Формирование творческой активности у старших дошкольников средствами предметно-пространственной среды детского сада
Диссертация
Настоящая работа представляет собой попытку теоретического и экспериментального. исследования проблемы развития творческой активности старших дошкольников средствами предметно-пространственной среды. В ходе проведенного теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы подтверждена основная гипотеза, достигнута цель, решены поставленные задачи. Доказано, что предметно-пространственное… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Теоретические основы формирования творческой активности ребенка средствами предметно-пространственной среды
- 1. 1. Творческая активность как личностное свойство
- 1. 2. Формирование творческой активности старшего дошкольника как психолого-педагогическая проблема
- 1. 3. Педагогические возможности предметно-пространственной среды детского сада
- ГЛАВА II. Экспериментальное исследование формирующего влияния предметно-пространственной среды на творческую активность детей старшего дошкольного возраста
- 2. 1. Структура, содержание и методы диагностического этапа эксперимента
- 2. 2. Реализация основных требований к организации предметно-пространственной среды как средства формирования и развития творческой активности старших дошкольников
- 2. 3. Итоги опытно-экспериментальной работы. по формированию творческой активности старших дошкольников средствами предметно-пространственной среды детского сада
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности. Психологический журнал. -1995.-N5.-т.6.-с. 3−18
- Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. Под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1967. -445 с.
- Бакушинский А. В. Исследования и статьи. М.:Советский художник, 1981.- с.
- В-У Борисова Т. Н. Творчество и культура. Категориально-методологический анализ. Автореф. дис. канд. филос. наук.-Саратов, 1993. -20с.
- Бюргель X. Формирование окружающей среды как предмет эстетического воспитания. Эстетическое воспитание, молодежи. Под ред. Б. Т. Лихачева, Г. Зальмона.- М.: Педагогика, 1981.- с.212−218
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. — 196 с.
- И. Ветлугина Н. А. Предметный мир как условие развития самостоятельности художественной деятельности // Самостоятельная художественная деятельность дошкольника // Под.ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1980. С. 51−57.
- Ветрова И.Б. Эстетическая организация архитектурно-пространственной среды как фактор художественно-творческого развития школьников: Дис.канд. пед.гаук. М., 1989.- 206 с., ил.
- Вишнякова Н. Ф. Развитие творческой активности младших школьников (на материале внеклассных музыкальных занятий в условиях школ полного дня) — Дис. канд. пед. наук, М, «1980. — 233 с.
- Внешняя среда и психическое развитие / Под ред. Р. В. Тон-ковой-Ямпольской (СССР), Е. Шмидт-Кольмер (ГДР), Э. Хаби-наковой (ЧССР). Совместное издание СССР-ГДР-ЧССР. -М.: Медицина, 1984. — 208 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Кн. для учителя. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с., ил.
- Ганелин Ш. И. Воспитание активности и самостоятельности как черты личности учащегося // Воспитание самостоятельности и активности учащегося. Л., 1966. — 283 с.
- Гальперин П.Я. 0 психологических основах программированного обучения // Новые исследования в педагогических науках, вып. 4. М.: Просвещение, 1965.
- Гайказова Р.Т., Кострикина Т. Д. Оформление детских дошкольных учреждений. Значение архитектурно-пространственной среды в воспитании дошкольников. М.: Просвещение, 1974. — 64 е., ил.
- Горбань О.А. Жилая среда и ребенок // Техническая эстетика.'- 1979. N 2 — С. 13.
- Грановская P.М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодолеVние стереотипов. С.-П., 1994.
- Гричавичене Н.-Э.Т. Предметно-игровая среда как условие развития сюжетно-ролевых игр дошкольников: Дис, канд. пед. наук. М., 1989. — 150 с.
- Грюнелиус Э. М. Вальдорфский детский сад: Воспитание детей младшего возраста. Пер. с нем. М. В. Тольской. М.: Изд-вс МПИ „Мир книги“, 1992.- 72 с.
