Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экспериментальное изучение мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Балла — высокий уровень — «внутренняя позиция школьника» достаточно сформирована: ведущий мотив в ответах детей — учебно-познавательный (стремление быть умным, много знать) или социальный, основанный на понимании ребенком общественной необходимости учения. Вася сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился… Читать ещё >

Экспериментальное изучение мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цель, задачи, организация экспериментального исследования

Цель исследования — изучить особенности мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи:

  • 1) отобрать психодиагностический инструментарий для изучения особенностей мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста и определить критерии оценки;
  • 2) провести экспериментальное исследование по изучению особенностей мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста;
  • 3) провести интерпретацию результатов экспериментального исследования.

Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад № 65» п. Уптар Магаданской области в январе 2010 года. В исследовании приняли участие 8 детей разновозрастной группы старшего дошкольного возраста. Возрастной диапазон испытуемых — 6−7 лет.

Нами были использованы следующие методики.

Методика 1. «Беседа о школе» (по Т.А. Нежновой) [15, С.23].

Цель методики: выявить желание ребенка идти в школу, характер его внутренней позиции Материал и оборудование: перечень вопросов, протокол, ручка.

Инструкция: Беседа проводится индивидуально. Все высказывания ребенка протоколируются.

Возможные варианты ответов и их оценка:

А — ориентация на содержание учебной деятельности Б — ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни В — ориентация на внешкольные виды деятельности и условия.

Вопросы беседы:

1. Хочешь ли ты идти в школу?

А — очень хочу Б — так себе, не знаю В — не хочу.

2. Почему ты хочешь идти в школу?

А — интерес к учению, занятиям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т. д.

Б — интерес к внешней атрибутике школьной жизни: новая форма, книги, портфель и т. д.

В — внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, «мама сказала».

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят к школе)?

А — освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачи и т. д.

Б — приобретение формы, школьных принадлежностей.

В — занятия, не относящиеся к школе.

4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего? (предварительно у ребенка спрашивают, был ли он в школе и слышал ли он о ней).

А — уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка.

Б — внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, перемены, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса.

В — уроки художественно-физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе.

5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день?

А — занятия учебного типа: «Писал бы буквы, читал» и т. д.

Б — дошкольные занятия: рисование, конструирование и т. д.

В — занятие, не имеющие отношения в школе: игры, гулянье, помощь по хозяйству, уход за животными и т. д.

Критерии оценки:

  • 0 баллов (преобладание ответов категории В) — низкий уровеньребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована), нежелание ребенка идти в школу.
  • 1 балл (преобладание ответов категории Б) — средний уровеньположительное отношение ребенка к школе, ребенок преимущественно проявляет интерес к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника)
  • 2 балла (преобладание ответов категории А) — высокий уровеньшкольно — учебная ориентация ребенка и положительное отношение ребенка к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована)

Методика 2. Изучение мотивов учения (по Г. А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной) [28, С.74].

Цель методики: изучить мотивы учения.

Материалы и оборудование: 6 карточек со схематичным изображением фигур (содержание содержится в инструкции).

Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если эксперимент проводят с девочками, то в рассказе фигурируют не мальчики, а девочки) разговаривали о школе.

Петя сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил» (на стол перед ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком № 1: женская фигура, склонившаяся вперёд с указующим жестом, перед ней фигура ребенка с портфелем в руках — внешний мотив).

Вася сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился» (выкладывается карточка с рисунком № 2: схематическая фигура ребенка, сидящего за партой, — учебный мотив).

Юра сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть» (выкладывается карточка с рисунком № 3: схематические фигурки двух детей, играющих в мяч, — игровой мотив).

Максим сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. В школе я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким» (выкладывается карточка с рисунком № 4: две схематические фигурки, изображенные спиной друг к другу; у той фигурки, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, — игрушечный автомобиль — позиционный мотив).

Олег сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — и можешь стать кем захочешь» (выкладывается карточка с рисунком № 5: схематическая фигурка с портфелем в руках направляется к зданию — социальный мотив).

Владик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки» (выкладывается карточка с рисунком № 6: схематическая фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь — отметочный мотив).

