Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психолого-педагогические основы формирования умений самостоятельной учебной работы в младшем школьном возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования формирования умений самостоятельной учебной работы в младшем школьном возрасте обусловлена тем, что в этом возрасте закладываются основы самостоятельности и образуются предпосылки к формированию умений самостоятельной учебной работы. В младшем школьном возрасте важен переход от управления к самоуправлению, который может осуществляться путем применения дозированной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Самостоятельная работа обучаемых: психологический, педагогический и дидактический аспекты проблемы
    • 1. 1. Историко-педагогический и историко-психологический анализ развития взглядов
    • 1. 2. Проблема самостоятельной работы обучаемых в современной дидактике
    • 1. 3. Умения самостоятельной учебной работы: возможность целенаправленного формирования
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА II. Методика организации целенаправленного формирования умений4.сфмрсуоятельной учебной работы младших шкбл? нжо&.-VV,
    • 11. 1. Понятия «трудность» и «сложность»: психологический и дидактический аспекты
    • 11. 2. Отбор содержания учебного материала для системы обучающих самостоятельных работ 66 И. З. Методика построения экспериментальной системы обучающих самостоятельных работ
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА III. Методика проведения педагогического эксперимента и анализ его результатов
    • III. 1. Методика проведения педагогического эксперимента
    • III. 2. Обсуждение результатов эксперимента

Психолого-педагогические основы формирования умений самостоятельной учебной работы в младшем школьном возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике более широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности. Исходя из этого, проблема формирования умений самостоятельной учебной работы является одной из наиболее актуальных, поскольку она определяет эффективность учебного процесса.

Актуальность исследования формирования умений самостоятельной учебной работы в младшем школьном возрасте обусловлена тем, что в этом возрасте закладываются основы самостоятельности и образуются предпосылки к формированию умений самостоятельной учебной работы. В младшем школьном возрасте важен переход от управления к самоуправлению, который может осуществляться путем применения дозированной (дифференцированной) помощи.

В психолого-педагогической литературе достаточно освещены различные аспекты проблемы формирования умений самостоятельной учебной работы. Так, имеются работы, посвященные: рассмотрению вопроса о месте и роли самостоятельности в формировании человеческой личности (А. Адлер, Б. Г. Ананьев, А. Бандура, А. А. Бодалев, J1.C. Выготский, А. Н. Леонтьев,.

A. Маслоу, К. Роджерс, C.JI. Рубинштейн, B.C. Соловьев, Н. Ф. Талызина, JI.M. Фридман, К. Г. Юнг и др.) — определению необходимости и важности формирования самостоятельности в младшем школьном возрасте (А. Валлон,.

B.В. Давыдов, B.C. Мерлин, Д. Б. Эльконин и др.) — определению сущности понятия «самостоятельная работа» (E.J1. Белкин, Е. Я. Голант, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, P.M. Микельсон, О. А. Нильсон, И. Т. Огородников,.

П.И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин, Р. Б. Срода, И. Э. Унт, А. В. Усова и др.). В этих исследованиях подчеркивается принципиальная возможность повышения качества обучения за счет применения самостоятельной работы в учебном процессе.

Интерес для нашего исследования представляют работы, в которых отмечается важность обучающего характера самостоятельных работ (О.А. Нильсон, Р. Б. Срода и др.). Проблеме формирования умений самостоятельной учебной работы уделяется значительное внимание в психолого-педагогической литературе (М.А. Данилов, Т. И. Ильина, И. Я. Лернер, А. А. Люблинская, Б. Ф. Ломов, Н. А. Менчинская, С. Л. Рубинштейн, Л. М. Фридман и др.). Однако вопросы формирования умений самостоятельной учебной работы младших школьников относятся к недостаточно изученным.

Противоречивость во взглядах авторов и важность формирования умений самостоятельной учебной работы именно в младшем школьном возрасте и определили выбор темы исследования.

Проблема нашего исследования — поиск средств для решения вопроса о формировании умений самостоятельной учебной работы в младшем школьном возрасте. Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.

Объект исследования: процесс формирования и развития умений самостоятельной учебной работы в начальной школе.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования умений самостоятельной учебной работы младших школьников дидактическими средствами.

Гипотеза исследования: целенаправленное формирование умений самостоятельной учебной работы младших школьников обеспечит система обучающих самостоятельных работ (ОСР), если она разработана в соответствии с рекомендациями психологии обучения и дидактики:

1. Моделирование содержания учебной информации с использованием структурно-логических схем в виде графов.

2. Разработка описательной модели уровней сформированное&tradeумений самостоятельной учебной работы младших школьников.

3. Разработка ОСР с учетом требования доступности для каждого уровня сформированности умений самостоятельной учебной работы.

4. Включение в систему ОСР системы разноуровневых подсказок, учитывающих поэтапность достижения указанных целей.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие основные задачи:

1. Проанализировать и оценить уровень разработанности проблемы формирования умений самостоятельной учебной работы. Раскрыть сущность понятия «самостоятельная работа» применительно к младшему школьнику. Определить содержание и структуру умений самостоятельной учебной работы.

2. Предложить методику создания системы ОСР как эффективного средства формирования умений самостоятельной учебной работы.

3. Экспериментально проверить педагогическую эффективность предлагаемой методики создания системы ОСР.

Методологической базой исследования явились: основные положения теории познания, диалектический материализмдеятельностный подход, системно-структурная концепция дидактикипринципы дидактики, теория поэтапного формирования умственных действий, общая теория управления, теория учебной деятельности, теории «отечественных педагогов об уровневом характере учебной деятельности.

Использовались следующие методы исследования:

— теоретические — изучение научной философской, психолого-педагогической литературы, методы теоретического обобщения;

— эмпирические — наблюдение, опрос, констатирующий и формирующий эксперименты, анализ продуктов деятельности учащихся;

— математические методы обработки информации — определение количественных и качественных показателей эффективности применяемой системы работ.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 1996 по 2000 гг. в три основных этапа:

Первый этап (1996;1997 гг.) — теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературывыдвижение гипотезы исследования, определение цели, задач и методов исследованияпланирование и конструирование экспериментального обученияпроведение констатирующего эксперимента с целью определения наиболее трудных для учащихся тем и нахождения исходного уровня сформированности умений самостоятельной учебной работы у младших школьниковвыявление в ходе констатирующего эксперимента уровня сформированности у обучаемых прогностической деятельности и восприимчивости к дозированной помощи.

Второй этап (1997;1999 гг.) — организация и проведение формирующего эксперимента на основе применения системы ОСР с целью формирования умений самостоятельной учебной работы младших школьниковкорректировка содержания системы заданийполучение и обработка промежуточных результатов.

Третий этап (1999;2000 гг.) — завершение формирующего экспериментаматематическая обработка и анализ результатов экспериментальной работыоформление собранного фактического материала в виде диссертационного исследования.

База исследования: средние общеобразовательные школы № 6, 13 и 16 г. Майкопа Республики Адыгея. Исследованием было охвачено 359 учащихся и 58 учителей. В формирующем эксперименте приняли участие 95 учащихся разных лет обучения.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:

1. Уточнен понятийно-терминологический аппарат проблемы.

2. Определены психолого-педагогические основы формирования умений самостоятельной учебной работы в младшем школьном возрасте.

3. Обоснована система мер, обеспечивающих целенаправленное формирование умений самостоятельной учебной работы.

Практическая значимость работы состоит в том, что предложена методика формирования умений самостоятельной учебной работы через специальным образом построенные дидактические материалыразработаны рекомендации по применению предложенной методики на различном предметном содержании.

Результаты и выводы исследования могут быть использованы при организации и проведении обучающих самостоятельных работ по любой учебной дисциплине в начальной школе.

Достоверность полученных в исследовании результатов подтверждается многоаспектным теоретическим анализом философской, психолого-педагогической литературыобеспечивается соответствующим методологическим и методическим подходом к решению проблемыпроведением качественного и количественного анализа.

Положения, выносимые на защиту:

1. Уточнение сущности понятия «самостоятельная учебная работа» в качестве средства организации и управления самостоятельной деятельностью младших школьников.

2. Психолого-педагогические основы методики создания системы ОСР, реализующей рекомендации современных психологических теорий усвоения знаний и принципы дидактики.

Апробация результатов исследования. Основные положения докладывались на региональных и межвузовских научно-практических конференциях (г. Майкоп, 1997, 1999, 2000), на педагогических советах, методических объединениях учителей начальных классов (СОШ № 16, 1996, 1997,1998,1999).

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 257 источников,.

ВЫВОДЫ.

1. Итак, проведенная нами экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности умений, самостоятельной учебной работы младших школьников, уровня овладения ими школьной программой по наиболее трудным темам для младших школьников подтвердила необходимость создания специальных дидактических средств и проведения системы обучающих самостоятельных работ.

2. В ходе опытной проверки усвоения трудных для учащихся третьих классов тем подтверждена гипотеза и выявлена эффективность экспериментируемой системы работ. Разработанная система ОСР способствует повышению уровня сформированности умений самостоятельной учебной работы, эффективному овладению учебным материалом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Эффективность организации учебно-познавательной работы в школе во многом определяется системой взаимодействия педагогов и учащихся, системой воздействия на обучаемых. Безусловно, важное место занимает в этом процессе умение ученика самостоятельно работать, планировать, исполнять, корректировать свою деятельность. Целью нашего исследования являлась показать возможность целенаправленного воздействия на обучаемых, при котором сформировывались бы умения самостоятельной учебной работы. Отметим, что решение указанной проблемы относится к трудно разрешимым.

Проведенный теоретический анализ позволил раскрыть сущность понятий «самостоятельная работа», «самостоятельная учебная работа» и отметить их неоднозначную трактовку и нетождественность.

Самостоятельную учебную работу мы понимаем как деятельность самого ученика, которая опосредованно управляется системой учебных заданий. Обучающую самостоятельную работу мы понимаем как учебную деятельность самого ученика над системой последовательно усложняющихся заданий. Это усложнение заданий определяет уровни умений самостоятельной учебной работы обучаемых, формирование которых управляется иерархично расположенными в системе ОСР подсказками.

Система ОСР выделяется нами в учебном процессе как инструмент учебной деятельности (учащиеся получают возможность использовать подсказку) и как средство обучения (приобретение знаний, формирование умений самостоятельной учебной работы).

Формирование умений самостоятельной учебной работы проходит путь от деятельности субъекта под руководством другого человека к деятельности «под собственным руководством». Умения формируются под непосредственным руководством учителя в результате объяснения и показа последовательности действий и при обучении выполнению заданий, а затем — и систем заданий с опорой на дифференцированные подсказки и без них.

Целенаправленное формирование умений самостоятельной учебной работы через системы учебных заданий будет более успешным, если они (системы учебных заданий) построены с учетом следующих требований:

— задания должны быть направлены на достижение конкретной цели;

— задания должны быть построены с учетом принципов научности, доступности, связи теории с практикой;

— должны постепенно усложняться с учетом содержания учебного материала и уровня подготовки учащихся;

— последующее задание должно включать в себя элементы предыдущего;

— задания должны быть такими, чтобы их можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подгруппы;

— задания должны способствовать развитию мотивации учений у обучаемых.

При этом учителю-практику надо знать психологические особенности обучаемых, рекомендации современных психологических концепций усвоения знаний, основы графового моделирования и использовать их при отборе и построении содержания учебной информации. Экспериментируемая система ОСР способствует формированию умений самостоятельной учебной работы.

Продолжением нашего исследования могут быть работы по выявлению влияния специфики предметного содержания естественно-научных и гуманитарных наук на дидактические и психологические возможности системы ОСР.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.А. Познавательная активность школьников // Советская педагогика. — 1989. — № 7.-С. 40 — 42.
  2. Актуальные проблемы методики обучения математики в начальных классах / Под. ред. М. И. Моро, A.M. Пышкаю. М.: Педагогика, 1977. — 248 с.
  3. . Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд -во Ленингр. ун-та, 1968.-339 с.
  4. .Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.
  5. Л. Активность учения школьника. М.: Просвещение, 1968. -138 с.
  6. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — 200 с.
  7. С.И., Мизинцев В. П. Информационные показатели учебного процесса // Программированное обучения. Вып. 11. — Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1974.- С. 15 -25.
  8. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974.- 384 с.
  9. В.М. Введение в дефектологию с основами нейро-и патопсихологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994. -216 с.
  10. Г. А. К вопросу о количественной оценке трудности заданий // Программированное обучение и обучающие машины (Сб. науч. трудов.) -Вып. 1.- Киев, 1969.- С. 65−78.
  11. Г. А. Сложность заданий и алгоритмический подход к ее оценке // Программированное обучение и обучающие машины (Сборник научных трудов).- Вып. 2. Киев, 1969. — С.80−95.
  12. Г. И., Байер У. Цели и критерии эффективности обучения (К постановке проблемы) // Советская педагогика. 1975.- № 4 — С. 41 — 49.
  13. Е.Л., Коренев Л. П., Теребулина Н. А. Педагогические основы организации самостоятельной работы студентов в ВУЗе: Учебное пособие. -Орел: Моск. ин-т приборостроения, 1989.-63 с.
  14. Н.Ф., Аношкин А. П. Формы организации учебной деятельности при выполнении учащимися самостоятельных работ // Самостоятельная работа учащихся в учебном процессе современной школы. Челябинск: ЧГПИ, 1985.- С. 54−75.
  15. В.И. С.Т. Шацкий: эволюция представлений о целях воспитания // * Педагогика. 1995. — № 4. — С. 75 — 79.
  16. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика., 1989.- 192 с.
  17. В.П., Татур Ю. Г. Системно методическое обеспечение учебно -воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.- метод, пособие. — М.: Высшая шк., 1989. — 144 с.
  18. В.П. О возможностях системного подхода в педагогике // Советская педагогика. 1990. — № 7.- С. 60−61.
  19. В.П. Программированное обучение: дидактические основы. М.: Изд-во «Высшая школа», 1970.- 300 с.
  20. В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1988.-160 с.
  21. В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. — 480 с.
  22. А.А. Личность и общение: Избр. труды. М.: Педагогика, 1983. -272 с.
  23. А.А. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. -188 с.
  24. Л.И. Проблемы формирования личности / Под. ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во «ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.- 352 с.
  25. В.И. Развитие самостоятельности мышления учащихся // Начальная школа. 1992.-№ 1. -С.2−3.
  26. Дж. Процесс обучения. М.: АПН РСФСР, 1962.-84 с.
  27. А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение. М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-392с.
  28. В.К. Самостоятельная работа учащихся: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984.- 64 с.
  29. Н. Психологическая наука учителю // Народное образование.-1987.- № 6.- С. 88−91.
  30. А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.- 195с.
  31. М.А. Экземплярный принцип отбора содержания обучения в педагогике ФРГ// Новые исследования в педагогических науках. Вып. 1 (57) / Сост. И. К. Журавлев, B.C. Шубинский. М.: Педагогика, 1991.- 96с. — С 18 -22.
  32. Р.Б. Обучение и воспитание: исторический аспект // Советская педагогика. 1989.- № 8.- С. 108 — 113.
  33. Р.Б. Очерки истории советской дидактики. М.: Педагогика, 1982.- 128 .
  34. Н.Я., Петерсон Л. Г. Использование координатного луча для решения задач на движение // Математика в школе. 1984.- № 1. — С. 39−41.
  35. Виноградова Н."Три кита" начальной школы // Народное образование. -1995.-№ 6.-С. 19−22.
  36. М. Легкий предмет математика // Народное образование. — 1989.-№ 9.-С. 62−66.
  37. Л.А. Развивающие возможности задач на движение // Начальная школа. 2000. — № 5. с. 106- 108.
  38. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1999. — 536с.
  39. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдов и др. -М.: Педагогика, 1991. 479 с.
  40. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
  41. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  42. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  43. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.150 с.
  44. Р.А. Проблема дидактометрии трудности учебных упражнений: Казань Изд-во Казанского ун-та, 1989.- 182 с.
  45. Р.А. Проблемы конструктивной дидактометрии. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1994.- 149 с.
  46. Н.Л. Аналитическая психология К.Г. Юнга: К вопросу понимания самости // Вопросы психологии. 1997.- № 6. — С. 89- 95.
  47. П. Липецкий опыт // Народное образование. 1964.- № 3. — С. 109 -111.
  48. .Я. Методы обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1957.-152с.
  49. Е.Я. О развитии самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения // Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся / Сборник 2. Части 1. Вып. 67.- Казань: Мин-во проев. РСФСР, КГПИ, 1969.- 63 с.
  50. А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.- 175 с.
  51. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: Учеб. пособие по спецкурсу для ст-тов пед. ин -тов. М.: Просвещение, 1983. -144 с.
  52. Ю.В. Построение общественной практики средствами образования // Вопросы психолопш. 1998.- № 5. — С. 37−48.
  53. В.В. Образовательная технология: от приемов до философии // Директор школы. 1996.- № 4. — 111 с.
  54. В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -240 с.
  55. Н.Г. Главное усвоить на уроке. М.: Знание, 1984.- 80 с.
  56. Н.Г. О сохранности знаний // Народное образование. 1966.- № 9. -С.24−31.
  57. Н.Г. О сущности самостоятельной работы // Народное образование. -1963.-№ 5. -С. 29−34.
  58. Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 1966.-438 с.
  59. М.А. Процесс обучения в советской школе. -М.: Изд-во Министерства просвещения РСФСР, I960.- 299 с.
  60. М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Советская педагогика. 1961.- № 8. -С.32−42.
  61. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд, перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1982.- 319 с.
  62. А. Избранные педагогические сочинения / Сост. В. А. Ротенберг. Общ. ред. Е. Н. Медынского. М.: Учпедгиз, 1956.- 374 с.
  63. Г. Д. Некоторые проблемы «теории каррикулум» в буржуазной дидактике Великобритании" // Новые исследования в педагогическихнауках. № 1 (49) / Сост. И. К. Журавлев. М.: Педагогика, 1987.- 64 с. -С. 22−25.
  64. А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения. Автореф. дис. докт. пед. наук. — М., 1979. -27 с.
  65. Н.А. Избранные педагогические произведению М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952.- 735 с.
  66. В.В. Творческая самостоятельная деятельность учащихся: теория и практика ее организации: Монография. Челябинск: ЧГПУ, 1997.- 110с.
  67. В. Развивающее обучение и развитие личности // Народное образование. 1998.- № 7.- С. 159 — 167.
  68. С.Ф. Проблема активности и самостоятельности учащихся в русской дидактике начала XX века (до 1917 г.) // Советская педагогика. 1965.- № 1. -С. 86−93.
  69. М.И., Кудаев М. Р. Введение в системно структурную концепцию дидактики // Проблемы дошкольной, школьной и вузовской педагогики: Сб. науч. тр. Вып. 2. — Майкоп: Изд-во АТУ, 1997.- С. 83 — 101.
  70. .П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения // Известия АПН РСФСР. 1961. — Вып. 115.- С. 5−37.
  71. . П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961.- 239 с.
  72. . П. Об изменениях в процессе обучения в связи с перестройкой школы // Советская педагогика. 1959. — № 3. — С. 13 — 24.
  73. JI.B. Учить самостоятельности. М.: Просвещение, 1993.- 205 с.
  74. И.К. К проблеме построения теории учебного предмета // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 2 (58) / Сост. И. К. Журавлев,
  75. B.C. Шубинский. М.: Педагогика, 1991. — 72с. — С. 43 — 46.
  76. И.К. О некоторых способах включения познавательных задач в процесс обучения // Новые исследования в педагогических науках. № 4 / Сост. М. М. Левина. М.: Педагогика, 1971.- 190 с. — С. 66 — 71.
  77. В.И. Педагогические предвидение. М.: Знание, 1987.- 80 с.
  78. М.И. Обучение в малочисленных классах // Советская педагогика.1990.-№ 2.-С. 34−38.
  79. М.В. О понятии «дидактические условия» // Новые исследования в педагогических науках. № 1 (49) / Сост. И. К. Журавлев. М.: Педагогика, 1987.-64 с.-С. 29−32.
  80. А.Н. Виды самостоятельной работы учащихся, способствующие систематизации знаний // Самостоятельная работа учащихся в учебном процессе современной школы: Межвузовский сб. науч. тр. Челябинск: ЧГПИ, 1985.- 112 с.-С. 3−12.
  81. Л.М., Хохлова Т. Е. Курс русского языка, построенный на познавательной активности и самостоятельности учащихся, авт.
  82. C.Ф. Жуйков, Л. М. Зеленина, Е. Т. Карлсен, Т. Е. Хохлова // Начальная школа. 1994.- № 7. -С. 33.
  83. Л .Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978.- 128 с.
  84. Л.Я. Дифференцируемая часть содержания научных знаний в общеобразовательной школе // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 2 (58) / Сост. И. К. Журавлев, B.C. Шубинский. М.: Педагогика, 1991. — 72 с. — С. 33 — 36.
  85. В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или Несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами: Кн. для старшеклассников. М.: Просвещение, 1991.- 128 с.
  86. А.А. Зависимость качества теоретических знаний учащихся от системы упражнений на их применение (на материале грамматики) // Известия АПН РСФСР. 1961. -Вып. 115.- С, .150- 192.
  87. Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов, — М.: Просвещение, 1984.- 496 с.
  88. Кабанова Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981.-96 с.
  89. К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М.: Правда, 1989. — 654 с.
  90. П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Педагогика. 1999.- № 7.-С. 73−84.
  91. М.П. О самостоятельной работе учащихся на уроке // Советская педагогика. 1957.- № 5. — С. 12 — 20.
  92. Г. Д. О воспитании у школьников самостоятельности // Советская педагогика. 1961.- № 1. — С. 33 — 42.
  93. Г. Д. Совершенствование урока как целостной системы -Ленинград: Мин-во просвещения, РСФСР, Ленингр. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1983.-75 с.
  94. В.М. И.Г. Песталоцци: подвижник педагогики // Педагогика. -1996.-№ 1.-С. 44−49.
  95. З.Н. Особенности построения урока в системе компенсирующего обучения // Начальная школа. 1999.- № 3. — С. 69 — 71.
  96. С.И. К формированию концепции процесса обучения в теоретической деятельности М.А. Данилова Н Новые исследования в педагогических науках. Вып. 2 (54) / Сост. И. К. Журавлев, B.C. Шубинский. М.: Педагогика, 1989. — 80 с. — С. 20 — 23.
  97. Я.А. Школы можно преобразовать к лучшему // Народное образование. 1998.- № 6.- С. 193 — 207.
  98. Кон И. Психология самостоятельности Н Знание сила. 1985.- № 7.- С. 42 -44.
  99. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Методическое письмо) // Начальная школа. 1999. — № 4. — С. 10−23.
  100. Т.В. Прием какографии: возможность и условия применения // Начальная школа. 2000. — № 6. — С. 38−43.
  101. В.М. Самодеятельность учащихся на уроке // Советская педагогика. 1990.- № 6, — С. 11−15.
  102. .Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопросы психологии. 1997.- № 6.- С. 58.
  103. И.Б. Психология личности в России: Столетие развития. Ростов н/Д: Изд -во Ростовского пед. ун-та, 1994−294с.
  104. А.И. Организация самовоспитания школьников. Мн.: Нар. асвета, 1990.- 175 с.
  105. Э.А. Активизация учебного познания // Советская педагогика. 1989.- № 5 -С. 9 — 14.
  106. А.А. Ян Амос Коменский. М.: Просвещение, 1953.- 323с.
  107. В.А. Самостоятельность // Психология: учебн. для пед. ин-тов / Под ред. А. А. Смирнова. М.: Просвещение, 1962.-559 с.
  108. Л.М. Воспитание у младших школьников самостоятельности как черты личности. Автореф. дис. канд. пед. наук .- Тбилиси, 1978.-21с.
  109. М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе. Проблемы и методы построения и реализации его системы. Майкоп: тип «Качество», 1997. — 195 с.
  110. М.Р. Проблема формирования целей обучения в дидактике // Вестник АТУ. Майкоп: Изд-во АТУ, 1998.- № 2 — С. 82 — 87.
  111. Г. П. Самоконтроль как необходимый компонент самостоятельной работы учащихся // Самостоятельная работа учащихся в учебном процессе современной школы: Межвузов, сб. науч. тр. Челябинск: ЧГПИ, 1985.-С.91 -100.
  112. Л.С. Активизация учения: сущность и содержание // Педагогика. 1994 — № 1. — С. 7 — 11.
  113. В. Дайте школе Коменского, и она станет домом радости // Народное образование .- 1998.- № 6. С. 190−193.
  114. Г. Ф., Паукова Т. Н. Компенсирующее обучение как новое направление в подготовке специалистов // Начальная школа. 1999.-№ 3. -С. 10−14.
  115. В.А. Активизация учебной деятельности школьников и их речевая культура // Начальная школа. 1993. — № 5. — С. 13−16.
  116. Н.В. Формирование умственной самостоятельности. Мн.: Нар. асвета, 1972.-136 с.
  117. Н.Д. Детская и педагогическая психология: Уч. пособ. для пед. ин-тов. 3-е изд., испр. и перераб. — М.: Просвещение, 1964. — 478 с.
  118. B.C. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры. М.: Педагогика, 1980.- 264 с.
  119. Н.С. Умственные способности и возраст. -М.: Педагогика, 1971.280 с.
  120. Р.Г. О единстве обучения и воспитания // Советская педагогика. 1964.-№ 11.-С. 33−40.
  121. Р.Г. О самостоятельной работе учащихся // Советская педагогика. 1962.- № 2.- С. 15−27.
  122. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политиздат, 1977. -304 с.
  123. И .Я. О познавательных задачах в обучении гуманитарным науках // Народное образование. 1966.- № 3.-С.41 — 42.
  124. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  125. И .Я. Критерии уровней познавательной самостоятельности учащихся // Новые исследования в педагогических науках. № 4 / Сост. М. М. Левина. М.: Педагогика, 1 971 190 с. — С. 34 — 39.
  126. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание. 1980. -96 с.
  127. И .Я. Показатели системы учебно познавательных заданий // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 2 (56) / Сост. И. К. Журавлев, B.C. Шубинский. — М.: Педагогика, 1990.- 80 с. — С. 34 — 36.
  128. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М.: Просвещение, 1982.- 191 с.
  129. И.Я. Факторы сложности познавательных задач // Новые исследования в педагогических науках. № 1 / Отв. ред. М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1970.- 190 е.- С. 86 — 91.
  130. B.C. Исследования уровня самостоятельности учащихся вспомогательной школы. Кишинев: «Штиинца», 1986.- 72 с.
  131. Й. Процесс и структура человеческого учения. М.: Прогресс, 1970.-685 с.
  132. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. -М.: Педагогика, 1991.-296 с.
  133. А.Р. Основы нейропсихологии: Учеб. пособие для ст-тов ф-тов. психологии гос. ун-тов.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.-374 с.
  134. А.А. Ранние формы самостоятельности у детей // Ученые записки ЛГПИ, т. 254.-1964.- С. 114 136.
  135. А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977.-224 с.
  136. З.А. Джон Дьюи филосов и педагог — реформатор // Педагогика.- 1995.- № 4. -С. 95 — 104.
  137. А.К. Неповторимость личности: Программа развития школьника // Народное образование. 1998.- № 2.-С. 143 — 144.
  138. А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 287 с.
  139. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.-168 с.
  140. М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1977.-240 с.
  141. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975.-368 с.
  142. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников: Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-224 с.
  143. .С. Психология индивидуальности / Под ред. Е. А. Климова.- М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 448 с.
  144. В.П. Моделирование и количественные характеристики дидактических объектов. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1970.-25 с.
  145. P.M. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения.- М.: Учпедгиз, 1940.-96 с.
  146. Я.А. Доступность изложения учебного материала как фактор эффективности учебного процесса // Новые исследования в педагогических науках. № 2 (32) / Сост. И. К. Журавлев, А. Ю. Уваров. М.: Педагогика, 1978.- 71 с. — С. 21 — 23.
  147. Я.А. Теория измерения и оптимизации степени сложности учебного материала в общеобразовательной школе. Дис. докт. пед. наук. — Тарту, 1981.-434 с.
  148. Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.-111с.
  149. Р.С. Психология. Учеб. для ст-тов высш. пед учеб. заведений. В 2 кн. Кн 2. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1994.-496с.
  150. Р.С. Психология. Учеб. для ст-тов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн 1 Общие основы психологии. М.: Просвещение: Владос, 1994.-576 с.
  151. О.А. Теория и практика самостоятельной работы учапщхся. -Таллин: Валгус, 1976. -280 с.
  152. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1977.-479 с.
  153. И.Т. Дидактические основы повышения самостоятельности и активности учащихся в опыте школ Татарии // Советская педагогика. -1963.-№ 5.-С. 35−45.
  154. В.И. Активность и самостоятельность учащихся // Педагогика. -1998.-№ 3.- С. 44−48.
  155. Основы педагогики высшей школы: Учебн. пос. / E.JI. Белкин, В. Н. Ефимов, Т. Г. Киселева и др.- Под ред. Е. Л. Белкина.- М.: МТИПП, 1987.-124 с.
  156. Основы педагогики высшей школы: Учебн. пособие / Под ред. E.JI. Белкина. М.: МТИПП, 1989. — 102 с.
  157. В.Н. Культурно историческое развитие психических процессов и теория поэтапного формирования умственных действий // Вопросы психологии. — 1995.- № 1. — С. 53 — 60.
  158. Т.С. Самостоятельная работа учащихся в процессе овладения знаниями // Советская педагогика. 1960.- № 7. — С. 29−38.
  159. Л.И., Подобед В. Л. Исследование прогностической деятельности для характеристики уровня умственного развития детей // Дефектология. 1982.- № 6. — С. *11 -17.
  160. И.Г. Избранные педагогические произведения: В 3 т. Т.З. -М.: Просвещение, 1965.-635 с.
  161. А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М.: Педагогика, 1984.- 272 с.
  162. П.И. Проблема самостоятельной деятельности школьника в обучении // Новые исследования в педагогических науках. № 8 / Сост. М. М. Левина. -М.: Педагогика, 1973.- 83 с.-С. 23−25.
  163. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980.- 240 с.
  164. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества).- М.: Педагогика, 1972.- 184 с.
  165. JI.M. Развитие самостоятельности как черты личности у учащихся старших классов. Автореф. дис. канд. пед. наук. Ленинград, I960.- 19с.
  166. А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб. пособие для ст-тов пед. ин-тов / Сост. авт. вводных статей А. И. Пискунов.-2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1981.- 528 с.
  167. К.К. Занимательная психология. СПб.: Питер Пресс, 1997.288 с.
  168. Н.А. К вопросу о познавательной самостоятельности школьника // Новые исследования в педагогических науках. № 2 / Отв. ред. М. Н. Скаткина. -М.: Педагогика, 1970.- 184 с. С. 61 — 64.
  169. Г. С. Дидактические взгляды Н. К. Крупской // Советская педагогика. 1959.- № 2. — С. 62 — 76.
  170. Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах: Пособие для учителя / Под ред. М. П. Кашина. М.: Просвещение, 1978.-239с.
  171. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний: Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. М. В. Зверевой. -М.: Педагогика, 1983.- 168 с.
  172. Развитие школьников в процессе обучения (3−4 классы) / Под ред. Л. В. Занкова. М.: Просвещение, 1967.-175 с.
  173. Л.А. Психология прогнозирования: способность, ее развитие и диагностика.- Киев: Вища. шк., 1997.- 88 с.
  174. В. Учить детей учиться // Народное образование. 1963.-№ 6. — С. 25 — 27.
  175. Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. Пособие для учителей. 2-е изд., перераб. -М.: Учпедгиз, I960.- 295 с.
  176. С.JI. Основы общей психологии: СПб.: ЗАО «Изд-во «Питер», 1999. — 720 с.
  177. Руководство самообразованием школьников: Из опыта / Ред. сост. Б. Ф. Райский, М. Н. Скаткин. — М.: Просвещение, 1983.- 143 с.
  178. З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. Краснодар: Кубанский государственный университет, 1995.-168 с.
  179. Самостоятельная работа учащихся в малокомплектной школе / Под ред. М. А. Мельникова и A.M. Пышкало. М.: Педагогика, 1974.-200 с.
  180. Г. И. Познавательная самостоятельность будущего учителя // Педагогика.-1995.- № 4. С. 63 — 66.
  181. Г. И., Якунчев М. А., Десяева Н. Д. Самостоятельная работа учащихся в малокомплектной школе // Педагогика. 1996.- № 3. — С.39 — 42.
  182. А. Больше места самостоятельной работе учащихся в учебном процессе // Народное образование. 1960.-№ 8.- С. 76 — 80.
  183. Г. К. Доминанта в развитии личности // Народное образование. -1995.-№ 8−9.-С. 28−34.
  184. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.- 256 с.
  185. Ю.В. Учебно познавательная деятельность как инвариант содержания образования // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 2 (56) / Сост. И. К. Журавлев, B.C. Шубинский. — М.: Педагогика, 1990.80 е.- С. 32 — 33.
  186. Ю.В. Учебный процесс: Сотворчество педагога и учащегося // Педагогика. 1997. — № 3.- С. 40−45.
  187. Ю. Личность творческая, свободная, самостоятельная. Концепция авторской школы // Народное образование. 1994.- № 2−3.- С. 65 — 67.
  188. М.Н. С.Т. Шацкий о всестороннем развитии детей. М.: Знание, 1977.-64 с.
  189. М.Н. С.Т. Шацкий видный советский педагог // Советская педагогика. — 1958.- № 6. — С. 93 — 103.
  190. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984.-96 с.
  191. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: кн. для учителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1980.- 144 с.
  192. М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1981.- 96 с.
  193. В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998.- № 6. — С. 3 — 17.
  194. B.C. Сочинения: В 2-т. Т. 2. М.: Правда, 1989. — 735 с.
  195. A.M. Информационные аспекты решения задач // Новые исследования в педагогических науках. № 1 (35) / Сост. И. К. Журавлев, B.C. Шубинский. М.: Педагогика, 1980.- 64 с. — С. 7 — 9.
  196. A.M. Логическая структура учебного материала: Вопросы дидактического анализа. М.: Педагогика, 1974.-192 с.
  197. Р.Б. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учении. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-55 с.
  198. Степанюк А.В. JK вопросу о формировании ценностных знаний школьников // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 2 (58) / Сост. И. К. Журавлев, B.C. Шубинский. М.: Педагогика, 1991. — 72 с. — С. 36−39.
  199. Л.А. М. А. Данилов дидакт и методолог. (К 100- летию со дня рождения) // Педагогика. — 1999. — № 2. — С.123 — 125.
  200. А.А. Как математика ум в порядок приводит. Минск: Вышэйш. шк., 1982.- 205 с.
  201. А.А. Логическое введение в математику. Минск: Вышэйш. шк., 1971.-222 с.
  202. В.П. Актуальные проблемы начального обучения: Пособие для учителя. М. Просвещение, 1976.-207 с.
  203. В.П. Руководство учебным процессом в школе. Планирование и организация работы. М.: Просвещение, 1972.-271 с.
  204. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.-343 с.
  205. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988.-175 с.
  206. Н.Ф., Габай Т. В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. М.: Знание, 1977.-64 с.
  207. В.П. Особенности планирования урока с учетом форм организации деятельности учащихся // Новые исследования в педагогических науках. № 2 (46) / Сост. И. К. Журавлев, B.C. Шубинский. -М.: Педагогика, 1985.- 62 с. С. 24 — 26.
  208. В.П. Педагогика в вузе: самостоятельная работа студентов // Советская педагогика. 1990.- № 2. — С. 83 — 87.
  209. O.K. Психология мышления: Учебное пособие. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.-272 с.
  210. Н.А., Голунова Н. Е. Самостоятельная работа учащихся на этапе закрепления знаний // Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения современной школы: Межвузов, сб. науч. тр. Челябинск: ЧГПИ, 1985.- С. 75 — 82.
  211. Л.Г. Активизация самостоятельной работы учащихся начальных классов: Учебное пособие по спецкурсу. Рязань: Рязан. пед. ин-т, 1984.-90с.
  212. Н.Н. Применение учебных алгоритмов как одно из средств совершенствования самостоятельной работы обучаемых // Самостоятельная работа учащихся в учебном процессе современной школы: Межвуз. сб. науч. тр. Челябинск: ЧГПИ, 1985.- С. 83 — 91.
  213. Ю. Свобода учиться и учить // Директор школы. 1997.-№ 1. — С. 38−47.
  214. С.У. Об управлении самостоятельной учебной работой школьников // Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения математике: Кн. для учителя: Из опыта работы / Сост. Ю. Д. Кабалевский. -М.: Просвещение, 1988.- 128 с. -С. 122 126.
  215. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.- 192 с.
  216. Урок в восьмилетней школе / Под ред. М. А. Данилова.- М.: Просвещение, 1966.-247 с.
  217. А.В., Вологодская З. А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1984. — 158 с.
  218. К.М. О критериях сложности учебного материала школьных предметов // Новые исследования в педагогических науках. № 2 (36) / Сост. И. К. Журавлев, B.C. Шубинский. -М.: Педагогика, 1980. 64 е.- С. 33 — 35.
  219. К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. Т. 6. -М., Л., 1949. — 447с.
  220. Д.А., Корниенко И. А., Сонькин В. Д. Физиология школьника. -М.: Педагогика, 1990.- 64 с.
  221. Г. От кого это зависит? // Народное образование. 1964.- № 4. -С. 53 — 60.
  222. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Научно-исслед. ин-т общей и педагогической психологии АПН СССР.- М.: Педагогика, 1989.- 208 с.
  223. Н.В. Дидактические уроки JI.H. Толстого // Начальная школа. -1994,-№ 1.-С. 11−15.
  224. Л.М. Мы сами все можем // Народное образование. 1995.-№ 6.- С. 79−82.
  225. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя М.: Просвещение, 1987.- 224 с.
  226. Л.М. Показатели работы школы // Советская педагогика. -1990.-№ 10.- С. 37−42.
  227. JI.M. Психолого педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математики о пед. психологии. — М.: Просвещение, 1983.160 с.
  228. Л.М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. — М.: Просвещение, 1985.- 224 с.
  229. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской соц. рев.) / Сост. и авт. ввод, очерков С. Ф. Егоров. 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1986.-432 с.
  230. Л., Зиглер Д. Теории личности. (Основные положения, исследования и применение.) Спб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
  231. B.C. Дидактические требования к критериям сложности учебного материала // Новые исследования в педагогических науках. № 1 (35) / Сост. И. К. Журавлев, B.C. Шубинский. М.: Педагогика, 1980.- 64 с. — С. 30 — 33.
  232. B.C. Доступность и трудность в обучении. М.: Знание, 1984.80 с.
  233. Г. А. Азбучные истины развивающего обучения // Начальная школа. -1991.- № 4. С. 37 — 38.
  234. Т. К. Формирование учебных умений у младших школьников в процессе самостоятельной работы на уроке (в условиях малокомплектной школы). Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1981. -14с.
  235. Л.С. Приемы формирования практических умений и навыков при обучении геометрии // Математика в школе. 1987. — № 4. — С. 31 — 32.
  236. Н.И. Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего’обучения). -М.: АО «Столетие», 1994. 192 с.
  237. Т.И. К вопросу о понятии и компонентах познавательной самостоятельности // Новые исследования в педагогических науках. № 11/ Сост. М. М. Левина. -М.: Педагогика, 1974.-48 е.- С. 20 23.
  238. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Знание, 1979.- 96с.
  239. С.А. Проблема сложности учебных профессионально-технических задач. Сообщение 1. Общие факторы сложности // Новыеисследования в педагогических науках. № 1 (31) / Сост. B.C. Цетлин. М.: Педагогика, 1978.- 47 с. — С. 41−44.
  240. Р.Н., Калинина И. Г. Самостоятельная работа учащихся с карточками на уроках математики // Начальная школа. 1994.- № 5.- С. 2426.
  241. Р.Н. Методика обучения решению задач, связанных с движением тел // Начальная школа. 2000.- № 5. — С. 30 — 37.
  242. B.C. «Сократические» диалоги в обучении // Новые исследования в педагогических науках. № 2 (28) / Сост. B.C. Цетлин. М.: Педагогика, 1976.- С. 30−33.
  243. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 144 с.
  244. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. -160 с.
  245. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», «Воронеж»: НПО «МОДЭК», 1995.-416 с.
  246. К.Х. Роль самостоятельности в развитии творческих способностей учащихся. Баку: Изд-во «ЭЛМ», 1974.-26 с.
  247. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144с.
  248. И.С. У истоков педагогической психологии // Советская педагогика. 1989.- № 8. — С. 100 — 107.
  249. Е.А. Организационные основы компенсирующего обучения // Народное образование. 1998. — № 6. — С. 146 — 153.
  250. А. Через самостоятельность и самоконтроль. Опыт внедрения индивидуально ориентированной системы обучения // Директор школы. -1997. -№ 1. -С. 61 -71.
  251. Allport G. W. Pattern and growth in personality.- N Y., 1961 .-593p.
  252. Bandura A. Social Learning theory. — N.Y.: General Learning Press, 1971. -P. 1−46.
  253. Jung C.G. Commentory on The Secret of Golden Flower \ Psychology and the East. L.: Routledge, 1982. — P.3−57.
  254. Kelly G. A brief introduction to personal construct theory. In D. Bannister (Ed). Perspectives in personal construct theory. N.Y.: Academic Press, 1970. -P. 1−29.
  255. Maslow A Some Educational Implications of the Humanistic Psychology \ Harvard Educational Review 1968.-№> 4. — P. 685−696.
  256. Уровни усвоения знаний (по И .Я. Лернеру)1. БЫТЬ ГОТОВЫМ ТВОРИТЬ1. УМЕТЬ1. ЗНАТЬ 1. ХОТЕТЬ
Заполнить форму текущей работой