Военно-профессиональная подготовка курсантов — будущих офицеров-воспитателей в военном вузе
Диссертация
Год — год 40-летия создания высших военно-политических училищ, в которых до начала 1990;х годов осуществлялась подготовка высококвалифицированных офицеров-политработников для Вооруженных сил и других силовых ведомств. С ликвидацией этих вузов процесс подготовки офицеров-воспитателей был свернут до минимума. В настоящее время система подготовки профессиональных офицеров для воспитательных структур… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Историко-педагогический анализ военно-профессиональной подготовки офицеров как воспитателей
- 1. 2. Содержание профессиональной деятельности офицера-воспитателя
- 1. 3. Сущность, содержание и современное состояние военно-профессиональной подготовки офицеров-воспитателей в военном вузе
- ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРО- 70 ГРАММЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
- 2. 1. Педагогическая программа и методика военно-профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателей в военном вузе
- 2. 2. Критерии оценки и динамика эффективности военно-профессиональной подготовки курсантов — будущих офицеров-воспитателей
- ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ВВУЗЕ И УСЛОВИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
- 3. 1. Пути совершенствования военно-профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателей в ввузе
- 3. 2. Условия эффективности военно-профессиональной подготовки курсантов — будущих офицеров-воспитателей
Список литературы
- Авраменко А.Е. Институт военных священников в иностранных армиях. Информационный сборник по зарубежным странам и армиям. — М.- 2006. № 1. С. 4−20.
- Азаров В. Утверждая в сердцах воинства силу. Красная Звезда 2000. 23 июня.
- Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации. // Красная звезда. 2003. 11 октября.
- Андреев В.Е., Воробьев Г. В., Дочкин С. А., Костарев С. В. Вопросы психологии в профессиональной деятельности офицера войск связи. Учебное пособие. СПб., 2007.
- Анцыферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни //Сб. науч. трудов: Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. — М.: Институт психологии АН СССР, 1991.
- Арзамаскин Ю. Н., Бублик Л. А., Черных И. И. МПО Советских войск в годы Великой Отечественной войны: опыт, проблемы, уроки. — М.: ВУ, 1996.
- Армия и человек: Проблемы воспитания. Материалы научно-практической конференции. М.: УВР МО РФ, 1994.
- Артемьева О. А. Активизация познавательной деятельности курсантов ввуза на основе системы профессионально-ориентированных учебно-ролевых игр: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991.
- Барабанщиков А.В. и др. Советская военная педагогика и психология в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. М.: ВПА, 1987.
- Барабанщиков А.В., Давыдов В. П., Феденко Н. Ф. Основы военной психологии и педагогики. -М.: Просвещение, 1988.
- Барабаш А. Влияние войны на психику воина. // Ориентир. 2004. № 6. С. 48−51.
- Бауман Ю. Введение в педагогику. — СПб., 1905,
- Безносов С.П., Иваницкий А. Т., Кикоть В. Я. Профессиональная подготовка и ее влияние на личность. СПб., 1996.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989.
- Бокарев В.П. Военные училища — школа подготовки офицерских кадров. -М.: ВПА, 1982.
- Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования. СПб., 2001.
- Буг С. В. Об оценке эффективности подготовки военных специалистов. //Военная мысль. 2001. № 1. С. 51−52.
- Буданов А.В., Латкова И. А. Профессиональное воспитание в учебном процессе образовательных учреждений МВД России: Учеб. пособие. — М.: Академия управления МВД России, 1997.
- Быков А.К. Развитие педагогического мастерства преподавателей высшей военной школы: теория и практика. — М.: ВУ, 2000.
- Бычков А.П. Воспитательная функция учебного процесса // Вопросы обучения и воспитания в вузе: Тезисы докладов к межвузовскому научно-методическому семинару. Томск, 1988. С. 13−16.
- Введение в профессию: основы деятельности психолога батальона, полка (корабля 1 ранга): Учебно-методическое пособие. ~М.: ГУВР, 2004.
- Вдовюк В.И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. -М.: ВПА, 1971.
- Вдовюк В.И. Пути совершенствования профессионально-этической подготовки военного руководителя // Актуальные проблемы военной политологии и социологии, 1998.
- Вдовюк В.И. Этика военного руководителя в системе его профессиональных качеств // Актуальные проблемы военной политологии и социологии, 1998.
- Великая Отечественная война Советского Союза 1941−1945. Краткая история. -М.: Воениздат, 1989.
- Военная доктрина российской Федерации: сущность и содержание. -М.:ВУ, 2005.
- Военная педагогика: Учебник. Под ред. А. В. Барабанщикова. — М.: ВПА, 1986.
- Военная педагогика и психология: Работа преподавателя по развитию познавательной активности курсантов. JL, 1983.
- Военная профессиология. М.: ВУ, 2004.
- Военная психология и педагогика. Под ред. В. Ф. Кулакова. — М.: Совершенство, 1998.
- Военная психология: методология, теория, практика. Часть 2. Руководитель авторского коллектива Корчемный П. А. М.: ВУ, 1998.
- Военные традиции России: история, психология, культура. — СПб.: Изд-во Нестор, 2000.
- Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. Учеб.-метод. пособие // Под ред. И. А. Липского. М.: ВУ, 1995.
- Волковицкий Г. А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования. -М.: В, А им. Ф. Э. Дзержинского, 1994.
- Вопросы профессиональной педагогики. М: Высшая школа, 1968.
- Герасимов В.Н. Основы превентивной педагогики. М.: ВУ, 1995.
- Гейжан Н.Ф., Мусин Я. Н., Тарасов М. М. Формирование у курсантов ввузов направленности на практическую педагогическую деятельность во внутренних войсках. СПб., 1998.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.
- Голосов В. Строевой офицер воспитатель и учитель. — М., 1906.
- Гончаров С.В. Формирование профессионального мастерства офицеров воспитательных структур частей ВВС. Дис. канд. пед. наук. — М.: ВУ, 1999.
- Гончаров С.В. Управление морально-психологическим обеспечением: Вопросы теории и практики. // Военная мысль. 2004. № 2. С. 49−55.
- Гончаров С.В. Оптимизация содержания морально-психологического обеспечения боевых действий. //Военная мысль. 2006. № 6. С. 65−70.
- Грабовский И.В. Морально-психологическое состояние военнослужащих как психологический феномен: современные подходы к теории вопроса. Военно-социологические исследования. — М.: ГУ BP, 2005. № 1.С. 41−50.
- Давыдов В.П., Киселев И. П., Чумичев Н. Г. Альбом схем и основных положений военной педагогики. -М.: ВПА, 1985.
- Драгомиров М.И. Избранные труды. М.: Воениздат, 1956.
- Драгомиров М.И. Очерки. Киев, 1898. С. 147.
- Драгомиров М.И. Подготовка войск в мирное время. — М., 1906.
- Драгомиров М.И. Армейские заметки // Вопросы воспитания иобучения войск: Избр. труды. — М.: Воениздат, 1956. С. 187−311.i
- Душа армии. Русская военная эмиграция о морально-психологических основах Российской вооруженной силы. — М.: ВУ. — Независимый научный центр «Отечество и воин». Русский путь, 1997.
- Железняк Л.Ф. Формирование военно-профессиональной направленности личности будущих офицеров // Формирование профессиональной пригодности будущих офицеров. — М.: ВПА, 1982.
- Ефремов О.Ю., Мелетичев В. В. Психолого-педагогическая диагностика в деятельности преподавателя ввуза. СПб., 2001.
- Зуев Ю.Н. Офицерская служба: психологический аспект. // Ориентир. 2006. № 8. С. 24−25.
- Иваницкий А.Т. Организационно-педагогическая система профессионального развития и саморазвития курсантов (слушателей) ввузов МВД России: Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб., 2000.
- Иванов В.И. Моделирование педагогической деятельности // Высшее образование в России. 1998, № 4.
- Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., 1987.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
- Карпов В.В. Психолого-педагогические основы многоступенчатой профессиональной подготовки в вузе: Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб., 1993.
- Качество профессиональной подготовки и деятельности сотрудника ОВД: Материалы научно-практической конференции / Под ред. Б. Ф. Кваши, В. И. Хальзова. СПб., 1996.
- Кикоть В.Я., Якунин В. А. Педагогика и психология высшего образования. СПб., 1996.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. -М., 2004.
- Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. — Обнинск, 1993.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. — М., 1988.
- Колесников Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М., 1991.
- Комусова Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе: Автореф. дисс. канд. псих. наук. JL, 1983.
- Короткое Э.Н. Технология проблемно-деятельностного обучения в ВУЗе.-М.: ВПА, 1990.
- Кузьмина Н.В., Григорьева Е. А., Якунин В. А. Методы системного педагогического исследования. Л., 1980.
- Куприн Д.И. Поединок. -М., 1985.
- Лапаев М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению. — СПб., 1880.
- Литвак М.Е. Профессия — психолог. — Ростов на Дону, 1999.
- Лоскутов В.Н. Актовые методы обучения и их использование на занятиях по военной психологии и педагогика. — М.: ВКИ, 1989.
- Макаренко А.С. Собрание сочинений. — М., 1971.
- Марченков В.И., Герасимов В. Н., Алехин И. А. Педагогика. М., 2002.
- Мелетичев В.В., Шингаев С. М. Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности заместителя командира по воспитательной работе: Учебно-методическое пособие. — СПб., 2006.
- Мелетичев В.В., Якимов Ю. М. Мотивационное обеспечение подготовки курсантов по специальности «Морально-психологическое обеспечение войск» в военно-инженерном вузе: Учебно-методическое пособие. СПб., 2004.
- Методика индивидуальной воспитательной работы. М.: Воениздат, 1991.
- Методические рекомендации командирам, штабам, офицерам воспитательных органов по сплочению воинских коллективов. — СПб., 2005.
- Методические рекомендации по организации воспитательной работы, укреплению правопорядка и воинской дисциплины в высших военно-учебных заведениях Министерства Обороны Российской Федерации. — М.: ГУВР, 2004.
- Морозов С.И. Военно-патриотической работе необходимы системность и эффективность // Ориентир. 2007. № 3. С. 4−7.
- Моторин В.Б., Трофимов А. Б., Марченко B.JI. Воспитательная работа с личным составом Государственной противопожарной службы МЧС России: Учебное пособие. СПб.: СПбИ ГПС МЧС России, 2004.
- Мусин Я.Н. Педагогические основы подготовки курсантов в ввузах ВВ МВД России как воспитателей: Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 1997.
- Настольная книга войскового психолога, офицера по организации общественно-государственной подготовке и военно-социальной работе. — М.: За права военнослужащих, 2004.
- Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. — М., 1988.
- О воспитании патриотизма. Методическое пособие (выпуск 3). — М.: ГУВР, 2004.
- Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации, — М.: Воениздат, 1994.
- Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Под. ред. Бабанского Ю. К. -М., 1982.
- Организационно-методические указания по формированию у курсантов военно-учебных заведений Министерства Обороны Российской Федерации военно-профессиональных навыков. М.: УВО МО РФ, 1999.
- Организация процесса воспитания курсантов и слушателей в военно-учебных заведениях Министерства Обороны Российской Федерации // Право в вооруженных силах. 2006. № 7.
- Орлов А.Б. Склонность к профессиям. М.: Знание, 1981.
- Основные положения военной доктрины РФ // Красная Звезда. 2003. 19 ноября.
- Основы военно-педагогических знаний. М.:ВПА. 1989.
- Основы военной акмеологии. — М.: В, А им. Ф. Э. Дзержинского. 1996. Ч. 2.
- Основы пастырского служения в войсках. Методическое пособие. — М.: МО РФ, 2005.
- Осовский Е.Г. Проблемы стандартизации высшего педагогического образования. Круглый стол // Педагогика. 2001. № 6.
- Опыт морально-психологического обеспечения действий группировки войск в операции по восстановлению конституционного порядка в Чеченской Республике. СПб.: УВР OJI ЛенВО, 2002.
- Оценивание и прогнозирование педагогической деятельности. Л., 1984.
- Паладич О.Г. Профессионально-педагогическая культура: сущность, содержание, формирование. Учебно-методическое пособие. — СПб.: Гаруда. 2005.
- Партийно-политическая работа в Вооруженных Силах. Исторический очерк. — М.: Воениздат, 1974.
- Перевалов В.Ф. Подготовка офицеров к управленческой деятельности. -М., 1991.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. М., 1999.
- Подоляк Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. — М.: Воениздат, 1989.
- Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону, 1998.
- Поливара М.Г. Воспитание курсантов: психологический аспект // Военная мысль. 2001. № 6. С. 54.
- Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. М., 2000.
- Приказ Министра обороны Российской Федерации № 70 от 11 марта 2004 г. «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации».
- Приказ Министра обороны Российской Федерации № 79 от 28 февраля 2005 г. «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., Воронеж, 1996.
- Режепо П. Статистика генералов. — СПб., 1908- Статистика полковников. СПб. 1905.
- Родин В.А., Ефремов О. Ю. О развитии системы «человек — военная техника». Военная мысль. 2007. № 3. С. 61−65.
- Руководство по психологической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации. — М.: ГУ BP, 2005.
- Рыков C.JI. Профессиональное воспитание военнослужащих-женщин: теория и практика: Монография. — М.: ВУ. 2002.
- Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., 2000.
- Сборник методических рекомендаций по сплочению воинских коллективов. -М.: ГУВР, 2004.
- Сибирская М.П. Педагогические технологии профессиональной подготовки: Учебное пособие. СПб., 1995.
- Силкин Н.Н. Теория и практика оптимизации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел к служебной деятельности в условиях повышенного риска: Монография / Под общ. ред. В. И. Хальзова. -СПб., 2001.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М., 1971.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995.
- Справочник офицера-воспитателя. Под общей ред. Н. И. Резника. — М.: За права военнослужащих, 2003.
- Степанов А. Психологическое состояние военнослужащих в особых условиях боевых действий. // Ориентир. 2006. № 8. С. 51−54.
- Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 2000.
- Суворов А.В. Полковое учреждение. М.: Воениздат, 1949.
- Теория и практика воспитания военнослужащих: Учебное пособие. — М.: ГУ BP, 2005.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. — М., 1966.
- Управление психическим состоянием военнослужащих // Ориентир № 8. 2006. С. 52−54.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. — М., 1950. Т. 10.
- Федоров В.Д. Развитие мотивов профессионального самоопределения личности в условиях вуза: Автореф. дисс. канд. псих.. наук. М., 1983.
- Фатхулин М.Ф. Воспитание специалиста. Казань, 1990. «
- Философский словарь. М., 1975.
- Формирование личности курсанта и студента как гражданина и патриота в системе военного образования. СПб.: МВАА, 2005.
- Формирование профессиональной пригодности будущих офицеров / Под ред. Ю. М. Забродина. -М., 1982.
- Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. М., 1989.
- Хальзов В.И., Григорьев В. К. Вопросы педагогики в деятельности офицера подразделения. СПб., 1993.
- Хрестоматия по русской военной истории. М.: Воениздат, 1947.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
- Шадриков В.Д. Профессионально важные качества: Учеб. пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Логос. 1996.
- Шалупенко В.В. Военно-профессиональная готовность выпускников высших военно-учебных заведений. Военно-социологические исследования. -М.: ГУ BP, 2005. № 1. С. 29−40.
- Шалупенко В., Юрченко Ю. Военно-профессиональная готовность выпускников вузов МО РФ. // Ориентир. 2006. № 1. С. 19−23.
- Шеремета Ю.В. Мотивация военно-профессиональной деятельности курсантов вузов и процесс ее развития // Сб. научн. статей ВПА им. В. И. Ленина. 1990. № 44.
- Шкадов И.Н. Кадры Советской Армии и Военно-Морского флота. -М., 1976.
- Юрченко Я.Я. Воспитание. СПб., 2007.
- Яновский К.П. Отношение обучения к воспитанию // Антология педагогической мысли России 2-ой половины XIX начала XX века. — М.: Педагогика, 1990. С. 462−463.
- Якимов Ю.М. Формирование профессиональной мотивации учебной деятельности у будущих офицеров-воспитателей в инженерном ввузе: Дисс. канд. пед. наук. СПб., 2005.
- Якунин В.А. Современные методы обучения в высшей школе. — М., 1991.158