. д-ра пед. наук/ Н. Л. Стефанова. СПб.: 1996, — 366 с.
  125. Л.П., Пышкало A.M. Основы начального курса математики/ Л. П. Стойлова, A.M. Пышкало. М.: Просвещение, 1988, — 320 с.
  126. А.А., ДРОЗД B.JI. и др. Методика начального обучения математике/ А. А. Столяр, B.JI. ДРОЗД и др. Минск: Высшая школа, 1988, -252 с.
  127. А.А. Педагогика математики/ А. А. Столяр. Минск: 1986, -414 с.
  128. Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста/ Н.Ф. Талызина// Современная высшая школа. М.: № 2, 1986, — с.75−84.
  129. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников/ Н. Ф. Талызина. -М.: Просвещение, 1988, 175 с.
  130. О.В. Математическая подготовка будущего учителя начальной школы в ВУЗе: Дисс.. канд. пед. наук/ О. В. Тарасова. Орел: 1997,-215с.
  131. Теория и практика педагогического эксперимента/ Под ред. Л.И. Пис-кунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979, — 206 с.
  132. А.Г. Профессионально-педагогическая подготовка студентов факультета начальных классов в процессе преподавания математики (контекстный подход): Дисс.. канд. пед. наук/ А. Г. Толмашов. М.: 1994, — 172 с.
  133. Л. М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи/ Л. М. Фридман, Е.Н. Турецкий// Кн. для учащихся ст. классов средней школы 3-е изд., дораб. — М.: Просвещение. 1989, — 192 с.
  134. Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач/ Л. М. Фридман. М.: Педагогика, 1977, — 207 с.
  135. Л.М. Теоретические основы методики обучения математике/ Л. М. Фридман. -М.: «Флинта», 1998,-216 с.
  136. Л.П., Турецкий Е. П. Стеценко В.Я. Как научиться решать задачи/ Л. П. Фридман, Е. П. Турецкий, В.Я. Стеценко// Пособие для учащихся/ Под ред. Л. М. Фридмана. М.: Просвещение, 1979, — 160 с.
  137. С.Е. Обучение решению текстовых задач, ориентированное на формирование учебной деятельности младших школьников/ С. Е. Царева. Новосибирск: 1998, — 133 с.
  138. С.Е., Смолеусова Т. В. Практические занятия по теме «Методы и способы решения задач» для студентов ФНК/ С. Е. Царева, Т. В. Смолеусова. Новосибирск: 1993, — 96 с.
  139. С.Е., Шикова Р. Н. Текстовые задачи и их решение/ С. Е. Царева, Р.Н. Шикова/ В кн.: Стойлова Л. П., Пышкало A.M. Основы начального курса математики. Учебное пособие для учащихся педучилища. М.: МГЗПИ, 1990, с. 81−86.
  140. А.Я. Теоретические основы образного мышления и практика их использования в обучении математике/ А. Я. Цукарь. Новосибирск: 1998,-216 с.
  141. Т.И. Активизация учения школьников/ Т. И. Шамова. М.: Знание, 1979,-94 с.
  142. С.И. Проблемы повышенной математической подготовки учащихся/ С. И. Шварцбурд. М.: 1972, — 105 с.
  143. Р.Н. Подготовка будущего учителя к использованию текстовых задач в обучении математике младших школьников: Дисс.. канд. пед. наук/ Р. Н. Шикова. -М.: 1986, 176 с.
  144. С. Открытый подход в арифметике и математике/ С. Шимада// Новый план усовершенствования уроков. Токио: 1977, — 76 с.
  145. Л.И. Обучение комбинаторике и ее приложениям в средней школе: Автореф. дисс. канд.пед.наук/ Л. И. Шихова. М.: 1978, — 20 с.
  146. В. А. «Развитие системного логического мышления учащихся в процессе изучения теории решения изобретательских задач: ТРИЗ. Дисс. канд. пед. наук/ В. А. Ширяева. 13.00.01, Саратов: 2000, — 241 с.
  147. B.C. Педагогика творчества учащихся/ В. С. Шубинский. -М.: Знание. 1988,-80 с.
  148. .П. Развитие творческого мышления учащихся в процессе математического образования: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук в форме научн. докл/ Б. П. Эрдниев. Киев: 1991, — 54 с.
  149. П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. Часть 2/ П. М. Эрдниев. М.: Просвещение, 1996, — 256 с.
  150. Эрдниев П. М, Эрдниев Б. П. Теория и методика обучения математике в начальной школе/ П. М. Эрдниев, Б. П. Эрдниев. М.: Педагогика, 1988, -208 с.
  151. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов/ А.Ф. Эсаулов// Науч.-метод. пособие. М.: Высшая школа, 1982, — 223 с.
  152. И.С. Как развивать учащихся на уроках математики/ И.С. Якиманская// Учебно-методическое пособие. М.: Педагогика. 1996, -65с.
  153. И.С. Развивающее обучение/ И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1979, — 70 с.
  154. И.С. Развитие пространственного мышления школьников/ И. С. Якиманская. М: Педагогика, 1980, — 240 с.
  155. И.С. Развитие пространственного мышления школьников: Дисс. д-ра психол. Наук/ И. С. Якиманская. М., 1980, — 342 с.
  156. Sheffild Linda. Developing Mathematically Promising Students/ Linda Sheffild. -Reston, VA: NCTM, 1999,-p.p 101−119.
  157. Yoshihiko Hashimoto, Jerry Becker. Developing Mathematically Promising Students/ Yoshihiko Hashimoto, Jerry Becker. Reston. VA: NCTM. 1999, -pp. 101 — 119,
Заполнить форму текущей работой