Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологический анализ урока иностранного языка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагогическая деятельность преподавателя, основано в разных формах, среди всех особое место занимает урок. Это самая главная организационная единица процесса обучения, так как тут проходит совместная работа учителя и учащихся. Анализу урока посвящено очень много различных психологических и методических работ (И.В. Карпов, Н. Ф. Добрынин, Л. Т. Охитина, Е. С. Ильинская, Е. И. Пассов и др.). Так… Читать ещё >

Психологический анализ урока иностранного языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Педагогическая деятельность преподавателя, основано в разных формах, среди всех особое место занимает урок. Это самая главная организационная единица процесса обучения, так как тут проходит совместная работа учителя и учащихся. Анализу урока посвящено очень много различных психологических и методических работ (И.В. Карпов, Н. Ф. Добрынин, Л. Т. Охитина, Е. С. Ильинская, Е. И. Пассов и др.). Так, в конкретно-методической работе Е. И. Пассова: «Урок иностранного языка в средней школе», приводится развернутая характеристика методического содержания, логики построения урока иностранного языка, определяются его виды, описывается особенности технологи проведения. Е. И. Пассов обостряет особое внимание на роль психолого-педагогического аспекта анализа урока. " Соблюдение психолого-педагогических требований, предъявляемых к современному уроку, настолько важно, что от этого зависит все остальное, общий успех дела" , справедливо отмечает Е. И. Пассов. личностный иностранный усвоение управляемость Анализ любого урока представляет собой подробный комплексный разбор, в котором психологический, педагогический, методический и предметный аспекты довольно тесно связаны друг с другом. Выделение одного из этих аспектов, например, психологического, носит условный характер, и оно необходимо только в аналитическом плане. Стоит отметить, также, что, способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ урока имеет важное значение прежде всего для самого учителя, проводившего урок. В результате проведения такого анализа учитель получит возможность посмотреть на свой урок со стороны. Психологический анализ урока — это целенаправленное осмысление учителем всей совокупности собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом применении в обучении, во взаимодействии с классом.

Сам предмет психологического анализа урока разнообразен, сюда входят: психологическая особенность учителя, его личность, его деятельность на данном конкретном уроке, закономерности самого процесса обучения, психологические особенности и закономерности личности учащегося (всего класса), его деятельность по усвоению определенных знаний, формированию умений и навыков. Это и психологические особенности, закономерности процесса общения между учителем и учащимися, обусловленного спецификой учебного предмета, т. е. того материала, который передается учителем и усваивается учащимся, и многие другие объекты анализа [Добрынин Психологический анализ урока, 1952, стр. 52].

Так как урок представляет собой целостную систему, его компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы и могут быть выделены и показаны через соотнесение их друг с другом. Отсюда следует что, психологический анализ урока можно представить как: «анализа через синтез». На это стоит обратить внимание потому, что " лишь по мере того как человек раскрывает систему связей и отношений, в которых находится анализируемый объект, он начинает замечать, открывать и анализировать новые, еще неизвестные признаки этого объекта. И наоборот, пока он не начинает сам раскрывать систему таких связей, он не обратит никакого внимания на новое и нужное для решения свойство, даже если ему подсказать его, прямо указать на него" [Брушлинский Психология мышления и кибернетика. — М.: 1970, стр. 55]. В этой форме анализа урока через синтез, может отразить все многообразие взаимосвязей между компонентами урока, способствует более глубокому познанию учителем самых психологически сложных моментов процесса обучения и научения.

В основу урока английского языка входят условия и способы усвоения иноязычных средств и способов выражения мысли, усвоения, предполагающего наличие коммуникативной потребности ученика в порождении или приеме речевого высказывания на иностранном языке. Не менее важной отличительной особенностью урока английского языка является и его направленность на развитие коммуникативных способностей учащихся средствами и способами изучаемого иностранного языка.

Урок английского языка как и другие уроки отвечает основополагающему принципу советской школы — принципу развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип получил развернутое толкование в работе Л. Т. Охитиной:

" 1. Урок проводится не ради самого урока, а ради того, чтобы воздействовать на личность ученика; не ради того, чтобы «пройти» какие-то вопросы программы, а ради того, чтобы на материале этих программных вопросов формировать определенные интеллектуальные, моральные, волевые и другие качества личности. Необходимо сочетать воздействие через интеллект на чувства (убеждение) и воздействие через чувства на интеллект (внушение). Процесс обучения должен вносить изменения не только в интеллектуальную сферу ученика, но и в психическое развитие его личности в целом. Обучение не будет развивающим, если оно не вносит изменений в структуру личности.

2. Изменения в структуре личности происходят лишь в том случае, если ученик действует по внутреннему побуждению. Действие, усвоенное по принуждению, разрушается сразу же, как только меняются условия. Действие, усвоенное по внутреннему побуждению, остается и при изменившихся условиях, так как вплетается в структуру личности. Отсюда следует: не ругать. [Орлов «Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа», 1984, стр. 147.].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой