Программированный метод.
Методика профессионального обучения.
Развивающее обучение
Основные признаки: машинное и безмашинное программирование учебного материала с постановкой вопросов и заданий обучающимся для самостоятельного усвоения знаний и способов действий. По дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности). Незаменима лекция и в функции систематизации… Читать ещё >
Программированный метод. Методика профессионального обучения. Развивающее обучение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основные признаки: машинное и безмашинное программирование учебного материала с постановкой вопросов и заданий обучающимся для самостоятельного усвоения знаний и способов действий.
Определение: программированный метод — это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил структурирования учебного материала и управления самостоятельной работой обучающихся по его изучению с помощью программных педагогических средств (ППС).
Основные функции: управление с помощью ППС и ТСО учебной деятельностью; обучение навыкам самоконтроля; обучение навыкам работы с компьютером; составление обучающих и других программ для компьютера; развитие индивидуальных способностей.
Правила: 1) учебный материал структурируется с помощью Г1ПС; 2) включение обучающихся в учебную деятельность и побуждение к выполнению программированных заданий осуществляется за счет новизны форм работы и мотивационного обеспечения учебного процесса, заложенного при разработке Г1ПС; 3) контроль и оценивание проводятся по результатам выполнения программированных заданий.
Программированный метод с внедрением персональных компьютеров занимает все больший удельный вес среди остальных методов обучения. За счет высоких технических и дидактических возможностей компьютеров этот метод находит применение при изучении многих учебных предметов и на всех этапах занятия.
Одной из основных форм обучения в ВУЗе являегся лекция. Слово «лекция» происходит от латинского «lection» — чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. Вузовская лекция — главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель — формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой.
Лекция выполняет следующие функции:
- • информационную (излагает необходимые сведения);
- • стимулирующую (пробуждает интерес к теме);
- • воспитывающую;
- • развивающую (дает оценку явлениям, развивает мышление);
- • ориентирующую (в проблеме, в литературе);
- • разъясняющую (направленная прежде всего на формирование основных понятий науки);
- • убеждающую (с акцентом на системе доказательств).
Незаменима лекция и в функции систематизации и структурирования всего массива знаний по данной дисциплине. Можно выделить следующие виды лекций.
- 1. По общим целям: учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие.
- 2. По научному уровню: академические и популярные.
- 3. По дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности).
- 4. По способу изложения материала: бинарные или лекциидискуссии (диалог двух преподавателей, защищающих разные позиции), проблемные, лекции-конференции. В настоящее время наряду со сторонниками существуют противники лекционного изложения учебного материала.
Мнение «противников» лекций, как основной формы обучения в вузе:
- • Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше.
- • Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям.
- • Лекции нужны, если нет учебников или их мало.
- • Одни студенты успевают осмыслить, другие — только механически записать слова лектора.
Однако опыт показывает, что отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные выше недостатки в значительной мере могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением материала [27].