- Давыдов В. В. Зрелость творческой личности //Диалоги продолжаются: Полемические статьи о возможных последствиях развития современной науки. М. Политиздат, 1989. с. 152−158
- Давыдов В.В., Переверзев Л. Б. К исследованию предметной среды для детей //Техн. эстетика. 1976. N3−4 -с.4−6
- Детство- Программа равития и воспитания. в дет. саду. СПб.: Акцидент, 1995. — 284 с.
- Диденко С. В. Формирование творческой активности младших школьников в условиях организации эстетической оценочной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Киев, 1987.
- Диченская Е.А. Освоение предметно-пространственной среды младшими школьниками в процессе эстетического воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. — 18 с.
- Дошкольные учреждения и начальная школа. Методические материалы /Под ред. Л. А. Парамоновой, Г. К. Широковой. -М.: Центр инноваций в педагогике, 1995.- 64 с.
- Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы' будущего. 2-е изд. — Берлин: Гос. изд-во, 1922. — 179 с.
- Дьяченко О.М. Воображение дошкольника.- М.: Знание, 1986
- Ермолаев А. П. Экспериментальный детский конструктор для сюжетно-ролевых игр //Техн. эстетика. 1977. N2. с.5−9
- Ермолаева-Томина JI. Б. Проблема развития творческих спо-- собностей детей /по материалам зарубежных исследований/
- Вопросы психологии. 1975. — N5. — сЛ66−175
- Ерошина Г. Ф., Ульянова В. В. Дизайн и дети: Обзор. М.: ВНИИТЭ,. 1975. — с. 5, Вып. 3
- Ершов А. А. Взгляд на активность человека. М., 1991
- Зайченко Е.А. Модульная предметно-игровая среда как фактор обогащения двигательной активности детей 2−3 лет в игре: Дис. канд. пед. наук. М., 1993. — 212 с.
- Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В? т. / .Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986, т. 1, 316 с.
- Зеньковекий В. В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга. — 1995. — 346 с.
- Иванова Г. И. Эстетика предметно-пространственной, среды для детей //Техн. эстетика. 1977. — N12. — с.10−11
- Щу Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под. ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972, — 352 с.
- Иорданский Н. Н. Организация детской среды. М.: Рабочее просвещение. — 1925. — 102 с.
- Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. — 336 с. 42. „Истоки“. Базисная программа развития ребенка-дошкольника. Концепция. М., 1995. — 35 с.
- Киященко Н.И. Сущность прекрасного. М.: Молодая гвардия, 1977. с.72
- Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда //Вопросы психологии, 1993, N1, с.13−24
- Кокорева Н. В. Формирование у воспитателей дошкольных уч. реждений позиций принятия активной роли ребенка: Дис.
- Канд. пед. наук. М., 1993 .
- Комарова С. Т. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений. М.: МНЕМОЗИНА, 1995. — 160с.
- Комплексная программа „Развивающая предметно-игровая среда“ /Под ред. В. С. Мухиной. М., 1993
- Крупнов А. И. Психологические проблемы исследования активности человека //Вопросы психологии, 1984, N3, с.25−33
- Крылова Н.М., Иванова В. Т. Детский сад дом радости: Старшая группа. — Пермь: ПГПИ, 1991. — 169 с.
- Лазарь А.Е. Художественная среда как фактор формирования личности: Дис. канд. философ, наук. Куйбышев, 198 853.1/Лазурский А. Ф. Общая и экспериментальная психология 1912 264 с.
- Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда/Пер. с англ. М.: Прогресс. 1993. — 206с.
- Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения.-М., т. 2, 1983
- Леонтьев А. Н. Культура, поведение и мозг человека// Вопросы философии, 1968, N7, с.51
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. — М.: Изд. Моск. ун-та, 1972. — 575 с.
- Лернер И. Я., Скаткин М. Н. Современный урок. М.: МИРОС, 1992. — 38 с.59^ Лейтес Н. С, Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1984
- Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. — 125 с.
- Мануйлов Ю. С. Предметно-эстетическая среда ученического коллектива и ее влияние на личность старшеклассников: Дис. канд. пед. наук. М., 1985
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 207 с.
- Матюшкин A.M. Психологические основы диагностики и развития творческих способностей в обучении // Проблема способностей в современной психологии. Сб.науч. трудов. -М., 1984, с. 23
- Мордкович В. Г. Активность как философская категория//0б-щественно-политическая активность трудящихся. Свердловск., 1970. 210 с.
- Москаева А. С. Предметный мир глазами детей, дети — глазами дизайнера //Техн. эстетика, — 1977. — N12. — с. 1−5
- Назаренкова Г. Н, Игра как средство развития творческой активности подростка: Дис. канд. пед. наук, М., 1994, с.
- Немов Р. С. Психология. В 2-х кн., М., 1994, кн. 2.
- Нийт Т. Общие тенденции в развитиии теорий о взаимоотношениях5 человека и среды//Человек. Среда. Общение. Таллин, 1980.72'f Николко В. Н. Творчество как новационный процесс: Филос. -онтол. анализ. Симферополь, 1990. — 189 с.
- Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. М., 1995.
- Новоселова С. Л., Овчинникова А. А., Гринявичене Н. Т. Мебель-игрушка оборудование для детского сада // Игра дошкольников/Под ред. С. Л. Новоселовой. — М.: Просвещение, 1989. — с.217−230
- Одаренные дети: Пер. с англ./Общ. ред. Т. В. Бурменского и В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. — 376 с.
- Павлов И. П. Избр. труды, М.: Учпедгиз, 1954. — 418 с.80/ Павлов Т. Д. Информация, отражение, творчество. М., 1967.
- Пантелеев Г. Н. Оформление помещений дошкольных учреждений: Пособие для воспитателя и заведующего детским садом. М.: Просвещение, 1982. — 143 с.
- Переверзев Л. Б. Дизайн игрушки //Техн. эстетика, 1984, N11, с. 13−27
- Петровский В. А. Психология воспитания. 2-е изд. — М., 1995.
- Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО „Горбунок“, 1992. 223 с.
- Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина В. А., Срелко-ва Л.Г. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993.
- Петрушек А.И. Творческая активность субъекта ' в познании. Минск, 1975
- Психология одаренности детей и подростков/Под ред. Н.С.ьУ ¦ '
- Лейтеса. М.: Изд. центр „Академия“, 1996. — 416 с.
- Радуга: Прогр. и метод, руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5−6 лет в детском саду / Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. Н. Грузик и др. М.: Просвещение, 1996. — 269 с.
- Развитие» Программа: Основные положения. М.: Новая школа, 1994. — 63 с.
- Развитие творческой активности школьникоов /Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. — 160 с.
- Розанова Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М., 1978, 231 с. .
- Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В.Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1988. — 333 с.
- Рошаль Г. Л. Художественное воспитание // Доклад на 3 Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию. М.: Госмастерская педагогического театра, 1924. — 251 с.98^ Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. -М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
- Рудикс П. А. Психология. М.: Физкультура и спорт, 1958. — М.: 501 с.
- Савенков А. И. Детская одаренность. Теоретические основы развития. М.: Российский институт молодежи, 1996, -150 с.
- Савенков А. И. Коллективная изобрательная деятельность// Начальная школа, 1989, N 12, С. 73−77.
- Ю2.Сакулина Н. П. Развитие активности и творчества в процессе обучения изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. 1969. — N 5, — С. 50−55.
- ЮЗ.Сакулина Н. П. Воспитание творческой инициативы // Дошкольное воспитание. 1970. — N 1, — С. 39−44.
- Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания. М., 1997, — 242 с.
- Юб.Средовые условия групповой деятельности / Под ред. X. Миккина. Таллин, 1988, 234 с.
- Стеркина Р. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание, 1996, N 6, с. 2−15.
- Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. -М., 1975, т. I. 378 с.
- Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
- Ю9.Тафель Р. Е. Диагностические методики для выявления (идентификации) творческих личностей в американской психологии: Автореф. дис. канд. псих, наук, М., 1974.
- Тихеева Е. И. Обстановка в жизни маленьких детей. Петр., 1922.
- Тихеева Е.И. Ребенок дошкольник и воспитывающая среда / Под ред. Е. И. Тихеевой. — Л., 1924−25, Вып. 1,2.
- Фидельман М.И. Динамика развития творческой и интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте: Дис. канд. псих. наук.- М., 1994.
- ИЗ.Флерина Е. А. Роль материальной среды в развитии художественно-творческой активности дошкольника // Искусствов трудовой школе / Под ред. А. В. Бакушинского. М.: Новая Москва, 1926. — с. 13−34.
- Флоренский П.А.. Из неоконченного труда «У водоразделов мысли» // Эстетические ценности в системе культуры.- М., 1986.
- Френе С. «Детские заповедники» // Избранные педагогические сочинения: Пер. с франц. // Под ред. Б. Л. Вульфсона.- М.: Прогресс, 1990, С. 45−49.
- Иб.Хазратова Н. В. Формирование креативности под влиянием социальной микросреды. Дис. канд. пед. наук. М., 1994, 155 с.
- Черноушек М. Психология жизненной среды. М.: Мысль, 1989. — 174 с.
- Ш. Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. Ростов н/Д.: Изд.-во Рост. гос. пед. ун-та, 1995. — 272 с.
- Шацкий С. Т. Школа для детей и дети для школы // Избранные педагогические сочинения. В 2-х т., Т. 2. М., 1980, с. 113−209.
- Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1958. — 430 с.
- Шацкий С. Т. Педагогические сочинения. М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1964, Т. 3., — 492 с.
- Шацкий С.И., Шлегер Л, К. Среда воспитатель и проблема детского сада. — М., 1925. -65с.
- ШпикаловаТ. Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути её реализации: Дис. докт. пед. наук. М.: 1988.
- Шубинский В. С. Педагогика, творчества учащихся. М.: Знание, 1988.
- Эстетические ценности предметно-пространственной среды / Под ред. А. В. Иконникова. М.: Стройиздат, 1990, — 334 с. ил.
- Юдин Э.Г. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет научного изучения//Вопросы философии, 1976, N 5, С. 18−36.
- Юркевич B.C. Светлая радость познания. -М: Знание, 1977. 64 с.
- Юркевич B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьников//Вопросы психологии, 1980, N 2.
- Altman, I. The Invironment and Social Behavior Monterey, C. A.: Brooks / Cole, 1975, p. 23.
- Garriston J. Child Arts- integrating curriculum thought the Arts. Addison-Wesly Publ. Cjmp. USA, 1969.
- Gallahan, C. Developing creativity in gifted and talented. Res ton VA: TheCounc. il for Exceptional Children, 1987.
- Jones Т.P. Creative learning in perspective. London Press, 1972.
- Loo С.М. The effekt of spatial behavior of children. Jornal of Applied Social Psyhology, 1972, 2(4), p.372−381.
- Proshansky H.M. Ittelson W.H.J Pivin L.G. (Eds.) Environmental Psyhology: Man and His Physical Setting. Ney York- Holt, Rinenart Y. Winston. 1970.
- Niit Т., Kruusval1 J. Y, Heidmets M. Enironmental psyco-logy in the Sovien Union. Journal of Environmental Psyhology, 1981, ½, p. 157−177.
- Renzulli, J.S. What makes a problem real: Stacking the illusive meaning of qualitative differences in giftededucation. The Gifted Child Quarterly, 26(4), p. 147−155. 1982.
- Sisk, D.A., The Relationship Between Self Concept and Creative Thinking of Elementary Scool Children: An Experimental Investigation // Gifted International. Vol. VI, No'. 2, p. 94−107, 1990.1.
- Torrance, E. Guiding creative talant, N.Y., 1962.
- Feldhusen J., Treffinger D. Creative and preblem solving in gifted education, Dubuoue IA: Kendall / Hunt Publishing, 1980.