Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование художественного вкуса учащегося на музыкальных занятиях: на материале учебно-воспитательной работы в фортепианно-исполнительском классе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В музыкальной педагогике проблема формирования художественного вкуса является достаточно разработанной. Нами выделены исследования, ориентированные на определённые возрастные группы: младшие школьники (O.A. Буракова, A.B. Сарже, Н. М. Черноиваненко, О.Н. Лазаревская), подростки (E.H. Таллин, JI.M. Кузнецова, O.A. Васильченко, В.Г. Мозгот), студенты — будущие учителя музыки (E.H. Коробко, Г. Н… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Эволюция взглядов на проблему вкуса в западноевропейской и отечественной философии
    • 1. 2. Многогранность категории «вкус» как основа его педагогической трактовки
      • 1. 3. 1. Проблема художественного вкуса в общей и музыкальной педагогике
      • 1. 3. 2. Методическая модель формирования художественного вкуса в музыкально-педагогическом процессе
  • Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА В МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ КЛАССЕ. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
    • 2. 1. Констатирующий эксперимент

Формирование художественного вкуса учащегося на музыкальных занятиях: на материале учебно-воспитательной работы в фортепианно-исполнительском классе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глубокие изменения, произошедшие в настоящее время в социальной и культурной жизни нашей страны, привели к снижению критериев художественного вкуса у молодёжи. Вал безвкусицы, насаждаемый телевидением, музыкальным и литературным «ширпотребом», обрушился на молодое поколение, сформировав стереотип художественного восприятия, характерный для «потребительской» культуры. В то же самое время высокие традиции русской культуры к концу XX — началу XXI века оказались невостребованными большей частью общества. Происходящие в нём процессы ставят перед педагогом задачу сохранения для молодого поколения ценностного значения богатого классического наследия. Однако для того, чтобы традиция смогла быть транслированной, т. е. стать «живой традицией», необходимо соответствующее восприятие, а именно, сформированный художественный вкус.

Поскольку в современной культуре сосуществуют и проникают друг в друга различные художественные стили, иными словами, имеет место «полифония стилей» (Д. Лихачев), то перед человеком возникает ситуация выбора, разрешение которой зависит от его художественных предпочтений. В связи с этим одной из важных задач педагогики становится определение вектора этих предпочтений в сторону лучших образцов культуры, что напрямую связано с повышением вкусового критерия.

Современная эпоха обладает рядом специфических черт, которые создают сложности для функционирования таких фундаментальных и взаимозависимых категорий как «вкус» и «стиль». Окончание эпохи «больших стилей» не привело к формированию единой стилевой системы, в результате чего в культурном пространстве получила широкое распространение стилевая эклектика. Одновременно с этим, восприятие современного человека утратило целостность и приобрело черты «фрагментарности», «мозаичности», «разорванности». Кроме этого, оно стало облегчённым, не способным проникнуть в глубь художественных явлений. Поскольку интерес значительной части общества оказался направленным на музыкальную продукцию невысокого качества, произошло снижение уровня потребностей и идеалов, что привело к «усреднению вкусовых норм» (М.С. Каган). Всё это затрудняет ориентацию молодёжи в «море» явлений культуры, не создавая возможностей для опоры на традиционные эстетические ценности. В данной ситуации сформированный вкус может выступить в роли «путеводной нити» или даже «спасательного круга», связывая личность как субъект культуры с культурой в целом.

В музыкальной педагогике проблема формирования художественного вкуса является достаточно разработанной. Нами выделены исследования, ориентированные на определённые возрастные группы: младшие школьники (O.A. Буракова, A.B. Сарже, Н. М. Черноиваненко, О.Н. Лазаревская), подростки (E.H. Таллин, JI.M. Кузнецова, O.A. Васильченко, В.Г. Мозгот), студенты — будущие учителя музыки (E.H. Коробко, Г. Н. Падалка). Исследования в основном были построены на материале музыки вокальной, хоровой, а также музыки для духовых инструментов. Однако специальных работ, посвященных формированию художественного вкуса в фортепианно-исполнительском классе, в современной педагогической литературе недостаточно, и настоящая диссертация призвана восполнить этот пробел.

Философско-эстетическая наука прошлого и современности трактует феномен вкуса как явление «сущности», напрямую связанное с формированием личности. Однако в большинстве педагогических работ акцент сделан на элементах структуры вкуса и отдельных его функциях, при этом недостаточно раскрыто значение вкуса как целостного явления. Вследствие этого, остаётся не до конца выявленной воспитательная функция категории «вкус», служащей одним из проявлений целостности человеческой личности. Вне поля зрения ученых остаётся также способность вкуса к поиску смысла художественного явления. В связи с этим, педагогические концепции формирования вкуса строятся без учёта одной из его важнейших функций, связанной со смысловой сферой личности, которая определяет отношения человека с миром. Также остаётся недостаточно раскрытым влияние на формирование вкуса категории «стиль». Все эти явления привели к что тому, что педагогический потенциал категории «вкус» оказался недостаточно реализованным.

Сказанное определило выбор темы настоящего исследования, цель которого создание научно разработанной теоретической и методической модели формирования художественного вкуса учащегося-музыканта.

Объект исследования — педагогический процесс в музыкальном учебном заведении.

Предмет исследования — формирование художественного вкуса учащегося на музыкальных занятиях в фортепианно-исполнительском классе.

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования художественного вкуса учащегося-музыканта способен протекать более эффективно, если:

1) будет глубоко раскрыто содержание понятия «вкус» в его педагогической интерпретации;

2) будут соблюдены следующие педагогические условия: а) опора на многокомпонентную структуру вкусаб) учёт полифункциональной природы вкуса и, прежде всего, его функции поиска смысла художественного явления;

3) в качестве наиболее эффективного метода формирования художественного вкуса будет использован стилевой педагогический подход.

Задачи исследования:

1. Определить сущность и функции вкуса как основу его педагогической интерпретации.

2. Выявить основные современные тенденции в изучении проблемы формирования художественного вкуса.

3. На основе анализа различных научных концепций создать единую структуру вкуса, отражающую его философско-психологическую природу.

4. Проверить эффективность предложенной методики в ходе опытно-экспериментальной работы.

Методологической основой настоящего исследования явились:

— отечественные и западные философско-эстетические концепции художественного вкуса (Г. Аллен, Аристотель, Ш. Баттё, Э. Бёрк, А. И. Буров, И. Винкельман, А. Вольтер, Г. Г. Гадамер, Ф. Гегель, А. И. Гулыга, И. Зульцер, М. С. Каган, И. Кант, Р. Менгс, Микеланжело Буанаротти, Ф. Ницше, Платон, Ж. Ж. Руссо, Н. К. Карамзин, Н. К. Михайловский, H.H. Надеждин, Г. Н. Теплов, П. Н. Ткачев, Н. Г. Чернышевский, В.П. Шестаков);

— социологические исследования художественного вкуса (М.Н. Лившиц, И. П. Лукшин, Г. П. Туру к, В. Цуккерман);

— современные педагогические и психологические исследования в области формирования художественного вкуса (К.Н. Ахмедов, С. Б. Барило, Д. К. Басурашвили, Б. А. Брылин, O.A. Буракова, O.A. Васильченко, Л. С. Волобуева, О. И. Ворожейкина, Ю. С. Гурова, E.H. Демченко, И. Г. Димова, М. Г. Жуленков, О. И Лазаревская, A.A. Маллабаев, Е. А. Малыгина, А. И. Молчанова, Г. П. Климова, E.H. Коробко, Ф. Х. Макоев, В. Г. Мозгот, А. П. Мохонько, Г. Н. Падалка, Г. В. Раицкая, H.A. Рощина, A.B. Сарже, E.H. Таллин) — труды педагогов-музыкантов (Э.Б. Абдуллин, A.B. Малинковская, Т. Г. Мариупольская, А. И. Николаева, Г. М. Цыпин, В.П. Чинаев) — труды современных отечественных специалистов по эстетическому воспитанию (Н.И. Киященко, В. А. Сластёнин, М.Г. Плохова),.

— труды исследователей категорий «стиль» (E.H. Устюгова, Е.Г. Яковлев) и «смысл» (А.Ю. Агафонов, Д. И. Дубровский, В. Ю. Долженко, Д. А. Леонтьев, Б.А. Сосновский).

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и музыкально-теоретической литературы по проблеме исследованияанализ и обобщение опыта ведущих специалистовобобщение личного профессионального опыта автора диссертациипедагогический эксперимент (констатирующий и формирующий) — количественный и качественный анализ полученных результатов, моделирование форм и методов работы со студентами.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Разработана теоретическая и методическая модель формирования художественного вкуса учащегося-музыканта в процессе занятий в фортепианно-исполнительском классе.

2. Раскрыта сущность функции вкуса, направленной на поиск смысла художественного явления, позволяющей значительно расширить педагогический потенциал, заложенный в этой категории.

3. На основании выявленной в исследовании взаимосвязи категорий «вкус» и «стиль» определена и практически обоснована эффективность методов стилевого педагогического подхода как одного из средств формирования художественного вкуса учащегося-музыканта.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Прослежена эволюция категории «вкус» в западных и отечественных философско-исторических концепциях, послужившая основой его современной педагогической интерпретации и позволяющая определить педагогический потенциал, заложенный в этой категории.

2. Разработана расширенная психолого-педагогическая структура вкуса, включающая, помимо компонентов, выявленных в предыдущих исследованиях, «смысловой» компонент, что даёт основание соотнести её с современными структурами личности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

1) предлагаемая автором методическая модель может быть использована в практике вузовской подготовки в музыкально-исполнительском классе, а также в процессе лекционных занятий;

2) с известной возрастной коррекцией модель может применяться в практике музыкальных и музыкально-педагогических училищ и колледжей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Художественный вкус представляет собой целостное образование, имеющее сложную структуру, характеризующуюся равноправием всех составляющих её элементов.

2. Одной из важнейших функций вкуса в его педагогической интерпретации является функция поиска смысла художественного явления.

3. Категории «вкус» и «стиль» являются взаимосвязанными, что позволяет предложить стилевой педагогический подход в качестве эффективного средства формирования художественного вкуса на занятиях в музыкально-исполнительском классе.

Апробация результатов исследования: основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры Музыкальных инструментов МПГУ и кафедры общего курса фортепиано Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М.И.

Глинки, а также в ходе выступлений автора на Международных, Всероссийских, Межвузовских и внутривузовских конференциях и через публикацию работ по теме исследования (2001, 2002, 2003,2004, 2005, 2006,2007 гг.).

I глава.

Формирование художественного вкуса как психолого-педагогическая проблема.

1. Аверин В. А. Психология личности.- Снб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001.-189 Изд-во Михайлова В. А., 2001.-189 с.

2. Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания.- СПб.: Речь, 2003. -296 с.

3. Агафонов А. Ю. Человек как смысловая модель мира.- Самара: Изд-во Дом БАРАХ-М, 2000. -335 с.

4. Алексеев А. О проблеме стильного исполнения//О музыкальном исполнительстве. -М.: Музгиз, 1954. -С.159−170.

5. Алиев Ю. Б. Пастольная книга школьного учителя-музыканта.- М.:Владос, 2000.-336 с.

6. Алиев Ю. Б. Подросток-музыка-школа. Вопросы методики музыкального воспитания детей. М.: Просвеш, ение, 1976. 71−115. 7. 1988.-255 с.

7. Антонова Л. А. Эстетический вкус в аспекте структурпоАндреев Место искусства в познании мира.- М.: Политиздат, функциональной характеристики общественного сознания. Автореф. дис. …канд. философ, наук. Саратов: 1972. -21с.

8. Арановский М. Концепция музыкального стиля в работах К.М.Михайлова//Михайлов М. Этюды о стиле в музыке. Л.:Музыка, 1990. -С.13−38.

9. Аринина Н. Л. Эстетический вкус как проблема социологии. Автореф. дис… канд. философ, наук. М.: 1967. -15 с.

10. Архангородская О. Д. Эстетический вкус как интегративный показатель эстетической культуры личностиЮтика и эстетика. Киев: 1986, Вып.29.

11. Ахмедов К. П. Роль эстетического воспитания в формировании эстетического вкуса. Автореф .дис… канд. пед. наук. -М.: 1972.-21 с.

12. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.-М.гПросвещение, 1982. 192 с. 14. 1972.-373 с.

13. Барсова И. Опыт этимологического анализа//Советская музыка, Бадура-Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта. М.: Музыка, 1985№ 9.-С.59−66.

14. Белавкина М. В. Педагогические условия нарастания интереса учащихся к личностно-смысловому развитию. Автореф… дис. канд. пед. наук. Ростов-на Дону: 2003. 23 с.

15. Барежев К. В. Смысл как критическое истолкование сущности. Автореф. дис… канд. философ, наук. Спб.: 2000. -21 с.

16. Барило СБ. Воспитание художественного вкуса старшеклассников в процессе внеурочных занятий по искусству. Автореф. дис… канд. пед. наук.-М.: 1987. -17 с. 19. Бёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного.- М.: Искусство, 1979. 237 с.

17. Блудова В. Б. Природа и структура художественного восприятияЮстетические очерки. Вып.4. М., 1977. 114−152.

18. Болдышева В. А. Формирование образа мира как иерархической системы смысловых образований взрослого человека. Автореф… дис. канд. психол. наук. Калуга, 2003. -19 с. 22.

19. Борев Ю. Б. Эстетика. М., 1997. 234 с. Борисова СМ. Преемственность в формировании музыкальноэстетического вкуса у старших дошкольников в условиях поликультурной среды. Дис… канд. пед. наук. Чебоксары: 2006. -161 с. 24. 25.

20. Братусь Б. С Аномалии личности. М.:Мысль, 1994. 304 с. Брянцева В. Фортепианные пьесы Рахманинова. М., 1.

21. Буракова О. А. Воспитание музыкального вкуса у школьников в истории отечественной педагогики. Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург: 2000.-160 с.

22. Буров А. И. Эстетика: проблемы и споры.- М.: Московский рабочий, 1975.-156 с. 28.

23. Бычков В. В. Эстетика. Краткий курсМ.: Проект, 2003. -379 с. Вартанова Ж. А. Эстетический вкус как специфическая способность ценностного отношения к действительности. Автореф. дис. канд. философ, наук. -Киев: 1978. -22 с. 30. подростков Васильченко в процессе О. А. Формирование эстетического вкуса школьной музыкально-хоровой деятельности. Автореф. дис… канд. пед. наук. Ташкент: 1991. -17 с. 31. 1933. 32. с.

24. Волков В. И. Соотношение эстетического идеала, вкуса, Власов В. Г. Стили в искусстве: Словарь. СПб.: Лита, 1998. -672 Винкельман И.-И. История искусства древности. Л.: Изогиз, зрительской оценки искусства. Автореф. дис. канд. философ, наук. Свердловск: 1970. -22 с.

25. Волкова В. Дидактические условия реализации учащимися личностных смыслов в процессе обучения. Автореф. дис. канд. пед. наук. Петрозаводск: 2002. -22 с.

26. Волобуева Л. С. Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительских училищ. Автореф. дис. …канд. пед. наук.М.: 1984.-15 с.

27. Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. Предисловия и рассуждения. М.: Мир, 1974. -501 с. 37. 345 с.

28. Ворожейкина вкуса у О.И. младших Синтез искусств в формировании обучения Вольпе Гальвано делла. Критика вкуса. М.: Искусство, 1979. эстетического школьников в процессе изобразительному искусству. Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1996. 20 с.

29. Восприятие музыки: Сб. статей//Ред. сост. В. Н. Максимов. М.: Музыка, 1980, 256 стр. 40. -366 с.

30. Гадамер Г. Г. Истина и метод: основы философской Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. герменевтики. М Прогресс, 1988. 699 с. 42. 43. 44. 651с. 45. 2002.-176 с.

31. Голубева Н. А. Проблема историко-стилевого анализа в Гликман И. З. Теория и методика воспитания. М.: Владос, Гегель Г.-В. Сочинения в 14-ти т. М., 1929;1958. Т. 12,.

32. Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика в 4-х т. М.: Искусство, 1968, т.1,310 с. Гилберт К. Э., Кун Г. История эстетики. Спб.: Алетейя, 2000. учебном курсе истории музыки. Автореф. дис канд. пед. наук. М 1998. -16 с.

33. Григорян А. Проблемы художественного стиля. Дис. докт. философ, наук. Ереван, 1968.

34. Гулыга А. В. Принципы эстетики.М.: Издательство политической литературы, 1987. 286 с.

35. Гущина В. А. Проблемы стиля и стилевого многообразия в искусстве: Дис. …канд. философ, наук. М 1965. -175 с.

36. Демченко Е. П. Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительного искусства. Д и с канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре: 2001. -181 с.

37. Димова И. Г. Формирование музыкального вкуса подростков в процессе изучения вокальных классических произведений. Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1983. -15 с.

38. Долуханов СИ. Формирование эстетического вкуса творческой личности//Вестник МГУ, серия Философия 1981JV23, 36−41.

39. Драч Н. Г. Основные стилевые тенденции в отечественной фортепианном искусстве второй половины XX века. Дис. …канд. искусстния. Астрахань:2006. 235 с.

40. Дубровский Д. И. Проблема идеального. Субъективная реальность. М., 2002. -368 с.

41. Елинер Н. Г. Стиль и стилеобразование в истории западноевропейского искусства.- Спб.: ГИПП Искусство России, 2003. 256 с.

42. Елистратов В. С Онтология языковых стилей (на материале русской культуры XX века. Дис. докт. культурологич. наук. М., 1996. 469 с.

43. Жуковский В. А. О критике (письмо к издателям «Вестника Европы»)//Сочинения. Т.5. 382.

44. Зеленов Л. А., Куликов Г. И. Методологические проблемы эстетики. Нижний Новгород: 1987. 345 с. 59. 1991.-350 с.

45. Иванов А., Киященко Н. И. Образование и искусство в Зись А. Я. В поисках художественного смысла М.: Искусство, формировании целостной личности.- М., 2002. -184 с.

46. Ивлева Н.Г. И. Танеев преподаватель класса фортепианной игры//Проблемы музыкальной педагогики. М 1981. С 127−137. 62. 1986.-C.150.

47. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып.1. М., 5-ти т. Т. 2, М.: Искусство, 1964. 864 с.

48. Каган М. С. Эстетика как философская наука.Спб.: «Петрополис», 1997. 544 стр.

49. Каган М. С. Вкус как феномен культуры Искусство кино, 1981, .№ 9.-С. 15−26.

50. Кант И. Основы метафизики нравственности. М.: Мысль, 1999.-1460 стр. 67. 63.

51. Карачун А. Ю. Стиль как эстетическая категория. Автореф. дис. Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. Л., 1984. канд. философ, наук. Минск: 1991. -22 с.

52. Карелин А. Я. Формирование художественной культуры студентов в условиях индивидуального обучения в классе фортепиано. Автореф. дис канд. пед. наук. М 1996. -25 с.

53. Кириллина Л. В. Классический стиль в музыке 18 начала 19 веков: самосознание эпохи и музыкальная практика. Автореф. дис… док-ра искусст-ния.- М.: 1996. 40 с.

54. Кирнарская Д. Музыкальное восприятие: проблема адекватности: Автореф. дис. …док-ра. психол. наук. -М.: 1997. 36 с.

55. Книга по эстетике для музыкантов//Ред. И. А. Константинов, К. А. Ангелов (НРБ). М.:Музыка, 1983. 272 стр.

56. Климова Г. П. Воспитание эстетического вкуса средствами изобразительного искусства. Дис… канд. пед. наук. -Екатеринбург: 1996. 134 с.

57. Коган Л. Н. Художественный вкус. Опыт конкретносоциологического исследования. М.:1966. -213 с.

58. Коробко Е. Н. Воспитание художественного вкуса будущего учителя музыки. Автореф… дис… канд. пед. наук. Киев: 1989. -24 с. 76. 207 с.

59. Крупник Е. И. Психологическое воздействие искусства на Корыхалова Н. П. Интерпретация музыки.- Л: Музыка, 1979. личность. М.:Институт психологии РАП, 1999. 240 с.

60. Кудрявцева М. Е. Психолого-педагогические основы деятельности учителя по воспитанию эстетического вкуса учащихся. Дис… канд. пед. наук. СПб.: 2000. -220 с.

61. Кузин B.C. Изобразительное искусство как важнейший фактор формирования идейно-эстетического суждений и вкусов в системе идейноэстетического воспитания и умственного развития школьников/ЯТроблемы теории и практики воспитания школьников. М.: НИИ школ, 1979, 78 103.

62. Кузнецова Л. М. Музыкальные интересы и вкусы школьников. Автореф. дис. …канд. пед. наук. М.: 1973. -31 с. 81.

63. Куренкова Р. А. Эстетика. М.: Владос, 2003. 366 с. Лазаревская О. Н. Психологические условия формирования музыкального вкуса младших школьников. Автореф. дис. …канд. псих, наук.-Киев: 1987. 18 с.

64. Лебедева Г. Г. Философские и социально-психологические вопросы эстетического вкуса. Автореф. дис. …канд. философ, наук. Л.: 1973. -22 с.

65. Леонтьев Д. А. Психология смысла. Автореф… дис… д-ра психол. наук. М.: 1999. -40 с.

66. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 487 с.

67. Либин А. Стиль это человек?//Стиль человека: психологический анализ (под общей редакцией А. Либина). М.: Смысл, 1998.-C.3−12.

68. Литвиненко Л. Л. Воспитание художественных вкусов учащихся в процессе ознакомления с различными видами искусства. Автореф. дис… канд. пед. наук. М.: 1977. -14 с.

69. Литвинов А. Н. Художественный стиль как феномен культуры. Автореф… дис. канд. философ, наук. Киев: 1992. -16 с. 89. 463 с.

70. Лобанова М. П. Музыкальный стиль и жанр: история и Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1996. современность.-М.:Сов.композитор, 1990.-221 с.

71. Лонг М. За роялем с Дебюсси. М., 1.

72. Лосев А. Ф. Шестаков В.П. История эстетических категорий. М.:Искусство, 1965. 376 с.

73. Лукшин И. П. Эстетический вкус: Социологический нодход//Социология культуры. Вын.2. М., 1975. 48−83.

74. Лукьянин В. П. Эстетический вкус как концентрация человеческого оныта //Эстетику в жизнь. Сб.4 Свердловск, 1973. 2735.

75. Лясковская Т. П. Воснитание эстетического вкуса нодростков средствами театрального искусства. Дис. канд. пед. наук. Челябинск: 2004.-183 с.

76. Макоев Ф. Х. Педагогические вкуса у учащихся основы формирования училищ. музыкально-эстетического музыкальных Автореф. дис… канд. пед наук. М.:1995. -20 с.

77. Малинковская А. В. Класс основного музыкального инструмента. М.:Владос, 2005. -385 с.

78. Малинковская А. Фортенианно-иснолнительское интонирование. М.:Музыка, 1990. 191 с.

79. Маллабаев А. А. Воспитание эстетического вкуса у студенческой молодёжи. Автореф. дис. …канд. пед. наук. Ташкент: 1988. 19 с.

80. Малюков А. Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Науч. метод, пособие. Дубна: Феникс, 1999. 250 с.

81. Малыгина Е. А. Развитие ориентации художественного вкуса у студентов педагогического колледжа в процессе освоения искусства в условиях Крайнего Севера. Дис… канд. пед. наук. М.: 2000. 212 с.

82. Мартинсен К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М.: Классика XXI, 2002. -115 с.

83. Матвеева Н. В. Механизмы формирования смысла содержания текста в процессе его понимания. Дис. …канд. филол. наук. Уфа: 2004.-216 с. 104. -108 с.

84. Медушевский В. В. К проблеме сущности, эволюции и Маца И. Л. Об эстетическом вкусе. М.: Молодая гвардия, 1963. типологии музыкальных стилей//Муз. современник. Вып. 5. М., 1984, 45−56.

85. Медушевский В. О содержании понятия «адекватное восприятие» Восприятие музыки: Сб. статей. М., 1980, 34−56. 107.

86. Мильштейн Я. И. Константин Николаевич Игумнов. М., 1.

87. Методологическая культура педагога-музыканта. М.: Academia, 2002. -269 с. 109. ПО. Михайлов М. И. Стиль в музыке. Л.: Музыка, 1981.-261 с. Михайлов М. И. Основные эстетические категории: опыт систематизации. Автореф. дис… д-ра философ, наук. Киев: 1992. 31 с.

88. Михайлов М. И. Основные эстетические категории: опыт систематизации//Под ред. Яковлева Е. Г. Саратов: Изд. Сарат. ун-та, 1990. 192 с.

89. Мозгот В. Г. Формирование художественного вкуса личности. Ростов-на-Дону: Изд. Рост, ун-та, 1992. 159 с.

90. Молоствова И. Е. Формирование адекватного музыкального восприятия в процессе вузовской подготовки учителя музыки. Автореф. дис. канд. пед. наук. Москва: 1998. -15 с.

91. Молчанова А. С. На вкус, на цвет… Теоретический очерк об эстетическом вкусе. М.: Искусство, 1966. -200 с.

92. Морозова Т. В. Связь некоторых особенностей интеллекта и сферы личности с художественным вкусом//Теория эмоциональной эстетического воспитания. М., 1977, 16−35.

93. Мохонько А. П. Самовоспитание вкуса. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1992. -142 с.

94. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М. Музыка, 1972.-383 с. 118. 246 с.

95. Наумов А. Эстетический вкус, его воспитание. Н. Новгород: Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке. М.:Владос, 2002. Изд. Нижегородского гос. Университета, 1997.-226 с.

96. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 4-е изд. М.:Музыка, 1982. 300 с.

97. Николаева А. И. Стилевой подход в фортепианноисполнительском классе педагогического вуза как фактор формирования личности ученика-музыканта. Монография.- М.: Нрометей, 2003. 350 стр.

98. Николаева А. Н. Стилевой подход в обучении игре на фортепиано. Теория и методика обучения игре на фортепиано. Учебное пособие. М.:Владос, 2001. 365 с.

99. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки: предисловие к Рихарду Вагнеру. Спб.: Азбука, 2000. -230 с. 124.

100. Орлов В. И. Методические основы обучения. М., 2000. 70 с. Надалка Г. Н. Формирование эстетических идеалов и вкусов будущих учителей музыки. Автореф. дис. док-ра. пед. наук. Киев: 1989. -47 с. 126. 383 с.

101. Нлохова М. Г. Становление и развитие эстетического Нетрушин В. Н. Музыкальная психология. М.: Владос, 1997. воспитания в советской школе и педагогике (1917;1967 г. г.). Автореф. дис. .док-ра пед. наук. -М.: 1989. -41 с.

102. Плутарх X. О музыке//Намятники музыкально-эстетической мысли. Античная музыкальная эстетика. М., 1960. 303 с.

103. Подласый И. П. Педагогика. Книга.

104. Общие основы. Процесс обучения. М.:Владос, 2004. 574 с.

105. Подласый И. П. Педагогика. Книга.

106. Процесс воспитания. М. гВладос, 2003. 256 с.

107. Подольская З. А. Развитие художественного вкуса личности в условиях взаимовлияния культур. Дис.канд. философ, наук. Ташкент: 1984.-178 с.

108. Подъянова С М Развитие художественного вкуса студентов педагогического вуза. Дис. …канд. пед. наук. -Челябинск:2004. -185 с. 133. 1974.-333 с.

109. Пушкарёва Т. И. Проблема художественного вкуса и Проблемы музыкального мышления. Сб.статей. М.:Музыка, современное искусство. Дис. …канд. философ.наук. -М.: 1998. -132 с.

110. Рабинович Д. А. Исполнитель и стиль. Вьш.2. М.:Советский композитор. 319 с.

111. Раицкая Г. В. Формирование эстетического вкуса младших школьников. Автореф. дис. …канд. пед. наук. М.: 2001. -18 с.

112. Разумный В. О хорошем эстетическом вкусе. М.: Госполитиздат, 1961. 64 с. 138.

113. Русские писатели о литературном труде, Т.1, Л.1954. С.

114. Сарже А. В. Становление эстетического вкуса в трудовой подготовке учениц 5−8 классов современной школы. Автореф. дис. канд. пед. наук. -СПб., 1997. -18 с. 140. 20 с.

115. Сафронова Е. М. Воспитание эстетического вкуса старших Салеев В. А. О художественном вкусе. Минск: Знание, 1975. школьников. Автореф. дис… канд. пед. наук. М 1983. 16 с. 142.

116. Скатерщиков В. К. Об эстетическом вкусе. М., 1.

117. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей.-М., 1973.

118. Славская А. В. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано, Дис, канд, пед, наук. Краснодар: 2005. 186 с. 145, Сластёнин В, А, Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -160 с. 146, Сластёнин В. А. Формирование профессиональной культуры учителя,-М., 1993.

119. Современные подходы к теории эстетического воспитания: к 80-летию со дня рождения А. И. Бурова: материалы и тезисы Буровских чтений. М., 1999.-207 с. 148, Современная западная философия: Словарь//Сост.:Малахов B.C., Филатов В. П. М.: Издательство политической литературы, 1991, 414 с, 149. 300 с. 150.

120. Сосновский Б. А. Мотив и смысл. М.: Прометей, 1993. 197 с. Сохор А, Н, Вопросы социологии и эстетики музыки, Л: Сов, Современные концепции эстетического воспитанияМ, 1998, Композитор, 1981, -295 с, 152, Стерхова Н, С, Воспитание художественного вкуса у старших дошкольников посредством приобш-ения к архитектуре, Дис, канд, пед, наук, Екатеринбург: 1999. -162 с.

121. Суханова Т. А. Педагогические условия развития эстетических канд. пед. вкусов учаш-ихся в образовательной области «Искусство». Дис наук, СПб:2002,-174 с, 154, Таллин Е, Н, Воспитание музыкального художественного вкуса у старшеклассников на факультативных занятиях и во внеклассной работе по музыке, Автореф, дис, канд, пед, наук, М: 1990, -16 с, 155, Тельчарова Р, А, Музыкальный вкус как объект эстетического анализа, Дис, канд, философ, наук. М.: 1979. -176 с.

