Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование готовности студентов вузов культуры и искусств к педагогической деятельности: по специальности социально-культурная деятельность

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологическую основу исследования составили: фундаментальные философские положения о целостности, взаимной связи и взаимообусловленности всех элементов человеческой культуры, а также философская теория культуры (Л.Б. Волченко, Е. Г. Злобин, М. С. Каган, А. Ф. Лосев и др.) — идея изменения человека, его становления и развития как творческой личности в процессе освоения культуры (М.М… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретическое обоснование подготовки студентов вузов культуры и искусств к педагогической деятельности в современных условиях
    • 1. 1. Современные подходы к подготовке студентов вузов культуры и искусств к будущей деятельности
    • 1. 2. Готовность студентов вузов культуры и искусств к педагогической деятельности: определение понятия
    • 1. 3. Педагогические условия формирования готовности студентов вузов культуры и искусств к педагогической деятельности
  • Выводы
  • ГЛАВА II. Технологические основы формирования готовности студентов вузов культуры и искусств к педагогической деятельности
    • 2. 1. Структура и содержание готовности студентов вузов культуры и искусств к педагогической деятельности
    • 2. 2. Критерии и уровни готовности студентов вузов культуры и искусств к педагогической деятельности
    • 2. 3. Оценка эффективности технологии формирования готовности студентов вузов культуры и искусств к педагогической деятельности
  • Выводы

Формирование готовности студентов вузов культуры и искусств к педагогической деятельности: по специальности социально-культурная деятельность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная российская система высшего образования претерпевает важный и ответственный период своего реформирования, в котором трансформируются основополагающие принципы его построения, существенным образом обновляется сама модель образования, содержания деятельности высших образовательных учреждений. В ситуации поиска ценностных основ новой педагогической парадигмы важной задачей образовательной политики является повышение качества профессионального образования на основе сохранения фундаментальности, соответствия потребностей общества и государства, запросам личности и т. д. Данное обстоятельство актуализирует необходимость осмысления государственной политики в области высшего профессионального образования и, в частности, в подготовке специалистов в сфере социально-культурной деятельности.

Особенность профессиональной деятельности выпускников вузов культуры и искусств состоит в том, что они являются не только трансляторами культуры, народных традиций и обычаев, активными проводниками государственной социально-культурной политики, но и в том, что они — носители профессионально-педагогических норм и ценностей, опыта и знаний, с помощью которых формируют, воспитывают и развивают личность участников творческого коллектива.

Актуальность проблемы формирования готовности студентов вузов культуры и искусств к педагогической деятельности обусловлена и тем, что от педагога социокультурной сферы в большей степени зависит не только культура человека, но и культура общества в целом. Отсюда, одной из важнейших задач вузов культуры и искусств на современном этапе становится подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных, востребованных действительностью, способных нестандартно мыслить, творчески работать, эффективно выполнять миссию транслятора художественно-эстетических и духовно-нравственных ценностей.

В отечественной и зарубежной педагогике, психологии и социологии накоплен обширный научный опыт в исследовании проблемы формирования готовности студентов вузов к будущей профессиональной деятельности, который во многом предопределил подходы к решению проблем в рамках настоящего исследования.

Философско-методологическому аспекту формирования готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности посвящены исследования В. В. Давыдова, С. И. Курганского, B.C. Мерлина, В. В. Серикова, В. А. Сластенина, В. Д. Шадрикова и др.

Психолого-педагогические аспекты профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности рассмотрены в трудах О. А. Абдуллиной, П. Я. Гальперина, К.М. Дурай-Новаковой, Н. И. Дьяченко, B.C. Ильина, И. Ф. Исаева, Н. В. Кузьминой, А. Н. Леонтьева, П. Е. Решетникова, C.JI. Рубинштейна, Н. К. Сергеева, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина и др.

Социально-педагогические и социокультурные аспекты формирования профессиональной готовности выпускников вузов культуры и искусств представлены в трудах Э. Б. Абдуллина, А .Я. Айзенберга, А. А. Аронова, Н. К. Баклановой, Т. И. Баклановой, О. А. Блоха, В. А. Волобуева, И. Б. Игнатовой, С. И. Курганского, Н. В. Петрушина, Н. А. Слядневой, Н. Р. Туравец, П. А. Черватюка, В. И. Черниченко, В. М. Чижикова и др.

Особое место в современной педагогической литературе занимают исследования, направленные на раскрытие организационно-содержательных аспектов подготовки студентов вузов культуры и искусств к профессиональной деятельности в социокультурной сфере (М.А. Ариарский, Т. И. Бакланова, А. Д. Жарков, Е. И. Жданова, М. С. Жиров, А. Г. Казакова, А. С. Каргин, Ю. Д. Красильников, E.JI. Кудрина, С. И. Курганский, Н. Ф. Максютин, С. М. Малакуцкая, Г. Я. Никитина, Ю. А. Стрельцов, В. Е. Триодин,.

Н.Р. Туравец, Г. М. Цыпин, В. И. Черниченко, Е. В. Чижикова, Н. Н. Ярошенко и др.).

Педагогической реальностью сегодняшнего дня становятся инновационные программы и технологии формирования готовности студентов вузов культуры и искусств к педагогической деятельности в различных коллективах художественного творчества (Т.И. Бакланова, Н. В. Ефремова, Н. В. Киреева, С. И. Курганский, С. М. Малакуцкая, Ю. Е. Соколовский, Е. В. Чижикова и др.).

Однако, несмотря на наличие значительного числа исследований, посвященных проблеме формирования профессиональной готовности студентов, рассмотрения её сущности и структуры, разработку различных технологий и т. д., отсутствуют специальные исследования, направленные на выявление особенностей педагогической деятельности выпускников вузов культуры и искусств в современной социокультурной сферена раскрытие содержательной стороны такого понятия как «готовность студентов вузов культуры и искусств к педагогической деятельности», а именно: не определены её структурные компоненты, не выделены технологические этапы формирования и т. д. Кроме того, в названных выше психолого-педагогических и социально-педагогических исследованиях не уделяется достаточного внимания разработке теоретико-прикладных основ процесса формирования готовности студентов, обучающихся на факультете социально-культурной деятельности (СКД), к педагогической работе. Наименее разработанной является проблема педагогических условий, способствующих повышению эффективности процесса педагогической подготовки специалистов для сферы социокультурной деятельности.

Таким образом, отсутствие специальных исследований, посвященных проблеме формирования готовности студентов, обучающихся на факультете СКД, к педагогической деятельности, и в то же время насущные потребности времени послужили основанием для выбора темы нашего диссертационного исследования «Формирование готовности студентов вузов культуры и искусств к педагогической деятельности (по специальности социально-культурная деятельность)».

Его проблема определяется наличием противоречия между потребностью общества в высококвалифицированных специалистах социокультурной сферы, обладающих необходимой подготовкой к самостоятельной профессионально-педагогической деятельности, и существующей образовательной практикой вузов культуры и искусств.

Цель нашего исследования состоит в разработке и экспериментальном обосновании технологии формирования готовности студентов вузов культуры и искусств к педагогической деятельности в социокультурной сфере.

Объект исследования — профессиональная подготовка специалиста социокультурной деятельности в вузах культуры и искусств.

Предмет исследования — процесс формирования готовности студентов вузов культуры и искусств, обучающихся по специальности социально-культурная деятельность, к педагогической деятельности.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования нами определены следующие задачи:

— раскрыть сущность и содержание процесса формирования готовности студентов вузов культуры и искусств к педагогической деятельности;

— выявить педагогические условия, способствующие повышению эффективности формирования у студентов готовности к педагогической деятельности;

— определить критерии и показатели сформированное&tradeготовности студентов к педагогической деятельности;

— разработать и апробировать технологию формирования готовности будущего специалиста социокультурной сферы к педагогической деятельности.

Гипотеза исследования: готовность студентов вузов культуры и искусств к педагогической деятельности может быть сформирована, если:

— процесс профессиональной подготовки специалиста социокультурной сферы к педагогической деятельности будет строиться на принципах компетентностно-ориентированного и культурологического подходов, которые предполагают: формирование профессионально значимых качеств будущего специалистараскрытие творческих возможностей студентов как будущих педагогов;

— образовательная технология, обеспечивающая формирование готовности студентов вузов культуры и искусств к педагогической деятельности, будет разработана с учетом современных требований к деятельности педагога в социокультурной сфере в соответствии с целями и содержанием профессионального обучения;

— структурировать процесс профессиональной подготовки студентов вузов культуры и искусств с учетом следующих педагогических условий: педагогическое сопровождение процесса формирования готовности студентов вузов культуры и искусств к будущей педагогической деятельностивключение студента в практическую деятельность, в которой актуализируется, формируется и совершенствуется его профессионально-творческая и педагогическая компетенцияэффективное взаимодействие образовательной системы вуза культуры и искусств с образовательными системами учреждений культуры и дополнительного образования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: фундаментальные философские положения о целостности, взаимной связи и взаимообусловленности всех элементов человеческой культуры, а также философская теория культуры (Л.Б. Волченко, Е. Г. Злобин, М. С. Каган, А. Ф. Лосев и др.) — идея изменения человека, его становления и развития как творческой личности в процессе освоения культуры (М.М. Бахтин, Д. С. Лихачев, П. А. Флоренский и др.) — психологическая теория развития личности (А.Г. Асмолов, BJB. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — идеи целостного, системного подхода к изучению педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, В. В. Краевский и др.) — концепция гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса в вузе (А.А. Бодалев, В. В. Давыдов, В. И. Загвязинский, С. И. Курганский, П. Е. Решетников и др.), теория личностно-ориентированного подхода в обучении (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, В. А. Сластенин и др.) — теория творческого характера педагогической деятельности (С.И. Архангельский, Ф. Н. Гоноболин, К.М. Дурай-Новакова, В. И. Загвязинский, И. Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Н. Р. Туравец и др.) — теория организации разнообразной коллективной деятельности (Т.И. Бакланова, И. Б. Игнатова,.

A.С. Макаренко, С. М. Малакуцкая, А. В. Мудрик, П. Е. Решетников,.

B.А. Сухомлинский и др.).

В процессе исследования был использован комплекс исследовательских методов: теоретические методы (анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования, анализ педагогической практики) — эмпирические методы (наблюдение, собеседование, анкетирование) — разработка и проведение педагогического экспериментастатистические методы.

База исследования. Основная опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Белгородского государственного института культуры и искусств. На констатирующем этапе эксперимента приняли участие 115 студентовна формирующем этапе — 52 студента.

Организация исследования осуществлялась в несколько этапов.

На первом этапе (2004 — 2005 гг.) — диагностическом — осуществлялся анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияизучалось состояние проблемы формирования готовности у различных групп специалистовопределялись основные направления исследования и методика проведения опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2005;2007 гг.) — формирующем — реализовывалась и корректировалась педагогическая технология формирования готовности студентов — будущих специалистов социокультурной сферы к педагогической деятельности, проводились констатирующий и формирующий эксперименты, сбор фактического материала по проблеме исследования.

На третьем этапе (2008 г.) — итоговом — анализировались, обобщались и систематизировались результаты опытно-экспериментальной работыформулировались основные положения исследованияоформлялись результаты проведенного исследования в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— выявлены особенности процесса формирования готовности студентов вузов культуры и искусств к осуществлению педагогической деятельности в современной социокультурной сфере;

— обоснованы и экспериментально подтверждены педагогические условия, способствующие повышению эффективности процесса формирования готовности будущих специалистов социально-культурной сферы к педагогической деятельности;

— определены критерии и показатели готовности студентов вузов культуры и искусств к педагогической деятельности;

— разработана и экспериментально апробирована технология формирования готовности будущих специалистов социально-культурной сферы к педагогической деятельности.

Теоретическая значимость исследования: результаты исследования расширяют научно-педагогические представления о теории и практике готовности студентов, обучающихся на факультете СКД, к педагогической деятельности в современных социокультурных условияхуточнено понятие «готовность к педагогической деятельности студентов вузов культуры и искусств» как целостное личностное образование, характеризующееся совокупностью внешних и внутренних мотивов, побуждающих студентов к реализации своих профессионально-педагогических знаний, навыков и умений в современной социокультурной сфере.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— разработано научно-методическое обеспечение процесса формирования готовности будущих специалистов социально-культурной сферы к педагогической деятельности;

— в образовательный процесс внедрена технология формирования готовности студентов к осуществлению педагогической деятельности и спецкурсы «Практикум по педагогическому руководству коллективами художественного творчества» и «Педагогическое мастерство»;

— методические рекомендации и дидактические материалы, разработанные для студентов вузов культуры и искусств, могут использоваться педагогами в целях контроля и оценки педагогических умений, диагностики уровня сформированности готовности к педагогической деятельности, а также использоваться в системе повышения квалификации и переподготовки специалистов, работающих в вузах культуры и искусств.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась обоснованностью исходных теоретико-методологических позицийиспользованием комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследованиявсесторонним анализом реальной педагогической практики и педагогического опытасочетанием качественного и количественного анализа результатов опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Процесс профессиональной подготовки специалиста в области социально-культурной деятельности направлен на социально-педагогическое, психолого-педагогическое, информационное и организационно-методическое содействие развитию личности в процессе усвоения, производства, интерпретации, сохранения и распространения культурных ценностей. Специалист социокультурной сферы в соответствии с общепрофессиональной, специально-профессиональной и педагогической подготовкой обеспечивает полноценную реализацию важнейших функций социально-культурной и педагогической деятельности: а) культурноохраннаяб) культурнотворческаяв) социоорганизационнаяа также г) социопедагогическая и психолого-педагогическая.

2. Готовность студентов вузов культуры и искусств к педагогической деятельности рассматривается как целостное личностное образование, характеризующееся совокупностью внешних и внутренних мотивов, побуждающих студентов к реализации своих профессионально-педагогических знаний, навыков и умений в современной социокультурной сференаличием высокого уровня сформированной общепрофессиональной компетенции, а также выработанной педагогической рефлексией. Готовность к педагогической деятельности имеет свою структуру и включает мотивационно-ценностный, интеллектуальный, эмоционально-волевой и рефлексивный компоненты, совокупность которых составляет сущность готовности к педагогической деятельности специалиста социокультурной сферы.

3. Эффективность формирования готовности студентов вузов культуры и искусств к педагогической деятельности в социокультурной сфере определяется взаимосвязанными педагогическими условиями:

— педагогическое сопровождение процесса формирования готовности студентов вузов культуры и искусств к будущей педагогической деятельностивключение студентов в практическую деятельность, ориентированную на формирование профессионально-творческой и педагогической компетентности;

— эффективное взаимодействие образовательной системы вуза культуры и искусств с образовательными системами учреждений культуры и дополнительного образования.

4. Объективная оценка сформированности уровня готовности студентов к педагогической деятельности в социально-культурной сфере возможна на основе следующих критериев и показателей:

— мотивационно-потребностная готовность: наличие позитивного отношения к педагогической деятельности, системы профессионально-ценностных ориентацийпроявление профессионального интереса к работе с учащимися, стремление передать свои знания детям и т. д.;

— интеллектуальная готовность: знание основных закономерностей и воспитательных механизмов, особенностей управления педагогическим процессом, понимание сущности педагогического процессаумение планировать учебно-воспитательный процесс, находить адекватные методы вовлечения учащихся в активную деятельностьспособность импровизировать свою деятельность и т. д.;

— рефлексивная готовность: потребность к самоконтролю на основе личностно-значимых мотивов и установоксформированная профессиональная самооценка и т. д.

5. Технология формирования готовности будущих специалистов социально-культурной сферы к педагогической деятельности включает следующие этапы: мотивационно-реализующий, развивающий, базовый и рефлексивно-оценочный.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялась в Белгородском государственном институте культуры и искусств. Полученные результаты исследования были представлены на международных и межвузовских научно-методических конференциях: «Современные технологии в сфере культуры и досуга: опыт, проблемы, инновации» (Белгород, 17 апреля 2006 г.), «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в современных условиях: опыт, проблемы, перспективы» (Белгород, 15 февраля 2007 г.), в рамках методических и научно-практических семинаров кафедр социально-культурной деятельности и педагогики и методики профессионального образования Белгородского государственного института культуры и искусств. Основные положения и материалы исследования отражены в 11 публикациях.

Структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Результаты исследования не исчерпывают всех направлений рассматриваемой проблемы формирования готовности студентов к педагогической деятельности в социально-культурной сфере в современных условиях. За границами исследования остались вопросы коммуникативного взаимодействия между специалистом социально-культурной сферы и воспитанником, вопросы формирования толерантного отношения к различным группам населения и др.

Практическая ценность полученных результатов заключается в возможности использования их в образовательном процессе в школах, учреждениях дополнительного образования, в системе повышения квалификации и переподготовки специалистов в области социально-культурной сферы деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование посвящено теоретическим и практическим вопросам формирования готовности будущих специалистов к педагогической деятельности в социально-культурной сфере, что связано с изменением требований к подготовке специалистов различных сфер общественной деятельности, в т. ч. и социально-культурной. Основная задача заключается в формировании личности, способной решать сложные проблемы, с которыми сталкивается государство и общество, быстро адаптироваться к изменениям в экономике, науке, культуре и т. д.

Результаты проведенного исследования, посвященного формированию готовности студентов вузов культуры и искусств к педагогической деятельности в современных условиях на основе педагогической технологии и выявленных педагогических условий, подтвердили его актуальность и практическую значимость в процессе овладения уровнями готовности к педагогической деятельности.

В соответствии с целью и задачами исследования было изучено и проанализировано состояние проблемы в теории и практике профессионального образования. Профессиональное развитие связано с формированием готовности к педагогической деятельности, которая предполагает формирование мотивационно-ценностного, интеллектуального, эмоционально-волевого и рефлексивного компонентов готовности.

Стало очевидным, что формирование готовности к педагогической деятельности происходит поэтапно в процессе деятельности: все накопленное на предыдущем этапе совершенствуется и переходит к более высокому уровнюпредыдущий уровень служит основой формирования последующих уровнейсвоевременное определение уровня готовности у определенной личности позволяет определить перспективный план по устранению недостатковготовность к педагогической деятельности рассматривается как составляющая общей профессиональной готовности.

Выявленные в процессе экспериментальной работы критерии сформированности готовности к педагогической деятельности позволили выделить у студентов три уровня сформированности готовности: низкий, средний и высокий (творческий).

Как было выявлено, изменение положения в сторону повышения эффективности возможно на основе:

1) учета ряда педагогических условий: а) педагогическое сопровождение процесса формирования готовности студентов вузов культуры и искусств к будущей педагогической деятельностиб) включение студентов в практическую педагогическую деятельность, ориентированную на формирование профессионально-творческой и педагогической компетентностив) эффективное взаимодействие образовательной системы вуза культуры и искусств с образовательными системами учреждений культуры и дополнительного образования;

2) создания педагогической технологии, направленной на поэтапное формирование готовности к педагогической деятельности студентов вузов культуры и искусств, на основе внутрипредметной и межпредметной координации, способствующей развитию у студентов умений организации самостоятельной творческой деятельности.

В процессе формирования готовности к педагогической деятельности были:

— определены сущность и содержание процесса формирования готовности студентов вузов культуры и искусств к педагогической деятельности;

— определены педагогические условия, способствующие повышению эффективности формирования у студентов готовности к педагогической деятельности;

— определены критерии и показатели сформированности готовности студентов к педагогической деятельности;

— разработана и апробирована технология формирования готовности у студента вузов культуры и искусств к педагогической деятельности в социокультурной среде.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Для педвузов. 2-е изд., перераб. и доп. / О. А. Абдуллина. -М.,: Просвещение, 1990. 141 с.
  2. , Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям : в 3 х т./ Ш. А. Амонашвили. -М.- Воронеж, 1988.
  3. , Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев. М. — Воронеж, 1996. — 384 с.
  4. , Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л., 1968.
  5. , С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1976.-200 с.
  6. , С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980.-368 с.
  7. , В. Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. -М., 1976. 158 с.
  8. , А. Г. Психология индивидуальности / А. Г. Асмолов. М., 1986.
  9. , А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов // М.: МГУ, 1990. -367с.
  10. Ю.Афонченко, Л. Ф. Формирование готовности у студентов вуза искусств и культуры к профессиональной педагогической деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Л. Ф. Афонченко. -Воронеж., 2002. 24с.
  11. , Ю. К. Оптимизация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. -М.: Просвещение, 1985.-208 с.
  12. , Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса : метод, основы / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  13. , Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры / Н. К. Бакланова. -М.: Изд-во Моск. гос. ин-та культуры, 1994. 120 с. М. Балаев, А. А. Активные методы обучения / А. А. Балаев. — М.: Профиздат, 1986. — 94 с.
  14. , Н. В. Педагогика и практическая психология / Н. В. Басова. -Ростов н/Д: Феникс, 2000. 416 с.
  15. , Е. П. Подготовка учителя в условиях перестройки / Е. П. Белозерцев. -М.: Педагогика, 1989. 208 с.
  16. , В. А. Духовно-нравственное становление и развитие личности учителя в контексте светской и православной культуры / В. А. Беляева. -Рязань: РОИРО, 1988. 135 с.
  17. , В. П. Слагаемые педтехнологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1986.-192 с.
  18. , В.Г. Об уровне практической подготовленности выпускников педагогических институтов к воспитательной работе / В. Г. Боброва, Н. Н. Кузьмин // Советская педагогика. 1979. — № 4. — С. 87−92.
  19. , О. С. Метод наблюдения в исследовании проблем воспитания / О. С. Богданова // Советская педагогика. 1970. — № 11. С. 61−69.
  20. , В. И. Педагогическая технология: эволюция понятия / В. И. Боголюбов // Советская педагогика. 1991. — № 9. — С. 123−128.
  21. , Г. Н. Воспитание культуры учебного труда студентов : автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. Н. Богомолова. Брянск, 1995. -23с.
  22. , А. В. Восприятие и понимание человека человеком / А. В. Бодалев. -М.: Мысль, 1982.-263 с.
  23. , А. В. Личность и общение / А. В. Бодалев. М., 1995.
  24. Л.И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Институт практической психологии. Воронеж.- 1997.-352 с.
  25. , Г. А. Совершенствование профессиональной подготовки студентов // Советская педагогика. 1987. — № 2. — С. 70−74.
  26. , Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -1997.-№ 4.-С. 11−17.
  27. , Н. В. Образовательная технология как объект педагогического выбора : учеб. пособие / Н. В. Борисова М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.-98 с.
  28. , А. В. Мышление как процесс и проблема деятельности / А. В. Брушлинский // Вопросы психологии. 1982. — № 2. — С. 28−40.
  29. , О.С. Педагогический артистизм : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. С. Булатова. М.: Издательский центр Академия, 2001. — 240 с.
  30. , К. Я. Коллективная мыследеятельность модель саморазвития человека / К. Я. Вазина. — М.: Педагогика, 1990. — 214 с.
  31. , А. А. Деловая игра как метод активного обучения / А. А. Вербицкий // Современная высшая школа. 1982. — № 3 (39). — С. 130 131.
  32. , А. А. Педагогические технологии и качество образования / А. А. Вербицкий // Научные труды МИМ ЛИНК. 2000. — Вып. 1.-41 с.
  33. Винская, JL В. Формирование готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей: дисс.. канд. пед. наук: 13.00.02. / J1. В. Винская. Краснодар, 2006. — с.
  34. , Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика-пресс, 1996. — 533 с.
  35. Высшее образование в России.-2005.-№ 11. С. 115−120.
  36. , Г. А. Педагогические технологии: новый этап эволюции? Г. А. Монахова // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 47−53.
  37. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусств. Специальность 53 100 Социально-культурная деятельность. -М., 2002.
  38. , Г. М. Руководство самовоспитанием школьников / Г. М. Гришин, Я. И. Колдунов. -М.: Просвещение, 1975. 175 с.
  39. , В. В. Лекции по педагогической технологии / В. В. Гузеев. — М., 1992.-57 с.
  40. , В. В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1972.-432 с.
  41. , В. В. Проблемы развивающего обучения : опыт теорет. и эксперим. психол. исслед. М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
  42. , В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. -М.: Терра, 1995. Т. 2. — 779 с.
  43. , А. А. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров : социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии / А. А. Деркач, А. П. Ситников. М., 1993.
  44. , С. А. Педагогическое сознание : Теории и технологии формирования у будущих учителей / С. А. Днепров. Екатеринбург, 1998.
  45. , А. Б. Воспитателю о психологии и психология обучения / А. Б. Добрович. -М.: Просвещение, 1987. -205 с.
  46. Дурай Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: дис.. д-ра пед. наук / К. М. Дурай — Новакова. — М., 1983.-356 с.
  47. , В. К. Организационная структура учебного процесса и её развитие / В. К. Дьяченко. -М.: Педагогика, 1989. 160 с.
  48. , М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, JI. А. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1976.-176 с.
  49. , М.И. Психология высшей школы : учеб. пособие / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: Изд-вл БГУ, 1981.-383 с.
  50. , С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя / С. Б. Елканов. -М.: Просвещение, 1989. 189 с.
  51. , А. М. Формирование основ мастерства профессионального общения специалиста культуры в процессе подготовки в вузе :: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. / А. М. Есенгалиева. М., 2000. — 195 с.
  52. , JI. С. Деятельность учреждений культуры : Учеб. пособие / Л. С. Жаркова. М., 2003.
  53. , В. В. Развитие профессиональной готовности учителя к педагогическому общению с учащимися : автореф. дис.. канд. пед. наук/В. В. Желанова. М., 1994. -22с.
  54. , А. В. Избранные психологические труды / А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1986.-296 с.
  55. Заявление VII съезда Российского Союза ректоров высших учебных заведений «Россия студентам, студенты — России». — Высшее образование сегодня. — 2003, № 2. С. — 2−8. 61. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И. А.
  56. Зимняя. Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 480 с. 62.3лобин, Н. С. Культура и общественный прогресс / Н. С. Злобин: — М.: Наука, 1980.-309 с.
  57. , И.Б. Коллектив художественного творчества: проблема педагогического руководства: Уч. пособие / И. Б. Игнатова, С. М. Малакуцкая. Белгород, БГИКИ, 2007. — 178 с.
  58. , В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В. С. Ильин. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  59. , Е. Н. Искусство общения // Педагогический поиск / И. Н. Ильин. -М., 1989.-23 с.
  60. , Т. А. Педагогика / Т. А. Ильина. М: Просвещение, 1984. -496 с.
  61. , К. Педагогическая диагностика / К. Ингелькамп. М.: Педагогика, 1991.-239 с.
  62. , И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект / И. Ф. Исаев. -М.: Белгород, 1992.- 100 с.
  63. Кабанова-Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е. Н. Кабанова-Меллер. М.: Знание, 1981. — 86 с.
  64. , М. С. Мир общения : пробл. межсубъект, отношений / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 315 с.
  65. Кан-Калик, В. А. Индивидуально-творческая подготовка учителя / В. А. Кан-Калик // Советская педагогика. 1989. — № 1. — С. 97 -100.
  66. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — 194 с.
  67. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя / В. А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  68. , В. А. Воспитание? Воспитание . Воспитание: Теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский, JI. И. Новикова, Н. JI. Селиванова. -М., 1996.
  69. , А. С. Самодеятельное художественное творчество. История, Теория. Практика / А. С. Каргин. М.: Высш. шк., 1988.
  70. , М. В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения / М. В. Кларин // Советская педагогика. 1984. — № 4. -С. 117−122.
  71. , М. В. Учебная дискуссия / М. В. Кларин // Мир образования. -1996.-№ 1.-С. 28−31.
  72. , JI. Н. Всестороннее развитие личности и культура / JI. Н. Коган. -М.: Знание, 1981.- 123 с.
  73. , И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии / И. А. Колесникова. СПб.: СПбГУМП, 1999.-242 с.
  74. Коломинский, Я. JL Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности / Я. Л. Коломинский. М., 1983.81 .Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения / Я. А. Коменский. М., 1995. — 337 с.
  75. В.В. Наука об образовании в современной России: методологический анализ. Изд. Рос. Академии образования. 1999. -№ 1. — с, 13−21.
  76. , В. В. соотношение педагогической науки и педагогической практики / В. В. Краевский. М., 1977.
  77. , Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н. Б. Крылов. М.: Наука, 1990.-142 с.
  78. , Н. В. Основы вузовской педагогики / Н. В. Кузьмина. JI.: Изд-во ЛГУ, 1967.- 183 с.
  79. , Н. В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина. Л., 1996.
  80. , С.И. Интенсификация развития образовательной системы вуза (на примере вузов культуры и искусств) / С. И. Курганский // -Белгород: Изд-во БелГИК, 2005. 348 с.
  81. , Е. Б. Управление образованием в условиях рынка / Е. Б. Куркин. М.: Новая школа, 1997. — 144 с.
  82. , Л. Н. Алгоритмизация в обучении / Л. Н. Ланда. М.: Просвещение, 1966. — 523 с.
  83. , М. М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности / М. М. Левина. — Минск: ИПК, 1996. -232 с.
  84. , Н. Д. О психологических состояниях человека / Н. Д. Левитов. -М.: Просвещение, 1967. 322 с.
  85. , Л. А. Логика педагогического процесса / Л. А. Левшин. М.: Знание, 1980.-96 с.
  86. , В. С. Содержание образования / В. С. Леднев. М.: Высш. шк., 1989.-360 с.
  87. , В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -2-е изд., перераб. / В. С. Леднев. М.: Высш. Шк., 1991.-224 с.
  88. , В. А. Гуманизация, гуманитаризация и культурологический подход к образованию / В. А. Лекторский // Вопросы философии. 1997. — № 2. — С. 3−5.
  89. , А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. М., Знание, 1979.-34 с.
  90. , А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. -2-е изд. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  91. , А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций / А. Н. Леонтьев. М., 1971. — 89 с.
  92. , И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1980. 185 с.
  93. Ю5.Лихачев, Д. Б. Декларация прав культуры. http: //www.lihachev.ru/deklaratsiya
  94. , Ю. Л. Творческая лаборатория учителя / Ю. Л. Львова. М., 1985.
  95. , М. Искусство — культура образование / М. Маниковская // Философские науки. — 2005. — № 3. — С. 125 — 132.
  96. , А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А. К. Маркова // Педагогика. 1995. — № 6. -С. 55−63.
  97. , А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  98. З.Митина, JT. М. Формирование профессионального самосознания учителя / Л. М. Митина // Советская педагогика. 1989.- № 12. С. 52−56.
  99. , А. И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса :: дисс.. д-ра пед. наук / А. И. Мищенко. М., 1992. — 387с.
  100. Моделирование педагогической ситуации: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1991. — 120 с.
  101. , Н. А. Формирование педагогической установки учителя на эмпатию во взаимодействии с учащимися : дисс.. канд. пед. наук / Н. А. Мозговая. М., 1999. — 274 с.
  102. , Г. А. Педагогические технологии: новый этап эволюции? Г. А. Монахова // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 47−53.
  103. , Н. Управление качеством образования на диагностической основе / Н. Мочалова // Народное образование. 2000. — № 7. — С. 62−69.
  104. , А. В. Коммуникативная культура учителя. Формирование профессиональной культуры учителя / под ред. В. А. Сластенина / А. В. Мудрик. -М.: Прометей, 1993. 141 с.
  105. , А. В. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. 11 с.
  106. , А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. М.: 1999. 183 с.
  107. , А. В. Учитель: Мастерство и вдохновение / А. В. Мудрик. -М.: Просвещение, 1986. 160 с.
  108. , А. В. Формирование личности школьника в процессе общения / А. В. Мудрик. М., 1987. — 114 с.
  109. , И. JI. Самостоятельная работа в системе непрерывного образования / И. JI. Науменко // Советская педагогика. 1989. — № 5. — С. 19−22.
  110. Национальная доктрина образования в РФ. Проект // Профессионал. -1999.-№ 6.-С. 2−4.
  111. , Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: кн. для учителя 2-е изд., перераб. и доп. / Б. М. Неменский. -М.: Просвещение, 1987.-255 с.
  112. , Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности : учеб. пособие для студ. сред. проф. учреждений / Н. Н. Никитина, О. М. Железнова, М. А. Петухов. М.: Мастерство, 2002.- 312 с.
  113. , А. М. Проблемы демократизации профессионального образования / А. М. Новиков // Специалист. 2000. — № 3. — С. 2−5.
  114. , Л. П. Уроки вдохновения / Л. П. Новицкая. М.: ВТО, 1984.-92 с.
  115. , В. Н. Система развития индивидуального творческого мышления: Итоги и проблемы создания новой технологии обучения / В. Н. Нужин. Иваново: Изд-во Иванов, энерг. ин-та, 1990. — 60 с.
  116. , А. А. Формирование педагогического мышления / А. А. Орлов // Советская педагогика. 1990. — № 1. — С. 25−26.
  117. , А. Б. Склонность и профессия / А. Б. Орлов. М.: Знание, 1981.-96 с.
  118. , М. С. Формирование профессионально-педагогических умений у студентов / М. С. Пашкова. М., 1974. 65 с.
  119. Педагогика / под ред. П. И Пидкасистого. М.: Роспедагентство, 1966.-604 с.
  120. Педагогическая энциклопедия. М.: Сов. энцикл., 1966. — Т. I-IV.
  121. Петровская, JL А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / JI. А. Петровская. М.: МГУ, 1989. — 219 с.
  122. , П. И. Игра как средство активизации учебного процесса / П. И. Пидкасистый, Н. К. Ахмедов, Т С. Хойдеров // Советская педагогика. 1985. — № 3. — С. 22−25.
  123. , П. И. Технология игры в обучении и развитии : учеб. пособие / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров- Моск. пед. ун-т. М.: Рос. пед. агентство, 1996. — 269 с.
  124. , К. К. Проблема способностей / К. К. Платонов. М., 1972. -187 с. 143 .Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986.-254 с.
  125. , Т. А. Роль мотивации в познавательной активности / Т. А. Платонова // Активность личности в обучении: сб. науч. тр. М.: ПИИВШ, 1986. — С. 21 — 30.145 .Покровский Е. А. Детские игры / Е. А. Покровский. СПб.: Ист. Наследие, 1994.-280 с.
  126. , В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований / В. М. Полонский// М.: Педагогика, 1987. — 144 с.
  127. , М. М. Как развивать педагогическое творчество / М. М. Поташник. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  128. Приобщение к творчеству: метод, пособие / сост. и ред. П. Е. Решетников. Белгород: Изд-во БГПУ, 1994. — 125 с.
  129. , И. В. Формирование готовности студентов вузов искусств и культуры к художественно-педагогической деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук / И. В. Прокофьева. Тюмень, 2002. — 24с.
  130. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494с.
  131. , А.А. Психология изучения личности : учеб. пособие / А. А. Реан. -СПб., 1999.
  132. , П. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера / П. Е. Решетников. М.: Владос, 2000.-304 с.
  133. , М. И. Теоретические основы воспитательного процесса / М. И. Рожков. Ярославль, 1999.
  134. , С. А. Основы общей психологии : в 2-х т. / С. А. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989. 485 с.
  135. , Н. Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления будущего учителя / Н. Я. Сайгушев. М.: Магнитогорск: МПГУ- МаГУ, 2002. — 274 с.
  136. , Ю. А. Очерки психологии ума : особенности умств! деятельности школьников / Ю. А. Самарин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-504 с.
  137. , В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. Волгоград, 1999.
  138. , М. Н. Методология и методика педагогических исследований / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1996. — 150 с.
  139. В. А. Психология и педагогика / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. М.: ИЦ Академия, 2001. — 480 с.
  140. В. А. Высшее педагогическое образование России: идеология, содержание, технологии/ В.А. Сластенин// Интегральная педагогика. 2000. — № 1. — С. 29−38.)
  141. , В. А. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности / В. А. Сластенин, Н. Е. Мажар. -М. :МГУ, 1991.
  142. , В. А. О критериях формирования социально активной личности будущего учителя // Формирование социально активной личности в условиях развитого социализма: сб. науч. трудов. М.: 1983. С. 147- 155.
  143. , В. А. Педагогика : учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов — под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. -568 с.
  144. , В. А. Университетское педагогическое образование: проблемы и решения / В. А. Сластенин // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Белгород: Изд — во БГУ, 1996. — С. 3−7.
  145. , В. А. Университетское педагогическое образование: проблемы и решения / В. А. Сластенин // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Белгород: Изд — во БГУ, 1996. — С. 3−7.
  146. , В.А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко // Советская педагогика. 1991. — № 10. — С. 79−84.
  147. , В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  148. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности: учеб. пособие / С. Д. Смирнов. М. Аспект-пресс, 1995.-271 с.
  149. В. В. Культура речи и культура общения / В. В. Соколова. -М.: Просвещение, 1995. 192 с.
  150. , Н. Ф. Контроль и его функция в учебном процессе / Н. Ф. Талызина // Советская педагогика. -1989.-№ 3.-С. 11−16.
  151. , Н. Ф. Технология обучения и её место в педагогической теории / Н. Ф. Талызина // Современная высшая школа. — 1997. — № 1. -С. 91−96.
  152. , Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы) / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1984. -343 с.
  153. , Н. Н. Обретение педагогического мастерства / Н. Н. Тарасевич // Советская педагогика. 1990. — № 11. — С. 73 -77.
  154. , Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки / Д. Н. Узнадзе. Тбилиси, 1961. -210 с.
  155. , Д. Н. Толковый словарь русского языка : в 4-х т. / Д. Н. Ушаков. М.: Рус. словари, 1961. — Т. I. — 1424 с.
  156. , К. Д. Человек как предмет воспитания / К. Д. Ушинский // Ушинский, К. Д. Собрание сочинений: в 8 т. М., 1976. — Т.8. — С. 35−36.
  157. Философская энциклопедия. М.: Сов. энцикл., 1970. — Т. 5. — 740 с.
  158. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. — М.: Сов. энцикл., 1989.-815 с.
  159. , X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. М.: Педагогика, 1986.-408 с.
  160. , В. И. Методика проведения педагогической игры в учебном процессе / В. И. Черниченко, JI. С. Азарцева. М., 1988. — 37 с.
  161. , Ю. Ж. Точка отсчета: методики личностной и социально-психологической диагностики учителей: кн. для учителя / Ю. Ж. Шайгородский. Омск: Интеллектика, 1992. — 40 с.
  162. , Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. М.: Педагогика, 1982.-208 с.
  163. , Н. Е. Личностная и профессиональная самооценка студента педвуза : учеб. пособие / Н. Е. Шафажинская — науч. ред. П. А. Просецкий — МГПИ им. В. И. Ленина. -М.: МГПИ, 1986. 101 с.
  164. , Е. Н. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к педагогической деятельности : дисс.. канд. пед. наук / Е. Н. Шиянов. М, 1982. — 210 с.
  165. , Г. И. К вопросу о критериях ценности педагогических исследований / Г. И. Щукина // Советская педагогика. 1972. — № 9. — С. 35−41.
  166. , Г. Т. Роль деятельности в учебном процессе / Г. Т Щукина. -М.: Просвещение, 1986. 144 с.
  167. , Н. Е. Воспитание как вхождение ребенка в культуру / Н. Е. Щуркова// Воспитание школьников. 1998. — № 5. — С. 2- 8.
  168. , Н. Е. Педагогическая студия / Н. Е. Щуркова, О. И. Залекер. М., 1993.-63 с.
  169. , Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1986. — 336 с.
  170. , А. Ф. Активизация познавательной деятельности студентов / А. Ф. Эсаулов. М.: Высш. шк., 1982.-223 с.
  171. , И. М. Профессиональное самосознание педагога / И. М. Юсупов // Советская педагогика. 1989. — № 12. — С. 79 -83.
  172. , Д. С. Теоретические основы преемственности профессиональной подготовки сельского учителя в школе и педагогическом вузе : дисс.. д-ра пед. наук / Д. С. Ягофарова. Казань, 1991.-317с.
  173. , В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов. М.: Наука, 1987. — 248 с.
  174. , И. С. Личностно- ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 95 с.
  175. , И. С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. М.: Просвещение, 1979. — 169 с.
  176. , П. М. Чувства, их развитие и воспитание / П. М. Якобсон. -М.: Знание, 1976.-64 с.
  177. , Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева. М.: Флинта, 1997. — 224 с.
  178. , В.А. Психология учебной деятельности студентов / В. А. Якунин. М. -СПб.: Логос, 1994. — 160 с.
  179. , Т. Ф. Проблема духовного мира человека на пороге ноосферной эпохи / Т. Ф. Яркина // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 40−47.
  180. , Г. А. Формирование эмоциональной культуры будущих педагогов : дис.. канд. пед. наук /Г. А. Ястребова. Волгоград, 1998. -194 с.
  181. Guilford, J.P. Creative talents: Their nature, uses and development / J.P. Guilford/ Buffalo, N.Y. Bearly Limited?
  182. Guilford, J.P. The nature of human intelligence / J.P. Guilford/ N.Y.: McGraw-Hill, 1967.
  183. James L. Landen. Do You Really Know How to Motivate Children? / James L. Landen and Arnold L. Willems // Education. 1983. — Vol. 104.- No. l.-p. 56−66.
  184. Maslow, A.H. Motivation and personality / A.H. Maslow. 3 — nd ed. -NY., 1987.-P. 63
Заполнить форму текущей работой