  • — А как, по-твоему, кто из них прав? Почему? С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?
  • — С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

Так дети последовательно осуществляют три выбора. При этом ребенок указывает на картинку, поясняя ее содержанием соответствующего образца. В том случае если содержание недостаточно ясно прослеживается в ответе ребенка, задают контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?» Необходима уверенность в том, что ребенок произвел свой выбор исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

На основе анализа ответов ребенка определяют преобладающий мотив будущего обучения в школе.

Выделенные мотивы характеризуются следующим образом:

  • 1) внешний — «внешний» по отношению к учебе (подчинение требованиям взрослых и т. д.)
  • 2) учебный — мотив, восходящий к познавательной потребности;
  • 3) игровой — мотив, неадекватно перенесенный в новую — учебную сферу;
  • 4) позиционный — мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими;
  • 5) социальный — широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения;
  • 6) отметочный — мотив получения высокой отметки.

Ведущим является мотив, проявившийся в ответе на первый вопрос: «А как, по-твоему, кто из них прав? Почему?».

Критерии оценки:

  • 0 баллов — низкий уровень — ведущий мотив учения — игровой мотив, «внутренняя позиция школьника» не сформирована.
  • 1 балл — средний уровень — начальная стадия формирования «внутренней позиции школьника» ведущий мотив в ответах детей — позиционный (стремление ребенка занять новое положение в отношениях с окружающими), внешний (подчинение требованиям взрослых), или мотив получения оценки.
  • 2 балла — высокий уровень — «внутренняя позиция школьника» достаточно сформирована: ведущий мотив в ответах детей — учебно-познавательный (стремление быть умным, много знать) или социальный, основанный на понимании ребенком общественной необходимости учения.

Методика 3. «Графический диктант» (по Д.Б. Эльконину) [15, С.27].

Цель: изучение предпосылок учебной деятельности.

Материалы и оборудование: протокол с тетрадным листком в клетку с нанесенными на нем четырьмя точками, листы с диктуемыми узорами, карандаш.

Инструкция. Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого надо внимательно слушать меня — я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете линию — ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущую, не отрывая карандаша от бумаги.

Узор 1. Поставь карандаш на 1 точку. Это будет начало нашего узора.

1 клеточка вниз, 1 — вправо, 1 — вверх, 1 — вправо, 1 — вниз, 1 — вправо, 1 — вверх. А теперь продолжай этот узор сам.

Узор 2. Теперь поставь карандаш на 2 точку. Внимание! Начинаем рисовать.

1 — вверх, 1 — вправо, 1 — вверх, 1 — вправо, 1 — вниз, 1 — вправо, 1 — вниз, 1 — вправо… А теперь продолжай узор сам.

Узор 3. Теперь поставь карандаш на 3 точку.

3 — вверх, 2 — вправо, 2 — вниз, 1 — вправо, 2 — вверх, 2 — вправо, 3 — вниз, 2 — вправо, 2 — вверх, 1 — вправо, 2 — вниз, 2 — вправо, 3 — вверх.

Критерии оценок:

о баллов — низкий уровень — воспроизведение узора, в котором лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором; до 3 ошибок; не подчиняются требованиям и правилам.

  • 1 балл — средний уровень — воспроизведение узора, содержащее от 1 до 2 ошибок; частичное выполнение задания, с помощью педагога.
  • 2 балла — высокий уровень — точное воспроизведение узора, ребенок выполняет задание самостоятельно, без ошибок.

Для обобщения результатов проведенного исследования и формулирования выводов нами были выведены общие критерии определения уровня сформированности мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста:

  • — высокий уровень — мотивационной готовности к школьному обучению — 5−6 баллов — характеризуется доминированием познавательной и социальной мотивации, что свидетельствует о готовности к принятию «внутренней позиции школьника».
  • — средний уровень мотивационной готовности к школьному обучению — 3−4 балла — характеризуется доминированием мотивов, относящихся к внешней атрибутике школьной жизни, преимущественно оценочных мотивов.
  • — низкий уровень мотивационной готовности к школьному обучению — 0−2 балла — характеризуется наличием игровой мотивации, не связанной со школьной жизнью. Внутренняя позиция школьника не сформирована.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой