Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Школа и педагогика в 1930—1990-е гг

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Задаче воспитания детей в коммунистическом духе была посвяшена учебная и внеурочная комсомольская и пионерская работа (с 1930;х гг. детские организации были при школе и находились под контролем педагогов). Идеологизированность учебников, разных программ воспитательной работы стала очевидной. Несмотря на то что время вносило некоторые коррективы в работу школы, суть ее оставалась неизменной… Читать ещё >

Школа и педагогика в 1930—1990-е гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С началом 1930;х гг. в работу школы были внесены существенные изменения. В соответствии с партийно-правительственными постановлениями 1931 — 1936 гг. все прежние типы школы (девятилетка, ШКМ, ФЗС и т. п.) отменялись. Для всей страны были приняты единые типы общеобразовательной школы: начальная (I—IV классы), неполная средняя (I—VII классы) и средняя — десятилетка. С этого времени устанавливалась классно-урочная организация школьной работы, вводились обязательные предметные программы с точно очерченным кругом систематизированных знаний, твердое расписание, постоянный состав учащихся класса. Подчеркивалась необходимость использования таких методов обучения, как рассказ, беседа, объяснение учителя в сочетании с письменными и устными упражнениями, с изучением учебника, занятиями в кабинетах. Знания учащихся оценивались по пятибалльной словесной системе (очень плохо, плохо, посредственно, хорошо, отлично). Устанавливалась руководящая роль учителя и определялась его ответственность за результаты обучения школьников. Вводился стабильный, удовлетворяющий требованиям науки учебник. Каждый учебник утверждался коллегией Наркомпроса после предварительного рассмотрения, и никакие изменения в него не могли вноситься. Учебники должны были соответствовать идейно-теоретическому и методическому содержанию школьной программы. Особое внимание в школе следовало уделять преподаванию гуманитарных дисциплин, которым предписывалась задача формирования коммунистического мировоззрения учащихся.

В 1936 г. была запрещена педология, а вместе с ней и применение различных тестов и исследований детей.

Главной задачей школы стало вооружение учащихся знаниями и развитие учебных навыков. В школе было восстановлено словесное обучение, что всегда вызывало критику прогрессивно мыслящих педагогов еще до 1917 г. Постепенно сошло на нет трудовое воспитание, прервалась связь обучения с жизнью. Начался возврат к официальной педагогике XIX в.

С начала 1930;х гг. усилилась централизация управления образованием. А в школе наметился поворот к стандартизации и шаблону в учебно-воспитательной работе, возрождалась ориентация на зубрежку материалов учебника и воспроизведение их на уроке. На десятилетия твердо закрепилась стандартная форма проведения урока. Репродуктивное воспроизведение знаний стало главной обязанностью ученика. Из психологопедагогической лексики надолго исчезло понятие «творчество учащихся», а из практики обучения — «активность» детей в обучении.

С середины 1930;х до 1990;х гг. школа являлась единообразной, по каждому предмету имелся один учебник, учитель, определяя методы и приемы работы, должен был выполнять единые методические указания, продиктованные сверху. Никаких отступлений от программы, учебника, методических рекомендаций не допускалось.

Несмотря на то что время вносило некоторые коррективы в работу школы, суть ее оставалась неизменной — нацеленность на передачу знаний, выработку учебных умений и навыков, репродуктивное воспроизведение учениками учебного материала.

С середины 1930;х гг. утрачивает свои позиции национальная школа. Вначале (1933—1935) были унифицированы школьные программы и учебники всех национальных школ, повысилась роль русского языка, на изучение которого отводилось все больше времени, в последующие годы родной язык в национальных образованиях РСФСР был введен как отдельный предмет, а обучение велось на русском языке. Процесс унификации школы обернулся не только утратой национальных традиций, но и разрушительными социальными процессами (например, оказались под угрозой гибели традиционные занятия народов Севера, так как дети, учась в школах-интернатах, в отрыве от вековых и естественных условий жизни, вырастая, уже не могли найти в ней свое место).

Процесс всеобщей советизации коснулся и русской школы, которая утратила целые пласты культурного наследия и духовности.

Задаче воспитания детей в коммунистическом духе была посвяшена учебная и внеурочная комсомольская и пионерская работа (с 1930;х гг. детские организации были при школе и находились под контролем педагогов). Идеологизированность учебников, разных программ воспитательной работы стала очевидной.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой