Игровая педагогическая технология как средство эмоционального развития слабослышащих школьников
Диссертация
Данные исследования свидетельствуют о том, что в процессе применения игровой педагогической технологии действительно произошли положительные изменения эмоционального развития слабослышащих школьников младшего подросткового возраста — учащихся 1-го и П-го отделений. Большинство испытуемых по ряду показателей достигло выше среднего и среднего уровня эмоционального развития. Значительно повышается… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Научно — теоретическое обоснование игровой технологии как средства эмоционального развития слабослышащих школьников
- 1. 1. Понятие педагогической технологии в современной педагогической литературе
- 1. 2. Современные подходы к разработке игровых педагогических технологий
- 1. 3. Проблема эмоционального развития слабослышащих детей в специальной педагогике и психологии
- Глава 2. Методы и организация исследования
- 2. 1. Цели и этапы исследования
- 2. 2. Методы экспериментального исследования
- 2. 3. Характеристика испытуемых
- Глава 3. Изучение эмоционального развития слабослышащих школьников
- 3. 1. Анализ возможностей педагогического процесса специальной (коррек-ционной) общеобразовательной школы II вида и деятельности педагогов, направленной на эмоциональное развитие младших подростков
- 3. 2. Особенности эмоционального развития слабослышащих школьников
- 3. 2. 1. Объем знаний об основных эмоциях
- 3. 2. 2. Распознавание основных эмоций
- 3. 2. 3. Идентификация, дифференциация и вербализация собственных эмоций и эмоциональных состояний
- 3. 3. Интерпретация результатов корреляционного анализа
- Глава 4. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников в процессе реализации игровой педагогической технологии
- 4. 1. Игровая педагогическая технология в структуре педагогического процесса специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения
- II. вида
- 4. 2. Характеристика игровой педагогической технологии
- 4. 3. Дидактические условия эмоционального развития слабослышащих школьников в игровой педагогической технологии
- 4. 4. Содержание игровой педагогической технологии
- 4. 5. Технологические карты программ игровой педагогической технологии. «
- 4. 6. Результативность игровой педагогической технологии, направленной на эмоциональное развитие слабослышащих школьников
Список литературы
- Абрамова И.Г. Теория педагогического риска / Автореферат дис.д.п.н. -СПб., 1996.24с.
- Азаров Ю.П. Игра и труд. М.: Новая школа, 1993. — 110с
- Амонашвилли Ш. А. Здравствуйте, дети! М.: Педагогика, 1988.-360с.
- Ананьев Б. Г. Индивидуальное развитие человека.- М.: Педагогика, 1968.- 334с.
- Ангеловски К. Учителя и инновации М.: Педагогика, 1991. С. 54−63.
- Анисимов О.С. Развивающие игры и игротехника.- Новгород, 1989.-120с.
- Анисимов В.П. О диагностике эмоциональной отзывчивости детей средствами музыки. //Психология в школе СПб., 2002., Ч. 1. с.5−9.
- Анохин П.К. Эмоции. -М.:Наука, 1964.- 1 Юс.
- Баранов П.В., Сазонов Б. В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности. Изд.2-ое.-М.:Прогресс, 1989. — с. 120.
- Ю.Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии).- СПб.: Союз, 2002 .- 479с.
- П.Баряева Л. Б., Вечканова И. Г., Загребаева Е. В., Зарин А. П. Театральные игры-занятия с детьми с проблемами интеллектуального развития. СПб.:Союз, 2001.- 140с.
- Бельтюков В.И. Единство социального и биологического в процессе становления функций человека. // Дефектология- М.: Педагогика 1982, № 3, С.7−13.
- Бельчиков Я.М., Бирштейн М. М. Деловые игры. Рига: Авотс, 1989.304с.
- Блонский П.П. Избр. пед. произв. М.: Педагогика, 1961.-210с.
- Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М.:Прогресс, 1986.360с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.1995.
- Божович Л.И. Формирование личности в онтогенезе.- М., 1991.
- Борзенков В.Л. Педагогическая игротехника. Методология, теория, практика." М.: РАМиБ, 2000.-339с.
- Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. М.: Просвещение, 1963.с.57.
- Боскис P.M. Исследование проблемы обучения и воспитания слабослышащих детей: Вопросы специального обучения слабослышащих детей // Известия -М.:Просвещение, 1965. № 139.
- Боскис P.M. Учителю о детях с нарушением слуха.- М.: Просвещение, 1975.-142с.
- Боскис P.M., Коровин К. Г. Требования к специальному обучению тугоухих детей в связи с особенностями формирования речи.- М.: Известия АПН РСФСР, 1954.- 76с.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. — 140с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.:Новая школа, 1989.-140с.
- Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1924.
- Васильев И.А., Подплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление.- М.:Наука, 1980.- 96с.
- Венгер А.А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. —М.: Педагогика, 1972. — С.17−19.
- Вергелес Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: Учебное пособие к спецкурсу ./Под ред. Ред. А. И. Фаева. -Л.: ЛГПИ 1989.
- Вергелес Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников//Дисс.исслед. на соиск.учен.степ.доктора пед.наук.-Л., ЛГПИ. 1990.
- Вергелес Г. И. Формирование учебной деятельности младших школьников на основе межпредметных связей. JI.,-1987.
- Вшпонас В.К. Психология эмоций. Тексты. М.:Изд-во МГУ, 1984.-288с.
- Виноградова А.Д., Коновалова H.JL, Михаленкова И. А., Посохова С. Т., Хилько А. А., Шипицына JI.M. Психолого-педагогическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. СПб.: Ин-т спец. пед. и псих., 1995.- 64с.
- Витковская A.M. Формирование предметно-игровых действий у слепых детей раннего возраста. /Дисс. .к.п.н. СПб., 1992.
- Вишневская Е.Е. Обучение русскому языку в начальных классах школы слабослышащих. -Л.:Лен.гос.пед.ин-т, 1988.-64с.
- Вишневская Е.Е. Использование методов и приемов обучения на уроках русского языка в начальных классах школы слабоельппащих.//Методы учебно-воспитательной работы с глухими и слабослышащими детьми. Л.: Лен. гос. пед. ин-т, 1986. — С. 31−39.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. — 2-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1973. 175с.
- Власова Т.М., Пфафенродт А. Фонетическая ритмика -М.: Просвещение, 1996.-240 с.
- Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников.- М.:Новая школа, 1993. 160с.
- Выготский Л.С. Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. М., 1924.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1934.
- Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии.// Собр. соч. Т.5. — М.: Педагогика, 1983. 369с.
- Выготский Л.С. Основы дефектологии. // Собр. соч.: в 6-ти т. Т. 5. / Под ред. Т. А. Власовой. — М.: Педагогика, 1983. — 369с.
- Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. // Собр. соч.: в 6-ти т. — Т. 2. / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1982. -504с.
- Выготский JI.C. Учение об эмоциях //Собр. Соч. Т.4. -М. :Педагогика, 1984 -с.90−318.
- Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка //Психология личности. -М., 1982.
- Выгодская Г. Л. Игровая деятельность глухих дошкольников //сб. Психология глухих детей/ Под.ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. М.: Просвещение, 1971. С.
- Газман О.С. В школу с игрой.- М.: Просвещение, 1991, — 160с.
- Герасименко Ю.А. Коммуникативные тренинги как средство коррекции межличностных отношений неслышащих подростков в ученической группе специальной коррекционной школы I вида./дисс.к.п.н.- Екатеринбург 2002.
- Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Academa, 1998. — 428с.
- Гершунский Б.С. Россия и США на пороге третьего тысяче л етия.-M.:Akadema, 1999.-600с.
- Голубкова Л.В., Яхнина Е. З. Музыкально-ритмические занятия в младших классах школы для глухих детей //Дефектология -М., 1987.- № 4.-С. 17−32.
- ГонеевА.Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики. М.: Academa, 1999. 280с.
- Грабенко Т.М. Некоторые пути развития самосознания слабослышащих школьников средствами игротерапии в учебно-воспитательном процессе.//Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии.- СПб.: Инст-т спец пед. и псих., 2001. С.116−119.
- ГрабенкоТ.М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры.- СПб.: Детство-Пресс, 2002. 64с.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д. Ф. Волшебная страна внутри нас.// Тренинг по сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2002. 240с.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии. СПб .: Речь, 2001. — 400с.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная терапия. -СПб.:Инст-т спец.пед. и псих., 1998. 24с.
- Граш Н.Е. Развитие эмоционально-эстетической сферы детей с недостатками слуха на уроках чтения.- СПб.: Союз, 2001. 192с.
- Гросс К. Душевная жизнь детей-СПб.: Златоуст, 1996.
- Грот Н.Я. Психология чувствований \ Психология эмоций: Тексты.М.: Изд-во МГУ, 1984.- 288с.
- Гуревич К.М. Индивидуальные психологические особенности школьников. М.: Знание, 1988. — 79с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения М.: Новая школа, 1996. -160с.
- Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития.-СПб.:Речь, 2002. 176с.
- Дернер Д. Логика неудачи: Стратегическое мышление в сложных ситуациях./ Пер. с нем. М.: Смысл, 1997. — 240с.
- Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев.: Политиздат, 1987. — 240с.
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Наука, 1978. — 160с.
- Зыкова М.А. О речевом общении глухих младших школьников.// Дефектология № 3 2001. С.35−44.
- Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000 — 464с.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. М.- СПб.: Питер, 2002 — 752с.
- Исаев Д.Н. Психическое недоразвитее у детей. Л., 1982. — 224с.
- Исенина Е.И. Развитие дословесной коммуникации и деятельности с предметами у глухих и слышащих детей второго года жизни.//Дефектология 1988.-№ 3, С.19−25.
- Казакова Е. И, Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века).- СПб., 1997.- 110с.
- Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск., 1986. -191с.
- Калинин С.И. Компьютерная обработка данных для психологов.-СПб.:Питер, 2003. 134с .
- Каплинская К.П. К вопросу о слухозрительном восприятии различных элементов устной речи слабослышащими детьми // Дефектология -М., 1975 № 2.
- Каптерев П.Ф. Детская и возрастная психология.- М., 1999.-208с.
- Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. -М.:Новая школа, 1997.- 110с.
- Карелин А.С. Познавательные процессы. М.: Наука, 1997.- 120с.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. -М.: Просвещение, 1994.- 223с.
- Кларин М. В Технология обучения Идеал и реальность Рига: ГГЦ Эксперимент, 1999.-180с.
- Книга для учителя школы слабослышащих./ Под ред. Гилевич И. М., Комарова К. В., Коровина К. Г., Тиграновой Л. И. -Краснодар, 1998.-247с.
- Ковалев А.Г. Психология личности. -М., 1970.
- Комаров К.В. Особенности обучения слабослышащих детей.- М.: Просвещение, 1985.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. -М.: Просвещение, 1984.-360с.
- Корсунская Б.Д. О семейном воспитании глухого дошкольника.// Дефектология,-М., 1971 № 2.
- Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха. /Под редакцией Михаленковой И.А.- СПб.:Ин-т спец. пед и псих., 2000. 58с.
- Корчак Я. Как любить ребенка. -М.: Политиздат, 1990.- 493с.
- Крайг Г. Психология развития.- СПб.: Питер, 2000. 992с.
- Красильникова О.А., Никитина М. И. Развитие речи на уроках чтения./ Методические рекомендации для учителей начальных классов для детей с нарушением слуха и речи. -СПб.: Просвещение, 1997. 170с.
- Кривонос И.В. Особенности самооценки глухих младших школьников (в сравнительном аспекте) //Дефектология —М., № 4,2002.
- Кривонос И.В. Особенности самооценки глухих младших школьников (в сравнительном аспекте).// Дефектология -М., № 4 2001., с.45−48.
- Крылова Е.В. Личностно-ориентированное образовательное пространство школы в структуре специального обучения залог качества социализации. Спб.:ЛГОУ,-2000.-110с.
- Крылова Е.В. Личностно-эмоциональные проблемы и проблемы коррекции. СПб.: ЛГОУ, 2000. 160с.
- Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей.- СПб.: Питер, 1998.- 140с.
- Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука 1995. — 120с.
- Лапшин В.А., Пузанов Б. В. Основы дефектологии. М.: Просвещение, 1990.- 360 с.
- Лебединский В.В., Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию. Л., 1976. — 240с.
- Леве Армин. Развитие слуха в игре // пер. с немецкого Н. М. Назаровой -М., 1992. -240с.
- Лэндрет Г. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Международная педагогическая академия. — 1994.-368с.
- Леонгард Э.И. Неслышащие дети в мире слышащих.// Особый ребенок: исследования и опыт помощи /Под ред. А. А. Цыганок. -М., 1998.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.:Наука, 1975.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972.-210с.
- Лесгафт П.Ф. Об играх в семье СПб., 1894.
- Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками.-М.: Асадеша, 2001−240с.
- Лисина Е.В. Страх как психо-телесный опыт ребенка.// Дефектология -М., № 5 2001., с.80−86.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1989.
- Любичева Е.В. Лингвокультурологический и личностный подход к обучению русскому языку и роль персонального компьютера в гуманизации образования. /Дис. д п.н.- СПб., 1995.
- Малофеев Н.Н. Проблемы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии// Российско-фламандский проект «Специальное образование: Сб. ст. Интеграция, аутизм. Профессиональное образование. М., 1996.-Вып.2. -С.3−11.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2003. — 400с.
- Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы.- М.: Смысл, 1999. 425с.
- Михаленкова И.А. Практикум по психологии лиц с нарушением слуха.- СПб.: Инст-т спец пед. и псих., 2001. 24с.
- Михаленкова И.А. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития школьников с нарушением слуха. -СПб.: Речь, 2003. 104с.
- Модернизация общего образования: вариативный личностно направленный учебный план школы. Книга для администратора школы.//под ред. В. В. Лаптева и А. П. Тряпицыной СПб.: Бреста, 2002.-95с.
- Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов. Книга для учителя.//под ред. В. В. Лаптева и А. П. Тряпицыной -СПб.:Бреста, 2002.-112с.
- Мороз А., Безрукова B.C. Образ русской школы.-СПб.: 2002.-160с.
- Морозова Н.Г. О нравственном воспитании глухих дошкольников// Вопросы обучения и воспитания глухих дошкольников. -М., 1963. Вып.2.
- Мурзенко В. А. Диагностика и структура эмоционально-поведенческих нарушений у так называемых трудных детей в условиях массовой школы. Л., 1977.
- Мухина B.C. Возрастная психология. М. 2002.
- Назарова Л.П. Дидактическая система развития слухового восприятия учащихся в целостном образовательном процессе школы слабослышащих.-СПб.:ЛГОИ, 2001. 129с.
- Назарова Л.П. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха. Метод, рек. СПб.: Инст-т. спец пед. и псих., 1999. — 64с.
- Назарова Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образования.- М.: НПЦ Коррекция, 1992. 163с.
- Назарова Н.М. Подготовка будущих учителей сурдопедагогов к работе с родителями глухих и слабослышащих учащихся. Сб. тр./Под ред. В. А. Лапшина, В. И. Селиверстова. -М.: Прометей (МГПИ), 1998. С. 193−201.
- Назарова Н.М. Технологии и методы специального образования./ Специальная педагогика.- М.: Асадема, 2000. С. 135−144.
- Неверкович С.Д. Организационно-управленческая игра как форма и метод психологического исследования практики народного образования// Игровое моделирование.- Новосибирск, 1987.- 74с.
- Никитина М.И. Воспитание младших школьников с нарушением слуха.- М., 1996.-160с.
- Никитина М.И. Воспитание эстетического восприятия художественной картины слабослышащими учащимися 5−7 классов II отделения// Автореферат дис. к. п. н. Л., 1970.
- Никитина М.И. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с недостатками слуха.// Никитина М. И., Пенин Г. Н., Пономарева З. А. Воспитание младших школьников с нарушением слуха. -СПб, 1996.
- Никитина М.И. Уроки чтения в школе слабослышащих детей. -М.гПросвещение, 1978. 144с.
- Образовательная программа маршрут ученика/ Под. ред. Тряпицы-ной А.П. СПб.: ЮПИК, 1998. — 1 Юс.
- Образовательные стандарты для специальных (коррекционных) школ.СПб.: Мин.обр. РФ, Международный университет семьи и ребенка им. Р.Валленберга, 1996.-121с.
- Павлий Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержками психического развития.//Дефектология № 4 2000, с.36−43.
- Панфилова А.П. Игротехнический менежмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала. СПб.: ИВЭСПЭП, 2003.- 534с.
- П. А. Янн Воспитание и обучение глухого ребенка. Сурдопедагогика как наука.- М.: Academa, 2003. 250с.
- Петербургская школа —2004. Образование ради лучшей жизни// Программа развития системы образования Санкт Петербурга на 2000−2004гг.- СПб., 2000. 4.1−3.
- Петшак В. Особенности понимания глухими школьниками эмоциональных состояний человека.//Автореферат дис. к.п.н.- М., 1981 24с.
- Петшак В. Понимание глухими школьниками эмоций других людей.// Дефектология -М., 1981, № 4.
- Петшак В. Эмоциональное развитие глухих детей//Автореферат дис.д.п.н. М., 1996.-36с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.- М., 1932.
- Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии.- М., 1996.-270с.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии.-М., 1997,-176с.
- Пискунов А.А., Пестовская И. В., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Гра-бенко Т. М. Рождение гражданина. Реинтеграция подростков с асоциальными формами поведения. СПб.: Речь, 2001. — 140с.
- Полат Е.С. Педагогические технологии XXI века //Современные проблемы образования. Тула, 1997. — 254с.
- Почкаев С.И. К вопросу о профилактике детской алекситимии. //Психология в школе СПб., 4.1., 2002.-С.96−97.
- Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии. // Материалы научно-практической конференции. СПб., 1994. — 128с.
- Прикот О.Г. Лекции по философии педагогики.- СПб., 1998.-76с.
- Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца.-М., 1983.-447с.
- Психология глухих детей. /Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. М.: Просвещение, — 1971.- 447с.
- Пуйк Т.Э. Особенности оценки и самооценки социально значимых черт личности у глухих школьников.- Сб. науч.тр./ Исследование личности детей с нарушениями слуха.- М.:Педагогика, 1985.-е. 13−17.
- Рахманов В.М. Медико-социальные аспекты воспитания и обучения детей с нарушением слуха.- Харьков, 1990. 68с.
- Репринцева Г. И. Коррекционно-развивающая игротерапия со сценариями русских народных сказок //Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями. М.: Владос, 1997. — 84с.
- Речицкая Е.Г., Пархалина Е. В. Готовность слабослышащих детей школьного возраста к обучению в школе. М.: Владос, 2000.- 240с.
- Речицкая Е.Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников.- М.: Владос. 1999. — 128с.
- Речицкая Е.Г. Развитие глухих учащихся в процессе внеклассной работы. Л.:ЛВЦ, 1988. 114с.
- Розанова Т.В. Принципы психологической диагностики отклонений в развитии у детей.// Дефектология — М., 1995. № 1.
- Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. — М.:Педагогика, 1978.-246с.
- Розанова Т.В. Развитие способностей глухих детей в процессе обучения.» М.: Педагогика, 1991. 176с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, — 1999.720с.
- Руленкова Л.И. Обучение и реабилитация детей с нарушением слуха с использованием невербального метода.// Инновации в российском образовании. Специальное (коррекционное) образование.- М., 1999.с.45−49.
- Сб. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2 вида (для слабослышащих и позднооглохших детей)-М.:Просвещение- 1997.-е.
- Сб. Сб. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2 вида (для слабослышащих и позднооглохших детей) — М.: Просвещение- 2003.-е.
- Сб. Програмно-целевой подход в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющими нарушение слуха. Екатеринбург, 1996.-96с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Уч. пособие -М.:Просвещение, 1998.- 240с.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем.- М., 1999.-272с.
- Симонов П.В. Адаптивные свойства эмоций //Физиология человекам., — 1996.- № 2.- с.5−9.
- Симонов П.В. Эмоции и воспитание (Вопросы воспитания в свете информационной теории эмоций) //Вопросы философии.М., —1981.-№ 5.- с.39−48.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности.-М.:Наука, 1995. С.28−31.
- Соловьева И. J1. Оздоровительная школа интернат для неслышащих детей со сложной структурой дефекта: модель нового типа.// Инновации в российском образовании. Специальное (коррекционное) образование.- М., 1999.-с.72−76.
- Спенсер Г. Соч.Т.З: Основания психологии 4.1−5. -Спб., 1897.
- Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 1−2. М.: Эксмо, 1999. 620с и 467с.
- Степанов Е.Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ГЦ Сфера, 2002. — 160с.
- Суханова Т.В. Влияние эмоционального фактора на мнемическую деятельность младших слабослышащих школьников.//Автореферат дисс. к.п.н.-М., 1995.24с.
- Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. М.: Педагогика, 1978. — 110с.
- Тряпицына А.П. Психологические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников: Автореф. дис. д-ра пед.наук. Л., 1991. с. 24.
- Ульенкова У.В., Васильева Е. Н. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях диагностике коррекционных групп в дошкольном учрежде-нии.//Дефектология -М., № 5 2001 .-с.35−43.
- Устюгов Е.Д. Некоторые показатели психического здоровья старше-классников.//Психология в школе 4.1.-СПб., 2002.-е. 122−127.
- Ушинский К.Д. Человек, как предмет воспитания. Соч. в 8 т. т.1.-М., 1950.
- Ушинский К.Д. Избр. Соч.Т.1 М.:Педагогика, 1953.-420с.
- Федоренко Л.Г. Профилактика эмоционального напряжения в школе. //Психология в школе. Ч. .1.- СПб., 2002., с.123−127.
- Филиппова Е.В. Принятие роли и переход от игровой деятельности к учебной. // Психологическая наука и образование. М., 1996. № 3. с.46−52-
- Философский словарь. / Под.ред. И. Т. Фролова. М.: 1997. — 589с.
- Фоппель К. Как научить детей сотрудничать. М. — Рига: Генезис, 1998.-245с.
- Хватцев М.Е., Шабалин С. Н. Особенности психологии глухого школьника. -М.: Просвещение, 1961. 109с.
- Хьелл Л., 3иглер Д., Теории личности СПб.: Питер, 1999. — 608с.
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М. — Рига: Генезис, 1997. — 276с.
- Цукерман И.В. Проблема социализации выпускников специальных школ для детей с нарушением слуха. // Дефектология. 1998, № 1.
- Чебыкин А.Я. Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся. // Вопросы психолопш.-М., 1987. № 6.
- Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб.: Речь, 2002.- 240с.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Новая школа, 1995. — 240с.
- Шамова Т.И.С соавт. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. М.: Новая школа, 1993. — 54с.
- Шаповалова О.Е. Использование проективных методик при изучении особенности эмоциональной сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью.// Дефектология М., № 5 2001 .-с.21−31.
- Ф.Шиллер Письма об эстетическом воспитании человека // Собр. Соч. т.6.- М.: Педагогика, 1957. 360с.
- Шевченко С. Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции и реабилитации детей с трудностями в обучении // Дефектология.-М., 1995. № 1.
- Шипицына Л. М., Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно-развивающего обучения.// Дефектология — 1999. № 5, с.3−10.
- Шипицына JI.M. Интегрированное обучение детей с проблемами в развитии // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1995. № 3.
- Шипицына Л.М., Волкова Л. С., Крутикова Э. Г. Комплексное исследование мнестической деятельности младших школьников с речевой патологией // Дефектология. М., 1991.
- Шипицына Л.М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. СПб.: Детство Пресс, 1998. — 380с.
- Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. -М.: Новая школа, 1994. — 240с.
- Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. М.: Педагогика, 1993. 120с.
- Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение.// Дефектология. М., 1999. № 1−2.
- Шматко Н.Д., Пелымская Т. В. Если малыш не слышит.- М.: Владос, 1995.-160с.
- Шмелев А.Г., Похилько В. И., Козловская Тельнова А.Ю. Практикум по экспериментальной психосемантике: Тезариус личностных черт. — М.: Наука, 1988. — 208с.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224с.
- Щедровицкий Г. П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры// Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1996.
- Щедровицкий Г. П. Игры и детское общество .//Дошкольное воспитание. М., 1993. № 3
- Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: Просвещение, 1998 .- 480с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Педагогика, 1960. — 240с.
- Якобсон П.М. Проблема психологии эмоций.// Психологическая наука в СССР. Т.2. М: АПН РСФСР. 1960. С. 168−190.
- Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе. -М.: Новая школа, 2000. -351с.
- Янданова Т.И. Психологический анализ самооценки учителей-дефектологов. // Дефектология М.,№ 2 2001.-С.73−78.
- Яновская Т.Г. Развитие познавательной сферы ребёнка. — Свердловск, 1982.-с. 109.
- Ясвин В.А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. М.: Новая школа. 2001. — 260с.
- Bleidick U. Padagogik der Behinderten. 5. Auflage. — Berlin, 1984.
- Bollnow O. F. Zur Frage der Objektivitat in der Geisteswissenschaften // Denkformen und Forschungsmethoden der Erziehungswissenschaft / S. Oppolzer (Hrsg.) Munchen, 1966.
- Breiner H. L Lautsprache oder Gebarden fur Gehorlose? / H.L. Breiner (Hrsg.). Frankenthal, 1985.
- Breiner H. L Zur akustischen Struktur von Schall. Frankenthal, 1984 (zubeziehen uber Pfalzinstitut fur Horsprachbehinderte).
- Breiner H.L. Die Grundlagen der Horerziehung. Frankenthal 1984.
- Breiner H.L. Die praventive Integration. Frankenthal, 1989.
- Breiner H.L. Kommunikative Situation gehorloser Personen und Hilfen zur Integration // Hausinterner Druck des Pfalzinstituts fur Horspachbehinderte. -Frankenthal, 1989.
- Fischer B. Gehorlosenuntenicht. Heidelberg, 1982.
- Flitner W. Allgemeine Padagogik. Stuttgart, 1965.
- Furth H. G. Lernen ohne Sprache. Weinheim, Basel, 1977.
- Graser J.B. Die Erziehung des Taubstummen. Munchen, 1971.
- Goodlad I What Schools Are For?- Bloomington, 1994.
- Levine E.S. The Ecology of Early Deafnes.- New York, 1981.
- Meadew K. Deafnes and Child Development. Los Angeles, 1980.
- Phillip C. Schlechty. Schools for the 21-st Centru. Leadership Imperatives for Edukational Reform.- San Francisco, 1990.