122. Торшилова Е. М. Основания педагогической интерпретации вкуса старшеклассников//Структура и уровни художественного эстетического сознания старшеклассников: Сб. науч. тр. Ред. кол.: Е. П. Крупник, В. Ф. Козьмин, Л. Н. Печко. М.: АПН СССР, 1989. 99−112.

123. Турук Г. П. Распознавание художественных вкусов. М.: «Совершенство», 1999. 168 с.

124. Усачева О. В. Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в школе. Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 2006. -21 с.

125. Устюгова Е. Н. Стиль и культура: опыт построения общей теории стиля. -Спб.: Изд-во СпбГУ, 2003. -257с. 160. 515 с. 161. 162. 163. с. 164. Хан-Магомедова В. Двуликий Янус Философский энциклопедический словарь. М., 1998. 567с. Франкл В. Воля к смыслу. -Спб.:Символ, 2000. 458 с. Франкл В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс, 1990. -366 Фейнберг Е. Пианизм как искусство.- М.: Музыка, 1965. постмодернизма//Творчество. 1989, JY212. 17. 165.

126. Хентова СМ. Маргарита Лонг. М., 1.

127. Хогарт У. Анализ красоты (Паписано с целью закрепить неустойчивые представления о вкусе). Л.: Искусство, 1987. -125 с.

128. Холопова В. П. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. СПб. Лань, 2000. 320 с.

129. Хрипун Ю. А. Формирование эстетического вкуса будущего учителя начальной школы в процессе музыкально-эстетической подготовки в вузе. Дис. …канд. пед. наук. Екатеринбург:2006. 153 с.

130. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Фирма «Интерпракс», 1994. 373 с.

131. Цыпин Г. М. Развитие учащегося-музыканта процессе обучения игре на фортепиано. М.: МПГУ им. Ленина, 1975. 106 с.

132. Черноиваненко Н. М. Формирование музыкальных вкусов младших школьников. Автореф. дне. …канд. пед. наук. М.: 1975. -20 с.

133. Чинаев В. П. Исполнительские стили в контексте художественной культуры XVIII—XX вв.еков. Автореф… дис. док-ра. искусстния.-М.: 1995.-47 с.

134. Шацкая В. Н. Воспитание музыкального вкуса. Вып.2. -М.: АПН СССР, 1947.-75 с.

135. Шацкая В. Н. Идейное воспитание средствами музыкального искусства в советской школе. Автореф. дис. …канд. пед. наук. М.:1949. -20 с.

136. Шестаков В. Н. Нроблемы эстетического воспитания (Очерк истории). М., 1962.

137. Шестаков В. Н. Теории эстетического воспитания в домарксистской философии. Автореф. дис. …канд. философ, наук. М.: 1963.-13 с. 177. 358 с.

138. Шербаков В. А. К проблеме формирования музыкальноШестаков В. Н. Эстетические категории. М.: Искусство, 1983. художественного вкуса подростков. М.: Московский ин-т культуры, 1970. 250 с.

139. Ш, ербаков В. А. Нроблема формирования музыкальнохудожественного вкуса подростков. Автореф. дис… канд. философ, наук. М.: 1973. -25 с.

140. Ш, ербакова А. И. Аксиологическая подготовка учителя музыки на современном этапе. Автореф. дис. докт. пед наук. М.: 2004. -60 с.

141. Эдуардова И. Б. Интонационный анализ как средство освоения закономерностей музыкальных произведений историко-стилевых студентами-музыкантами. Автореф. дис. …канд. пед. наук. М 2002. -21 с.

142. Эстетика. Уч. пос. для вузов под ред. Радугина А. А. М., 2.

143. Эстетическое воспитание па совремеппом этапе: теория, методология, практика. М., 1990. -147 с.

144. Эстетическое воспитание студентов. М.: Высшая школа, 1978.-248 с.

145. Яковлев Е. Г. Эстетический вкус как категория эстетики. М.:3нание, 1986.-62 стр.

146. Lynes, Russel The tastemakers The shaping of Amer. populartaste with a new Afterw Russel Lynes. New York Dover, 1980. 372 p.

147. Osseboard Corinne Agathe Psychophysics and perception of taste mixtures. 1993.-223 c.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой